Поэтесса рубальская биография. Биография Ларисы Рубальской


В одном из своих интервью, Лариса Рубальская очень емко и лаконично рассказала о своей связи с еврейской кровью и корнях: «Отец мой был еврей, мать моя – наполовину еврейка (по отцу), а я – еврейка еще и по мужу, и по жизни, и по ощущению жизни. В общем, евреи, евреи, кругом одни евреи».
Конечно, такой ответ был дан в слегка шутливой форме. Но в этой шутке большая часть была как раз правдой, вопреки всем известной поговорке. Просто у Ларисы Алексеевны есть один очень важный жизненный принцип, отличающий ее из десятков талантливых современных мастеров пера. Она относится ко всему происходящему с ней, с легкой долей юмора. Это касается не только будничности и реалий. Если вы знакомы с творчеством Ларисы Рубальской, то наверняка заметили некую легкость восприятия и желания передать собственные чувства просто, доступно. Достаточно вспомнить ее хиты, которые навсегда останутся вне времени: «На два дня», «Транзитный пассажир», «Все сначала», «Счастливый случай» и еще сотни всеми любимых шлягеров.

Такая жизненная философия сделала Ларису Рубальскую по-настоящему народной поэтессой и автором-песенником. Каждая новая песня российской поэтессы становится безусловным хитом, что подтверждается ежегодными премиями самых высоких рангов. И секрет, оказывается, очень прост – быть искренним и открытым человеком. Кстати, в этом нам удалось в очередной раз убедиться, непосредственно во время общения с поэтессой. Да вы и сами обязательно отметите такую особенность характера, прочитав интервью, которое дала нам Лариса Алексеевна накануне своих израильских гастролей.

Лариса Алексеевна, есть такое понятие, как «еврейское счастье» и очень часто люди в него вкладывают свой, особый смысл. Что такое еврейское счастье в понимании Ларисы Рубальской?

Я думаю, что это счастье родиться хотя бы с небольшим количеством еврейской крови. Потому что это уже само по себе много. Это настоящий дар. Это дает особую возможность выделяться. Не то, чтобы выделяться характером или норовом, но этот замес на еврейской крови – это склонность к какому-то дару, таланту, к живости, необычности.

А если перейти к большей конкретике? Женское счастье еще более индивидуально. Вы посвятили этой теме немало стихотворений, и мне кажется, читателям было бы интересно узнать ваше мнение. Какой жизненный этап для женщины можно назвать самым счастливым? Зависит ли счастье от возраста и меняется ли оно впоследствии во времени?

В самой юности счастье – это безумная любовь, конечно же. Желательно, хоть одна безответная, чтобы потом полностью прочувствовать радость от взаимности. Пережить все возможности любви в юности. От печали до радости, от взрыва до затишья. Это очень важно для женщины. Годам к 27-ми обязательно нужно обрести семью, потому что вокруг все начинают заводить ее, рожать детей. И та женщина, которая не успевает и этого не имеет, она испытывает ощущение своей несчастливости, если можно так сказать. Это необходимо каждой, это должно быть. Но как-то надо уже устроить свою жизнь, потому что потом это уже на каких-то комплексах замешано. Это мое старомодное понятие. Потом желательно жить полной семьей, чтобы был муж, жена, сын, дочка, живы бабушка и дедушка, полная семья. Все друг друга любят, дружат, примитивно, но это и есть настоящее счастье, когда все вместе и все друг другу в радость. Но потом наступает, конечно, время потерь, оно неизбежно. И уберечься от этого никак невозможно. Тогда что такое счастье? Я не знаю. Например, я и все мои подруги моего возраста уже смирились с одиноким существованием и находят радость друг в друге, женском коллективе, в том, чтобы посидеть вместе, поболтать, поговорить. Уже такой необходимости женского счастья в паре с кем-то нет.

- А как быть счастливым наедине с собой?

Здесь тоже конкретного рецепта нет. Надо что-то делать все время: не разлюбить читать, смотреть фильмы, болтать по телефону, просто не разлюбить жизнь. Жажда жизни – главный стержень всего. Не разучиться делать для кого-то что-то. Находить кого-то, кому сейчас нужно, чтобы ты что-то сделал, с кем-то поделился, кому-то что-то дал. Я не чувствую одиночества, хотя я одна. Я прожила настоящую счастливую жизнь с мужем, когда мне на протяжении многих лет было хорошо. Я смиренна к тому, что происходит, и не фантазирую о будущем, словно школьница.

Лариса, скажите, как вам удается, улыбаясь, воспринимать жизненную реальность? Читая ваши стихотворения, не исчезает ощущение простоты жизни и легкого отношения ко всему происходящему. Ваша жизнь складывается непросто, при этом, вы не лишены юмора.

Я не специально так делаю, но, безусловно, убеждена, что нельзя друг друга грузить проблемами. У меня тоже достаточно много печалей и забот в голове и каких-то недугов. Но я не считаю, что вправе это вешать на людей, тем более самых близких. У меня есть, конечно же, стихи и песни, определенно печальные, но они так и задуманы, как печальные. И это я тоже считаю вполне естественным. А в основном, если говорить о моем отношении к жизни, конечно, я более-менее оптимист. Потому что пока мы живем, все может быть: может быть плохо, может хорошо. Но нам дана эта жизнь и дана возможность радовать других. Я стараюсь.

- Жалеете о чем-то в своей жизни?

Нет. Ни о чем не жалею. Жалею, что нет детей, жалко, но это уже необратимо. Ну что теперь? У других и другого нет.

- А мечтать не перестаете?

Нет, мечтать перестала. Не о чем больше мечтать.

- Что самое интересно из того, что вы видели?

Самое интересное для меня – возвращаться. Я очень приземленный человек и приземлилась я в Москве раз и навсегда. Я здесь родилась и выросла в послевоенной Москве.

- Получается, вы застали сразу несколько эпох одного города?

Да, мы совсем недавно говорили об этом с моей подругой. Например, я иду туда, где собираются люди пожилого возраста, я ходила недавно на 80-летие Марка Розовского, и было интересно очень общаться с этими людьми, а сегодня я ходила на выставку, где основным контингентом была молодежь. И современное искусство мне тоже весьма интересно. И это очень здорово: вчера быть вчерашней, а сегодня - уже сегодняшней. Это большой дар – прожить несколько эпох.

- Как изменилась Москва за эти годы?

Москва сейчас просто прекрасная! Ее, конечно, ругают, но мне все нравится в Москве, и я все хочу, чтобы все те, кто давно уехал, обязательно приехали и посмотрели. Я иногда приезжаю за границу, и меня часто спрашивают: «Как вы там живете?» Особенно в Америке любят этот вопрос задавать. А живем мы здесь хорошо!

- Лариса Алексеевна, это ведь уже не первый ваш визит в Израиль, верно?

Да, я уже третий раз приеду в Израиль с концертами. Даже не знаю, что особенного сказать. Мне кажется, в целом, люди везде одинаковые. Я везде чувствую тепло от людей, и сама ним с радостью делюсь. Каждый раз еду с радостью в Израиль. Это точно.

- Какие города в Израиле вам нравятся?

Я, к сожалению, приезжаю только на гастроли и не успеваю познакомиться с городами. Конечно, я была когда-то в Иерусалиме, в Назарете, в Вифлееме. Но во время последних поездок, времени на посещение и осмотр городов, в которых я выступаю, просто не остается.

Какие у вас предпочтения в пище? Нравятся ли вам какие-то конкретные блюда еврейской кухни или вы более консервативны в этом плане?

Откровенно говоря, я люблю нашу кухню, российскую. Нигде за границей и никогда не испытывала такого удовольствия от еды, как дома. Я очень люблю еврейскую кухню, но ту самую, настоящую еврейскую, которую готовят евреи, говорящие на идише.

- Желания пожить в Израиле у вас никогда не возникало?

Первое мое качество – я русскоговорящий человек, очень русско- и очень говорящий. Поэтому я могу жить только в своей родной языковой среде. Я родилась здесь, моя история здесь, и я люблю быть там, где я сейчас живу. У меня никогда не было никаких желаний пожить нигде кроме родной страны. Даже уезжая в отпуск, какой бы это рай ни был, я всегда люблю возвращаться домой и жить хочу только в любимой Москве.

- Ивритом или идишем владеете?

Идиш я очень люблю. Мой отец родом из одного украинского местечка, я ездила летом к своей тете, они между собой говорили на идише, я много чего знала, понимала, сейчас, правда, знаю только отдельные слова. А иврит для меня совершенно чужой язык. Я помню много замечательных сленговых слов на идише из детства, но как они звучат на иврите – я не знаю. Мне почему-то не очень нравится интонация идиша. А вообще, я люблю и с удовольствием слушаю еврейские песни.

- Вы написали более 500 песен, какие ваши самые любимые?

Да, кто-то из журналистов подсчитал, но я не думаю, что их на самом деле столько. Мало ли, сколько может «набредить» человеческий мозг! Есть какие-то песни, которые хорошие. Которые знают, которые любят… Я люблю все без исключения.

Всегда ли исполнителям удается прочувствовать и передать все эмоции, которые вы вкладываете в свои песни? Как вы относитесь к тому, что отпечаток образа певца или певицы все равно будет присутствовать в каждом произведении, написанном вами?

Я искренне благодарна всем без исключения, кто исполняет мои песни. Ведь от моего исполнения они не станут лететь из всех форточек, так песни не будут все знать. Конечно, они вкладывают что-то свое, но, тем не менее, если сложилась музыка, исполнение и стихи, то песня живет, ее любит слушатель, а это уже хорошо. Но мне самое главное, что я сделаю дальше. Поэтому свое видение исполнителем уже написанной композиции, скорее плюс, чем минус.

Выступая на концертах и творческих поэтических вечерах, как вы воспринимаете сам процесс? Это, в первую очередь, работа? Или где-то отдых? Что для Ларисы Рубальской чтение собственных стихов со сцены?

Это скорее работа. Если, например, я себя плохо чувствую, то боюсь, что подведу, сорву концерт. Так относятся к работе. Я очень боюсь, что на сцене может осипнуть голос, волнуюсь, чтобы что-то не случилось, не подвело. Но, в то же время, это работа, которую я очень люблю, и которая взаимно меня любит.

Где вам наиболее комфортно выступать? Имею в виду формат площадки. И есть ли у вас какое-то любимое место, где выход на сцену всегда будет приятным моментом в жизни?

Я люблю замкнутые пространства, когда зал не очень большой, люблю, когда нет прохода и все стулья в один ряд, когда все по театральному сделано. Тогда я в состояние своей энергией все это обнять и подчинить себе. Я не люблю открытые и широкие залы. В пределах 800-1000 зрителей – это идеально.
- Есть ли предвкушение этих поездок или это уже скорее рутина, просто рабочие будни?

Когда у меня переполненные дни работой, я думаю, что устала, надоело – опять ехать, опять выходить на сцену! Но если промежуток больше недели, то ловлю себя на мысли: «ну когда уже, когда!». Наверное, у всех так?

По крайней мере, в моем возрасте и в моем жанре нет людей, с которыми я конкурирую, потому что это довольно редкое явление, что выступает сам человек, который что-то написал, а люди приходят на его концерт. Поэтому я очень этим горжусь.

    Рубальская, Лариса Алексеевна - (р. 24. 09. 1945) Род. в Москве в семье служащих. Окончила Заочный пед. институт (1966). Сотрудничала с газ. "Асахи" (1975 2000), переводит с япон. яз. Пишет тексты эстрадных песен с 1984. Выпустила кн.: Прекрасная дама. Стихи к песням… … Большая биографическая энциклопедия

    Лариса Алексеевна Рубальская - Писатель, переводчик, поэт песенник Лариса Алексеевна Рубальская родилась 24 сентября 1945 г. в Москве. После окончания школы, она поступила на заочное отделение филологического факультета Московского педагогического института им. Н. К. Крупской … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Рубальская - Рубальская, Лариса Алексеевна Лариса Рубальская Имя при рождении: Рубальская Лариса Алексеевна Дата рождения: 24 сентября 1945 Место рождения: Москва, СССР Гражданство … Википедия

    Лариса Рубальская - Биография Ларисы Рубальской Лариса Алексеевна Рубальская родилась 24 сентября 1945 года в Москве. В 1970 году окончила факультет русского языка и литературы Московского педагогического института имени Н.К. Крупской (ныне Московский… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Евреи в науке, искусстве и общественной жизни - Данный список включает личностей еврейского происхождения, удовлетворяющих. Еврейское происхождение (один или оба родителя этнические евреи), [Данные критерии не распространяются на личности, чьи приёмные родители (в том числе отчим или мачеха)… … Википедия

    Русские поэты-песенники - Список поэтов песенников включает авторов, важная часть творчества которых сочинение текстов к песням. В этом смысле сама творческая специальность поэта песенника появилась только в XX веке, с возникновением музыкальной индустрии. С поэтами… … Википедия

    ГРАНИЦА. Таежный роман - ГРАНИЦА. Таежный роман. Россия, Школа студия Александра Митты, 2000, цв. Телесериал. Дальний Восток, начало 1970 х годов, армейский гарнизон на границе с Китаем. Три молодые женщины, жены офицеров, решают свои проблемы, пытаясь хоть как то… … Энциклопедия кино

    РЕТРО ВТРОЕМ - «РЕТРО ВТРОЕМ», Россия, Госкино / Мирабель, 1998, цв., 97 мин. Римейк, мелодрама. Действие фильма, посвященного семидесятилетию картины Абрама Роома «Третья Мещанская», разворачивается на фоне летней, юбилейной Москвы. «Это фильм о слабых людях,… … Энциклопедия кино

    Морозов, Александр Сергеевич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Морозов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Александр Морозов. Александр Морозов Дата рождения 20 марта 1948(1948 03 20) (64 года) Место рождения … Википедия

Книги

  • Собрание сочинений в одном томе Купить за 734 руб
  • Лариса Рубальская. Собрание сочинений в одном томе , Рубальская Лариса Алексеевна. Лариса Рубальская, о чем бы ни говорила на концертах, в телевизионных программах, - всегда ведет задушевный доверительный разговор с читателями, слушателями. Этим, наверное, и объясняются…
Запись голоса Л.А. Рубальской
Из интервью «Эхо Москвы »
7 сентября 2013
Помощь по воспроизведению

Лари́са Алексе́евна Руба́льская (родилась 24 сентября 1945 года , Москва) - писатель , поэтесса , поэтесса-песенник , переводчица . Член Союза писателей Москвы .

Биография

Родилась в семье Алексея (Айзика) Давидовича (1920-1979) и Александры Яковлевны (1924-2007) Рубальских. Отец Алексей (Айзик) Давидович Рубальский родился в селе Вчерайше . Брат - Валерий Алексеевич Рубальский (1949-2008).

Была замужем один раз, детей нет. Муж - Давид Иосифович Розенблат (23 мая 1939 - 24 мая 2009), стоматолог, впоследствии продюсер Л. Рубальской.

В 2003 году создала фирму по организации праздников «Бюро находок Ларисы Рубальской». В 2011 году фирма была переименована в «Агентство праздников Ларисы Рубальской».

Песенное творчество

Первую песню Лариса Рубальская написала вместе с Владимиром Мигулей - «Воспоминание », а исполнила её Валентина Толкунова . С 1984 года - непременный лауреат телеконкурса «Песня года ».

Рубальская является автором песен, которые исполняли А. Пугачева - «Моя судьба», «Доченька », «Живи спокойно, страна », Ф. Киркоров - «Виноват я, виноват », «Ночной бал », М. Муромов - «Странная женщина », И. Аллегрова - «Транзитный пассажир », «Угонщица », «Сквозняки », «Ключи », «Тёмная лошадка », Т. Овсиенко - «Морозов », Алсу - «Свет в твоем окне », И. Кобзон - «Синий конверт », Я. Евдокимов - «Эхо в ночи », «Зря говорят », М. Боярский - «Пойдём гулять в Сокольники », Н. Караченцов - «Мы в садовников играли ».

Лариса Рубальская сотрудничает с композиторами Д. Тухмановым , В. Добрыниным , С. Березиным , А. Клевицким , А. Укупником , Э. Ханком , М. Минковым , и другими. Принимает участие во многих телепрограммах («Счастливый случай», «Тема », «Шоу-Досье», «Утренняя почта », «К барьеру »), ведет активную концертную деятельность, участвует в жюри песенных конкурсов.

Популярные песни на стихи Л. Рубальской

  • «Золотые шары» (С. Березин) - исп. Виталий Соломин
  • "Межсезонье" (А.Клевицкий) - исп. Анне Вески
  • "Прошлогодний снег" (С.Березин) - исп. Анне Вески
  • "По воле волн" (С.Березин) - исп. Анне Вески
  • "Старые липы" (С.Березин) - исп. Анне Вески
  • "Я не в обиде на тебя" (А.Клевицкий) - исп. Анне Вески
  • "Всё бывает" (И.Муст) исп. Анне Вески
  • «Мы в садовников играли» (С. Березин) - исп. Николай Караченцов и Ирина Уварова
  • «Напрасные слова» (Давид Тухманов) - исп. Александр Малинин
  • «Вологодчина» (Э. Ханок) - исп. Эдуард Хиль
  • «Люся» или «Давайте, Люся, потанцуем» (С. Березин) - исп. группа «Нескучный сад»
  • - «Угонщица » (Виктор Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Миллениум-вальс» (Д. Тухманов) - исп. Иосиф Кобзон
  • «Капризная» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Бродяга-аккордеон» (К. Брейтбург) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Измена» (А. Лукьянов) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Эскимос и папуас» (Б. Алибасов и А. Потёмкин) - исп. группа «На-На»
  • - «Морозов » (Аркадий Укупник) - исп. Татьяна Овсиенко
  • «Ты ответишь за базар» (Игорь Крутой) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Старые липы» (С. Березин) - исп. Сергей Березин
  • «Бессонница » (Виктор Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
  • «Воспоминание» (В. Мигуля) - исп. Валентина Толкунова
  • «Тёмная лошадка» (Д. Тухманов) - исп. Ирина Аллегрова, Игорь Тальков (группа «Электроклуб»)
  • «Билет на Копенгаген » (Александр Буйнов) - исп. Александр Буйнов
  • «Лилии » (Александр Клевицкий) - исп. Александр Айвазов
  • «Аргентинское танго» (Д. Тухманов) - исп. Николай Басков
  • «Прятки» (А. Морозов) - исп. Сергей Рогожин (группа «Форум»)
  • - «Мулатка-шоколадка » (Виктор Чайка) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Кенгуру» (Т. Ефимов) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Доченька» (А. Савченко) - исп. Алла Пугачёва
  • «Хожу от дома к дому» (А. Укупник) - исп. Маша Распутина
  • «Переведи часы назад» (С. Березин) - исп. Ольга Зарубина и Сергей Березин
  • «Не первый» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Я тебя не прощу» (Д. Тухманов) - исп. Виктор Салтыков (группа «Электроклуб»)
  • «С той далёкой нашей ночи» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова и Виктор Чайка
  • - «Виноват я, виноват! » (Аркадий Укупник) - исп. Филипп Киркоров
  • «Снежный король» (С. Березин) - исп. группа «Нескучный сад»
  • - «Транзитный пассажир » (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Всё не просто» (В. Мигуля) - исп. Владимир Мигуля и Марина Мигуля
  • «Случайная ночь» (В. Добрынин) исп. Вячеслав Добрынин
  • «Печали свет» (Д. Тухманов) - исп. Иосиф Давыдович Кобзон
  • «Охотница Диана» (И. Крутой) - исп. Валерий Леонтьев
  • - «На два дня » (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
  • - «Были юными и счастливыми » (М. Минков) - исп. Лев Лещенко
  • «Маруся» (А. Буйнов)
  • «Треугольник» (В. Добрынин) - исп. Алексей Глызин (ВИА «Весёлые ребята»)
  • «Свет в твоём окне» (В. Байков) - исп. Алсу
  • «Двадцать раз» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Ночной бал» (И. Кравчик) - исп. Филипп Киркоров
  • - «Карты-картишки » (Виктор Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
  • «Ворожи» (Д. Тухманов) - исп. Ирина Аллегрова (группа «Электроклуб»)
  • «У фонтана» (В. Добрынин) - исп. Вячеслав Добрынин
  • «Песня барда» (А. Клевицкий) - исп. Игорь Тальков
  • «Живи спокойно, страна» (И. Крутой) - исп. Алла Пугачёва
  • «Ищите женщину» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Люби меня, как я тебя» (В. Добрынин) - исп. ВИА «Весёлые ребята»
  • «Так и быть» (В. Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
  • «Я по полю» (И. Крутой) - исп. Александр Буйнов
  • «Самурай» (Э. Ханок) - исп. группа «Дюна»
  • - «Ключи » (В. Добрынин) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Вы никому не верите» (Д. Тухманов) - исп. Иосиф Кобзон
  • «Наташка» (В. Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
  • «Первый день» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Счастливый случай» (Э. Ханок) - исп. Ядвига Поплавская и Александр Тиханович
  • «Всё может быть» (В. Добрынин) - исп. группа «Доктор Шлягер», Лариса Долина
  • «Ой, не надо» (А. Укупник) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Русь» (Д. Тухманов) - исп. Сергей Мазаев
  • «Странная женщина» (М. Муромов) - исп. Михаил Муромов
  • «По всем календарям» (Л. Квинт) - исп. Алесандр Кальянов
  • «Удивительная женщина» (В. Добрынин) - исп. Лев Лещенко
  • «Обломанная ветка» (В. Чайка) - исп. Татьяна Овсиенко
  • «Серенада» (В. Добрынин) - исп. Михаил Шуфутинский
  • «Сокольники» (В. Мигуля) - исп. Владимир Мигуля
  • «Дед Мороз» (Э. Ханок) - исп. Марина Девятова
  • «Монисто» (Д. Тухманов) - исп. Ольга Денисенко
  • - исп. ВИА «Весёлые ребята»
  • - исп. ВИА «Весёлые ребята»
  • - исп. Александр Добронравов
  • - исп. Александр Добронравов
  • - исп. Александр Добронравов
  • - исп. Александр Добронравов
  • - исп. Александр Добронравов
  • ) - исп. Александр Добронравов
  • «Пастух» (С. Березин) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Сквозняки» (В. Чайка) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Последний мост» (А. Морозов) - исп. София Ротару в сопровождении группы «Форум»
  • «Дотронься» (Ю.Донская) - исп. Ксения Ларина
  • «Бродяга аккордеон» (Брейтбург) - исп. Мила Романиди
  • «Всё сначала » (А. Ружицкий) - исп. Кристина Орбакайте
  • «Она любила вишни » (А. Ружицкий) - исп. Алёна Апина
  • «Лодочка» (Алексей Карелин) - исп. Ольга Зарубина

Произведения

  • «Такая карта мне легла»
  • «Кулинарные рецепты на бис», 2007
  • «Переведи часы назад», сборник стихов, 2003
  • «Выигрыш», рассказ
  • «Закуски и горячее Для наших золотых мужей!», 2007
  • «Напрасные слова», 2003
  • «Кольцо горячих рук», сборник стихов, 2004
  • Цикл «Мне жаль Иванова», состоит из 23 произведений
  • Цикл «Все было, как положено»
  • Цикл «Ночь разбилась вдребезги»
  • Цикл «Ты говоришь - расставаться полезно …»
  • Цикл «Кто учит птиц дорогу находить?»
  • Цикл «Я сама не понимаю»
  • «Его величество Салат»

Награды и премии

Напишите отзыв о статье "Рубальская, Лариса Алексеевна"

Примечания

Ссылки

  • Интервью в «Бульвар Гордона».
  • Лариса Рубальская: «»

Отрывок, характеризующий Рубальская, Лариса Алексеевна

Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движениями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России. В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляет в Петербург для переговоров.
В отношении юридическом, тотчас же после пожаров, велено найти виновных и казнить их. И злодей Растопчин наказан тем, что велено сжечь его дома.
В отношении административном, Москве дарована конституция, учрежден муниципалитет и обнародовано следующее:
«Жители Москвы!
Несчастия ваши жестоки, но его величество император и король хочет прекратить течение оных. Страшные примеры вас научили, каким образом он наказывает непослушание и преступление. Строгие меры взяты, чтобы прекратить беспорядок и возвратить общую безопасность. Отеческая администрация, избранная из самих вас, составлять будет ваш муниципалитет или градское правление. Оное будет пещись об вас, об ваших нуждах, об вашей пользе. Члены оного отличаются красною лентою, которую будут носить через плечо, а градской голова будет иметь сверх оного белый пояс. Но, исключая время должности их, они будут иметь только красную ленту вокруг левой руки.
Городовая полиция учреждена по прежнему положению, а чрез ее деятельность уже лучший существует порядок. Правительство назначило двух генеральных комиссаров, или полицмейстеров, и двадцать комиссаров, или частных приставов, поставленных во всех частях города. Вы их узнаете по белой ленте, которую будут они носить вокруг левой руки. Некоторые церкви разного исповедания открыты, и в них беспрепятственно отправляется божественная служба. Ваши сограждане возвращаются ежедневно в свои жилища, и даны приказы, чтобы они в них находили помощь и покровительство, следуемые несчастию. Сии суть средства, которые правительство употребило, чтобы возвратить порядок и облегчить ваше положение; но, чтобы достигнуть до того, нужно, чтобы вы с ним соединили ваши старания, чтобы забыли, если можно, ваши несчастия, которые претерпели, предались надежде не столь жестокой судьбы, были уверены, что неизбежимая и постыдная смерть ожидает тех, кои дерзнут на ваши особы и оставшиеся ваши имущества, а напоследок и не сомневались, что оные будут сохранены, ибо такая есть воля величайшего и справедливейшего из всех монархов. Солдаты и жители, какой бы вы нации ни были! Восстановите публичное доверие, источник счастия государства, живите, как братья, дайте взаимно друг другу помощь и покровительство, соединитесь, чтоб опровергнуть намерения зломыслящих, повинуйтесь воинским и гражданским начальствам, и скоро ваши слезы течь перестанут».
В отношении продовольствия войска, Наполеон предписал всем войскам поочередно ходить в Москву a la maraude [мародерствовать] для заготовления себе провианта, так, чтобы таким образом армия была обеспечена на будущее время.
В отношении религиозном, Наполеон приказал ramener les popes [привести назад попов] и возобновить служение в церквах.
В торговом отношении и для продовольствия армии было развешено везде следующее:
Провозглашение
«Вы, спокойные московские жители, мастеровые и рабочие люди, которых несчастия удалили из города, и вы, рассеянные земледельцы, которых неосновательный страх еще задерживает в полях, слушайте! Тишина возвращается в сию столицу, и порядок в ней восстановляется. Ваши земляки выходят смело из своих убежищ, видя, что их уважают. Всякое насильствие, учиненное против их и их собственности, немедленно наказывается. Его величество император и король их покровительствует и между вами никого не почитает за своих неприятелей, кроме тех, кои ослушиваются его повелениям. Он хочет прекратить ваши несчастия и возвратить вас вашим дворам и вашим семействам. Соответствуйте ж его благотворительным намерениям и приходите к нам без всякой опасности. Жители! Возвращайтесь с доверием в ваши жилища: вы скоро найдете способы удовлетворить вашим нуждам! Ремесленники и трудолюбивые мастеровые! Приходите обратно к вашим рукодельям: домы, лавки, охранительные караулы вас ожидают, а за вашу работу получите должную вам плату! И вы, наконец, крестьяне, выходите из лесов, где от ужаса скрылись, возвращайтесь без страха в ваши избы, в точном уверении, что найдете защищение. Лабазы учреждены в городе, куда крестьяне могут привозить излишние свои запасы и земельные растения. Правительство приняло следующие меры, чтоб обеспечить им свободную продажу: 1) Считая от сего числа, крестьяне, земледельцы и живущие в окрестностях Москвы могут без всякой опасности привозить в город свои припасы, какого бы роду ни были, в двух назначенных лабазах, то есть на Моховую и в Охотный ряд. 2) Оные продовольствия будут покупаться у них по такой цене, на какую покупатель и продавец согласятся между собою; но если продавец не получит требуемую им справедливую цену, то волен будет повезти их обратно в свою деревню, в чем никто ему ни под каким видом препятствовать не может. 3) Каждое воскресенье и середа назначены еженедельно для больших торговых дней; почему достаточное число войск будет расставлено по вторникам и субботам на всех больших дорогах, в таком расстоянии от города, чтоб защищать те обозы. 4) Таковые ж меры будут взяты, чтоб на возвратном пути крестьянам с их повозками и лошадьми не последовало препятствия. 5) Немедленно средства употреблены будут для восстановления обыкновенных торгов. Жители города и деревень, и вы, работники и мастеровые, какой бы вы нации ни были! Вас взывают исполнять отеческие намерения его величества императора и короля и способствовать с ним к общему благополучию. Несите к его стопам почтение и доверие и не медлите соединиться с нами!»


Широкой души женщина, прекрасный человек, замечательная поэтесса… Даже те, кто не знаком с ее лирикой, наверняка слышали песни на стихи Ларисы Рубальской «Напрасные слова», «Пока любовь жива», «Странная женщина», «Пойдем гулять в Сокольники». Она частый гость популярных телепередач, ее приглашают в жюри музыкальных шоу.


1. Лариса Алексеевна Рубальская родилась в еврейской семье. Отца звали Айзиком, но для поступления в военную академию это имя не годилось, и он поменял его на более привычное русскому слуху - Алексей. Родители Ларисы познакомились в столице, и на свет она появилась там же. Отцу не суждено было учиться в Академии, и он работал в школе военруком и учителем труда. Мать, коренная москвичка, была в школе секретарем и завхозом.


4. Несмотря на то что в школьной характеристике выпускницы Ларисы Рубальской резюмировано: «…обладает средними умственными способностями, занималась нерегулярно, с трудом окончила 10 классов, в институт не рекомендуется», девушка поступила в пединститут на филологическое отделение. Соседка по дому, работавшая в приемной комиссии этого вуза, помогла ей.

5. Получив диплом по специальности учитель русского языка и литературы, Лариса Алексеевна честно пыталась работать в школе. Однако комиссия из РОНО не увидела в ней советского учителя. А все из-за того, что нестандартно трактовала сказку «Морозко», считая, что собачка в этом произведении - самый положительный герой, потому что отец - трус, мачеха - злодейка и т.д. Из школы пришлось уволиться. Одно время Лариса работала библиотекарем, потом - машинисткой, корректором… пока случайно не увидела объявление о наборе на курсы японского языка. По словам поэтессы, в ее жизни открылась новая глава. Она стала переводчиком с японского.


6. Работала гидом-переводчиком в бюро международного молодежного туризма «Спутник», в ВЦСПС, в Госконцерте. С 1975 по 1983 гг. - секретарь-переводчик в московском бюро японской телекомпании «Эн-Ти-Ви». С 1983 года - референт московского представительства японской газеты «Асахи».

7. Стихи начала писать еще школьницей. И конечно, они были о любви. Но одноклассник не оценил порывов. Потом были еще ухажеры, пока в 31 год Лариса не вышла замуж за врача-стоматолога Давида Иосифовича Розенблата. Именно он и разглядел искорку таланта в своей жене, стимулировал ее творчество, а впоследствии выступил ее продюсером.

С 1984-го песни на стихи Рубальской становились хитами традиционного мероприятия «Песня года».



8. Давид познакомил супругу с композитором Мигулей, который был его пациентом. И Лариса совместно с Владимиром написала свою первую песню. Их «Воспоминание» исполнила В. Толкунова:




9. Лариса Рубальская сотрудничала с такими известными композиторами, как Сергей Березин, Борис Савельев, Александр Ружицкий, Андрей Савченко, Вячеслав Добрынин, Эдуард Ханок, Александр Клевицкий, Аркадий Укупник, Давид Тухманов и др. Ее песни исполняют И. Аллегрова, А. Пугачева, Ф. Киркоров, М. Муромов, А. Малинин, Л. Лещенко, М. Шуфутинский.

10. Известность Ларисе принесла песня, написанная совместно с Давидом Тухмановым, в исполнении А. Малинина «Напрасные слова», которая прозвучала в 1988 году в Юрмале. Телеведущий программы «До и после полуночи» Владимир Молчанов признался в эфире: «Я вчера услышал изумительный романс «Напрасные слова» и был уверен, что автор стихов еще в веке прошлом-позапрошлом умер. А оказалось, нет. Это Лариса Рубальская». Так вся страна запомнила ее имя.




11. Любимыми поэтами Ларисы Рубальской являются Лермонтов, Пастернак, Визбор, В. Тушкнова. В своей лирике поэтесса обнажает чувства, именно поэтому ее стихи привлекают людей, которые пережили интимные неудачи, обжегшись на горячем огне любви. Особенно популярны такие песни, как: «Бессонница», «Наташка» в исполнении Т. Овсиенко, «Свет в твоем окне» — Алсу, «Все может быть» — Л. Долиной, «Странная женщина» — М. Муромова, «Доченька» — А. Пугачевой, «Угонщица» — И. Аллегровой.




12. В 2003 г. создала фирму по организации праздников «Бюро находок Ларисы Рубальской». В 2011 г. она сменила название на «Агентство праздников Ларисы Рубальской». Оно занимается написанием стихов на заказ, разработкой сценариев различных торжеств.


13. Сегодня Лариса Рубальская больше выступает, чем пишет. Всего в ее копилке более 600 стихотворений самых разных жанров. Она автор 5 сборников лирики, а также книг, включающих 6 циклов. Среди ее произведений есть поэмы, рассказы, мюзикл.

14. Лариса Рубальская - член Союза писателей Москвы. В 2005 году Российская академия бизнеса и предпринимательства наградила ее национальной премией общественного признания достижений женщин «Олимпия».


Ее стихи - ненавязчивые советы, мысли-откровения, признания:

НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО!

Женщина курит на лавочке
На многолюдной улице.
Женщине все до лампочки.
Женщина не волнуется.

В жизни бывало всякое,
Не обжигайте взглядами.
Жизнь - как кусочек лакомый,
Это напиток с ядами.

В синих колечках дыма
Кроется тайный знак -
Не проходите мимо!
Ну не спешите так!

Странные вы, прохожие,
Хоть и широкоплечие.
Женщине не поможете
Этим безлунным вечером.

Вы бы подсели к женщине -
По сигаретке выкурить.
Может быть, стало б легче ей
Память из сердца выкинуть.



Ты, любимый, у меня не первый.
Сколько было, счет я не вела.
Прошлое взлетело птицей серой,
Вздрогнули прощально два крыла.
Вычеркнул ты прошлое из жизни,
Спутал даты все и имена,
А в бокалах золотились брызги
Крепкого вечернего вина…
Как гудят натянутые нервы.
Прикоснись ко мне и успокой.
Ты, любимый, у меня не первый,
Ты один-единственный такой.



Долгий дождь, разбросанные листья.
Вот и мы не можем вместе быть.
Открывать не стоит старых истин.
Разойтись - не значит разлюбить.

Лариса Рубальская придерживается мнения, что мужчину надо упорно искать. «Я у всех спрашивала: «Нет ли жениха?» И старания увенчались успехом - 33 года прожила в счастливом браке с известным стоматологом Давидом Розенблатом .

Нарвалась на проходимца

Бывают у человека врождённые кокетство или скромность. А бывает врождённое «клейкое вещество», которое действует на противоположный пол магнетически. Если женщина рождается без него, то все её ухищрения практически бесполезны. Так вот, я родилась без этого «клейкого вещества»... Если романы и случались, то рушились с большими муками для меня…

Я всё в своих стихотворениях зарифмовала: «Никогда я не была симпатичной, стройной тоже никогда не была, оттого-то и в моей жизни личной невесёлые творились дела». Я какой-то отброс была, неликвид... Все говорили мне: «У тебя характер золотой. Мужики своего счастья не понимают. Подожди, будет, будет». Но ничего хорошего не случалось в моей личной жизни...

Мне было 25. В метро подошёл мужчина. Сказал, что лётчик. Я влюбилась мгновенно - красив, в военной форме. Ни тогда, ни сейчас не понимала значения звёздочек и лычек на погонах, поэтому в то, что лётчик, поверила сразу. Начали встречаться. Однажды мой возлюбленный сказал: «У меня предстоят опасные лётные испытания. Если через какое-то время я не выйду на связь, значит, меня больше нет в живых».

И пропал. Я ждала его, ждала, а потом поняла: этот прекрасный героический мужчина погиб при исполнении служебного долга. Переживала страшно, плакала ночами. А потом совершенно случайно услышала в вагоне метро его голос. Оборачиваюсь - точно, он! С девушкой. Стала прислушиваться к их разговору. Лётчик говорит: «Милая, у меня предстоят испытания...» А дальше - то же самое, что и мне говорил… Как артист, будто заученную роль повторял! Я хотела его убить! Это оказался просто проходимец, обманщик.

Я легко влюблялась. Мне оказывалось достаточно, чтобы очередной избранник был блондин, не очень высокий, пел под гитару. Такие вот дворовые приоритеты! Честно говоря, не очень разбиралась в социальных слоях. У меня даже есть стихотворение на эту тему: «Он был сантехник и пришёл чинить трубу, и ключик гаечный он долго подбирал. Но вместо гайки повернул мою судьбу».

Я влюблялась в таких, влюблялась… Все эти мужчины потихонечку моё сердце рвали на кусочки. А ведь у каждого человека есть запас любви и неж­ности. Если, предположим, в 20 лет ты обретаешь счастливую любовь на всю жизнь, то все твои чувства достаются этому человеку. А меня вечно переполняли страсти и страдания, именно страдания. И весь запас любви потихонечку пираньями был расхватан…

Приготовила нож

Особенно запомнилась одна история… Дело шло к 30 годам, я ощущала финишную прямую и полную безнадёгу впереди. Была безумно влюблена в мужчину. У меня складывалось впечатление, что и он готов со мной свою жизнь «организовать». Что было неправдой, но я об этом думать не хотела - просто очень его любила. У моего возлюбленного была жена, которая от него ушла. Он всё не мог её забыть. Эта женщина была главным в его жизни. У мужчин часто возникает азарт охотника, если добыча ускользнула из его рук. Пока он её не настигнет, не может успокоиться. Может быть, этот человек и сейчас продолжает свою охоту, хотя с тех пор уже прошло почти 40 лет.

Так вот, мой возлюбленный со своей бывшей женой время от времени встречался - когда она могла исчезнуть на некоторое время от нового мужа. Как я узнавала об этих встречах? Он сам мне об этом говорил, что было самым ужасным! «Всё, сегодня я занят. Сегодня она». А он для меня по-прежнему был средоточием всех моих мечт и желаний... «Смирись, так будет всегда», - говорил он мне. Я смириться не могла, очень страдала, придумывала всякие коварные планы. И однажды решила, что нужно его бывшую жену убить.

У меня был японский хозяйственный нож с деревянным чехлом. Острый, хороший такой ножик. Сейчас стыдно даже об этом рассказывать! Я, конечно, не собиралась эту женщину зарезать, просто хотела сильно напугать, чтобы неповадно было. В очередной раз, узнав об их встрече, пошла к моему возлюбленному домой. Стала дверной замок расковыривать ножом, потому что на звонки не открывали.

У меня тогда было просто помутнение от ревности, Кармен эдакая... Я замок в итоге расковыряла, влетела в квартиру... Женщины ещё не было, а мой любимый сидел в ужасе, боялся подойти. Потом тихо сказал: «Уйди, чтобы я тебя больше никогда не видел!» Может, я к тому времени ему уже просто надоела, не знаю… И больше мы с ним ни разу не виделись... Кстати, я его не так давно случайно встретила! Идёт такой старый, несимпатичный человек. Боже мой, подумала, неужели он был пожаром в моей груди? Годы очень меняют ощущения.

А тогда я считала: всё, моё дело - хана. Слушала «Антимиры» в Театре на Таганке. Молодая артистка Славина читала Вознесенского : «Бей, женщина! Бей, милая! Бей, мстящая! Вмажь майонезом лысому в подтяжках. Бей, женщина! Массируй им мордасы! За все твои грядущие матрасы...» Я думала: это всё про меня, мне так и придётся идти по этой гнилой, зыбкой дорожке, сражаться, драться за любовь и всё равно быть никому не нужной...

Лариса Рубальская у себя в загородном доме. Фото: www.russianlook.com

Пили водку и целовались

Но в потоке несчастливых любовных историй были и проблески, когда сбывались мечты, которые по определению сбыться не должны. Два романа мне дали понять, что не такая я пропащая женщина, не такая безнадёжная. Один из этих мужчин был очень известным человеком, а другой - просто при должности, писал книги, считался выдающимся человеком в литературных кругах. Оба были значительно старше меня. И вот эти два человека, на которых и рассчитывать было нельзя, дарили мне состояние полёта... Но длилось это недолго... Оба были несвободны.

К 30 годам я была уже в полной безнадёжности: уже у всех дети подрастают, а у меня ничего нет... И тогда я стала думать: если очень сильно не постараюсь, не предприму каких-то активнейших действий, то ничего у меня так и не будет. У всех друзей и знакомых спрашивала: «Нет ли жениха? Дайте жениха!» Желания выйти замуж не нужно стесняться.

И метод сработал! У моей близкой подруги, худрука театра «Современник» Галины Волчек , была приятельница, у её мужа на работе оказался свободный стоматолог... Вообще-то я хотела писателя, поэта, а вовсе не зубного врача. Но мне сказали: «Он театр любит, вообще такой умный!» 9 мая у Давида с коллегами была назначена вечеринка в ресторане «Узбекистан». Подруга сказала: «Иди знакомиться». Надела миллион всяких цепочек и бус. Так хотела понравиться! Давид потом 30 с лишним лет вспоминал со смехом: «Всё на себя надела, что только могла!»

Я пришла, увидела его и подумала: этот мне тоже не годится. Высокий, с крупным лицом, похож на Мейерхольда , Пастернака . А мне нравились мужчины с мелкими, изящными чертами лица. Давид темноволосый, а я любила блондинов. Довольно медленно говорил, а мне импонируют люди с беглой речью. В общем, он мне совсем не понравился, да и Давид тоже очень быстро ушёл с вечера. Но еда была вкусная. Ну, думаю, ладно, зато поела.

Прошло некоторое время, наша посредница говорит: «Он не возражает ещё раз с тобой увидеться». - «Да ну, мы друг другу не понравились». Отказалась, в общем. Но подруга почему-то верила в успех своего предприятия. Был фестиваль кукольных театров, где я работала переводчиком. Наша с Давидом посредница приехала за мной: «Он в ресторане с моим мужем, они нас ждут». Эта семейная пара довольно быстро с ужина уехала. Мы с Давидом остались вдвоём. И пили водку. Я вообще не очень-то пью, а тут всё выпивала и выпивала…

Потом мы с ним вышли на улицу прогуляться, где он мне все цветы, которые были по дороге, купил. Дальше на всех лавочках мы с ним целовались. Это было так, с пьяных глаз... Но утром я подумала: вроде ничего так мужчина, можно ещё увидеться.

Но как-то всё очень медленно развивалось. А потом наступило лето, я уехала отдыхать с друзьями - три пары и я. И мне там стало очень грустно. Решила по­слать Давиду письмо. Нарисовала картинку: шесть человечков идут тремя парами, а сзади седьмой, одинокий - я. Написала: «Приезжай». И он приехал.

Лариса Рубальская с мужем Давидом. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Дублёнка его шокировала

У Давида к тому времени была своя тяжёлая история в личной жизни. Он тогда попал в страшные обстоятельства… В общем, мужчина этот мне достался уже холостым и свободным, но очень удручённым. Он не особо рассуждал, подхожу ли я ему, просто ему все говорили: «Лариска такая девка хорошая! И родители у неё замечательные». И Давид поверил. Хотя он мне по-прежнему не нравился… Я так долго не была согласна с тем, что Давид - это и есть моя судьба. Но, как только согласилась, погрузилась с головой на 33 года в этот омут очень большой привязанности.

Предложение Давид сделал мне очень смешно. Я начала беспокоиться, что он на мне не женится, хотя после знакомства уже прошло несколько месяцев. Всё думала: как же мне его привадить? Мне показалось, что Давид плохо одет. И купила ему дублёнку - я работала с японцами, и у меня были сертификаты на покупку «фирмы». У Давида этот подарок вызвал ужас. Но понял: я к нему уже более чем расположена. Когда подарила лыжи, он засмеялся и сказал: «Давай, вместо того чтобы кататься по холодному лесу, поженимся». Я отреагировала мгновенно: «Пойдём быстрей!» Тем более все вокруг мне говорили: «Ты что, дура? Не упусти, такой хороший мужчина!» В общем, в мае познакомились, а в ноябре уже подали заявление в загс. Мне тогда 30 лет было, Давиду - 36.

Когда мы с Давидом начали жить вместе, он привёл свою дочку от первого брака Иру и сказал ей: «Лариса - человек, который стал моей жизнью. Если ты будешь к ней хорошо относиться и уважать её, ты тоже будешь в моей жизни, и всё, что я смогу для тебя сделать, я сделаю. Если ты будешь против Ларисы, я выберу её». Ира за всю жизнь ни разу мне не нагрубила. Давида уже нет несколько лет в живых, а мы с ней поддерживаем добрые отношения.

Через 2 года совместной жизни Давид во мне разглядел талант и рьяно стал этим заниматься. Тогда не было слова «продюсер», не работали рычаги, которые сегодня работают. Но Давид как-то находил способы меня «протолкнуть», всем объяснял, что я особенная, умею писать хорошие стихи. Когда к нему на приём пришёл Владимир Мигуля , Давид прямо в стоматологическом кресле начал ему рекомендовать меня. Володя сказал: ему нужны не просто стихи, а куплет и припев. Я написала. Мигуля положил их на музыку и отдал Вале Толкуновой . И пошло…

Давид искал мне композиторов, музыкантов. Всех приглашал к нам. Заставлял меня печь, жарить, варить, чтобы наш дом был притягательным. В общем, занимался моей карьерой. Мы с Давидом настолько увлеклись нашим общим творческим делом, что я перестала горевать по поводу своей бездетности. А поначалу очень страдала. Как только не лечилась… Меня охватывало отчаяние, когда очередная подруга беременела, а у меня это снова и снова не получалось… В 36 лет мне врачи сказали: «У вас уже такой возраст, что не имеет смысла лечение продолжать».

Я лила слёзы ночами… Но комплекса неполноценности у меня не было - благодаря Давиду. Он не винил меня, что не могу забеременеть. Во-первых, говорят, у Близнецов от природы нет такого уж сильного родительского чувства. Во-вторых, мне кажется, он во мне видел не только жену, но и дочку. Был очень авторитарным. Главная фраза у него: «Я сказал!» Он был завотделением и привык командовать. Даже когда Давид стал парализованным, всегда говорил: «Я сказал!»

Лариса Рубальская на вручении Премии «Любовь народная» в ресторане «Гусятникоff». Фото: www.russianlook.com

Не могу сказать, что у меня с Давидом был такой уж рай. Всё случалось, он же не ангел. Иногда мне, конечно, хотелось взбрыкнуть. Но я 30 лет проработала референтом-переводчиком в японской газете «Асахи». Общение с японцами сформировало мой характер. Голову всё время вниз и только один ответ: «Да, как скажете». Мне всегда говорили: «В вашем словаре не должно быть слова «невозможно». Всё, что скажут, нужно выполнять».

После инсульта у Давида были две аневризмы. Потом сердце стало сдавать. Я день и ночь сидела возле него в больнице. Вообще не уходила. Врачи говорили: «Сегодня всё равно ничего не произойдёт. Идите домой, отдохните. Никто так не сидит». Я очень удивлялась! «Как я могу уйти? Это моё место на земле», - отвечала.

У Давида был недуг физический, но он по-прежнему оставался главой семьи, я спрашивала у него совета и разрешения по любому поводу. Давид уже был парализован, но мы ездили на «Кинотавр», два раза в Карловы Вары, в Баден-Баден, на мои гастроли в Израиль… Я таскала кресло. Мне все говорили: «Лариса, вам тяжело». Давид ведь весил 100 кг, громадина такая двухметровая. Ничего мне не было тяжело! Я знала, что должна это делать, чтобы мужу было хорошо. Мы с Давидом ходили в театр, в гости…

Мужу исполнилось 70 лет, а на другой день его не стало. В очень короткий отрезок времени ушли из жизни мои самые близкие люди. Это страшно... Первое время у меня случилась какая-то амнезия: не помню, как жила... Сейчас я уже не ощущаю того одиночества и сиротства. Работаю, стараюсь. Хочу ли снова замуж? Нет. Я так устала от потерь, что теперь боюсь и приобретений.

Сейчас у меня бесконечное количество концертов. Одна работаю почти два часа, и у меня полный зал. Каждый раз удивляюсь: почему они приходят? А ещё ко мне вернулась возможность писать...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: