Проблема этногенеза восточных славян, или Почему в нашей истории есть белые пятна? Проблема этногенеза восточных славян.

Проблема этногенеза восточных славян.

Античное население в эпоху «Великого переселения народов».

Согласно Геродоту древнейшим населением Северного Причерноморья были КИММЕРИЙЦЫ. Среди ученых нет единого мнения, что они представляли в этническом плане. Известно, что киммерийцы пришли в Азию в VIII в. до н.э.

Исход киммерийцев не был связан с походами СКИФОВ в Закавказье, Египет и Сирию в VII в. до н.э. Скифы пришли в Северное Причерноморье с востока из-за Дона. В результате здесь сложился мощный племенной союз. С точки зрения Геродота не все скифы были кочевниками, некоторая часть из них занималась земледелием. Скифы занимали территорию между Дунаем и Доном, их столицей стал г.Никополь в Крыму.

Под натиском ираноязычных кочевников СОРМАТОВ, пришедших из-за Дона и Волги, пало скифское царство, которое просуществовало до III в. н.э. Сорматы занимали степи от Табола до Дуная.

В эпоху «Великого переселения народов» (IV-VII вв.) этническая карта Европы существенно изменяется. Северное Причерноморье превращается в магистральный путь для движения этносов (исторически сложившихся этнических общностей – племен, народностей) с Востока на Запад.

На смену сарматам в III в. н.э. в причерноморские степи приходят ГОТЫ, в сер. IV–V вв. – ГУННЫ, а в VI в. – АВАРЫ. В 30-е годы VII в. в результате распада Аварского каганата в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен. Булгарский союз стал играть главную роль на Северном Кавказе, а область обитания БУЛГАР называлась Великая Булгария.

В течение первой половины VII в. происходила борьба за гегемонию между булгарами и хазарами. В отличие от булгар, которые передали свое название славянскому населению древней Фракии (нынешняя Болгария) и тем самым сохранили свое имя до наших дней, хазары исчезли с карты мира много веков назад. В X в. Хазария была значительно ослабленной, главным врагом которой стала Русь, разгромившая Хазарский каганат.

Природной колыбелью восточнославянских народов и российской государственности была Восточно-Европейская равнина. Здесь складываются этнические и государственные границы в связи с военно-политическими конфликтами и колонизационными процессами. К середине I в.н.э. в лесной, лесостепной и степной полосе Евразии уже сложились устойчивые хозяйственно-культурные комплексы, и активно развивается процесс ЭТНОГЕНЕЗА (происхождения).

К VI-VII вв. завершается этап выделения восточных славян из общего праславянского единства, которые занимали территорию от Ладожского озера до лесостепи среднего Приднепровья. Восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Это обстоятельство можно объяснить различиями по антропологическому типу.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I в.н.э.

О чем свидетельствуют Греко-римские и византийские писатели Прокопий Кесарийский (VI в.), Маврикий Стратег (кон. VI в.) и др. Славян называли ВЕНЕДАМИ, АНТАМИ, СКЛАВИНАМИ, РОСАМИ.

В VI в.н.э. в жизни славян сложились три новых явления:

· благодаря развитию производительных сил родовой строй у восточных славян достиг наивысшего расцвета и породил такие противоречия, которые привели к формированию классовых отношений;

· для усилившихся племенных дружин открылась в результате «Великого переселения народов» возможность осуществлять далекие военные походы и переселяться в них;

· обилие в степях воинственных и плохо управляемых кочевых орд представляло постоянную опасность для жизни славян.

Взаимодействие этих трех явлений привело к консолидации славянских племен и образованию крупных союзов. Примерно из 150 славянских племен сложилось 15 славянских союзов: северяне, поляне, древляне, вятичи, хорваты и др. Названия славянских племенных союзов большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения.

В дальнейшем на основе союзов славянских племен образовались три крупных союза союзов – Славия (Великий Новгород), Артания (Рязань) и Куяба (Киев).

Складывание союзов славянских племен подводило общество к образованию классов и государственности. Необходима была надежная форма хозяйства, которая стала бы основой славянского общества.

В VII-VIII вв. в славянских землях начинает складываться такое хозяйство. Это процесс выражался в следующем:

· развивалось ремесло, и повышался качественный уровень обработки железа;

· совершенствовалось земледелие;

· происходило изменение в самом родовом строе. Выделяется соседская территориальная община.

Одновременно с соседской общиной племенная знать превращается в феодалов, силой утверждая свое «право» на землю и заставляет крестьян-общинников отдавать часть своего урожая. Схематично процесс распада родовых отношений у славян был следующим:

СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА
Дружинники

В VI-VII вв.н.э. у восточнославянского родоплеменного строя, называвшегося военной демократией, начинается переход к феодализму. Высшим органом власти у славян продолжало оставаться народное вече, которое обеспечивало политическое и экономическое равенство всех членов племени. Постепенно значение его падало. Разложение родовых общин и разрушение старых племенных структур вело к усилению племенных старейшин, глав родов, патриархальных семей.

В период многочисленных войн возрастает роль военачальника – князя, который одновременно являлся высшим лицом исполнительной власти племенного управления. Первоначально князь выбирался на вече, там же избирались предводители племенного войска – воеводы. Усиление значения князя в условиях постоянных войн привело к тому, что его власть становится наследственной. Рост прибавочного продукта у племен позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело.



Вокруг племенных князей начинают формироваться дружины, которые создавались из представителей родоплеменной знати и незнатных людей, обладавших личной храбростью. Дружина не была подотчетна народному собранию. Она была предана только лично князю.

В VII-IX вв. формируются военно-дружинные корпорации, в которых сосредоточивается вся полнота власти. Они создают систему эксплуатации свободного земледельческого населения. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существуют уже не за счет добровольных приношений соплеменников, а за счет обложения их данью – налогом. Получаемый доход распределяется между членами военно-дружинных корпораций и становится основным средством существования знати.

Глубокие политические и социально-экономические предпосылки привели к образованию государства у восточных славян в форме раннефеодальной монархии. Центром Древнерусского государства стал г. Киев.

Структура власти древнерусской раннефеодальной монархии в IX – XII вв. следующая:

МЕСТНАЯ ДРУЖИНА
ПОГОСТЫ, СТАНОВИЩА, ВОЛОСТИ

В отличие от Киева в Великом Новгороде сложился другой политический строй, так называемый вечевой.

ОБЩЕГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ

Кончанские вечевые сходы

Совет господ

300 «золотых поясов»

Посадник Архиепископ Тысяцкий Князь

Вопрос о происхождении древнерусского государства связан с формированием древнерусской народности. Большинство дореволюционных историков связывало происхождение русского государства с вопросами этнического становления народа «русь». Русь представляла собой обширное государство, объединявшее уже половину восточнославянских племен. Превращавшийся в феодальное государство русский племенной союз подчинял себе соседние славянские племена и снаряжал далекие походы. В литературе встречаются сведения о русах, живших на берегу Черного моря, участвовавших в походах на Константинополь и о крещении части руссов в 60-е гг. IX в.

В XVIII в. в годы правления Анны Иоанновны была разработана немецкими ученым Байером, Миллером и Шлецером так называемая НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ по проблеме происхождения государства у славян. Согласно их утверждения государственность восточным славянам принесли варяги. Авторы ссылаются на повесть временных лет Нестора, в начальной части которой говорится: «Откуда есть пошла Русская земля» и о призвании варяжских князей (конунгов) в Великий Новгород. Исторический факт призвания на Русь варяжских князей никто не отрицает. Но дело в том, что государство сложилось у славян задолго до появления варягов. Варяжский князь не обладал всей полнотой власти в Великом Новгороде. Новгородское вече поставило перед ним ряд условий, чтобы он в дела посадского не вмешивался, законов не издавал, суда не судил и грамот не выдавал, т.е. реальная власть в Новгородской боярской республике сохранялась за вечем. С точки зрения многих историков (Костомаров и др.) варяжский князь был наемником, главной задачей которого была защита Великого Новгорода от набегов кочевников и возглавление дружин в военных походах на Византию.

В основе возникновения государства лежит общественное разделение труда, появление частной собственности, классов и органов власти.

При всем многообразии точек зрения по проблеме происхождения и становления древнерусского государства является очевидным то, что Русское государство сложилось независимо от варягов. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Под властью киевского князя находился ряд славянских племенных союзов Среднего Поднепровья, несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX в. было наиболее сильным в экономическом отношении.

2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Образование русского раннефеодального государства было закономерным явлением. При определении причин возникновения Древнерусского государства необходимо учитывать как интересы киевских феодалов, так и интересы феодалов тех земель, которые подпали под верховную власть киевского князя. Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Верховным правителем в государстве был великий князь, который в своей деятельности опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (в XI-XII вв.) привело к появлению нового органа власти – ФЕОДАЛЬНОГО СЪЕЗДА («снема»), на которых решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местные управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему КОРМЛЕНИЙ (сборы с местного населения).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община – ВЕРВЬ.

Вторая половина IX в. в истории Древней Руси характеризуется дальнейшим расширением границ государства. В это время киевские феодалы установили свое господство в северных землях Руси и в Новгородской земле.

В политическом развитии Руси до конца XI в. можно выделить четыре этапа:

I-й – от политического возвышения Киева до подчинения под его власть в начале X в. Великого Новгорода. Это время характеризуется возникновением противоречий между киевскими феодалами и феодалами подвластных им земель.

II-й – (913 до 972 гг.) – нарастание и обострение противоречий, возникших еще на первом этапе.

III-й – (972 до 1015 гг.) – время напряженной борьбы киевских феодалов за сохранение единства раннефеодального Древнерусского государства против сепаратистских устремлений феодалов подвластных Киеву земель.

IV-й – (1015 до 1097 гг.) – время перехода к феодальной раздробленности Руси, обусловленной всем ходом социально-экономического развития Древнерусского государства в X-XI вв.

Сложившееся древнерусское государство нуждалось в юридическом оформлении институтов власти, форм собственности и регулировании отношений между различными социальными слоями общества. В годы правления Ярослава Мудрого в 1016 г. был составлен первый свод законов Древней Руси, вошедший в историю под названием «Русской Правды», который сыграл огромную роль в становлении, развитии и укреплении российской государственности.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ И КОЧЕВНИКИ.

Древнерусское государство, включив в свой состав отдельные неславянские этносы, оставалось по преимуществу славянским. Наряду с ним существовали различные народы иной этнической принадлежности, находившиеся на разных стадиях исторического развития.

Степные просторы Евразии на протяжении многих веков были населены кочевыми народами, сначала преимущественно иранцами, затем тюрками. Последние, придя в Европу из Азии, ассимилировали часть прежних обитателей степи, в основном иранцев и угров. Не менее мощным был и тюркский (более поздний) субстрат мадьярского этноса. Мадьярские (угорские) племена явились в Восточную Европу примерно в VIII в. под давлением с востока тюрок, а также под влиянием хазар, которые стали союзниками и покровителями венгров. Несколько десятилетий спустя в результате войны хазар с войсками князя Олега, союзниками которого стали печенеги, венгры были разбиты и вынуждены были отойти к Карпатам.

Место угров в южных степях заняли печенеги. То были тюрки, принадлежавшие к так называемой огузской группе племен, родственной по языку нынешним туркменам. Печенежская орда не была единой. В середине X в. существовало 8 печенежских объединений. Четыре из них находились по левую сторону Днепра, четыре – по правую. На востоке печенеги граничили с хазарскими владениями (на Дону), на севере – с Русью, на юге – с крымскими владениями Византии, под контролем которых находилось все нижнее течение Днепра, т.е. «путь из варяг в греки». Печенеги были иногда союзниками руссов, а порой и врагами. В частности первые столкновения Руси с печенегами летописи датируют 915 г.

Первоначально печенеги оставались врагами хазар, но в связи с усилением Руси и подстрекательства греков они все чаще становились главными противниками руссов на юге. В 1036 г. сын Владимира Ярослав с новгородским войском разгромил печенегов под Киевом. В 80-е г. XI в. печенеги были истреблены византийцами.

Сложные взаимоотношения Древней Руси были с половцами (кыпчаки). Впервые половецкие орды нанесли страшное поражение трем сыновьям Ярослава Мудрого на реке Альте (недалеко от Переславля Южного)

в 1068 г. Затем последовал ряд русско-половецких конфликтов неудачных для Руси.

Только в результате титанических усилий Владимиру Мономаху удалось сплотить русских князей и нанести половцам ряд тяжелых поражений. После смерти Владимира Мономаха конфликты с половцами приобрели острый характер. Имели место успешные походы против половцев русских дружин, но наряду с ними – и тяжелые поражения (знаменитый поход Игоря Святославича).

Длительное соседство половцев с Древней Русью приводило не только к войнам. Русские князья и половецкие ханы роднились друг с другом, происходила постоянная торговля между русскими и кочевниками-половцами. Наметилась тенденция к частичной оседлости половцев под воздействием Руси. Однако сближение половцев с русскими в различных сферах жизни было прервано монгольским нашествием в 20-30-х гг. XIII в., которое как для половцев, так и Руси стало национальной трагедией.

ВИЗАНТИЙСКО-ДРЕВНЕРУССКИЕ СВЯЗИ.

Исторический опыт России свидетельствует о том, что в переломные моменты ее бытия каждый раз вставал вопрос об отношении к духовному наследию Византии. Так было в X в. когда князь Владимир I в связи с кризисом язычества принял решение о ПРИНЯТИИ ХРИСТИАНСТВА на Руси. В 1439 г. Русь отвергла Флорентийскую унию (соглашение об объединении католической и православной церквей) и осталась верной византийскому наследию. Ученые считают, что византинизм оказал влияние на Россию. Одни акцентируют внимание на церковно-религиозной и духовно-нравственной сферах, другие же более широко объясняют это влияние, распространяя на политическую область, отношения государств, церкви, государства и общества, государства и человека.

Большое влияние византинизм оказал на Россию через ХРИСТИАНСТВО, которое в православной форме пришло на Русь в 988 г. из Византии. Византийское влияние проводилось церковью, и было направлено на формирование, прежде всего, религиозно-нравственных ценностей.

Взаимоотношения Руси с Византией носили противоречивый характер. Русские князья стремились укрепить свои позиции в Причерноморье и в Крыму. Ими был построен ряд русских городов. Византия же стремилась ограничить влияние Руси в Причерноморье. Все это приводило к частым столкновениями, которые приносили успех, то Византии, то Руси.

Новый этап отношений Руси с Византией приходится на время княжений Святослава. Стремясь ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы, надеясь на поражение русских дружин. Надежды византийского императора не оправдались. Русские войска одержали победу. Такой исход сражения не был желательным для византийцев, поэтому они начали войну с Русью. В 971 г. был заключен мир между Русью и Византией, согласно которому дружина Святослава получила возможность вернуться домой со своим вооружением, а Византия обещала не совершать нападений. Однако Византия использовала печенегов, которые напали на русское войско на днепровских порогах. Великий князь Святослав в этом неравном сражении погиб.

В годы правления Владимира Византии была оказана помощь в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию и, угрожая Константинополю, претендовал на императорский престол. За что византийский император должен был выдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Император не спешил выполнять свое обещание. После чего Владимир начал военные действия против Византии. Победив Византию, он не только добился выполнения договора, но и обеспечил независимость внешне политической деятельности Руси от Византии. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

3.ОСОБННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Они состояли в том, что русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. В древней Руси не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой. С точки зрения Г.В.Вернадского о наличии на Руси в это время социальных классов можно говорить только лишь с оговоркой.

Основные социальные группы этого периода:

Высшие классы – князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах.

Средний класс – купцы и мастера ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).

Низшие классы – беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли.

Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.

На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины XI в. на Руси появляются удельные княжества – «отчины», которые наследовались в соответствии с «очередью».

Кроме княжеских бояр – воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия – «нарочитая чадь»: дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. По своему происхождению бояре были разнородной группой.

Купцы были тесно связаны с княжеской властью. Богатые купцы осуществляли большие торговые операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии.

Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, создавая объединение или «уличную» гильдию.

С ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый «церковный народ». Русское духовенство делилось на две группы: «черное духовенство» (монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). ПО византийским правилам в русской церкви в епископы посвящались только монахи. Вопреки практике римской церкви русские священники обычно избирались среди желающих.

Свободное население Руси обычно называлось «люди». Основную его массу составляли крестьяне. Одной из социальных групп крестьян были СМЕРДЫ. Они были свободные люди, находившиеся пока под защитой и особой юрисдикцией князя. За пользование наделом платили натуральный оброк и выполняли работы: извоз, строительство, ремонт домов, дорог, мостов и т.д. Смерды должны были платить государственный налог («дань» которую не выплачивали ни жители города, землевладельцы среднего звена (класса). Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю.

К зависимой категории крестьянства относились ЗАКУПЫ – люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом проценты (резы), человек становился опять свободным, если нет – холопом. В вотчине на земле или в доме боярина работали РЯДОВИЧИ – люди, поступившие на службу по договору (по ряду).

Самыми бесправными членами общества были ХОЛОПЫ и ЧЕЛЯДЬ. Рабство в Киевской Руси было двух родов – временным и постоянным.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Главную роль в хозяйстве Киевской Руси играло земледелие, в котором было занято 90 % населения.

В современной исторической науке существуют две основные концепции, по-разному трактующие вопросы политического, социального и экономического устройства древнерусского государства.

Согласно концепции дофеодального характера общественного строя Киевской Руси, социально-экономическую основу древнерусского общества составляли общинное землевладение и свободные крестьян – общинники (И.Я. Фроянов). Существовало и частное землевладение – вотчины князей, бояр, церкви.

Большинство историков относят Киевскую Русь к раннефеодальным государствам, соглашаясь с концепцией Б.Д. Грекова.

Согласно этой концепции, крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в X-XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная ВОТЧИНА (отчина, т.е. отцовское владение), но не только отчуждаемая (с правом купли-продажи) но и передаваемая по наследству.

Второй формой феодального землевладения становится ПОМЕСТНАЯ, т.е. условная, земля по которой передавалась во временное держание феодалам за службу.

С IX по XI в. на Руси происходил процесс отделение ремесла от сельского хозяйства. В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесла (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.).

Киевская Русь славилась своими городами. Сначала это были крепости, политические центры. Позже они становятся основой ремесленного производства и торговли. В X-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

Особое значение в хозяйственной жизни Руси приобретали внешние экономические связи. Русских купцов хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии

4. Принятие христианства. Распространение ислама.

В IX-X вв. Русь переживала переход от первобытного строя к феодализму. Господствовавшая на Руси языческая религия мешала этому процессу. Она

уже не отвечала более высокому уровню развития производительных сил страны.

Кризис язычества обуславливался следующими обстоятельствами:

· согласно языческой идеологии со смертью человеческая жизнь не прекращалась, каждый человек вступает в потусторонний мир в том качестве, в каком он пребывал на земле. Поэтому на погребальных кострах сжигались огромные богатства и людские ресурсы. Это не могло устроить нарождающуюся феодальную знать, которая была заинтересована в передаче этих богатств по наследству;

· сохранение язычества мешало установлению международных связей Руси с другими государствами. Русь до X в. оставалась в политической изоляции;

· язычество стало препятствовать развитию торговли с другими христианскими странами. Товары купцов-язычников на международных рынках объявлялись «погаными». Купцам же христианам было неизмеримо проще осуществлять торговые сделки;

· язычество мешало осуществлять культурные связи с соседскими государствами. Оно мешало проникновению на Русь философских, научных, литературных произведений, различного рода иностранных специалистов.

Князь Владимир предпринял попытку реанимировать язычество, но она не увенчалась успехом. Поэтому в 988 г. он вводит христианство на Руси.

Причины христианизации Руси:

· перед государством Русь остро встал вопрос о необходимости укрепить военные, экономические, политические и культурные связи с Византией и другими странами;

· на смену многобожию стал внедряться монотеизм (единобожие), что способствовало укреплению единого государства во главе с монархом;

· вместо языческих норм морали стали внедряться более гуманные христианские нормы;

· соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк ориентировался на союз с папством.

Значение принятия христианства:

· укрепилось международное положение Руси, и установился более прочный союз с Византией;

· получила распространение письменность и грамотность на Руси;

· произошло сближение Руси с другими христианскими странами Европы;

· произошло сближение и объединение всего населения Руси в единую русскую народность.

Древняя Русь была многоконфессиональным государством. Наряду с христианством получил на Руси распространение ИСЛАМ.

Ислам (от арабского покорность) монотеистическая религия, последователями которой являются мусульмане. Ислам возник в Аравии в VII в. Основатель – Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. Главные принципы исламской религии изложены в Коране. Основные догматы ислама – поклонение единому всемогущему богу – Аллаху и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Приверженцам ислама предписаны пять основных обязанностей:

· вера в то, что нет бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);

· пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);

· милостыня в пользу бедных (закат);

· пост в месяце рамадан (сауи);

· паломничество в Мекку (хадж).

Основные направления ислама – СУННИЗМ и ШИИЗМ. Суннизм – это основное, «ортодоксальное» направление ислама, последователи которого строят свое учение на Коране и сунне, а своим духовным главой признают ХАЛИФА.

Шиизм развивался главным образом в Персии. Шииты подвергают Коран особому толкованию, имеют свое священное предание, заменяющее сунну, не признают суннитских халифов и противопоставляют им свое династию 12 имамов, которых считают прямыми потомками Мухаммеда.

На территории древнерусских княжеств ислам стал распространяться в период монгольского завоевания Руси.

5.Политические и социально-экономические изменения на Руси в период феодальной раздробленности.

С середины XI – начала XII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической и феодальной раздробленности. Киевская Русь была обширным, но не стабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в состав Руси, еще долгое время сохраняли свою обособленность. В связи с господством натурального хозяйства в русском государстве не было единого экономического пространства.

Первый раздел русских земель произошел при Владимире Святославиче. С его правления начинают разгораться княжеские распри, вершина которых пришлась на 1015-1024 гг. Разделы земель между князьями, усобицы не определяли ту или иную форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси. Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие тесных экономических связей. Натуральное хозяйство – это сумма экономически самостоятельных, замкнутых хозяйственных единиц, в которых продукт проходит путь от его изготовителя до потребителя. Ссылка на натуральное хозяйство лишь верная констатация факта имевшего место. Однако его господство, что для феодализма характерно, еще не объясняет причин распада Руси, так как натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси, и в период ее распада, и в XIV-XV вв. когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации.

Сущность феодальной раздробленности заключалась в том, что она представляла соответствующий этап государственно-политической организации общества, который соответствовал комплексу сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с другом и государственно-политическому сепаратизму боярских союзов.

Феодальная раздробленность – прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных государств на самостоятельные княжества был неизбежным этапом в развитии феодального общества. Такие процессы имели место в Восточной и Западной Европе и в других странах мира.

Феодальная раздробленность была прогрессивной потому, что она являлась следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледелия, расцвет ремесла и рост городов.

Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Раннефеодальная раздробленность свидетельствовала о том, что старые институты власти не могли больше обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность страны;

наступает такое развитие производительных сил отдельных районов, которое позволяет им существовать самостоятельно.

Первой причиной феодальной раздробленности стал рост боярских вотчин, числа зависимых у них смердов. В XII – начале XIII вв. происходило дальнейшее развитие боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свои владения за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить большой прибавочный продукт, они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. В результате бояре становились экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации, стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них виры-штрафы. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины). «Русская Правда» определяла права боярства. Однако великий князь киевский стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь рассматривал всех князей и бояр как своих служилых людей. Возникновение острых противоречий между великим князем, удельными князьями и боярством привело к ускорению процесса распада Руси.

Второй причиной феодальной раздробленности являлся рост столкновений смердов и горожан с боярством. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои вотчины князей с дружиной, в которых они склонны были видеть лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Но князья, как правило, не удовлетворялись той ролью, которую отводили им бояре. Они стремились сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Все это неизбежно приводило к обострению противоречий между ними.

Третья причина феодальной раздробленности обусловлена ростом и усилением городов, как новых политических и культурных центров. В данный период в русских землях было примерно 224 города. Возрастала их политическая и экономическая роль, как центров той или иной земли. Таким образом, города, как локальные политические и культурные центры в разных землях превращались в оплоты децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

К причинам феодальной раздробленности следует отнести также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и ослабление власти великого князя киевского, земельная вотчина которого в XII в. значительно сократилась.

В результате распада Руси в сер. XII в. образовалось 15 княжеств, в начале XIII в. – около 50, а в XIV в. – около 250. Наиболее крупные из них – Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородское и др.

Великий князь был первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, на которых обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны системой вассальных отношений.

При всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела и существенные недостатки:

· разделение на княжества не прекратило усобиц и раздоров между князьями;

· ослабла обороноспособность Руси;

· княжества стали дробиться между наследниками;

· обнаружились конфликты между князьями и местным боярством.

Распад Руси не привел к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли.

6.РУСЬ И ОРДА:

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ.

Нашествие татаро-монгол на Русь происходило в период с 1236 по 1240 гг. Принято считать, что с взятием в 1240 г. Киева в русском государстве установилось татаро-монгольское иго. Термин «иго» в значении угнетения впервые был употреблен в 1275 г. митрополитом Кириллом, под которым понимают политическую, экономическую и культурную зависимость Руси от Золотой Орды. 49 городов из 74 известных были разрушены, причем в 14 из них жизнь не возобновилась. В результате нашествия резко сократилось население Руси, был уничтожен цвет русского народа – княжеские дружины, погибли многие ремесла, прекратилось каменное строительство, значительно пострадали культурные ценности, были оборваны международные связи.

После нашествия завоеватели покинули территорию Руси, периодически совершая карательные набеги – более 15 за четверть века. В течение первого десятилетия завоеватели не брали дани, занимались грабежом, но затем они перешли к долговременной практике сбора систематизированной дани с русского населения.

Специфику взаимоотношений Руси и Золотой Орды определяли факторы отдаленности угнетателей от побежденных, взимание достаточно умеренной дани в расчете на душу населения, заключение русскими князьями периодических союзов с золотоордынцами для защиты территорий своих княжеств и участия русских отрядов в военных походах татаро-монгол. Такое своеобразие русско-ордынских отношений объяснялось необходимостью борьбы с агрессией католического Запада.

В сложившихся на Руси феодальных отношениях начинают развиваться традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения заменяются подданническими. Раздавая русским удельным князьям ярлыки на княжение, золотоордынцы превращали их не в своих вассалов, а в подданных, служебников. Затем князья начинают распространять подданнический тип отношений на русскую знать.

Ордынское иго оказало мощное воздействие на культуру и язык русского народа, способствовало смешению части монголов и населения Северо-Восточной Руси, стимулировало языковое заимствование. НО это влияние не стало доминирующим и определяющим. Русский язык, культура Руси в целом сохранили свои качественные характеристики.

Значительно хуже дело обстояло с политическими последствиями. Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия и переход к централизации Русского государства, который начался со значительным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами.

Борьба за обретение государственной независимости, воссоздание российской государственности, укрепление национального самосознания и общественная консолидация развивалась на основе внешнеполитической конфронтации с Ордой. После запоздалого получения независимости в общественном сознании стали формироваться «идеология выживания», изоляционизма и политического консерватизма, что привело к эволюции страны по типу «догоняющего развития» по отношению к западноевропейским странам.

Историки в различные времена занимали различную позицию по вопросу роли монголов в русской истории. Известный русский историк Н.М.Карамзин писал: «Москва обязана своим величием ханам». Пресечение

политических свобод и ужесточение нравов, отмечал он, являются результатом монгольского ига.

Н.И.Костомаров подчеркивал роль ханских ярлыков в укреплении власти московского великого князя внутри своего государства.

Ф.И.Леонтович утверждал, что монгольское право оказало влияние на русское.

Другого мнения придерживался С.М.Соловьев, который отрицал возможность огромного монгольского влияния на внутреннее развитие России, кроме его разрушительных набегов и войн. Он обращает внимание на то, что «у нас нет причины признавать сколько-нибудь значительное влияние (монголов) на (русскую) внутреннюю администрацию, поскольку мы не видим никаких его следов».

В.О.Ключевский сделал общие замечания о важности политики ханов в объединении Руси.

М.Ф.Владимирский-Буданов допускал лишь незначительное влияние монгольского права на русское.

В современной исторической науке сложились две точки зрения на монгольское иго. Одна из них являющаяся традиционной рассматривает его как бедствие для русских земель. Другая же – трактует нашествие Батыя как рядовой набег кочевников.

Сторонники традиционной точки зрения крайне негативно оценивают воздействие ига на все стороны жизни Руси:

· происходило массовое перемещение населения, а вместе с ним и земледельческой культуры на запад и северо-запад, не менее удобные территории с менее благоприятным климатом;

· резко снизилась политическая и социальная роль городов;

· усилилась власть князя над населением;

· произошла и определенная переориентация политики русских князей на Восток.

Другая точка зрения рассматривает вторжение монголов не как завоевание, а как «великий кавалерийский рейд»:

· разрушались только те города, которые стояли на пути войска;

· гарнизонов монголы не оставляли;

· постоянной власти не устанавливали;

· с окончанием похода Батый ушел на восток (на Волгу).

Уточняя понятия «монголо-татарское нашествие» и «монголо-татарское иго» необходимо иметь ввиду следующее:

Во-первых, «Батыево нахождение» оказало такое сильное воздействие на русские земли, судьбы их жителей, что будет правильнее говорить о домонгольской и ордынской эпохах отечественной истории;

Во-вторых, непрекращающаяся борьба русского народа с захватчиками позволила Руси, непосредственно не входя в состав Золотой Орды, сохранить свою государственность.

Выбор Востока в качестве объекта взаимовлияния для Руси оказался довольно устойчивым. Он проявился не только в приспособлении к восточным формам государства, общества, культуры, но и в направлении экспансии централизованного Русского государства. С точки зрения И.Н.Ионова европейцы отмечали склонность России давать «восточные» ответы на «вопросы» Запада.

В это сложное время для Руси немецкие рыцари и шведские феодалы осуществили агрессию на западные русские земли. Великий князь Александр Ярославович проявил великий полководческий талант и в ожесточенных сражениях 1242, 1240 г. разбил немецких рыцарей и шведских феодалов. За победу на Неве он получил титул Александр Невский. Эти победы для Руси имели огромное историческое значение, которые не только позволили отстоять западные рубежи Руси, но и внесли весомый вклад в консолидацию русского народа в борьбе против агрессоров.

Отечественная история: Шпаргалка Автор неизвестен

3. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.

В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно-славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.

Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Обособление славян восточных Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне из этнографической массы с неопределёнными племенными обликами, некогда населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда уже было известно собственное родовое

Из книги Славяне. Историко-археологическое исследование [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Языкознание и проблема этногенеза славян Лингвистика свидетельствует, что язык славян принадлежит? индоевропейской семье, куда входят также балтские, германские, италийские, кельтский, греческий, армянский, индоиранские, албанский, а также распространённые в древности

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Напитки восточных славян Выдающийся знаток истории пищевых продуктов, напитков и мировой кулинарии В. В. Похлебкин писал, что на Руси основным сырьем для производства напитков стали естественные продукты лесов: ягодные соки (брусничный, малиновый, клюквенный,

Из книги Краткий курс по русской истории автора Ключевский Василий Осипович

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев изменился во

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Союз восточных славян Для понимания процесса сложения восточнославянской общности раннего средневековья обратимся к карте распространения пражско-корчакской и пражско-пеньковской археологических культур V–VII вв. Памятники названных культур, и в первую очередь

Из книги Происхождение и ранняя история славян [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Значение топонимики в изучении этногенеза славян Попытки использовать топонимические материалы для локализации славянской прародины предпринимались многими исследователями. Установлено, что из всех географических названий для этноисторических выводов наиболее

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Боги восточных славян Наряду с упоминаемыми уже богами, культ которых был распространен среди всего славянства или большей его части, у отдельных славянских народов были и другие боги, имевшие местное значение и у прочих славян вообще не засвидетельствованные. Такие

Из книги Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Ключевский Василий Осипович

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев

автора Керов Валерий Всеволодович

3. Занятия восточных славян 3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Религия восточных славян 5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Соседи восточных славян По соседству с восточными славянами в IX в. жило несколько инородных племен. На востоке, по Волге, у Каспийского моря жил и хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хотя у хазар были уже города (например, Итиль, при устье Волги), но все-таки

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Проблема этногенеза древних китайцев в исторической науке Хотя отдельные аспекты этой проблемы затрагивались многими китайскими историками еще в древности и средневековье, как таковая она возникла лишь в новое время: традиционная китайская историография исходила в

Этногенез – это начальный этап возникновения народа и дальнейшее формирование его антропологических, этнографических, лингвистических особенностей.
Восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.
Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна заселяли племена индоевропейцев. Славяне входят в индоевропейскую языковую семью. Эта языковая индоевропейская семья существовала уже примерно в 4-м тысячелетии до н. э. Постоянно шли миграции различных племен. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. Располагались восточные славяне на территории современной восточной Европы. Споры о происхождении восточных славян идут до сих пор.
Славяне были не первыми жителями, до них проживало как минимум 4 народности:
Скифы – имели развитую культуру и государственность (в I тысячелетии до н. э. древние греки писали о различных народах северного Причерноморья, называя их «скифами» (но не значит, что все из них были скифами));
Древние греки-колонисты – соседи скифов;
Сарматы – кочевой народ из Азии;
Финно-угры – народ, пришедший из Сибири.
В начале I тысячелетия н. э. римляне писали о «варварах», среди которых также могли быть предки славян.
В 4-7 вв н. э. шло великое переселение народов, среди которых были славяне.
В 5-7 вв н. э. славяне занимали земли от реки Эльбы(лавы) на Западе до реки Днепр на Востоке. От Балтийского на севере до Средиземного на юге.
Историческая общность восточных славян, которые дали начало древнерусскому государству, формировалась на территории Поднепровья.
Соседи – балтийские (современные литовцы и латыши), финно-угорские, финские племена (эстонские, финские).
В степях северного Причерноморья жили кочевники-скотоводы – тюркские племена.
Соседние государства: Византия (средневековая Греция), Хазария (хазарский каганат; контроль над великим шелковым путём; Хазария была в низовьях Волги и Дона), Волжская Булгария (Казань).
Восточные славяне состояли из 15 крупный племен (поляне, двевляне, кривичи, словене – наиболее развитые). Каждое племя имело свою внутреннюю организацию, племенных вождей. Киев стал крупным полянским центром.
Основные занятия восточных славян:
Лесные промыслы (присваивающий тип хозяйства);
Земледелие (пашенное) Большая часть лесов была покрыта лесами, поэтому нужно было вырубить деревья, выкорчевывать пни и сжигали. Когда почва становилась непригодной, переходили на другую. Это подсечно-огневая система земледелия. Пахали плугом, сохой, бороной, затем убирали хлеб серпами. Зерновые культуры – пшеница, просо, ячмень, гречиха, рожь, овёс.
Животноводство (разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей)
Ремесла домашние (кузнечное), а также занимались бортничеством, рыболовством и охотой;
Ткачество (шерсть коз, овец, льняные.)
Основная религия – язычество (верования, возникшие на стадии родовых отношений; для него характерны одушевление окружающего мира, поклонение силам природы и предкам). 2 основных культа – культ природы и культ предков. Славяне отличались любовью к свободе.
В 9-м веке на земле восточных славян появляются Варяги (наемные воины). Версия - выходцы из Скандинавии и побережья Балтийского моря.
По мере расселения восточных славян на больших пространствах кровно-родственные связи стали распадаться. В 9-м веке родовая община превращается в соседскую, где единство поддерживается не родственными связями, а хозяйственными. Суровые природные условия обусловили долговременность соседской общины, т. к. часто большие объемы работы нужно было сделать в короткие сроки.
В славянских общинах выделяется родоплеменная знать (1-2%), воины, и выборные вожди. Эта стадия развития общества – военная демократия.
В это время зарождаются элементы будущей государственности. Предгосударственная стадия общественного развития.

Большинство историков и археологов склоняются к мысли, что славяне являлись пришельцами. Они полагают, что на территории Восточной Европы славяне появляются в VІІ-VІІІ вв. н. э. В частности, археолог Ляпушкин высказал предположение, что они продвигались двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север - с побережья Балтийского моря. В последнее время появилась версия о том, что заселение славянами Севера (будущей Новгородской земли) относится к более раннему времени, чем освоение Приднепровья, - к V веку.

Попробуем установить территорию, на которой слышалась в те далекие времена древняя славянская речь. Одним из факторов, дающих возможность установить область расселения славян в период их языкового единства, является близость общеславянского языка к другим индоевропейским языкам. Но за многотысячелетнюю историю общеславянского языка и выделившихся из него славянских языков они то сближались, то расходились с другими языками.

Далекие предки славян - протославяне на разных этапах своей истории сближались то с одними, то с другими, то с третьими народами, и это находило отражение в языковых связях. Хетто-славянские языковые связи восходят к очень давнему времени. В ІІІ тыс. до н.э. хетты уже были в Малой Азии. Следовательно, эти языковые связи относятся к еще более ранней поре и могут быть локализированы очень неопределенной областью на юге Восточной Европы.

Связи славянского и тохарского языков тоже восходят к очень глубокой древности. Не позже ІV - начала ЙЙЙ тыс. до н.э. скотоводческие племена тохаров начали свой огромной протяженностью путь переселений, приведших их из Восточной Европы в Восточный Туркестан.

Хотя и очень слабо, но все же прослеживаются славяно-иллирийские языковые связи. С иллирийцами, обитателями Средней Европы, многие исследователи связывают предлужицкую и лужицкую культуры земледельцев и скотоводов, распространенные в эпоху бронзы и раннего железа от Балтийского моря до Дуная,

Гораздо ощутимее связи славянских языков с иранскими. Они восходят ко временам индоевропейского языкового единства, но усиливаются и становятся отчетливыми в середине Й тыс. до н.э., когда ираноязычные, скифские, а за ними сарматские племена проникают в лесостепную полосу.

Иное дело языки славян и балтов. Балто-славянское языковое родство столь ощутимо, что многие исследователи придерживаются теории балто-славянского языкового единства и древности. Область, где славяне соприкасались с балтами, позволяет определить все те же данные языка. Все сказанное о языковых связях древних сдавян с балтами свидетельствует о том, что где-то в Полесье, у Припяти, проходила полоса, отделяющая одних от других, причем к северу от Припяти лежала область расселения балтов, а к югу - славян.

О средней полосе Восточной и Центральной Европы, как о древнейшей области расселения славян, говорит и древнеславянский языческий

земледельческий календарь. Данные земледельческого календаря славян указывают примерно на одну и ту же область древнейшего расселения славян, которая установлена на основании других данных. Совершенно очевидно, что земледелие у древних славян было подсечным и возникло оно не в степях и не на севере, а в лесной и лесостепной полосе.

Но вот наступает пора, и в руках исследователей появляется еще один вид источников - письменные. В письменных источниках славяне выступают под названием венедов. Наиболее подробно говорят о венедах римские источники. В Певтигеровых таблицах - дорожнике, составленном в самом начале новой эры при императоре Августине, дважды упоминается племя венедов. Они являются соседями бастарнов, обитающих в Карпатах, гетов, и даков, занимавших низовья Дуная. Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, мы можем сделать вывод, что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря. Южная граница от северных склонов Карпат шла на восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, а в юго-восточной - сарматов.

Более поздние писатели, познакомившись со славянами и антами во времена их вторжения в пределы Византийской империи, не колеблясь, считают, что венеды - древнее название славян и антов. Писавший в конце VЙЙЙ - начале ЙX вв. англосаксонский ученый Алкуин, говоря о победах Карла Великого, сообщает: «Славяне, которые назывались винетами».

Земли, лежащие за Вислой и по побережью Балтийского моря, славяне заняли позже, около новой эры, постепенно продвигаясь на запад. Этим объясняется то обстоятельство, что термин венеды неславянского происхождения и сами славяне себя так не называли.

Если в письменных источниках венеды оставили о себе память в виде нескольких не очень ясных строк, то с течением времени число их увеличивается, сведения о славянах становится все более богатыми и отчетливыми. И объясняется это тем, что славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской империи,

сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись на территорию Византии и в короткий срок, ославянив ее, вышли к берегам Черного, Адриатического и Эгейского морей. Византия потому заговорила о славянах, что с ними ей пришлось сражаться и заключать союзы, приглашать к себе на службу и поселять на своих землях, уступать им целые области и отражать их обычное право в своем законодательстве.

Настала пора, и славянские поселения появились в Пелопонессе, проникли в северную часть Апеннинского полуострова и в Малую Азию. В этом грандиозном процессе переселений и передвижений славян приняли участие и славяне Восточной Европы.

Историк восточных германцев - готов Иордан определил границы земель славян и антов: от Придунайской низменности до Днестра и Днепра, а на севере - до Вислы. Славяне и анты - прямые потомки древних венедов.

Если о венедах мы располагаем лишь отрывочными сведениями и писатели древности ничего не говорят об их хозяйстве, социальном строе, то иначе обстоит дело со сведениями об антах. Политические события времен великого переселения и расселения славян вынудили Византию заинтересоваться славянами и антами. Анты, по свидетельству византийского писателя-историка Прокопия Кесарийского, «рассуждают сообща обо всем, что для них полезно или вредно». Речь, идет по-видимому, о сходках родов или племен, о родовых и племенных вечевых собраниях. Но объединения племен не прочны. Они то складываются, то рассыпаются. Союзы племен, формирующиеся по взаимной договоренности на межплеменных сходах, недолговечны и непостоянны. Анты не признают над собой власти ни иноземцев, ни соплеменников, и лишь на время интересы обороны или совместных военных походов заставляют их объединиться под властью одного вождя.

VЙ - VІІ вв. времена антов, являлись той эпохой, когда славяне быстро расселялись по обширной территории Восточной Европы. Видимо, уже тогда, и только тогда, общеславянский язык стал распадаться на диалекты, давшие начало более поздним отдельным славянским языкам.

«Повесть временных лет» вспоминает о тех далеких временах, когда шел процесс расселения и переселения славян. Летописец повествует о том, как славяне «сели» по Днепру и прозвались полянами, другие древлянами, получив свое название оттого, что жили в лесах. Жившие между Припятью и Двиной прозвались дреговичами, обитающими по берегам реки Полоты назвались полочанами. Те же славяне, которые «сели» около озера Ильмень, прозвались «своим именем» - «словене», а обитатель земель по Двине, Сейму и Суле назвались северянами.

Постепенно в рассказах летописца появляются названия других восточных славян, уточняется их местоположение: Кривичи, живущие в Верховьях Волги, Западной Двины и Днепра, в землях которых стоит Смоленск.

Таким образом, летописные «племена» славян Восточной Европы являлись территориальными этническими образованиями, и быть может поэтому, особенности их местности отразились в названиях племен.

VІ-VІІ вв. истории славян Восточной Европы были временем интенсивного расселения. Поэтому местные особенности в их культуре почти не прослеживаются, и трудно говорить о специфической культуре каждого восточнославянского «племени» в отдельности. Лишь с течением времени, не ранее VЙЙЙ-ЙX вв. и даже позже, в X-XІ вв., в условиях мирной жизни, длительного пребывания на одной территории началось формирование этнографических особенностей населения отдельных областей, - некогда бывших племенными землями. Именно в этот период началось обособление восточной ветви славянских языков.

Часть исследователей предполагает, что славяне являлись автохтонами, то есть исконным населением Восточной Европы. При этом они ссылаются на праславянский характер ряда археологических культур Восточной Европы I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Но в то же время данные топонимики свидетельствуют о значительном пласте названий неславянского происхождения на территории Восточной Европы. Так, для степной зоны характерны гидронимы (названия рек) иранского происхождения: Дон, Днепр, Днестр и т.д. В междуречье Оки и Волги преобладают угро-финские названия. этногенез славянин автохтонный государственность

Представляет интерес точка зрения одного из известных российских историков, автора ряда учебников и научных работ по истории России академика Б.А. Рыбакова, который считает, что истоки славян имеют общие корни с индо-иранскими народами, в частности скифами - пахарями. «Вполне возможно, что под племенем скифов - пахарей и скифов - землевладельцев, живших, по словам Геродота, где - то в Среднем Приднепровье, пишет Б.А. Рыбаков, - скрываются и славянские племена с их древней землевладельческой культурой» (Цит. По: Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1983. С 6).

Заключение

Проблема славянского этногенеза до сих пор остается сложной. Славяне - в Европе группа родственных крупнейших народов, объединенных общностью происхождения и близостью языков. Большинство современных славян живет в демократических странах, что также объединяет их. В истории этих народов сохраняется немало дискуссионных вопросов. Сложности возникают в том, что археологические источники не дают сведений о языке населения - важнейшем этническом признаке, поскольку не все народы в древности имели свою письменность, а античные авторы Византии не всегда отличали восточных славян от южных и западных. Они называли славян венедами, антами, собственно славянами и т.д.

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения, хозяйственной жизни, быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые уничтожали пленных. Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Польши.

Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, поскольку те, окрепнув к этому времени, начали угрожать безопасности Византийской империи. Византийский автор Иордан возводит современных ему славян – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения. Разделение это происходило в VI-VIII вв. В это время относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и из-за взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства – восточной, западной и южной – участвовали представители всех групп, зафиксированных Иорданом.

Другую важную группу источников по истории славян составляют древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Нестор пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру. Приход славян с Дуная на Днепр он объяснял нападением на них воинственных соседей – «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Эта версия подтверждается данными археологии и лингвистики.

В связи с этим возникает второй важный вопрос нашей темы – Расселение восточных славян к VIII в.

Нестор в «Повести временных лет» говорит о следующих восточнославянских племенных союзах:

● ПОЛЯНЕ. Поселились в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и были прозваны;

● ДРЕВЛЯНЕ. Жили от полян к северо-западу в лесах;

● СЕВЕРЯНЕ. Обитали к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец;

● ДРЕГОВИЧИ. Поселились между Припятью и Западной Двиной;

● ПОЛОЧАНЕ. Поселились в бассейне р. Полоты (приток Западной Двины);

● КРИВИЧИ. Жили в верховьях Волги и Днепра;

●РАДИМИЧИ и ВЯТИЧИ. По летописи, произошли от рода «ляхов» (т.е. поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами – Радимом, который «пришел и сел» на реке Соже (это приток Днепра), и Вятко – на реке Оке;

●ИЛЬМЕНСКИЕ СЛОВЕНЕ обитали на севере, а именно в бассейне оз. Ильмень и р. Волхов;

● БУЖАНЕ, или ДУЛЕБЫ (с X в. они назывались ВОЛЫНЯНАМИ) поселились в верховьях р. Буг;

● БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ. Поселились в Прикарпатье;

● УЛИЧИ. Расселились между реками Южный Буг и Днестр;

● и наконец – ТИВЕРЦЫ. Заняли территорию между реками Днестр и Прут.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором в «Повести временных лет».

Занятия восточных славян

Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (или подсечно-огневое ) земледелие: на освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень). При этом использовали естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения зем­ли участок забрасывали и осваивали новый. Это требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие . Переложное земледелие схоже с подсекой, но связанно со сжиганием НЕ деревьев, а полевых трав.

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие. Оно было основано на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся вплоть до начала XX в.

Славяне занимались также скотоводством и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развивались также ремесла , которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля . Она развивалась как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Верования восточных славян

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество. Язычество – это обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов вообще произошло в глубокой древности – в эпоху верхнего палеолита, т.е.около 30 тысяч лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюциюобщественной жизни. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга.Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. До нас дошли по большейчасти христианские антиязыческие сочинения.

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род как божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо,землю и подземную обитель предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов. У разных племен боги были схожи по типу, но различны по имени. При рассмотрении богов мы будем использовать их полянские имена.

В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Даждьбога (у других племен – Ярило, Хорс) и Стрибога – богов солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний». Перун особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.

В языческий пантеон входили также Велес (или Волос) покровитель скотоводства и храни­тель подземного мира предков. Макошь (или Мокошь) – богиня плодо­родия; и другие.

Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и прочими существами.

У исследователей нет точных данных о языческих жрецах. Видимо, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XI в. с христианством. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах – богам приносились жертвы, включая человеческие (слово «капище» произошло от старославянского «капь» – изображение, идол). По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре.

К X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного разви­тия славян.

Общественное устройство восточных славян можно охарактеризовать как «военную демократию». Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в. н.э.) писал: «Эти племена не управляются одним человеком, а издревле живут в народоправстве. Поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща». Скорее всего, речь здесь идет о собрании общинников (т.е. мужчин-воинов), которое получило название «вече» . На этих собраниях решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей – «военных предводителей». При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Т.о., в рассматриваемый период славяне переживали последний период общинного строя – эпоху военной демократии. Этот период предшествовал образованию государства.

Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща, приходит соседская (земледельческая) община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями. Но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.

Сведения о первых князьях мы получаем из «Повести временных лет». Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений». Так, например, в отношении полян им записана легенда о князьях-основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

В трудах арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куябе, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с поселениями на месте будущего Киева, второй – Новгорода, где жили ильменские словене. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Скорее всего, все центры представляли собой предгосударственные образования, включавшие в себя ряд племенных союзов. Однако эти местные княжения были мало связаны друг с другом, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним си­лам: единым хазарам и даже разрозненным варягам.

Обобщим сказанное выше …

1. Миграции, контакты с местным населением и переход к осёдлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса.

2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

3. Усложнялись верования восточных славян. На смену синкретическому Роду – главному богу славян-охотников – с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако всё более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.

4. Начался переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

5. До середины IХ вв. славяне сохраняли основы общинного строя: общинная собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевая демократия. В то же время происходили изменения, вызванные как собственным внутренним развитием славян, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: