Он же Гоша, он же Гога… Каков настоящий Алексей Баталов? Когда пришла слава.

// Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru

Актер Алексей Баталов прославился благодаря ролям сильных духом мужчин, которые всегда готовы прийти на помощь. Его фильмография - это десятки ярких перевоплощений, каждое из которых надолго запомнилось зрителям.

15 июня 2017 года великий артист ушел из жизни после долгой болезни. Последние его мысли были связаны с любимой дочерью Марией и женой Гитаной Аркадьевной, с которой он провел рядом почти 55 лет.

Сегодня, 20 ноября Баталов отметил бы 90-летний юбилей. Каким же был актер на самом деле, и через какие испытания ему пришлось пройти, чтобы навсегда войти в историю кинематографа?

ТРУДНОЕ ДЕТСТВО

Алексей Владимирович родился в 1928 году в актерской семье. Его родители всю жизнь посвятили театру, поэтому и творческий дух был в буквальном смысле в крови у будущего народного артиста. Когда Баталов был еще ребенком, родители внезапно развелись, а после мама снова вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Именно этот человек для пятилетнего мальчика надолго станет олицетворением смелости и мужской силы.

Будни в новой семье были непростыми, ведь по соседству с жильем Ардова находилась квартира его бывшей жены. Именно поэтому мать Алексея Владимировича пыталась всеми способами добыть новую недвижимость. В итоге будущий актер вместе с родителями переехал в знаменитый дом литераторов, где по соседству с ними жил сам Мандельштам.

Ну, а потом начались суровые 40-е годы. Прекрасно понимая, что в Москве им угрожает опасность, мать Алексея Владимировича решила перебраться вместе с детьми в Бугульму. Однако и здесь принципиальная Нина Ольшевская не изменила призванию, организовав небольшой театр. Именно на этой сцене Баталов сыграл первые свои роли, окончательно влюбившись в профессию.

Вернуться в столицу удалось только в 1950 году, и в этот период Алексей Владимирович уже начал штурмовать подмостки «Ленкома». Его младший брат Михаил впоследствии вспоминал, что Баталов, будучи уже женатым человеком, начал чувствовать себя неуютно в родительской квартире, куда периодически наведывались советские знаменитости.

«У нас квартира была тесная, туда еще периодически Ахматова приезжала. Он с женой там не мог жить. В Питере ему позже дали коммунальную квартиру, небольшую комнатку. Большего жилья у них не было. Приходилось тесниться там с женой и дочерью. Через несколько лет ему дали отдельную квартиру», - рассказал брат звезды.

Уже тогда Алексей Баталов был полностью поглощен профессией. Ему доверяли крупные роли в театре, да и в кино позволяли работать в самых разных амплуа. Благодаря собственному упорству, уже к середине 50-х многие зрители стали узнавать обаятельного артиста, которого в будущем ожидала невероятная слава.

БОЛЕЗНЕННЫЙ РАЗВОД

Как позже рассказывал сам Баталов, с первой супругой Ириной он познакомился еще в далеком детстве. Их родители арендовали дачи неподалеку, и ребята часто играли вместе. Со временем, дружба переросла во что-то большее, и уже будучи 20-летним юношей, Алексей Владимирович решил связать себя узами брака.

Несмотря на скоропалительный брак, супруги не спешили заводить детей. Их дочь Надежда появилась на свет лишь в 1955-м, а еще через три года состоялся неожиданный для всех развод.

По словам брата Баталова, Алексей Владимирович и его Ирина начали отдаляться еще в самом начале супружеской жизни.

«Они никогда не были особо близки. Ему в принципе несвойственны большие чувства по отношению к родственникам. Да, они жили вместе, он играл с дочерью, но какой-то глубокой душевной связи не было», - подчеркнул Михаил Ардов в документальном фильме «Алексей Баталов. Он же Гоша, он же Гога».

К 1958 году отношения с супругой Ириной полностью исчерпали себя. Артист не мог находиться рядом с женой, да и мысли давно занимала другая женщина. Однако расставание оказалось слишком болезненным: экс-избранница затаила на Алексея Владимировича обиду, да и с дочерью Надеждой отношения не сложились.

После Баталов признавался, что он был плохим отцом. Девочка росла в другой семье, и в результате, контакт между ними был практически полностью потерян. Алексей Владимирович неизменно жалел, что не смог стать для Надежды опорой и поддержкой, но в течение следующих лет все его время занимали две женщины - жена Гитана и дочь Мария.

СТРАШНЫЙ ДИАГНОЗ ЛЮБИМОГО РЕБЕНКА

// Фото: Кадр из документального фильма

Впервые Баталов встретил Гитану Аркадьевну в цирке, где та выступала с акробатическими номерами. Удивительная девушка мгновенно захватила все его внимание, а позже артист признавался, что это была любовь с первого взгляда.

Однако мать циркачки не одобрила ее выбор, ведь Алексей Владимирович был женат. Именно поэтому влюбленным пришлось расстаться на долгих четыре года. Спустя столь длительный промежуток времени их чувства не растаяли и не иссякли.

И пусть окружающие порой осуждали Баталова, именно рядом с Гитаной он чувствовал себя счастливым. Когда в 1968 году на свет появилась дочь Маша, артист и вовсе был на седьмом небе от счастья.

Какое-то время супруги не замечали странностей в поведении ребенка. Однако вскоре стало понятно, что у девочки есть проблемы со здоровьем. После медицинского осмотра врачи вынесли неутешительный вердикт - ДЦП.

// Фото: Кадр из документального фильма

Малышка получила родовую травму, и поэтому Алексей Владимирович много лет винил именно врачей в диагнозе любимой Маши. Поскольку за ребенком с ДЦП требовался постоянный уход, Гитане Аркадьевне пришлось уйти из цирка.

Следующие десятилетия эта смелая женщина полностью посвятила заботе о муже и дочери. Сама же Мария Баталова, обладая врожденной упертостью, решила не ставить на себе крест. Девушка с отличием окончила сценарный факультет ВГИКа, и сейчас успешно пишет сказки и другие литературные произведения.

«Машка - главнокомандующий в нашем доме. Все у нас подстроено под нее. Она очень упертая целеустремленная, так что да, мы подчиняемся», - признавался Алексей Владимирович.

Он неоднократно рассказывал о том, что хочет завещать дочери абсолютно все, что нажил непосильным трудом, ведь именно она была главной радостью в его жизни.

СКАНДАЛЬНАЯ ДАЧА

На склоне лет Алексей Владимирович неожиданно оказался в эпицентре громкого скандала. И дело было не в ролях или конфликтах в семье, а в недвижимости.

Сосед Баталовых по даче Вадим Эльгарт возвел на участке народного артиста баню. Сносить ее он категорически отказывался, из-за чего между двумя мужчинами разразилась настоящая война. Гитана Аркадьевна неоднократно признавалась, что боится приезжать на дачу с дочерью именно из-за неадекватного соседа.

К сожалению, разрешить этот конфликт при жизни Баталов так и не смог. Более года после его кончины близким звезды приходилось в буквально смысле биться за собственность, настаивая на сносе самостроя. Сам же Эльгарт утверждал, что возвел баню с устного разрешения Алексея Владимировича. Также сосед уверял окружающих в том, что народной артист использовал здание для своих целей.

«Он сюда женщин водил. У него же была отдельная калитка, он через нее проходил вместе с женщинами. Один раз ему даже понадобилось одну из них в Англию отвезти, он попросил у меня на это тысячу долларов. Я одолжил, они так и пропали. И вот однажды Гитана узнала про его шашни, а я почему-то стал крайним», - заявил Эльгарт в программе «Андрей Малахов. Прямой эфир».

Однако близкие Баталова категорически отрицали подобные обвинения. По мнению всех, кто был хотя бы немного знаком с артистом, он никогда не изменял любимой Гитане, рядом с которой прожил почти 55 лет.

В итоге скандал с баней завершился ее сносом в середине октября 2018 года. Теперь поклонники Баталова надеются, что Гитана Аркадьевна и Мария найдут в себе силы, чтобы снова посетить ту самую дачу, из-за которой у них возникло столько проблем.

ДОЛГАЯ БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ

Проблемы со здоровьем начались у Баталова за несколько лет до смерти. Он часто жаловался на головокружения и проблемы с сосудами. Во время очередного обострения болезни в январе 2017 года он упал дома и сломал шейку бедра правой ноги. После этого состоялась операция, но покинуть больницу Алексей Владимирович уже не смог.

В последние дни жизни рядом с ним находилась супруга Гитана Аркадьевна и любимая дочь Маша. По словам близких, Баталов умер во сне 15 июня 2017 года. Актер не мучился и за день до кончины успел причаститься.

Смерть Алексея Владимировича шокировала его многочисленных поклонников и коллег. Так, звезда сериала «Универ» Алексей Лемар, который учился под началом Баталова, поблагодарил его за путевку в жизнь.

«Я безумно благодарен вам за то, что еще на первом курсе вы совместно с моей семьей вытащили меня из армии, куда я по ошибке загремел. Спасибо, за то, что моя первая профессиональная работа на ТВ была вместе с вами в паре, на проекте Сергея Майорова «Истории в деталях». Низкий поклон за то, что вы отпускали меня на съемки и давали мудрые советы, под сизый дым вашей трубки, у себя в кабинете, вдохновляя на то, чтобы я практическим опытом познавал кинематограф, радио, ТВ, литературу, осваивая разные профессии в этих видах искусства. Невероятно благодарен, что привили мне любовь, мудрость, человечность в отношении этого мира», - отметил актер.

Разумеется, смерть артиста стала тяжелым ударом для его супруги Гитаны Аркадьевны. Тем более, что следующие несколько месяцев ей пришлось бороться за права на дачу. Теперь же, когда конфликт с баней разрешен, супруга Баталова намерена окружить заботой дочь Машу, которая всегда была главной радостью своего знаменитого отца.

Алексей родился во Владимире в знаменитой семье актеров МХАТа. То, что городом его рождения стал Владимир, было случайностью. Жили они с родителями, конечно, в Москве. Когда мальчишке было пять, папа и мама развелись.

Вскоре мама вышла замуж за известного писателя, драматурга и сценариста Виктора Ардова. Отчима Баталов вспоминает с теплотой. Говорит, что Виктор Ефимович был благороднейшим человеком и благодаря ему в их семью стали входить знаменитые писатели и поэты того времени.

К примеру, мама Алексея Владимировича близко дружила с Анной Ахматовой, которая уже в старости жила в маленькой комнатке в их доме и была очень дружна с молодым Алексеем. Когда тот вернулся из армии, Анна Андреевна подарила парню деньги на новый костюм. А он на них купил подержанный москвич. «Я считаю, это замечательно!» — похвалила его поэтесса.

В школе будущий актер учился крайне плохо — ведь первые годы его образования прошли в эвакуации, во время войны.

Там мало кто из детей сидел за учебниками, все занимались чем-то другим. Баталов, например, вместе с мамой организовал первый в эвакуационной Бугульме драматический театр.

Впоследствии его отстроят и назовут именем актера, хотя, по признанию Баталова, он тогда был мальчишкой и сыграл там разве что хрестоматийного лакея, текст которого ограничивался словами: «Кушать подано».

Театром Баталов, выросший буквально за кулисами, заболел еще в раннем детстве. Конечно, мальчик мечтал продолжить династию, — как и родители, стать актером. Но до последнего сомневался: есть ли у него талант? Потому, что, считал актер, выходить на сцену без особого таланта — нонсенс.

Повороты судьбы

Зоя (1944)

В послевоенную Москву Баталов вернулся с мыслью поступать в школу-студию МХАТ, куда быстро и без особых усилий поступил. В это же время, хотя парню было всего 16, Алексей Владимирович решил жениться — на дочери близкого друга семьи художника Константина Ротова, Ирине.

С ней он был знаком с пеленок, и к 16 годам, а в этом возрасте послевоенные дети уже чувствовали себя взрослыми и состоявшимися, решил сделать ей предложение.

Актер рассказывает, что в те времена никто не боялся, что будет негде и не на что жить.

Ютились, где придется: в той самой маленькой комнатушке, которую позже заняла Ахматова, у родителей Баталова; в такой же маленькой — в доме Ротовых… Через некоторое время у влюбленных родилась маленькая Надюша, а молодой папа стал много работать и совсем мало уделять внимания семье.

Сегодня Алексей Владимирович сетует, что впервые вступил в брак совсем юным и не смог сохранить ни теплые отношения с первой женой, ни дружеские — с дочерью. Впоследствии она выучилась и стала переводчиком, но отца как следует никогда не знала.

Актер


Девять дней одного года (1961)

Кинодебют Алексея Баталова состоялся еще в школьные годы и вовсе не по протекции родителей. Весь их класс тогда попал на съемочную площадку кинофильма о Зое Космодемьянской «Зоя». Баталову даже досталась какая-то реплика.

Но первая по‑настоящему звездная роль Саши Румянцева была сыграна им только в середине 50-х. Актер вспоминает, как ловко его Саша водит автомобиль, и рассказывает, что к машинам испытывал настоящую страсть еще со времен службы в армии — там научился водить.

Еще один звездный кинофильм — «Летят журавли» удостаивался самых престижных кинопремий. Тонко и проникновенно Баталов сыграл в паре с Татьяной Самойловой в этой знаменитой драме. Образ Бориса Бороздина запал в сердце миллионов зрителей.

Талантлив во всем


Бег (1970)

Профессиональных побед у Баталова много, они не ограничиваются кинофильмами. Например, значительную роль в его жизни играл «Союзмультфильм» — голос Алексея Владимировича мы слышим в «Лягушке-путешественнице», «Ключах от времени». И, конечно, культовый норштейновский «Ежик в тумане» озвучен Баталовым.

Благодаря характерному приятному баритону Алексея Владимировича часто звали поработать и над радиоспектаклями, что он с удовольствием делал, подарив советскому зрителю целую плеяду замечательных радопостановок.

Еще одно яркое увлечение Баталова — режиссура. В эту профессию он, по его же словам, сбегал от актерской. Он снял всего три картины — «Шинель», «Игрок» и «Три толстяка». Последняя оказалась самой яркой.

Во-первых, режиссер бережно отнесся к первоисточнику и положил знаменитое произведение на экран очень точно. Во‑вторых, сам снялся в роли Тибула, выполнив самостоятельно немало сложных трюков.

«Москва слезам не верит»


Москва слезам не верит (1979)

А в середине семидесятых он снова сделал попытку к бегству — на этот раз стал преподавать актерское мастерство во ВГИКе. Баталов уже не планировал сниматься, но в 1979 году его приятель и отличный режиссер Владимир Меньшов задумал свою «рядовую мелодраму».

«Москва слезам не верит» понравилась Алексею Владимировичу какой-то особенной харизмой, а герой Гоши, на роль которого звал его Меньшов, как раз ложилась на собственные черты интеллигентного и обаятельного Баталова. И он согласился.

Позже актер признается: если бы не сыграл в кинофильме, ставшем оскароносным, уже, наверное, и не имел права носить звание артиста. После «Москва слезам не верит» Баталов не снимался. Ушел на пике, так точно и ярко сыграв одну из своих самых запоминающихся ролей.

Через год он уже был профессором ВГИКа и возглавлял там одну из кафедр.

Любовь


Дама с собачкой (1960)

Еще одна строка в жизни знаменитого артиста — его романтическая история с цыганкой Гитаной Леонтенко. Ее он впервые увидел на арене цирка, где девушка выступала со своим легендарным номером на лошади. Влюбился без памяти с первого взгляда и утверждает, что никогда не забудет этого момента.

О загадочной гротескной наезднице ходили самые разные слухи. Якобы мама Гитаны — настоящая таборная цыганка, а сама девушка стала работать в цирке благодаря роману с самим Никулиным. Но артистка только смеется: вообще не известно была ли обычная советская мама Гитаны цыганкой. А в цирк она попала только благодаря железной воле и многолетним тренировкам.

Предложение возлюбленной Баталов сделал только спустя десяток лет после знакомства, когда убедился, что они по‑настоящему близкие люди. У пары родилась общая дочь, у которой обнаружился страшный диагноз — ДЦП.

Узнав о болезни Машеньки, Баталов ушел в работу, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Выйти на арену пришлось и Гитане, которая к тому времени уже была на пенсии. Общими усилиями любящие родители смогли поправить здоровье дочери. Впоследствии она получила хорошее образование — окончила сценарный факультет ВГИКа, стала писателем и сценаристом.

До глубокой старости Баталов преподавал, пока зимой 2017 года не попал в больницу с переломом шейки бедра. Он долго не мог реабилитироваться после перелома. В мае врачи приняли решение перевести актера в реабилитационный центр. Именно там рано утром 15 июня, тихо, во сне, народный артист покинул этот мир.

Единственное, что омрачало жизнь знаменитого классика — его скудное финансовое положение, в которое он попал, выйдя на пенсию. Всем известно: великий гений кинематографа работал на совесть и за искусство, но так и не сумел скопить капитал.

Впрочем, он никогда не жаловался на такое положение дел. Единственное, о чем жалел Алексей Владимирович, — что не сохранил хороших отношений со старшей дочерью, которая теперь уже воспитала его внучку Катю.

«Большая семья» (1954)

Фильм «Большая семья» стал экранизацией романа Всеволода Кочетова «Журбины». По признанию актера, это литературное произведение оказалось едва ли не самой скучной книгой в его жизни, поэтому он даже не дочитал роман до конца. Тем не менее, роль Алексея Журбина в картине Иосифа Хейфица сделала молодого Баталова невероятно популярным.


Фрагмент кинофильма «Большая семья»

Сам актер отзывался о судьбоносной роли следующим образом: «Первая настоящая роль в художественном фильме, первая встреча с корифеями советского кино, первые дни самостоятельной актерской жизни — все было ново и захватывающе увлекательно. Все силы, все мысли, все чувства накрепко привязаны к работе, и, кажется, происходи эти съемки даже на Луне, и то ничто не могло бы оказаться интереснее и важнее».

«Летят журавли» (1957)

Трогательный фильм о влюбленных, которых разлучила война, понравился не только советским зрителям: в 1958 году картина удостоилась «Золотой пальмовой ветви» на кинофестивале в Каннах. Алексей Баталов был безмерно рад, что ему удалось поработать с легендарным Сергеем Урусевским, и писал в мемуарах, что оператор всегда находил блестящие решения.


Алексей Баталов рассказывает о съемках картины «Летят журавли»

Во время работы над фильмом Баталов серьезно пострадал: он упал с крутого берега и так сильно травмировал лицо, что актеру вместо «света, камеры и мотора» предстояла операция в ближайшей больнице. К счастью, она завершилась успешно.

«Три толстяка» (1966)

Алексей Баталов прославился не только как актер, но и как режиссер. В 1965 году он начал работу над фильмом «Три толстяка» — экранизацией одноименного произведения Юрия Олеши. Однако и актерское амплуа Баталов не оставил: в кинокартине он исполнил роль ловкого канатоходца Тибула.


Отрывок из фильма «Три толстяка»

Нельзя сказать, что картина пользовалась популярностью у кинокритиков, однако она полюбилась многим поколениям советских и российских детей, а добиться признания этой части зрительской аудитории не так-то просто.

Сам Баталов отмечал, что был неопытен и очень многого не предусмотрел во время создания фильма. Например, о сцене, в которой Тибул идет по канату над площадью, режиссер рассказывал следующее: «К монтажу подготовили кадры с нами, это был позор! Кирпичные лица, синие ноги. А ведь это центральная сцена, весь сюжет на ней завязан. Я был очень молод и пошел на риск. В здравом уме такого, конечно, сделать было нельзя». К слову, сцена была снята без участия дублеров. Баталов целый год готовился к ней и сумел виртуозно исполнить трюки.

«Звезда пленительного счастья» (1975)

Фильм, озаглавленный цитатой из стихотворения Пушкина, начинался с посвящения российским женщинам, и представительницы прекрасного пола подарком остались довольны: декабристов сыграли лучшие актеры Советского Союза, любимцы дам.


Кадры из фильма «Звезда пленительного счастья»

В этой картине Алексею Баталову досталась небольшая, но яркая и неоднозначная роль князя Сергея Петровича Трубецкого, которого считали трусом, в последний момент передумавшим выходить на площадь.

«Москва слезам не верит» (1979)

«Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора здесь проживает?» — эти слова помнит каждый, кто хоть раз в жизни смотрел фильм «Москва слезам не верит». В роли Гоши блистал Алексей Баталов, и, возможно, именно этот образ стал главным в его кинокарьере.


Сцена пикника из фильма «Москва слезам не верит»

Владимир Меньшов, режиссер картины, рассказывал, почему решил пригласить на роль Гоши именно Баталова: «Гоша по сценарию — рабочий. Но нам нужен был рабочий-аристократ, мыслитель, философ — все-таки ему предстояло завоевать директрису завода. Гоше, как нам виделось, должно быть под сорок. Но вот однажды, когда мы со вторым режиссером Владимиром Кучинским обсуждали возможных актеров на эту роль, по телевизору пошел «Дорогой мой человек», и тут же подумалось: а что если Баталов?! Пусть ему уже пятьдесят, но его роли оказали такое мощное влияние на целые поколения — они и станут опознавательным знаком нужного нам социального героя».

Героев, сыгранных легендарным актером за 40 лет кинокарьеры, знала и любила вся страна

На 89-м году ушел из жизни народный артист СССР Алексей Баталов. Народным он был не только по официальному званию, но и по сути. Были актеры, чьи персонажи становились символами поколений. Баталову судьба подарила право олицетворять сразу несколько эпох. Героев, сыгранных им за 40 лет кинокарьеры, знала и любила вся страна.

— Он навсегда останется в нашей памяти как воплощение целой эпохи надежд и разочарований в жизни страны и очередного (после советского авангарда 1920-х), надеюсь, не последнего взлета отечественного киноискусства, — сказал «Известиям» киновед Кирилл Разлогов.

Сама судьба велела Баталову посвятить жизнь искусству. Племянник знаменитого актера Николая Баталова («Путевка в жизнь», «Мать»), сын мхатовских артистов Владимира Баталова и Нины Ольшевской, он вырос в доме отчима, писателя Виктора Ардова. С детства был знаком с Булгаковым, Шостаковичем, Олешей, Мандельштамом…

На сцену Баталов впервые вышел в 14 лет в эвакуации в Бугульме. Потом была школа-студия МХТ (диплом выпускнику подписала сама Ольга Книппер-Чехова), армия и служба в Московском художественном, можно сказать, семейном театре, где в разное время играли двенадцать родственников Алексея Баталова. Он же стал первым в истории МХТ актером, написавшим заявление об уходе по собственному желанию — кинокарьера артиста круто шла вверх. Режиссер Иосиф Хейфиц пригласил его на роль Алексея Журбина в семейно-производственной драме «Большая семья».

На рабочего паренька интеллигентный Баталов был непохож, но тем и запомнился, и не только соотечественникам — в 1955 году на Каннском фестивале фильм был удостоен приза за лучший актерский ансамбль, бесспорным украшением которого был 25-летний актер. Через год Хейфиц выпустил «Дело Румянцева» по сценарию Юрия Германа, которое посмотрели 31,76 млн зрителей. Громкий успех имели и другие работы Баталова в фильмах Хейфица — «Дорогой мой человек» (1958) и «Дама с собачкой» (1964).

В годы «оттепели» Баталова боготворили, в него влюблялись.

— У нас в семье ходила шутка. Мой папа, когда ревновал маму, горячился и в запале говорил: «Иди к своему Баталову!» — поделился с «Известиями» режиссер Владимир Хотиненко. — Тогда кумиры были как родные, близкие люди. И понятно, что у Алексея Баталова была миллионная армия поклонниц.

В 1957 году на экраны вышел удостоенный «Золотой пальмовой ветви» фильм «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова, в котором актер сыграл небольшую роль студента Бориса Бороздина, погибающего в своем первом бою. Кадр, где над умирающим героем кружатся деревья, стал классикой мирового киноискусства, а его автор оператор Сергей Урусевский — человеком, подвигшим Баталова заняться режиссурой.

Год спустя актер снял на «Ленфильме» свою первую картину — «Шинель» по повести Гоголя, затем экранизировал детскую сказку Олеши «Три толстяка», где сыграл канатоходца Тибула, причем все цирковые трюки, в том числе и проход по проволоке, выполнил сам. Последней режиссерской работой актера стал «Игрок» по роману Достоевского, о которой самокритичный Алексей Владимирович заметил: «Ни одна экранная версия не может подняться до оригинала. Как правило, в экранизации беллетристика выигрывает, а высокая проза теряет».

Образцом экранной беллетристики стала появившаяся в 1961-м картина Михаила Ромма «Девять дней одного года». Роль молодого ученого-ядерщика, готового идти на смерть ради своих убеждений, Баталов получил в результате собственного отчаянного поступка. Приглашение на пробы пришло, когда он был в Симферополе. Баталов сел за руль своего «Москвича» и рванул прямо на «Мосфильм». Ромм оценил решительность претендента, за эту работу Баталов был назван лучшим актером 1962 года.

Собственно, этого звания он был достоин практически за каждый свой фильм, хотя снимался нечасто, роли выбирал придирчиво, но каждая из них становилась событием. Ну а роль интеллигентного слесаря Гоши в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979) стала не иначе как кинематографическим прорывом. Притом что Баталов, ознакомившись со сценарием, от нее отказался, но затем передумал. «Перечитав сценарий, я понял, что это не тот канонический установленный государством рабочий, который уже сотни раз был на экране, а другой совсем человек», — обосновал свое решение актер. Фильм собрал 84,4 млн зрителей и все мыслимые призы, включая премию «Оскар».

Из кино Баталов ушел на этом взлете. После «Москвы» снимался редко, последний раз появился на экранах в 2006 году в небольшом камео в ремейке «Карнавальной ночи». Зато активно занимался преподаванием (выпустил семь курсов во ВГИКе) и общественной деятельностью — многие годы был секретарем правления Союза кинематографистов СССР, президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника», возглавлял кинофестивали.

При этом в кинотусовках замечен не был, публичной персоной быть отказывался, с громкими заявлениями не выступал, следовал своим правилам, очень простым и столь же просто им сформулированным: «Порой нужно так мало, чтобы свершилось невероятное. Самое главное совершается всегда на уровне человеческом, а не глобально-государственно-космическом. Я каждый день должен сделать что-то конкретное, чтобы, придя домой, спокойно сесть в кресло и выпить свой чай».

Последний раз Алексей Баталов появился на съемочной площадке в 2006 году, сыграв… самого себя, в фильме Рязанова «Карнавальная ночь-2». За эти годы Баталов-артист превратился в Баталова-писателя, у которого недавно вышел сборник мемуаров. Последние годы Алексей Владимирович почти не появлялся перед публикой и не сильно жаловал телевизионных гостей. Уговорить его на этот фильм оказалось делом не простым, но в итоге получился почти монолог Артиста.

Народный артист СССР, Герой Социалистического труда Алексей Владимирович Баталов давно и заслуженно пользуется всеобщим зрительским обожанием. Что шофер Сашка из картины «Дело Румянцева», что Гоша из фильма «Москва слезам не верит», что Тибул из «Трех толстяков» - все эти, да и многие другие герои, сыгранные на экране Баталовым, кажется и сегодня живут среди обычных людей - настолько они убедительны в исполнении артиста. Но самое удивительное, что у Баталова не такой длинный послужной список - он снялся всего в 34 фильмах, причем главных ролей у актера - 20.

Родился Баталов во Владимире, но все детство его прошло в Москве. Мама Алексея довольно быстро разошлась с папой мальчика, и воспитывал его отчим - писатель-сатирик, карикатурист Виктор Ардов. В их доме на Ордынке бывали Цветаева, Зощенко, Пастернак, а Анна Ахматова всегда жила у Ардовых, когда приезжала из Ленинграда в Москву. Когда Алексей Баталов стал популярным артистом, Ахматова, в очередной раз, приехав в столицу, прямо с порога громко заявила: «Я, как и сто миллионов советских женщин, немедленно хочу видеть Баталова!»

Первое появление Баталова в кино случилось в 1944 году в фильме «Зоя». Это была маленькая роль одноклассника Зои Космодемьянской. Но своим киноотцом Баталов считает ленинградского постановщика Иосифа Хейфица, открывшего Баталова в картине «Большая семья» и снимавшего Алексея в главных ролях во многих своих картинах.

В первый раз Баталов женился на своей давней знакомой Ирине, дочери художника Константина Ротова. Кстати, именно Ротов, иллюстрируя книгу Сергея Михалкова «Дядя Степа», срисовал доброго милиционера со своего зятя - Баталова. Эти рисунки можно и сегодня узнать, открыв старое издание михалковских стихов - действительно похож! У Алексея и Ирины родилась дочь Надя, но этот брак оказался непрочным и вскоре распался.

Во второй половине 50-х Баталов много снимался на киностудии «Ленфильм», поэтому жил в поездах между двумя столицами. В итоге он принял решение оставить Москву и поселиться в Ленинграде. Там же, в северной столице, в цирке, он встретил очаровательную Гитанну Леонтенко, которая и стала его второй супругой.

Когда Баталов решил поставить фильм «Три толстяка» и сыграть там главную роль - Тибула, - то почти год жена учила Баталова ходить по канату, чтобы он сам, без дублеров, прошел в кадре по натянутой проволоке на высоте 15 метров, хотя этот эпизод в фильме длится всего около минуты. А вскоре после премьеры ленты у Баталовых родилась дочь Маша. К сожалению, из-за неграмотных действий врача - рожала Гитанна тяжело - Маша получила родовую травму и детский церебральный паралич. С тех пор жизнь семьи Баталовых полностью подчинена борьбе за здоровье дочери. Правда, и сама Маша делает все, чтобы активно жить - она окончила сценарный факультет ВГИКа, а сейчас пишет сказки - недавно вышла ее очередная книга.

После 1972 года, когда на съемках фильма «Игрок» Баталова-режиссера обвинили в том, что он заставляет советских артистов играть в буржуазные игры и дело дошло до серьезных разбирательств, Алексей Владимирович стал задумываться о возвращении в Москву. Вскоре он и его семья простились с городом на Неве. Но и в Москве не все шло гладко. После шумного успеха картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» многие режиссеры и администрация «Мосфильма» пытались делать все, чтобы Госкино СССР ни в коем случае не выдвинуло этот фильм на «Оскар». Нервы потрепали и режиссеру, и актерам, а когда по советскому телевидению сообщили, что именно эта советская лента получила премию американской киноакадемии - в СССР этому просто не поверили, ведь новость передали… 1 апреля!

После 1991 года Баталову приносили множество сценариев, звали на главные роли в разных картинах, но актер отказал практически всем. Он объясняет это тем, что героев, которых ему предлагали играть, он сам не чувствует, не знает, не понимает, поэтому и отказал многим коллегам. Хотя, как он сам признает, очень нужны были деньги.

Алексей Баталов, как и почти все герои, им сыгранные, удивительно открыт, добродушен, благороден и тверд в своих решениях. Он - настоящий русский интеллигент, которого не смогли сломить и озлобить никакие испытания. А еще - Баталов очень благодарен за все, что было в его жизни. И особенно - за настоящее кино.

В фильме принимают участие:

Алексей Баталов, актер;

Гитанна Леонтенко, супруга А.Баталова;

Владимир Иванов, друг семьи Баталовых;

Михаил Цивин, юрист;

протоиерей Михаил Ардов, брат А.Баталова;

Юрий Норштейн, режиссер-мультипликатор;

Наталья Дрожжина, актриса;

Федор Егоров, зав. отделом Библиотеки киноискусства им. С.Эйзенштейна.

Продюсеры: Тарас Макаров, Иван Цыбин, Светлана Колосова

Производство: ООО «МИРмедиа» по заказу АО «Первый канал», 2017 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: