Любимая певица Леонида Брежнева: У меня отказывают ноги. Первые публикации Пользуйтесь методикой, она на самом деле чудодейственна

Ольга Сергеевна Копылова, ведущая радиопрограммы «Посоветуйте, доктор!».

Александра Николаевна Стрельникова

Смелый вдох -

Как курка взвод.

Человек, ты теперь -

Стрельниковская гимнастика -

В ополчении на болезнь!

Н. И. Иванова, г. Москва

Александра Николаевна Стрельникова (1912–1989) – оперная певица, театральный педагог, автор уникальной дыхательной гимнастики.

Еще при жизни Стрельниковой упражнения разработанной ею гимнастики пользовались фантастической популярностью у артистов. Достаточно было перед выступлением в течение десяти минут подышать «по Стрельниковой», и голос звучал чище, ярче, звонче. Людмила Касаткина, Армен Джигарханян, Маргарита Терехова, Андрей Миронов, Лариса Голубкина, Татьяна Васильева и многие другие знаменитые актеры брали у Александры Николаевны уроки постановки голоса. Она обучала вокалу и звезд эстрады. У нее занимались Алла Пугачева, София Ротару, Лайма Вайкуле.

Однако случилось так, что методика Стрельниковой стала широко известна за пределами театрального мира. Оказалось, что дыхательная гимнастика, созданная для певцов и артистов, обладает уникальными лечебными свойствами и исцеляет от многих болезней.

Имя Александры Николаевны Стрельниковой еще при жизни было окутано легендами. «Авантюристка», «знахарка» – так величали ее в высших медицинско-чиновничьих кругах, спасительницей называли тысячи исцеленных людей, уставших от бесконечного и бесполезного хождения по врачам и уже было отчаявшихся. На нее молились! Ей желали ста лет жизни те, кого она спасла от болезней, зачастую считавшихся неизлечимыми.

В сентябре 1989 года нелепая трагическая случайность оборвала жизнь гениальной целительницы. Не произойди этого, сотню лет Александра Николаевна прожила бы обязательно, ведь в свои 77 она отличалась отменным здоровьем и не знала, что такое остеохондроз, гипертония, сердечная недостаточность. Впрочем, с нестерпимой сердечной болью она была знакома… Однажды во время болезни сорокалетнюю Александру Николаевну пронзила резкая боль в груди, сковавшая все тело и комом подступившая к горлу. Она почувствовала, что задыхается. В доме не было телефона, до ближайшего автомата – целый квартал. И в этот момент ей вдруг словно кто-то подсказал: «Дыхательная гимнастика!» Собрав последние силы, со стиснутыми зубами она сделала несколько шумных вдохов из комплекса актерской гимнастики. И вскоре поняла, что доживет до утра. В эти минуты Александра Николаевна осознала, что создала не просто дыхательную гимнастику, возвращающую голоса актерам и певцам, но нечто гораздо большее – то, что может вернуть человеку здоровье. Так родилась идея использовать упражнения для постановки голоса в качестве лечебного средства.

Всю дальнейшую жизнь Александра Николаевна посвятила больным, перед чьими недугами оказалась бессильной официальная медицина. С помощью дыхательной гимнастики тысячи людей избавились от астмы, стенокардии, гипертонии, вернулись к активной жизни после инфарктов и инсультов, снова почувствовали себя молодыми и полными энергии.

В свои 77 лет А. Н. Стрельникова не знала, что такое остеохондроз, гипертония, сердечная недостаточность. Фото из личного архива М. Н. Щетинина

Прежде чем официальная наука приняла данный метод и он обрел всенародную популярность, Александре Николаевне пришлось преодолеть трудный путь. Она ушла, оставив нам свою гимнастику. Сегодня дело всей ее жизни продолжает доктор Михаил Николаевич Щетинин – преданный ученик и ассистент Стрельниковой, проработавший с ней более 12 лет, автор этой книги.

Штрихи к портрету

Моя учительница была необычайно активным и деятельным человеком. Она никогда не сидела просто так, ничего не делая, а почти ежедневно принимала пациентов дома, в крохотной квартирке на улице Тухачевского. Поскольку Александра Николаевна была не медиком, а педагогом, больных она называла учениками. Итак, ее день начинался с приема больных, который продолжался часов до трех-четырех. Потом она, если можно так выразиться, обедала – в прямом смысле слова «чем Бог послал»! Если я был дома, то с утра ставил вариться какую-нибудь кость, купленную накануне в магазине (тогда это называлось мясом). Если купить ничего не удавалось (а выстаивать длинные очереди за чем-нибудь съестным ни у меня, ни тем более у Александры Николаевны не было времени), то Стрельникова просто пила кофе (растворимый, конечно) и садилась писать свои записки.

Вечером Александра Николаевна отправлялась в Театр Сатиры или имени Моссовета, где она официально работала педагогом-вокалистом. В те редкие дни, когда не было спектаклей, закрепленных за ней (а работала она прежде всего с актерами, которые играли главные роли и которых она обожала; в их числе Андрей Миронов, Маргарита Терехова, Татьяна Васильева – перед спектаклем они обязательно «распевались» у Александры Николаевны), выдавался свободный вечер. И мы, конечно же, шли в ее любимое кафе «Артистическое» напротив Художественного театра в Камергерском переулке. Я не помню никаких других блюд, кроме цыпленка табака и «пластмассового» капустного салата, но все-таки это была хоть какая-то более-менее нормальная еда – и мы наслаждались ею!

Александра Николаевна всегда спала очень мало, но я не помню, чтобы ее когда-нибудь клонило в сон. А таких проблем, как высокое давление или перебои в сердце, в ее жизни вообще не существовало – по крайней мере, в те 12 последних лет ее жизни, что я находился рядом. Да и простужалась она крайне редко. Любую простуду Александра Николаевна задавливала, что называется, на корню, не позволяя ей полностью развиться, ведь свою гимнастику она делала каждый день по нескольку раз. О себе она как-то сказала: «Железная Стрельникова»! И это соответствовало действительности: железная воля, взрывной темперамент, шквал эмоций и колоссальная работоспособность до последнего дня жизни.

Уже после того как Александры Николаевны не стало, беседуя с самыми близкими нашими друзьями, я искал ответ на вопрос: в чем секрет ее титанической выносливости и работоспособности? И неизменно находил только один ответ – исчерпывающий и точный, как черная точка в центре мишени: стрельниковская дыхательная гимнастика!

Александра Николаевна была неутомима. Она все время шлифовала свою гимнастику, пытаясь еще более понятно и доходчиво описать те или иные упражнения. И я был этому свидетелем, поскольку почти постоянно находился рядом. Она могла, сидя в вагоне метро, вдруг встрепенуться, раскрыть сумочку, торопливо пошарить в ней и сказать мне: «Дай же быстрей какой-нибудь клочок бумаги и карандаш!..», и я, уже давно знакомый со всеми ее привычками, вытаскивал из кармана блокнот, в котором моя учительница делала наброски.

Разбирать их пришлось уже мне одному, без нее… Невероятное множество листков и листочков, промокашек, обрывков газет, конвертов, салфеток. И везде надписи, сделанные рукой гениальной женщины, которая сотворила чудодейственную гимнастику. Все это необходимо было обработать, превратить в описание дыхательных упражнений, доступное читателю, чтобы человек, находящийся за тысячи километров от Москвы, смог, выполняя по книге стрельниковскую дыхательную гимнастику, снять головную боль, приступ удушья, хотя бы ненадолго избавиться от душераздирающего кашля, снизить артериальное давление, температуру, элементарно выспаться! Но на все это нужно время. А свободного времени у меня, к сожалению, очень мало. С моей точки зрения, прежде всего надо уделить внимание конкретному человеку, нуждающемуся в помощи, а уже потом можно приниматься за описание новых упражнений.

Когда на лекциях меня спрашивают: «А есть ли в гимнастике Стрельниковой новые упражнения, которых мы еще не знаем?» – я всегда отвечаю: «Да, есть!» И не только потому, что моя учительница, которую бессчетное число раз пинала и пыталась втоптать в грязь официальная медицина, не хотела раскрывать все тайны, все секреты своей уникальной методики. А еще и потому, что каждый человек индивидуален!

ХРОНИЧЕСКИЙ НАСМОРК. АДЕНОИДЫ. ГАЙМОРИТ
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА И БРОНХИТ — 100% помогает уже через месяц.
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ И НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ: ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА
ГИПЕРТОНИЯ
ВЕГЕТОСОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ
НЕВРОЗЫ. НЕВРИТЫ. ДЕПРЕССИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ:
САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: ОСТЕОХОНДРОЗ
БОЛЕЗНИ СУСТАВОВ

Почему-то считается, что человека нужно учить правильно читать, петь, рисовать, а вот учить дышать не нужно. Но это в корне неверно! Большинство людей, к сожалению, дышат неправильно, и из-за этого у них возникает масса болезней.

«Будете заботиться о своем дыхании, проживете долго и счастливо» , - так сказал много веков тому назад один индийский мудрец. И это не пустые слова. Тысячи людей освоили методики правильного дыхания. И какие же замечательные слова благодарности они говорят тем, кто обучил их, как выздороветь без таблеток и дорогостоящего лечения!

Изучение механизмов дыхания и попытки взять под контроль этот важнейший физиологический процесс берут начало еще в первобытном обществе. Изучая себя как часть природы, человек отмечал неразрывную связь между характером дыхания и состоянием здоровья . Начало жизни человека и животного совпадало с началом дыхания, последний вздох убитого врага или умирающего соплеменника означал прекращение жизни.

История разработки метода

Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой. Вот почему методика называется «парадоксальная».

Этот метод открыла для себя мать Александры Николаевны - Александра Северовна Стрельникова, которая, так же как и дочь, была преподавательницей пения. Она занималась постановкой голоса, к ней старались попасть на занятия люди, работа которых была связана с пением. Первоначально Александра Северовна даже не предполагала, что ее дыхательная гимнастика сможет лечить людей.

Александра Николаевна Стрельникова в юности часто страдала от сердечных приступов; однажды ночью, когда невозможно было получить медицинскую помощь, начался один из самых тяжелых приступов. Тогда Александра Николаевна вспомнила о дыхательных упражнениях . Она стала дышать, как учила мать, превозмогая боль. К утру удушье отступило, сердечный ритм нормализовался. С той поры она стала регулярно заниматься парадоксальной гимнастикой и в преклонном возрасте не знала тех недугов, которыми страдает большинство пожилых людей: у нее не было проблем с сердцем, ее миновала болезнь века остеохондроз, у нее никогда не повышалось давление .

В послевоенные годы Александра Николаевна жила в Москве и работала в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, а затем педагогом-вокалистом в ДК железнодорожников. Она сама была прекрасной певицей, но же так, как мать, предпочла сцене обучение певческому искусству, используя семейную методику. Ей нравилось наблюдать, как развивались у людей, имевших посредственные от природы данные, прекрасные сильные голоса.

У матери и дочери Стрельниковых занимались многие из прославленных певцов и актеров (к ее помощи в разное время обращались Людмила Касаткина, Андрей Миронов, Алла Пугачева, Максим Штраух, Лариса Голубкина и многие другие) . Отзывы были такие впечатляющие, что Александра Николаевна решилась подать документы на получение патента на дыхательную гимнастику. Этот патент был ей выдан под названием: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса». Но случилось это спустя полвека, в 1972 г.

Постепенно Александра Николаевна стала замечать, что ее метод не только помогает при восстановлении голоса, но и способствует оздоровлению всего организма, прежде всего органов дыхания. Особое внимание Стрельникова уделяла лечению бронхиальной астмы . Один из излеченных пациентов, Михаил Щетинин, стал ее учеником и последователем. Он до сих пор практикует этот метод, разработал новые комплексы упражнений для различных заболеваний и опубликовал собственные данные, полученные после усовершенствования метода.

До сих пор по поводу метода Стрельниковой врачи не имеют единого мнения. Однипризнают его и считают замечательным средством для лечения многих заболеваний, особенно заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем. Другие отрицают его пользу, стараясь не акцентировать внимание на тех случаях, когда гимнастика спасла людям здоровье. Третьи хотят получить то самое научное обоснование, которое так и не дала Александра Николаевна.

Она умерла более 20 лет назад, в сентябре 1989 г., а созданная ею гимнастика благополучно «самообосновалась». Теперь любой желающий может ее изучить и применить на практике.

Преимущества данного метода

По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что: . сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;.· восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью; . является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;.· положительно влияет на организм в целом - в работу включаются все мышцы; . для занятий гимнастикой не требуется особых условий - специальной одежды (спортивный костюм,кроссовки и т. д.), помещения и пр.; . после первых занятий объем легких значительно увеличивается;. дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки; . гимнастика показана и взрослым и детям. Рекомендуется гимнастика при следующих заболеваниях:

. астма и хронические заболевания бронхов и легких;
. риниты (хронический насморк);
. гаймориты, бронхиты;
. пневмонии;
. сахарный диабет и его осложнения;
. неврозы и неврогенные заболевания;
. гипертония;
. астеноневроз с гипотонией;
. язвенная болезнь (вне обострения);
. заикание;
. потеря голоса;
. стенокардия;
· ИБС.

Кроме того, дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма , способствует преодолению стрессовых состояний, избавлению от избыточного веса и никотиновой зависимости . Дыхательная гимнастика является эффективным дополнительным средством при использовании других методов терапии (традиционных и нетрадиционных), в особенности при лечении длительных хронических заболеваний.

Упражнения активно включают в работу все части тела : руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Поэтому гимнастика дает хорошие результаты при лечении детей и подростков , страдающих сколиозами: она ликвидирует сутулость, а тело делает более гибким и пластичным. Подросткам, отстающим в физическом развитии, гимнастика Стрельниковой помогает подрасти (способствует правильному формированию всех органов и систем, особенно в период полового созревания).

Излечивает гимнастика Стрельниковой и заикание, причем самое сильное, когда попытки помочь заикающемуся подростку со стороны логопедов и даже гипнотизеров оканчиваются неудачей. В этих случаях помимо дыхательной гимнастики необходимы еще и специальные звуковые упражнения для преодоления ларингоспазма, которые назначаются каждому заикающемуся индивидуально.

«Если систематически выполнять предлагаемые упражнения (дважды в день - утром и вечером - по 1200 вдохов-движений за одно занятие), - сказал в интервью газете „Помоги себе сам“ ученик Стрельниковой М. И. Щетинин, - результат не замедлит сказаться. Стрельниковская гимнастика лечит комплексно: благотворно влияет на общие обменные процессы, укрепляет нервную и иммунную системы, улучшает дренажную функцию бронхов.

Кроме того, она восстанавливает нарушенное носовое дыхание (без всякой хирургии!) , нормализует функционирование сердечно-сосудистой системы, улучшает кровообращение, тормозит развитие деформаций грудной клетки и позвоночника.

Помимо этого, упражнения нашей дыхательной гимнастики активно включают в работу все системы и органы: руки, ноги, голову, таз и плечевой пояс, брюшной пресс и т. д., вызывая положительную реакцию всего организма. А так как все упражнения выполняются с коротким и резким вдохом через нос при пассивном выдохе, усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода».

В чем суть дыхательной гимнастики Стрельниковой и ее принципиальное отличие от других методик?

Дыхательная гимнастика Стрельниковой названа парадоксальной, потому что во время вдохов грудная клетка не расширяется, как обычно, а сжимается (охватывается руками либо удерживается от расширения за счет наклонов и поворотов туловища). В традиционных же дыхательных упражнениях вдох делается на фоне движений, расширяющих грудную клетку (например, при разведении рук в стороны), а выдох - при движениях, ее сжимающих (например, при поворотах).

«Настороженность и даже недоверие к моей гимнастике были вызваны тем, что она идет вразрез со многими теориями, в том числе и с учением йогов, - говорила А. Н. Стрельникова. - Ведь дыхательные упражнения йогов рекомендуется начинать по возможности с наиболее полного выдоха. А их упражнение „Рубка дров“ состоит в основном из интенсивных выдохов. Ну а я рекомендую обратное…»<

Первое действие новорожденного - вдох . Выдох - результат вдоха. «Какой же смысл тренировать и причину, и следствие? - спрашивает себя Стрельникова и отвечает: - Достаточно тренировать причину, чтобы результат сам собою изменился» . Думая только о вдохе и оставляя выдох, так сказать, на произвол судьбы, Стрельникова создала гимнастику, сохраняющую естественную динамику дыхания и вырабатывающую самый удобный для задержки вдох.

По ее словам, такая тренировка вдоха увеличивает самый важный резерв организма - воздушный, благодаря чему возрастает жизнеспособность организма. «Вот почему результаты нашей гимнастики, - говорит Александра Николаевна, - оказались куда значимее, чем мы ожидали».

Возникает вопрос: какой же вдох удобнее для задержки? По словам Стрельниковой, когда человек ждет какого-то важного события, внимательно за чем-то следит или, например, подкрадывается, прячется, он затаивает дыхание естественным образом.

Затаить дыхание - означает придержать запас воздуха, чтобы с его помощью пережить трудные мгновения и приспособиться . Александра Николаевна с матерью стали тренировать вдох мгновенный, ротовой, страстный. Так были найдены соответствующие вспомогательные движения, подсказанные инстинктом. Но ротовой вдох отрабатывается лишь в чистом и теплом воздухе, делать его надо очень точно, иначе горло будет сохнуть. Этот вдох шире и поверхностнее носового.

Носовой вдох глубже, не боится холода и пыли, отлично избавляет от насморка . Поэтому Стрельниковы начали тренировать носовой вдох на фоне тех же движений, что и ротовой, такой же эмоциональный. Это и определило основные постулаты парадоксальной гимнастики.

Эмоциональный вдох - активный и естественный. В естественных условиях нашим пращурам для выживания приходилось наблюдать, прислушиваться и не тянуть вдох, а тревожно принюхиваться. «Без зрения жить можно, - отмечает Александра Николаевна, - без слуха - можно, без дыхания - нельзя!

Принюхиваться ежеминутно теперь не нужно, поэтому современные люди ослабили активность вдоха, важнейшей функции организма. Парадоксальная гимнастика легко восстанавливает эту активность именно потому, что вдох в ней - эмоционален».

Итак, гимнастика Стрельниковой тренирует лишь вдох (выдох пассивный, самопроизвольный!), который производится в конце каждого физического движения, когда мышцы работают с наибольшей нагрузкой и когда, согласно традиционным дыхательным методикам, надо делать выдох.

Однако, несмотря на такой парадокс, упражнения не приводят к усталости и одышке, а, наоборот, урежают дыхание. Легочная вентиляция при этом возрастает в 5- 6 раз, но синхронная с вдохами интенсивная физическая нагрузка на многие мышцы удерживает углекислоту в организме на постоянном уровне, близком к физиологической норме.

Энергетический выход такого частого дыхания на фоне физической нагрузки высок. При шумном коротком вдохе носом идет активное насыщение коры головного мозга кислородом: ликвидируется спазм сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память. Дыхание проводится на фоне движения. При этом сама мускулатура развивается, потому что получает нагрузку. Восстанавливается, как мы теперь говорим, энергетический баланс организма. Дыхание включает спящий процесс саморегуляции.

АРТРИТ
АРТРОЗ
ОСТЕОПОРОЗ
ТРАВМЫ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕЗАБОЛЕВАНИЯ МУЖСКОЙ ПОЛОВОЙ СФЕРЫ:
ПРОСТАТИТ
АДЕНОМА ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
ИМПОТЕНЦИЯ
ВАРИКОЦЕЛЕ
ФИМОЗ
КРИПТОРХИЗМ
ЭНУРЕЗ
БЕСПЛОДИЕ

Она была любимой певицей Хрущева и Брежнева. Ее величали королевой народной песни, хиты «Подари мне платок», «Когда б имел златые горы», «Кудрявая рябина» звучали на каждом застолье. Голос этой певицы украсил фильмы «Война и мир», «Калина красная». Сейчас Александра Стрельченко не выходит из дома, народная артистка России осталась один на один с тяжелым недугом. Она уже много лет не дает интервью, и двери ее дома закрыты для всех: «Хочу, чтобы меня запомнили красивой».

Но сегодня знаменитая народница впервые поведала всю правду о высоких покровителях из Кремля, главных конкурентках (Зыкиной и Воронец), страшной аварии, которая сделала ее немощной, и показала уникальный фотоархив.

К интервью готовилась два месяца

Старая многоэтажка в центре Москвы, просторная квартира. В роскошной гостиной нас встретила сама королева русской песни. 77-летняя женщина стоит, корчась от боли и крепко держась за палку. Александре Стрельченко каждый шаг стоит огромных усилий. К этому интервью она готовилась два месяца: и морально, и физически.

– Тема личной жизни для меня всегда была закрыта.

Но только не сегодня. К нашей встрече Александра Ильинична подготовила коробки с фотографиями. Звезда бережно хранит память о былой славе. За чашкой чая ее увлек мир ностальгии.

– Вот посмотрите: это я с режиссером Борисом Бруновым на фестивале в Вене, а это с актером Толей Елизаровым, а вот поклонник Паша, а вот я с моими любимыми студентами. Ой, а это совсем молодая – юбочка такая короткая, ужас... Ну я раньше была очень даже ничего.

Александра Стрельченко /

В гостиной народной артистки России стоит рояль, на котором она раньше любила играть, на стене висит огромный портрет. Своей красотой певица сразила наповал легендарного художника Шилова. Маэстро принялся выводить черты ее лица на холсте. Свое произведение он отдал музе, о том знакомстве Стрельченко вспоминает с улыбкой. Детские фотографии заставляют взгрустнуть. Великая Отечественная война забрала двух самых родных людей. В первый год войны на фронте погиб отец. В 1945 году, не выдержав мук, остановилось сердце матери. Остались сиротами трое маленьких детей: Валя, Саша и Толик. Старшенькую Валю забрала к себе тетка, мол, в хозяйстве сгодится, а для малышей места не нашлось. Так Александра Стрельченко восьмилетней девочкой попала в детдом.

Выгнали из хора за профнепригодность

После окончания школы поступила на заочный в Ленинградский пединститут им. Герцена на факультет дошкольной педагогики. Устроилась воспитателем в детский сад. Уже тогда Саша понимала, что ей нужно совсем не это, она хотела солировать на большой сцене. Пришла на концерт Воронежского народного хора и так была поражена их выступлением, что стала умолять: «Возьмите меня к себе». Прослушали и приняли. Счастье Стрельченко продлилось всего несколько лет.

Александра Ильинична впала в депрессию. Ведь она, детдомовская девчонка, спала и видела себя певицей и вот, едва оказавшись на сцене, осталась не у дел. Спустя два года снова решает уйти из детсада. На этот раз ее взяли в гастрольную группу Липецкой филармонии.

– Мы ездили с концертами по разным городам, порой спали на мешках в местных дворцах культуры. Но я так любила свою профессию, что мне эти неудобства даже нравились.

Лидия Русланова заплакала

В 1961 году в провинциальную филармонию пришло известие о том, что в Москве открывается Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства. Юные таланты со всех уголков СССР приглашались для прослушивания. Александра Стрельченко решила во что бы то ни стало поступить!

– Приехала покорять столичных педагогов. Равнялась на Лидию Русланову и пела все песни из ее репертуара.

Стрельченко понравилась московским знатокам эстрадного искусства, и ее взяли на курс к известной камерной певице Ирме Яунзем. Педагоги, видя дикое увлечение творчеством Руслановой, решили показать юное дарование самой Лидии Андреевне. Самая известная советская певица приняла студентку Стрельченко у себя в московской квартире. С момента их первой встречи, в 1962 году, прошло 52 года, а Александра Ильинична все помнит, точно это было вчера.

– У меня все тряслось, когда я ее увидела. Лидия Андреевна была такая важная, статная, ну прям как с обложки... Она попросила меня что-нибудь спеть, ее песни исполнять постеснялась и затянула народное, уже не помню что. У Руслановой дома было очень много хрусталя, и, когда я запела, он зазвенел, а певица заплакала... Она подошла ко мне и сказала: «Будешь петь! Только тебе надо репертуар подобрать». Выскочила из квартиры Руслановой, окрыленная полученным благословением от моего кумира, на которого всю жизнь равнялась.

Позже они встретятся уже как две певицы на большой сцене, Лидия Андреевна узнает ее, улыбнется и уйдет...

Зыкина отбирала песни

Александра Стрельченко дебютировала на сцене в середине 60-х. Она исполнила «Подари мне платок», «Когда б имел златые горы», «Летела бела утка», «Едет, едет Новый год». Эти песни мгновенно стали всенародно любимыми, без них не обходилось ни одно застолье.

Однако в то время в СССР уже были две главные народницы.

Ольга Воронец, которая покорила весь мир «Калинкой» и композициями «Зачем вы, девочки, красивых любите», «А где мне взять такую песню». И Людмила Зыкина, которая впервые попала на большую сцену задолго до Стрельченко и Воронец – в 1947 году на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей. Ну а песни Зыкиной – «Течет река Волга», «А любовь все живет» – знали во всем СССР. И Зыкина, и Воронец вовсе не хотели третью конкурентку.

– Бывало такое, что меня пригласят на радиостанцию «Юность», я запишу там песню, ее первое время крутят, но если она приглянется Зыкиной, мою запись удаляли и песня звучала исключительно в ее исполнении. У Люды был большой пиетет к власти, она была лично знакома со Сталиным, входила во все кабинеты Кремля. Если она приезжала в любой регион на гастроли, ее встречали с почестями первые лица на «Волге», накрывали столы... А я никогда не гналась за расположением начальства, не выпивала с ними, берегла свою энергию для зрителей. Ни с Зыкиной, ни с Воронец мы никогда не дружили, но часто встречались на концертах. Однажды я спела на юбилейном вечере «Калинку», мне тут же позвонила Оля и попросила больше никогда не петь эту песню. Я пошла навстречу.

Если бы родила, пришлось бы уйти со сцены

Однако авторитет Стрельченко в верхах СССР был ничуть не меньше, чем у ее конкуренток. Первым мужем Александры Ильиничны был ни много ни мало генерал-майор, начальник 9-го управления Кремля (КГБ) Владимир Чекалов.

– Первая жена Володи погибла, остались трое детей. Я любила его сильно, хоть мы и разные были, к примеру, он совершенно не любил народные песни. Прожили счастливо два года. Володя погиб на службе, точных причин не знаю – все скрывалось. Долго горевала, ушла с головой в работу – это и спасло.

Второй раз Стрельченко вышла замуж, уже будучи всесоюзной звездой. Брак с барабанщиком Владимиром Морозовым, с которым однажды свела судьба на гастролях, был скорее по расчету...

– Ну, какие-то чувства вначале были, потом жили только из-за того, что так было удобно. Он стал моим директором, вел все гастрольные дела. Скажу так: брак был партнерским.

Заветное «мама» Стрельченко так никогда и не услышала. Эта тема для нее очень болезненна.

– От первого мужа не могла иметь детей, а от второго – не хотелось, человек несерьезный был. Да и потом, я всю жизнь посвятила творчеству. Если бы родила, пришлось бы уходить со сцены. Помогать некому, родителей у меня нет. Теперь я понимаю: карьера – не главное, вот были бы дети, не так бы одиночество чувствовалось... Ну что сейчас себя травить? Уже поздно.

– Но ведь говорят: все, что Бог ни делает, к лучшему.

– Мне очень хочется так думать...

Каждый шаг – адская боль

– Чувствую себя неважно. Давление скачет, но это еще ничего: сама справляюсь. Таблетку выпью, и ладно. Другое волнует: я почти не хожу, каждый шаг – адская боль. У меня сильное искривление позвоночника, и последнее время стал болеть тазобедренный сустав.

Во-первых, я 50 лет стояла на сцене, а это нагрузка на спину какая... Во-вторых, со вторым мужем Володей лет 20 назад попали в аварию. Ехали на машине на дачу, я на ходу пристегивалась, он отвлекся на меня и врезался в столб. От сильного удара потеряла сознание. Вот теперь последствия на спине сказываются. Ко мне приходит врач из поликлиники, назначает лекарства, а я их пить не могу, желудок потом болит, ничего не ем. Вот решила, раз официальная медицина не помогает, пойду к Дикулю, говорят, он с помощью специальных физических упражнений лечит. Я все равно не теряю надежду, может, еще смогу вернуться на сцену!

Справка

Стрельченко Александра Ильинична родилась 2 февраля 1937 года в Днепропетровской области. Отец погиб на фронте, мать умерла в конце войны. Воспитывалась в детском доме. После окончания средней школы поступила в Ленинградский педагогический институт им. Герцена на факультет дошкольной педагогики (заочно), работала воспитателем в детском саду.

С 1959 по 1962 год работала в Липецкой филармонии. С 1963-го проходила годичную стажировку во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства в Москве, где занималась в классе Ирмы Петровны Яунзем.

С 1976 по 1980 год училась в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

С 1964 года являлась солисткой Москонцерта и художественным руководителем мастерской народного творчества в концертном объединении «Эстрада».

В 1968 году получила золотую медаль и первую премию на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

В 1984 году стала народной артисткой РСФСР.

С 2002 года – профессор Московского государственного университета культуры и искусств, возглавляет кафедру сольного народного пения.

Призы и награды

В 2010 году была награждена орденом Почета.

Фото: Николай Симаков/ИТАР-ТАСС, личный архив Александры Стрельченко, Денис Зинченко

starhit.ru

Артистка подписала договор со своей ученицей, что в обмен на заботу и уход она завещает ей свою шикарную московскую квартиру. Александра Ильинична выполнила свои обязательства, а вот девушка недобросовестно выполняла свою работу.


starhit.ru

Стрельченко решила расторгнуть договор, но это пришлось делать через суд. При поддержке семьи и друзей, ей удалось выиграть спор. К тому же судья пошел на встречу народной артистке.

Gursesintour.com

Весь этот конфликт сильно подорвал и без того слабое здоровье артистки. Александра Ильинична попала в реанимацию. Сейчас за ней присматривает специально обученная сиделка.


life.ru

Избавившись от ученицы-мошенницы артистка стала чувствовать себя гораздо лучше. Она потихоньку начала говорить, возвращаясь в прежнюю форму.


sobesednik.ru

Стрельченко выходит из дома не только в больницу, она старается посещать святые места. Например, недавно она побывала в Дмитрове, в местном монастыре, где попросила Всевышнего дать ей силы.


youtube.com

«Я бы еще спела! Я всю жизнь отдала сцене и зрителям. Но очень жалею, что так и не стала матерью! Но ничего не вернешь. Пожила уже – хватит, вот еще бы на сцену выйти…» – цитирует артистку “СтарХит” .


poluostrov-news.com

Чтобы быстрее поправится, Стрельченко соблюдает строгий режим. Для артистки разработано диетическое питание и специальные физические упражнения. Несмотря на небольшое улучшение самочувствия, врачи не дают хороших прогнозов. Оказывается, у Александры Ильиничны обнаружили болезнь Паркинсона, которая медленно развивается.


starhit.ru

А вы бы хотели еще раз услышать как поет эта восхитительная певица?


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Стрельникова Александра Николаевна

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Стрельникова Александра Николаевна

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Николай Дмитриевич Стрельников

Мать:

Александра Северовна Стрельникова

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Александра Николаевна Стрельникова ( -) - автор дыхательной гимнастики.

Биография

Мать - Александра Северовна (преподаватель пения в Московском оперно-драматическом театра им. Станиславского), отец - Николай Дмитриевич, в семье было три сестры - Александра, Нина и Татьяна. В молодости Александра выходила замуж, но брак быстро распался.

Александра Николаевна Стрельникова стала оперной певицей. Перед войной она пела в труппе Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а её мать работала в Новосибирской филармонии педагогом-вокалистом. Ещё в довоенные годы А. С. Стрельникова применяла отдельные упражнения своей будущей уникальной системы дыхания.

После войны Стрельникова вернулась в Новосибирск и стала руководить художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по Новосибирской области . Вернулась в Москву в 1953 году и привезла трёх своих учеников. Двое из них поступили в Московскую консерваторию , третий - в Гнесинское училище . Когда к Александре приехала её мать, она стала работать педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников, а мать - в Московской государственной эстраде. Жили в Сокольниках.

У Александры Стрельниковой в это время уже было больное сердце. Спасая себя от приступов удушья, вместе с мамой разработала собственную систему дыхания. Позже она так говорила о своём изобретении:

Первым в СССР рассказал о необычной дыхательной гимнастике журнал «Изобретатель и рационализатор» (№ 7 за 1975 год), а в № 8 за 1976 год был опубликован комплекс упражнений Стрельниковой. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Исследования эффективности гимнастики Стрельниковой проводились в Центральной поликлинике № 1 МВД России, в 9-й гарнизонной поликлинике Министерства обороны РФ, в Клинико-диагностическом центре детской городской поликлиники № 69 и .

Погибла в сентябре 1989 года в результате ДТП .[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] Кивнув ему напоследок, я быстро пошла по набережной, чтобы не показать, как больно ранило меня это прощание, и как зверски болела моя израненная душа...
Сев на парапет, я погрузилась в печальные думы... Окружающий меня мир был совершенно другим – в нём не было того радостного, открытого счастья, которое освещало всю нашу прошедшую жизнь. Неужели же люди не понимали, что они сами своими руками уничтожали нашу чудесную планету, заполняя её ядом зависти, ненависти и злости?.. Что предавая других, они погружали в «чёрное» свою бессмертную душу, не оставляя ей пути в спасение!.. Правы были Волхвы, говоря, что Земля не готова... Но это не означало, что за неё не надо было бороться! Что надо было просто сидеть, сложа руки и ждать, пока она сама когда-нибудь «повзрослеет»!.. Мы ведь не оставляем дитя, чтобы оно само искало пути в свою зрелость?.. Как же можно было оставить нашу большую Землю, не указав пути, и надеясь, что ей самой почему-то посчастливится выжить?!..
Совершенно не заметив, сколько времени прошло в раздумьях, я очень удивилась, видя, что на улице вечерело. Пора было возвращаться. Моя давняя мечта увидеть Венецию и свой родной дом, сейчас не казалась такой уж правильной... Это больше не доставляло счастья, скорее даже наоборот – видя свой родной город таким «другим», я чувствовала в душе только горечь разочарования, и ничего более. Ещё раз взглянув на такой знакомый и когда-то любимый пейзаж, я закрыла глаза и «ушла», прекрасно понимая, что не увижу всё это уже никогда...
Караффа сидел у окна в «моей» комнате, полностью углубившись в какие-то свои невесёлые мысли, ничего не слыша и не замечая вокруг... Я так неожиданно появилась прямо перед его «священным» взором, что Папа резко вздрогнул, но тут же собрался и на удивление спокойно спросил:
– Ну и где же вы гуляли, мадонна?
Его голос и взгляд выражали странное безразличие, будто Папу более не волновало, чем я занимаюсь и куда хожу. Меня это тут же насторожило. Я довольно неплохо знала Караффу (полностью его не знал, думаю, никто) и такое странное его спокойствие, по моему понятию, ничего хорошего не предвещало.
– Я ходила в Венецию, ваше святейшество, чтобы проститься... – так же спокойно ответила я.
– И это доставило вам удовольствие?
– Нет, ваше святейшество. Она уже не такая, какой была... какую я помню.
– Вот видите, Изидора, даже города меняются за такое короткое время, не только люди... Да и государства, наверное, если присмотреться. А разве же могу не меняться я?..
Он был в очень странном, не присущем ему настроении, поэтому я старалась отвечать очень осторожно, чтобы случайно не задеть какой-нибудь «колючий» угол и не попасть под грозу его святейшего гнева, который мог уничтожить и более сильного человека, чем была в то время я.
– Не вы ли, помниться, говорили, святейшество, что теперь вы будете жить очень долго? Изменилось ли что-либо с тех пор?.. – тихо спросила я.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: