Когда появился адам. Кто и как создал адама

древнеевр. Adam, греч. ????, лат. Adam) - библ. имя первого человека. Вероятно, этимологически имя А. связано с древнеевр. словом ‘adamah - земля. В древнеевр. тексте ВЗ слово ‘adam означает весь человеч. род, человека вообще или персонифицированного первого человека, причем последнее значение - не самое употребительное. Уже описание сотворения человека (Быт 1, 26) допускает как личностную, так и собирательную трактовку этого слова. В качестве прародителя А. упоминается в Быт 4, 1.25; 5, 1–5; 1 Пар 1, 1; Прем 10, 1–2; Тов 8, 6. Грехопадение А. и Евы и их изгнание из рая (Быт 3) отразилось на судьбе всего человечества (первородный грех).

В НЗ А. показан как родоначальник человеч. семьи (1 Тим 2, 13–14); в сопоставлении с Христом как с Новым Адамом - родоначальником тех, кто возрожден через веру в Него (Рим 5, 12–21; 1 Кор 15, 22.45–49), А. выступает как символ грешного, смертного человечества, нуждающегося в благодати и спасении. Перевод н.-з. фрагмента о необходимости облечься в «нового человека» (ср. Кол 3, 9–10) допускает использование в этом случае имени А. Параллель А.-Христос была развита Иринеем Лионским и др. Отцами Церкви. В Зап. Церкви почитание А. не получило распространения; его имя не упоминается ни в Римском мартирологе, ни в литург. книгах. В Русской Правосл. Церкви А. почитается (вместе с др. в.-з. праведниками) в воскресенье перед праздником Рождества.

Иконография. Самые ранние изображения А. и Евы (как правило, иллюстрирующие сюжет первородного греха и его последствий) встречаются в настенной живописи IV в. в рим. катакомбах и на саркофагах. Чаще всего это симметричные композиции, в которых А. и Ева обращены друг к другу и разделены деревом, по которому вьется змей; нередко в руках А. - яблоко, иногда - виноградная гроздь. Другие композиции представляют А. и Еву стоящими перед Христом или работающими в поле. В VI в. появляются изображения ангела, изгоняющего А. и Еву из рая.

В готическом искусстве тема прародителей исчезает, а в эпоху Возрождения вновь возникает, причем в необыкновенно яркой форме (Сотворение Адама кисти Микеланджело в Сикстинской капелле; фреска Изгнание из рая работы Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции).

В иконографических сценах Воскресения и, особенно, Сошествия во ад (икона XIV в., ГРМ, С.-Петербург; икона Дионисия с учениками, 1502, там же; миниатюры XV в., Библиотека Палатина, Парма) Христос выводит А. и Еву из преисподней, что служит символом искупления всего человечества и предзнаменованием грядущего воскресения мертвых; в эсхатологической перспективе А. и Ева предстают находящимися возле Христа (Страшный суд, XV в., ГТГ, Москва). В Центр. и Сев. Европе (XV–XVII вв.) тема А. и Евы также вдохновляла многих живописцев (Я. ван Эйк, Л. Кранах Старший, А. Дюрер и др.).

Лит-ра: Childs B.S. Adam // The Interpreter’s Dictionary of the Bible. NY., 1962, vol. 1, p. 42–44; Brandenburger E. Adam und Christus. Neukirchen–Vluyn, 1962; Scroggs R. The Last Adam: A Study in Pauline Anthropology. Ox., 1966; EK 1, 67–70; Bertrand D. La vie grecque d’Adam et йve. P., 1987; Stone M.E. A History of the Literature of Adam and Eve. Atlanta, 1992.

Отличное определение

Неполное определение ↓



















Адам Кадмон

« (евр. „человек“; ж.р. adamah - „земля“, первоначально, по-видимому, „краснозём“). Ср. с лат. homo - „человек“, связанный с humus - „земля“. Является ли эта связь для имени Адам действительной или же „народно-этимологической“, не установлено.

(евр. "enos - „человек“; "adam - не единственное обозначение слова „человек“ по-еврейски) Несмотря на то, что имя А. означает „человек“ (как таковой), он, подобно Еносу, не обязательно всегда рассматривался как первочеловек - он мог считаться предком только определённого племени или группы племён. Если "adam означает буквально „красный“ (в древнейшей афроазиатской традиции люди, во всяком случае мужчины, изображались красно-бурого цвета), то „красненьким“ (уменьшительное "udam, как бы „маленький А.“; отсюда в Библии Эдом, „страна Иудемея“) называется одно конкретное семитское племя, родственное израильтянам; предок этого племени Исав изображен в Библии „красным“ (Быт. 25, 25).

В библейских и коранических сказаниях первый человек, созданный по образу и подобию Божию. Вместе с Евой(Хаввой) - прародитель человечества.

Воплощение исконной мудрости.

В самых разных преданиях существует образ Первочеловека - нашего мифологического предка:

в культуре Древней Персии это Гайомарт, излучавший свет. После смерти Гайомарта все металлы „брызнули“ из его тела, душа превратилась в золото, а из семени появилась первая супружеская чета в виде куста ревеня;

в Древнем Китае это Пань Гу, покрытый листвой;

у индусов это Пуруша. Согласно мифологии Древней Индии, он существо - живущее в человеческом сердце и одновременно населяющее Космос. При этом каждое человеческое существо несёт в себе частицу бессмертия.

В таких мифах сотворению Прародителей нередко предшествуют разнообразные попытки создать приемлемые для богов существа. Столь же широко распространен и сюжет о потере этой парой бессмертия, - по ошибке или непростительному легкомыслию.

Сотворение человека из земли, глины встречается в антропогонических мифах и древних религиях многих народов, так, например:

древнеегипетский бог Хнум моделировал все человеческие создания на гончарном круге;

существует аккадское сказание о сотворении людей из глиняных статуэток, причём они были созданы парами, а жизнь в них вселена через пуповины;

Овидий, излагая греческий миф, описывает, как титан Прометей вылепил человека из глины.

Бог создал Адама и Еву вместе с планетами и животными на шестой день (Быт., 1:24-31).

В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно, „народное“, сказание содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены - из его ребра:

…и не было человека для возделывания земли. И создал бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою… И сказал бог Яхве: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Бог Яхве образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навёл бог Яхве на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал бог Яхве из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (Быт. 2,5,… 7…, 18-24).

Другое сказание, жреческое, принадлежит к более позднему пласту библейских текстов, носит богословский характер и исходит из сложившегося у израильтян в первом вавилонском плену представления о боге как творце вселенной; в нём сотворением людей завершается шестидневное творение мира богом:

И сказал бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их бог, и сказал бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (1, 26-28).

Заметен целый ряд расхождений:

По одному сказанию, создатель человека - бог, именуемый Яхве; согласно другому, творец - тоже бог, но именуется он иначе.

По одному, бог не представляется всесильным творцом вселенной, а скорее добрым садовником и умелым гончаром, по другому, бог - бесплотный, единый творец вселенной, частью которой является человек.

Если, по одному сказанию, Адам «создан», «образован» из «праха земного» и «дыхания жизни», и природа его двояка (плоть от праха, душа из дыхания божьего), человек мудр, он даёт всем имена, то по другому - всё мироздание и люди сотворены силой «слова божьего» из ничего, человек богоподобен (и однороден), мудр бог, и он даёт имя человеку (5, 2).

Соответственно двум вариантам сказания в одном случае сначала создан Адам - для возделывания земли, для труда, а затем, чтобы он не был одинок, - растительность и животные (женщина создана позднее), в другом - мужчина и женщина сотворены одинаково и одновременно «по образу и подобию божьему», в завершение его замысла, в последний день творения накануне субботы и благословлены богом на размножение и владычество над рыбами, птицами, скотом и всею землёй и гадами.

Оба сказания, предписывая поведение человека, дают объяснение этим предписаниям (связывают их с происхождением человека и др.), например объясняют причину привязанности мужа и жены, ритуал питания (объяснение запрета употреблять в пищу кровь содержится в Быт. 9, 3-7- тексте, который может считаться продолжением жреческого варианта сказания об Адаме), то есть носят этиологический характер.

Все люди восходят к Адаму, которого сделал бог (Адам не рожден, а сотворён, и этим отличается от всех будущих людей); отсюда выводится «рукотворность», «праховость» человека, но и божественность его как потомка Адама (и его «право» обращаться к своему создателю и «отцу» за помощью).

О последующей судьбе первой человеческой пары рассказывает другое сказание (первоначально не связанное с рассказом об А., но объединённое с ним в каноническом тексте Библии - Быт. 3). Бог под страхом смерти запретил Адаму вкушать плод от Древа познания добра и зла, но Змий, самый хитрый из всех Божьих тварей, соблазнил Еву, сказав: «Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт., 3:5). Ева отведала плода и дала его Адаму, который также вкусил его. «И открылись глаза у них обоих, - и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт., 3:7). Бог наказал Змия, определив ему ползать с тех пор на чреве своем и питаться прахом. Ева за свое ослушание была осуждена в муках рожать детей и терпеть господство Адама. Наказанием Адаму было впредь трудиться в поле до самой своей смерти, добывая себе хлеб насущный. Бог обрядил их обоих в одежды из кожи и изгнал из сада, дабы не вкусили они также от Древа жизни и не приобрели тем самым бессмертия. И чтобы сохранить это древо. Бог «поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Быт., 3:24).

Этот сюжет, истолкованный в христианском богословии как «грехопадение», «первородный грех», исказивший исконную натуру человека, его «богоподобие». В этой связи для символики решающим является то, что пара прародителей, представляя собой все произошедшее от неё человечество, подготавливает его свободу выбора и из-за неподобающего отклонения от плана Бога нуждается в избавлении (спасении).

Средневековая типология рассматривала Искушение как прообраз Благовещения, в котором Дева Мария - «новая Ева» - искупала грех старой.

По жреческому источнику, Адам имел потомство, которое продолжало размножаться:

Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сыновей и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер. (5, 3-5).

Далее продолжается родословие потомков Сифа: Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусаил, Ламех, Ной и его сыновья - Сим, Хам, Иафет (5,6-32). Это дало фиктивную хронологию человечества - «от Адама» (или «сотворения мира») (принята в еврейском календаре, в русском допетровском). Рассказ о Каине и Авеле, имеющийся в каноническом тексте Библии, исконно не был связан со сказанием об Адаме.

Сотворение женщины из ребра мужчины (Быт. 2, 22) - тёмное место в тексте Библии. Может показаться, что здесь отразился имевшийся уже у виноградарей опыт размножения лозы от черенка. Однако вернее освещается мотив на основе шумерского мифологического текста (по интерпретации американского шумеролога С. Н. Крамера). Согласно этому тексту, для исцеления больного ребра (на шумер, языке - «ти») бога Энки была создана богиня-исцелительница ребра, предположительно, по имени Нин-ти. Но шумерское слово «ти» означало не только «ребро», но и «давать жизнь». Благодаря этому литературному каламбуру и могла возникнуть библейская версия о Еве не только как о «дающей жизнь» (этимология имени Ева в Быт. 3, 20), но и как «женщине от ребра».

Более поздние рассуждения о символической связи лунного полумесяца и ребра имеют меньше вероятности, чем соображения о том, что меняющееся количество ребер (так называемое «плавающее» ребро) может напоминать о сотворении праматери из этой кости.

Послебиблейские своды и толкования библейских текстов нередко обращают внимание на противоречия в преданиях об А., комментируют спорные положения.

Буквальное толкование текста (Быт. 2, 18), допускающее чьё-то участие в сотворении человека богом (совет бога с кем-то), даёт толчок воображению талмудистов. Как утверждает талмудическая книга «Берешит рабба», небесный совет ангелов будто бы разошёлся во мнении по вопросу, стоит ли вообще создавать человека; одновременно делается попытка устранить противоречие в вопросе о создании Адама единолично

Конца света не было и не будет Гусев Анатолий Иванович

Глава 11. Кто такой Адам?

Глава 11. Кто такой Адам?

«Библия» в первой главе в начальных стихах, как мы выяснили ранее, сообщила нам о Периодах и Эпохах развития Земли.

Пришла пора сообщить о том, что в текстах, где говорится об Адаме, «Библия» сообщает о Расах.

«Тайная Доктрина» сообщает нам о 3 и 4 Адамах и разницу между ними. Давайте познакомимся с ними через трактовку Махатм, переданную через Е. П. Блаватскую.

3 Адама:

первый Адам есть Воинство Сефиротов;

второй Адам есть Первая Коренная Раса, не обладавшая разумом;

третий Адам - Раса, которая разъединилась, и глаза которой открылись. /Т. Д. П, 61–62/.

4 Адама:

первый , «Адам-Тень», Чхая нашей доктрины;

второй, «Адам-Прообраза», копия первого и «мужеженственный» Адам экзотерического генезиса;

третий, «Земной Адам», до Падения и андрогин;

четвертый, Адам после своего «Падения», то есть разъединенный на два пола, или настоящий атлант.

Теперь обратимся к скрытому смыслу текста об Адаме первой главы «Библии».

«Адам» переводится как «Человечество ».

1-й Адам . «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему , по подобию Нашему; и да владычествуют Они (люди) над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» /Быт. 1.26/.

В Книге Бытия 3.22 читаем: «Господь Бог (Элохим) сказал: «вот Адам стал как один из нас».

Комментарий. Люди Первой расы (если, конечно, их можно назвать людьми) - это астральны е тени, для которых физическая природа создает физические тела, поначалу бесформенные .

Во всех древних Писаниях и Космогониях указано, что изначально человек эволюционировал как СВЕТЯЩАЯСЯ , бесплотная форма, поверх которой, подобно расплавленной бронзе, вливаемой в модель ваятеля, была построена физическая форма его тела посредством низших форм и типов земной животной жизни.

2-й Адам. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» /Быт. 1.2 71.

Комментарий . Люди Второй расы обретают все более и более оформленные тела, но они еще бесполы.

3-й Адам . «И создал Господь Бог человека ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО (материи более низкой вибрации - А. И. ), и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек ДУШЕЮ живою» / Быт. 2.2/.

Комментарий . В Третьей расе они уже двуполые , гермафродиты.

4-й Адам. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью».

Комментарий . Наконец, полы разделяются , а человечество начинает воспроизводиться другим путем.

«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку».

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою; ибо взята от мужа».

«И были оба наги: Адам и жена его, и не стыдились» /Быт. 2. 21–23, 25/.

Евгибий, христианин, раввин Самуил Менассе Бен Израиль, и маймониды - все они учили, что Адам имел два лица и одну личность, и в начале он был муже-женою: мужчиной с одной стороны и женщиной с другой (подобно Браме у «Ману»); но затем части эти разъединились». В доказательство этого раввин Иеремия без Елиазар приводит 139 псалом Давида: «Ты оформил меня спереди и сзади», а не «окружил», как переведено в английской Библии, что является нелепым и бессмысленным. И это показывает, как предполагает проф. Уильдер, «что первоначальная форма человечества была андрогинной».

Тот «Создатель», который во второй главе Книги Бытия назван «Господь Бог (Иегова)» в оригинальном тексте есть не кто иной, как Элохим, или Владыки во множественном числе. Тогда как один из них создает Адама из праха, другой вдыхает в него Дыхание Жизни, и третий делает из него Живую Душу; все эти значения переданы множественным числом слова Элохим.

Как мы помним, инволюция человека проходила через такие ступени, как минерал, растение, животное.

Библия и посвященные подтверждают эти ступени развития.

Ветхий Завет говорит: «Бог силен из камня (минерала) сих соделать детей Аврамовых».

Далекий от рассуждений и фантазий на эту тему великий святой Серафим Саровский говорит так в беседе с Мотовиловым: «До того как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному ».

Епископ Феофан Затворник говорит такие слова: «Было животное в образе человека с душой животного. Потом Бог вдунул в него Свой Дух, и из животного стал человек».

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Адам Значение и происхождение имени: дословно оно означает «глина», «красный человек» (евр.).Энергетика и Карма имени: понятие первородного греха настолько прочно спаяно с именем Адама, что оно оказывает колоссальное влияние не только на самих Адамов, но и на тех людей,

Из книги За окраиной мира, бытия и сознания автора Зорев Владимир

ГЛАВА 18 «Адам V» (эта глава написана после публикации первого издания книги и вошла во второе издание – В.З.) На протяжении всего времени существования Контакта наша группа задавала вопрос об истории развития цивилизаций на Земле. Но, как и по некоторым другим щекотливым

Из книги Назад в будущее. Разгадка секретного шифра Книги Бытия [с иллюстрациями] автора Ситчин Захария

Глава восьмая. АДАМ: РАБ, СОЗДАННЫЙ ДЛЯ ПОВИНОВЕНИЯ Не подлежит сомнению, что основным пунктом споров - иногда ожесточенных - между сторонниками креационизма и приверженцами теории эволюции является библейская история о сотворении человека. Столкновения эти

Из книги Путь мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Глава 36. Тигр - такой же гость Любимый Ошо, Однажды ты сказал, что мы должны проявить храбрость, чтобы быть с тобой, - но я это так не ощущаю. У меня такое ощущение, что это - наилегчайшее и единственное, что можно сделать. Меня скорее пугает, когда я думаю о жизни в этом мире

Из книги Утраченная цивилизация [В поисках потерянного человечества] автора Маслов Алексей Александрович

Ископаемый Адам В 1999 г. австралийский ученый и теолог доктор Давид Гиллиэм сделал поистине сенсационное открытие. Он объявил, что в Алеппо (в Сирии) ему удалось обнаружить «скелеты Адама и Евы». Сообщение оказалось настолько скандальным, что первыми его подхватили не

Из книги Реальность бессмертия. Как нарушить цикл смерти и рождения автора Ренард Гэри Р

Глава 9 Кто такой Артен? «Глас Святого Духа не приказывает, потому что не способен на высокомерие. Он не требует, потому что не стремится к контролю. Он не побеждает, потому что не нападает. Он всего лишь напоминает. Он привлекателен лишь тем, о чем напоминает тебе»

Из книги Сара. Книга 2. Бескрылые друзья Соломона автора Хикс Эстер

Глава 3 КТО ТАКОЙ СОЛОМОН? В горном городке Сары был теплый солнечный денек. На самом деле еще утром Сара решила, что сегодня самый прекрасный день в этом году. И чтобы отметить это, она отправилась на свое любимое место в городе - насест на перилах моста. Она называла это

Из книги Назад в будущее [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

Из книги Перекресток, или История Капли автора Образцов Анатолий

Из книги Крылатые властелины Вселенной [Насекомые - экстрасенсы] автора Белов Александр Иванович

КРЫЛАТЫЙ АДАМ ЧЛЕНИСТОРУКИХ Надо полагать, что у членисторуких был свой Адам и своя Ева. С них в далеком протерозое началось заселение Земли многорукими. Их потомки образовали великую цивилизацию членисторуких…В средние века на богословских диспутах активно

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Адам Дословно имя означает «глина, красный человек» (евр.). Понятие первородного греха настолько прочно спаяно с именем Адама, что оно оказывает колоссальное влияние не только на самих Адамов, но и на тех людей, чьи фамилии произошли от этого имени. С малых лет проникая в

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

2. Адам и Хава. Сад Эдена Первая глава Торы описывает сотворение мира Б-гом. Цель книги Брейшит – не научное изложение истории мира, но утверждение мысли о том, что природа, которую в древности обожествляли и ей поклонялись, создана Б-гом. В целом библейский взгляд на

Из книги Верну мужа в семью автора Невский Дмитрий

Половинка, или Адам и Ева Обряд «Половинка, или Адам и Ева» призван помочь паре обрести гармонию и баланс во взаимоотношениях. Он может помочь молодой паре в более быстрой «притирке» друг к другу, может помочь уже сформировавшейся паре вернуть былую гармонию, преодолеть

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

15.1. Адам – особый парцуф От Творца до нашего мира расположено 5 миров, в каждом из которых имеется 5 парцуфим, а каждый парцуф состоит из 5 сфирот. Таким образом, от нас к Творцу ведут 125 ступеней.Проходя все эти ступени, малхут поднимается на самую высшую. Тем самым

Из книги автора

16.3. Конструкция парцуфа Адам Ришон В момент рождения парцуфа Адам Ришон все миры находились на более высокой ступени, чем теперь, после его грехопадения.После грехопадения миры располагаются от парса и вниз: Брия, Ецира, Асия. Десять сфирот мира Асия, десять сфирот мира

Из книги автора

Глава 18 Духовная конструкция Адам Ришон 18.1. Введение 18.2. Условия развития творения 18.3. Подобие свойств 18.4. Движущая сила развития человека 18.5. Строение общей души Адама 18.6. Процесс разбиения 18.7. Причина разбиения 18.8. Кругооборот изменения

Адам – первый человек на Земле, основатель рода человеческого. Бессмертное творение Бога посмело ослушаться создателя, за что ему пришлось обрести самостоятельность и окунуться в жестокую реальность жизни с ее болезнями, нелегким добыванием пропитания и смертью.

История появления

Адам есть и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе. В Ветхом Завете сотворение первого человека представлено в двух вариантах. Прародитель человеческого рода явился на свет по воле Бога, который создал его из земного праха, вдохнув «дыхание жизни» в ноздри. Другая интерпретация такого значимого события – Бог создал Адама и по своему образу и подобию для того, чтобы пара управляла всем живым на земле.

На долю героя выпали долгие годы жизни: судя по библейской хронологии, Адам увидел белый свет в 3760 году до нашей эры и прожил 930 лет. Возраст первого мужчины стал предметом споров у исследователей. Одни утверждают, что в те времена человеческое бытие тянулось столетиями. Другие уверены – возраст стоит считать в лунных месяцах. Тогда, если 10 лет принимать за один год, то Адам прожил всего 75 лет.

В Коране библейский сюжет повторяется, но с некоторыми изменениями. Мужчину Аллах сделал из глины, чтобы поставить своим наместником на земле. Информация о продолжительности жизни первого человека в исламе не указана.


В славянских апокрифах исследователи встречают другую историю сотворения первого мужчины. Бог «собирает» Адама из того, что оказалось под рукой. В ход идет горсть земли для создания тела, из моря образуется кровь, из солнца глаза, облака – это мысли, а ветер и огонь подарили дыхание и телесную теплоту.

Жизнь в Эдеме

И Бог, и Аллах поселили Адама в райский сад Эдем, утопающий в зелени фруктовых деревьев. Мужчине, назначенному хранителем и «садовником» чудесного места, разрешалось употреблять плоды любых растений, кроме одного – создатель строго настрого запретил прикасаться к фруктам Древа познания Добра и Зла. Адам знал, что ждет его страшная кара в виде смерти, если он ослушается отца.


Первый человек наслаждался благодатной жизнью в Эдеме, нежился под теплым солнцем и горя не знал. Однажды Бог привел к мужчине только что созданных животных, чтобы Адам смог дать им имена и выбрать равного помощника. Однако среди живности не оказалось существа, подобного человеку. Тогда Бог вынул у Адама ребро и сотворил Еву, которая отныне стала его женой. Супруги щеголяли по райскому саду абсолютно нагими, но в душе еще не ведали такого чувства как стыд.

Изгнание

Бок о бок с парочкой первых людей жил хитрый змей-искуситель, который долго убеждал Еву попробовать плод запретного дерева. Гад уверял, что смерть не грозит, наоборот, люди станут равными Богу и, наконец, познают добро и зло. В конце концов, женщина сдалась, а вслед за ней и Адам вкусил плод. Волшебство не заставило себя ждать – герои вдруг почувствовали стыд от наготы и поспешили спрятаться от взора отца.


Разгневавшийся Бог проклял змея, обрекая того навеки ползать и питаться прахом. Адам же вместе с супругой был изгнан из рая. В нагрузку к этому персонажи получили россыпь неприятных последствий: отныне женщина обречена рожать в муках, а мужчина ради пропитания должен ежедневно трудиться до семи потов.

Отобрал создатель у детей и еще один бонус – бессмертие. С тех пор людей преследовали старость и непременная гибель, которая возвращает прахом в землю, откуда и появился когда-то Адам. Но, отправляя в изгнание жителей Эдема, Бог хотя бы даровал им «кожаные одежды».


В исламской традиции в роли искусителя выступил джинн Иблис. И если в христианстве в ослушании Бога обвиняют женщину, то в Коране вина за содеянное ложится на плечи Адама. Кстати, в исламе отсутствует понятие первородного греха, а поступок мужчины – его личный выбор, последствия которого не затрагивают потомков.

Новая жизнь Адама наполнилась страданиями от болезней и тяжкого труда. Герой стал отцом , и Сифа. Последний отпрыск удостоился чести стать родоначальником современного человечества, потому как потомство старших братьев исчезло в эпоху Всемирного потопа.

В культуре

Литераторы и художники славятся любовью к этому персонажу и сюжету в целом, который подарил сразу несколько ярких символов, открывающих широкое поле для фантазии. Писатели и поэты с удовольствием используют в прямом и иносказательном смысле Эдем, запретный плод, Древо Жизни, змея-искусителя.

Запечатлеть на бумаге образ и интерпретировать судьбу Адама брались в «Божественной комедии», немецкий драматург Ганс Сакс в «Трагедии о сотворении Адама и изгнании его из рая» и германский поэт Фридрих Клопшток, заставивший первого земного человека в трагедии «Смерть Адама» покаяться в грехах перед Богом.


В 16 веке поэт и драматург из Нидерландов Йост Вондел удивил литературный мир необычным взглядом на грехопадение Адама: в драме «Адам в изгнании» ангел утешает эдемских изгоев, что теперь те обретут «рай внутренний», который таится в глубине души. А, пожалуй, самое знаменитое творение принадлежит перу Джона Мильтона – автор прославился поэмой «Потерянный Рай».

В русской литературе особняком стоит произведение «Моление», в котором писатель Даниил Заточник в тяжелой судьбе Адама винит Еву.

Над библейским сюжетом, где фигурирует Адам, представители художественных и литературных кругов вволю поглумились, создав антирелигиозные произведения с юмористическим оттенком. Позволить себе богохульство смог Жан Эффель, представив публике забавный сборник рисунков «Адам познает мир». Жанр сатиры выбрал и для создания рассказов под общим названием «Дневники Адама».

Изобразительное искусство тоже гордится копилкой полотен на тему Адамовых страданий и жизни в Эдеме. Художники в основном выбирают четыре иконографические сцены – это сотворение Адама и Евы по отдельности, грехопадение персонажей и изгнание из рая.


Любопытными картинами считаются работы итальянского живописца Мазаччо и немецкого графика . А самым известным полотном стала фреска великого «Сотворение Адама», которая украшает потолок Сикстинской капеллы. На картине изображен лежащий на изумрудной скале прародитель человеческого рода, в котором постепенно пробуждается жизнь.

Восхищает ценителей искусства богатое скульптурное наследие. Фонтан «Адам» входит в дворцово-парковый ансамбль Петергофа. Датчанин Карл Боннесен подарил миру композицию «Адам и Ева оплакивают смерть Авеля». Широко известен и шедевр с библейскими героями в исполнении немца Иоганна Готфрида Шадова.


Современные художники тоже не остаются в стороне. В 2013 году около ЗАГСа города Краматорск (Донецкая область) выросла скульптура, посвященная Адаму и Еве. Автор стального памятника - художник Вячеслав Гутыря. Изваяние прародителей человечества весом 700 кг появилось накануне Дня семьи.

Экранизации

Адам также попал в круг интересов зубров киноиндустрии. На счету персонажа – пара нашумевших экранизаций:

«Библия» (1966)

Режиссер Джон Хьюстон позаимствовал для фильма сюжеты из Книги Бытия. За основу взяты события жизни первых людей на Земле, вехи судьбы Авраама и рассказы о Ноевом ковчеге.

В ленту включены «короткометражки» о Содоме и Гоморре и Вавилонской башне. Адама играет Майкл Паркс, а его отпрысков (Каин) и Франко Неро (Авель).

«Ной» (2014)

Эпическая кинолента, созданная с в главной роли (актер играет ), повествует о важном для планеты событии – Всемирном потопе. В картине нашлось место и для Адама, в образ которого перевоплотился Адам М. Гриффит.


Фильм вызвал гнев у исламского сообщества за неправдивость изложения религиозных учений, поэтому его запретили в Малайзии, Индонезии, Пакистане и даже Китае. Зато в России постановка вызвала зрительский восторг – в первые выходные киноманы отдали за просмотр на большом экране 600 млн. рублей.

  • В различных учениях представлены собственные варианты сотворения Адама. Некоторые очень любопытны, например, в религии мандеев сначала появилось безжизненное тело человека и только потом из мира Света принесли душу. В гностическом представлении Адама-андрогина разделили на две половинки – мужскую и женскую.
  • В исламе Адам – не просто первый человек. Мужчина возглавляет плеяду пророков Аллаха.
  • По поводу происхождения имени ходят легенды. Так, считается, что слово Адам представляет собой аббревиатуру четырех сторон света. Получается, что мужчина – настоящий космополит.
  • По преданию, тело Адама похоронено на горе Голгофа, где позднее распяли .

Карьера, бизнес и деньги

Адам – имя разностороннего человека, который имеет не только наклонности к спорту, но и предрасположенность к творчеству. Адам обладает огромной жаждой знаний и новых ощущений. Он любит организованность, порядок, определенность во всем. Трудолюбив, отличается аналитическим складом ума. Это человек, привыкший к дисциплине, чего требует и от других. Наделен задатками лидера.

Мужчина, которого так назвали, может стать отличным музыкантом, художником или писателем. Из Адама получится неплохой руководитель, так как он отлично умеет управлять людьми. С коллегами поддерживает доверительные отношения, нередко занимает лидерскую позицию в коллективе.

Для этого мужчины важно, чтобы выбранная профессия вызывала у него интерес. Адаму сложно заниматься каждый день одним и тем же рутинным делом. Идеальный вариант – работа, связанная с путешествиями. Бизнесмен из такого мужчины не лучший по той причине, что он не мастер просчитывать ходы. Экономить тоже не любит, так что есть риск обанкротиться. При правильном выборе профессии Адам будет жить в достатке, с удовольствием тратя деньги на семью.

Брак и семья

Брак Адама может оказаться неудачным, так как он неразборчив при выборе. Хотя мужчина может не найти взаимопонимания с женой, все равно окажется прекрасным отцом. Никогда не позволит женщине руководить собой, но скандалы терпеть способен. Очень ревнив, измена жены обязательно приведет к разводу.

Сам, хоть и продолжает испытывать сильный интерес к женскому полу, сохраняет верность жене, на подлость не пойдет. Если Адаму повезет с супругой, которая будет относиться к нему с пониманием и не станет требовать того, чего муж не сможет сделать, гарантирована крепкая семья.

Секс и любовь

Адам – тот человек, который начинает интересоваться противоположным полом раньше сверстников. Еще подростком он привлекает внимание окружающих дам, часто влюбляется сам, но такие отношения не длятся долго. Носитель этого имени стремительно утрачивает симпатию к девушке, которой добился. У него будет много романов, которые вряд ли перерастут во что-либо серьезное.

О женитьбе такой человек думает только после тридцати лет, понимая, что молодость ушла, а одному оставаться не хочется. Главным в девушке для него является внешность, из-за этого он часто не замечает недостатки в характере избранницы. Готов терпеть скандалы и упреки, но не вынесет предательства.

Очень темпераментен. Этот мужчина придает огромное значение интимной жизни, и если партнерша не в состоянии доставить ему желаемое удовольствие, может разорвать с ней отношения. Иногда с ним непросто, поскольку такой человек не понимает особенностей женской психологии.

Здоровье

У Адама неплохое здоровье, но есть несколько минусов. Первый – предрасположенность к проблемам с сердечно-сосудистой системой. Болезнь может и не появиться, но следует быть осторожнее и иногда посещать врача.

Слабое место такого мужчины – нервная система, которую следует беречь с ранних лет. Желательно не злоупотреблять вредными привычками, к которым Адам имеет склонность.

Увлечения и хобби

Больше всего Адаму нравится заниматься спортом. Он уделяет этому много времени, что положительно сказывается на здоровье мужчины. С удовольствием путешествует, обожает отдыхать на природе.

Адам любит творить, создавать изумительные по своей красоте и уникальности вещи. Предпочитает оставаться наедине с матушкой-природой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: