Михаил кто как бог.  Храм Архангела Михаила в селе Новленское

Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви.
Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово “ангел” на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка “архи ” к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил - на еврейском значит “Кто, как Бог”.
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил , Уриил , Салафиил , Иегудиил и Варахиил , упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: “Я - Рафаил , один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго” (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил .

Архангел Михаил в Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “архистратиг”, т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною”. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле , как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник “Собора” (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (нов: 21 ноября).

Архангел Михаил в переводе означает «Кто, как Бог», но в некоторых источниках значение представлено, как вопрос. Его часто называют архистратигом, поскольку именно он был во главе небесного войска, которое восстало против армии Люцифера. Согласно церковным приданиям Михаил был участником многих значимых событий, описанных в Ветхом Завете, к примеру, именно он помог жителям Израиля выйти из Египта.

На иконе Архистратига Михаила изображают высоким и красивым мужчиной. В руках он держит меч, главное предназначение которого – отсекать существующие переживания и страхи. Кстати, стоит отметить, что почитают архангела Михаила во всех существующих религиях. Цвет архистратига – ярко-красный, что символизирует собой воина и защитника, а вот его днем принято считать воскресенье.

В чем помогает архистратиг Михаил?

Архангел Михаил является покровителем абсолютно всех людей на земле, независимо от расы и вероисповедания. Важно заметить, что он не приемлет поклонения и проведения различных обрядов. Чтобы попросить Михаила о помощи, достаточно просто прочитать молитву, и он придет по первому зову.

С архистратигом Михаилом связано много чудес, которые происходят, и по сей день. Одна из известных историй рассказывает об афонском отроке, который был спасен от грабителей. В честь этого события был построен на горе храм. В мире существует огромное количество подтверждений того, как обращения к архангелу помогли справиться со многими проблемами.

В чем помогают молитвы к архистратигу:

  1. Первая и наиболее важная функция Михаила – защищать от различного рода проблем. Это может быть связано с имуществом, личным пространством, энергетикой, работой, деньгами и т.д.
  2. Обращаются к нему люди, которые не могут определиться в жизни или же чувствуют себя растерянными. Молитвы позволяют укрепить веру в Высшие силы и в себя.
  3. Молитва архистратигу Михаилу помогает защититься от злых сил, различного негатива, стихийных бедствий и смерти. Еще она позволяет избавиться от высокомерия и эгоизма, а также дарует терпение и выносливость.
  4. Обращаясь к архистратигу Михаила, люди просят смелости и сил для достижения поставленных целей. В ежедневных сильных молитвах к архистратигу Михаилу обращаются за помощью в освобождении от различных и переживаний. Дают они также подсказки как выйти из сложных ситуаций.

Люди, которые не раз обращались к архангелу за помощью, утверждают, что во время чтения молитвы они физически ощущали присутствие Высших сил.

Молитва архистратигу божию Михаилу звучит так:

«О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, посли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу твоему (имя рек), изъяти мя от враг моих видемых и невидемых!

О Господень Архангеле Михаиле, излей миро благостыни на раба своего (имя рек).

О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагом, борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра.

О Господень Михаиле Архангеле, шестокрылатый первый Княже и Воеводо Небесных сил, Херувим и Серафим!

О чудный Архангеле Михаиле! Буде ми помощь во всем, в обидах, в скорбех, в печалех, в пустынях, на распутиих, на реках и на морях тихое пристанище! Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя грешного раба своего (имя рек), молящагося тебе и призывающаго имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою.

О великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящияся мне силою честнаго и животворящаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых Апостол, и святаго Николая Чудотворца, святаго Андрея юродиваго и святаго пророка Илии, и святых великомученик Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь».

Будучи главнокомандующим Божьего воинства, святой архангел Михаил, победивший и изгнавший Люцифера, продолжает вести ежедневную борьбу со злыми силами. В разных религиях мира его почитают как главного ангела, обращаются к нему за помощью в самых тяжелых жизненных ситуациях.

Роль архангела Михаила

Ангелы - вестники Бога, доносящие божье слово людям, ответственные за судьбу и жизненный выбор каждого человека. Ангелы ведут постоянную борьбу со злыми силами, не давая людям принимать темную сторону.

Архистратиг Михаил - один из самых близких помощников Бога. В православной церкви его называют «вождем и главнокомандующим войска Господня». Этот ангел возглавляет воинов света, не давая злу захватить власть над миром и людьми. На еврейском языке его имя означает «равный Богу».

Святой имеет свою историю: Михаил выступил против Люцифера, когда тот вместе с падшими ангелами восстал и отрекся от Бога, пытаясь низвергнуть мир в пучину страха и боли, захватив власть над человечеством.

«Никто не может быть подобен Богу!», — сказал главный ангел и призвал на помощь светлые силы. Михаил заточил в аду падших ангелов, и продолжает препятствовать злым силам, которые пытаются вернуть себе власть над миром.

Архангел в разных религиях

Святой упоминается не только в православной церкви. У евреев архистратиг Михаил - предводитель войска, противостоящего силам тьмы. Вместе с другими архангелами - Габриэлем, Рафаэлем и Ориэлем - он осуществляет волю Божию.

В исламе его почитают как ангела Господня, который живет на седьмом небе и помогает людям в их бедах и печалях. Михаил дарует нуждающимся благодать, поддержку и надежду.

Азиаты обращаются к архангелу за помощью в излечении недугов, которые возникают из-за темных сил, пытающихся завладеть их душами. По мнению греков, святой помогает людям перейти в мир мертвых и присутствует в момент прощания человека с жизнью.

В православии святой архангел Михаил защищает души умерших на Страшном суде, не давая людям, ведущим праведную жизнь, попасть в ад, направляя их под защиту небесных сил. Главнокомандующий войска Господнего с мечом в руках защищает ворота в рай.

Еще с древних времен повсеместно принято строить церкви в честь святого. Храмы обустраивались на местах, где из-под земли бил источник живой воды. Церкви назывались Свято-Михайловскими, поскольку их престольной иконой было изображение святого Михаила.

Многие военачальники, отправляясь на битву, уповали на защиту этого ангела. До наших дней сохранились византийские монеты с изображением архангела, по праву считавшегося защитником воинов и угнетенных.

Чудодейственная сила молитвы

Святой архангел Михаил не только борец со злом, но и первый помощник во всех бедах человечества.

Для обращения к святому можно использовать различные молитвы, собранные православной церковью в специальных сборниках. Можно обратиться к ангелу и своими словами. Надо только искренне верить, что обращение будет услышано.

Михаил - надежный защитник и помощник в различных житейских ситуациях. К нему принято обращаться за помощью в церкви с просьбами:

  • об исцелении телесных недугов;
  • при плохих мыслях и тревоге на душе;
  • при терзании внутренними демонами;
  • защиты и помощи в путешествии;
  • при несчастьях с детьми и семейных разладах;
  • защиты от сглаза, злых мыслей и темных сил.

Архистратиг Божий Михаил поможет в печали и скорби. Он защищает людей, пострадавших от войны, стихийных бедствий и разбойного нападения. Святой вдохновляет человечество на свершение благих дел. Михаил ежедневно совершает чудеса: оберегает от бед и свершения непоправимых ошибок, помогает в работе.

Ежедневная утренняя молитва к архангелу Михаилу помогает в течение всего дня. Небесный страж защищает слабых и неуверенных в себе людей, придавая им силы для различных свершений, укрепляет веру человека в Бога, очищает от сомнений, избавляет от затаенной в душе обиды, страха и зла. Искреннее обращение к святому защищает дом от видимых и невидимых врагов, злого слова, лжи и предательства.

Молитва устанавливает между верующим и архангелом связь, благодаря которой человек ощущает особое внутреннее умиротворение и спокойствие. Можно заказать в храме молебен к святому Михаилу.

Праздник в церкви, посвященный этому ангелу, отмечают 21 (по старому стилю 8) ноября. В этот день лучше оставить тяжелый труд и домашние дела, уделив время родным. Запрещается в этот день ссориться и выяснять отношения, припоминать старые обиды.

Собираясь в церковь, нужно настроиться на позитивный лад. В молитве важна искренность: только слова, идущие от чистого сердца, достигнут архистратига святого Михаила.

Значение иконы Михаила

Чтобы узнать, как выглядит святой архангел Михаил, достаточно посмотреть на иконы. Лик святого всегда одинаков, отличается только общая композиция: это может быть портрет или изображение в полный рост. На иконах архистратиг вооружен копьем, направленным в сторону поверженного врага, символизирующего темные силы. Его оружие украшено крестом. Ангел одет в доспехи и ярко-красный плащ.

Можно встретить и др. изображения архистратига Михаила. На них Божий помощник одет в кольчугу, вооружен мечом и щитом, он полностью готов к битве, чтобы отразить нападение видимых и невидимых врагов. Иконописцы, изображающие святого подобным образом, наделили его чертами римских полководцев - решительностью, целеустремленностью, бесстрашием.

Важное значение имеет место для размещения иконы архангела. Лучшее место - специально выбранный угол в одной из комнат, в котором можно обустроить молитвенное место. Рядом с иконой стоит разместить лампадку с ладаном.

Чудесные явления архангела Михаила

История сохранила немало различных легенд о великих деяниях архистратига Михаила.

  1. Чудесное явление в Хонех. Легенда гласит, что в благодарность за спасение любимой дочери на месте целебного источника один из жителей Фригии обустроил церковь, названную в честь святого. О чудодейственных свойствах воды стало известно и в других городах. За помощью к святому Михаилу обращались не только православные. Иноверцы, оказавшиеся в этих местах, также просили защиты у главного ангела Господа. Более 60 лет настоятелем храма был Архип Херотопский. За искреннюю веру в Бога язычники решили убить священнослужителя и разрушить церковь. Убрав валуны, разделяющие реку, они направили поток воды на храм. В момент опасности священник пал ниц и обратился с молитвой к архангелу, прося отвести беду и защитить святыню от разрушения. Молитва была услышана: Михаил сам пришел на помощь верующим. Явившись возле храма, ударом своего могущественного копья он разделил ближайшую гору на две равные части и перенаправил туда речной поток. Это спасло церковь от разрушений. В дальнейшем случившиеся обросло множеством мифов, а горная равнина была названа Хоны, что с еврейского переводится как «расщелина».
  2. Римская чума. История зафиксировала еще один факт чудесного исцеления. В 589 году в Италии разгорелась вспышка чумы. Практически потеряв надежду на спасение, люди все же не переставали молиться. Совершая крестный ход вокруг города, Римский папа Григорий Великий заметил на холме фигуру святого Михаила. Архангел осенил людей крестным знамением и исчез, после чего заболевшие начали исцеляться, а чума отступила. Чтобы сохранить память об этом чудесном событии, римляне построили мавзолей в честь Михаила, названный храмом святого Ангела.
  3. Спасение Сипонта. В 630 году город подвергся нападению язычников. Жители с молитвой обращались за помощью к Господу, уповая на его защиту. Посланником небесных сил стал архангел Михаил, который явился епископу с предсказанием скорой победы. Святой вдохновил жителей на борьбу, исцелил душевные и телесные раны, после чего показался язычникам, которые, увидев подобное чудо, не только сложили оружие, но и приняли истинную веру. Пережив спасение, жители города намеревались построить храм, который носил бы имя архангела, но Михаил передал им новое послание: неподалеку от Сипонта в горе уже есть святой престол, который и должен послужить основой для будущего храма. Рядом с этим местом был найден источник с водой, обладающей исцеляющими свойствами. В храм потянулись паломники из различных уголков Италии в надежде найти помощь в своих нуждах и утешение в скорби. Сегодня на этой территории построен город Монте-Сент-Анджело.
  4. Грешница, которая встала на путь истинны, став святой. В период царствования великого Траяна жила известная на всю Италию красавица Евдокия. Женщина славилась не только внешними данными, но веселым и свободным нравом. Она любила хорошо провести время, не соблюдая целомудрие, придаваясь всевозможным утехам. В один из вечеров ее внимание привлек прекрасный голос, раздающийся с улицы, который читал молитвы, рассказывал о грехе прелюбодеяния и говорил о неминуемом Страшном суде и потере души. Это был святой Михаил, явившийся грешнице. На следующий день Евдокия призвала к себе священнослужителя, чтобы он научил ее молиться и исповедоваться. Через неделю строгого поста и молебнов перед ней предстал святой Михаил и забрал на небо, где показал, как живут души в раю, после чего они вернулись на землю. С тех пор Евдокия стала вести праведную жизнь, посвятив себя служению Богу.
  5. Чудесное спасение Новгорода. Это событие летописцы описали в Волоколамском патерике. В 1240 году Новгород подвергся нападению ханского войска. Чтобы спасти людей и город, Господь направил туда своего помощника - архангела Михаила, который ободрил терпящих бедствие людей и дал им надежду на спасение. Святой явился вражескому войску и запретил нападать на город, повелев уходить прочь.
  6. Жанна д’Арк. Военачальница слышала голос архистратига Михаила в своем сознании. Он подсказывал ей, что необходимо делать для победы. По его совету Жанна короновала Карла VII. Позже архангел сам явился людям и принимал участие в сражениях, поддерживая французов при Орлеанской битве.

Заключение

История сохранила немало фактов о чудесном явлении архистратига Михаила. Святой всегда выступал защитником угнетенных и нуждающихся, находясь на страже Господа и не допуская победу темных сил над человечеством. Молитва, обращенная к ангелу, поможет в любой сложной ситуации. Искренние слова дадут возможность обрести душевное равновесие, исцелят истерзанную душу и изгонят злых духов.

Девятнадцатого сентября православный мир традиционно восхваляет одно из чудес, совершенных Архангелом Михаилом. Несколько веков назад была одержана еще одна победа святой христианской веры над язычеством, и многие идолопоклонники обратились к вере во Христа.

Архистратиг Михаил

Святой Архангел Михаил в христианстве почитается как один из высших ангелов : приставка «архи» к слову «ангел» указывает на особое положение в Царстве Божьем. Михаил — главный архангел, предводитель первой битвы божественных сил с дьявольскими силами искушения, случившейся еще до сотворения Богом человеческого мира.

Один из ангелов — Денница — возгордился, посчитал себя богоподобным и восстал против Господа. Божественное войско раскололось: некоторые ангелы вдохновились горделивыми речами Денницы и, сойдя с божественного пути, последовали за ним. Архангел Михаил, обратившись к ангелам, воскликнул: «Никто, как Бог!» Это было утверждением его веры в то, что Бог един, второго Творца не может быть. Разыгралась великая битва, и светлое божье войско низвергло восставших ангелов. Непоколебимость веры Архангела, его преданность Господу отражена и в его имени: «Михаил» переводится как «никто не равен Богу».

Архангел Михаил стал предводителем божьего воинства, главным борцом с отринувшими бога силами, человеческим злом, ересью и гордыней. Потому на иконописи непременными атрибутами его образа является огненный меч или копье. На некоторых иконах Михаил изображается низвергающим дьявола. Православная церковь называет Михаила «архистратиг», что означает «главный воин», «вождь».

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Как гласит легенда, чудо Архангела Михаила произошло в IV веке. В местности, которая звалась Фригией, проживала семья язычников. Не все в их доме было благополучно: дочь была немой от рождения, и родителей это повергало в глубокую печаль. По преданию, однажды Михаил явился во сне отцу девочки и посулил святое исцеление от немоты с помощью воды из источника. Дочь испила воды и обрела дар речи. Семья, поразившись этим чудом, приняла Крещение. Около целебного ключа благодарным отцом девочки был воздвигнут храм во имя этого ангела.

В течение шестидесяти лет благодаря усердному служению и богоугодным проповедям Архиппа Херотопского в храм сходилось множество христиан и язычников, которые загорались желанием принять веру Христову. Источник, около которого был возведен храм, даровал страждущим исцеление. Наблюдая чудеса Господни, язычники отворачивались от идолов и принимали Крещение.

Озлобившиеся люди, наблюдавшие отказ от языческой веры и испытывавшие ненависть по отношению к благочестивому Архиппу, задумали уничтожить храм, а вместе с ним и священника. Для этого они придумали хитроумный план: объединить две горные реки в одно русло и направить этот поток на храм, таким образом разрушив его. Однако задуманному не суждено было сбыться. Когда началось бедствие, Архипп вознес горячие молитвы Архангелу Михаилу . Святой Михаил услышал его мольбы, и язычники увидели то, что заставило их бежать в страхе: ангел явился к храму и ударил гору железным жезлом, после чего в ней образовалось широкое отверстие. Михаил повелел водному потоку устремиться туда. Храм остался нетронутым. Счастливые христиане вознесли благодарственные молитвы Господу и Архангелу Михаилу. Еще больше народу обратилось в святую Христову веру, а язычники, потерпевшие поражение, были уязвлены. Место, в котором праведные силы в очередной раз одержали победу над идолопоклонством, получило название Хоны, что означает «расселина» или «отверстие».

Вера в чудо помогает пережить самые тяжелые моменты жизни. Небесные силы не оставят вас без помощи. Верьте в чудеса, молитесь о себе и близких и не забывайте нажимать на кнопки и

19.09.2015 01:10

Святой Архангел Михаил - один из высших ангелов. С еврейского его имя означает «кто как...

Дни памяти: Сентябрь 6, Ноябрь 8
Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных - праздник молитвенного прославления Небесных Сил. Во время пагубного впадения в гордость высшего ангела Люцифера (в переводе с латыни: Светоносный, или утренняя звезда: Денница), ставшего сатаной (противником Бога) и увлекшего за собою треть ангелов, ставших бесами, св. Архангел Михаил, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:
«Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного Света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от Света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле" (Св. Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие).
В битве с сатаной и его бесами верные Богу ангелы одержали победу, сатана был низвергнут с неба. За такую верность св. Архангел Михаил и был поставлен Богом Архистратигом (по-гречески - верховным военачальником) вождем Небесных Сил, которые остались верны Господу и воспевают Его славу. Само имя Михаил означает по-древнееврейски «Кто как Бог». И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Он обладает необыкновенной духовной силою, которой побеждает все козни диавольские.
По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила.
Отцы Церкви писали, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). В книге пророка Даниила читаем: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (10:13) И далее, в 12 главе: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (12:1). Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении св. Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним» (12:7).
Исходя из таких мест в Священном Писании, св. Архангел Михаил считается в Церкви покровителем и защитником народа Божия - сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя. После же отпадения евреев в служение их новому "отцу" - диаволу (Ин. 8:44) св. Архангел Михаил становится хранителем Нового Израиля - всех христиан и православной Руси как наиболее христианского народа.
«С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига» ("Минея"). Так, согласно легенде, когда хан Батый в 1239 г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ св. Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей возбранил мне идти на Великий Новгород» .
Почитание Архистратига Михаила русскими князьями выражалось в молитвенном обращении о помощи в минуты опасности, перед началом решающих сражений и вообще в ходе войны. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига. В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах, князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св. Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для Успенского собора Кремля была написана икона "Благословенное воинство" (см. ниже), где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Архангел Михаил, Архистратиг Михаил - «Кто как Бог?» - главный архангел, предводитель небесных воинств. В христианстве Михаил - главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.
Упоминается три раза в кн. Даниила (X, 13, 21; XII, 1), однажды - в послании апостола Иуды и один раз в Откровении святого Иоанна. Изображается попирающим дьявола; в рост - с доспехами и мечом; верхом - с копьем; с кадилом и весами. Празднование 19 сентября, 21 ноября.
Архистратиг Михаил - вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке — меч или копье. Под ногами - пораженный им дракон. С кем же воюет этот отважный предводитель? Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов - Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца.
Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», - обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Упоминания и явления

Ветхий Завет

Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:
«Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).
«Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).
А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
« И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.» (Дан.12:1)
Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:
- явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22);
- явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15);
- уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (Цар.19:35);
- спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).
В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога:
…сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: «Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом Моим вовеки». И поклонились ангелы господни и молвили: «Пусть приблизится он по слову Твоему». И сказал Господь Михаилу: «Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим мирром Моим, и облачи его в ризы славы Моей». И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил.
В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом.
Новый Завет
В Соборном послании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“» (Иуд.1:9). Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея» в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Александрийского, Оригена и Афанасия Великого эта сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождени или Вознесение Моисея».Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея».
В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали (против них), но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9)
Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде на который он призовёт души трубным.
Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших. Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».
В коптской гомилии об архангеле Михаиле (X век) приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их.
Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:
«Евангелие от Никодима» (IV век) сообщает, что Михаилу Иисус Христос после сошествия в ад вверил души томившихся в нём праведников, чтобы отвести их в рай.
«Откровение Павла» (конец IV века) приписывает Михаилу совершение ритуального омовения душ покаявшихся умерших перед тем как они входят в Небесный Иерусалим:
И сказал я архангелу: «Что сие, господин мой?» И говорит он мне: «Сие есть Ахеронтово озеро, внутри же его - град Божий. Не всем дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду Божию в соседство к праведникам».
«Хождение Богородицы по мукам» (X век) представляет Михаила как проводника Девы Марии по аду, который показывает и объясняет ей причины мучений грешников. В начале апокрифа приводятся хайретизмы по подобию акафиста в которых Богородица так обращается к Михаилу:
Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил, имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия.
«Апокрифическое Отровение Иоанна Богослова» рассказывает, что архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога бараньи и «от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, - то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое». Таким образом архангелы призовут людей на Страшный суд.
В христианстве

В православии архангел Михаил именуется архистратиг и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона , этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом - Иуд.1:9). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается, как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться, как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.
К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу. В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня - Михалион, находился примерно в 80 км. от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).
Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта - Нил. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.
В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:
«И такового и божественного Архистратига Михаила… постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса»
О небесной иерархии
Апостол Павел был восхищен до третьего неба и там видел различие чинов святых Ангелов. Он объяснил это своему ученику - св. Дионисию Ареопагиту («Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет - в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает - восхищен был до третьего неба». - 2 Кор. 12:2 ), который написал работу "О небесной иерархии".
Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии, - в каждой по три чина - высшую, среднюю и низшую.
Первую - высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы .
Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоять боголюбивые шестокрылатые серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:2). Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: «потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь» (Дан. 7:9); «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17). «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий» (Пс. 103:4). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой же любви, как показывает и самое имя их, ибо "серафим" с еврейского языка значить: пламенеющий.
После серафимов пред всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоять в несказанной светлости многоочитые херувимы , более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их - "херувим" - в переводе с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как через херувимов другим ниспосылается премудрость и подается просвещение умных очес для боговидения и богопознания.
Затем пред Сидящим на престоле высоком и превознесенном предстоят богоносные (как называет их святой Дионисий Ареопагит) престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет св. Максим исповедник) разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса Христа (как пишет святой Василий Великий) называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, - как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: «ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Пс. 9:5). Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд.
В средней иерархии также заключается три чина святых Ангелов: господства, силы и власти.
Господства - называются так потому, что они господствуют над прочими, которые следуют за сими чинами Ангелов, будучи сами свободными. Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит, рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями. Затем они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.
Силы, исполненные божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего своего Господа, крепкого и сильного. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворение угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса - исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы помогают и людям труждающимся и обремененным в несении возложенного на них какого-нибудь послушания, чем объясняют свое имя - "силы" - и носят немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти, со смирением, благодаря за всё Бога, всё устрояющего к пользе нашей.
Власти называются так потому, что имеют власть над диаволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия; борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.
В низшей иерархии также три чина: начала, архангелы и ангелы.
Начала называются так потому, что имеют начальствование над низшими ангелами, направляя оных к исполнению божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и народ, из небесного чина, называемого началами, имеют особого для себя хранителя и управителя всей своей страны. (Учение о том, что каждый народ и каждое царство имеют своего Ангела, основывается на словах пророка Даниила (10:13), где говорится об Ангелах царства Персидского и Иудейского.) Затем служение этого ангельского чина (по объяснению святого Григория Двоеслова) состоит в том, чтобы наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Наконец, Ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего прибытка и пользы, не ради любочестия и суетной славы, но ради чести Божией, ради распространения и умножения святой Его славы и ради пользы ближних, - служа общим нуждам всех своих подчиненных.
Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Служение их (как говорит великий Дионисий Ареопагит) состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумение воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают низшим чинам - Ангелам, - а чрез них - людям. Святой же Григорий Двоеслов говорит, что Архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры.
Ангелы в небесной иерархии ниже всех чинов и всех ближе к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас - верующих: людей добродетельных поддерживают от падения, падших - поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.
Но и все высшие небесные чины называются общим именем - Ангелы. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования (серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако все вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14).
Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное свое служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, чрез высших просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая оную исполнять, как это ясно видно из книги пророка Захарии. Там говорится о том, как один Ангел после беседы с пророком, встретил другого, который повелел ему опять идти к пророку и открыть будущую судьбу Иерусалима: «И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: [т.е. пророку Захарии] Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него» (Захар. 2:3-5). Рассуждая об этом, св. Григорий говорит: «Когда один Ангел говорит другому: "иди, скажи", - нет сомнения, что одни Ангелы посылают других, низшие посылаются, высшие посылают».
Точно также и в пророчестве Даниила находим, что один Ангел повелевает другому Ангелу истолковать видение пророку (Дан. 8:16). Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают божественную волю и намерение Творца своего Ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к людям.
Мы ежедневно молимся своему ангелу об укреплении наших сил, о защите и помощи. 8/21 ноября Церковь установила праздновать Собор всех ангельских чинов.

Чудеса и явления архангела Михаила

Чудо арха нгела Михаила в Хонех
19 сен тября православные празднуют Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех. Чудо Архистратига Михаила произошло в IV веке. Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя есть местность, называемая Херотопа, и в этой местности находился храм, возведенный во имя Архистратига Михаила. А около того храма проистекал целебный источник. Храм был сооружен одним из жителей города в благодарность святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника.
Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.
В храме святого Архистратига Михаила более 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, но язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа.
Язычники соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. Его молитва была услышана, и к храму явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока.
Храм остался неповрежденным, а язычники в страхе и ужасе бежали от храма. Святой же Архипп и собравшиеся около храма христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что означает «отверстие», «расселина».
В народе этот праздник получил название Михайлова дня или Михайлова чуда.

Чума в Риме
В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.
Спасение Сипонта
При осаде в 630 году итальянского города Сипонта лангобардами архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что лангобарды были остановлены и, узнав о явлении архангела Михаила, отказались от арианской ереси.

Спасение отрока близ Афонской горы
Согласно предания, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.

Спасение наследника
Чудо описано в коптской гомилии X века. Богач узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумывает убить его. Он оставляет его одного в лесу, бросает в море, но отрок благодаря заступничеству архангела Михаила остаётся невредим. Тогда богач отправляет его к своей жене с письмом, в котором просит её погубить отрока, но Михаил заменяет письмо на требование немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погибает от собственного меча, который пронзает его когда он садился на коня.

Спасение Новгорода
Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску над входом в один из храмов с изображением св. Михаила, то сказал своим каганам: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

Чудо о Флоре и Лавре
По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Предание оказало влияние на иконографию данных святых - они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.

Изображения Архангела Михаила
В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой - копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Начиная с XII alt=века изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп - сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей. Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса». Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архангела Михаила».
В геральдике архангел Михаил относится к негеральдическим фигурам. Он изображён в качестве одного из щитодержателей на Гербе Российской империи (второй - архангел Гавриил). Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска (который получил в честь него своё имя), Киева, а также ряда других городов и изображён на их гербах.

Британский орден изображает Михаила ,

попирающего Люцифера. Орден Святого Михаила и Святого Георгия -

основан принцем Уэльским в 1818 году.

Крест Святого Архангела (Архистратига) Михаила -

русская награда времён Гражданской войны.

Орден святого Михаила Архангела -

основан Романовыми в изгнании в 1988 году.

Михайлов день в народных обычаях
Начинаются михайловские праздники - пиры да гулянья после окончания всех летних и осенних сельских работ. С Михайлова дня скот загоняют на зимний корм.
Михайлов день был праздником веселым и сытным: всюду устраивались пиры. Этот праздник был «гостевым» - ни в одной избе не скучали без гостей. Повод чествования Михайлова дня: «Троица-Матушка и так праздничек божий: работать не пойдешь. В Михайлов день люди работают, а мы гуляем, да гульба не та. Когда Троицу празднуют, хлеба своего нет, о деньгах и не спрашивай. А наш-то Михайло-архангел - куда вольней. Хлеб у всех свой. Конопля продана, овес тоже. Денежки есть и долги, что за зиму накопились, заплачены. Вот и гульнуть можно». В обычае было в Михайлов день и самим в гостях побывать, и у себя гостей принять, и самому хорошо угоститься, и своих гостей щедро попотчевать. Крестьяне угощались своим пивом, пирогами из нового хлеба, свежим медом. И жаренья и паренья было вдоволь. Неделю еще гуляли. А потом наступал долгий и строгий Филипповский пост (служит для подготовки верующих к встрече Рождества).
Молебны
За несколько дней до праздника священник с причтом ходили по приходу, служили молебны и поздравляли с преддверием праздника. За это хозяева расплачивались ковригой хлеба и деньгами - от 5 до 15 копеек со двора.
Духовенство с молебнами начинало ходить за неделю до праздника и заканчивало обходы в первый день, который проводили не очень шумно.
Праздничный стол
К Михайлову дню каждая семья готовилась за несколько дней и пировала также несколько дней. Поэтому покупали заранее много медовухи - от 2 до 3 ведер семья среднего достатка и от 5 до 7 ведер - богатые.
Хозяйка для гостей в этот день ставила на стол чашку со студнем и раскладывала каждому по пирогу. Подавалась лапша, потом на стол ставилось блюдо из свинины, баранины или телятины. Один из гостей, ближайший родственник, разламывал мясо руками. Перед мясом следовало винное подношение.
К чаю подавали баранки, пироги. Угощение чаем считалось очень почетным: им угощали лишь избранных.
Главное празднество начиналось со второго дня, но зато очень рано, в 4 часа утра. Люди ходили друг к другу в гости без особого приглашения, пока носили ноги. На другой день приезжали гости из соседних деревень, и вчерашний пир между своими превращался в общую свалку и хаос. Односельчане могли появиться в гостях, могли и не прийти к соседям, к ним претензий никаких не предъявляли, но к приезжим гостям отношение было иное: кто не приезжал, к тому и сами не ехали.
Просили люди у батюшки домового заступничества, вновь потчевали кашей на масле коровьем, отрезали краюху хлеба, усаживали с добрыми словами - отужинать.
Народные приметы на Михайлов день
19 сентября - Михайлово Чудо
Один из самых почитаемых праздников в православном календаре
В народном воображении святой Михаил предстает славным воином-защитником обездоленных и немощных, и одновременно строгим судьей: отводит души умерших на небо и взвешивает на весах их добрые и плохие поступки.
Михайлово чудо - праздник мстительный. В народе считается «значимым», «суровым», и таким, что наказывает. По преданию, наши предки в этот Михайлов день старались соблюдать пост, не работать тяжело, ведь святой Михаил в виде бедного старца ходит по земле и проверяет, как его уважают. Те люди, которые в этот день работают, будут наказаны Архангелом Михаилом, Михаил заставляет их выкидывать разные «причуды». Исключение составляют только те, кто работает не по своей воле. В этом случае вся ответственность ложится на начальника. Исключаются также те люди, которые делают добрые дела в этот день. Помочь бабушке или дедушке, инвалиду или просто проявить благотоворительность - дело разрешимое и почётное. Поэтому, восприятие Архангела Михаила, как грозного святого, ошибочно. Ведь Христос говорил, что добрые дела выполнять никогда не грех. Так и сегодня. Если кто делает доброе дело, Господь не приведет к греху.
Обязательно на Михайлово чудо нужно полюбовно решать семейные дела и частные проблемы - брататься. Предлагались взаимные угощения, переходящие в празднество, известное под именем братчин.
* * *
- С 19 сентября прихватывают михайловские утренники — приморозки. «Михаил заморозком землю прихватил».
- «Пчёлам безделье — летала птаха мимо страха: ах, моё дело на огне сгорело».
- Если на Михаила иней - то большие снега ожидать, туманом день начался - быть оттепели.
- Михаила мосты мостит (Михайловские ранние морозы), Николе-зимнему путь готовит (19 декабря).
- Считали, что Михайловым днем зима еще не начинается: с Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет. Но уже после Михайлова дня «зима морозы кует». И стужи следует ждать со дня на день.
- Что в Михайлов день - то и в Николин (19 декабря).
- Сколько дней исполнится новой луне в день Святого Михаила - столько паводков будет после этого дня.
- На Святого Михаила Дьявол топчет чернику. (Многие суеверные люди до сих пор избегают собирать чернику в этот день).
- На Святого Михаила найти кольцо в праздничном пироге - к скорой свадьбе.
Молитвы Архистратигу Михаилу
6 сентября
Тропарь Архангела Михаила
глас 4
Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.
Кондак Архангела Михаила
глас 2
Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.
Молитва Архангелу Михаилу
О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
8 ноября
Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 4
Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.
Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 2
Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.
Величание
Величаем вас,/ Архангели, и Ангели/ и вся Воинства,/ Херувими и Серафими,// славящии Господа.

А это очень редкая молитва, которая написана на крыльце Храма Архистратига Михаила Чудового монастыря (Кремль, 1906 год.) Если читать эту молитву ежедневно на протяжении всей жизни, то получает сильнейшую защиту от лукавого, от злых людей, от магических воздействий, от искушений, а также - избавление от адовых мук. Напишите на листочке имена всех своих близких (детей, родителей, мужа, жены) и называйте их всех где написано (имя).
Но 2 раза в году - с 18-го на 19-е сентября (праздник Архангела Михаила) и с 20-го на 21-е ноября (Михайлов день) нужно молиться за умерших - называя всех поименно (и при этом добавлять фразу " и всех сродников по плоти до Адамова колена". Делается это в 12 часов ночи. Таким образом отмаливаются грехи вашего рода.
О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Cвоему (имя рек) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых! О Господень Архангеле Михаиле, излей миро благостыни на раба своего (имя рек). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень Великий Михаиле Архангеле, шестокрылатых первый Княже и Воеводо Небесных Сил, Херувим и Серафим! О чудный Архангеле Михаиле! Хранителю неизреченный, буди ми помощь во всем, в обидах, в скорбех, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя рек), молящагося тебе и призывающаго имя твое святое, ускори на помощь мне и услыши молитву мою. О великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящиеся мне силою Честнаго и Живо-творящаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех Ангел и святых Апостол, и святаго Николая Чудотворца, святаго Андрея юродиваго и святаго пророка Илии, и святых великомученик Никиты и Евстафия, преподобных отец и святителей и мученик и всех Святых Небесных Сил. Аминь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: