Прячет тело жирное в утесах. Песня о буревестнике стихотворение максима горького

Максим Горький.

Песня о буревестнике.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей, - стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары тоже стонут, - им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.

Вот он носится, как демон, - гордый, черный демон бури, - и смеется, и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома, - чуткий демон, - он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, - нет, не скроют!

Ветер воет… Гром грохочет…

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

Пусть сильнее грянет буря!..

«Песня о буревестнике» Максим Горький

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей,- стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары тоже стонут,- им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.

Вот он носится, как демон,- гордый, черный демон бури,- и смеется, и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома,- чуткий демон,- он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца,- нет, не скроют!

Ветер воет… Гром грохочет…

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний!

— Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

— Пусть сильнее грянет буря!..

Анализ стихотворения Горького «Песня о буревестнике»

«Песня о буревестнике» — финальная часть рассказа «Весенние мелодии», который был создан Максимом Горьким в Нижнем Новгороде весной 1901 года. Однако само произведение из-за ярко выраженных революционных настроений было запрещено цензурой к печати . И лишь финал рассказа, написанный в форме белого стиха, в апреле 1901 году был опубликован в журнале «Жизнь» как самостоятельное литературное произведение под названием «Песня о буревестнике».

Учитывая тот факт, что сам рассказ «Весенние мелодии» носил ярко выраженные пропагандистский и бунтарский характер, сомнений в революционной подоплеке «Песни о буревестнике» не возникает. Однако цензура посчитала этот отрывок вполне миролюбивым и не усмотрела крамолы в недвусмысленном призыве «Буря! Скоро грянет буря!». Тем не менее, именно это произведение стало одним из важнейших агитационных материалов при подготовке двух революций – 1905 и 1917 годов.

Если отбросить идеологическую подоплеку «Песни о буревестнике», то само по себе стихотворение представляет огромную литературную ценность. Максим Горький – далеко не единственный поэт, писатель и драматург, который решил обратиться в своем творчестве к морской тематике. Однако мало кому из представителей русской литературы на рубеже 19 и 20 веков удалось так ярко, красочно и захватывающе рассказать о приближающемся шторме, используя для этого все языковое богатство оттенков.

Начинается произведение с описания надвигающейся бури, когда «над седой равниной моря ветер тучи собирает». Но, несмотря на непогоду, «между тучами и морем гордо реет буревестник», которого автор считает очень смелой птицей. Более того, в крике буревестника Максиму Горькому чудится радость и «жажда бури». В качестве образного и запоминающегося контрастного приема автор описывает поведение чаек, которые в это же время «стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей». Не менее пугливо ведет себя «глупый пингвин», который «прячет тело жирное в утесах», и гагары, которым «недоступно наслажденье битвой жизни».

Таким образом, буревестника Максим Горький отождествляет с неким высшим существом, которому подвластно управлять морской стихией , и который радуется надвигающейся бури и «над тучами смеется», то есть готов открыто вступить в схватку с непогодой и выйти из нее победителем. Более того, автор сравнивает буревестника с пророком победы, который только и жаждет того, чтобы буря грянула сильнее. И совсем неважно, что она может унести жизни тысяч других обитателей моря и суши, которые не без оснований опасаются высоких волн, воющего ветра, блеска молний и грома.

В контексте пропаганды революционных идей «Песня о буревестнике» обретает совершенно иной смысл . В ней звучит неприкрытый призыв к изменению действующего общественно-политического строя и свержению самодержавия, избавиться от которого без народной «бури» — массового и кровопролитного восстания – не представляется возможным. Однако ни буревестника, ни автора произведения совершенно не заботит судьба «чаек» и «глупых пингвинов», которые рассчитывают на то, что буря скоро уляжется, и все в мире вернется на круги своя.

Примечательно, что «Песнь о буревестнике» являлась одним из самых любимых литературных произведений Владимира Ильича Ленина, который открыто признавал огромную агитационную ценность этого стихотворения и посвятил ему несколько идеологических статей, в которых раскрывал феномен Максима Горького, как «поэта революции» и «предвестника бури», отмечая при этом удивительно живой и образный язык автора и его бесспорный литературный дар.

После возвращения М. Горького 12 марта 1901 года из поездки в Петербург и Москву. Была она опубликована в 1901 в журнале «Жизнь» как самостоятельное произведение после запрета цензурой всего рассказа. Писатель в это время был связан с московской организацией «Искры», вел революционную пропаганду среди студентов и рабочих, и выступал инициатором широких общественных протестов против преследования студентов, «…в сердце у меня горят зори весенние и дышу я во всю грудь», - писал он весной 1901 Л. Андрееву. «Песня» написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Петербурге 4 марта 1901 года. Первоначально она не задумывалась как самостоятельное произведение, а входила в сатирический рассказ «Весенние мелодии», где разные слои общества изображались в виде птиц. Представитель молодого поколения - Чиж (видимо, студент) - поет крайне возбуждающую песнь «О Буревестнике». Цензура запретила печатать рассказ полностью, но песню чижика непредусмотрительно разрешила (целиком «Весенние мелодии» были напечатаны нелегально на гектографе нижегородскими радикалами). Перед отправкой в печать Горький изменил финальную фразу. Вместо «Ждите! Скоро грянет буря!» поставил «Пусть сильнее грянет буря!». В результате, 17 апреля Горького и его закадычного друга - поэта Скитальца арестовали, а затем выслали из Нижнего Новгорода. Проводы его вылились в массовую демонстрацию. В мае журнал закрыли.

Значение

Выход журнала с «Песней о Буревестнике» вызвал переполох среди жандармов. Далее приводилась полностью «Песня о Буревестнике» и говорилось о «сильном впечатлении», произведенном ею в литературных кругах. После выхода «Песни о Буревестнике» самого автора стали называть «буревестником» и «буреглашатаем». «Песня» была одним из поводов к запрещению журнала, - номер, в котором она напечатана, оказался последним. Однако на этом распространение произведения не закончилось. «Песня о Буревестнике» была включена в сборники революционных стихов и песен, выходившие за границей. Ставшая в годы первой русской революции боевым паролем, «Песня о Буревестнике» вызывала ненависть в лагере реакции. В передовых кругах русского общества «Песня о Буревестнике» была принята как пламенная революционная прокламация; произведение широко распространялось через нелегальные издания. Большевистская пропаганда многократно использовала образы «Песни о Буревестнике», отчего, зачастую, произведение воспринимается только в политическом и временном контексте. Однако в «Песне о Буревестнике», кроме призыва бури, звучит вечная тема одиночества отважного героя и противопоставление этой отваги обывательской трусости и ограниченной серой жизни. В годы борьбы с самодержавием «Песня о Буревестнике» была одним из могучих средств революционной пропаганды.

Текст

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, - стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, - им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утёсах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, чёрной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
Вот он носится, как демон, - гордый, чёрный демон бури, - и смеётся, и рыдает... Он над тучами смеётся, он от радости рыдает!
В гневе грома, - чуткий демон, - он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, - нет, не скроют!
Ветер воет... Гром грохочет...
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
- Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
- Пусть сильнее грянет буря!..

  • «Песня» была положена на музыку П. Н. Ренчицким (мелодекламация).
  • Борис Акунин в своём блоге сравнил Песню о Буревестнике с нынешней(2012 год) политической обстановкой в России.

См. также

Ссылки

Сб. «Революционный путь Горького», Центрархив. М. - Л., 1933, стр.50-51.

Е. Ярославский. См.: «Революционный путь Горького», М.- Л., 1933, с. 8 - 9


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Песня о Буревестнике" в других словарях:

    Псевдоним знаменитого писателя Алексея Максимовича Пешкова (см.). {Брокгауз} Горький, Максим (наст. фам. Пешков, Алексей Максим.), известный беллетрист, р. 14 марта 1869 в Нижн. Новгороде, с. обойщика, подмастерье малярного цеха. {Венгеров} … … Большая биографическая энциклопедия


Максим Горький


Песня о Буревестнике


Над седой равниной моря
ветер тучи собирает.


Между тучами и морем
гордо реет Буревестник,
черной молнии подобный.


То крылом волны касаясь,
то стрелой взмывая к тучам,
он кричит, и - тучи слышат
радость в смелом крике птицы.


В этом крике - жажда бури!
Силу гнева, пламя страсти
и уверенность в победе
слышат тучи в этом крике.


Чайки стонут перед бурей, -
стонут, мечутся над морем
и на дно его готовы
спрятать ужас свой пред бурей.


И гагары тоже стонут, -
им, гагарам, недоступно
наслажденье битвой жизни:
гром ударов их пугает.


Глупый пингвин робко прячет
тело жирное в утесах...


Только гордый Буревестник
реет смело и свободно
над седым от пены морем!


Всё мрачней и ниже тучи
опускаются над морем,
и поют, и рвутся волны
к высоте навстречу грому.


Гром грохочет. В пене гнева
стонут волны, с ветром споря.


Вот охватывает ветер
стаи волн объятьем крепким
и бросает их с размаху
в дикой злобе на утесы,
разбивая в пыль и брызги
изумрудные громады.


Буревестник с криком реет,
чёрной молнии подобный,
как стрела пронзает тучи,
пену волн крылом срывает.


Вот он носится, как демон, -
гордый, черный демон бури, -
и смеется, и рыдает...


Он над тучами смеется,
он от радости рыдает!


В гневе грома, - чуткий демон, -
он давно усталость слышит,
он уверен, что не скроют
тучи солнца, - нет, не скроют!


Ветер воет... Гром грохочет...
Синим пламенем пылают
стаи туч над бездной моря.


Море ловит стрелы молний
и в своей пучине гасит.


Точно огненные змеи,
вьются в море, исчезая,
отраженья этих молний. -


Буря! Скоро грянет буря!


Это смелый Буревестник
гордо реет между молний
над ревущим гневно морем;


то кричит пророк победы: -
Пусть сильнее грянет буря!..



(Разбивка текста моя - А.Р.:))

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.09.2017. Созвучия...
  • 01.09.2017. Созвучия...
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Максим Горький

Песня о буревестнике

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и -- тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике -- жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. Чайки стонут перед бурей, -- стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут, -- им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится, как демон, -- гордый, черный демон бури, -- и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает! В гневе грома, -- чуткий демон, -- он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, -- нет, не скроют! Ветер воет... Гром грохочет... Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний. -- Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: -- Пусть сильнее грянет буря!.. Прослушать .

Комментарии
Песня о Буревестнике

Впервые напечатано в журнале "Жизнь", 1901, книга четвертая, апрель. Как уже указывалось, песня является заключительной частью "Весенних мелодий". В самостоятельное произведение она была превращена М. Горьким после запрещения царской цензурой остальной части "Весенних мелодий". "Песня о Буревестнике" создана М. Горьким в марте 1901 года в Нижнем Новгороде, после возвращения из поездки в Петербург и Москву. "Буревестник", -- писал М. Горький 28 марта 1928 года редакции газеты "Известия", -- написан мною в Нижнем и был послан в "Жизнь" почтой". (Архив А.М. Горького.) Выписав полностью текст "Песни о Буревестнике" из журнала "Жизнь", царский цензор доносил: "Означенное стихотворение произвело сильное впечатление в литературных кружках известного направления, причём самого Горького стали называть не только "буревестником", но и "буреглашатаем", так как он не только возвещает о грядущей буре, но зовёт бурю за собою". (Сб. "Революционный путь Горького", Центрархив. М.-Л., 1933, стр.50--51.) Старый большевик Ем. Ярославский в статье "Путь пролетарского писателя в подполье" вспоминал о первых годах двадцатого века: "Появляется рассказ Горького "Весна" ("Весенние мелодии". -- Ред.), который печатался и переписывался от руки; но особенно большое значение имел "Буревестник" Горького -- эта боевая песнь революции. Вряд ли в нашей литературе можно найти произведение, которое выдержало бы столько изданий, как "Буревестник" Горького. Его перепечатывали в каждом городе, он распространялся в экземплярах, отпечатанных на гектографе и на пишущей машинке, его переписывали от руки, его читали и перечитывали в рабочих кружках и в кружках учащихся. Вероятно, тираж "Буревестника" в те годы равнялся нескольким миллионам... Нет никакого сомнения в том, что... воззвания Горького и его пламенные боевые песни -- "Буревестник", его "Песнь о Соколе" -- имели не меньшее революционное воздействие на массы, чем прокламации отдельных революционных комитетов партийной организации; да и сами партийные организации нередко издавали горьковские воззвания и распространяли их широко в массах". (Сб. "Революционный путь Горького", Центрархив. М.-Л., 1933, стр.8-10.) "Песня о Буревестнике" принадлежала к числу любимых В.И. Лениным произведений М. Горького. "Владимир Ильич, -- рассказывала Н.К. Крупская, -- очень ценил Алексея Максимовича Горького как писателя. Особенно нравились ему "Мать", статьи в "Новой жизни" о мещанстве, -- сам Владимир Ильич ненавидел всякое мещанство, -- нравилось "На дне", нравились песни о Соколе и Буревестнике, их настрой, любил он такие вещи Горького, как "Страсти-мордасти", как "Двадцать шесть и одна". (Н.К. Крупская. Ленин и Горький. "Комсомольская правда", 1932, номер 222, 25 сентября.) Художественные образы "Песни о Буревестнике" неоднократно использовались В. И. Лениным и другими руководителями большевистской партии в борьбе за социалистическую революцию. В 1906 году, в статье "Перед бурей", В. И. Ленин писал: "Мы стоим, по всем признакам, накануне великой борьбы. Все силы должны быть направлены на то, чтобы сделать её единовременной, сосредоточенной, полной того же героизма массы, которым ознаменованы все великие этапы великой российской революции. Пусть либералы трусливо кивают на эту грядущую борьбу исключительно для того, чтобы погрозить правительству, пусть эти ограниченные мещане всю силу "ума и чувства" вкладывают в ожидание новых выборов, -- пролетариат готовится к борьбе, дружно и бодро идёт навстречу буре, рвётся в самую гущу битвы. Довольно с нас гегемонии трусливых кадетов, этих "глупых пингвинов", что "робко прячут тело жирное в утёсах". "Пусть сильнее грянет буря!" (В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4-е, т.11, стр.117.) В. М. Молотов в прощальной речи на Красной площади 20 июня 1936 года говорил: "Своими особыми путями пришёл великий художник Максим Горький в ряды бойцов за коммунизм. Вошёл он в наши ряды ещё до революционного подъёма 1905 года, но уже с развёрнутым знаменем буревестника революции". ("Правда". 1936. номер 169, 21 июня.) М. И. Калинин назвал горьковского "Буревестника" предвестником 1905 года. (Сб. "М.И.Калинин о литературе". Л. 1949, стр.153--154.) В статье "К шестидесятилетию со дня рождения товарища Сталина" М.И. Калинин писал: "1900--1901 годы были годами дальнейшего подъёма революционного движения по всей России. В обществе чувствовалась энергия к борьбе. "Буревестник" Горького как бы обобщил настроение, желание бороться с самодержавием, с его порядками". (Там же, стр.158.) В статье "Славный путь комсомола" (1938) М.И. Калинин указывал: "С конца девяностых годов значительно усилилось революционное движение как в столицах, так и в провинции... Рабочее движение вышло на широкую арену политической борьбы, захватило и увлекло за собою огромные массы народа, что великолепно выразил Горький в своём "Буревестнике". (Там же, стр.160.) На собрании актива днепропетровского комсомола М.И.Калинин говорил: "Я очень советую комсомольцам, нашей молодёжи прочесть "Буревестник" Горького. Там прекрасно передано революционное стремление передовых людей старой России". (Там же, стр.158.) В годы героической борьбы русского народа с самодержавием "Песня о Буревестнике" была одним из могучих средств революционной пропаганды. "Песня о Буревестнике" включалась во все собрания сочинений. Печатается по тексту, подготовленному М.Горьким для собрания сочинений в издании "Книга".
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: