Кто и как становится шаманом. История религии

Бурятия расположена в юго-центральной части региона Сибири вдоль восточного берега озера Байкал, место соединения Монголии, Сибири и Китая. Бурятская традиционная духовная практика представляет собой смесь буддизма и тибетской Гелугпы сибирского шаманизма и может ответить на вопрос, как становятся шаманами. Местные жители практикуют этот путь на протяжении многих веков, но шаманские традиции Бурятии до сих пор так мало известны в западном мире, что мы разберем именно их.

Происхождение слова

Даже сегодня немногие знают, что буряты, монголы, якуты и много других национальностей и других коренных племен в Сибири хранят шаманские практики традиционно в течение сотен лет. Существует некоторая путаница по поводу происхождения слова «шаман». Некоторые говорят, что оно происходит из санскрита, другие, что с турецкого. Так как же становятся шаманами? Истина заключается в том, что слово «шаман» происходит от тунгусов и означает "одержимый". Это потому, что работа шамана - общаться со своими духами, и пусть они работают в его теле. Это своего рода одержимости, которые являются лишь согласием шамана на них, чтобы получить доступ к духовной сфере.

Россияне, которые колонизировали Сибирь в восемнадцатом веке и впервые обнаружили шаманов, которых они называли тунгусами, затем они использовали это слово для упрощения описания всех сибирских шаманов, игнорируя локальные имена, такие как оюн (в Якутии), воо (в Бурятии), кама (тюркоязычные племена Центральной Азии) и т. д. В отличие от этого, все спикеры тюркских и монгольских шаманов называют «юдаган».

Инструменты и обряды

Шаманизм является одним из старейших способов духовного выражения, с которого начались все религии. Использование сельскохозяйственных и диких животных, посвящения, священные приемы и методы, символы, инструменты и обряды, общие для всех шаманских традиций на планете, которые имеют глубокую связь и близость с природой, землей, небом, животными, сеть универсальной энергии и предков. Сегодня, после многих лет религиозного угнетения и преследования со стороны советского правительства, и Монголии снова могут свободно практиковать поддержание экологического баланса и сообщества.

В культуре коренных народов играют важную роль в общинах и духовном воспитании людей. Они знали, как становятся имеют право даровать благословение обрядами защиты, благами в охоте и гадать, показывать судьбу. Они заживляют также духовные причины заболевания, такие как духовные проникновения и загрязнения, потеря души, и в случае необходимости могут отменить проклятие. Шаманы также опекуны бурятской культуры. Потому что они знают, что старые традиции, их советы были запрошены через века.

Что нужно для выбора предков

Тот, кто хочет стать шаманом, должен иметь семейную историю - с погребенными шаманскими корнями. Это означает, что у него есть предок, который был шаманом. Даже считается, что шаман может быть сильным, только если у него есть десять практикующих магию в его семье среди его предков, которые на самом деле становятся защитными духами новых избранных.

Свидетельством этого «выбора духов» может быть отличительный знак на теле - божественный знак. Этим знаком может быть необычное место на коже, разветвленные пальцы, странное поведение. Даже считалось, что у истинного шамана должна быть дополнительная кость, и только тех, чьи души изучали в другом мире, шаманская практика называет хорошими колдунами. Никто не может стать шаманом только потому, что он этого хочет.

Призыв духов

Духи приходят только к избранным самим и не слушают кого-то другого. Исключением является то, что человек был поражен молнией и выжил или если человек является потомком предка, который был убит молнией (выбор богов), даже если мертвый не был шаманом. В то время как на Западе многие люди ищут шаманских посвящений, хотят быть шаманами и воспринимают это как своего рода экстремальное развлечение или опыт, в сибирских и монгольских культурах к этому вопросу относятся с большим страхом и уважением. Обычно люди, получившие призыв стать шаманами, не так счастливы узнать о своей судьбе. Многие боятся ответственности и последствий.

Рейтинги и уровни силы

В мире многие считают, что шаманское призвание - это не подарок, а бремя. «Те, кто избран» часто обнаруживают это внезапно, через «шаманскую болезнь», которой они страдают, которая снаружи может показаться нейропсихической болезнью. Очень часто они становятся алкоголиками.

В зависимости от ранга у шамана могут быть барабан, железная корона, ритуальный плащ и право делать более сложные ритуалы. Наивысший рейтинг - Заарин (9-й уровень) - был редким даже в девятнадцатом веке. Согласно древним легендам, первые шаманы могли подняться и посеять деревья, высадить цветы и зелень и совершить чудеса, которые их современные потомки не могут повторить.

Шаман - это тот, кто всегда находится между двумя мирами. Невидимый мир духов и наше физическое царство, поэтому он часто один и не всегда принят обществом. Тот, кто был избран, чтобы следовать этому пути, не имеет иного выбора. Вот мы и поняли, как стать шаманом в реальной жизни.

Семейное дерево

Но не думайте, что это невозможно для простого человека. Практически каждый человек из страны, которые остались после Советского Союза, имеет предков-шаманов в седьмом-десятом поколении.

Так что не унывайте и лучше узнайте свое семейное дерево. Родственники расскажут вам, были ли у вас в роду люди, становившиеся шаманами. Вы обязательно найдете сильных заклинателей из предков. Ведь вы знаете, как становятся будет значить, что вашу силу нужно только разбудить. Но всех ритуалов и знахарских умений на просторах интернета вы не найдете, так что лучше совершите путешествие по странам зарождения этого искусства. Вы станете сильнее и, возможно, станете лучшим шаманом современного мира.

Как вообще становятся шаманом и что для этого нужно сделать? Большинство народов используют несколько способов отбора кандидатов из числа своих сограждан. Это может быть наследственная передача профессии по отцовской или материнской линии. Человек может ощутить природную склонность к этому занятию и последовать «зову богов или предков». Некоторые племена признают право стать шаманом по своему личному желанию или по воле рода. Несомненно, большую роль играют и особенности психики: чаще всего шаманами становятся люди с истерическими наклонностями. Недаром сам термин «шаман» на языке сибирских эвенков означает «исступленный человек».

Однако независимо от способа первоначального отбора кандидатов шаманом может стать только человек, прошедший два курса обучения и успешно выдержавший последующую сдачу своеобразных практических экзаменов - так называемое посвящение.

На первой стадии будущий шаман подробно знакомится с духовным миром, то есть содержанием сновидений и галлюцинаций, которые он должен будет вызывать в трансовом состоянии. Ученик узнает имена и функции богов, мифологию и историю рода. Вторая стадия посвящена практическому освоению различных техник и приемов вхождения в транс, действиям в трансовом состоянии, связанным с лечением болезней, предсказаниями или общением с духами-помощниками, этими предтечами христианских ангелов- хранителей.

В основе шаманских способов задействования сверхресурсов мозга лежит инициирование визуальных галлюцинаций определенного содержания, то есть так называемая визуализация. В дальнейшем шаманы в своей практической деятельности для ускорения «переключения» психики в особое состояние используют процесс визуализации в сочетании со строгим постом, изнурительными танцами и ритмичной музыкой или пением. К сожалению, многие шаманы не достигают нужной квалификации и довольствуются лишь галлюцинационными эффектами, которые сами по себе не имеют к «иному миру» прямого отношения и не могут оказывать воздействие на физический мир, то есть приносить реальную пользу.

Во многих архаических сообществах существует интересная традиция: возможность получения шаманских способностей только для личной безопасности, личного здоровья или личной выгоды. Такая возможность не подразумевает изменение статуса человека по отношению к остальной части общества. Он не стремится стать шаманом, колдуном или жрецом. Этот человек может добиваться возрастания своего магического потенциала, приобретения способности оказывать пусть даже неосознаваемое влияние на окружающий мир с целью улучшения устройства личной жизни, для расширения своих жизненных возможностей. Эти первоначальные, простейшие способности позволяют дикарю выделится среди своих сородичей особенным здоровьем, удачливостью, жизнерадостным отношением к миру.

Шаманом, согласно религиозным представлениям, называют человека, который наделён необычными способностями, помогающими общаться с духами, просить помощи у сверхъестественных сил. Такие люди умеют входить в экстатическое состояние и излечивать болезни.

Мы попытаемся объяснить, что такое шаман и как им стать. Это слово взято из тунгусо-маньчжурских языков. Так называют человека, который имеет способность видеть иную реальность и совершать в ней путешествия. В каждом народе имеются свои названия для шаманов, а также их различают по категориям. В Россию термин «шаман» пришел приблизительно в XVII веке через письменные сообщения русских, которые служили в Сибири. Он лег в основу понятия «шаманизм».

Процесс избрания в шаманы

Он сопровождается так называемой «шаманской болезнью». Она означает переход в новую жизнь через обряды инициации, которые включают смерть и рождение. Во время этой «болезни» шаман странствует по различным мирам, познает их устройство, находит пути к общению с духами, богами, душами умерших людей. Она воспринимается как особое средство, при помощи которого разрушается внутренняя жизнь. Вместо нее возникает способность слышать и видеть больше, чем обычные окружающие люди, появляется возможность сделать свою жизнь более совершенной, достичь высшего состояния духовного познания.

Наставление, как стать шаманом, проводится не только старыми шаманами, но и духами во время «шаманской болезни». Оно включает в себя спонтанный зов и передаваемые при обряде посвящения техники и знания. Все это дает шаману силу поступать в соответствии с новыми знаниями бытия, которые он вносит в мир, а также сам вырабатывает свои ритуалы. Обычно обряд посвящения проводится публично. Если Вы хотите стать настоящим шаманом, то Вам будет необходимо пройти через все это, а в качестве помощника необходимо найти шамана, который будет учить Вас.

Обязанности шамана

Далее мы расскажем, кто такой шаман и какова его роль в родовом обществе. Главная его задача - это защита психической целостности людей. Присутствие шамана в племени давало людям уверенность в том, что они не останутся без помощи богов, ведь он может общаться с духами, спуститься в Ад и побороть «злые силы», болезнь и смерть.

Обряд исцеления больного человека строится на основании веры человека в избавление от болезни. Он сопровождался ритуалами, театральными действиями, жертвоприношениями. Иногда для проведения обряда создавали целые «театры». Каждый культовый предмет шамана являлся моделью Вселенной и имел глубокий смысл.

После ритуала посвящения вся его жизнь связывалась с работой в другом мире - мире духов (исцеление от болезней, вызов природных явлений, общение с умершими). Все это проводится в состоянии транса при использовании бубна, особых танцев и заклинаний.

Некоторые считали, что во время таких ритуалов душа самого шамана покидает его тело и начинает странствовать в верхнем мире (поднимается в небо) или нижнем мире (спускается под землю).

С повышением опыта шаманы способны входить в такое состояние уже без вспомогательных средств. Шаманская практика отличается от магии тем, что опирается только на силы природы, а не на искусственное изменение мира посредством своей воли. Шаман здесь выступает как проводник этих природных сил. Также шаманы отличаются от обычных знахарей, потому как знания о полезных свойствах растений они получает от духов-помощников.

Бог указал, что мне надлежит путешествовать и поверх земли, и под землей, наделив меня такой силой, что я могу ободрять и утешать обиженных, а с другой стороны, повергать в уныние чересчур счастливых. Умы же тех, кто слишком предается усердию, я могу равным образом так менять, что они станут охотно предаваться утехам. Имя мое КёТёл-кан, и я шаман, ведающий грядущее, прошлое и все, происходящее ныне, поверх и ниже земли.

Заарин Кёгёл-кан, из книги:

Chadwick, Nora К. and Victor Zhirmunsky. «Oral Epics of Central Asia»1


Я убеждена, что поставленный в заголовке вопрос вам уже приходилось слышать или предстоит услышать, раз вы решились заняться изучением шаманства. Ведь это вполне резонно. Вступление на стезю шамана - предприятие нешуточное, шаг не менее важный, чем поступление в университет, женитьба или занятие государственного поста. Подобные сравнения взяты не случайно: обучение шаманству имеет много общего с этими тремя решениями. Как и при посещении университета, вы обнаружите, что становление шамана сопряжено с учебой. Просто там нет выпуска как такового; вы будете учиться новому на протяжении всей шаманской деятельности. Вы научитесь многому, о чем, возможно, прежде никто не ведал и что, пожалуй, другим не дано до конца понять. Становление шамана сходно с брачным союзом: вы навсегда соединяетесь с духами, с которыми предстоит сотрудничать. От призвания шамана невозможно просто так отмахнуться, потеряв к нему интерес. Обращение к шаманству сходно с вступлением в государственную должность, когда на вас накладывается высокая ответственность. Истинный шаман служит не только себе, он отвечает и за благополучие народа, которому служит, и за поддержание равновесия в окружающем мире.


Я не пугаю вас, указывая на то, сколь ответственна стезя шамана; я уверена, что многих из вас привлекут грядущие испытания. Обретение шаманства - настоящее приключение. Вы обогатитесь невиданным доселе опытом, приобретете удивительные и поразительные силы. Главное - никогда не забывать о цели шаманской работы и всегда с неизменным уважением относиться к духам, дарующим вам всевозможные навыки.


Шаманы - избранники духов

Буряты верят, что все истинные шаманы призваны духами. Действительно, в большинстве культур сибирских народов шаманство обычно наследуется, и некоторые миряне порой путают передачу шаманского духа в роду с представлением о некоем генетическом наследовании. Это заблуждение. В шаманских родословных дух не всегда передается от отца к сыну или от матери к дочери. Духи - помощники шамана - тяготеют к такой семейственности просто потому, что после кончины шамана легче призвать близкого к усопшему родственника либо односельчанина, знакомого с прежним шаманом и его приемами. Тем самым проще передать традиции следующему поколению. Из-за преследований советской властью большая часть подобных линий наследования оказалась прерванной, и ныне шаманские духи призывают тех, кто представляется им наиболее подходящим для шаманского поприща, независимо от их происхождения.


Хотя само представление об обязательной передаче внутри определенной семьи права на шаманство несостоятельно, тем не менее любой шаман, невзирая на его национальность, избирается духами с самого рождения. Чтобы как-то отметить нишаньскую шаманку ,

богиня Умай вложила той в руки бубен и водрузила на голову шапку еще до рождения. Естественно, духи распознают некие природные задатки и личные качества, делающие человека особо способным к шаманству. Вы сами убедитесь, когда на своем поприще или на совместных собраниях повстречаете других шаманов. Такие черты невозможно точно описать, но я заметила, что все встреченные мною шаманы, будь то в Сибири, Америке либо где-то еще, похоже, обладают сходными чертами характера. Эти черты, возможно, появились вследствие обучения шаманству либо исконно присущи личности, наиболее склонной к занятию шаманством.

При моих словах о выборе духов у вас может возникнуть мысль, что вы уже прочитали пару книжек и вас привлек шаманизм, но вот призвания за собой не ощутили, заключив, что вы не подходите на эту роль. Не совершайте такой ошибки. Само свидетельство, что вы читаете эту книгу в данный момент, знаменательно. Это духи побудили вас взяться за книги по шаманству. Именно благодаря их вмешательству, услышав впервые о шаманстве, вы не прошли мимо. Ваше желание узнать больше о шаманстве и о том, как стать шаманом, уже служит знаком того, что духи призывают вас.

Признаки, свидетельствующие о призвании

В Сибири признают, что определенные физические данные служат признаком избранности человека духами на поприще шамана. Порой это бывают необычные пометы на коже или особенности строения тела. Но подобное представление бытует не только в Сибири. В европейских традициях необычные родимые пятна на теле именуют «ведьмиными отметинами»; многие невинные женщины были обвинены в колдовстве лишь из-за своих родимых пятен. «Родившегося в сорочке» везде считают отмеченным особой связью с миром духов. Мой приятель, шаман из Сибири, родился шестипалым; лишние пальцы рук или ног считаются обычно признаком шаманского призвания. Еще одним физическим знаком избранничества духов служит эпилепсия; хотя между падучей и шаманским избранничеством может и не быть прямой связи.

Более общими приметами шаманского призвания выступают черты личности. В Сибири знаком шаманского призвания часто считается склонность к уединению в лесу на продолжительное время. Подобное поведение было свойственно мне с раннего детства. Мои родители очень беспокоились из-за моих многочасовых прогулок по лесу, пения и бесед с деревьями и животными. Шаманы часто бывают замкнутыми. Некоторые уже с детства кажутся странными. Шаманов нередко зачисляют в разряд людей с психическими отклонениями из-за необычных психических переживаний, которые даже им самим бывает трудно понять. Шаманов часто воспринимают как людей отрешенных, рассеянных.

Были ли у вас когда-нибудь видения будущего, ощущения дежа вю (уже виденного) либо иные признаки сверхъестественных способностей? Многие будущие шаманы переживали подобное в детстве и удивлялись, что у других отсутствовали подобные природные задатки. Наблюдали ли вы когда-нибудь привидения, НЛО, общались ли с духами? Все это признаки того, что вы наделены способностью видеть иную реальность, свидетельство шаманского призвания. Если оказывается, что подобные вещи вполне обыденны и присущи целому ряду людей, значит, духи приглашают многих сотрудничать с ними, даже если только единицы в действительности могут взять на себя предлагаемую ответственность.

Некоторым людям об их склонности к шаманскому призванию указывают сновидения. Шаманы обычно путешествуют во сне, часто летая по воздуху. Они могут видеть сны, где встречаются с определенными животными или обучаются у лиц, призывающих их к служению духам. Это могут быть сны, предсказывающие будущее или живо изображающие картины прошлого. Вам может казаться, что у всех бывают подобные сновидения, но так ли это в действительности? Разве такие сверхъестественные переживания не могут быть свойственны только вашим снам?

Но, как я уже упоминала, один из наиболее верных признаков шаманского призвания - охота к овладению ремеслом шамана. Упражняясь в шаманстве, вы как раз и откроете для себя, как часто духи исподволь пробуждают у вас охоту к чему-нибудь. Таким способом шаманские духи завязывают отношения и наставляют.

Путешествие по границе двух миров

Одна из важнейших составляющих шаманства - умение воспринимать и физический, и духовный мир реально. В западном, как, впрочем, и в других обществах, утвердилось мнение, что физическая реальность есть высшая и, пожалуй, единственная реальность; и, напротив, некоторые духовные подвижники бывают столь пленены красотами духовного мира, что склонны снисходительно взирать на физическую реальность и даже считать ее иллюзией. Неверны оба взгляда. Существуют обе реальности, обоюдозначимые и обладающие неповторимыми чертами. Следуя шаманскому призванию, не позволяйте этим реальностям перевесить одна другую. Равновесие - важное понятие в бурят-монгольском шаманизме, и я подробно остановлюсь на этом чуть позже. Уважительное отношение к обоим мирам придаст вам больше могущества. Совершенствуясь в ремесле шамана, вы обретете способность по собственному желанию перемещаться между ними, наслаждаясь обоими мирами.

Подтверждение призвания

Теперь, когда вы осознали призыв со стороны духов стать шаманом, вам нужно подтвердить свое согласие. В традиции, которой я обучалась, некоторые шаманы предпочитают пренебречь призванием духов. Это может повлечь за собой нежелательные последствия, но не обязательно. В монгольской традиции шамана, призванного духами, но не ставшего обучаться шаманству, называют бутур. По-монгольски бутур означает «кокон», который свивает для себя гусеница, чтобы стать бабочкой. Подобно куколке, необученный шаман потенциально готов превратиться из обычного человека в волшебное, подобное бабочке существо. Иногда человек не сознает, что находится в состоянии бутур, и эта возможность стать шаманом обнаруживается в нем лишь в случае болезни, когда приходится звать шамана для его излечения. В Сибири болезнь часто проявляется способом, посредством которого духи призывают шамана, могущего распознать призвание больного и направить его к наставнику для обучения.

Позвольте закончить данную главу небольшим обрядом подтверждения призвания духов и их благодарения. Тем самым вы приступите к завязыванию отношений с существами, призвавшими вас, и сможете начать сотрудничать с ними. Таков первый шаг на пути к ремеслу шамана.

Обряд благодарения духов

Теперь, после осознания призвания духов, лучше всего для развития ваших отношений с ними будет обрядовое подтверждение самого призвания и благодарение духов. Ниже приведен простой ритуал, доступный для проведения в любом месте, где вас никто не потревожит. Вы сможете общаться с сакральным особым образом. Если у вас есть религиозные или иные, духовно значимые для вас предметы, захватите их с собой для совершения обряда. С этого момента возьмите за правило брать с собой такие культовые предметы, лишь когда общаетесь со своими духами-помощниками или занимаетесь шаманством.

Необходимые для обряда предметы:

Дымокур (лучше всего из шалфея или можжевельника);

Благовония (особо подходит сандаловое дерево).

Поставьте свои священные предметы перед собой, лучше на красную или голубую ткань (используйте ее для завертывания священных предметов, когда не работаете с ними). Подожгите дымокур; гоните священный дым к своей макушке, лицу и груди; затем пусть дым трижды окутает вас. Пламя можно погасить или оставить гореть на протяжении всего обряда. Священный дым очищает ваше духовное тело и усиливает его энергию, подготавливая тем самым к шаманской работе. Всякий раз при окуривании, ставшем неотъемлемой частью вашего шаманского действа, вы будете энергетически заряжаться.

Зажгите три ароматические палочки, подержите их некоторое время перед собой и сосредоточьтесь на тлеющих угольках. Трижды помашите палочками в направлении батюшки-Неба, трижды в направлении матушки-Земли и затем трижды в направлении каждой из четырех сторон света по ходу солнца, начиная с севера. Затем помашите благовониями, приветствуя предков, природных духов, духов животных и всех прочих духов. Поставьте благовония на подставку, и пусть они горят в течение обряда.

Приступайте к призыванию духов. Вот что я говорю обычно, благодаря духов (хотя сама произношу эти слова по-монгольски):

Батюшка-Небо, матушка-Земля,

Духи предков,

Тэнгрии четырех сторон света,

Духи-онгоны (духи - помощники шаманов),

Духи всех животных,

Чту и благодарю вас!

Будьте добры, выслушайте меня,

Будьте добры, защитите меня,

Будьте добры, подсобите мне,

Хурай, хурай, хурай*! Вы, обступающие меня спереди и сзади,

Справа и слева,

Поверх меня и ниже,

Хурай, хурай, хурай!

Сопровождающие меня, подобно птичьей стае,

Вы, призвавшие меня стать шаманом,

Вложите образ в мои очи, слова в мои уста,

Дайте мне сил стать шаманом,

Хурай, хурай, хурай!

Ом маахан, ом маахан, ом маахан!

Манггалам.


Хурай - древний клич-пожелание, использовалось также в армии при наступлении, отсюда русское заимствование в виде «ура».

Незнакомые слова в этом призывании - заклинания, которыми пользуются шаманы. Они звучат с незапамятных времен, помогая исполниться любому желанию. Произнесение слов «хурай» сопровождается круговым движением правой руки, значение которого будет объяснено позже.

После призывания на некоторое время погрузитесь в созерцание, сосредоточившись на горящих угольках благовоний. Огонь священен в шаманской традиции, ибо олицетворяет средоточие всего сущего и источник шаманского могущества. Представьте себя сидящим в лесу у огня. Ощутите запах дыма. Вообразите себя шаманским послушником, пришедшим в лес для общения с духами и обретения могущественных сил. Сосредоточьтесь на своем желании связаться с призвавшими вас духами и попросите их прийти к вам, чтобы в дальнейшем сотрудничать с вами. Даже если вы не получите прямое сообщение от них либо не обнаружите знака от них на вашем первом камлании (Камлание - основной обряд шаманизма), вы, несомненно, призвали их, и теперь они начнут заявлять о себе, после того как вы выразили готовность следовать указанным ими путем. Если ваше призывание ознаменовалось неким общением с ними, отдайтесь своему переживанию, с благоговением приветствуя его. Затем запишите свои впечатления. Отныне начинается ваше общение с шаманскими духами-помощниками, отныне вы приступили к освоению ремесла шамана.

Примечания:

«Предание о нишаньсюэй шаманке» («Nishan saraan-i bithe»). Издание текста, перевод с маньчжурского и предисловие М. П. Волковой. М, 1961

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: