Международные отношения ссср в 1953 1964.

Основные даты и события; 1955 г. - создание Организации Вар­шавского Договора; 1956 г. - ввод советских войск в Венгрию; 1961 г. - Берлинский кризис; 1962 г. - Карибский кризис.

Исторические деятели: Н. С. Хрущев; В. М. Молотов;

А. А. Громыко.

Основные термины и понятия: мирное сосуществование; Берлин­ский кризис; Карибский кризис.

Работа с картой: показать Венгрию, Кубу, Берлин, Китай, стра­ны социализма, США, Египет.

План ответа: 1) политика мирного сосуществования; 2) отно­щения с Западом, проблемы разоружения, Берлинский и Ка­рибский кризисы; 3) СССР и страны социализма, образование Организации Варщавского Договора, венгерские события 1956 г., раскол в.мировом коммунистическом движении; 4) от­ношения СССР со странами «третьего мира,>; 5) итоги внеш­ней политики СССР в 1953-1964 годах.

Материал к ответу: После смерти Сталина серьезные измене­ния произошли и в области внешней политики. Стали ме­няться сами ее основы. Среди высших руководителей стра­ны выявились разные точки зрения на политику СССР. Берия считал, что следует взять курс на мирное сосущество­вание с Западом. Он поддерживал идею объединения Герма­нии при условии, что она станет нейтральным демократиче­ским государством; предлагал восстановить отношения с Югославией; считал неэффективным СЭВ и предлагал его реформировать. Маленков исходил из того, что после войны международная ситуация сложилась в пользу СССР и его со­юзников. Понимая, что в случае возникновения ядерной вой­ны погибнет вся мировая цивилизация, он также был сторон­ником политики мирного сосуществования. К этим же взглядам со временем пришел и Хрущев. В отличие от них, Молотов от­рицал идею мирного сосуществования, полагая, что оно вы­годно Западу. Он предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем. Все политики, однако, были едины в том, что от развития отношений с Западом зависит мирное будущее совет­ского народа.

Смерть Сталина совпала с приходом к власти нового прези­дента США. 16 апреля 1953 г. Д. Эйзенхауэр обратился к со­ветскому руководству с призывом изменить атмосферу меж­дународных отношений, перейти от взаимного недоверия к сотрудничеству. В качестве конкретных шагов в этом на­правлении он предложил добиваться установления Ml{pa в Ко­рее, Индокитае, ограничения производства ядерного оружия. Советское руководство откликнулось на эти предложения. Летом 1953 г. было подписано перемирие в Корее. Грузия

и Армения объявили, что не имеют территориальных пре­тензий к Турции. В 1954 г. было достигнуто соглашение о пре­кращении войны в Индокитае. Тогда же СССР, Чехословакия и Польша предложили созвать Общеевропейское совещание по коллективной безопасности в Европе. В 1955 г. страны-побе­дительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Гер­манией, а в 1956 г. - с Японией. Часть высших советских руко­водителей даже предлагала заключить с США договор о друж­бе и сотрудничестве. Однако это не нашло поддержки у Хрущева. Он считал, что гарантией мира является не ядерный паритет с США, а «полное прекращение производства и уничтоже­ние ядерного оружия».

После того как СССР во второй половине 50-х гг. удалось добиться превосходства в создании ракетных средств доставки ядерного оружия (впервые территория США стала уязвимой для атаки), характер отношений с Западом заметно ужесто­чился. В 1956 г. угроза советской ядерной атаки сорвала агрес­сию западных стран против Египта, их вмешательство в вен­герские события. Этот же аргумент имел решающее значение в дни Берлинского кризиса 1961 г., когда была возведена сте­на, разделившая западные и восточный сектора германской столицы (американские танки, двинувшиеся в сторону совет­ских войск, в последний момент развернулись обратно). Са­мым опасным для судеб мира стал Карибский кризис 1962 г., когда, в ответ на размещение американских ядерных ракет в Турции, СССР доставил ракетно-ядерное оружие средней дальности на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь в самый последний момент благо­даря компромиссу с президентом США Д. Кеннеди. СССР со­гласился вывезти ядерное оружие и ракеты с Кубы, а США обя­зались не нападать на «остров Свободы» и вывезти свои ракеты с баз Турции. С преодолением Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток - Запад. В ее основе лежало наметившееся взаимное доверие между ли­дерами двух стран. Но после убийства Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

Скрепленный силой «социалистический лагерь» с самого начала был неоднороден. Тем не менее после смерти Сталина он не только сохранился, но и стал внешне еще более проч­ным - в мае 1955 г. была создана военная Органи; зация Вар­шавского Договора. Ее задача состояла не просто в обороне от

внешнего врага, но и в возможном подавлении внугренних «бес­порядков» в самих странах-участницах. Ситуация в странах со­циализма стала быстро меняться после провозглашенного на хх съезде КП СС отказа от сталинизма и объявленного мно­гообразия форм перехода различных стран к социализму. Эти выводы были всерьез восприняты сразу в нескольких странах, где начались процессы демократизации. Осенью 1956 г. про­изошла смена руководства в Польше, где еще летом начались массовые демонстрации и забастовки рабочих. Вслед за этим в Венгрии было подвергнуто резкой критике руководство пра­вящей Венгерской партии трудящихся. На территорию Венг­рии были введены советские войска, подавившие выступление населения против властей. События в Венгрии и Польше под­толкнули Хрущева не только к ужесточению политики в отно­шении социалистических стран, но и к ограничению критики сталинизма внутри СССР.

После хх съезда КПСС стал постепенно формироваться второй центр мирового коммунистического движения в лице Китая. К нему примыкали албанские и корейские руководи­тели, а также часть лидеров коммунистического движения в странах Азии. Они болезненно реагировали на критику Ста­лина и сталинизма, а также разрядку в отнощениях между СССР и США. Оценивая политику разрядки, Мао Цзэдун го­ворил, что «советский ревизионизм и американский империа­лизм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их». Открыто начали высказываться и территориаль­ные претензии к СССР. Попытки Хрущева добиться осуждения позиции китайского руководства коммунистическими и рабочи­ми партиями мира привели к открытому расколу мирового ком­мунистического движения. Это стало еще одним признаком наметившегося кризиса мировой системы социализма.

50-е - начало 60-х гг. прошли под знаком крушения коло­ниальных империй Англии и Франции. Освободившиеся стра­ны стремились про водить независимую внутреннюю и внешнюю политику, не примыкая ни к НАТО, ни к Варшавскому Догово­ру. Однако им приходилось испытывать значительное давление с обеих сторон. для сохранения самостоятельности бьцю об­разовано Движение неприсоединения, объединившее страны «третьего мира». Советское руководство рассматривало освобо­дившиеся страны как своих союзников в «борьбе с империализ­мом». В первую очередь стали укрепляться связи со странами­лидерами Движения неприсоединения: Индией, Индонезией, Египтом, Югославией. Состоялись визиты в Москву премьера

Индии Д. Неру, президента Индонезии Сукарно, президента Египта Г. А. Насера, югославского лидера И. Б. Тито. СССР оказывал развивающимся странам огромную военную и эконо­мическую помощь. В Индии строился металлургический ком­бинат в Бхилаи. В Египте началось строительство крупнейшей в Африке Асуанской гэс. Осуществлялись широкомасштабные поставки советского оружия в страны Азии, Африки, Латин­ской Америки. При военно-политической поддержке СССР Египет национализировал Суэцкий канал, а Индонезия осво­бодила от голландцев остров Тимор. Советская экономическая помощь развивающимся странам была колоссальной. В Егип­те она составляла до 50%, а в Индии - 15% расходов на эко­номическое развитие. Тесное сотрудничество СССР и стран «третьего мира,> не могло не беспокоить США и их союзников. Они также приступили к борьбе за развивающиеся страны, поддерживая на Ближнем Востоке борьбу Израиля против Египта, а в Южной Азии - Пакистана против Индии.

Таким образом, важным итогом развития внешней поли­тики страны в эти годы стало изменение самих ее основ. Вместо прежнего курса на жесткое противостояние, «балан­сирование на грани войны"> С Западом теперь в основу внешней политики был положен принцип мирного сосуще­ствования государств с различным общественным строем. ЭТО позволило начать процесс разрядки в отношениях меж­ду Востоком и Западом. Начался кризис МИРОJ30Й социалис­тической системы. В эти же годы не раз возникала опас­ность прямого военного столкновения СССР и США. Опыт Берлинского, Карибского, Ближневосточного кризисов убе­дительно показал, что главным гарантом мира на Земле в ядерную эпоху является ядерный паритет сторон.

137. Политическое развитие СССР в середине 1960-х ­середине 1980-х годов

Основные даты и события: 1964-1982 гг. - Л. И. Брежнев во гла­ве КПСС и СССР; 1977 г. - принятие новой Конституции СССР.

Исторические деятели: Л. И. Брежнев;. Ю. В. Андропов;

Д. Ф. Устинов.

Основные термины и понятия: движение диссидентов; развитой социализм; обострение идеологической борьбы.

План ответа: 1) причины отстранения от власти Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнев; 2) усиление позиций партийно-государствен­ной номенклатуры; 3) усиление роли армии и органов госу­дарственной безопасности; 4) Конституция СССР 1977 г.; 5) политическое развитие СССР в 1983-1984 годах.

Материал к ответу: После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л. И. Брежнев, работавший раньше председателем Президиума Верховного Совета СССР, а затем вторым секре­тарем цк 18-летнее правление Брежнева стало «золотым ве­ком,) для партийно-государственной номенклатуры, превра­тившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Партийный аппарат устал от многочисленных реоргаffизаций и потому с радостью поддержал главный лозунг Брежнева ­«обеспечить стабильность кадров». На деле это означало не только консервацию политических структур, но и пожизнен­ность занятия номенклатурных постов. Пышным цветом рас­цвела коррупция среди государственных чиновников. Вскоре «стабильность» кадров привела к тому, что средний возраст выс­ших руководителей страны перешагнул 70-летний рубеж. Нача­лось их физическое «вымирание,) - В период между ХХУI и ХХУII съездами КПСС (то есть за пять лет) умерли три Ге­неральных секретаря ЦК (а всего 9 членов и кандидатов в чле­ны Политбюро ЦК из 22).

Наметилась и молчаливая «реабилитация,) Сталина. Офи­циально никто не отменял решений ХХ и ХХII съездов КПСС, но упоминания о них теперь никогда не связывались с осуждением Сталина и сталинизма.

Новый статус партийного аппарата нужно было закрепить официально. На очередном, ХХIII съезде КПСС (1966) были отменены изменения в уставе, внесенные Хрущевым для ос­лабления позиций партийного аппарата. Главным среди них было ограничение срока пребывания на партийной должности. На XXIV съезде (1971) было принято решение о расширении круга учреждений и организаций, где партийные комитеты обладали правом контроля за деятельностью администрации. Парткомы министерств и ведомств получали право вмешивать­ся в вопросы государственного управления. Расширены бьши привилегии номенклатуры, позволявшие даже при средней зарплате иметь первоклассное жилье, медицинское обслужи­вание, дачи. В условиях постоянной нехватки продовольствия и товаров легкой промьшшенности особое значение имело право ответственных работников на спецснабжение. Резко воз­росла численность партийно-государственного аппарата. Если

в 1965т. при возрождении отраслевых министерств их число составило 29, то к середине 80-х гг. - уже 160. В системе уп­равления было задействовано 18 млн. человек - каждый седь­мой работник страны.

С середины 60-х гг. государственное руководство поставило задачу достичь военно-стратегического паритета (равенства) с США. Началось не только расширенное производство ядер­ного и ракетного оружия, обычных видов вооружений, но и разработка новейших систем оружия. В этих условиях еще более возросли роль и влияние армейского командования и ру­ководства военным производством. Апогеем этого курса стало назначение в 1976 г. министром обороны Д. Ф. Устинова, воз­главлявшего на протяжении всех послевоенных лет вначале различные отрасли военного производства, а с начала 60-х гг. ­всю оборонную промышленность страны. Впервые в истории страны военное командование превратилось из простого испол­нителя решений политического руководства в участника разра­ботки и принятия самих этих решений. Резулылаты появились довольно скоро. СССР стал ежегодно выпускать танков и БТР почти в 5 раз больше, чем США (и имел к середине 80-х гг. 64 тыс. танков, в то время как страны НАТО - 22 тыс.), атом­ных подводных лодок - в 3 раза, бомбардировщиков стратеги­ческого назначения - в 2 раза, орудий и минометов - в 7 раз больше. Советским автоматом Калашникова оказались воору­жены армии 130 стран мира. Доля военных расходов в ВНП СССР в отдельные годы достигала 30%. Заметно выросла и роль КГБ не только в обеспечении контроля над обществом, но и в принятии важнейших политических решений. Не слу­чайно преемником Брежнева на посту лидера партии и государ­ства стал бывший председатель КГБ Ю. В. Андропов.

Брежнев и его окружение прекрасно понимали, что ни о ка­ком «построении коммунизма к 1980 г.» не может быть и речи. Поэтому вначале перестали называть обещанную Хрущевым дату, а затем заговорили о коммунизме как длительной пер­спективе. Новая концепция пришла на смену программе «по­строения коммунизма» уже в 1967 г., когда Брежнев объявил о наличии в стране «развитого социалистического общества». Этот вывод имел под собой реальный факт завершения строи­тельства экономических основ индустриального общества в СССР. Однако авторы новой концепции говорили об одно­родности построенного в стране общества, окончательном ре­шении национального вопроса", отсутствии реальных противо­речий. Это должно было означать, что внутренних источников конфликтов и потрясений в обществе больще быть не может.

Закрепление этой теоретической конструкции произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР. В ее преамбуле говорилось о том, что в стране построено развитое социалистическое общество, да­вались основные его черты в экономике, политике, духовной жизни. Впервые отмечалось, что социальную базу общества составляют не только рабочий класс и крестьянство, но и ин­теллигенция. Был сделан вывод о советском народе как но­вой общности людей. Статья 6 официально закрепляла руко­водящее положение КП СС в жизни общества. Были подчеркнугы и доминирующие позиции центра в отношени­ях с республиками. В числе социальных и экономических прав советских граждан конституция обозначила и ряд новых: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, от­дых, пенсионное обеспечение, жилище. В отличие от ситуа­ции 1936 г., сразу после принятия конституции, Верховный Совет принял и соответствующие законы, обеспечивавшие реализацию этих положений. Были значительно расширены пра­ва общеСТВGННЫХ организаций: профсоюзы и комсомол получи­ли право предлагать законопроекты на обсуждение Верховно­го Совета, выдвигать кандидатов в высшие и местные органы власти. Конституция 1977 г. носила демократический харак­тер. Он усиливался и тем, что впервые в Основной закон стра­ны были включены важнейшие международные обязательства СССР - основные положения Хельсинкского акта о принци­пах межгосударственных отношений. Однако разрыв между словом и делом, сохранение жесткого партийного диктата во всех сферах жизни общества неизбежно вели к тому; что мно­гие права, записанные в конституции, в итоге так и остались

лишь на бумаге.. .

Главным итогом политического развития СССР в эти го­ды стала консервация политического режима и усиление гос­подства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

СССР в 1953 – 1964 гг. Десятилетие Хрущева.

Период Отечественной истории с 1953 по 1964 г. называют периодом политической "оттепели". Это время связано с именем Н.С. Хрущева , с его попытками осуществить либерализацию внутренней и внешней политики СССР.

После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 г.были произведены изменения в руководстве страны. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был утвержден маршал К.Е. Ворошилов, Председателем Совета Министров стал Г.М. Маленков, министром иностранных дел - В.М. Молотов, министром обороны - Н.А. Булганин. МВД СССР и МГБ СССР были объединены в новое МВД, его возглавил Л.П. Берия. Главными претендентами на высшую власть были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев. Между ними и развернулась борьба за власть. В борьбе за монополию власти Н.С. Хрущев одержал верх.

Важным событием в общественно-политической жизни страны стал XX съезд КПСС, проходивший с 14 по 25 февраля 1956 г. На закрытом заседании Н.С. Хрущев сделал доклад "О культе личности и его последствиях". В докладе содержались материалы, подготовленные секретарем ЦК КПСС академиком П.Н. Поспеловым. Материалы касались репрессий против партийно-политического руководства страны. Был сделан один вывод: репрессированные не были "врагами народа", а были честными партийцами и советскими патриотами. Формирование "культа личности" стало результатом постепенного предательства И.В. Сталиным дела В.И. Ленина.
30 июня 1956 г. было принято Постановление ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствиях", в котором были сделаны попытки анализа объективных и субъективных причин появления культа личности. В этом документе вся вина за нарушения коллективного руководства, злоупотребления властью, за допущенные ошибки в развитии народного хозяйства возлагалась лично на И.В. Сталина.

После ХХ съезда началась широкая реабилитация репрессированных в 30-х - начале 50-х гг. В конце 60-х гг. процесс реабилитации был свернут.

Реформы Н.С.Хрущевым были начаты с сельского хозяйства , так как продовольственная проблема в стране стояла очень остро. Вначале были осуществлены меры по повышению материальной заинтересованности работников колхозов в результатах своего труда. В 1952-1958 гг. были повышены государственные закупочные цены на обязательные поставки: на скот и птицу - в 5,5 раза, на молоко и масло - в 2 раза, на картофель - в 2,5 раза, на зерно - в 6 раз. Государство в несколько раз увеличило расходы на нужды деревни, списало долги колхозов прошлых лет, стало вводить пенсии для колхозников, выдавать колхозникам паспорта. Были предприняты меры по развитию личных подсобных хозяйств. В 1954 г. был отменен налог на коров и свиней, с 1958 г. прекращалась обязательная сдача сельхозпродукции с личных подсобных хозяйств.

Эти меры вскоре принесли результаты: впервые после коллективизации сельское хозяйство стало рентабельным, т.е. приносить прибыль. Валовая продукция сельского хозяйства в 1958 г. выросла на 1/3.

Одной из ключевых в сельском хозяйстве Н.С. Хрущев считал зерновую проблему. Решить ее он намеревался освоением целинных земель. В 1954 г. был взят курс на поднятие целинных земель Казахстана, Южной Сибири и Урала. В 1954-1956 гг. вместо 13 млн га было распахано 33 млн га. В 1956 г. на целине был собран рекордный урожай и во всех общественных столовых хлеб стали подавать бесплатно. С 1954 по 1956 г. в восточных районах страны было создано 425 новых совхозов. Благодаря освоению целинных земель производство зерна в СССР за два года (1954-1956 гг.) возросло в 1,5 раза.

Большое внимание уделялось улучшению деятельности научно-исследовательских учреждений в области сельского хозяйства. Важную роль в этом играла Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, которая вновь стала функционировать с 1954 г. В 1958 г. она слилась с промышленной выставкой в единую Выставку достижений народного хозяйства - ВДНХ.

В конце 50-х гг. были предприняты меры, которые в значительной степени подорвали экономику села. В 1957 г., выступая в г. Ленинграде, Н.С. Хрущев поставил перед советским народом новую задачу: "Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!". В 1956 г. один американец потреблял в год 102 кг мяса, а житель СССР - только 32. Волюнтаризм советского руководителя зачастую оборачивался трагедией на селе. В целях выполнения призыва забивали все поголовье скота, статистика фальсифицировалась, но "догнать и перегнать Америку" не удалось.

Н.С. Хрущев пытался создать на селе крупные хозяйства индустриального типа со своей машинно-тракторной базой. В марте 1958 г. было принято решение о реорганизации МТС и продаже техники колхозам. Колхозы в принудительном порядке за один год должны были выкупить всю сельскохозяйственную технику по завышенным ценам. В результате многие колхозы вновь стали убыточными. Производство сельхозпродукции резко упало. Кроме того, другим следствием реорганизации стала потеря кадров механизаторов и ремонтников. Они уехали работать в города, чтобы не понижать своего жизненного уровня.

Возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. В 1958 г. было запрещено иметь личные подсобные хозяйства 12 млн городских жителей, имевших свои огороды, а в 1959 г. - сельским жителям. С 1959 по 1962 г. поголовье скота на личном подворье сократилось в два раза.

В 1959 г., находясь в США, Н.С. Хрущев побывал на кукурузных полях американского фермера в штате Айова (штат расположен на широте г. Сочи). Н.С. Хрущев стал с рвением внедрять кукурузу на территории страны повсеместно. Вскоре выяснилось, что лишь в районах с теплым климатом кукуруза может дать полноценный рост, кроме того, выращивание кукурузы оказалось очень трудоемким процессом (требовалось внесение удобрений, прополка сорняков).

Продовольственная проблема по-прежнему стояла очень остро. В 1962 г. правительство приняло решение стимулировать развитие сельского хозяйства повышением цен на мясо в 1,5 раза. Это вызывало недовольство населения. В Новочеркасске на крупном заводе электровозов начался стихийный митинг. Рабочие требовали повышения зарплаты, но администрация от них отмахнулась. На следующий день многотысячная колонна рабочих с портретами В.И. Ленина и лозунгами "Дайте мясо, масло!", "Хрущева на мясо!" собралась у горкома партии. К площади подъехали танки, затем раздалась стрельба из автоматов. Всего было убито 24 человека. В августе над организаторами выступления началось следствие, затем состоялся суд. Из 14 подсудимых 7 были приговорены к смертной казни.

В 1963 г. возникли трудности с молоком, маслом, хлебом. Впервые в истории страны правительство решило закупать продовольствие за границей. С начала 60-х гг. золотой запас страны стал использоваться для стимулирования развития американских фермерских хозяйств.

У руководства страны отсутствовала концепция преобразований в области промышленности. Основное внимание по-прежнему уделялось производству средств производства - группе "А". К началу 60-х гг. доля группы "А" в общем объеме народного хозяйства стала составлять 75%. Быстрыми темпами развивались производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи новых предприятий, в их числе Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы.

Появилась новая отрасль промышленности - ядерная энергетика. В 1954 г. в подмосковном г. Обнинске дала первый ток первая атомная электростанция. В 50-е гг. были построены Белоярская, Сибирская, Ново-Воронежская АЭС. В 1959 г. большое впечатление на советских людей произвел спуск на воду атомного ледокола "Ленин". В эти же годы в СССР были построены первые атомные подводные лодки.
Развивалась электроэнергетика. В 1955 г. началось строительство Куйбышевской ГЭС. Затем были введены в строй Сталинградская, Каховская электростанции. Производство электроэнергии в 1955 г. превзошло уровень 1950 г. на 87%.

4 октября 1957 г. на околоземную орбиту выведен первый искусственный спутник. 3 ноября 1957 г. на земную орбиту был выведен второй спутник с собакой Лайкой на борту. 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек планеты - Ю.А. Гагарин.

В 1957 г. был принят Закон о перестройке управления промышленностью и строительством. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства - совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существовавшего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. В начале 60-х гг. темпы роста экономического производства стали неуклонно снижаться.

Социальная политика. В 1959 г всесоюзная перепись населения показала, что численность населения по сравнению с 1939 г. выросла с 190,7 млн до 208,8 млн человек. Доля горожан составила 48% населения. Численность рабочих увеличилась, число крестьян сократилось.

Были осуществлены меры по улучшению социального положения населения . Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на 2 часа в субботние и предпраздничные дни. В 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.
Наибольший успех был достигнут в области жилищного строительства. В 1954-1957 гг. были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями - они получили название "Черемушки". Н.С. Хрущев произвел "жилищную революцию". Во второй половине 60-х гг. почти 50 млн человек переселилась в собственные жилища.

Внешняя политика СССР. После 1945г., в результате победы в Великой отечественной войне, Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения увеличилось до 52.

Внешняя политика развивалась по следующим направлениям:

1. отношения с бывшими союзниками: борьба за сферы влияния в Европе; проблемы послевоенной Германии; работа СССР против пропаганды и развязывания новой войны;

2. отношения со странами социалистического лагеря: экономическая помощь, политическое давление, конфликты.

3. деятельность СССР в ООН.

С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. «Холодная война» - внешнеполитический курс, проводимый СССР и США в отношении друг друга в период второй половины 40-х – начала 90-х гг. Противоборство определялось следующими факторами:

· различиями в социально-политическом строе, системе ценностей и идеологии;

· геополитическими интересами держав, их стремлением к расширению сфер влияния.

Началом холодной войны принято считать речь У.Черчилля в Фултоне в марте 1946 г., где он говорит о коммунистической угрозе. В феврале 1947 г. президентом США Г. Трумэном была провозглашена программа мер по спасению Европы от советской экспансии:

1. экономическая помощь;

2. образование военно-политического союза под эгидой США;

3. размещение военных баз вблизи советских границ;

4. поддержка внутренних оппозиций в странах Восточной Европы и т.д.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла . Эти события означали поворот к холодной войне, что предопределило ухудшение международного климата и создавало угрозу военно-политических кризисов.

Ухудшение отношений с западным миром, толкали советское руководство к закреплению контроля над Центральной и Юго-Восточной Европой. 1949-1950 гг. стали апогеем холодной войны. Был создан военно-атлантический блок стран Запада - НАТО , а также ряд других блоков с участием США (АНЗЮС, СЕАТО и др.). В 1950-1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое военное столкновение между СССР и США.

После войны в центре внимания государств-участниц антигитлеровской коалиции была Германия. США приняли решение о проведении в 1948 г. сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине (которая должна была дать немецкой экономике твердую валюту). СССР в свою очередь установил блокаду Берлина (до мая 1949 г.). В 1949 г. на основе западных зон оккупации была создана ФРГ.

Так развивался первый военно-политический кризис начавшейся холодной войны берлинский кризис 1948-1949 гг. Для СССР он имел тяжелые последствия: потеря международного доверия, ослабление позиций в Германии и Берлине, ускорение создания НАТО.

Важнейшим направлением внешней политики СССР, стало обеспечение национальной безопасности страны. С 1945 г. по мере создания пояса безопасности на западных границах СССР, была выдвинута идея объединения восточноевропейских стран по внешнеполитической, экономической, идеологической линиям:

1. оформление режимов народной демократии (в Румынии, Болгариии, Венгрии, Польше;

2. создание в сентябре 1947 г. Коминформа (совместного информационного бюро со штаб-квартирой в г.Белграде вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна).

От своих союзников в Восточной Европе И.В. Сталин требовал преобразований по советской модели, что породило немало противоречий. Отклонение от подобной установки в Югославии во главе с ее лидер И. Тито в 1948г. привело к разрыву дипломатических отношений с этой страной. Деятельность Коминформа не была успешной, так как западные компартии все более стремились занять самостоятельные позиции.

С 1950 г. СССР начал субсидировать новых союзников. В 1945-1952гг. долгосрочных льготных кредитов было предоставлено на сумму 3 млрд. долларов. Материальная помощь оказывалась этим странам в том числе через Совет экономической взаимопопмощи (СЭВ), - межправительственную организацию, учрежденную в 1949 г.

Пересмотр внешнеполитического курса в СССР начался после смерти Сталина. В 50-х гг. Маленков начал говорить о "разрядке" напряженности в международных отношениях. Рассмотрим далее отличительные черты внешней политики СССР в 1953-1964 гг.

Мирные договоры

Внешняя политика СССР в 1953-1964 годах была ориентирована в первую очередь на установление мирного взаимовыгодного взаимодействия с зарубежными странами. По инициативе советского руководства было подписано множество соглашений. Так, в 1953-м, 27 июля, был заключен договор о перемирии в Корее. В качестве основного средства ослабления напряженности на мировой арене руководство страны видело расширение сфер сотрудничества с другими государствами. В 1955-м, 25 января, Президиумом ВС был принят Указ, прекращающий состояние войны с Германией. В сентябре того же года глава правительства ФРГ прибыл в Москву. В ходе визита были установлены дипломатические отношения с Западной Германией. В 1955-м, в середине мая, был подписан договор с Австрией. В соответствии с ним также было прекращено состояние войны. Документом устанавливался и гарантировался нейтралитет.

В 1956 г. СССР вернул арендуемую территорию Финляндии - Порккала-Удд, где находилась военно-морская база Союза. В середине июня Карело-Финскую союзную республику преобразовали в автономную. В том же 1956-м, 19 октября, Япония и СССР приняли декларацию о восстановлении дипотношений и прекращении военного состояния. К концу 50-х Советский Союз был связан торговыми контрактами более чем с 70 государствами.

Внешняя политика СССР 1953-1964 (кратко)

Ключевые направления были определены на XX съезде партии. Хрущев объявил на заседании об отсутствии неизбежности следующей мировой войны, указав на возможности разных путей перехода к социалистической системе и мирного соседства стран с различным политическим строем. В документах съезда особо подчеркивалась верность Советского Союза принципам независимости и суверенитета во взаимодействии с зарубежными странами. При этом Хрущев утверждал, что сосуществование государств в мире выступает как специфический тип классовой борьбы. Она исключает только военные методы и не распространяется на идеологию. В 1957 МИД возглавил крупный дипломат Громыко. Внешнеполитическое ведомство находилось под его руководством до 1985-го. Громыко внес большой вклад в развитие переговорного процесса по вопросу установления контроля над гонкой вооружений.

Изменения в военной доктрине

В 1956-м проявилась определенная противоречивость внешней политики СССР 1953-1964 гг. Ряд зарубежных стран сформировал блоки, деятельность которых была направлена, кроме прочего, на сдерживание влияния государств социалистического лагеря и становления национально-освободительного движения колониальных народов.

Внешняя политика в СССР в 1953-1964 гг. показала, таким образом, решимость руководства сохранить в государствах Юго-Восточной и Центральной Европы модель социализма.

Отношения с Западом.

В 50-е годы в СССР возобладал тезис о мирном сосуществовании социалистических и капиталистических государств. В условиях существования ядерного оружия этот тезис представлялся наиболее разумным. Он был закреплен в материалах XX съезда КПСС в 1956 году. На съезде глава государства Хрущев назвал условия обеспечения мира на планете: создание системы коллективной безопасности и разоружение.

Однако между СССР и Западом по-прежнему существовало взаимное недоверие. Обе стороны предпочитали вести внешнюю политику с позиции силы. И гонка вооружений продолжалась.

В 1956 году Хрущев заявил об изменении военной доктрины СССР: переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. В 1957 году в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Началось крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, войск ПВО и ВВС, строительство мощного ракетно-ядерного подводного флота. В этой сфере Советскому Союзу к началу 60-х годов удалось добиться приоритета над США.

Советский Союз часто пользовался своим временным военным превосходством на переговорах с западными странами, предпочитая компромиссам жесткую позицию. Это усиливало напряженность в мире. Весьма драматичным оказался 1961 год. В июле провалом закончилась встреча Хрущева с президентом США Джоном Кеннеди в Вене. Еще сильнее обострились отношения с Западом в августе, когда была возведена знаменитая Берлинская стена, ставшая символической границей между двумя политическими системами. В сентябре СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Все эти акции сопровождались угрозой применения ракетно-ядерного оружия.

Но наиболее опасным оказался Карибский кризис, разразившийся в 1962 году. Причиной кризиса стало решение СССР разместить на Кубе ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. В последний момент Хрущеву и Кеннеди удалось найти компромисс, и ядерной войны удалось избежать. Обе стороны согласились вывести свои ракеты: Советский Союз – с Кубы, а США – с военных баз в Турции. Кроме того США гарантировали безопасность Кубы.

Карибский кризис стал апогеем противостояния Запада и СССР. После этого в отношениях Восток – Запад началась полоса относительной разрядки. Это стало возможным благодаря взаимному доверию, которое наметилось между Хрущевым и Кеннеди. Но после гибели Кеннеди в 1963 году и смещения Хрущева в 1964 году этот процесс был прерван.

Отношения с соцстранами.

Одним из важнейших направлений внешней политики СССР была поддержка союзных государств в Европе, Азии, на Кубе.

В 1955 году создан военно-политический блок соцстран во главе с СССР – Организация Варшавского договора. Договор подписали восемь стран Восточной и Центральной Европы – СССР, ГДР, Польша, Венгрия, Чехословакия, Болгария, Румыния, Албания. Участники Договора обязались оказывать друг другу взаимную военную помощь в случае внешней агрессии.

Социалистические страны Европы с воодушевлением встретили тезис XX съезда КПСС о многообразии форм перехода к социализму. В некоторых союзных государствах начались процессы десталинизации и демократизации.

В 1956 году в Польше прошли демонстрации и забастовки рабочих. В результате этих выступлений здесь сменилось руководство страны. Для подавления выступлений советское руководство готово было ввести в Польшу войска, но новому польскому руководству удалось урегулировать ситуацию.

В том же 1956 году вспыхнуло восстание Венгрии. Резкой критике была подвергнута руководящая партия труда – в том числе за ее просоветскую ориентацию. На территорию Венгрии были введены советские войска, которые подавили восстание.

Так СССР показал, что может применить оружие для защиты социализма и своего влияния в странах Восточной Европы.

Отношения с «третьим миром».

Одним из итогов Второй мировой войны стало крушение колониальных империй. В странах «третьего мира» нарастало национально-освободительное движение. XX съезд КПСС назвал его одним из ведущих сил революционного процесса в мире. Советское руководство предпринимало энергичные меры по вовлечению освободившихся стран в свою орбиту.

В 1955 году Хрущев и председатель Совета министров СССР Булганин совершили визиты в Индию, Бирму, Афганистан. В последующие годы прошли переговоры с лидерами более 30 развивающихся стран, подписано более 20 соглашений о сотрудничестве. Развивающимся странам оказывалась широкая экономическая и военная помощь, советское руководство делало всё, чтобы склонить страны «третьего мира» на свою сторону и направить их развитие по социалистическому пути. Результатом этой политики стало усиление противостояния СССР и США. Западные страны назвали эти действия СССР «советской экспансией» и развернули скоординированную борьбу против нее.

Начало «холодной войны» Признаки «холодной войны» Политика СССР США Создание военных блоков СЭВ 1949, ОВД 1955 г НАТО 1945 г Разделение мира на две лагеря: капиталистический и социалистический Лидерство за мировое господство, расширение сфер влияния в мире, особенно в странах Восточной Европы, ликвидация ядерной монополии США Лидерство за мировое господство, политика сдерживания и отбрасывания советской «экспансии» - доктрина «Трумэна» , разработка плана ядерной войны с СССР, план Маршалла. Идеологическое противостояние распространение социализма распространение капитализма Участие в военных действиях в «третьих странах» Корейская война 1950 -1953 гг.

1. Внешнеполитический курс СССР Борьба в советском руководстве по вопросу об основных путях развития внешней политики. После смерти Сталина стали рассматриваться две разные линии в руководстве внешней политикой страны. В. Молотов предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем. Он отрицал идею мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

1. Внешнеполитический курс СССР Г. М. Маленков. Иначе оценивал ситуацию Г. М. Маленков. Видя реальную опасность, которую таит в себе ядерное оружие, Г. Маленков не только выступал за мирное сосуществование, но и считал его в ядерный век единственно возможной основой межгосударственных отношений. В марте 1954 г. Маленков заявил, что «война в современных условиях означает гибель мировой цивилизации» . Хотя он и был отстранен от политического руководства. Н. С. Хрущев в отношении политики «мирного сосуществования» разделял его позицию. Однако все руководители понимали, что будущее СССР зависит от развития отношений с Западом.

2. Взаимоотношения с капиталистическими странами Визит Н. С. Хрущева в США 1959 г. Термин «разрядка» применительно к снижению уровня военного противостояния между СССР и США впервые употребил Г. М. Маленков в августе 1953 г. , обсуждая успешное испытание Советским Союзом первой в мире водородной бомбы, разработанной коллективом ученых во главе с А. Д. Сахаровым и В. Л. Гинзбургом. В духе урегулирования международных противоречий СССР при поддержке КНР весной - летом 1953 г. предпринял усилия по нормализации ситуации на Корейском полуострове. 27 июля 1953 г. между КНДР (Северной Кореей) и Республикой Корея было подписано соглашение о прекращении огня. В сентябре 1959 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений визит лидера СССР в США. Помимо переговоров с президентом Д. Эйзенхауэром Н. С. Хрущев сделал доклад на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, в котором заявил о необходимости «всеобщего и полного разоружения» . СССР и США подписали двусторонний мораторий на ядерные взрывы в атмосфере.

2. Взаимоотношения с капиталистическими странами Берлинская стена возле Бранденбургских ворот. Была сооружена за одну ночь 13 августа 1961. Мемориал Берлинская стена. В мае 1960 г. в Вене должна была состояться встреча лидеров США, СССР, Великобритании и Франции по урегулированию Берлинского вопроса. Западный Берлин не входил в состав Восточной Германии, и через него осуществлялось влияние капиталистических стран, а также шла эмиграция граждан ГДР на Запад. Но встреча сорвалась, так как 1 мая 1960 г. советскими силами ПВО над Свердловском был сбит американский самолет-разведчик. Охлаждение отношений привело к Берлинскому кризису 1961 г. В августе 1961 г. Н. С. Хрущев призвал немецких коммунистов принять меры против «подрывной деятельности» Западного Берлина. За 10 дней вокруг территории Западного Берлина возведена стена из железобетона и колючей проволоки, ставшая на долгие годы символом раскола Германии и «холодной войны» .

2. Взаимоотношения с капиталистическими странами В октябре 1961 г. Н. С. Хрущев объявил о том, что СССР в одностороннем порядке отказывается от моратория на ядерные взрывы в атмосфере. Вершиной этой конфронтации стал Карибский кризис 1962 г. Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, был вызван размещением советского атомного оружия на Кубе. Ответной мерой президента Дж. Ф. Кеннеди стала военно-морская блокада Кубы и требование вывести советские ракеты с острова. В боевую готовность были приведены не только вооруженные силы СССР и США, но и войска НАТО и ОВД. Мир оказался на волоске от ядерного конфликта. Великие державы подошли к краю пропасти, но сумели вовремя остановиться. Благодаря интенсивным переговорам между Хрущевым и Кеннеди и готовности обоих лидеров идти на компромисс мирная договоренность была достигнута. СССР вывозил свои ракеты с Кубы, а США гарантировали ей безопасность и вывозили свои ракеты средней дальности из Италии и Турции. Ф. Кастро и Н. Хрущев Н. . Хрущев и Д. Кеннеди

2. Взаимоотношения с капиталистическими странами Ракета средней дальности США «Юпитер» В августе 1963 г. лидеры СССР и США поставили свои подписи под договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космосе. Был сделан первый шаг на долгом пути к запрещению ядерного оружия. В начале 1964 г. был опубликован меморандум Советского правительства «О мерах, направленных на ослабление гонки вооружений и смягчение международной напряженности» . Несмотря на значительное улучшение отношений с Западом и многочисленные инициативы по разоружению, Хрущев понимал «мирное сосуществование» как новую форму борьбы, соперничества двух систем («…Догнать и перегнать Америку!»), в котором допустимы любые методы. Поэтому говорить о взаимовыгодном и долгосрочном сотрудничестве в тот период нельзя.

Задание 1: Используя учебник стр. 292 - 294, заполните таблицу. События, свидетельствовавшие о мирном сотрудничестве СССР с капиталистическими странами События, свидетельствовавшие о напряженности отношений между СССР и капиталистическими странами Вывод: (о чем свидетельствуют данные события? Укажите новые черты и противоречия внешней политики СССР)

Взаимоотношения с капиталистическими странами ПРОВЕРЬ! События, свидетельствовавшие о мирном сотрудничестве СССР с капиталистическими странами События, свидетельствовавшие о напряженности отношений между СССР и капиталистическими странами 1953 г. - прекращение войны в Корее 1956 г. – изменение военной доктрины СССР (переход от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию) 1953 г. – отказ СССР от создания военно-морских баз на территории Турции 1957 г. – в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (временный приоритет над США) 1954 г. - прекращение войны в Индокитае 1956 г. – Суэцкий кризис 1955 г. – подписан договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска 1961 г. – Берлинский кризис 1955 г. – СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией 1961 г. – СССР отказался от моратория на ядерные взрывы в атмосфере 1956 г. – СССР объявил о прекращении состояния войны с 1962 г. – Карибский кризис

Задание Подумай, почему в конце 50 -х начале 60 -х гг. Запад так и не откликнулся на советские предложения о сокращении вооружений и разоружении?

3. Начало кризиса мировой системы социализма Венгерские революционеры Конвоируют сотрудника секретной службы. Одной из форм противостояния между Востоком и Западом советские власти считали укрепление и расширение социалистического лагеря. После смерти И. В. Сталина в марте 1953 г. в странах Восточной Европы начало нарастать напряжение. Народы этих государств надеялись на смягчение политического режима, а старая партийная номенклатура боялась потерять власть. Н. С. Хрущев считал, что для сохранения социалистического лагеря «страны народной демократии» также как и СССР нуждаются в некоторой либерализации. Десталинизация началась во всех восточноевропейских странах. Организация Варшавского договора (ОВД), созданная социалистическими странами во главе с СССР в мае 1955 г. , предусматривала учреждение Объединенного командования вооруженными силами и единой пограничной системы охраны стран социализма. Кроме того, летом 1955 г. Н. С. Хрущев восстановил отношения с Югославией, признав, что страна может выбрать свой путь перехода к социализму, отойдя от советского опыта. Мягкая позиция Н. С. Хрущева в отношении Югославии вызвала в других восточноевропейских странах надежду, что и для них заканчивается время советского диктата.

3. Начало кризиса мировой системы социализма Символ Венгерского восстания – уничтожение памятника Сталину Советские танки на улицах Будапешта Особенно сильны были антисоветские настроения в Польше и Венгрии. Многотысячные демонстрации требовали «Свободы!» , «Долой коммунизм!» , «Бога!» , «Хлеба!» . В отношении Польши кризис удалось преодолеть мирным путем. Согласившись признать лидером ПОРП (Польской Объединенной рабочей партии) популярного в обществе В. Гомулку, советские власти несколько ослабили контроль над политической жизнью Польши и отозвали в Москву назначенного в 1945 г. министром национальной обороны Польши советского маршала К. К. Рокоссовского. В Венгрии же ситуация вышла из-под контроля. Венгерское восстание, начавшееся в октябре 1956 г. привело к угрозе выхода Венгрии из орбиты политического влияния СССР и обретения подлинной независимости. Этого советское руководство допустить не могло. 4 ноября 1956 г. советские вооруженные силы начали операцию «Вихрь» по «восстановлению порядка в Венгрии» . Венгерское восстание было потоплено в крови, а во главе страны поставлено марионеточное правительство Я. Кадара.

3. Начало кризиса мировой системы социализма Н. С. Хрущев и Мао Цзэдун В то же время, критика культа личности Сталина привела к обострению отношений СССР с Китаем. Председатель компартии Китая Мао Цзэдун в 1960 г. обвинил руководство ЦК КПСС в «ревизионизме» , а себя - единственным после смерти И. В. Сталина авторитетом в вопросах построения социализма. В ответ Н. С. Хрущевым были отозваны из Китая советские специалисты, и сокращена экономическая помощь СССР Китаю. Мао Цзэдун предъявил СССР территориальные претензии, начались пограничные конфликты. Китай поддержала Албания, вышедшая к 1961 г. из СЭВ и ОВД.

Задание Подумай, что нового появилось в отношениях СССР со странами социализма, освободившимися государствами в 1953 -1964 гг. ?

4. СССР и страны «третьего мира» Говоря о либерализации и «мирном сосуществовании» с Западом, Н. С. Хрущев никоим образом не допускал мысли о распаде соцлагеря. Наоборот, он стремился использовать распад мировой колониальной системы, чтобы увеличить количество соцстран. В эти годы на всех международных встречах советский лидер выступал как последовательный сторонник предоставления независимости колониям. На Женевской конференции 1954 г. по Индокитаю СССР добился вывода французских войск из Вьетнама, Лаоса и Камбоджи и признания их независимости.

4. СССР и страны «третьего мира» Созданная в 1945 г. на севере Вьетнама ДРВ (Демократическая республика Вьетнам) во главе с Хо Ши Мином пользовалась всяческой поддержкой Советского Союза. С 1956 г. СССР выступил инициатором принятия в ООН целой группы молодых государств. Суэцкий кризис 1956 г. , когда Великобритания и Франция поддержали израильскую агрессию в Египет, а Советский Союз своей твердой позицией в ООН добился отвода иностранных войск от Суэцкого канала, еще больше укрепил авторитет СССР среди развивающихся стран. В 1959 г. СССР поддержал революцию на Кубе (в 1961 г. лидер кубинской революции Ф. Кастро начал социалистические преобразования), а в 1961 г. - образование Движения Неприсоединения. Советские власти развивали политические и торговые контакты с Ираном, Сирией. Афганистаном, Индией, Египтом и другими молодыми государствами. А то правительство, которое объявляло об избрании «социалистического пути развития» могло рассчитывать на безвозмездную экономическую и военную поддержку СССР. Н. С. Хрущев и Г. А. Насер.

Вывод «Холодная война» (экономическое, политическое и идеологическое противостояние СССР и США), начавшаяся в середине 1940 -х гг. , продолжалась и в период правления Н. С. Хрущева (1953 - 1964 гг.). Двойственный характер внешней политики СССР в данный период отчетливо проявлялся в том, что выступая с инициативой «мирного сосуществования» держав с разной политической системой, советское руководство вместе с тем продолжало эскалацию гонки вооружений. Еще одной важной реалией этого времени является борьба СССР за укрепление и расширение социалистического лагеря. Крах колониальной системы, начавшийся с конца 1940 -х гг. , привел к появлению на мировой арене множества новых государств, т. н. стран «третьего мира» . Руководство страны полагало, что, оказывая поддержку этим государствам, можно расширить плацдарм социализма. Немало энтузиазма вызвала победа кубинской революции 1959 г. С другой стороны, после разоблачения Сталина престиж Советского Союза был подорван, он перестал рассматриваться как носитель абсолютной истины в вопросах создания нового общества. Обобщая, можно сказать, что внешняя политика Н. С. Хрущева была такой же противоречивой и импульсивной, как и сама личность этого лидера.

Закрепление изученного Задание № 1 для закрепления Ответы на задание № 1 Задание № 2 для закрепления Домашнее задание Разгадай кроссворд

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: