Почему наступают зима, весна, лето, осень? Проверяем знания по окружающему миру.

Для эффективного усвоения информации учить ребенка рекомендуется с 4-4,5 лет. К 5 годам малышу должен уже знать месяцы и времена года.

За это время он уже несколько раз наблюдал смену времен года и в этом возрасте имеет представление, что такое холод, тепло, дождь, снег.

С чего начинать

Начинать учить стоит с разноцветных картинок, на которых четко видна погода и сообразные каждому времени года занятия.

Начинать лучше с сезонов, каждый из которых характеризуется определенными изменениями. Одних названий недостаточно, нужны ассоциации. Каждый сезон нужно описывать.

  • Зима – это снег, Новый год, Дед Мороз и подарки под елкой, запах мандаринов, снежки, снеговик и санки, теплые куртки, шапки и варежки, катания на коньках.
  • Весна ассоциируется с таянием снега, появлением цветов и листьев на деревьях, с крашенками и куличами;
  • Лето – это солнце, море, речка или озеро, все зеленое и цветное, это бабочки на цветах, футболка, шорты или платьице, катие на коньках или велосипеде, долгие прогулки на улице, рисунки мелом на асфальте.
  • Осенью собирают урожай, листья окрашиваются в желтый, оранжевый, красный цвет, затем опадают, появляется первый лед на лужах и т.д.

В качестве примера можете воспользоваться рисунками, которые покажете ребенку.

Задавайте правильные вопросы

Возьмите четыре листа бумаги разных цветов. Спросите у малыша, каким цветом, какую пору он бы обозначил. Исходя из этого, задавайте вопросы, которые помогут охарактеризовать каждый сезон:

  1. Как светит солнце?
  2. Есть ли осадки и какие?
  3. Что происходит с листвой?
  4. Чем взрослые занимаются?
  5. Какую одежду носят?
  6. Как ведут себя животные и птицы?
  7. Как дети проводят досуг?

Ответы на вопросы сопровождайте тематическими карточками или используйте книгу для наглядного примера.

Учитесь, играя

Можно купить лото, карточки, плакаты и, играя, описывать малышу, что в какую пору происходит.

Затем поиграть в пантомиму (изъяснения без слов, только посредством языка тела) или загадать загадки, чтобы закрепить полученные знания.

Можно на 3D-доске попросить ребенка нарисовать то, что у него ассоциируется с конкретной порой. Или рисуете вы, а малыш угадывает, к какому времени года относиться рисунок. На такой доске нарисованные картинки “оживают” и детям интереснее. По этой ссылке можете со скидкой 50%.

Игры с одеждой

Достаньте вещи для разных сезонов, и попросите ребенка собраться на прогулку в определенное время года.

Метод наблюдения

Выберете вместе с ребенком какой-то объект за окном (дерево или цветок) и понаблюдайте, как он меняется в зависимости от погоды. Пусть малыш описывает, что происходит с объектом наблюдения, а вы записывайте. Лучше при помощи фотографий отмечать изменения.

Создайте семейный фото-календарь, чтобы ребенку легче было ассоциировать не только времена года, но и месяцы. Фотографии пусть будут сделаны в разное время года, чтобы ребенок смог их различить.

Найди лишнее слово

  • Цветы, трава, солнце, снежинки, бабочки.
  • Снег, коньки, снеговик, цветок , дед мороз, снежинка.

Придумайте другие варианты.

Какое время года напоминают рисунки

Стихи

Времена года

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

Четыре цвета года

Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.

Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.

Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.

Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.

Кто в чем

Блещут лужи на тропинках –
Осень топает в ботинках.
Туча дождик унесла –
Ходит в туфельках весна.
Лето ходит босиком
Или в босоножках,
А зима, скрипя снежком, –
В тепленьких сапожках.

Вернисаж

Листья. Желтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!

Правильно различать месяцы поможет сказка «12 месяцев» и стихотворение :

Зовем мы зимнею порой ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ ,
Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль.
За февралем приходит МАРТ , за ним АПРЕЛЬ и МАЙ .
В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай.

За маем лето на порог ИЮНЬ к нам приведет.
ИЮЛЬ подарит ягод сок, а месяц АВГУСТ – мед.

За летом осени ансамбль исполнит танец свой,
СЕНТЯБРЬ , ОКТЯБРЬ , потом НОЯБРЬ з асыпят сад листвой.

Снежок роняя на ходу, зима придет опять.
Двенадцать месяцев в году, и всех их надо знать.

Песни

Песенки про зиму

    В лесу родилась елочка

    В лесу родилась елочка,
    В лесу она росла,
    Зимой и летом стройная,
    Зеленая была.
    Метель ей пела песенку:
    «Спи, елочка, бай-бай!»
    Мороз снежком укутывал:
    «Смотри, не замерзай!»
    Трусишка зайка серенький
    Под елочкой скакал.
    Порою волк, сердитый волк
    Рысцою пробегал.
    Чу! Снег по лесу частому
    Под полозом скрипит,
    Лошадка мохноногая
    Торопится, бежит.
    Везет лошадка дровенки,
    А в дровнях старичок,
    Срубил он нашу елочку
    Под самый корешок.
    Теперь она, нарядная,
    Hа праздник к нам пришла
    И много, много радости
    Детишкам принесла!

    Раз морозною зимой

    Раз морозною зимой
    Вдоль опушки лесной
    Шел медведь к себе домой
    В теплой шубе меховой.
    Шел он, шел к своей берлоге
    По проселочной дороге
    И, шагая через мост,
    Наступил лисе на хвост
    Подняла лисица крик -
    Зашумел темный лес.
    И медведь с испугу вмиг
    На сосну большую влез.
    На сосне веселый дятел
    Белке домик конопатил
    И промолвил: "Ты, медведь,
    Должен под ноги смотреть!"
    С той поры медведь решил,
    Что зимой нужно спать,
    По тропинкам не гулять,
    На хвосты не наступать.
    Он в берлоге безмятежно
    Спит зимой под крышей снежной,
    И доволен неспроста,
    Что родился без хвоста.

Про весну

    Зеленая карета

    Спят, спят мышата спят ежата

    Все, все уснули до pассвета
    Лишь зеленая каpета
    Лишь зеленая каpета
    Мчится, мчится в вышине
    В сеpебpистой тишине
    Шесть коней pазгоpяченных
    В шляпах алых и зеленых
    Hад землей несутся вскачь
    Hа запятках черный гpач
    Hе угнаться за каpетой
    Ведь весна в каpете этой
    Ведь весна в каpете этой
    Спите, спите, спите медвежата
    И ежата, и ежата и pебята
    В самый, в самый тихий pанний час
    Звон подков pазбудит вас
    Звон подков pазбудит вас
    Только глянешь из окна
    На двоpе стоит весна
    Спят, спят мышата спят ежата
    Медвежата, медвежата и pебята
    Все, все уснули до pассвета
    Лишь зеленая каpета.

    Здравствуй, весна

    Здравствуй, здравствуй, красавица-весна!
    Мы посеяли в землю семена,
    Из земли вырастают росточки,
    На окне расцветают цветочки.

    Птичий домик у нашего окна;
    В этом доме сегодня веселье,
    У крылатых жильцов новоселье.
    Здравствуй, здравствуй, красавица-весна!
    Праздник Мая встречает вся страна.
    И флажками мы весело машем
    Смелым соколам, летчикам нашим.

Летние

    Я на солнышке лежу

    Я на солнышке сижу,
    Я на солнышко гляжу...
    Все сижу и сижу-у
    И на солнышко гляжу.
    -Не "сижу", а "лежу"...
    -Это ты лежишь, а я сижу!
    Носорог, рог, рог идет,
    Крокодил, дил, дил плывет.
    Только я все сижу (лежу)
    И на солнышко гляжу...
    Рядом львеночек лежит
    И ушами шевелит,
    Только я я все лежу
    И на львенка не гляжу.
    -И всетаки надо петь - "лежу"!
    -И-и-и рааз...
    Я на солнышке лежу,
    Я на солнышко гляжу...
    Все лежу и лежу
    И на солнышко гляжу.

    Песенка Кота Леопольда

    Дождик босиком по земле прошел,
    Клен по плечам хлопал.
    Если ясный день - это хорошо.
    А когда наоборот - плохо.
    Слышно как звенят в небе высоко
    Солнечных лучей струны.
    Если добрый ты - это хорошо.
    А когда наоборот - трудно!
    С каждым поделись радостью своей,
    Рассыпая смех звучно.
    Если песни петь - с ними веселей.
    А когда наоборот - скучно!

Осенние

    Песенка Крокодила Гены

    Пусть бегут неуклюже
    Пешеходы по лужам,
    А вода по асфальту рекой.
    И неясно прохожим
    В этот день непогожий,
    Почему я веселый такой?
    А я играю на гармошке
    У прохожих на виду.
    К сожаленью, день рожденья
    Только раз в году.
    Прилетит вдруг волшебник
    В голубом вертолете
    И бесплатно покажет кино.
    С днем рожденья поздравит
    И, наверно, оставит
    Мне в подарок пятьсот эскимо.
    А я играю на гармошке
    У прохожих на виду.
    К сожаленью, день рожденья
    Только раз в году.

    Антошка, пойдем копать картошку

    Антошка, Антошка, пойдем копать картошку,
    Антошка, Антошка, пойдем копать картошку,
    Тили-тили трали-вали

    Тили-тили, трали-вали
    Это мы не проходили, это нам не задавали


    Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке,
    Тили-тили трали-вали
    Это мы не проходили, это нам не задавали
    Тили-тили, трали-вали.
    Это мы не проходили, это нам не задавали
    Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам.
    Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку
    Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку.
    Тили-тили трали-вали

    Тили-тили, трали-вали
    Это братцы мне по силе, откажусь теперь едва ли
    Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам.

Посмотрите вместе с ребенком обучающие мультфильмы:

  • «Уроки тетушки Совы»;
  • «Паровозик Шонни»;
  • «Малышарики»;
  • «Смешарики» и др.

Загадки

* * *
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
Четвертый плачет. (Времена года )

* * *
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весной )

* * *
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом )

* * *
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью )

* * *
Дел у меня немало
- Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня… (Зима )

* * *
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Зимние месяцы )

* * *
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня…(Весна )

Чтобы помочь ребенку выучить месяцы и их последовательность, придумайте подсказки, в которых слова начинаются на ту же букву, что и месяц.

Изучаем месяцы

Расскажите малышу, что 1 год = 12 месяцев.

Все 12 месяцев нужно разделить на 4 времени года, которые ребенок уже должен знать. Названия их нужно просто заучить. Проще это сделать, используя ассоциации.

Например: декабрь – Новый год, Дед Мороз, подарки; март – женский праздник 8 Марта, распускается ива, появляются первые подснежники и т.д.

Запоминаем количество дней в месяце

Быстро, удобно и правильно различить количество дней в месяце можно с помощью рук.

Правило “косточки”:

  1. Нужно сжать руки в кулаки и посмотреть на косточки.
  2. Первая косточка мизинца – январь, впадина после косточки – февраль и т.д.
  3. Месяц, который обозначает косточка имеет – 31 день; месяц “во впадине” – 30 (исключение февраль – 28/29 дней).

  • Просматривайте мультики вместе с детьми, задавайте вопросы, отвечайте на их вопросы.
  • Приобретите необходимую литературу: С. Бернер серия «Городок», В. Бианки «Синичкин календарь», В. Свечников «Времена года. Иллюстрированная энциклопедия», С. Маршак «Круглый год».

Участниками экологической викторины являются дети, обучающиеся в учебных объединениях "Юный натуралист".

Экологическая викторина "Времена года" проводится в актовом зале. Участникам перед проведением экологической викторины было дано задание подготовить выступление на тему: "Любимое время года".

Приглашаются участники в актовый зал, чтобы занять свои места.

Участники викторины выходят и рассаживаются на стулья под аплодисменты зрителей.

Мы сегодня собрались с Вами в этом зале, чтобы подвести итоги нашей работы, проверить свои знания, посмотреть, кто из вас лучше запомнил пройденный материал. Ребята, а кто мне скажет какое сейчас время года? Правильно, весна. Но мне хочется поговорить с вами сегодня не только о весне, но и о других временах года. Какие времена года вы знаете? (Лето, осень, зима, весна). Правильно. Поэтому мы назвали нашу экологическую викторину "Времена года".

А начнем мы нашу викторину с домашнего задания. Наши участники подготовили номера. Посмотрим, что же они нам приготовили.

1 группа "весна"

2 группа "лето"

3 группа "осень"

Конкурс №1. "Загадки о временах года".

В этом конкурсе участникам нужно загадать загадки о временах года.
Ответ засчитывается тем, кто поднял руку первым и дал правильный ответ. За каждый правильный ответ участник получает по 1 жетону.

Выросло дерево
От земли до неба.
На этом дереве
Двенадцать сучков.
На каждом сучке
По четыре гнезда.
В каждом гнезде
По семь яиц.
А седьмое - красное.
(Год, месяцы , недели, дни)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы)

Протянулся мост
На семь верст,
А в конце моста,
Золотая верста.
(Неделя)

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез
(Календарь)

Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут
Белый зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный.
Его не нашёл ты?
(Времена года)

Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу взялись трактора.
И птицы пропели: "Вить гнезда пора!"
(Весна)

Прошла по лугам, по полям и лесам,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: "За мною нагрянет зима!"
(Осень)

Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
(Зима)

Оно за весною к нам в гости идет.
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)

Яростью река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришел?
(Апрель)

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горласгый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)

Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц? Подскажи!!!
(Ноябрь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Тут каникулы идут.
(Январь)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На город налетели,
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон,
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Дождик льет и гром грохочет.
Месяц этот угадай и конечно это....?
(Май)

Дождика тяжелые капели,
Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, Подскажите!!!
(Август)

Опустел колхозный сад,
Крупные дождинки к нам летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)

Месяц сей начало лета,
Теплым дождиком земля согрета.
В полдень - крохогная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц подскажи-ка?
(Июнь)

Все мрачней лицо природы.
Загянули тучей небосводы.
Оголяются леса,
Молкнуг птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(0ктябрь)

Конкурс №2. "Угадай дерево"

Ведущий показывает картинку с листочком определенного дерева, а участники должны назвать это дерево.

За каждый правильный ответ участники получают жетоны.

Конкурс №3. "Фенологические приметы".

Ведущий читает небольшие рассказы о явлениях в природе, а участники должны найти фенологические ошибки (явления, которые не характерны для этого времени года.)

В первое воскресенье сентября собрался Коля с дедушкой в лес по грибы. Хорошо осенью в лесу. Накануне прошел дождь, и солнце блестит на цветах и листьях черемухи. В небольших водоемах резвятся головастики. Скоро они превратятся в лягушек. Набрал Коля с дедушкой грибов-рыжиков, земляники полное лукошко и, довольный, пошел обратно домой.

Хорош лес в конце апреля! На согретых солнцем косогорах появились первые цветы: мать-и-мачеха, фиалка, ветреница. В воздухе чувствуется сладковатый запах цветущей липы. А вот и первые грибы - сморчки, подосиновики. Вот из кустов раздалось мелодичное пение. "Это галка, -закричал Ваня, - она только на днях прилетела из теплых краев".

В солнечный летний день Катюша возвращалась из леса с полным лукошком земляники. Вышла из леса к полю и увидела - высоко в небе стремительно пролетают ласточки. "Видно, к дождю", - подумала Катя. На опушке леса пчелы спешили спрятаться в цветки. Пчелы перелетали с цветка на цветок, выбирали место получше. "Нужно поспешить", - решила Катя.

Хорош лес в сентябрьскую пору. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Вот белеют грузди, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне. Слышно в лесу кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу!

Мне нравится лето. Летом много цветов. Летом поют соловьи, прилетают птицы и начинают вить гнезда. В лесу животные воспитывают свое потомство, бегают, прыгают. Летом можно купаться в озере, загорать. Летом много ягод: земляники, малины, рябины. Можно набрать грибов: груздей, опят, сморчков, подберёзовиков.

Миша и Коля заблудились в лесу. Нужно возвращаться на станцию. Но куда идти? Где север? Где юг? "Я знаю! Южная сторона муравейника более крутая, чем северная!", - сказал Миша. "Юг там! Мхи и лишайники растут больше на южной стороне - там теплее!", - ответил Коля. "Да, и ветвей на дереве больше с северной стороны", - подтвердил Миша.

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится
равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка" - сказал Петя.

Ребята у нас сейчас весна. А вы знаете какую-нибудь песенку о весне?

Дети поют песню о весне.

Конкурс № 4. "Зима в лесу"

Ведущий показывает разные картинки с животными и птицами, а участники должны ответить: какое животное спит зимой? За каждый правильный ответ участники получают жетоны.

Конкурс № 5. "Узнай растение по описанию".

1. Сегодня полянка золотисто-желтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают белые пушинки. (Одуванчик).

2. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков-красная ягода. Не бери ее в рот - она ядовита. (Ландыш).

3. Это растение появляется ранней весной, только на проталинах сойдет снег. Первыми появляются цветы - ярко-желтые, похожие на одуванчики. Позже покюываются листья- широкие, плотные, темно-зеленого цвета. Очень необычные эти листья. Верх гладкий, блестящий, холодный, а низ листа мягкий, покрытый пушком, теплый. Отсюда и название этого растения. А вы догадались, как оно называется? (Мать-и-мачеха)

4. Это растение с широкими листочками с жилками. Листик почти круглой формы. Летом это растение цветет: выбрасывает длинные, жесгкие "стрелы" с мелкими, невзрачными цветочками. Это растение любит расти вдоль дороги, за что и получило свое название. А нам оно помогает лечить раны, останавливать кровь. Догадались, что это? (Подорожник).

5. Цветы згого дерева обладают целебными свойствами. Не случайно их пыльцу очень любят пчелы. Цветет дерево в конце июня. Цветочки бледно-желтого цвета собраны в соцветия- кисточки и очень сильно и приятно пахнет. Их собирают, сушат и заваривают зимой вместо чая от простуды и кашля. А мёд с цветов этого дерева считают самым душистым и лечебным. (Липа)

6. А в этом растении в ход идет все: и "вершки", и "корешки". Выращивают его на грядке. Белые дольки-"зубчики" сидят в земле. А над землей видны зеленые стрелы. Их можно добавлять в салат. У растения горький вкус и резкий запах, которые убивают вредных болезнетворных микробов. Особенно полезно есть "зубчики" зимой, чтобы защитить себя от гриппа. В них также много витаминов. Узнали, что это? (Чеснок)

Конкурс № 6. Аукцион "Четыре сезона".

Давайте вспомним, какую одежду носят летом, весной, осенью, зимой. Назовем предметы одежды, обуви, головные уборы можно по очереди, а условие аукциона такое: выигрывает тот, кто называет слово последним.

Жюри подводит итоги экологической викгорины.

Побеждает дружба.

Вручение памятных призов.

Ведущий: Ребята, сегодня у нас победила дружба.

А, кто из вас знает песню про дружбу?

Участники поют песню про дружбу.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида» Радуга»

Викторины и КВН

«Времена года»

Составила: Воспитатель

Александрова Л.А.

Г.Югорск

С самого раннего детства мы привыкли к тому, что есть весна, лето, осень, зима. Идёт время, меняются эпохи, но времена года неизменны. Хоть и поётся в песне Давида Тухманова и Игоря Шаферана «Три месяца лето, три месяца осень, три месяца зима и вечная весна», мы-то точно знаем, что за весной последует лето, осень и …всё повторится внов

Викторина «Времена года»

1. Чем обусловлена смена времён года?
Ответ: смена времен года обусловлена движением Земли по орбите вокруг Солнца и наклоном ее оси вращения к плоскости орбиты

2. Какие вы знаете времена года?
Ответ: весна, лето, осень, зима

3. С какого месяца начинается год и каким заканчивается?
Ответ: начинается январём, заканчивается декабрём

4. Какое время года больше всего любил А.С.Пушкин?
Ответ: осень

6. Какое время года самое волшебное?
Ответ: зима (потому что зимой волшебный праздник Новый год)

7. Какое время года самое журчащее?
Ответ: весна (потому что весной звонче всего журчат ручьи)

8. Какое время года мы называем золотым?
Ответ: осень (потому что осенью идёт сбор зерновых «золотое зерно», а на деревьях «золотые» листья)

9. Какое время года самое солнечное?
Ответ: лето

10. Сам дней не знает, а другим указывает?
Ответ: это календарь

11. Что включает в себя понятие «год»?
Варианты ответов: год - это четыре календарных периода, 365 дней, 12 месяцев

12. Одинаковая или разная погода в эти четыре календарных периода?
Ответ: разная. Например, снег – зимой, тепло – летом

13. Отгадайте загадку:
Выросло дерево
От земли до неба.
На этом дереве
Двенадцать сучков,
На каждом сучке
По четыре гнезда,
В каждом гнезде
По семь яиц,
А седьмое – красное.
Ответ: год, месяцы, недели, дни

14. Одинаковое ли количество дней в месяце?
Ответ: нет, количество дней в месяцах разное (28, 29, 30 и 31)

15. Отгадайте загадку:
Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет?
Ответ: времена года

16. Как вы считаете, всегда ли зимой есть снег?
Ответ: нет, не всегда. Например, в Африке есть зима, но нет снега

Для справки: признаки времен года соотносятся с определёнными географическими широтами. В традиционном смысле мы говорим о средней полосе России

17. Отгадайте загадки о временах года:

Ходит сама – и снег, и лёд,
А уходит – слёзы льёт.
Ответ: зима

Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
Ответ: весна

Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Ответ: летом

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Ответ: осень

18. Зимние загадки

Не снег и не лёд,
А серебром все деревья уберёт.
Ответ: иней

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно.
Ответ: лёд

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
Ответ: метель

19. Весенние загадки

Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
Ответ: Сосульки

Спереди – шильце,
Сзади - вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу – белое полотенце.
Ответ: ласточка

Белые овечки
Бегают по свечке.
Ответ: верба

20. Летние загадки:

Что в поле родится,
А в еду никак не годится?
Ответ: василёк

Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички.
Ответ: ромашки

Мы нагнёмся до земли,
Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем –
Огоньки собираем.
Ответ: земляника

21. Осенние загадки

Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
Ответ: рябина

В поле - метёлкой,
В мешке – жемчугом.
Ответ: зерно

Две сестры летом зелены,
К осени одна чернеет,
Другая – краснеет.
Ответ: чёрная и красная смородина

22. Вопросы по рассказу

«Четыре желания»
Автор рассказа:
Константин Ушинский

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел чтобы всё зима была.
- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Как главный герой рассказа Митя относился к разным временам года?
Ответ: радостно, восторженно

Как вы думаете, почему?
Ответ: потому что каждое время годы по-своему прекрасно

23. Какое у вас любимое время года?
Ответы: зима, весна, лето, осень

Заключительное слово викторины

Все времена года одинаково важны и нужны для нас. Мы любим все четыре времени года и с нетерпением ждём их

Викторина для дошкольников.

Тема: Времена года

1. Что наступает после зимы? (Весна)

2. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)

3. Самое жаркое время года. (Лето)

4. Самый короткий месяц в году. (Февраль)

5. Снежное время года. (Зима)

6. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)

7. Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)

8. Когда листья на деревьях меняют свой цвет? (Осенью)

9. Кто всю зиму спит? (Медведи, ежи)

10. В какое время года заяц бывает серым? (Летом)

11. Когда вода в реках становится твердой? (Зимой)

12. Самый первый месяц года. (Январь)

КВН на тему: «Времена года» (старшая группа)

Цели:

Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам; продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы.

Учить использовать полученные знания в играх, рисовании.

Формировать умение обобщать по существенным признакам.

Поддерживать интерес к явлениям живой природы.

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед всей командой.

Материал, оборудование:

1) эмблемы для участников команд

2) дидактическая игра «Времена года» (Из серии «Развивающие игры»)

3) картинки, где художник перепутал все времена года

4) мяч

5) 2 мольберта

6) бумага для рисования

7) краски

8) кисти

Ход занятия:

Организуются две команды: «Подснежники» и «Снегири». Ведущий представляет жюри. После каждого конкурса подводятся итоги.

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.

Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Стали птицы песни петь

И расцвёл ПОДСНЕЖНИК

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синички прилетели,

А во вторник, посмотри:

Прилетели СНЕГИРИ!

1 – Й КОНКУРС. РАЗМИНКА.

Ведущий задаёт вопросы каждой команде.

В какое время года собирают землянику? (Летом)

Когда птицы улетают в тёплые края? (Осенью)

Когда люди вывешивают скворечники? (Весной)

В какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом)

Когда появляется лёд на реке? (Зимой)

Когда на дубе появляются жёлуди? (Осенью)

В какое время года дети пускают кораблики? (Весной)

Какое время года называют «белым», «хрустальным», «серебряным»? (Зиму)

Когда заяц серый? (Летом)

Когда люди собирают урожай? (Осенью)

Когда в городе можно увидеть снегирей? (Зимой)

Когда бывает ледокол? (Весной)

Когда люди утепляют свои жилища? (Осенью и зимой)

Когда день короткий, а ночь длинная? (Зимой)

Когда бывает капель? (Весной)

В какое время года бывает гололёд? (Зимой)

Когда на деревьях появляются почки? (Весной)

2 – ОЙ КОНКУРС «НАЗОВИ ХУДОЖНИКА».

Ведущий читает стихотворения – загадки и просит детей назвать художников.

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки как рога… (Зима)

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава (Весна)

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зелёная

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака. (Лето)

А четвёртый – золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам,

Кто же тот художник?

Догадайся сам! (Осень)

3 – КОНКУРС.

Кто больше назовёт пословиц и поговорок о временах года.

ЗИМА.

Не велик мороз – да красен нос.

Зимний денёк – с воробьиный скок.

В зимний холод – каждый молод.

Зимой солнце, что мачеха: светит да не греет.

Снега надует – хлеба прибудет.

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Снег зиме – кормилице, что тёплый кожух.

ВЕСНА.

Весна водой богата.

Кто весной трудится рад, будет осенью богат.

Апрель с водою, а май с травою.

Весенний день – целый год кормит.

Земля – тарелка; что положишь, то и возьмешь.

Посеешь в пору – соберешь зерна гору.

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

Ай, ай, месяц май: тепел, а голоден.

Весна да осень – на дню погод восемь.

ЛЕТО.

Худо лето, когда тепла нету.

Жатва – время дорогое; не кому тут нет покою.

Кто лето в холодке сидит, зимой наплачется.

Лето собирает, зима поедает.

Пришел июнь – разноцвет, отбою от работы нет.

Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

ОСЕНЬ.

В осеннее ненастье – семь погод на дворе.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Зёрна в колоске – не спи в холодке.

Осенний день прозевал – урожай потерял.

Не хвались в поле, едучи, а хвались с поля, везучи.

Осенняя пора – птица со двора.

4 – КОНКУРС.

Дидактическая игра «Времена года». (Из серии «Времена года».)

5 – КОНКУРС. КОНКУРС КАПИТАНОВ. «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК?».

Дети получают картинки, на которых перепутаны времена года. Они должны найти пять ошибок художника.

6 – КОНКУРС. ИГРА С МЯЧОМ «БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ».

Иней летом… (не бывает), снег зимой… (бывает), мороз летом, ледоход осенью. Капель летом, листопад весной, метель осенью, заморозки весной, дождь летом, гроза весной, роса зимой и т. д.

7 – КОНКУРС. КОНКУРС ЧТЕЦОВ.

Чтение стихотворений о временах года (заранее выученных).

8 – КОНКУРС. КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ.

Нарисуем портрет Зимы и Лета.

Викторина о временах года с ответами для младших школьников

Викторина по окружающему миру «Времена года»

Учитель: Петрюк Елена Владимировна
Филиал МОУ СОШ № 17 – СОШ № 3 г. Карталы

Цель:
Систематизировать и расширить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Активизировать познавательную деятельность детей, внимание и память.
Развивать зрительное восприятие, связную речь, умение обобщать и систематизировать представления о временах года.
Развивать логическое мышление.
Оборудование: картины времена года, рисунки детей, поделки из природного материала, музыкальное сопровождение, дерево с магнитами.

Ход занятия

Звучит музыка «Времена года». Выходит дети в костюмах «Осени», «Зимы», «Весны», «Лета» и читают стихотворение С. Чёрного

Зимою всего веселей
Сесть к печке у красных углей,
Лепешек горячих поесть,
В сугроб с голенищами влезть,
Весь пруд на коньках обежать
И бухнуться сразу в кровать.

Весною всего веселей
Кричать средь зеленых полей,
С барбоской сидеть на холме
И думать о белой зиме,
Пушистые вербы ломать
И в озеро камни бросать.

А летом всего веселей
Вишневый обкусывать клей,
Купаясь, всплывать на волну,
Гнать белку с сосны на сосну,
Костры разжигать у реки
И в поле срывать васильки...

Но осень еще веселей!
То сливы срываешь с ветвей,
То рвешь в огороде горох,
То взроешь рогатиной мох...
Стучит молотилка вдали -
И рожь на возах до земли...

Но тут влетает Кикимора (в руках у неё волшебное дерево) и кричит:
- Что у вас тут праздник? Мы посоветовались с кланом Кикимор и решили, что не бывать Осени, Весне, Зиме и Лету. И мы украли всех 12 месяцев! Вот так-то!

Ведущий: - Что нам делать теперь? Давайте, свяжем Кикимору, пока она нам не отдаст всех месяцев.

Кикимора : Не надо. Вам предстоит сложная работа. Вы должны быть сильнее нас и отгадать викторину. Тогда наши чары превратятся в пыль и месяцы к вам вернутся. Тогда я вам ещё дам подарки

Ведущий: 1 этап – осенние вопросы

1.У каких деревьев самый поздний листопад? (У дуба и осины)

2.Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... (Капуста)

3.И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом... (Картошка)

4.Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)

5.Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (Лук)

6.Куда осенью прячутся бабочки? (В кору деревьев)

7.Отгадайте народную загадку. Этот месяц является родным внуком сентября, сыном октября и батюшкой зимы. (Ноябрь)

8.Что осенью называют «тихой охотой»? (Сбор грибов)

9.Кого, согласно известной пословице, по осени считают? (Цыплят)
10.Какой день называют днем «осеннего равноденствия»? (23 сентября)

Выходят осенние месяцы и читают четверостишия (Дети с надписью месяцев на груди)
СЕНТЯБРЬ:
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря -
И открылась школа.
ОКТЯБРЬ:
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
НОЯБРЬ:
Мерзнет ветер в ноябре,
Холодом простужен:
Он на утренней заре
Встретился со стужей.

Ведущий: проходите и садитесь со своею Осенью


2 этап – зимние вопросы
1. Бегут по дорожке
Доски да ножки. (Лыжи.)

2. Один человек
На двух лошадях сразу едет. (Лыжник.)

3. Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки.)

4. Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Что несет меня? (Коньки.)

5. Вырос лес,
Белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не выехать. (Морозный узор на окне.)

6. Летит - молчит,
Лежит-молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет. (Снег.)

7. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито.
За ночь вставлено. (Прорубь.)

8. Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает. (Лед.)

9. Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром. (Зимние месяцы.)

10. С одной стороны лес,
С другой - поле. (Шуба.)

ДЕКАБРЬ:
Дверь распахнула и вошла,
Укутав белым покрывалом
Деревья, улицы, дома...
Декабрь - и зима настала!
ЯНВАРЬ:
Как обычно в январе
Много снега во дворе,
Но беда невелика –
Слепим мы снеговика!
ФЕВРАЛЬ:
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти - не придти
И весну не привести!.

Ведущий: проходите и садитесь со своею матушке Зиме

3 этап – весенние вопросы


1.Какой сок собирается весной? (Березовый)
2.Что согласно пословице весенний день кормит? (Год)
3.В каком месяце наступает весна в Австралии? (В сентябре)
4.Наши предки считали появление этой птицы в апреле символом прихода весны. (Кукушка)
5.Какая часть растений первой отзывается на потепление весной? (Корни)
6.Существует ли в природе перелетные звери? (Да, существуют. Многие летучие мыши на зиму улетают на юг)
7.Какой весенний месяц в старину назывался травник? (Май)
8.Какую птицу, согласно пословице, нужно встречать вместе с весной? (Грач)
9.Какой из весенних цветков меняет свой цвет целых четыре раза? (Медуница. Когда цветок распускается, то становится розовым, потом пурпурным, затем фиолетовым, а в конце синим)
10.Какой весенний месяц должен быть холодным, чтобы не быть голодным, согласно народной мудрости? (Май)

Выходят зимние месяцы и читают четверостишия (Дети с надписью месяцев на груди)

МАРТ:
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
АПРЕЛЬ:
Горихвостка прилетела,
И с утра звенит капель,
И малиновка запела:
«Здравствуй, звонкий друг, Апрель!»
МАЙ:
Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая
Распускается сирень.

Ведущий: проходите и садитесь со своею матушке Весне

4 этап – летние вопросы:


1. Как зовут меня, скажи?
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…
(василек)
2. Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки
Голубые …
(незабудки)
3. Ой, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(колокольчик)
4.Кто живет весною
С желтой головою?
Солнце ярче греет,
Голова белеет.
Ветер налетает, пух с него срывает.
(одуванчик)

5.На цветке цветок пьет цветочный сок. (Бабочка)
6.Как называется слабый дождь, при котором на небе нет туч, и часто светит солнце, после которого начинают расти грибы? (Грибной дождь)
7.Если вокруг муравейника много муравьев, какая погода, согласно народным приметам, нас ждет? (Хорошая, без дождя)
8.Этот месяц называет закатом лета. Какой? (Август)
9.Продолжите пословицу: «Каково лето, таково и …» (Сено)
10.Какой летний цветок вырастает на месте лесных пожарищ? (Иван-чай)

Выходят летние месяцы и читают четверостишия (Дети с надписью месяцев на груди)

ИЮНЬ:
Пришел июнь.
"Июнь! Июнь!" -
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь -
И весь он разлетится.
ИЮЛЬ:
Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
АВГУСТ:
Лето быстро пролетает,
Календарь листки роняет,
Пролетел так незаметно год.
Снова август наступает,
И грустить нас заставляет,
За собою осень он ведет.

Ведущий: проходите и садитесь вместе с Летом.

Давайте, ребята, отпустим Кикимору в лес.

Кикимора: Я теперь знаю, что все месяцы года и времена года нужны и важны! Давайте дружите все вместе!
Ведущий: Ребята, вам понравилось наше мероприятие?
Кикимора нам обещала подарки.

Сейчас встанут все ребята и взрослые, которые родились в зимние месяцы и подойдут к волшебному дереву и снимут с него магнит с Зимой;


-Далее встанут все ребята и взрослые, которые родились в зимние месяцы и подойдут к волшебному дереву и снимут с него магнит с Весной;


- Потом встанут все ребята и взрослые, которые родились в зимние месяцы и подойдут к волшебному дереву и снимут с него магнит с Летом;

У природы есть четыре времени года: это весна, лето, осень и зима. У каждого времени года есть свои особенности и отличия.

Давайте сначала посмотрим их, а потом проведем небольшую викторину!

(С иллюстрациями художницы Любови Новосёловой )

Какие бывают времена года

Весна

Что мы наблюдаем весной:

Тает снег; солнце светит ярче; становится теплее; прилетают птицы; распускаются цветы.

Весной можно:

Радоваться первому солнышку;

Встречать перелетных птиц;

Слушать, как звенит капель;

Поздравлять мам с праздником.

Лето

Что мы наблюдаем летом:

Цветут сады, деревья, кусты, растения; тепло и жарко; бывают сильные грозы; дни долгие и теплые, а ночи короткие

Летом можно:

Собирать ягоды;

Играть в мяч;

Кататься на велосипеде;

Играть на детской площадке.

Осень

Что мы наблюдаем осенью:

Становится холодней; листья желтеют и опадают; часто бывают дожди; на улицах лужи; выпадает первый снег.

Осенью можно:

Собирать грибы;

Собирать опавшие листья;

Носить резиновые сапоги;

И брать с собой зонтик.

Зима

Что мы наблюдаем зимой:

Холодно и морозно; на улицах лед и снег; бывает снегопад и метельпп; наступает праздник Новый год!

Зимой можно:

Кататься на санках;

Играть в снежки;

Лепить снеговика;

Встречать Новый год!

Мы посмотрели чем отличаются все четыре времени года, чем можно заниматься в каждый сезон. Как видите, каждое время года удивительное и самое интересное. А теперь:

Викторина "Времена года"

Внимательно послушайте каждый вопрос и ответы к нему. Назовите правильный ответ:

1. Как называется самое солнечное время года?

2. Что обычно делают летом?

1. Лепят снеговиков.

2. Купаются и загоряют.

3. Собирают опавшие листья.

3. Какое время года самое дождливое?

4. Когда с деревьев падают листья?

1. Осенью.

3. Весной.

5. Что можно делать зимой?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: