Непризнанные и частично признанные государства. Непризнанные государства Непризнанные государства

Вы когда-нибудь задумывались, как начинается история государства? Достаточно ли просто собраться горожанам (а в мире и сейчас существуют , состоящие из одного города) и решить, что все, теперь мы граждане новой страны? Так, например, поступили граждане города Фиуме во главе со своим правителем – поэтом Гиабриэле Д’Аннунцио. Но, то ли правитель был слишком непрактичным, то ли звезды не сошлись, но после двух лет существования Республика Фиуме капитулировала. И за два года «жизни» она был признана только одной страной в мире – СССР.
И кстати, в этом и есть смысл нашего рассказа – государство существует, когда его признают. Поэтому будущее всяческих самопровозглашенных государств – спорно. Десять непризнанных и частично признанных государств современности, и их нелегкая судьба – в нашем ТОПе.

1 Китайская республика (год возникновения 1911)

Китайская республика или Тайвань – пример того, как можно потерять все. Ранее она контролировала всю территорию современного КНР, но после революции в 1947 страна не только потеряла всю материковую часть, но и место в ООН, а также признание большинства членов организации. Сейчас Китайскую республику признают только 22 государства из списка ООН.

2 Свободный Кашмир (год возникновения 1947)


Свободный Кашмир (Азад Кашмир) стал «Свободным» после того, как изгнал правителя магараджу Хари Сингха и отделился от Индии. Ироничность ситуации придали воззрения самого правителя, он-то как раз и хотел отделить штат от Индии, и не допустить захвата провинции Пакистаном. В итоге, Пакистан единственный признает Свободный Кашмир. В общем, все как вы хотели, но только без вас.

3 Сахарская арабская демократическая республика (год возникновения 1976)


Сахарская арабская демократическая республика или САДР – одна из наиболее «признанных» (59 государств-членов ООН) непризнанных государств в мире. Проблема государства в другом: ее ближайший сосед, Марокко, категорически с этим не согласен. Большая часть территории САДР де-факто контролируется Марокко, а меньшая представляет собой смесь из буферных зон, зон ограниченного доступа и районов с ограниченным доступом.

4 Турецкая республика Северного Кипра (год возникновения 1983)


1983 знаменит не только тем, что это год рождения Алины Кабаевой. В этом году родилась также и Турецкая республика Северного Кипра – в результате вооруженного нападения Турции. В итоге, новорожденную страну признала только Турция, и такой ситуация остается до сих пор.

5 Палестина (год возникновения 1988)


Ну, про Палестину знают все. Это государство сумело о себе заявить. Во-первых, оно крепко держит Израиль в напряжении, во-вторых, ее признали 137 государств-членов ООН. Правда, это не лишило Палестину внутренних проблем. Сейчас ее территория разделена на две части, управляемые разными формированиями и внутренних проблем здесь полно.

6 Приднестровская Молдавская Республика (год возникновения 1990)


Приднестровье – это тот случай, когда кто-то вовремя подсуетился. Одна из первых «бывших» территорий, которая поняла, что необязательно идти вместе со всеми. Но на самом деле здесь все не так уж «сахарно». Государственный статус ПМР признают Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах – сами по себе страны с очень спорным статусом. И хотя ПМР давно хочет присоединиться к России, последняя на этот шаг не идет.

7 Сомалилэнд (год возникновения 1991)


Сомалилэнд – это 5 из 18 штатов Сомали, где проживает около трети населения страны. История новоиспеченного государства печальна. Несмотря на то, что в 2003 году 99% населения проголосовало за отделение о Сомали, до сих пор ни одно государство Сомалиленд самостоятельным не признало.

8 Южная Осетия и Республика Абхазия (год возникновения 1992 и 1994)


Почему мы объединили два этих субъекта в один номер? Да потому, что оба они – кусочки Грузии (ну, по крайней мере, Грузия так считает). Тем не менее, ряд государств, вроде республики Вануату и Никарагуа, во главе с Российской Федерацией, их признают. И конечно, они обе признают друг друга.

9 Нагорная Карабахская Республика (год возникновения 1991)


Нагорный Карабах – такое смешение границ, контролируемых территорий и интересов других стран, что разобраться во всем этом очень сложно. Однако это не помешало трем странам: ПМР, Республике Южная Осетия и Республике Абхазия признать страну. Правда, они сами непризнанные, так что статусу Нагорного Карабаха это никак не помогло.

10 Республика Косово (год возникновения 2008)


Республика Косово после провозглашения независимости в 2008 году признана 110 странами-членами ООН, а также многими непризнанными государствами. Но этот «кусок» оказался чересчур большим, и северная часть Косово с ее сербским населением не признает Республику. Кроме того, категорически против Сербия, на чью территорию, собственно, и покусилась Республика Косово.

Геополитическое образование, лишенное полного или частичного международного дипломатического признания, но обладающее всеми другими признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет).

Термин "непризнанные государства" начал активно использоваться с начала 1990-х годов. В некоторых случаях используются также термины "страны де-факто", "спорные страны", "отделившиеся" или "самопровозглашенные" государства и т.п.

Республика Южная Осетия

Республика возникла после начавшегося в декабре 1990 года после решения об упразднении Юго-Осетинской автономной области вооруженного грузино-осетинского конфликта. Прошедший 19 января 1992 года референдум практически единогласно поддержал провозглашение независимости Южной Oсетии. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости, после чего в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

Республика признана также Венесуэлой, Никарагуа, Науру. Тувалу признала независимость Южной Осетии в сентябре 2011 года, но отозвала свое признание в марте 2014 года.

Нагорно-Карабахская Республика (армянское самоназвание — Арцах)

Начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР.

2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил автономию Карабаха. Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и несколькими прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.

Автономный край Косово и Метохия

Находился под управлением администрации ООН с лета 1999 года, в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244.

Администрация ООН и международные силы КФОР под командованием НАТО были введены в край после 78-дневных бомбардировок Сербии натовской авиацией. НАТО вмешалась в косовский конфликт (1998-1999) на стороне местных албанцев, добивавшихся независимости от Сербии.

Албанские власти Автономного края Косова и Метохии при поддержке США и ряда стран ЕС в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии и создание Республики Косово. Независимость была поддержана отдельными странами мира.

К декабрю 2009 года самопровозглашенное государство признали 63 страны. Сербия, а также Россия, Китай, Индия и ряд других стран отказались признать независимость края.

Также в числе непризнанных государств часто называют республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 года на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например, экзотический Силенд).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

1. Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию

- Турецкая Республика Северного Кипра , провозглашённая после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году, объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году территория ТРСК была формально включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр. Признаётся Турцией и Абхазией.

2. Территория бывшего СССР

- Абхазия -Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 6 государствами - членами ООН - Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату и Тувалу.

- Южная Осетия -В 1991 году получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 5 государствами - членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Тувалу.

3. Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

- Китайская Республика , контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов.

- Сахарская Арабская Демократическая Республика признаётся 54 государствами, является членом Африканского союза. Большая часть заявленной территории страны контролируется Марокко.

- Свободный Кашмир

4. Непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

Территория бывшего СССР

- Приднестровская Молдавская Республика (c 1990) - непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. Приднестровская Молдавская Республика не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание.

- Нагорно-Карабахская Республика (c 1991) - непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО).

5. Территория Сомали

- Сомалиленд (с 1991).

Пунтленд (с 1998).

Джубаленд (1998-1999, с 2011).

Галмудуг (с 2006).

Симан и Сиб (с 2007).

Авдаленд (2010-2011).

Азания (с 2011).

6. Исламские администрации

Аль Сунна Уаляма’а (ASWJ) (с 1991)

Джамаат Аш-Шабааб (с 2004)

7. Территория Мьянмы

Государство Ва (с 1989).

Государство Шан (с 1996).

Вазиристан в Пакистане (с 2006).

Исламский эмират Абьян в Йемене (с 2011)

Исламский эмират Шабва в Йемене (с 2012)

Демократическая Республика Бакасси в Нигерии (с 2012)

9. Список частично непризнанных государств

Частично непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

Республика Косово

Государство Палестина - в настоящее время признаётся 132 государствами. Является государством-наблюдателем в ООН. Фактически разделено на две отдельные, не имеющие общей границы, части: Сектор Газа, контролируемый организацией ХАМАС, и Западный берег реки Иордан, частично управляемый Палестинской национальной администрацией (ПНА).

10. Ассоциированные государства, признанные субъектами международного права

Острова Кука (с 1965)

Ниуэ (с 1974)

11. Государства - члены ООН, не признаваемые некоторыми другими государствами

Армения не признаётся Пакистаном.

Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств, а также КНДР

Кипр не признаётся Турцией.

Китайская Народная Республика не признаётся государствами, признающими Китайскую Республику

КНДР не признаётся Республикой Корея, Японией, США, Францией и Эстонией.

Республика Корея не признаётся КНДР.

12. Мальтийский орден

Мальтийский орден - государствоподобное образование, имеет статус наблюдателя при ООН. Имеет дипломатические отношения со 104 государствами. Иногда рассматривается как карликовое государство.

Члены ООН – 193 государства:

Страна Дата вступления Примечание

в 1947-1974 - часть Пакистана

Малайзия 17 сентября 1957 до 1963 - Малайская Федерация без Сингапура, Саравака и Сабаха, с 1963 - Малайзия (с 1965 - без Сингапура)

№3.Исторические формы государственности:

Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма. Изучать же государство с точки зрения его формы, - это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти. Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства.

1. Платон - идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" - аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась "законная монархия" - царская власть и "незаконная" - олигархия.

2. Аристотель - определял форму в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство), как монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государства считались им "правильными». Каждая из данных "правильных" форм могла легко искажаться и превращаться в "неправильные" формы - тиранию, олигархию или охлократию. "Неправильные" формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

3. Цицерон - выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, а также народную власть - демократию) и смешанную форму.

4. Рабовладельческие государства - отличались друг от друга значительным разнообразием методов государственного управления (политических режимов) и форм. Основными формами правления рабовладельческого государства являлись: монархия (жесткая централизация и концентрация всей государственной власти в руках наследственного монарха, сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства – самые жестокие формы – восточная деспотия), аристократическая республика (римская рабовладельческая демократическая республика - органами государственной власти в Римской республике формально считались народные собрания, которые были правомочны принимать решения, имеющие юридическую силу. Решения народных собраний нуждались некоторое время в утверждении Сенатом) и демократическая республика (пример – Афинское государство – власть народного собрания. На деятельность Народного собрания значительное влияние оказывал высший орган управления государственными делами - Совет пятисот).

5. Формы феодального государства - Наиболее важной составной частью формы феодального государства является форма правления. История свидетельствует, что наиболее распространенной формой его правления была монархия (Англия, Франция, Россия, Польша). В отдельных, довольно редких случаях имела место аристократическая республика (торгово-промышленные республики, существовавшие в некоторых городах России (Великий Новгород и Псков), Италии (Венеция, Флоренция и др.), Нидерландах, Германии и др).

6. Формы капиталистического государства - капиталистическому государству свойственны две основные формы правления: конституционная монархия и буржуазная республика. Различие между этими формами определяется в конечном счете тем, каково положение главы государства - монарха и президента.

Самопровозглашенные (непризнанные) государства – это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений .

Самопровозглашенные (непризнанные) государства можно классифицировать по контролю самопровозглашённых правительств над заявленной территорией, по степени их международного признания и по причинам их самопровозглашения.

В последнее время в мире появился феномен «частично признанных государств», т. е. признанных хотя бы одной из стран – членов ООН. Их появление связано с практикой использования некоторыми членами мирового сообщества «двойных стандартов» в решении проблемы непризнанных государств. Опасность этой проблемы – это противоречия между двумя основополагающими принципами международного права: «территориальной целостностью государства» и «правом народа на самоопределение». И в настоящее время некоторые суверенные государства злоупотребляют этими принципами с целью решения собственных политических и экономических задач .

Исходя из названных проблем и противоречия в определении статуса непризнанных государств, возможно предположить: если будут учтены все уникальные черты государственного образования, все исторические и политические особенности его возникновения, тогда появится возможность определить, имеет ли оно право называться суверенным членом международного сообщества.

Условно самопровозглашенные государства можно разделить на 4 группы:

1) государства, образовавшиеся в результате революций и гражданских войн (например, на территории Сомали).

2) государства, образовавшиеся в результате сепаратизма, в том числе самопровозглашённые государства – те, что специальной декларацией заявили о своей независимости (почти все постсоциалистические непризнанные государства).

3) государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения (Р. Корея – КНДР, КНР – КР Тайвань, и т. п.).

4) а также государства, возникшие из-за получения независимости колоний от метрополий .

1. Некоторые из существующих сегодня непризнанных государств появились до 1980-х годов прошлого века по разным причинам. В настоящее время таких государств 4:

Китайская Республика Тайвань (с 1949 г.), Государство Палестина (формально по решению ООН – с 1947 г., декларация о независимости – 1988 г.), Сахарская Арабская Демократическая Республика (с 1976 г.) и Турецкая Республика Северного Кипра (с 1983 г.)



2. Новым этапом образования современных непризнанных государств можно считать рубеж 1990-х гг. – период распада социалистических федераций – СССР и Югославии (СФРЮ) и связанные с этим этнотерриториальные конфликты (примеры – Республики Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье; Чеченская Республика Ичкерия (до 1999 г.); Сербская Краина и Республика Сербская (до 1995 г.); и Республика Косово). Первоначально международное сообщество провозгласило приоритет принципа «нерушимости границ», но впоследствии часть стран отошла от этого него.

3. Также де-факто существующие непризнанные государства возникли в связи с начавшейся в 1988-м году гражданской войной в Сомали. В результате образовались 2 типа таких государств: первые объявили целью достижение независимости (Сомалиленд, Нортленд, Джуббаленд), вторые – заявили о создании «автономных государств» с последующим вхождением их в состав единой «Сомалийской Федерации» (Пунтленд, Маахир, Галмудуг, Юго-Западное Сомали).

4. Отдельные самопровозглашённые государства возникли в ходе гражданских войн, и сейчас активно применяют теракты и криминальную «основу» для своего существования. К ним можно было отнести Тамил-Илам на Шри-Ланке, Вазиристан в Пакистане, Государства Шан и Ва в Мьянме .

Часто самопровозглашённые государства прекращают своё существование в результате военных спецопераций – как Республика Сербская Краина («погибшая» в результате военной спецоперации Хорватии в 1995 г.) или Чеченская Республика Ичкерия (прекратившая де-факто существование после второй чеченской войны 1999-2000 гг.).

В настоящее время, как уже было отмечено, появились так называемые «частично признанные государства», то есть те, что не признаны мировым сообществом в целом, но признаны отдельными странами-членами ООН. И хотя случаи «выборочного» признания наблюдались и ранее (КР Тайвань, признаваемая 22 государствами-членами ООН и Ватиканом; САДР – Западная Сахара, признаваемая 48 государствами ООН и 12-ю, «заморозившими» признание странами; Государство Палестина, признаваемое в качестве независимого 111-ю странами-членами ООН, но не имеющее возможность вступить в ООН), наиболее хронологически близким прецедентом в признании самопровозглашённых государств можно считать признание Турцией в 1983 г. Северного Кипра, а современным же новейшим прецедентом – признание рядом стран Республики Косово с 17 февраля 2008 г. .



С 17 февраля 2008 года Республику Косово признали 70 государств, а с 26 августа 2008 г. Республики Абхазию и Южную Осетию признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру .

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время, как уже было отмечено, появились так называемые «частично признанные государства», то есть те, что не признаны мировым сообществом в целом, но признаны отдельными странами-членами ООН. Подобные процессы «частичного признания» продолжаются и по сей день.

Основные характеристики

Под международно-правовым признанием государств в теории права принято понимать односторонний добровольный акт государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права.

В международном праве существуют две теории признания: конститутивная и декларативная.

Конститутивная теория заключается в том, что только признание придает адресату признания соответствующее качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Признание обладает правообразующим значением: только оно конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права.

Декларативная же теория заключается в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. То есть признание лишь констатирует появление государства, при этом неважно, сколько стран признали его .

Выделяют также две формы официального признания: де-факто и де-юре

Признание де-факто характеризуется как неполное, оно выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно. Оно в принципе может повлечь за собой установление консульских отношений, но не носит обязательный характер, в то время как признание де-юре является полным и окончательным. Оно обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.

Признание де-юре – полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений .

На современном этапе развития международного права следует отметить, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания. В международных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.

Любая страна в отношении непризнанных государств, если она стремится оставаться в рамках международного права, может себя вести следующим образом:

Во-первых, у нее есть полное право признавать или не признавать новообразование. Государство само определяет обоснованность и формы признания. Это должно происходить с учетом собственных интересов и требований реальной политики.

Во-вторых, недопустимо вмешиваться в процесс самоопределения, тем более прибегать к вооружённой агрессии .

В таком случае, признание Россией Абхазии и Южной Осетии вполне вписывается в эту политику. Для этого, помимо формального права, имеются и веские политические основания.

– Прежде всего, следует обеспечить гуманитарные права населения, в том числе российских граждан.

– Кроме того, необходимо не допускать у наших границ нестабильности. Для этого необходимо придать официальный статус их правительствам, уже в некоторой мере легитимированным на международной арене.

Таким образом, любая суверенная страна для признания того или иного самопровозглашённого государства полноценным членом международного сообщества должна исходить из того, что в данном случае у неё есть полное право признавать или не признавать такое образование. То есть юридически с точки зрения равноправия народов – это не только право, но и обязанность. Любое государство должно само анализировать реальные параметры государственности самоопределившегося новообразования, определять обоснованность, разновидности, формы признания и т. д.

И всё это должно происходить с учетом собственных интересов, задач, требований реальной политики, в контексте данной конкретной сложившейся ситуации с непризнанным государством.

Перечень современных непризнанных государств в научных публикациях довольно велик. В него входят: Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра и Косово. Часто к этой когорте «семи непризнанных» добавляют Республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), а в последнее время – Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 г. боевиками-пуштунами (сторонниками Талибана) на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Южный Судан, Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например, экзотический Силенд) .

Существование непризнанных государств европейской периферии напрямую связано с процессами дезинтеграции Советского Союза и Югославии и рядом этнических вооруженных конфликтов 1990-х годов, которые до сих пор не получили своего политического урегулирования. Непризнанные государства европейской периферии малы территориально, их население немногочисленно даже по европейским меркам. Явным лидером среди непризнанных государств по этим параметрам выступает Косово, лидеры которого контролируют сегодня территорию в 11 000 кв. км с населением около 2 млн. человек. Этнические албанцы составляют в крае значимое большинство, сербы, хорваты, венгры, турки, цыгане и другие этнические меньшинства – до 100 тыс. человек .

Приднестровье контролирует территорию в 4 163 кв. км, на которой проживает 555,5 тыс. человек. Абхазия занимает территорию в 8 600 кв. км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает всего 146,6 тыс. человек, которым удается удерживать территорию в 11 000 кв. км с учетом шести оккупированных районов Азербайджана . Южная Осетия располагает территорией в 3 900 кв. км, населением – в 70 тыс. человек. Это наименьшее из непризнанных государств .

При этом три из четырех названных государств (за исключением Приднестровья), географически находятся за пределами Европы: они расположены по южную сторону Кавказского хребта, отделяющего Европу от Азии. На этом основании приднестровский конфликт можно отнести к сфере европейской периферии, а три других – к зоне европейского пограничья. Целесообразно изучать непризнанные государства в контексте конфликтов, в результате которых они возникли. Такой подход позволяет свести к минимуму издержки, связанные с анализом перспектив развития подобных государственных образований, сохраняя контекст исследуемого феномена. Рассматривая этнический вооруженный конфликт, порождением которого становится то или иное независимое государство, можно выявить особенности каждой ситуации, прогнозировать перспективы изменения статуса непризнанного государства. Объединение возможностей неоинституционального анализа и теории конфликтов создает фундамент для новой интерпретации процессов институционализации этнических противоборств и расширяет набор аналитических средств для сравнительного исследования отдельных примеров непризнанных государств .

На основе анализа ряда посвященных этой проблеме материалов и эмпирических данных разумно выделить несколько основных параметров комплексного рассмотрения феномена самопровозглашенных (непризнанных) государств. Среди них можно назвать:

– историю возникновения непризнанного государственного образования, описание этнического конфликта и основных этапов его развития;

– эффективность переговорного процесса, посредничества, планов мирного урегулирования;

– формирование государственности и хозяйственного комплекса непризнанных государственных образований;

– особенности политического устройства, степень его демократичности;

– наличие или отсутствие реальных возможностей для возвращения непризнанного государственного образования в состав государства, от которого оно отделилось;

– шансы для существования в качестве независимого государства;

– заинтересованность и возможность внешних сил изменить или законсервировать статус непризнанного государственного образования.

При учете перечисленных параметров можно рассчитывать на более или менее точное понимание проблем каждого непризнанного государства.

Непризнанные государства могут быть типологизированы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств – контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа. Первый – непризнанные государства с полным контролем своей территории (Вазиристан, Приднестровье, Сомалиленд, Северный Кипр). Второй – непризнанные государства, контролирующие свою территорию частично (Абхазия, Нагорный Карабах, Тамил Илам, Южная Осетия). Третий – образования под протекторатом международного сообщества (Косово, которое юридически является частью Сербии, но фактически управляется администрацией ООН с 1999 г. на основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН). Четвертый – квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы (Курдистан, расположенный на территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии). Понятие «непризнанное государство», как уже было отмечено, условно. На самом деле к данной когорте государственных образований обычно относят и частично признанные государства. Так, по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства (Косово, Приднестровье) и частично признанные государства (Тайвань), некоторые из которых существуют в условиях военной оккупации (Западная Сахара, Палестина). Тайвань имеет дипломатические отношения с двадцатью шестью странами мира, Северный Кипр признается Турцией. Непризнанность государства международным сообществом негативным образом сказывается на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Поэтому от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие .

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья существуют уже довольно долго: Косово – девять лет, Абхазия, НКР, Южная Осетия – шестнадцать, Приднестровье – восемнадцать лет. Перспективы изменения статуса (признание независимости, ирредента, силовое поглощение, возвращение в состав единого государства посредством урегулирования конфликта) у всех территорий различны.

Наибольшие перспективы в плане возможных трансформаций существующего статуса имеет Косово. Речь идет о получении независимости в той или иной форме, поскольку в этом заинтересованы США и Европейской Союз. По всей видимости, Сербия сможет лишь отсрочить подобное решение или выторговать для себя некоторые политические и экономические уступки (интеграцию Сербии в ЕС или раздел территории Косова).

Абхазия, Приднестровье и Южная Осетия могут рассчитывать на частичное, неполное признание Россией, но их дальнейшие перспективы далеко не очевидны. Подобная «полунезависимость» не будет признана Соединенными Штатами, Европейским Союзом, Индией, Китаем и многими другими государствами.

У Приднестровья и Южной Осетии возможности получения формальной независимости менее реальны по ряду геополитических и организационно-территориальных причин. В случае с ПМР у России пока сохраняются большие возможности по реанимации стратегии объединения Молдавии и Приднестровья. Южная Осетия имеет, как представляется, серьезные экономические основания для воссоединения с Грузией.

Наименьшие шансы на изменение статуса имеет Нагорный Карабах. Подобное положение в основном определяется позицией США, стран ЕС, России, Ирана и Турции. Они в целом заинтересованы в сохранении статус-кво в зоне данного конфликта, а политическая возможность территориального обмена, который мог бы открыть путь к политическому урегулированию, остается незначительной.

Таким образом, непризнанные государства могут быть типологизированы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств – контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа.

Наверное, каждый слышал о том, что в мире существуют непризнанные государства. Но не всем известно о том, что конкретно подразумевается под этим понятием, как возникли эти страны, что стало причиной их появления. Попробуем разобраться.

Непризнанные государства – это термин, которым называют регионы, самостоятельно провозгласившие суверенитет. При этом данные страны не признаны или признаны частично с точки зрения дипломатии. В свою очередь, самопровозглашенные государства в большинстве обладают всеми признаками отдельной страны. К ним относятся:

  • официальное название;
  • атрибутика: флаг, гимн, символика;
  • население;
  • органы управления;
  • армия (чаще вооруженные силы);
  • законодательство.

Несмотря на это, члены ООН такие государства не считают отдельными странами и рассматривают их как суверенные регионы, находящиеся под контролем одного или нескольких государств, входящих в состав ООН.

Существует множество причин, по которым могли образоваться самопровозглашенные страны. Так, некоторые регионы отделились и объявили о своем суверенитете в результате военных действий, революций, вооруженных конфликтов, национально-освободительной борьбы.

Не так давно появилось большое количество непризнанных стран, причиной возникновения которых стало отделение от метрополий, государства, которым раньше принадлежала территория эксплуатируемой страны. Это касается бывших колоний. Особенно много их на африканском континенте. Большинство государств получило суверенитет и дипломатическое признание. Но некоторые образования так и остались в категории непризнанных.


Еще одним вариантом возникновения таких государств являются внешнеэкономические и внешнеполитические манипуляции различных стран. Так, некоторые авторы (участники мировой политики) создавали так называемые «марионеточные государства» — это было эффективным приемом для создания нейтральной зоны между враждующими странами. Благодаря этому можно оградиться от враждебных армий. Нередко такие зоны называют «санитарными кордонами»

Также сателлиты – это отличный способ для лоббирования государства. Многие страны мира прибегали на разных стадиях своего развития к этому методу. Так, на конкретной территории формируется формально независимое государства. При этом оно является марионеточным и полностью контролируется другой страной, которая таким образом диктует свои политические и экономические интересы.

Какие современные страны относятся к непризнанным государствам?

На данный момент существует ряд непризнанных государств, которые располагаются на разных территориях мира. Очень много таких регионов сосредоточено в Сомали. Здесь о своем суверенитете объявили такие государства: Химан и Хеб, Сомалиленд, Пунтленд, Джубаленд, Авдаленд, Азания.

В 2014 году на территории Украины образовалось два непризнанных государства: . Обе республики появились вследствие кризиса, распространившегося по всей стране. Власти Украины не признают отделение этих областей и их суверенность.

Большая часть территорий Луганской и Донецкой областей контролируются Украиной. А в правительстве республик считаются сепаратистскими террористическими организациями.

Ни одна из полностью признанных стран не считает Луганскую и Донецкую области суверенными государствами.

Интересны также и такие страны мира, которые являются не совсем государствами, а скорее образованиями, подобными государству. К ним относятся Силенд и Мальтийский орден.

Силенд, он же Силандия, является княжеством, которое определяют, как виртуальное государство. Расположено оно на территории . История этого княжества своеобразна. О суверенности Силенда объявил Пэдди Роем Бейтсом. Бывший военнослужащий британской армии самостоятельно назначил себя монархом Силандии, а свою семью нарек правящей династией.

После началась работа над созданием государственной атрибутики. Удивительно, но семья Бейтсомов нашла последователей, которые считают себя подданными правящей династии и помогают в формировании отдельного государства. На данный момент считается, что форма правления Силенда — конституционная монархия. У страны есть флаг, гимн и другая символика.

Мальтийский орден обладает большими правами, чем Силенд. Так, это рыцарский религиозный орден обладает статусом наблюдателя Организации Объединенный Наций и нередко считается карликовым государством. У страны развиты дипломатические отношения. Она сотрудничает со 105 государствами. У Мальтийского ордена есть своя валюта – мальтийский скудо.

Граждане страны получают паспорта. Мальтийский орден осуществляет марки, имеет собственный гимн, герб и другую государственную атрибутику. Официальным языком же здесь является латинский.

Частично признанные государства и их особенности

Существует также ряд стран мира, которые другие государства признали частично. Среди них выделяют те, которые контролируют свою территорию полностью или частично. К последним относятся следующие:

  1. Китайская Республика Тайвань. О независимости эта самопровозглашенная республика объявила в 1911 году. Территория страны располагается на и других небольших островах. Некоторое время эта страна имела все полномочия, но после событий 1949 года была лишена дипломатического признания. На данный момент государство признается 22 странами, имеет свои посольства, налаживает дипломатические отношения самостоятельно.
  2. САДР. Была образована в 1976 году. Сейчас признается 60 странами, входящими в состав Организации Объединенных Наций, а также частично признается Южной Осетией. САДР входит в состав Африканского Союза. Большая часть территории республики входит в состав Марокко.
  3. Государство Палестина. Обладает одной из ярких историй, которая отличается большим количеством спорных ситуаций, военных конфликтов. Государство было самопровозглашено в 1988 году. На сегодняшний день признается 137 странами мира: 136 из которых являются международно-признанными, а 1 – частично. Палестина является наблюдателем Организации Объединенных Наций. Государство делится на две части, не соединенные друг с другом.
    Первая часть – Сектор Газа. Территория управляется организацией ХАМАС, которая является исламским движением сопротивления и политической партией одновременно. ХАМАС многими странами признана как террористическая организация. Вторая часть Палестины — Западный берег реки Иордан. Территория частично контролируется Палестинской национальной организацией. Главой ПНА является президент страны Махмуд Аббас. Переломным моментов в истории Палестины стала война с Израилем 1948 года.

    Именно тогда государство претерпело серьезные изменения: обе части были оккупированы. А в 1980 году территория Иерусалима была присоединена к Израилю. В 1993 году страны подписали соглашение, согласно которому была сформирована ПНА, призванная найти компромиссное решение конфликта между Израилем и Организацией Освобождения Палестины. ПНА должна была осуществлять контроль обеих частей государства. Но в 2006 году покинул Сектор Газа, после чего власть на этой территории захватила группировка ХАМАС.

  4. Республика Косово. С 2008 года эта территория Сербии является автономной. Официальное название – Автономный край Косово и Метохия. Эта административная единица провозгласила о своей независимости, что было признано 109 участницами ООН, а также некоторыми странами, обладающими статусами непризнанных или частично признанных.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: