План работы учителя-логопеда на учебный год. Организация методической работы учителя логопеда Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи (дислалии, ринолалии, дизартрии, заикания, дизграфии, дислексии, речевых нарушений, вследствие снижения слуха);

Задачи:

  1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
  2. Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
  3. Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
  4. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
  5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
  1. Организационная работа.
  2. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формиро-вание навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислексии.
  3. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
  4. Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
  5. Коррекция звукопроизношения.
  6. Работа с педагогами.
  7. Работа с родителями.
  8. Методическая работа.
  9. Самообразование.

Направление деятельности и формы работы

Цель проведения

Сроки проведения

Организационная работа. Диагностико-проектная деятельность

Составить годовой план коррекционно-методической работы на 2014-2015 уч. год работы логопункта

Своевременно провести обследование детей.
Первичное обследование устной и письменной речи

Выявление нарушений устной и письменной речи

Знакомство с данными медицинского об-следования, сбор анамнеза

Уточнение этиологии характера речевых нарушений

Сентября
октябрь

Комплектование групп и подгрупп

Заполнение речевых карт, состав-ление перспективных планов рабо-ты с каждой группой

Обеспечить оснащение педагогического процесса/p>

Систематически

Составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования.

Сентябрь

Своевременно заполнить речевые карты логопатов в соответствии с решением протоколов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Систематически

По результатам обследования составить диагностическую карту работы с логопатами, отражающую динамику их развития.

Отследить и проанализировать динамику в ходе коррекционной работы.

Сентябрь

Систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературой.

Систематически

Составить годовой отчет о работе логопункта.

Повторное обследование устной и письменной речи

Заполнение речевых карт.

Развитие фонетико-фонематических процессов. Предупреждение и коррекция дислексии. Коррекционно-развивающая деятельность.

1.1. Формирование навыков правильного аудирования. Пропедевтика и коррекция дислексии. Развитие звукового анализа. Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.

Умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударение, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке).

Систематически

Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.

Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда:
а о у э ы и,
я е ю е.

По перспективному планированию

Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов:
анализ слога по звукам;
анализ слова по звукам;
нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, конце слова, середине слова;
преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими;
преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв);
преобразование слов путем наращения согласных.

Коррекция речевых нарушений учащихся

По перспективному планированию

Помощь в обучении детей-логопатов чтению (работа со смешанными моделями слов):

слоговой анализ — синтез слова в 2, 3,4, (5) слогов разной слоговой структуры;

чтение предложений и небольших рассказов по слогам;
дописывание слов по картинкам;

помощь учителю в обучении плавному, слитному чтению (до 40—60 слов в 1 минуту).

Систематически

Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении:

выделение согласных по картинкам и в словах (по мере изучения алфавита): б—п; в—ф; г—к—х; с—ш; з—ж; с—з; с—ц; ш—ж; ц—ч; ч—ц; ч—ть;
выделение и дифференцирование парных согласных звуков: п—б; д—т; р—л.

Систематически

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной речи

Коррекция речевых нарушений учащихся

Систематически

Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.

Обогащение, закрепление и активизация словаря:
именами существительными, прилагательными;
глаголами;
наречиями.

Систематически

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова.

Систематически

Развитие обобщающих понятий (классификация предметов).

Систематически

Словообразовательная работа.

Систематизация знаний детей о способах словообразования:
суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок;
суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

По перспективному планированию

Работа над формированием грамматического строя речи:

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание;
подбор определений к существительным;
образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного;
обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий);
активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа);
составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами;
упражнения в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.

По перспективному планированию



Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2—3-х классов.

Коррекция на фонетическом уровне:
а) предупреждение и исправление акустических дисграфий:
строение и функции речевого аппарата (повторение);
звуки речи и буквы (повторение);
б) фонематический анализ слов:
простые формы звукового анализа;
сложные формы звукового анализа;
твердые и мягкие согласные;
обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных 2-го ряда;
второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы ь);
в) формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное
сходство:
гласные ё, ю, о, у;
звонкие и глухие парные согласные в-ф; п-б; д-т; д"-т";з-с;г-к;ж-ш;

— оглушение звонких согласных: с-ш; з-ж; с"-щ"; р-л; р"-л"; г-к-х; с-ц; ч-т"; ч-щ"; ц-ч.

Коррекция на фонетическом уровне.

По перспективному планированию


Коррекционная работа на лексическом уровне.
Выявление активного словарного запаса учащихся.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
слова-«сорняки»,
слова-«приятели» (синонимы),
слова-«неприятели» (антонимы),
слова-«близнецы» (омонимы),
сколько значений у слов? (многозначные слова). Слоговой анализ и синтез слов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Схемы слогоритмической структуры слов.
Безударные гласные.
Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).
Корень слова. Сложные слова.
Приставка. Суффикс.

Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.

По перспективному планированию

Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Словосочетание и предложение. Согласование различных частей речи в числе, в роде.
Управление.
Кого? Что? (винительный падеж).
Кого? Чего? (родительный падеж).
Кому? Чему? (дательный падеж).
О (в, на) ком? чем? (предложный падеж).
Кем? Чем? (творительный падеж).
Закрепление падежных форм.
Связь слов в предложении (словосочетании).
Предлоги.
Приставки.
Приставки и предложения.

Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии.

По перспективному планированию

Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии:
формирование пространственных представлений,
формирование временных представлений,
дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство:
б-д; б-в; д-в; и-у;
о-а; и-ш
п-т; ш-т; ц-ш; п-р; г-ч; у-щ; у-з.

Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии.

По перспективному планированию

Пальчиковая гимнастика.

Развитие тонкой моторики.

Систематически

Коррекция звукопроизношения.

Оказание систематической помощи по коррекции речи детей-логопатов.

Систематически

Консультативно-методическая деятельность
Работа с педагогами. Связь учителя-логопеда с родителями.

Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов.

Помощь педагогам в организации обучения и развития логопатов.

Ознакомление учителей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка

Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета.

Организация речевой игротеки.

Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических знаний:

Приобщать родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка;
принимать активное участие в родительских собраниях;
доводить до сведения родителей успехи в развитии речи ребенка;
проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями.

Родительские собрания в 1 классах «Предпосылки обучения грамоте»
«Развитие зрительно-моторной координации первоклассников»

Ознакомление родителей с резуль-татом диагностики речевого разви-тия детей

сентяб-рь
октябрь

Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи
детей.

Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выяв-ленных особенностей его речевого развития

Систематически

Мероприятия по пропаганде логопедичес-ких знаний среди учителей (беседы, лекции, выступления на роди-тельских собраниях)
Выступление на МО учителей начальных классов
«Готовность к обучению грамоте учащихся первых классов».
«Пальчиковая гимнастика»

Ознакомление учителей и роди-телей с актуальными проблема-ми коррекционного воспитания ребёнка

Систематически

Взаимодействие с учителями, психологом, психотерапевтом

Систематически

Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности

Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом

Повышение профессиональной компетентности

Систематически
1 раз в месяц

Работа с научной и публицистической ли-тературой

Систематически

Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых ме-тодов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

Выбор наиболее эффективных пу-тей обучения и восстановления ус-тной и письменной речи детей

Систематически
Заполнение карт
«Динамика развития»

Планирование методической работы на год

Составление перспективных планов работы с учащихся

Заполнение речевых карт

1 раз в четверть

Составление конспектов занятий

Систематически

Подобрать методическую и коррекционную литературу и пособия, логопедические игры в помощь учителю и родителям.

Заполнение журнала учета посещаемости

Ежедневно

Организовать обследование звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, посещающих школу дошкольников «Добрая школа»

По требованию администрации

Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана.

Систематически

Самообразование. Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

Изготовление и приобретение методичес-ких пособий

Повышение эффективности коррекционной работы

Систематически

Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы.

Систематически

Принять активное участие в районных семинарах и методических советах.

1 раз в четверть

Посетить с целью обогащения опыта ближайшие образовательные учреждения дошкольного и школьного типа.

Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования.

Пополнять методическими разработками свой сайт.

Систематически

Приобретение методической литературы

Организация методической работы учителя-логопеда в образовательном учреждении.

Цель методической работы: повышение качества образования, обобщение знаний и передового опыта, совершенствование мастерства.

Уровни методической работы:

  • индивидуальная методическая работа логопедов (изучение литературы, программ и т. п.);
  • научно-практические семинары (лекции, доклады, выступления);
  • Учебно-методические объединения (обмен опытом, ретрансляция новых проблем и подходов, новые адаптированные учебные программы, базы данных методик, публикации). Руководство Методическим объединением учителей-логопедов возлагается на одного из наиболее опытных учителей-логопедов.

Руководитель методического объединения обеспечивает необходимый уровень работы учителей-логопедов, способствует повышению их профессиональной квалификации.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, (8 – 14 разряды)

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской федерации.

(утверждены Приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 13 августа 1995 г. № 463/1268)

(Извлечение)

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников). Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учётом психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов по оказанию помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Ведёт необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного стандарта, и несёт ответственность за их реализацию не в полном объёме. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Конвенции о правах ребёнка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Должен знать : Коституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приёмы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников); нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; прграммно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

8-й разряд – высшее дефектологическое образование,без предъявлеия требований к стажу работы;

9-й разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10-й разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11-й разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12- й разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет, или 2квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование и стаж в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях);

14-й разряд – высшая квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование и стаж в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях);

Связь логопедов школьных логопедических пунктов с логопедами дошкольных учреждений.

Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более чётко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопедическом пункте, а с другой – построить свою работу так, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума.

В свою очередь школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада.

Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы каждый этап был взаимосвязан и вытекал один из другого.

Если логопеды дошкольных учреждений будут чётко представлять себе, какие конкретно трудности будет испытывать ребёнок-логопат в школе, то они смогут наиболее целесообразно и целенаправленно строить свою работу, подчиняя её цели предупреждению этих трудностей, сведению их до минимума. При этом условии количество детей - дисграфиков в школах неизбежно сократится. Для того, чтобы это произошло, логопедам школьных логопедических пунктов и логопедам дошкольных учреждений необходимо работать в тесной взаимосвязи.

Взаимосвязь в работе логопедов двух этих служб осуществляется путём проведения совместных методических объединений, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучается передовой опыт работы.

В число организационных вопросов входит прежде всего вопрос о комплектовании логопедических групп на школьных логопунктах.

Логопеды дошкольных учреждений в конце учебного года (до 15 мая) выясняют, в какие школы будут поступать их дети, составляют списки детей с указанием имени, фамилии, домашнего телефона или адреса, номера школы, в которой ребёнок будет учиться, и логопедическое заключение на момент выпуска из логопедической группы детского сада. Эти данные после 15 мая передаются логопедам школьных логопедических пунктов для того, чтобы коррекционная работа, начатая с детьми в дошкольном возрасте, продолжалась в школе.

Взаимосвязь в работе логопедов дошкольных и школьных учреждений осуществляется путём проведения совместных методических объединений, на которых решаются организационные методические вопросы.

Организационные вопросы включают решение проблем сопровождения детей.

  • посещение и анализ открытых занятий;
  • сообщения методического характера;
  • разбор трудных случаев речевой патологии;
  • обмен передовым опытом;
  • единство требований к формированию фонетико-фонематических процессов восприятия и слуха.

Взаимосвязь учителя-логопеда с другими педагогическими работниками.

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов в МОСШ, с воспитателями в ДОУ.

В начале учебного года, учитель-логопед должен выступить на одном из педагогических советов и подробно рассказать о видах речевых нарушений, которые встречаются у детей, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми-логопатами учебных программ по всем предметам, особенно по родному языку и чтению. Практика показывает, что воспитатели и учителя, познакомившись ближе с целями и задачами логопедической работы, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.

В течении учебного года учитель-логопед при необходимости может присутствовать на методических объединениях в образовательном учреждении и делать свои сообщения. Логопед МОСШ подробно и детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом, и обращает внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к неуспевающим ученикам. Желательно в подобных сообщениях опираться на примеры речевых нарушений конкретных учеников данной школы.

На методических объединениях целесообразно рассказывать специалистам образовательных учреждений о методах и приёмах логопедической работы, потому что часто они берут на вооружение отдельные приёмы в работе логопеда и успешно ими пользуются на занятиях, уроках.

Логопед МОСШ обязательно должен довести до сведения учителей начальных классов, что на логопедический пункт зачисляются ученики с нарушением речевого развития, но с сохранным интеллектом и слухом. Если в классе есть ребёнок, у которого снижен интеллект или слух, то направлением его к врачу-специалисту и выводом в специальные школы занимается учитель, поскольку именно учитель работает с этим ребёнком, ежедневно наблюдает его и может всесторонне охарактеризовать. А в случае, если такой ученик занимался на логопункте, логопед пишет на него характеристику и отдаёт её учителю для приобщения к документам ребёнка. В этом случае логопед может оказать учителю помощь в переводе ребёнка из массовой школы в специальную.

Для более подробного ознакомления учителей начальных классов со спецификой логопедической работы логопед может дать для них одно или несколько открытых занятий.

Учитель-логопед должен хорошо знать содержание и методы обучения родному языку и чтению, а так же какие темы и в какое время изучаются в классах, группах, для того, чтобы на своих занятиях обязательно учитывать уровень программных требований по родному языку и чтению.

Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, обратить внимание учителя на то, что ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося, а во-вторых, научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики.

Целесообразно изготовить и раздать учителям таблицу-памятку с перечнем дисграфических ошибок и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны.

В дошкольных учреждениях успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована взаимосвязь в работе специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и плаванию и др. специалистов.

Особенности работы воспитателя специальных коррекционных групп.

Основные направления работы воспитателя:

  • коррекционно-воспитательное;
  • общеобразовательное.

1. Коррекционные задачи в работе воспитателя:

  • закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
  • пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
  • систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
  • развитие у детей внимания и памяти;
  • совершенствование словарно-логического мышления;
  • развитие у детей артикуляционной и пальчиковой моторики.

2. Общеобразовательное направление в работе воспитателя:

Обучение на занятиях проводится по всем разделам программы воспитания и обучения в детском саду (раздел «Развитие речи» по специальной программе, для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием или общим недоразвитием речи).

  • воспитательная работа (нравственное, умственное, эстетическое воспитание детей, привитие культурно-гигиенических навыков);
  • работа с родителями (консультации по вопросам обучения и воспитания, изготовление наглядного материала, собрания, открытые занятия).

Коррекционная направленность занятий воспитателя.

Занятия по развитию речи.

Примерные коррекционные задачи:

  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
  • развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  • автоматизация в свободной самостоятельной речи детей навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Учитывая особенности детей с нарушением речи, на музыкальных занятиях используются упражнения для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, развития музыкального ритма, ориентировки в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, упражнения для развития дыхания, голоса и интонации.

Музыкальный руководитель ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи совместно с логопедом проводит логоритмику (как самостоятельное занятие или музыкальное занятие с элементами логоритмики).

  • вводные упражнения;
  • упражнения и игры для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма;
  • упражнения и игры для развития подражательности;
  • творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Творческие этюды для развития волевых качеств, самостоятельности, инициативы;
  • упражнения и подвижные игры с правилами для развития общей моторики и для развития моторики рук, кисти, пальцев.
  • упражнения и игры с пением, хороводы, игры-инсценировки с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;
  • упражнения и игры для развития воображения, творческих способностей;
  • заключительные упражнения;
  • инсценировки, утренники, развлечения.

Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении дислалии, дизартрии, нарушений голоса.

  • слухового внимания;
  • речевого слуха;
  • фонематического восприятия;
  • артикуляционной моторики;
  • физиологического дыхания;
  • речевого дыхания;
  • голоса.

Занятия физической культурой и плавание независимо от вида, должны носить коррекционную направленность:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
  • закрепление правильного произношения звуков в подвижных, спортивных играх с речевым сопровождением;
  • развитие пространственной ориентации.

Взаимосвязь в работе педагогического коллектива:

  • совместное планирование работы;
  • взаимные посещения занятий.

Занятия по изобразительной деятельности, аппликации, конструированию

Примеры коррекционных задач:

  • развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги;
  • развитие графических навыков, полученных на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием.

Психолог образовательных учреждений проводит:

  1. Диагностику и коррекцию эмоциональной и познавательной сфер.
  2. Разрабатывает рекомендации для педагогов по организации индивидуальной коррекционной помощи детям.
  3. Развивает психические функции на материале лексических тем, с целью формирования лексико-грамматических средств языка.

Участвует в формировании правильного произношения:

  • следит за чётким и правильным слов с поставленными звуками разного слогового состава;
  • проводит игры и физминутки на согласование движений со словами (коррекция общей моторики);
  • развивает ориентировку в пространстве.
  1. Ведёт консультативную работу с педагогами и родителями.

Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей в дошкольном образовательном учреждении .

I. Успешность коррекционного процесса во многом зависит от правильно организованной совместной работы логопеда, воспитателя и родителей детей. Сотрудничество логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех знаний, навыков и умений, которые были приобретены ребёнком на фронтальных и индивидуальных занятиях по лексике, грамматике, чтению и звукопроизношению, т. е. все направления развития речи ребёнка, предусмотренные программным содержанием.

Основными требованиями к домашней работе будут следующие:

  • задания служат цели закрепления изученного материала;
  • в домашнюю работу не должны включаться задания по изучению нового материала;
  • задание должно предваряться подробными инструкциями по его выполнению;
  • для родителей должна быть абсолютно ясна цель выполнения каждого задания;
  • при составлении домашнего задания логопед должен учитывать принцип ведущей деятельности (игровой)
  • задание разбивается на три составляющих части:
  1. индивидуальное задание по звукопроизношению;
  2. задание по закреплению лексико-грамматических категорий языка;
  3. задание по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыка чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).

II. Совместная работа с родителями осуществляется в следующих формах:

  • родительские собрания (не менее 3-х раз за учебный год)
  • консультации-беседы, родительские пятиминутки (1 раз в неделю)
  • посещение открытых занятий родителями по плану ДОУ;
  • информационно-просветительская работа, стенды для родителей;
  • индивидуальные тетради детей.

Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей в МОСШ.

Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября, когда после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он собирает первое родительское собрание, на котором представляется родителям и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают.

Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Во время сообщения желательно, чтобы логопед привел 1-2 примера из своей практики.

На собрании логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает о фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом нарушениях речи, о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребенка, и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-граммитических нарушениях речи.

Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, о расписании занятий, рассказывает о том, чем будут заниматься в течении года на логопункте ученики каждой группы. Для родителей первоклассников рассказывает и о том, что будут делать дети на втором году коррекционной работы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для логопедических занятий (тетради в линейку, из них одна для проверочных работ, и набор шариковых ручек красного, синего, зеленого цвета, для первоклассников – касса букв и слогов).

В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Здесь нужно сказать родителям, что нельзя заставлять ребенка-логопата по нескольку раз переписывать домашние задания, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допускать, чтобы он сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами времени – 1 часа в первом классе, 1-1,5 часа во вторых-четвертых классах, причем в это время входит выполнение всех домашних заданий – и письменных, и устных, и по труду и рисованию.

На этом же собрании логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача-специалиста (психоневролога, невропатолога, отолоринголога). Делается это прежде всего в интересах ребенка, для того, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.

Далее логопед обращается к родителям тех детей, которые будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он сообщает, что эти дети должны иметь специальные тетради-дневники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не будет закрепляться, то во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, во-вторых значительно удлиниться период коррекционной работы с ребенком.

Затем логопед сообщает о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и время таких консультаций.

В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей. Если ребенок, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедическом занятии, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю.

В конце учебного года логопед снова приглашает всех родителей на заключительное родительское собрание. На этом собрании он сообщает родителям о результатах своей работы с учениками, и о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития детей при поступлении на логопункт и после проведенной с ними работы, наглядно, на конкретных примерах показать результаты коррекционной работы. Поскольку сравнительная характеристика каждого ребенка займет много времени, можно остановиться только на самых трудных детях или на тех учениках, которые не дали заметного продвижения. Необходимо отметить работу самих родителей, их конкретную помощь логопеду.

Вторую половину собрания можно посветить рекомендациям для занятий с детьми летом. Прежде всего напомнить родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться» и придется начинать работу по их постановке заново.

В течении лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи детей. Этому очень способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми во время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему.

Пропаганда логопедических знаний.

Уже давно и бесспорно доказано, что часто ребенок страдает тем или иным речевым нарушением вследствие того, что в раннем возрасте он не получил правильного речевого воспитания. В большей степени это относится к нарушениям лексико-грамматической стороны речи.

Ученые утверждают, что до 5 лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5-3 тысячи слов, в то время как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же. Таким образом, видно, какую огромную роль в развитии ребенка играет правильное воспитание в семье. И никто лучше логопеда не сможет донести эту мысль до сознания родителей. В практике бывали случаи, когда мать, имеющая неуспевающего в школе сына-подростка, прослушав выступление логопеда со слезами на глазах повторяла: «Если бы я знала это раньше!» Пропаганда логопедических знаний должна стать неотъемлемой частью работы логопеда.

Примерные темы бесед логопеда с родителями детского образовательного учреждения:

  1. Речевые нарушения и причины их возникновения.
  2. Психологические особенности детей с системными нарушениями речи.
  3. Краткие советы родителям, имеющим детей с ОНР первого уровня. Воспитание и обучение ребенка с ОНР.
  4. Учите детей наблюдать.
  5. Что делать, если у ребенка плохая память?
  6. Как развивать слуховое восприятие у детей?
  7. Подвижные игры в системе коррекционной работы.
  8. Игра – лучший помощник в занятиях детей дома.
  9. Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению.
  10. Как учить запоминать стихотворение?
  11. Как и что читать детям с ОНР?
  12. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.
  13. Труд – важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.
  14. Мы учим детей рассказывать.

В целях логопедической пропаганды логопед выступает на общешкольных родительских собраниях в школах. Материал для этих сообщений логопед может выбрать из своих выступлений на педагогических советах, методических объединениях и родительских собраниях на логопункте.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Бокситовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам директора по УВР И.о. директор ГБОУ БСКОШИ 7 вида ________ А. Н. Нурмухаметова ____________ А. Н. Нурмухаметова

Годовой план работы

учителя-логопеда Галимовой А.Б.

на 2015-2016 учебный год

2015 год

Цель работы логопеда школьного логопункта – оказание логопедической помощи учащимся с ЗПР, имеющим отклонение в развитии устной и письменной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной и устной речи.

Задачи:

Организация и проведение диагностических мероприятий, с целью своевременного выявления учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи.

Организация адекватного дефекту коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений устной речи, нарушений письма и чтения любой формы;

Организация сотрудничества учителя-логопеда с учителями начальных классов и русского языка среднего звена обучения с целью выработки единства требований к ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, со стороны учителей и логопеда.

Организация и проведение комплексной логопедической работы над всей речевой системой: психологической базой речи, импрессивной и экспрессивной речью.

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Организационная работа

Подготовка кабинета к новому учебному году.

Косметический ремонт кабинета. Влажная уборка в кабинете. Оформление кабинета и уголка логопеда.

до 01.08.2015.

Предварительная работа с документацией.

Составление плана работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.

Подготовка диагностического материала, бланков речевых карт и протоколов первичного логопедического обследования.

до 01.09.2015.

Диагностико-аналитическая деятельность

Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей

Проведение массового логопедического обследования учащихся начальной и среднего звена, углубленное обследование устной и письменной речи детей зачисленных на логопункт.

02.09.2015-15.09.2015

Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза детей зачисленных на логопункт

Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для учителя-логопеда

02.09.2015-15.09.2015

Проведение мониторинга устной и письменной речи детей

Проведение мониторинга, обработка результатов и заполнение соответствующей документации.

02.09.2015- 15.09.2015

14.01.2016-18.01.2016

16.05.2016-31.05.2016

Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года

Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем.

Разработка адаптированной рабочей программы по преодолению нарушений устной и письменной речи. Согласование данных программ на методическом совете ОУ.

02.09.2015- 15.09.2015

14.01.2016 18.01.2016

15.05.2016- 30.05.2016

а так же в теч. уч. года

Комплектование групп и подгрупп для коррекционной работы

Комплектование групп для коррекционной работы в соответствии с логопедическим диагнозом

02.09.2015- 15.09.2015

Коррекционно-развивающая деятельность

Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно графику логопедических занятий

Коррекция аграмматической дисграфии, оптической дисграфии и дислексии, акустической дисграфии, дисграфии обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза, дизорфографии, ОНР 3 и 4 уровня.

15.09.2015–14.05.2016

Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно графику логопедических занятий

Коррекция дислалии, заикания.

15.09.2015–14.05.2016

Консультативно-методическая деятельность

Консультирование педагогов по результатам обследования устной и письменной речи детей

Итоги и результаты обследования речи учащихся

02.09.2015-15.09.2015

15.05.2016-30.05.2016

Мероприятия по пропаганде логопедических занятий среди учителей и родителей, проведение групповых консультаций (беседы, лекции, выступления на родительских собраниях, методических объединениях, спецсеминарах, консилиумах), проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ

    «Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия» доклад с практической частью.

    Доклад с практической частью на тему: «Мяч и речь»;

По плану работы школы

Проведение логопедической недели для учителей, воспитателей и специалистов ОУ.

Доклад, открытые индивидуальное и подгрупповое занятия, внеклассное воспитательное мероприятие, оформление речевой газеты, организация викторины. Темы открытых занятий по календарно-тематическому планированию коррекционно-логопедических занятий.

Взаимодействие с учителями начальных классов, русского языка среднего звена, воспитателями и психологом.

Взаимопосещение открытых занятий и внеклассных мероприятий

Взаимосвязь со специалистами ОУ

Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка

Совместно с педагогом-психологом проведение исследования сенсорной и познавательной сферы, мелкой моторики у детей.

Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития

Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а так же для составления индивидуальных программ развития

Знакомство с содержанием коррекционного обучения

Познакомить психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка среднего звена и воспитателей с направлениями коррекционной (логопедической) работы на текущий год.

сентябрь по плану заседания школьного ПМПк

Взаимопосещение коррекционных занятий и воспитательных мероприятий

Посещение коррекционных занятий психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка 5-9 классов, открытых мероприятий воспитателей.

в течении года по плану работы МО

Подготовка документации к ПМПк и ПМПК

Составление логопедического представления при необходимости уточнения или смены образовательного маршрута для ребенка

в течении года по плану работы

Индивидуальное консультирование

Еженедельно согласно графику работы учителя-логопеда

в течении года

Работа с родителями

Индивидуальное консультирование, проведение подгрупповых консультаций, выступление на родительских собраниях

Знакомство с задачами работы школьного логопеда. Доклад: «Оказание логопедической помощи учащимся школы-интернат 7 вида».

Индивидуальные беседы на темы:

«Ознакомление с результатами обследования речи учащихся»;

«Итоги работы школьного логопеда».

Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

Предоставление заявки на имя директора ОУ на приобретение методических пособий, обучающих компьютерных игр

    Комплект массажных зондов – 1 шт;

    Индивидуальные кассы звуков, букв и слогов – 8 штук;

    Настенная касса звуков, букв и слогов – 1шт;

    Настольные зеркала для индивидуальной работы (9х12)- 8 штук

    Рабочие тетради для учащихся:

    Е.В. Мазанова «Учусь работать с текстом» альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза – 10 шт;

    Е.В.Мазанова «Логопедия. Дисграфия обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза» тетрадь № 1 - 5 шт;

    Е.В. Мазанова «Учусь не путать звуки» №1 и №2 альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии – по 10 шт;

    Е.В.Мазанова «Логопедия. Преодоление нарушения письма» тетрадь №2 – 5 шт;

    Е.В. Мазанова «Учусь работать со словом» альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии - 10 шт;

    Е.В. Мазанова «Логопедия. Дисграфия обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия» начальное обучение № 3 - 5 шт;

    Е.В.Мазанова «Оптическая дисграфия» - 5 шт;

    В.В. Коноваленко «Пишем и читаем»

№1 – 5 шт,

№ 2 – 5 шт,

№ 3 – 5 шт.

    Компьютерная программа по логопедии «Игры для Тигры» - 1 шт.

    методическое пособие «Логопедическая азбука. От буквы к слову» - 1 шт.

сентябрь-октябрь

в течении года

Изготовление раздаточного материала

по лексическим темам логопедических занятий

«Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Транспорт», «Игрушки», «Учебные принадлежности», «Продукты» и т.д.

в период каникул

Повышение профессиональной компетентности

Посещение курсов в БИРО, лекций, семинаров, методических объединений

Прохождение курса повышения квалификации. Повышение квалификации. Прхождении аттестационной комисси.

в течении года

Работа с научной и публицистической литературой

Изучение статей периодических изданий

в течении года

Работа в Интернет

Регистрация на логопедических сайтах, изучение ресурсов и публикация в них собственной работы. Публикация на сайте школы ГБОУ БСКОШИ 7 вида.

в течении года

Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определенных методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

Внедрять инновационные и компьютерные технологии, программы, нетрадиционные методики коррекции речи в логопедическую работу (арома-, Су-джок-, музыка- и иппотерапии), экскурсии: «Признаки осени. Листопад», «Тучкины штучки», «Зимний сад», «Морской музей», «Зоопарк» (ГУП санатория «Янган-тау»). Проводить наблюдение за их эффективностью в преодолении нарушений речи у детей с ЗПР.

в течении года

План работы составила: _____________ учитель-логопед Галимова А.Б.

Годовой оганизационно-мотодический план расчитан на работу учителя - логопеда в условиях логопедического пункта общеразвивающего детского сада. Он поможет педагогу систематизировать свою работу, выделив основные ее направления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Зав. МБДОУ «Детский сад № »

_______________

«____» ______________ 2013 год

План

организационно – методической работы

учителя - логопеда МБДОУ д\с №

(2013 – 2014 уч.г.)

Организационная работа

Наименование

мероприятия

Сроки

выполнения

Результат выполнения

1. Подготовка диагностических речевых карт

01.09. – 22.09.2013 г.

2.Подбор и изготовление дидактического и демонстрационного материала

2013 - 2014 г.

3. Перспективное планирование, оформление документации

01.09. – 22.09.2013 г.

4. Участие в оформлении детского сада

2013 – 2014 г.

5. Оформление логопедического кабинета

2013 – 2014г.

Логопедическое обследование

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Результат выполнения

1. Обследование устной речи и неречевых процессов детей групп:

старшей «А», старшей «Б»

01.09. – 22.09. 2013 г.

15.05. – 31.05. 2014 г.

2. Обследование устной речи и неречевых процессов детей групп:

«Монтессори – 1»

«Монтессори – 3»

01.09. – 22.09. 2013 г.

15.05. – 31.05.2014 г.

3. Формирование групп по результатам обследования

3-я неделя сентября 2013г.

4. Переформирование детей по подгруппам

3-я неделя января 2014г.

1-я неделя марта 2014г.

(по мере выписки, отчисления, прохождения этапов коррекции)

5. Углубленное обследование речи и неречевых процессов детей по запросам родителей и воспитателей групп

2013 – 2014 уч г.

6. Углубленное обследование артикуляционной и мимической моторики детей на предмет выявления миннимальных дизартрических проявлений

2013 – 2014уч.г.

7. Углубленное обследование устной речи и неречевых процессов детей для представления на ПМПК.

2013 – 2014уч.г.

Коррекционная работа

Наименование

мероприятий

Срок

выполнения

Результат выполнения

1.Подгрупповые коррекционные занятия с детьми старшей группы «А» и старшей группы «Б», имеющими логопедическое заключение ОНР-III уровня.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. III часть Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина.

IV часть Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова

Используется пособие Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», составленное с опорой на Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой;

Логопедия в детском саду (занятия с детьми 5-6 лет» Л.Н.Смирнова;

«Говорим правильно» О.С. Гомзяк;

«Обучение детей связной речи с использованием мнемотаблиц» Байнова С.В.

«Лексико-грамматичекие представления. Формирование и развитие» Т.А Ткаченко

«100 логопедических игр» И.В. Скворцова;

«Составь предложение» Л.М. Козырева

2 раза в неделю:

2.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: 2004.

«Фронтальные логопедические занятия для детей с фонетико-фонематическиим недоразвитием» (старшая группа) В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко;

«Фонематическое восприятие. Формирование и развитие» Т.А Ткаченко;

«Слоговая структура слова. Коррекция нарушений» Т.А. Ткаченко;

«Формируем слоговую структуру слова» С.Е. Большакова;

«Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков» Т.А. Ткаченко;

«Автоматизация звуков в игровых упражнениях» (11 альбомов) Л.А. Комарова;

2. Индивидуальные занятия с детьми по коррекции звукопроизношения.

Используются пособия О.И. Крупенчук «Лого – рифмы», Е.А.Дьякова «Логопедический массаж», «Дошкольная логопедическая служба» под ред. О.А.Степановой, Н.Ю.Григоренко «Гласные звуки и буквы», О.А.Новиковская «Развитие звуковой культуры речи у дошкольников».

В.М.Акименко «Новые логопедические технологии»;

Т.Г.Визель «Логопедические упражнения на каждый день».

По 3 раза в неделю каждый ребенок

Работа с воспитателями

Наименование

мероприятий

Срок

выполнения

Результат выполнения

1. Ознакомление воспитателей с результатами обследования устой речи детей и принципом формирования коррекционных групп

3-я неделя сентября

2. Ознакомление воспитателей с режимом работы логопункта

3-я неделя сентября

3. Консультации для воспитателей старших групп и групп «Монтессори – 1, 3»:

«Новинки литературы по коррекционной педагогике»;

«Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи»;

«Логопедический словарь. Знакомство педагогов с логопедической терминологией»;

«использование комплексов артикуляционной гимнастики в ходе занятий по развитию речи»;

2013 – 2014 уч.г.

5. Методчас «Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения речи»

Март 2014г.

4 Семинары – практикумы:

«Использование игровых приемов при подготовки руки к письму у детей с нарушениями речи»

«Приемы по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь 2013г.

Март 2014г.

5. Проведение «Дня открытых дверей»

2013 – 2014 уч.г.

6. Посещение занятий по развитию речи и обучению грамоте

2013 – 2014 уч.г.

7. Индивидуальные беседы с воспитателями детей - логопатов

2013– 2014 уч.г.

8. Подготовка и проведение конкурса чтецов «С Днем Рождения, любимый город»

Ноябрь 2013г.

Работа с родителями

Наименование

Мероприятий

Сроки

Выполнения

Результат выполнения

1.Выступление на родительских собраниях в дошкольных группах.

Темы:

«Нормы развития речи и причины возникновения речевых нарушений»

«Итоги коррекционной работы »

По плану воспитателей групп:

По плану воспитателей групп:

старшая «А»,старшая «Б»

«Монтессори – 1»;

«Монтессори – 3».

Апрель 2014 г.

2. Проведение родительских собрание для родителей детей – логопатов.

Темы:

« Ознакомление родителей с режимом работы логопункта и подписание договора».

«Совершенствование лексико – грамматических представлений и навыков звукового анализа»

«Итоги коррекционной работы»

3-я неделя сентября 2013г.

3-я неделя февраля 2014г.

3-я неделя мая 2014г.

3. Индивидуальные консультации для родителей

По запросам родителей

4. Практикумы:

«Обучение грамоте и подготовка руки к письму детей с нарушениями речи».

2-я неделя декабря 2013г.

6. Проведение углубленного обследования речи детей по запросам родителей

2013 – 2014 уч.г.

7. Проведение «Дня открытых дверей»

2013 – 2014 уч.г.

Преемственность

Наименование

мероприятия

Сроки

выполнения

Результат выполнения

1. Ознакомление с результатами диагностики устной и письменной речи выпускников МБДОУ д\с №6, проведенной логопедами школ №1, №9.

Май 2014г.

2. Посещение уроков в первых классах школ города

2013 – 2014 уч.г.

3. Посещение логопунктов средних школ №1, №2, №3, №9, МБДОУ д\с №1, №2, №3, №4, №9

2013 – 2014 уч.г.

Повышение квалификации

Наименование

Мероприятий

Сроки

выполнения

Результат выполнения

1. Разработка темы: «Формирование навыков звуко-слового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели»

2. Посещение курсов повышения квалификации

По плану ИУУ

3. Посещение занятий учителей – логопедов детских садов и школ г. Вилючинска

2013 – 2014 уч.г.

4. Участие в заседаниях ГМО Вилючинска

2013 - 2014 уч.г.

5. Участие в заседаниях ПМП консилиума МБДОУ «Детский сад №6»

2013 – 2014уч.г.

6. Приобретение и изучение новой литературы по коррекционной педагогике

2013 – 2014уч.г.

Ведение документации

Наименование

мероприятия

Сроки

выполнения

Результат выполнения

1. Заполнение речевых карт

3-я неделя сентября 2013г.

2. Работа с речевыми картами

Каждые 10 дней

3. Составление и подписание договора с родителями детей - логопатов.

Сентябрь – октябрь 2013

3. Составление:

Рабочей программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Плана организационно – методической работы учителя – логопеда;

Перспективно-тематического плана подгрупповых занятий по коррекции ФНР, ФФНР, ОНР -3ур.;

Перспективного плана индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения

сентябрь 2013г.

сентябрь2013г.

3-я неделя сентября 2013г.

3-я неделя сентября 2013г.

4. Составление расписания и режима работы логопункта

3-я неделя сентября 2013г.

5.Составление поурочных планов подгрупповых и индивидуальных занятий

2013 – 2014 уч.г.

6. Ведение «Журнала учета посещений логопункта»

2013 – 2014уч.г.

7. Ведение «Журнала рабочих контактов»

2013 – 2014уч.г.

8. Ведение «Журнала учета уровня речевого развития детей МДОУ д\с №6»

2013 – 2014 уч.г

9. Ведение «Журнала учета передвижения детей на логопункте МДОУ д\с №6»

2013 – 2014 уч.г

Развитие логопедического кабинета

Наименование

мероприятия

Сроки

выполнения

Результат выполнения

1. Приобретение стенда шкафов для размещения методического материала

сентябрь 2013г

2. Изготовление картотеки:

«Артикуляционная гимнастика»

«Пальчиковая гимнастика»

«Физминутки»

Август – сентябрь 2013г.

3. Изготовление словаря по лексическим темам

Август – сентябрь 2013г

3.Изготовление дидактических игр для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по коррекции речевых нарушений:

«Речевые лабиринты»

«Весёлый поезд»

«Звуковые схемы»

«Звуковые схемы гласных звуков»

2013 – 2014 уч.г.

4. Изготовление демонстрационного и раздаточного материалов для коррекционно – развивающих занятий

2013 – 2014 уч.г.

5. Приобретение методической и дидактической литературы.

2013 – 2014 уч.г.

7. Создание зеленой зоны в логопедическом кабинете

2013 – 2014уч.г.

Задачи коррекционно – образовательного процесса.

  1. Обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи.
  2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностного, физического развития и индивидуально – типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений работы с каждым из них.
  3. Систематическое проведение профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с индивидуальными и групповыми программами.
  4. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  5. Формирование у педагогического коллектива и родителей в информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной предметно – развивающей и речевой среды.
  6. Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством их речевой работы с детьми.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: