Крутицкое подворье. История архитектуры Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах

В 1272 г. на Крутицах были построены и освящены храм Петра и Павла и при нем монастырь, известный как Крутицкое подворье Сарайской и Подонской епархии. После ослабления могущества Золотой Орды епископ Сарайский и Подонский Вассиан в 1454 г. перенес свою кафедру из Сарая на Крутицкое подворье. После этого началось создание в Москве Крутицкой епархии. Крутицкая епархия была одной из самых больших: в ней было около 15 монастырей, 907 храмов и около 650 тысяч прихожан. За период с 1454 по 1788 гг. Крутицкой епархией управляли 38 епископов и митрополитов. Наиболее известные: епископ Вассиан (1454-62) - основатель Крутицкой епархии, епископ Варлаам (1583-87), восставший против Бориса Годунова и сосланный в Новгородский Антониев монастырь, где и скончался. В 1664 г. главой епархии стал митрополит Павел II - покровитель науки и художественных ремесел. Он заложил основы сегодняшнего архитектурного облика Крутицкого подворья.

Во второй половине 17 века на Крутицах были построены новый Успенский кафедральный собор с зимним храмом св. апостолов Петра и Павла, Святые ворота с надвратным изразцовым теремком (на данный момент являются основным сокровищем Крутицкого подворья и постоянно подвергаются набегам со стороны вандалов), митрополичьи палаты, крестовая палата с домовым Никольским храмом, Успенские и Воскресенские переходы, приказные и сушильные палаты. При митрополите Павле II на Крутицком подворье был посажен "Крутицкий вертоград" - один из первых регулярных садов в Москве (сейчас делаются попытки его восстановить). В подвалах Успенского и Воскресенского храмов хоронили умерших митрополитов и епископов Крутицкой епархии. В смутное время, когда поляки оккупировали Кремль, Успенский кафедральный собор стал главным Собором Всея Руси, где ополченцы Минина и Пожарского целовали крест на клятву изгнать поляков из Москвы или умереть. В процессе секуляризации Крутицкая епархия в 1788 г. была упразднена. Успенский собор стал приходским храмом, остальные его здания отдали под казармы. В 1812 г. Крутицкое подворье пострадало от наполеоновских вояк, горело и утратило былую красоту, предлагали даже его снести. В 1833-68 гг. была произведена частиная реставрация.

С наступлением 1917 г. начались новые беды подворья, в 1920 г. был закрыт Успенский собор. Использовали его под склады, общежития. Перестроили митрополичьи палаты. Появилась гауптвахта доблестной Красной армии. На защиту Крутицкого подворья встал архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Под его руководством в 1949-79 гг.были проведены многие реставрационные работы. Его труд и забота отмечены Русской православной церковью, на Крутицком подворье в память о нем установлена памятная доска. В 1992 г. Крутицкое подворье вернули церкви с наречением его Патриаршим Крутицким Подворьем. На подворье созданы Центр Всецерковного Православного Молодежного движения, библиотека, издательский отдел. С апреля 1992 г. возобновлены богослужения в храме Воскресения Словущего, а с апреля 1993 г. - в храме св. апостолов Петра и Павла.



После постройки нового Успенского собора старый собор, построенный в 1516 году, был перестроен в Крестовую палату с церковью Воскресения. Эта церковь играла роль домовой церкви при палатах митрополита. Однако в 1788 году Екатерина II своим именным указом упразднила Крутицкую епархию. Успенский собор был преобразован в приходскую церковь, а остальные здания подворья были переданы военному ведомству и заняты под казармы. Воскресенская церковь при этом была закрыта и перестроена.



Успенский собор. Нынешнее здание собора имеет два этажа. Нижний ярус с теплым храмом святых апостолов Петра и Павла сооружен в 1667-1689 гг. и освящен 29 июня 1699 г. Верхний (летний) храм с главным Успенским престолом сооружен в 1700 г. Придел преподобного Сергия, игумена Радонежского, устроен в 1895 г. В 1693-94 гг. сооружены Крутицкий теремок и крытые Воскресенские переходы, ведущие от митрополичьих покоев в главный Успенский собор. Митрополичья палата (дворец Крутицких митрополитов) — сооружена в 1655 г.

Нынешнее здание Воскресенской церкви состоит из подвала с захоронениями Крутицких митрополитов, подклета и верхнего яруса, датируемого серединой XVIII века. Северный придел святителя Николая устроен в 1516 году. В 1719 г. Крутицкий ансамбль дополнен Набережными палатами.

http://www.patriarchia.ru/db/text/1160429.html



Храм Успения Пресвятой Богородицы, что на Крутице, находится близ Спасской заставы, угол Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка. Около 1300 г. св. Даниил, князь Московский (1263-1303 гг.) построил здесь подворье для приезжающих в Москву архиереев, из которых первым был грек Варлаам.

Около 1454 г. на Крутицу была перенесена кафедра епископов Сарских и Подонских. Их епархия была учреждена в 1262 г. среди татар в г. Сарае; в XIII ст. она была увеличена местностями по Дону. Впоследствии ее пределы не раз изменялись, а с 1764 г. она стала официально называться «Крутицкою и Можайскою». Вследствие распоряжения 17 июня 1788 г. епархия эта была закрыта, ее церкви распределены между соседними епархиями, а архиерейский дом с землею и с постройками на ней стал принадлежать коллегии экономии, потом военному ведомству; здесь расположились Крутицкие казармы.

До 1682 г. на Крутицах известен один храм. Сначала он был деревянный, но в настоящее время сохраняется полуразрушенное (в 1816 г.) каменное здание. Его архитектурные особенности: есть подклет, есть узкие притворы с запада и с севера, нет алтарного полукружия, окна верхнего света прорезают пяты сводов. Эти особенности в связи со временем переселения Сарайских епископов на Крутицу позволяют отнести постройку каменного храма к концу XV ст. Так как архиереи обыкновенно погребаются в их кафедральных соборах, то в подклете древнего Крутицкого храма есть надписи о погребениях 1499, 1544, 1583 и 1602 гг., а также 1759 г.

В XVIII ст. этот храм известен с именем Воскресения Христова, имел придел Николая чудотворца, был крестовою архиерейскою церковью. В XIX ст. он утратил своды, главы и кресты и был складочным местом для бумаг и оружия при казармах.

С 1682 г. строился новый кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, называвшийся, в отличие от Кремлевского «Малым» Успенским собором. После закрытия Крутицкой кафедры этот собор обращен в приходскую церковь. Она имеет два этажа. Нижний, где находится престол во имя апостолов Петра и Павла, построен так же, как нижняя церковь Заиконоспасского монастыря, т, е. с особенно толстыми стенами и с отнимающими много пространства столбами, назначенными поддерживать тяжесть верхнего этажа. Надписи на стенах свидетельствуют об архиерейских погребениях 1688, 1701, 1712 гг. Верхняя Успенская церковь освящена 23 июня 1689 г.

При переделках, бывших в 1700, 1738 и 1823 гг., расширены некоторые окна, изменена форма средней главы, с трех сторон устроена закрытая галерея, пристроено северо-западное крыльцо. В 1895 г. 2 июля освящен придел преп. Сергия, устроенный в южной галерее.

Успенская церковь была соединена с архиерейским домом крытым ходом по особой, доныне сохранившейся стене, через надвратный теремок. Этот последний, замечательный по своей выдающейся красоте, построен, судя по архитектуре, около самого конца XVII ст.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока» Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.



Самым известным - после Успенского собора - элементом ансамбля Крутиц является Крутицкий терем. О нём писал ещё историк Н.М. Снегирёв в 1852 году. "Через терем, прежде Крутицкие Владыки ходили из своих палат в соборную церковь и, как говорит предание, летнею порою из окон они преподавали собравшемуся у ворот народу благословение, разделяли нищим милостыню и любовались ненаглядным величием и красою златоглавой Москвы". Снегирёв приписывает строительство терема митрополиту Павлу III, однако в действительности святые ворота с теремом над ними были возведены уже при митрополите Евфимии, в 1693-1695 годах.

Строили Крутицкий терем зодчий Осип Старов и каменных дел мастер Ларион Ковалёв. А знаменитый изразцовый декор внешней стороны ворот принадлежит, по-видимому Степану Иванову (Полубесу). Изразцы, которыми сплошь заткана обращённая во двор стена Крутицкого терема, делают его похожим на большую нарядную печь в боярской палате. К эпохе Снегирёва Крутицкий теремок подошёл в неприглядном виде. Он очень пострадал и в пожаре 1737 года, и в 1812 году. "Прежде над теремом, - писал историк, - была крутая черепичная кровля, которая соответствовала стилю ворот, но после Троицкого пожара... она сделана плоская железная. На внутренних стенах двух подъездов изображённые фресками лики разных святых в иконном стиле ХVII века недавно забелены известкою". Кроме того, из двух проездных арочных проёмов в середине ХIХ века остался один; второй был "закладен". В 1868 году городская управа обратила внимание на бедственное положение памятника и распорядилась реставрировать его "в первоначальном виде".

Повторная реставрация терема проводилась накануне Первой мировой войны, а в ХХ веке он чуть было не стал жертвой строительной халатности: близ него проложили канализацию, потревожившую фундаменты древней постройки, и она стала заваливаться набок. Угрожающий падением "хлам" хотели разобрать, и лишь вмешательство П.Д. Барановского спасло Крутицкий теремок от разрушения. Вот, кстати, свидетельство Барановского о системе переходов второго этажа (терем включён в неё), связывающего митрополичьи палаты и Успенский собор: "Интересным художественным архитектурным памятником в Крутицах являются и так называемые переходы второго этажа, состоящие из тридцати арок красивого рисунка, поддерживаемых круглыми короткими колоннами... Они проходят вдоль всего северного фасада митрополичьих палат и связывают их с Воскресенской церковью и Успенским собором, то есть объединяют основные здания всего комплекса в одно живописное целое".

Реставрация Крутицкого терема и переходов завершилась в целом к 1970-м годам. Тогда же реставрировались и архирейские палаты, строительство которых было предпринято митрополитом Павлом в 1665 году (не исключено, что на более ранних фундаментах). На протяжении существования митрополичьи палаты не раз перестраивались. Опись, составленная при передаче Крутицкой кафедры в Московское епархиальное ведомство, фиксирует, в частности, следующие черты здания: "покои каменные в два этажа", "покрыты тесом с красною краскою", "над домом... полукружный фронтон с балясами". Упоминаются также примыкавшие к основному зданию "архирейские покои летние зеленые двухэтажные, низ каменный, верх деревянный, на два отделения... одно соснового, другое липового дерева".

У П.Д. Барановского (статья "Крутицкий дворец в Москве и его реставрация" в альманахе "Памятники Отечества" за 1972 год) о "покоях летних зеленых" читаем следующее: "Набережные палаты Крутицкого комплекса, или Зеленые хоромы, по описанию ХVIII в., расположены у западной границы владения на крутом обрыве к Москве-реке. Их сооружение относится ко времени Петра I, когда в 1718 г. было запрещено каменное строительство в связи с обстройкой Петербурга. Как было установлено архивными исследованиями, раскопками и изучением остатков в натуре, здание состояло в надземной его части из трёх палат, средняя из них была сенями, а по бокам - две другие. Из сеней каменные лестницы вели в белокаменные подвалы, расположенные под двумя боковыми палатами. Палаты в соответствии с их назначением назывались Поваренными палатами. Над этими каменными частями сооружения в 1757 году бригадой плотников во главе с Евстафием Князевым были построены Зеленые хоромы - деревянные жилые помещения для архиреев. Эти хоромы соединялись деревянными переходами с основным зданием митрополичьего дома, а с другой стороны, по верху ограды, был переход в сад с беседкой и в березовую рощу".

В 1812 году бывшие архирейские покои горели, после чего их переоборудовали для нужд военного ведомства. Так в набережных палатах в 1834-1835 годах, когда Крутицкое подворье находилось уже на "казарменном положении", содержался под стражей А.И. Герцен. В митрополичьих палатах разместились "квартиры воинского начальника и других служащих при казармах" - при этом зданию словно нарочно придали самый скучный вид из возможных. Впрочем, пряничный декор ХVII века, наверное, действительно казармам был не нужен. Уже в 1970-1990-е годы наиболее значительные памятники реставраторы восстановили. Сейчас Крутицы выглядят вполне благоустроенно, причём не только центральная часть подворья с Успенским собором, переходами, теремом и митрополичьими палатами, но и тесно заставленные деревянными домами-старожилами ближайшие улочки. Время здесь как будто остановилось...

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам", Выпуск №272, 2017 г.

"Фотографировать категорически запрещено," - так и написано на "Доске информации". Речь идет о территории Крутицкого подворья не только внутри помещений, но и снаружи. Конечно, все фотографируют. Многие подходят к священнослужителям и просят дать им "благословение" на фотографирование, и я не вижу проблемы, если условием для разрешения фотосъемки является соблюдение определенных правил, как, например, не фотографировать во время службы, не фотографировать прихожан или настоятелей, не фотографировать предметы интерьера и т.д., в том же духе. Но все эти условия можно было бы написать на "Доске информации", не принуждая туристов к обязательному общению со священнослужителями. Конечно, в чужой монастырь (в прямом и переносном смысле) со своим уставом ходить не следует, но, на мой взгляд, просить, чтобы для тебя сделали исключение, ставит человека в неудобное положение, причем, не только просящего. Кроме того, чувствовать вину за нарушение запрета обречены все те, кому не подходит православное благословление. Я имею ввиду, прежде всего, людей других вероисповеданий, но также тех, у кого, может быть, мало времени на поиски священника, или тех, кто предполагает, что им будет отказано в благословлении из-за неправильного дресс-кода. Возможно, я уделю внимание этой теме отдельно. Так или иначе, я нажала на кнопку без благословения, а также без наводки, настройки и зума, потому что без благословления фотографировать было как-то неудобно, а не сфотографировать этот объект культурного наследия просто невозможно.

Крутицкий теремок - пожалуй, одна из ярчайших достопримечательностей Москвы. Теремок - это помещение над парадными (Святыми) воротами, откуда митрополиты благословляли народ и раздавали милостыню. Фасад терема облицован более полуторастами плоскими и рельефными поливными изразцами, составляющими панно с декоративным узором: нежнейшими полевыми цветами и травами, фантастическими животными и скульптурным изображеним виноградной лозы.


Но сначала несколько слов о подворье.
Крутицкое подворье было основано во время татаро-монгольского завоевания в XIII веке. Бывший в неплохих отношениях с Золотой Ордой, князь Александр Невский, ходатайствовал перед правителями Орды об учреждении православной епархии в столице Сарае, и в 1261 г. такая епархия была учреждена. Сын Александра Невского, князь Даниил Московский, пожаловал Сарайским (Сарским) епископам землю недалеко от Москвы, чтобы те останавливались там по пути в Москву, а также, вероятно, с целью укрепления подходов к Москве от татарских набегов, потому что местом для подворья был выбран естественный барьер - крутой берег Москвы-реки, отсюда и название. По одной версии, монастырь уже существовал, основанный Даниилом Московским, по другой - его основал греческий летописец Варлаам, приехавший сюда вслед за Сарскими епископами из Византии. Так или иначе, но подворье разрослось, его обнесли высокой каменной стеной с 4-мя угловыми башнями, от разгромов спасали охранные грамоты хана, и влияние монастыря постепенно усилилось.

В XV веке, когда Орда потеряла могущество, резиденцию епископов перенесли в Крутицы, и титул стал называться "епископ Крутицкий, Сарский и Подонский". В XVII веке Крутицкие епископы были возведены в сан митрополитов. Интересно, что во время Русско-польской войны в Смутное время, Крутицкий Успенский собор играл роль главного собора страны, и ополченцы Минина и Пожарского клялись в нем крестным целованием освободить Москву от захватчиков.

Время расцвета подворья - XVII век. К концу XVII - началу XVIII века было создано большинство дошедших до нас зданий (Успенский кафедральный собор с колокольней и нижней церковью св. Петра и Павла, ворота и терем, стена-переход, сушильная палата и приказная палаты, митрополичьи палаты (XIV - XVIII вв), набережные палаты, стены и башни). Архитектурный ансамбль создавался в едином стиле. Заслуга принадлежит зодчим Осипу Старцеву и Иллариону Ковалеву.

Владения расширялись, доходы увеличивались и Бог благоволил, пока не наступила эпоха реформаторов. Вначале Петр I упразднил патриаршество, что понизило митрополитов в ранге до епископов, потом Екатерина II перевела Крутицкую кафедру во владение Синодальной конторы, и скоро вовсе упразднила епархию. Успенский собор превратился в приходскую церковь, а все другие помещения были переданы Военному ведомству. Казну и имущество Крутицкого монастыря перевезли в Чудов монастырь. После 1798 г. история подворья как церковного учреждения прерывается вплоть до 1991 г., когда церкви была передана часть зданий. Что с ними происходило и как они выглядели в разное время - скажу и покажу позже. В настоящее время на территории подворья располагается Отдел по делам молодежи РПЦ.

Слева направо: митрополичьи палаты, парадные ворота с теремом, колокольня и Успенский собор. Здания капитально рестарированы в 1950-1984 гг. выдающимся советским архитектором-реставратором Петром Дмитриевичем Барановским.

Толщина стен первого этажа митрополичьих палат доходит до 120 см., на втором этаже - до 115 см.

Справа - фруктовый сад, в этом году было много абрикосов.

Но вернемся к Крутицкому терему и полюбуемся на изразцы.

В архивах сохранились бумаги любопытного судебного разбирательства, возбужденного стряпчим митрополита Сидором Бухваловым против строителей терема отца и сына Старцевых. Митрополит заподозрил, что работники получили больше деньги за изразцы, чем им следовало бы выделить, потому что количество сделанных изразцов было завышено. Ответчики оправдывались тем, что для заполнения облицовочного рисунка им пришлось откалывать куски от целых изразцов.

Детали.

Мой объектив не расчитан на большое увеличение, но мне так нравятся эти улитки и лебеди, что пусть будет так.

Кто же мастер? По общепринятой версии - белорусский изразетчик Степан Полубес (Иванов), работающий в Москве и окрестностях и создавший множество замечательных изразцовых орнаментов в период между 1670 и 1790 годами. Но ключевое слово здесь - версия.

В 1913-1914 гг. Крутицкий Терем был впервые отреставрирован. Древние изразцы промыли, испорченные заменили на новые. Роспись XVII века была подновлена.

Воскресенская церковь - самое древнее частично сохранившееся строение подворья (сохранился белокаменный подвал XV в., подклет и придел св. Николая - XVI в.). С другой стороны, это самая перестроенная церковь, потому что после передачи подворья Военному ведомству, ее начали разбирать. Успели разобрать главу и своды, после чего решили снова восстановить. В проекте восстановления церкви и преобразования архитектурного ансамбля подворья в XIX в. принимали участие архитекторы Е. Д. Тюрин и К. А. Тон. Но церковь оставалась без целевого использования (ее использовали как склад). В 1936-1938 гг. ее перестроили в жилой корпус. Реставрирована Барановским.

Сушильная палата. Рядом - Крутицкий казенный приказ/Приказные палаты (не сфотографировала). Обе палаты до 1798 г. принадлежали церкви и позже были преобразоваты в казармы (по названию места - Крутицкие; в 1922 г. были переименованы в Алешкинские). При Николае I здесь размещался жандармский корпус графа Бенкендорфа, казармы выполняли в т.ч. функцию тюрьмы. В 1834 - 1835 г. в казармах сидел Александр Герцен: "В монашеских кельях, построенных за триста лет и ушедших в землю, устроили несколько светских келий для политических арестантов. В моей комнате стояла кровать без тюфяка, маленький столик, на нём кружка с водой, возле стул, в большом медном шандале горела тонкая сальная свеча. Сырость и холод проникали до костей".

Военные ведомства сменяли друг друга (Московский внутренний гарнизонный батальон, батальон 12-го гренадерского Астраханского полка, 6-я школа прапорщиков, воинская часть Московской пролетарской дивизии; в советское время, до 1995 г. - гауптвахта Московского гарнизона). Потом здесь был филиал Государственного Исторического музея. Сейчас - помещения церкви.

Здание повреждено пожаром в 2009 году.

Успенский собор - двухэтажный, неоднократно перестраивавшийся, и к концу XIX века ставший малоузнаваемым. В советское время здесь было общежитие. В 1965 г. здание было передано обществу охраны памятников. Отреставрировано Барановским. Интересная деталь, не только вся церковь выложена из красного кирпича, но и главы собора тоже.

Галерея, церковь Успения и шатровая колокольня. Галерея ведет к парадным воротам. Над столбами галереи также вделаны изразцы.

Двор.

Х.В. Фабер дю Фор. "Москва, 8 октября 1812 г.", литография, 1830-е гг. Крутицы справа.


http://www.archnadzor.ru/2011/10/19/krutitsy/

К началу XX века ансамбль подворья дошел в разрушенном состоянии. Пожалуй, самым сохранным был Терем. Требовалась грандиозная реставрация.

"Крутицкий дворец мы застали в плачевном состоянии - теремок завалился, переходы чудом не падали - крен был большой. Петр Дмитриевич [Барановский] сам подкосы ставил. Самое неотложное было - выпрямить их, укрепить фундаменты..." (из статьи Н. Коршуновой, "Реставратор"). Фотография 1943- 1944 г.


http://oldmos.ru/photo/view/20089

1900-1910 г.


http://oldmos.ru/photo/view/24605

1896 г.

http://oldmos.ru/photo/view/41980

Успенская церковь в 1882 г. Обратите внимание на форму глав и отсутстие крыльца.



www.v-andreev.livejournal/329617.html

Митрополичьи палаты до реставрации, кадр во время съемок фильма "Война и мир", 1964-1965 г.

http://oldmos.ru/photo/view/83388

Митрополичьи палаты после реставрации 1950-1957 г.


http://oldmos.ru/photo/view/53919

Двор гауптвахты, 2000 г. Фотография постановочная, это кадр из фильма "Брат-2", но колючая проволока ограждения гауптвахты оставалась еще долго.

Рядом, на Арбатецкой улице, деревянные однооэтажные дома бывшего квартирно-эксплутационного управления Московского военного округа - также памятники архитектуры. В прошлом году один из домов сгорел. Честно говоря, я запуталась, какие казармы Алешкинские, а какие Крутицкие, видимо все здания, переданные военному ведомству, автоматически унаследовали название Алешкинские после Крутицких. На сайте истории Таганского района написано, что Крутицкие казармы - это ул. Арбатецкая, дома 2/28, с1 и с 4.


http://drug-off.livejournal.com/100247.html

Как видно, в том, в том как выглядит Крутицкое подворье сейчас, колоссальная заслуга Петра Дмитриевича Барановского. Ему установлена памятная доска на территории подворья. Написано "Великому реставратору".

Петр Дмитриевич Барановский на Крутицких переходах, 1950- 1957 г.

Есть в Москве совершенно особенное и удивительное место – древнее Крутицкое подворье.

Попав сюда, окунаешься в совершенно другой мир. Перед глазами предстает чудом сохранившийся кусочек прошлого – старинная Москва. Потемневший от времени кирпич основных церковных построек, мощеная булыжниками площадь и дореволюционные жилые деревянные дома — все здесь дышит историей. Могу точно сказать — подобного вы в Москве не найдете, посетить это место однозначно стоит.

Расположено подворье в Таганском районе Москвы на пересечении Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка, добраться сюда можно от станции метро Пролетарская. По пути вы увидите высокую колокольню — не пожалейте времени, загляните и туда.

Сохранившийся архитектурный ансамбль был построен в 18 веке.

Самое интересное строение — надвратный Крутицкий Терем, украшенный нарядными поливными изразцами и ажурной каменной резьбой.

А вот и сами Святые ворота с фрагментарно сохранившимися фресками:

Успенские переходы, соединяющие Терем и Малый Успенский собор, украшены одиночными изразцами:

Малый Успенский собор и колокольня. Верхний храм собора – действующий. Женщинам там выдают напрокат юбки и платки, если вы в «непотребном» виде.

Пройдем через парадные ворота. С обратной стороны Терем не украшен, но, все равно, весь ансамбль смотрится потрясающе.

Арки-проходы в колокольне. Фруктовые деревья подступают почти вплотную к древним стенам. Весной во время цветения вишен и абрикосов тут должно быть особенно красиво.

Обойдя вокруг Митрополичьих палат, можно увидеть Набережные и Крестовские палаты. В этом же дворике — сплошь заросший диким виноградом вход в Воскресенскую церковь.

Обычно на подворье тихо пустынно, но в этот раз тут снимали кино. Место для съемок самое правильное – тут сохранилась историческая деревянная застройка 19 века, и декораций требуется минимум. Совсем не похоже на современную Москву, правда?

Потрясающее место, да еще с такими персонажами. Такое впечатление, что попал в другое измерение. :)

Фильм о знаменитом шансонье 30-х годов Петре Лещенко носит рабочее название «Чубчик». Очень понравились актеры – все, действительно, как-будто из того, дореволюционного времени.

Фильм 8-серийный, сейчас идут съемки серии о молодых годах певца.

А теперь — немного исторических фактов.

Крутицкое подворье было основано как монастырь в 13 веке по одним данным князем Даниилом Московским, по другим – византийским старцем Варлаамом. Позже, во времена Золотой орды, монастырь стал московским подворьем епископов Сарских и Подонских.

Крутицы пережили трудные времена: их грабили и поджигали и поляки в Смутное время, и французы в 1812 году. В советское время храмы не действовали и были возвращены церкви только в 1992 году. Теперь здесь Патриаршее подворье и церковный отдел по делам молодежи.

В разное время подворье было местом заточения протопопа Аввакума, А.И. Герцена и, по легенде, здесь недолго после ареста содержался Берия.

Как доехать до Крутицкого подворья

На общественном транспорте: м.Пролетарская, далее 5-7 минут пешком по 3-му Крутицкому переулку. На пересечении с Крутицкой улицей повернуть налево и идти еще 1-2 минуты.

Адрес: г. Москва, ул. Крутицкая, 17

Вход на территорию подворья свободный.


Есть в Москве места, куда хочется возвращаться. Одним из таких мест является Крутицкое подворье. Была я там не раз. Сколько раз фотографировала. И все равно хочется быть там еще и еще раз.

Текст взят из ВикипедиЯ.
Крутицкое подворье, Крутицкое Патриаршее подворье, Крутицкий архиерейский дом, Крутицы - исторический памятник, основанный в XIII веке как резиденция епископов Сарских и Подонских; филиал Государственного исторического музея. Памятник архитектуры XVII века. Расположен в Таганском районе Москвы на пересечении Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка.
С 1991 года - подворье Патриарха Московского и всея Руси, где располагается Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви.
Более подробно можно почитать на сайте:
http://www.krutitsy.ru/
План реконструкции Крутицкого подворья

Создание и расцвет подворья
В XIII веке значительная часть русского населения оказалось в ордынском плену. Для церковного окормления русских в Орде по инициативе Александра Невского в 1261 была учреждена православная епархия в Сарай-Бату, столице Золотой Орды - Сарская (Сарайская), впоследствии Сарская и Подольская епархия. В 1272, при сыне Александра Данииле, Сарская епархия основала свое подворье в подмосковных Крутицах, тогда же был освящен первый Петропавлоский храм (1272-1356). Последующие правители - Иван II Красный, Дмитрий
Донской - завещали крутицкому храму значительные вклады (в завещании Ивана II упомянуты всего три храма, из них крутицкий упомянут первым). В XV веке, с ослаблением Орды и сокращением русского населения Сарая, сарская епархия также сокращась. В 1454 епископ Вассиан перенёс свою кафедру в Крутицы, став первым в истории епископом Крутицким, Сарским и Подонским. Имена Сара и Подон были воспроизведены в именах окрестных речек (современный Саринский проезд. Первый каменный Успенский собор, позже перестроенный в митрополичьи палаты, был заложен в 1516.
В 1589 Крутицкие епископы были возведены в сан митрополитов (начиная с митрополита Геласия, умершего в 1602). В 1612, когда кремлёвские соборы были захвачены поляками, крутицкий Малый Успенский собор был, фактически, главным храмом московского православия - и так же был разграблен оккупантами.
В XVII веке во владениях Крутицких митрополитов находились слобода Дубровка (1-я Дубровская улица), слобода Арбатец (Арбатецкая улица), Крутицкая слобода, Калитники и село Кожухово. Расцвет Крутиц связан с митрополитом Павлом II (1664–1676), основателем местной библиотеки. Именно при Павле завершается строительство Митрополичьих палат на месте старого Успенского собора и начинает строиться новый собор. Излюбленное место пребывания патриархов, Крутицы также были местом заточения протопопа Аввакума перед его проклятием
на соборе 1666 года.
Крутицы в XVIII-XIX веках
В 1711, с упразднением патриаршества, крутицкие митрополиты были понижены в ранге до епископов (исключая митрополита Игнатия Смолу, 1719–1722). Московский пожар 1737 года серьёзно повредил Крутицы; вследствие пожара деревянная крыша теремка были заменены железными, сожжёные лики святых - забелены известью. Теремок оставался в таком виде до благоустройства в 1868. В 1744-1751 в Крутицах действовала основанная в 1739 духовная семинария, позже переведенная в Покровский монастырь.
В 1764 была упразднена Сарская и Подонская епархия, в 1785 - Крутицкая епархия. Опустевшее подворье было передано Военному ведомству, а церковное имущество и архивы епархии были перевезены в кремлёвский Чудов монастырь.
Успенский собор выгорел в пожар 1812, так, что четыре года спустя главнокомандующий гарнизоном А. П. Тормасов приказал разобрать его и переделать под казармы или конюшни. Решение было отменено после вмешательства духовенства, уже после вскрытия склепов крутицких епископов. Только в 1817 Успенский собор обрел новую, деревянную, крышу, а верхний храм открыли только в 1823. Последующая реконструкция, поддержанная великим князем Александром Николаевичем, заняла более тридцати лет (1833-1868), с участием Е. Д. Тюрина и К. А. Тона.
В советский период
Служба в Успенском соборе прекратилась не ранее 1924; затем, утварь была разграблена, а фрески и образа - замазаны. Вся территория подворья была отдана во власть военных. В 1936-1938 Воскресенскую церковь перестроили под казармы, а на старое кладбище спланировали футбольную площадку.
В 1947 решением государственного Комитета по делам архитектуры составление проекта реконструкции Крутиц было поручено П. Д. Барановскому. Реставрация заняла более тридцати лет, в то время, как в подворье продолжали обитать различные военные и гражданские службы. В 1964 Успенский собор был передан ВООПИиК, в 1968 - Главкниге. Только в 1966 Крутицкие палаты были признаны музейным объектом; с 1982 Крутицы - филиал Исторического музея.
В 1991 часть подворья была передана церкви, другая же часть вплоть до 1996 использовалась как гауптвахта московского гарнизона. На официальном сайте подворья высказывается спорная версия о том, что именно в Крутицах содержался Л. П. Берия.
Реконструкция Крутиц продолжается по сей день. В мае 2007 года ведутся работы в зданиях Воскресенской церкви и Набережных палат. В августа 2008 года в Успенском (верхнем) храме закончены реставрационные работы, восстановлены фрески, иконостас и в основном интерьер храма.
Проход внутрь подворья со стороны Крутицкой улицы

или 1-го Крутицкого переулка.

И так в путь.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах (Малый Успенский собор) 1700 с нижним храмом ап. Петра и Павла - 1667–1689 гг. Выстроены Осипом Старцевым. Позже, в 1895, устроен придел св. Сергия Радонежского. Высота собора - 29 м. до подкрестного яблока; главки куполов также кирпичные. Утраченные колокола были отлиты в 1730.

Крутицкий теремок и митрополичья галерея ,соединяющая палаты и собор, 1693-1694. Выстроены Осипом Старцевым и Илларионом Ковалёвым. Теремок и Святые ворота облицованы многоцветными поливными изразцами работы Степана Иванова - всего использовано до двух тысяч уникальных изразцов.

К южному фасаду здания примыкает крыльцо, реставрированное в XX веке П. Д. Барановским.

Набережные палаты, 1719

Сушильная палата и приказные палаты

Деревянные дома XIX века - № 6, 8, 11, 13 по Крутицкой улице

Двухэтажный дом XIX века - № 4 по Крутицкой улице.

И еще несколько зарисовок.

Уходя со двора, так и хочется постоянно оглядываться на эту красоту.

Да еще хочу добавить. Там были Крутицкие казармы с 1922 Алёшинские казармы (1?й Крутицкий переулок, 4а), названы по соседнему Крутицкому подворью, здания которого в 1798 были частично переданы под казармы частям жандармского корпуса; использовались также в качестве политической тюрьмы (в 1834-35 здесь в течение семи месяцев отбывал заключение А.И. Герцен). В 1842 в казармах размещался Московский внутренний гарнизонный батальон, с 1904 - батальон 12-го гренадерского Астраханского полка. С начала первой мировой войны в Крутицких казармах находилась 6?я школа прапорщиков, которую 31 октября 1917 заняли красногвардейцы. В 1922 названы по имени участника Октябрьской революции А.А. Алёшина. В Крутицких казармах размещались различные воинские части, гауптвахта Московского гарнизона.

Сегодня два известных режиссера - Павел Лунгин и Андрей Эшпай- снимают фильмы о жизни Ивана Грозного, а в Московском Кремле проходит выставка "Вера и власть" об эпохе Ивана Грозного.

А. Эшпай работает над 16-серийным телефильмом о "грозном" царе. Съемки идут на Крутицком подворье. Оно чудом уцелело в модернизированной Москве. Красная кирпичная кладка свидетельствует о ХVII веке. К территории подворья примыкает бывшее здание тюрьмы, где гримируются артисты, занятые в фильме. Артистов гримируют по несколько часов, особенно царя: "время было бородатое".

Погода меняется ежечасно: то надвигается туча, то выглядывает солнце. "Только что был световой режим", - озабоченно говорит Андрей Эшпай. Мы идем в теплый вагончик, где Андрей Андреевич рассказывает о своем проекте.

Почему для фильма выбран образ Ивана Грозного из всей истории России? Почему информация о царствовании Ивана Грозного востребована в наше время и сейчас вы и Павел Лунгин снимаете фильм об Иване Грозном?

Фильм Павла Семеновича Лунгина о взаимоотношениях митрополита Филиппа, которого играет замечательный артист Олег Янковский, и царя Ивана Грозного.Что важнее: христианские заповеди или интересы власти? Это определенный отрезок жизни, причем яростный. Филипп пошел на христианский подвиг, с надеждой остановив Грозного в период опричнины.

- А на чем базируется ваша концепция?

Иван Васильевич прожил 54 года. Это сильная одаренная натура. С другой стороны, это человек - легенда, он - наполовину вымышленная фигура. Мы снимаем для канала "Россия" 16 серий. Иван Грозный - фигура чрезвычайно противоречивая, важная для истории России. Он был сложен для общения с окружающими. Русское Средневековье, которое мало было показано у нас в кино, - сложнейший этап, который и должен быть отражен в кино. Средневековье - максимальное проявление всех свойств человека - от самых благородных до самых дьявольских. Все, что есть в человеке, в средние века было выявлено максимально. Иван Грозный хотел распространения православия по всей Европе, чтобы оно стало доминирующей религией. Это было его очередным безумством, так как это было невозможно. Реализация идеи обернулась человеческими жертвами.

- Ваша версия: почему Иван впал в безумие?

Умерла царица Анастасия, первая его жена, ушел из жизни митрополит Макарий, который был канонизирован. Иван остается один. От этого стал еще больше погружаться в религию.

- Почему раньше к этой теме не обращались?

Никто не предлагал. Реализация темы Средневековья, безусловно, требует затрат. Российский кинематограф только-только начал зарождаться. Работая над фильмом, вольно или невольно держишь в уме современную жизнь. Остается проблема объединения страны, борьба с сепаратизмом. Такая деталь, как глашатай, который объявлял приказы на улице при царе, связана с нашим временем: глашатай - современный диктор. Для меня сегодняшнее мое занятие - изучение времени. С точки зрения жестокости времени ХХ век был более жестоким, чем XVI. Просто в XVI веке все было на виду, хотя такого количества оружия, как в ХХ веке, не было. И второй момент: долгое время в Советском Союзе поколения были воспитаны на том, что история начинается с 1917 года. Чтобы двигаться вперед, надо погрузиться в прошлое, разобраться, что было там.

- Как, на ваш взгляд, религиозность Ивана Грозного сочеталась с тиранством?

Когда он остался один, то еще больше стал погружаться в религию. Тогда были иные параметры отношений, было совсем другое понимание мира и отношений к миру, к боли, к смерти.

- Как вы относитесь к разговорам о канонизации Ивана Грозного?

Есть такие разговоры. Они меня не очень интересуют, это вопрос внутрицерковный. Я глубоко в эту материю не погружался. Но в то же время человек с другими качествами не смог бы объединить Русь: надо было обладать чрезвычайной личностью, чтобы объединить сильных людей, держать вместе бояр.

- Сколько актеров играют Ивана Грозного?

Грозного-мальчика, цесаревича, играет сын Макаревича - Иван, в нем есть сходство, неистовость, эмоциальность. Саша Дементьев - актер удивительной внутренней пластики, в нем есть обаяние, с другой стороны, жесткость и большой возрастной диапазон. Он играет зрелого царя Ивана Грозного.

- Почему в фильме играют малоизвестные актеры?

Да, снимаются актеры немедийные. Я исходил из того, чтобы эта работа заново открыла то время и новые лица. Мне важно не просто актерское пополнение - хотелось создать такую эстетику фильма, чтобы открылись новые лица. Эта попытка соединить пышность костюмов с психологизмом актеров.

- Трудно было найти в Москве натуру?

XVI век - здания из красного кирпича. Такие найти трудно. Крутицкое подворье - островок культуры того времени. Снимали еще под Москвой, в Алабино.

- Какие у вас отношения с фильмом об Иване Грозном Сергея Эйзенштейна, снятым в сороковые годы?

Мой Грозный должен быть гораздо сильнее раскрыт изнутри...

И, пользуясь случаем, еще один вопрос: вы возглавляете жюри фестиваля Белорусского национального фильма? Чем вас радует или огорчает этот фестиваль?

Это фестиваль чисто внутренний, белорусский. Фестиваль проходит в Бресте. Он очень интересный и содержательный. Мы дали главный приз Галине Адамович за потрясающий фильм. Национальное белорусское кино постепенно становится на ноги.

Актриса Мария Шашлова , исполнительница главной роли Анастасии, рассказывает:

Я работаю в студии театрального искусства под руководством С. Женовача. В кино снимаюсь впервые. Очень долгими были пробы. Тогда много говорили о роли. Историки расходятся в отношении образа Анастасии. Кто-то приписывает ей большое влияние, но ясно одно: жизнь царя очень изменилась после ее смерти.

Актер Александр Демидов , исполняющий роль Ивана Грозного, дополняет:

Мой герой - глубоко мечущийся человек, на него влияла несомненно та обстановка, которая сложилась в его детстве, - предательства, убийства. Так что просто назвать его зверем никак нельзя. Если бы у Ивана Васильевича был выбор, он ни за что не стал бы царем... Ему постоянно приходилось решать проблемы - на Русь наступали враги. Грозный побил ливонцев, взял Казань, объединил страну. Главный вывод, который я сделал во время съемок, - России и сегодня нужно заглянуть внутрь себя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: