Московская городская дума. Реформа городского самоуправления Городская реформа 1870 г кратко

Городская реформа (реформа городского самоуправления 1870 года) - одна из основных реформ Александра 2 , призванная дать население городов самостоятельно заниматься ведением своего хозяйства и меньше зависеть от директив, идущих из центра.

Подготовка к реформе началась в 1862 году, однако официально она была приведена в действие лишь в 1870, когда было выпущено «Городовое положение».

Предпосылки городской реформы

После проведения крестьянской реформы и отмены крепостного права образовался новый тип общества и экономики, которые требовали более быстрого и грамотного управления страной. Раньше жизнь в городах полностью подчинялась решениям, пришедшим из центра, что затрудняло их развитие и сильно тормозило его – директивы долго шли до местного управления и не всегда соответствовали экономическим реалиям. Чтобы изменить ситуацию и сделать жизнь города более эффективной, было принято решение передать им ряд полномочий в управлении.

История реформы городского самоуправления Александра 2

Подготовка проведения городской реформы началась в 1862 году с создания проекта. Для этого были созданы более 500 специальных комиссий в губернских и уездных городах, которые должны были выработать ряд предложений по улучшению ситуации. Многие из созданных комиссий выдвинули предложение о выдаче избирательных прав представителям всех сословий – по мнению комиссий это помогло бы учитывать интересы всех слоев населения и создать более комплексный подход к развитию городов. К сожалению, такое предложение не устраивало правящий класс, поэтому разработка реформы застопорилась.

В 1864 году все же было выпущено «Городовое положение», которое содержало ряд положений, выработанных созданными комиссиями. Руководил проектом П.А. Валуев. Положение было направлено на рассмотрение в Государственный совет, где пролежало два года, так как чиновники не очень хотели проводить реформу. Однако вскоре выбора уже не было, так как ситуация усложнялась. Александр 2 вынужден был принять принцип равных выборных прав для всех сословий, и измененный законопроект был принят 16 июня 1870 года.

Новый законопроект создавал городские общественные управления, которые должны были заниматься рассмотрением различных хозяйственных вопросов: благоустройство улиц и зданий, обеспечение граждан продовольствием, устройство праздников, развитие городской инфраструктуры (создание дорожных сетей, портов, рынков), безопасность, устройство финансовой системы города и многое другое.

Учреждениями городского самоуправления стали избирательное собрание, дума и городская управа. Избирательное собрание занималось выбором членов городского собрания, которые имели решающий голос в спорах. Остальные же члены избирались на открытых выборах раз в 4 года. Членом думы мог стать любой гражданин, который имеет избирательные права, однако были и исключения. В частности, доля нехристиан не должна была превышать одной трети от общего числа. Возглавлял избранную думу глава.

Дума занималась назначением выборных должностных лиц, а также осуществляла прочие дела общественного устройства и городского управления. Проще говоря, члены думы выбирали управленцем и занимались сбором налогов на различные городские нужды. Дума подчинялась непосредственно губернатору, который мог отменить ее решение при необходимости.

В свою очередь дума выбирала членов городской управы (также раз в 4 года). Городская управа занималась сбором сведений для думы, составление различных городских смет, взиманием денежных средств с населения (дума только создавала постановления для сбора налогов) и другими мелкими городскими делами.

Как и предлагалось ранее, в думу мог быть избран гражданин из любого сословия, который не имел бы долгов по налогам, был старше 25 лет, не имел судимости и обладал рядом других качеств.

Итоги и значение городской реформы Александра 2

Как и земская реформа, городская реформа послужила значительным толком для развития региональной экономики. Город, который теперь сам управлял своим хозяйством, мог более эффективно вкладывать средства и своевременно реагировать на нужды граждан. Начала развиваться городская промышленность и торговля. Кроме того, возросла гражданская активность простых горожан, которые теперь имели право участвовать в советах и думе.

Однако не обошлось и без минусов. В связи с введением нового порядка, мелкие города испытывали значительные трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений (полиции и т.д.). Некоторые города не могли с этим справиться.

В целом реформа оказала положительное влияние на экономическую ситуацию в России и сделала экономику менее централизованной.

Российский император Александр II

Вступив на престол в 1855 г., Александр II получил тяжёлое наследие: ему предстояло разрешить сложные внутренние и внешние вопросы (восточный, крестьянский, польский и др.); финансовое положение России было расстроено неудачной Крымской войной, в результате которой Россия оказалась в международной изоляции.

Император Александр II начал постепенно проводить необходимые для государства реформы, в том числе городскую.

Городская реформа

Она была непосредственным продолжением земской реформы.
16 июня 1870 г. император издал «Городовое положение», в результате которого в 509 из 1130 существующих в то время городах вводилось выборное самоуправление — городские думы . Число гласных членов думы было значительным: в зависимости от численности избирателей в городе - от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных членов было намного больше: в Московской думе - 180, в Петербургской - 252.

Они избирались на 4 года. Городская дума являлась распорядительным органом. Она избирала свой постоянно действующий исполнительный орган городскую управу . Городская управа состояла из городского головы, который также избирался на 4 года, и нескольких членов.

Городской голова являлся одновременно председателем городской думы и городской управы. Городские думы контролировали правительственные чиновники.

Схема городской реформы 1870 года

Право избирать и быть избранным в городскую думу

Оно базировалось на буржуазном имущественном цензе.

Это право имели только те жители, которые обладали имущественным цензом (преимущественно владельцы торгово-промышленных заведений, домов, банков). Гордума состояла из трех избирательных собраний: в первое входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во второе – более мелкие, которые уплачивали другую треть налогов, а в третье – все остальные. Разные ведомства, учреждения, компании, общества, церкви, монастыри также пользовались избирательным правом в качестве юридического лица. Принимать участие в голосовании позволялось только мужчинам, достигшим возраста 25 лет. Женщины могли участвовать в выборах только через своих доверенных лиц. Наемные рабочие, в основном не владевшие недвижимой собственностью, представители интеллигенции (инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, часто не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры), фактически были лишены избирательного права.

Очевидна ограниченность данной реформы: основная масса городских жителей была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления

Эта компетенция была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов: устройство больниц, школ, благоустройство городов, попечение о развитии торговли, городское налогообложение, противопожарные меры, водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы. Городские думы должны были также принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Значение городской реформы

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, что привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

В результате к участию в городском управлении оказались привлеченными и лица духовного звания, и дворяне, владевшие в пределах городской черты недвижимой собственностью, до 1870 г. отстраненные от работы в органах самоуправления, как неподатные сословия.

Александр II много сделал для России. Он сделал то, за что боялись взяться другие правители: освободил крестьян от крепостного гнета.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без братоубийственной войны.

В результате отмены крепостного права и городской реформы возродилась торгово-промышленная деятельность, в города потек поток рабочих рук, появились новые возможности для предпринимательства.

Д. Медведев: "Реформы Александра II продолжаются и сейчас"

Д. Медведев, выступая в Петербурге в Мариинском дворце по случаю годовщины отмены крепостного права, отметил, что реформы Александра II продолжаются и сейчас: «Александр II получил страну с мощной военно-бюрократической вертикалью власти. За ее помпезностью – а пыль в глаза мы пускать всегда умели – он разглядел неэффективность этих институтов. Он отказался от традиционного уклада и указал путь в будущее. Этот путь оказался долгим и трудным. И он еще не завершен и поныне. По сути, мы продолжаем тот курс, который был проложен полтора века назад».

В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления -- городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы -- городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.

«Городская управа состоит под председательством городского головы, из членов избираемых думою, и число их не должно быть менее двух. Впрочем, небольшим городам дозволяется исполнительную власть вручать одному городскому голове (ст.70 и 71). При этом мы можем выразить мысль, что последнее правило могло бы иметь более широкое применение, если бы городской голова был поставлен в другие условия, если бы ответственность его перед обществом была действительною, а не прозрачною».

Городские думы и управы ведали в основном хозяйственными вопросами.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. -- Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. -- в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии.

Одним из минусов городской реформы было то, что мелкие города испытывали трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений.

Лучшей стороной реформы 1870 г. было предоставление городскому общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). Огромное же большинство дел, в том числе и годовые сметы, решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор лишь за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия. В состав губернского по городским делам присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда. А.А.Головачев замечал по этому поводу: «У нас считается необходимым все вопросы, возникающие в административной практике, разрешать также административным порядком... У нас забывают, что вопросы, возникающие в административной практике, т.е. вопросы о так называемых пререканиях о пределах власти и законности административных распоряжений суть также вопросы о праве и, как таковые, подлежат разрешению судебных мест. ... Нет никакой необходимости учреждать особое присутствие, т.к. все вопросы, в случае замеченной незаконности действий Городского Управления или жалоб и пререканий, могли бы рассматриваться судом в общем порядке, законами установленном».

При всей ограниченности городская реформа раскрепостила российское общество, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Реформа послужила значительным толчком для развития региональной экономики. Города теперь могли более эффективно вкладывать средства и своевременно реагировать на нужды граждан. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

(реформа городского самоуправления 1870 г.) - комплекс мер, призванный дать городскому населению право на самостоятельное управление территориями города и своим хозяйством. Реформа была одной из основных в списке и давала городам независимость от воли центра, который не всегда мог построить грамотное управление.

Подготовка к реформе началась еще в 1862 г., однако официально изменения вступили в силу лишь в 1870 г., когда был выпущен документ - «Городовое положение».

Предпосылки проведения городской реформы

После отмены крепостного права и проведения крестьянской реформы в России образовался совершенно новый тип общества и новая экономическая система, которая не могла развиваться в старых условиях. Необходимо было создать совершенно новый управленческий аппарат, отвечающий современным требованиям. Для того чтобы экономика на местах развивалась быстрее, необходимо было отдать городам больше прав.

Раньше городское управление полностью подчинялось воле центра (Петербурга). Директивы и указы могли очень долго идти до регионов, к тому же они не всегда соответствовали реальной ситуации в том или ином провинциальном городе, поэтому были бесполезны. Для того чтобы изменить ситуацию, Александр принял решение создать местные органы самоуправления в городах.

История проведения реформы городского самоуправления

Подготовка реформы началась с разработки соответствующего законопроекта. Чтобы создать документ, были созданы специальные комиссии в губернских и уездных городах, которые должны были разработать ряд предложений для нового закона, ориентируясь на реальную ситуацию. Особую популярность имело предложение о выдаче избирательных прав всем слоям населения, в том числе представителям низших сословий. Это должно было помочь в проведении мер, затрагивающих интересы всех жителей города, а не только отдельных слоев. К сожалению, подобная инициатива очень не понравилась правящему классу, поэтому разработка реформы застопорилась на несколько лет.

В 1864 г. власти все же выпустили первый вариант проекта городской реформы, который содержал некоторые из выработанных ранее предложений. Проектом заведовал П.А. Валуев. Проект был отправлен на рассмотрение в Государственный совет, однако распространения не получил. Лишь спустя два года Александр вынужден был одобрить законопроект и все же дать крестьянам и другим низшим сословиям избирательные права. Так реформа городского управления наконец увидела свет.

Содержание реформы городского самоуправления

Основная цель нового законопроекта заключалась в том, чтобы создать на местах органы местного городского самоуправления, которые занимались бы различными хозяйственными делами - благоустройством зданий, созданием инфраструктуры (постройка школ, больниц), постройкой путей сообщения, устройством праздников, вопросами безопасности, финансирования и многим другим.

Основными учреждениями местного самоуправления стали избирательные собрания, городские управы и думы. Избирательное собрание выбирало членов городского собрания, которые при голосовании имели право решающего голоса. Остальные члены думы избирались на обычных открытых выборах, которые проходили раз в четыре года. Быть избранным мог представитель любого сословия, являющийся гражданином России. Некоторые ограничения были лишь в вопросах вероисповедания (в частности, председатель думы не мог быть иудеем, а общее число нехристиан не должно было превышать одну треть).

Выбранная дума занималась выбором различных должностных лиц, решала вопросы общественного устройства и городского управления. Дума также заведовала финансовыми делами, назначая те или иные налоги, однако сама их сбором не занималась. Губернатор города мог в любой момент отменить решение думы или скорректировать его, так что полной свободы этот орган все же не имел.

Дума также избирала членов в городскую управу, более мелкий орган самоуправления. Члены городской управы собирали налоги, составляли городские сметы и занимались прочими более мелкими хозяйственными делами по указу думы.

Членом совета или думы мог стать любой горожанин старше 25 лет, не имевший судимости и задолженностей по налогам.

Итоги и значение реформы городского самоуправления Александра 2-го

Городская реформа во многом повторяла . Она послужила значительным толчком для развития нового типа общества и экономики, система управления изменилась и стала более гибкой и эффективной (так как решения теперь принимались исходя из реальной, а не предполагаемой ситуации). Город теперь сам управлял собственным хозяйством и мог более оперативно и правильно реагировать на нужды населения, а центральное управление, в свою очередь, освободило себя от решения мелких задач и могло полностью сфокусироваться на делах государственной важности.

К сожалению, реформа имела определенные минусы, с которыми столкнулись мелкие города. Согласно новому закону город должен был сам содержать ряд государственных учреждений (например, полицию), а денег на это у небольших поселений просто не хватало.

Однако, несмотря на недостатки, в целом реформа помогла России сделать шаг в сторону более эффективного управления и развития внутренней экономики.

Знаменитая городская реформа Александра II была проведена в 1870 году. Она стала частью коренных преобразований в российском обществе, наступивших после поражения в Крымской войне. До этого момента города страдали от чрезмерной административной опеки чиновников. Реформа дала им свободу в управлении хозяйством, экономикой, безопасностью и т. д.

Предпосылки

Подготовка проекта реформы городского управления началась в 1862 году. Согласно циркуляру министра внутренних дел Петра Валуева началось учреждение локальных комиссий, в которых обсуждался вопрос необходимости преобразований.

Эти временные органы работали три года. Городская реформа продолжилась, когда в 1864 году комиссиями был подготовлен общий проект, который должен был распространиться на все города империи. На следующем этапе планировалось рассмотрение этого документа Государственным советом. Однако 4 апреля 1866 года произошло покушение Каракозова на жизнь Александра II. Неудавшийся теракт внес смуту в умы чиновников. Проект забуксовал.

Принятие проекта

После длительной паузы Государственный совет, наконец, вернулся к рассмотрению черновика реформы. Очередная комиссия пришла к выводу, что вводить всесословное слишком опасно. Долгие споры закончились принятием системы, скопированной у Пруссии. В этом германском королевстве действовали три курии, которые составлялись из налогоплательщиков, разделенных на классы согласно их отчислениям в бюджет.

Такую же систему приняли и в России. Городская реформа 1870 года в итоге сводилась к следующему. Местная дума избиралась жителями, разделенными на курии. В первой из них пребывало всего несколько десятков самых богатых граждан, плативших больше всего налогов. Таким образом, дюжина зажиточных жителей получила представительство равное представительству среднего класса и огромной массы людей с малым доходом (они могли исчисляться сотнями и тысячами). В этом смысле городская реформа оставалась достаточно консервативной. Она вводила в саморегулирования, однако дума все равно составлялась исходя из социального неравенства жителей.

Органы городского управления

Согласно принятому положению городская реформа Александра 2 вводила городские общественные управления (думу, избирательное собрание и городскую управу). Они ведали хозяйственной жизнью, организовывали благоустройство, следили за пожарной безопасностью, обеспечивали население продовольствием, устраивали кредитные учреждения, биржи и пристани.

Городская реформа 1870 года учредила избирательные собрания, основная функция которых заключалась в избрании гласных в думу. Срок их полномочий составлял 4 года. Согласно новым нормам членом думы мог стать каждый гражданин, у которого были избирательные права. В этом правиле были и исключения. Например, количество нехристиан в думе не должно было превышать трети гласных (т. е. депутатов). Также евреи не могли занимать кресло городского головы. Таким образом, в основном избирательные ограничения носили конфессиональный характер.

Полномочия думы

Кардинальная городская реформа, суть которой заключалась в даровании городам самоуправления, сводилась к перераспределению полномочий властных институтов. До того все распоряжения делались из централизованного органа и одного чиновничьего аппарата. Такое управление отличалось крайней неэффективностью и застойностью.

Городская реформа привела к тому, что дума получила полномочия назначать разных должностных лиц. Также она теперь регулировала установление, уменьшение и увеличение налогов. В то же время расходы на содержание этого находились в ведении губернатора. Заседания назначались по желанию хотя бы пятой части гласных. Кроме того, думу мог созвать городской голова или губернатор. Эти органы самоуправления появились в 509 городах.

Другие особенности реформы

Помимо всего прочего, дума определяла состав городской управы. Этот орган, в свою очередь, заведовал составлением смет, сбором сведений для гласных, взиманием и расходом сборов с населения. Управа отчитывалась перед думой, но в то же время имела право признать решения представительного органа незаконными. В случае конфликта между этими двумя институтами власти в ситуацию вмешивался губернатор.

Избиратели думы не могли быть судимыми или находиться под следствием. Вводился (25 лет). Понижение в правах ждало снятых со службы государственных чиновников. Также своего голоса лишались граждане, имевшие недоимки по сбору налогов. Предварительные списки избирателей согласно разделению на курии составлялись думой. Городской голова назначался из числа гласных. Этот выбор делал губернатор.

Значение

Важнейшая городская реформа привела к началу небывалого промышленного и торгового развития городов. Связано это было с тем, что в провинции вовсю заработали механизмы рыночной экономики. Теперь город мог сам решать, на что и как тратить свои деньги. Такое самоуправление было в разы эффективнее прежней костной административной модели.

Наконец, городская реформа Александра Николаевича позволила жителям страны узнать, что такое гражданская активность. До этого у мещан не было рычагов для управления родным домом. Благодаря наступившим преобразованиям ситуация коренным образом изменилась. Рост гражданского самосознания стал основой зарождения новой отечественной политической культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: