Медитация с детьми. Самопознание или самоосознание

14 медитаций в игровой форме, которые помогут маленьким детям успокоиться и придти в равновесие.

Для детей неестественно медитировать. Они страстно исследуют и испытывают окружающий мир всеми возможными способами. Спокойствие, может показаться, им совершенно чуждо.

Но и у детей в жизни бывает стресс (чаще всего потому, что стресс у нас, у ролевых образцов, так что на самом деле больше медитировать нужно взрослым), и медитация может научить их не забывать наслаждаться маленькими радостями и чувствовать миг счастья как оно есть.

Медитация - не достижение
Наше общество всегда формулирует цели, но давайте попробуем думать о медитации не как о способе достичь внутреннего покоя, а скорее как о возможности насладиться путешествием и открыть глаза на прекрасный мир вокруг нас — и внутри. Просто, чтобы позволить себе быть.

Вот 14 медитаций для маленьких детей, которые можно попробовать.

1. Третий глаз

Уложите ребенка на пол и положите ему на лоб маленький камешек, стекляшку или кристалл. Попросите подумать о нем, вообразить его цвет или многоцветие, почувствовать тепло или прохладу, его вес и другие качества.
Волшебный камень поможет тебе быть более спокойным и расслабленным… Дыши, и пусть его магия медленно проникает в твое тело и заполняет всего тебя до кончиков пальцев.

Если лежать надоело, попробуйте попринимать разные позы, не роняя камень и не прекращая его осознавать. Можно попробовать встать в полумостик, сделать «березку» или закинуть ноги за голову.

2. Остановись и послушай

Для этой игры вам понадобится тибетская поющая чаша или колокольчик, звон которого длится достаточно долго. Пусть дети свободно перемещаются по комнате, но как только звучит чаша или колокольчик, они должны остановиться, замереть и закрыть глаза. Пусть слушают звук очень внимательно, и только тогда, когда он окончательно иссякнет, начинают двигаться снова.

3. Немой колокольчик

Сядьте с детьми в тесный круг и пустите по кругу колокольчик (или несколько). Пусть каждый ребенок звонит в колокольчик, если захочет, и слушает звук. Затем постарайтесь передавать колокольчик, чтобы он не зазвонил. Покажите детям, как это сделать очень бережно и тихо. Это волшебным образом утихомиривает детей и приуготовляет их к расслаблению. Можно делать это вдвоем, передавая друг другу.

Дети есть дети, так что может быть, вам придется несколько раз повторить игру, прежде чем они поймут, что звонить не нужно. Если игра становится слишком простой, передавайте колокольчик тому, кто сидит дальше от вас — для этого будет нужно встать и подойти, по-прежнему не нарушая тишину.

4. Передай огонь

Такое же упражнение можно проделывать со свечкой и двигаться плавно и медленно. Таким образом, чтобы огонек не погас.

5. Круг колокольчика

Сядьте в круг и закройте глаза. Пусть один ребенок держит колокольчик и медленно обходит круг снаружи — так, чтобы не зазвонить. Затем, подойдя к кому-нибудь, кого выберет, тихонько звонит ему над ухом, отдает колокольчик и садится на его место.

Игра продолжается так несколько минут, пока вы не разрешите детям открыть глаза и увидеть - все поменялись местами, но круг остался целым.

И бесшумно ходить вокруг, и сидеть тихо в кружке ожидая колокольчика над ухом, — очень сосредоточивает и успокаивает детей.

6. Зоо-рай

Хорошая детская игра, чтобы попробовать и запомнить позы всевозможных животных. Она приносит спокойствие, любовь к тишине и самоконтроль. Для нее вам тоже будет нужна тибетская чаша или долго звучащий колокольчик.
Назначьте йогическое животное, или пусть дети по очереди выбирают сами, — и пусть они двигаются по комнате, изображая движения и звуки этого животного. Когда дети слышат звук, они должны замереть в этой животной позе и оставаться неподвижными, пока чаша не перестанет петь.

7. Как тихо

В этой игре детям нужно оставаться без движения необычайно долго. Что очень хорошо сказывается на способности слушать и концентрироваться. Вам понадобится тибетская поющая чаша и повязки на глаза.
Попросите детей лечь на пол, руки вытянуть по бокам, на глаза надеть повязки (или выключить свет). Скажите, что чаша будет петь, а они должны слушать очень внимательно. Когда чаша остановится, им будет нужно осторожно положить руки на живот. Когда все это сделают, чаша снова запоет, а после остановки им снова нужно будет вытянуть руки. Вот какой у вас мирный и тихий класс детей! Пока они не разбегутся, разумеется.

8. Спящие эльфы и феи

Поставьте расслабляющую музыку и вооружитесь пыльцой фей. Пусть все дети отдыхают в позе Ребенка (колени под себя, расслабленные руки вытянуты вдоль тела к ногам). Каждый из них — фея или эльф. Ходите вокруг и легко касайтесь их спин кончиками пальцев, покрывая их магической пыльцой фей. Она даст им волшебную силу оставаться настолько неподвижным, насколько можно. Кто продержится дольше?

9. Спокойная вода

Все лежат на полу неподвижно. Если кто-то двинется, ему придется отойти в сторонку. В этой игре мы не то, что говорим «не двигаться», а скорее приглашаем вовлечься в неподвижное лежание — так будет душевнее.

10. Я вижу красоту

Ходите по классу, по комнате, по улице или в парке. Позвольте детям останавливаться тогда, когда им самим покажется верным, и оглянуться вокруг в поисках красивого:

Поищи красивое перед тобой и тихонько скажи «Я вижу красоту передо мной».
Оглянись назад, найди что-то красивое и тихо скажи «Я вижу красоту за спиной».

Продолжайте так — направо, налево, наверх и вниз.

11. Идем по небу

Эту игру-медитацию безопаснее выполнять в парах на улице. Пусть один из детей держит под глазами маленькое зеркало, развернутое наверх к небу, а второй его ведет. Когда идешь с зеркалом у глаз - и правда выглядит, словно идешь по облакам: у тебя совершенно иная перспектива и открываются глаза на целый новый мир.

12. Дыхание океана

Сядьте прямо или лягте. Закройте уши, чтобы снаружи ничего не было слышно. Теперь дышите глубоко и внимательно слушайте. Вы услышите в своем дыхании звучанье океана.

Слушайте, как волны накатывают и отходят, и позвольте себе совершенно расслабиться.

13. Найти центр

Можно делать сидя или лежа. Наклонитесь немножко направо, немножко налево, вперед и назад — пока не отыщите свой центр, положение, в котором вы чувствуете баланс. Теперь закройте глаза и представьте, как этот центр распространяется от ступней ног наверх, по позвоночнику, до макушки головы. Вдохните в этот центр и поглядим, что получится.

14. Доска Будды

Это специальная доска, на которой можно рисовать или писать водой. Вода испаряется с поверхности примерно через минуту, слова или картинка исчезают. Они продаются готовые, но в принципе можно делать это на сухом асфальте мокрой кисточкой, на школьной доске, на столе.

Будда учил, что ничто не постоянно, что вещи не длятся вечно, и доска на практике это иллюстрирует. Каждый ребенок может что-то нарисовать на доске, но сначала предыдущее творение должно испариться и уступить место.
Практикуя подобные игры-медитации, мы можем легче вовлечь детей в состояние осознанности.

Экспериментируйте, но не воспринимайте всё это слишком серьезно, не пытайтесь достичь каких-то особенных состояний ума. Жизнь прекрасна и полна такая, какая она есть, и медитация, возможно, просто способ снова обратить на это наше внимание.

Здравствуйте, мои любимые читатели!

Уже много раз я получала письма с вопросами, касающимися медитации для детей. Полезно ли детям медитировать. Как медитация влияет на поведение и самочувствие ребенка? Не вредит ли медитация детской психике? Какие виды медитации рекомендуется предлагать детям. И многое другое.

Сегодня я готова ответить на ваши вопросы, основываясь на результатах исследований и своем личном опыте.

Результаты исследований о пользе медитации для детей

В исследовании, проведенном в пяти средних школах Бельгии, с участием около 400 студентов (13-20 лет), профессор Филип Раес пришел к выводу, что ученики, которые регулярно посещали уроки медитации осознанности, уже по истечению шести месяцев показали более низкий уровень подверженности депрессии, тревоге и стрессу.

Шонет Райхль и Лоулер провели исследование эффективности медитации осознанности для школьников, в рамках которого участники медитировали три раза в течении дня. В целом, наблюдалось значительное улучшение позитивного настроя и снижение уровня агрессии у детей.

34 подростка с диагнозом «трудности в обучении» участвовали в 5-недельной программе по медитации осознанности. В результате участники, которые завершили программу, показали значительное снижение тревожности, улучшение коммуникативных навыков и академической успеваемости.

Польза медитации для детей

В целом медитация для детей приносит такую же пользу для юных практикующих, как и для взрослых:

  • Оказывает положительное влияние на успеваемость;
  • Помогает детям дольше удерживать внимание в настоящем моменте;
  • Улучшает концентрацию внимания и память;
  • Способствует расслаблению, обретению внутреннего мира и спокойствия;
  • Развивает такие чувства, как счастье, радость, любовь, сострадание;
  • Снижает уровень тревожности, беспокойства, стресса;
  • Помогает избавиться от агрессии и гнева или снизить их уровень;
  • Способствует принятию себя и развитию самоконтроля;
  • Повышает уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

О пользе медитации для взрослых вы можете прочитать .

Виды медитации, подходящие детям

Для детей разных возрастных групп подходят разные виды медитации. Это связано с особенностями возрастного развития ребенка. Я предлагаю вам попробовать следующие техники медитации, взятые мною из книги «Медитация для детей» автора Лама Тенчой. Полное содержание книги вы найдете по ссылке http://abhidharma.ru/A/Raznoe/0018.pdf .

Дети от 4 до 7 лет

Сеансы медитации для этой группы очень короткие. Не более 5-7 минут. В этом возрасте у детей преобладает чувственное восприятие и обучение через получение непосредствен­ нового опыта. Аналитические медитации, включающие в себя логические умозаключения, им не подходят.

Осознанное дыхание

Примите удобную сидячую позу. Позвольте своему уму обратиться внутрь. Сфокусируйтесь на собственном дыхании. Дышите мягко и естественно.

Вы знаете, где находится ваш живот? Положите вашу руку на живот. Вот так. Учитель кладет руку на свой живот, показывая детям, как это надо делать. Почувствуйте, как ваш живот поднимается и опускается под рукой, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Вдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится больше. Выдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится меньше.

Сидите спокойно и расслабленно, с умом, обращенным глубоко внутрь себя, просто ощущая, как ваш живот увеличивается с каждым вдохом и уменьшается с каждым выдохом. Мы будем сидеть так в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая.

А теперь откройте ваши глаза и немного потянитесь. Мягко разомните пальцы на ногах и на руках. Посидите спокойно еще немного, оглядитесь вокруг себя и при­ слушайтесь к звукам окружающего мира.

Пробуждение сердца

Начните с тихого и ровного дыхания. Вы чувствуете ритм вашего дыхания, ощущаете, как воздух входит внутрь и покидает ваше тело?

Представьте, что вокруг вас находятся члены вашей семьи, ваши друзья. Все они сейчас присутствуют здесь. Сделайте вдох и выдохните. С каждым выдохом посылайте свет и радость каждому, кто вас окружает. Теперь представьте, что вас окружает все больше и больше людей и животных, от крупных до самых маленьких. Вдохните и выдохните. С каждым выдохом посылайте свет и радость каждому, кто вас окружает. Все они становятся счастливы, улыбаются, ощущают прилив сил и спокойствие.

Почувствуйте, как ваше сердце становится большим и теплым, любящим и открытым.

Дети от 8 до 12 лет

В этом возрасте дети уже используют логическое мышление, однако их логика оперирует на предметном, ограниченном уровне.

Чистота ума

Представьте, что вы лежите на вершине горы и смотрите прямо в небо, на котором нет ни одного облака, небо чистое и ясное. Куда бы вы ни посмотрели, повсюду будет это чистое и ясное небо. Сконцентрируйтесь на этом огромном пустом пространстве.

Представьте, что это огромное ясное пространство неба проникает в вас и во все, что вас окружает. Ваше тело и все что, вас окружает, растворяется в этом пространстве пустоты. Нет ничего, кроме ясного, пустого пространства, подобного небу. Сохраняйте свой ум в спокойном и ясном состоянии. Почувствуйте, что ваш ум чист и сияет подобно чистому, открыты­ тому пространству. Ваш ум ясный и пустотный, как небо. Оставайтесь в этом ощущении так долго, как вы можете.

Мягко разомните пальцы на ногах и на руках. Сохраняя ощущение огромного пространства неба, почувствуйте свое тело как часть всего, что окружает вас. Вы спокойны и счастливы. В вашем уме ощущается ясность.

Осознанная ходьба

Для начала давайте постоим спокойно, без движения. Постарайтесь держать руки вместе, вот так. Соедините руки на уровне пупка. Закройте глаза. Расслабьте ваше тело, дышите спокойно. Вдыхайте и выдыхайте свободно и легко, позвольте вашему телу по-настоящему расслабиться и ощутить комфорт. С каждым выдохом почувствуйте, что вы становитесь свободнее и раскованнее.

Проверьте, как вы себя чувствуйте в настоящий момент. Если в вас присутствует ощущение, которое вам не нравится, по­звольте ему стать мягким и текучим и покинуть ваше тело. Как только это происходит, почувствуйте, как ваше тело тотчас рас­слабляется. Продолжая стоять без движения, ощутите, как ваши ступни каса­ются пола. Ощутите ваши пальцы на ногах, кожу подошв и другие части ва­ших ступней, соприкасающиеся с полом.

Начинаем медленно двигаться вместе, делая осторожные мягкие шаги. Поднимите сначала одну ногу и, двигаясь вперед, медленно и осторожно опустите ее. Затем поднимите другую ногу, и, двигаясь вперед, также медленно и осторожно опустите ее. Следите за тем, как с каждым движением меняются ощущения в ваших ступнях. Обратите внимание на изменение ощущений в разных частях ступни, по мере их соприкосновения с полом.

Если вы начинаете думать о чем-либо еще, просто замечайте, как появляются мысли, и по-прежнему возвращайтесь к своим ощущениям в ступнях. Просто наблюдайте за своими мыслями со стороны и позво­ляйте им уйти. Так мы будем медленно прогуливаться несколько минут, обращая внимание на ощущения в ступнях.

Дети от 13 до 15 лет

Дети этого возраста способны успешно оперировать более сложным языком и понятиями, и могут концентрироваться и сидеть спокойно в течение более продолжительного времени.

Медитация Света

Сядьте удобно и дышите естественно. Затем, когда ваш ум станет спокойным и ясным, представьте, что вы находитесь на берегу прекрасной реки, озера или океана, над которым светит яркое солнце. Солнечный свет, отражаясь в волнах, сверкает и разбегается мно­жеством ослепительных лучей.

Думайте о том, что этот свет - это все самое хорошее, наполнен­ное силой, именно там содержатся ответы на все вопросы, кото­рые вас волнуют. Свет окружает вас со всех сторон и накрывает, переполняя ваше тело великой радостью, проникая внутрь через самые крошечные части вашего тела. Ваше тело превращается в чистый белый свет. Сконцентрируйтесь на этом.

Думайте о том, что все ваши пробле­мы и трудности полностью растворяются в этом сияющем белом свете, до тех пор, пока последние из них не исчезнут, оставив одно лишь белое сияние. Ваше тело становится телом белого света. Все ваши мысли растворяются в свете вашего тела. Почувствуйте, как вещи по-настоящему меняются, что все ваши страдания полностью исчезают. Почувствуйте, как вам становится лучше.

Сохраняйте это ощущение силы так долго, как сможете.

Разделение на возрастные группы достаточно условно, если вы считаете, что ваш ребенок готов к выбранной вами медитации, попробуйте провести ее с ним. Если ваш ребенок с удовольствием будет ее выполнять, то вы можете в дальнейшем снова обращаться к данной технике.

Самое главное, по-моему мнению, это вызвать у вашего ребенка желание медитировать, чтобы медитация не воспринималась им, как нудная обязанность, а выполнялась с радостью и удовольствием.

Мой опыт проведения медитации для детей

Я веду йогу и медитацию для детей от 4 до 12 лет, основной возраст 6-9 лет. Как правило, я провожу медитацию с детьми в конце класса. Скорее это даже не медитация как таковая, а некоторое медитативное расслабление. Оно способствует физическому и ментальному расслаблению детей, позитивному настрою, развитию таких чувств, как радость и спокойствие.

Дети ложатся в шавасану, я прошу их закрыть глаза и сфокусировать внимание на дыхании. При этом я не прекращаю монолога: «сделайте глубокий вдох, а затем медленно выдохните, дышите через нос, ровно и спокойно». Затем я прошу их расслабить части тела, называя их и давая некоторое время на расслабление.

Когда дети успокоились, расслабились, дышать ровно и спокойно, я предлагаю им представить, что они находятся на море, в лесу, на солнечной поляне, на цветочном поле, в своем самом любимом месте на земле или парят в облаках. Каждый раз это разное место, но всегда очень приятное, позитивное, безопасное.

Затем я спрашиваю, что они там видят, но призываю их не отвечать вслух, а только представлять и наблюдать. И помогаю им, перечисляя предметы, которые гипотетически могут быть в этом месте. Например, на море дети могут увидеть песок, пальмы, волны, корабль, дельфина, черепаху и т.д. Затем я спрашиваю, что они чувствуют, и снова перечисляю. Например, как теплый песок касается их стоп, ласковое солнышко согревает кожу, дует легкий ветерок и трепет волосы. Я стараюсь задействовать различные органы чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.

На мой взгляд, медитация для детей в первую очередь должна научить их расслабляться, концентрироваться на своих чувствах и ощущениях, и создавать состояния спокойствия и радости.

Еще мы иногда поем мантру ОМ. Для этого мы садимся в круг в позе лотоса, закрываем глаза, иногда беремся за руки. И затем я предлагаю сделать глубокий вдох, а на выдохе пропеть ОМ. Это хорошо помогает развивать легкие и также немного успокаивает детей, если они сильно возбуждены и неуправляемы после какой-нибудь активной игры.

Я также отношу такой вид активности, как раскрашивание мандалы, к медитации. И иногда даю деткам такое задание буквально на 15 минут.

Выводы

На сегодняшний день появляется все больше информации о клинических исследованиях позитивного влияния медитации на психическое и физическое здоровье детей. Во многих школах США и Европы уже реализуются проекты внедрения йоги и медитации в методические программы. И уже получены хорошие результаты.

В целом, дети, которые регулярно практикуют йогу и медитацию в школе, способны лучше регулировать свои эмоции, справляться со стрессом, показывают лучшую успеваемость.

Узнать больше о йоге для детей вы можете, прочитав статьи моего бога: как организовать занятия йогой для детей , занятия йогой для детей разных возрастных групп , составляем план занятия йогой для детей , видеоуроки семейной йоги с Юлией Шелковиной.

С искренней симпатией, Олеся.

Медитация для детей «Волшебный остров»

Устройтесь поудобнее и закройте глаза. Представьте волшебный необыкновенный остров. Может быть вы раньше видели его на картинке, или же это то место, где когда-то отдыхали с мамой и папой и вам хочется в него возвращаться снова и снова.
Это необитаемый остров и ты на нем совершенно один. На нем живут лишь звери и птицы. Много цветов и удивительных растений. Прислушайся, какие звуки ты услышишь? Почувствуй необыкновенный запах экзотических растений. Вдохни глубоко. Тебе приятно?
Совсем рядом слышны волны. Море удивительно теплое, ласковое. Окунись в него и поплавай. Оглянись и заметь какая погода на острове?
Как ты чувствуешь себя на этом волшебном острове? Ведь ты совершенно один! Сохрани это чувство и вернись в свою комнату. Представляй себе свой остров тогда, когда захочешь. Помни, ты всегда можешь отправиться в свой райский уголок.

Медитация для детей «Достань звезду»

Ты знаком с выражением «Достать с неба звезду»? Что оно обозначает? (Если ребенку не знакомо значение выражения, то можно пояснить смысл: сделать что-то особенное, реализовать мечту, добиться успеха).
А теперь закрывай глаза и отправляйся в лес на поляну. Над тобой — темное-претемное небо, которое просто усыпано необыкновенными звездами. Их яркий свет притягивает тебя, кажется, что они совсем рядом.
Многие считаю, что когда звезда падает, то можно загадать желание. Оно непременно сбудется! А ее говорят, что звезду нельзя достать. Давай попробуем!
Отыщи взглядом самую привлекательную, самую яркую звездочку и загадай желание. Представь, что же тебе хочется больше всего?
Открой глаза, вдохни и задержи дыхание. Изо всех сил постарайся дотянуться до звезды. Тянись, тянись… Старайся, напряги руки, можешь встать на носочки. Еще чуть-чуть, почти-почти… Уффф, молодчина, достал свою звезду. Выдохни, расслабься.
Твое счастье в твоих руках. Можешь сохранить свою звезду в потайной коробочке. Радуйся, глядя на нее.
Ты отлично потрудился, теперь давай отдохнем. Вновь закроем глаза и представим, что твоя мечта сбылась.

Медитация для детей «Малыш».

Малыш который только-только родился очень беззащитен. Он не успел ни в чем провиниться. Его все любят просто за то, что он есть на этом белом свете.
Закрой глаза и представь себя крошкой. Ты лежишь в колясочке или детской кроватке. Рядом находится мамочка и другие родные тебе люди. Тебя нежно гладят, носят на ручках, ласково обнимают и прижимают к груди. Ты чувствуешь себя в безопасности и очень надежно.
Ты совсем еще ничего не можешь делать сам. Тебя пеленает мама, дает соску, укладывает спать. Тебе тепло и уютно. А вот принесли бутылочку, чтобы покормить. Потяни ручки с маме, улыбнись ей. Тебе хорошо, спокойно. Ты всем доверяешь, ведь все вокруг заботятся о тебе. Тебя все любят.
Запомни и сохрани эти ощущения.
Постепенно открывай глаза.

Желает приятных занятий!

Интересное

Благодаря этой медитации вы поможете своему ребёнку освободиться от любого недуга и набраться жизненных сил, восстановив иммунную систему..

Мы будем работать со зрительными образами:

1. Сначала давайте вспомним и представим наиболее яркие по цветовой гамме, позитивные картины нашего детства с большим количеством людей.. Это могут быть семейные торжества, утренники, поездки на электричках, вокзалы, пляжи, птичьи рынки, зоопарки, выставки, соревнования и прочее — у каждого своё..

2. Представим очень большую старинную книгу.. В подробностях.. Если сможете — создайте её такой, как вам захочется.. Пусть будет переплёт из натуральной или искусственной кожи или из бархата.. Пожелтевшие, но прочные страницы.. Может даже книга ваша будет с замком.. Творите.. А когда завершите — на обложке выделите название «Любовь мамы к папе «.. Вас может удивить это название.. Но его менять нельзя..

Насколько гармонична Ваша Любовь — настолько здоров ребёнок..

3. Теперь давайте «поиграем» с образами полевых и любимых вами цветов.. Вам необходимо вспомнить и представить их и украсить ими любимые места в городе, деревне, селе, где вы живёте..Преподнесите охапки любимых цветов вашей памяти приятным вам людям.. Включайте Воображение..

4. Теперь мы будем открывать нашу книгу любви (страницу за страницей) и прислушиваться к своей интуиции.. Где, на какой страничке записана досада, обида, горечь, ревность мамы к папе?.. И туда мысленно помещаем образ любимого цветка.. Мы таким образом прощаем как себя, так и друг друга.. Если же на странице вашей книги вы увидите иллюстрации печали, скандала, ссоры, оскорблений, пьянки, побоев — положите туда охапку любимых цветов.. Чем ярче будет их цвет и запах, тем лучше.. А если в вашей книжке есть скорбная страница — вырвите её и пустите по ветру.. Ведь вы знаете, что любимые не умирают, они просто переезжают из нашей головы в наше сердце..

5. Когда вы закроете свою книгу любви к папе вашего совместного ребёнка, замрите на миг.. Почувствуйте в своём сердце любовь к отцу своего ребёнка.. Ведь она — эта ЛЮБОВЬ будет лечить вашего ребёнка.. Она будет восстанавливать его иммунитет..

6. Чтобы усилить эту любовь — представьте в кругу вместе с вами дорогих вам людей.. Из их сердец струится свет, нацеленный на центр круга, в который помещаем образ ребёнка.. И удерживаем эту картину максимально долго — без напряжения сознания..

7. Излучая Любовь, наполняйте ее светом вашего ребенка.. представьте, что он УЖЕ абсолютно здоров!..и не позволяйте сомнению ПОМЕШАТЬ ВАМ в это Искренне поверить!!..

Мы знаем, что медитация – прекрасный инструмент для обретения покоя и равновесия в противовес бурному ритму жизни. За это мы ее и любим. Но что мы можем сделать, чтобы и наши дети полюбили медитацию?

Чем медитация полезна детям

«Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии» (JAACAP) и Центры по контролю и практике заболеваний США опубликовали исследование, в котором говорится, что в период с 2003 до 2012 в США было зарегистрировано около 2 миллионов случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и около миллиона детей начали принимать медицинские препараты, чтобы контролировать синдром. Что самое тревожное, большинство пациентов были младше 6 лет .

Исследование, проведенное научно-исследовательским отделом Королевского госпиталя для женщин в Сиднее, Австралия, показало значительное ослабление симптома СДВГ у детей, которых обучали медитации . Они могли дольше концентрировать внимание и в меньшей степени проявляли симптомы гиперактивности.

Были названы и другие обнадеживающие эффекты:

— Улучшение отношений с родителями;
— Повышение самооценки.
— Пятьдесят процентов детей, принимавших медикаменты, смогли уменьшить дозу или полностью отказаться от препаратов и демонстрировали дальнейшие улучшения по мере занятий медитацией.

Поделившись с нашими детьми этими древними, но очень практичными техниками, мы можем помочь им лучше справляться со стрессом и жить более здоровой жизнью в целом.

Так как же мы можем приобщить ребенка к медитации? Вот несколько советов и медитативных техник.

Дети склонны копировать поведение родителей. Так что для того чтобы помочь им встать на путь медитации, может быть достаточно попросту подавать им личный пример . Если ребенок видит, что вы занимаетесь медитацией, это создает благоприятную атмосферу для его обучения .

Практикуйте тишину

Уделите один день – или даже полдня – тишине. Эти несколько часов будут настоящей радостью для вас и хорошим уроком для ваших детей.

Вы можете подать это в виде игры «кто сможет быть тише всех». Пусть дети относятся к этому, как к забаве. А когда тишина будет нарушена, придумайте игру или песню, посвященную прерыванию тишины, со словами, полными любви, добра и хороших намерений.

Начинайте с малого

Многие эксперты рекомендуют медитировать по минуте на каждый год возраста , начиная с восьми лет. Если вашему ребенку меньше шести лет и у него диагностировали СДВГ, возможно, следует начать заниматься медитацией раньше. Как именно это делать, зависит от возраста и личных особенностей вашего ребенка, и это познается методом проб и ошибок.

Пранаяма (дыхательные упражнения)

Дыхание связано с праной (энергией жизненной силы) , и оно заряжает кислородом каждую клетку вашего тела. Пранаяма – один из самых важных инструментов, она помогает, когда ребенок вот-вот загрустит или когда его переполняют эмоции и он не может внятно говорить, просто скажите ему: «Давай подышим». Научив ребенка дыхательным техникам, вы с легкостью сможете вывести ребенка из стрессовой ситуации .

Вот некоторые дыхательные техники :

Уджайи (победоносное дыхание): попробуйте попрактиковать «шум глубокого океана» при помощи задней стенки горла во время глубокого дыхания животом. Это упражнение хорошо успокаивает и придает сил.

Нади Шодхана (расслабляющее дыхание): считается, что эта техника помогает сбалансировать работу правого и левого полушарий мозга, что в свою очередь улучшает когнитивные функции. Можно начать с простой версии – когда нужно дышать, закрывая то одну ноздрю, то другую.

Капалабхати (огненное дыхание): прежде всего это очистительная техника, выдох активный и резкий, а вдох пассивный. Дети обычно с интересом наблюдают за тем, как втягивается живот при выдохе через рот.

Так же с ребенком можно позаниматься йогой. Ничто не сравнится с занятием йогой всей семьей. Приветствие солнца – веселый и обычно простой способ совместного занятия йогой. Считается, что эти 12 поз поддерживают каналы тела открытыми и налаживают течение энергии по ним, таким образом препятствуя множеству болезней.

Йога – это медитация в движении : нужно фокусироваться на упражнениях, дыхании, позах. Следите, чтобы дыхание вашего ребенка было равномерным на протяжении всего сеанса.

Визуализация

Визуализация — это наше воображение, фантазия, это представление некой информации в виде картинок. Для визуализации отлично подходит время перед сном.

Йога Нидра – древняя практика, которая подразумевает, что человек лежит без движения и концентрирует внимание на различных частях тела. Данное упражнение очень хорошо расслабляет и способствует хорошему сну.

Совместное пение мантр

Дети обожают петь. Пение улучшает способность фокусироваться и концентрироваться , а также способствует развитию мозга в целом. Вот некоторые мантры, которые можно практиковать со своими детьми:

Мантра Гаятри — эта мантра состоит из 24 слогов, каждый из которых отвечает за определенную часть мозга. Мантра используется для развития интеллекта и интуиции . А еще это красивая песня и отличное упражнение для памяти.

ОМ – звук Вселенной и высшего разума, с которыми дети, безусловно, могут устанавливать связь. Пусть ребенок поиграет с тембром и громкостью своего ОМ, и вы сами тоже произносите его в естественной манере. Звук может варьироваться от унисона до смеси криков разных зверей в джунглях.

Пение чакр : повесьте на стену схему расположения чакр (семи главных энергетических центров тела). Пусть ваш ребенок представляет, что каждая часть его тела раскрашена соответствующим цветом. И для каждой чакры пойте свою мантру. Так же можно использовать простые гласные звуки: ооо, ууу, ааа, аии, эии, иии.

После пения мантр скажите ребенку, не открывая глаз, прислушаться к своим ощущениям . Это мощный медитативный инструмент, который помогает детям осознавать эффекты использования мантр.

Массаж

Помимо того, что массаж обладает бесчисленным множеством полезных свойств , он также является одним из самых чудесных способов помочь ребенку влюбиться в медитацию . Он не только помогает лучше осознавать тело, но и создает атмосферу любви и прочной связи между вами и вашим ребенком . Спрашивайте ребенка, массаж каких частей тела ему приятен (для большинства людей это ступни, кисти, кожа головы и лица). Также рекомендуется пользоваться органическим кокосовым маслом.


Используйте творческий подход

Вот другие творческие способы включить медитацию в жизнь вашего ребенка:

— Подготовьте специальное место для медитации . Попросите детей принести с улицы камней (земля), налейте в стакан воды, подожгите свечу (огонь) и используйте что-то вроде пера, что может символизировать стихию воздуха. Поместите все это в центре комнаты. Детям это нравится, и каким-то образом они понимают, что так вы создаете священное место. Сядьте в круг вокруг этих предметов и начинайте медитировать.

— В качестве объекта фокусировки используйте пламя свечи (детям достаточно интересно смотреть на огонь, чтобы он завладел их вниманием).

— Поиграйте в игру, кто сможет медленно и осознанно пройти из одного конца комнаты в другой с книгой на голове.

Главное во всем этом – не заставлять ребенка медитировать, а стараться привить ему эту привычку , пробуждая в нем живой интерес. Превратите медитацию в приятное времяпрепровождение для вашего ребенка, и будет больше шансов, что он продолжит заниматься ей и во взрослой жизни.

Ваша,
Ирина Хлимоненко
и команда метода Сильва

P.S. А ваши дети любят медитировать? Как вы приобщаете своего ребенка к этой чудесной практике? Поделитесь с нами!

10 УРОКОВ МЕДИТАЦИИ

Введите свое имя и электронный адрес, чтобы получить мгновенный доступ. Уже 95,300 человека получили этот БЕСПЛАТНЫЙ путеводитель по методу Сильва.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: