Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабые позиции звуков

Русский язык 2 класс

(Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Учитель МОУ «Воткинский лицей»: Машлакова С.Н.

Тема. Сильные и слабые позиции согласных звуков. Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.

Этап урока: основной.

Цель всего раздела: формирование орфографического действия на этапе постановки орфографических задач.

Учебная задача: составление таблицы сильных и слабых позиций согласных звуков. Письмо с пропусками орфограмм слабых позиций согласных.

Цели урока:

1) образовательная – формирование умения выявлять позицию согласных, парных по звонкости–глухости, перед сонорными;

2) развивающая – работа по совершенствованию оценочной самостоятельности, рефлексии;

3) воспитательная – воспитание любви к природе, бережного к ней отношения; культуры ведения учебного диалога.

Задачи урока:

1. отрабатывать умение находить сильную и слабую позиции согласных звуков, парных по звонкости-глухости;

2. выявлять позицию согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными;

3. продолжать работу по совершенствованию оценочной самостоятельности;

4.воспитывать культуру ведения учебного диалога;

5. прививать любовь к природе и бережному к ней отношению.

Тип урока: решение частных учебных задач.

Формы УД: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: тетради, учебник «Русский язык», часть1 ,С.В. Ломакович, Л.И.Тимченко, «Рабочая тетрадь по русскому языку» на печатной основе, таблица «Характеристика звуков», таблица «Сильные и слабые позиции согласных», карточки для работы в группе, иллюстрации к стихотворению Э.Успенского «Живая природа», колокольчик, плакат с формулой для презентации групповых решений, плакат для проведения рефлексии, конверты с цветными кружками для рефлексии, фломастеры, таблицы для снятия зрительной утомляемости.

Ход урока.

I. Создание учебной ситуации.

Работа с таблицами по снятию зрительной утомляемости.

Психолого-педагогическая характеристика урока.

Задание 1. Орг. момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята, откройте тетради, положите их наклонно. Смотрим на доску, записываем число и слова «Классная работа». Ставим ударение и подчёркиваем орфограммы слабых позиций.

Откройте учебник с.90 №85. Вы видите стихотворение Э.Успенского. Я попросила девочек заранее выучить его и, так как они учатся в художественной школе, нарисовать иллюстрации. Давайте послушаем их.

А у вас есть дома «живая природа»? Кто расскажет об этом?

Почему людям так хочется иметь дома «живую природу»?

А что вообще означает слово «природа»?

Какая важная задача стоит перед современным человеком?

Вывод уточняет учитель: надо беречь природу.

Обратимся к учебнику и выполним задание. Прочитайте задание.

Посмотрите на таблицу. Как вы понимаете, что такое слабая позиция звуков?

Почему так важно знать, когда звук в слабой позиции? (Чтобы писать без ошибок).

Значит, зная этот секрет, вы сможете писать без ошибок? Поднимите руку, кому это удаётся? Замечательно!

Давайте проверим себя. Выполнять задание будем самостоятельно.

Кто желает выполнить задание на доске?

Кто знает, как выполнять, тот может приступить к работе.

Кому нужна помощь, то поднимите руку, я помогу.

Проверка. – Проверим слова к первой схеме. Кто согласен? У кого по-другому?

Прочитаем слова ко второй схеме. У кого другое мнение?

И слова к третьей схеме.

Какое слово пришлось записать дважды? Почему?

Вывод: мы научились находить слабые позиции согласных звуков? Молодцы!

Установление межличностного контакта между детьми и учителем.

Мотивация на познавательный интерес

Работа с учебником.

Индивидуальное домашнее задание.

Реализация воспитательной цели.

Вывод формулируют ученики.

Оценка-похвала.

Ученик читает вслух.

Таблица «Сильные и слабые позиции согласных звуков».

Создание ситуации успеха.

Самооценка.

Дифференциация.

Индивидуальная работа с учеником.

Оценка-похвала.

II. Постановка учебной задачи.

Задание 2. – В стихотворении Э.Успенского есть слово «разноцветные». Парный «з» стоит перед звонким и он тоже звонкий. А вот парный «т» тоже стоит перед звонким. Почему же он не озвончается?

С какой проблемой мы можем столкнуться? (У согласных могут быть другие сильные и слабые позиции)

Чему же нам нужно научиться сегодня на уроке? (Уметь находить их)

Вывод: Действительно, нам могут встретиться слова с другими сильными и слабыми позициями согласных, нам нужно научиться находить их.

Что для этого надо сделать? (Понаблюдать за звуками).

Физминутка.

Карточка на доске.

Формулировка учениками темы и цели урока.

Тему урока и цель уточняет учитель.

На доске учитель ставит знак вопроса.

III. Анализ условий решения задачи .

Задание 3. - Выполним в учебнике №86. Прочитаем задание.

Ребята, слов много, а времени у нас осталось мало. Подумайте, как можно ускорить нашу работу? (Работать в паре).

Нарисуйте на полях линейки и напишите буквы «П» и «К». Не забудьте выполнить взаимопроверку зелёным карандашом.

Соблюдаем уровень шума при работе в паре.

Какие пары хотят выполнить задание на доске?

Проверка. - Перед какими согласными произносятся первые согласные звуки?

Почему же тогда глухие не озвончаются?

В чём особенность звонких соседей?

(Они не парные). Их называют сонорными , что значит звучные. Они звучнее других звонких согласных.

Мы видим, что парные звуки перед ними различаются. А это значит, что позиция перед сонорными будет какая? (Сильная)

Как зафиксировать на схеме то, что мы узнали?

Мы ответили на поставленный вопрос?

А для чего нам нужно это знать? (Чтобы писать без ошибок).

Молодцы!

Работа в парах .

Взаимопроверка.

[н] [л] [м] [р] [й ]

Таблица «Характеристика звуков»

Конструирование модели.

Оценка-похвала.

IV. Отработка найденного способа.

Задание 4. – Ребята, скажите, пожалуйста, как проверить, понимают ли ученики, что такое слабые и сильные позиции согласных? (Надо выполнить задания).

Легко ли сделать одному? Может быть нужно посоветоваться?

- Образуйте группы . Я даю карточки. Послушайте задание: согласные, парные по звонкости-глухости, стоят перед парными звонкими согласными. Какая это позиция?(Слабая). Обведите фломастером эту позицию согласного в своих карточках. Будьте внимательны. Подумайте, кто будет отвечать.

Проверка. – Представитель группы выходит к доске с карточкой и отвечает, соблюдая правила ответа. Все карточки вывешиваются на доске.

Обратите внимание на слова [звон], [свой].

Почему глухой [с] перед звонким [в] не озвончается? Может быть опять какой-то «секрет»?

Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Работа в группе.

Учитель пишет схему на доске.

Начало работы и окончание по звуку колокольчика.

Таблица-формула.

П – «мы считаем».

О – «потому что».

Пр – «например».

С – «поэтому».

Постановка проблемы на следующий урок.

V. Итоговая рефлексия.

На какой вопрос мы отвечали на уроке?

(Есть ли у согласных сильные и слабые позиции).

Какую позицию согласного мы сегодня узнали? (Сильную).

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с"н "]ег, ко [н "с"] ервы, бо[м "б"]ить. [д"в"]ерь, гa (твёрдые согласные <с>, <н>, <м>, <д>, <в> произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.



Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)

Выпадение согласных.

В некоторых позициях при произношении происходит выпадение согласных звуков. Как правило, не произносятся звуки д и т в сочетанияхздн и стн , например: праздн ик, устн ый. Кроме того, в отдельных словах происходит выпадение согласного звука при стечении других согласных, например: солнце, сердц е, счаст лив, здравст вуй (сравните: солнышко, сердечко, счастье, поздравить, где звукил, д, т, в произносятся).

Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными нужно подобрать родственные слова или формы слов, где данные сочетания согласных были бы разделены гласным или стояли бы в конце слова, например: уст ный – уст а – уст (род. падеж).

Упражнение 72 . Устно ответьте на данные вопросы.

1) Какая добавочная работа языка создаёт мягкость согласных звуков: д – д", л - л", з –з", г – г", х – х", б – б", м – м"? 2) Какие согласные звуки русского языка являются только твёрдыми? 3) Какие согласные являются только мягкими? 4) После каких согласных в русских словах не может быть звука ы ? После каких – звука и ?

73 . Прочтите; укажите мягкие согласные и объясните, как их мягкость обозначена на письме.

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений. (Б. П а с т е р н а к.)

74 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях мягкость согласного обозначается буквой ь, а в других – не обозначается.

1) Ве...ви сирени закрыли весь домик. 2) Ки...ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) Ма...чики искали че...вей для рыбной ловли. 4) Агроном...делал доклад о бо...бе с вредителями садов и огородов. 5) Во...ми пи...ма и опусти их в по...товый ящик. 6) Столы были покрыты белыми скате...тями. 7) На собрании говорили о ко...бе и моло...бе яровых. 8) Охотники выследили большого ме...ведя. 9) Ра...ве ра...ше здесь была уса...ба? 10) В ящике были гво...ди. 11) Се...дь шла косяками. 12) Но...ной воздух был свеж.

75 . Измените данные слова так, чтобы выделенные согласные смягчились, и напишите. Устно объясните, почему между мягкими согласными пишется ь .

Письм о – в письм е; борьб а, молотьб а, тюрьм а, косьб а, просьб а, резьб а, тесьм а, сурьм а, пальм а, пальб а, усадьб а, возьм у, Кузьм а, восьм ой.

76 . Спишите и подчеркните стоящие рядом мягкие согласные. Устно объясните, почему между ними нет ь .

Червяк, ветвистый, медведи, костистый, разве, если, смерть, прости, простите, области, челюсти, повести, трости, почести, во сне, верфи, гвозди, мысли, казни, болезни, зеленщик, фонарщик, каменщик, ночной, почка, дочка, печка, кончить, учти, прочти, вычти.

77 . Прочтите выразительно; укажите, какие звуки обозначают выделенные буквы.

Е сли мальчик

лю бит труд,

в книжку паль чик,

про такого

пишут тут:

хороши й мальчик.

(В.В. Маяковский.)

78. Установите по программе и учебникам начальной школы, с какими случаями обозначения мягкости согласных знакомятся учащиеся I и II классов.

79. Укажите, в каких словах имеются непроизносимые согласные; измените, где возможно, указанные слова так, чтобы эти согласные произносились.

1) Солнце ярким светом залило все окрестности. 2) Радостно чувствовали себя ребята на чистом воздухе. 3) Гигантские сосны глухо шумели своими верхушками. 4) Характер местности вдруг резко изменился. 5) Поздним вечером мы возвращались домой. 6) У окна стояла лестница. 7) Кто-то хлестнул меня веткой. 8) От леса пронёсся ветерок – вестник грозы.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Состав гласных фонем в системе русского языка определяется на основе их смыслоразличительной роли в сильной позиции. Для гласных фонем русского языка абсолютно сильной (и перцептивно, и сигнификативно) является позиция под ударением не между мягкими согласными. Однако в перцептивно слабой позиции фонема не вступает в нейтрализацию с другими фонемами, поэтому для определения состава гласных фонем достаточно учитывать, какая позиция является сигнификативно сильной. Для гласных фонем русского языка это позиция под ударением. В этой позиции различаются шесть гласных: [а] – [о] – [и] – [ы] – [э] – [у]. Но два гласных звука позиционно чередуются: [и]/[ы]. Позиционно чередующиеся звуки являются представителями одной фонемы. В перцептивно сильной позиции – после и между твёрдыми согласными выступает [ы], однако в начале слова встречается только [и], поэтому его принято считать основным вариантом фонемы, а [ы] только вариацией фонемы <и>. Итак, состав гласных фонем русского языка таков: <а><о>–< и>–< э>–< у> (она [ʌна ], оно[ʌно ], они [ʌн’и ],те – [т’э ], ту – [ту ]).

Сигнификативно слабой для русских фонем является позиция не под ударением. Однако для каждой фонемы это индивидуально. Так, фонема <у> не вступает в нейтрализацию ни с какой другой фонемой. Для <а>, <о> слабыми являются все безударные позиции. В позиции первый предударный слог после мягких согласных вступают в нейтрализацию четыре гласные фонемы <а> –< о> – < э> – < и>: ч[и э ]сы, м[и э ]док, р[и э ]ка, л[и э ]са. Перцептивно слабыми для русских гласных являются позиции: после мягких согласных мят [м’ˑат], перед мягкими согласными мать [маˑт’] и между мягкими согласными мять [м’äт’].

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ И СОСТАВ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Состав звонких и глухих согласных фонем определяется по сильным позициям для звонких и глухих согласных. Сильными позициями являются:

1) Перед гласными: ко[з]а – ко[с]а (<з> – <с>);

2) Перед сонорными согласными: [з’л’]ить – [с’л’]ить (<з’> – <’с>);

3) Перед /в/, /в’/: в[з’в’]ить – [с’в’]ить (<з’>– <’с>).

Слабые позиции для звонких и глухих шумных согласных:

1) На конце слова: ро[д]а- ро[т], р[т]а – ро[т] (<д>нейтрализуется с<т> в варианте [т]);

2) Перед звонким согласным: ко[с’]ить – ко[з’б]а (<с’> нейтрализуется с <з’> в варианте [з’]);

3) Перед глухими согласными: ло[д]очка – ло[тк]а (<д> нейтрализуется с <т> варианте [т]).

Сонорные согласные не вступают в нейтрализацию ни с какими другими согласными фонемами по признаку звонкости/глухости, поэтому все позиции для них являются сильными по этому признаку.

По твёрдости-мягкости сильными позициями для согласных фонем русского языка являются:

1) Перед гласными <а>, <о>, <и>, <у>, <э>: саду – сяду (<д> – <д’>), нос – нёс (<н> – <н’>), лук – люк (<л> – <л’>), мыл – мил (<м> – <м’>), шест – щель (<ш> –<ш’:>);

2) На конце слова: кон – конь (<н> – <н’>), угол – уголь (<л> – <л’>);

3) Перед заднеязычными согласными: горка – горько (<р> – <р’>), полка – полька (<л> – <л’>).

Однако слабые позиции по твёрдости-мягкости «индивидуальны»:

1) Для зубных согласных – перед мягкими зубными согласными: зло – злить (<з> нейтрализуется с <з’> в варианте [з’]), песнопение – песня (<с> нейтрализуется с <с’> в варианте [с’]);

2) Для зубных согласных – перед мягкими губными согласными: рассказ – рассвет (<с> нейтрализуется с <с’> в варианте [с’]);

3) Для губных согласных – перед мягкими губными согласными: вновь – вместе (<в> нейтрализуется с <в’> в варианте [в’]);

4) Для зубной <н> – перед передненёбными <ч’> и <ш’:>: кабан – кабанчик (<н> нейтрализуется с <н’> в варианте [н’]), обман – обманщик (<н’> нейтрализуется с <н’> в варианте [н’]).

Особых комментариев требует позиция перед гласной <э>. На протяжении столетий в русском языке действовал закон: согласный, попадая в позицию перед <э>, смягчался. Действительно, в исконно русских словах перед <э> согласный всегда мягкий: лес, река, свет, лето, ветер. Исключение – твёрдые шипящие (шелест, жест), но ведь они исконно были мягкими. Следовательно, позиция перед <э> для согласных была слабой по твёрдости-мягкости. В 20-30 г.г. ХХ века произошли изменения в фонетической системе русского языка. С одной стороны, активно образуются аббревиатуры, которые становятся общеупотребительными словами: НЭП, ДНЕПРОГЭС , ЛЭП . С другой стороны, многие заимствования, переходя в разряд освоенных, минуют стадию фонетической адаптации. Так, к общеупотребительным, без сомнения, относятся слова: антенна, ателье, стенд, теннис, кашне. Согласный перед <э> в этих словах произносится твёрдо. Таким образом, перед <э> в современном русском языке возможны твёрдые и мягкие согласные. Значит, позиция из слабой превратилась в сильную.

Фактически сильными по твёрдости-мягкости являются все позиции, кроме перечисленных выше слабых. Круг слабых позиций по твёрдости-мягкости за последние 50-80 лет сузился. К «разрушенным» позиционным закономерностям относятся:

1) Смягчение согласных перед : семья [с’и э м’jа], вьюга [в’jугъ], соловьи [сълʌв’jи], но подъезд [пʌдjэст];

2) Смягчение губных перед мягкими заднеязычными: лапки [лап’к’и], тряпки [тр’ап’к’и].

По сути в стадии разрушения находятся также позиционные закономерности смягчение губных перед мягкими губными и зубных перед мягкими губными. В «Русской грамматике» указывается на возможные варианты произношения в этих позициях: [с’в’эт] и [св’эт], [в’м’эс’т’ь] и [вм’эс’т’ь]. Причины таких изменений в фонетической системе русского языка будут рассмотрены в следующем параграфе.

Особое положение в системе у заднеязычных согласных. Твёрдые и мягкие заднеязычные согласные позиционно чередуются: мягкие заднеязычные возможны только перед гласными переднего ряда <и>, <э>. В этих позициях не встречаются твёрдые заднеязычные: ру[к]а – ру[к’]и, ру[к’]е; но[г]а – но[г’]и, но[г’]е; сти[х]а – сти[х’]и, о сти[х’]е. Следовательно, твёрдые и мягкие заднеязычные – представители одних фонем. Поскольку в большинстве позиций возможны твёрдые заднеязычные, их считают основными вариантами согласных фонем – <г>, <к>, <х..

Таким образом, состав согласных фонем русского языка таков: <б> – <б’> – <п> – <п’> –<в> – <в’> – <ф> – <ф’> – <д> – <д’> – <т> – <т’> – <з> – <з’> – <с> – <с’> – <м> –<м’> – <н> – <н’> – <л> – <л’> – <р> – <р’> – <ж> – <ж’:> – <ш> – <ш’:> – <ч’> – <ц> – – <г> – <к> – <х> (труба – [труб а], трубя – [труб’ а], тупа – [туп а], тупя – [туп’ а], трава – [трʌв а], травя – [трʌв’ а], графа – [грʌф а], графя – [грʌф’ а], вода – [вʌд а], водя [вʌд’ а], крута – [крут а], крутя – [крут’ а], гроза – [грʌз а], грозя [грʌз’ а], коса – [кʌс а], кося [кʌс’ а], тома – [тʌм а], томя – [тʌм’ а], вина – [в’и э н а], виня – [в’и э н’ а], бела – [б’и э л а], беля - [б’и э л’ а], гора – [гʌр а], горя – [гʌр’ а], дрожа – [дрʌж а], жужжа – [жуж’ :а], спеша – [с’п’и э ш а], треща – [тр’и э ш’ :а], свеча – [с’в’и э ч’ а], моя – [мʌj а], рука – [рук а], нога – [нʌг а], стиха – [с’т’и э х а]).

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

Фонетическая транскрипция служит для точной фиксации звучащей речи. Фонематическая транскрипция отражает состав фонем. Это запись абстрактных единиц языка, не предназначенная для чтения.

Порядок действий при выполнении фонематической транскрипции:

1) Выполнить фонетическую транскрипцию;

2) Выполнить морфемный анализ слова (чтобы установить, к какой морфеме принадлежит та или иная фонема);

3) Определить характер позиции для каждой звуковой единицы (сильная позиция обозначается «+», слабая позиция – «–»);

4) Подобрать проверки для всех фонем, находящихся в слабых позициях: а) для фонем в корне слова – однокоренные родственные слова; б) для фонем в приставках – слова любой части речи с этой же приставкой (с тем же значением); в) для фонем в суффиксах – слова с теми же суффиксами (проверки «автоматически» будут принадлежать к той же части речи и той же грамматической категории); г) для фонем в окончаниях – слова той же части речи, той же грамматической категории, в той же грамматической форме.

5) Перенести запись в фонематическую транскрипцию.

Примечание. Помните, что проверять позиции согласных необходимо по двум параметрам – по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости.

О б р а з е ц.

1) переписка [п’ьр’и э п’искъ];

2) [п’ьр’и э -п’ис-к-ъ];

3) [п’ ь р’ и э -п’ и с-к-ъ];

+ – + – + + – + – (для согласных по звонкости/глухости)

+ + + + + (для согласных по твёрдости/ мягкости)

4) Проверка для гласных в приставке: пˈе репись, перˈе бранный ; для корневого согласного [с], находящегося в слабой позиции по звонкости/глухости: переписать ; для безударного гласного [ъ] в окончании: весна (окончание существительного женского рода в форме единственного числа, именительного падежа).

5) После проверок переносим запись в фонематическую транскрипцию: <п’эр’эп’иска>.

Выполняя фонематическую транскрипцию разных слов, запоминайте проверки для различных приставок, суффиксов, окончаний разных частей речи в разных грамматических формах.

Поскольку в основу русской графики и орфографии положен именно фонематический принцип, запись слова в фонематической транскрипции во многом совпадает с орфографическим обликом слова.

1) Что изучает фонология? Почему её называют также функциональной фонетикой?

2) Дайте определение фонемы. Объясните, почему фонему считают минимальной звуковой единицей языка. В чём заключается функция фонемы? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

3) Какие чередования относят к фонетическим позиционным? Приведите примеры фонетических позиционных чередований гласных и согласных. В чём отличия фонетических непозиционных (грамматических позиционных) чередований? В каком случае чередующиеся звуки являются представителями одной фонемы, в каком – представителями разных фонем? Какое определение фонеме можно дать с точки зрения позиционных чередований?

4) Дайте определение сильной и слабой позиции фонем с перцептивной и сигнификативной точек зрения. В каком случае фонема представлена своим основным вариантом? Своими вариациями? Вариантами? Что такое аллофоны?

5) Дайте определение гиперфонемы и проиллюстрируйте свой ответ примерами.

6) Назовите сильные и слабые позиции для русских гласных. Каков состав гласных фонем русского языка?

7) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по звонкости – глухости.

8) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по твёрдости-мягкости.

9) Каков состав согласных фонем русского языка?

Практические задания

№1 . Выпишите в рабочую тетрадь определение фонемы. Обоснуйте каждое слово в этом определении.

№2 . Подберите ряды слов, в которых смыслоразличительную функцию выполняют гласные, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные. Докажите, что смыслоразличительную функцию может выполнять порядок звуковых единиц в слове.

№3. Установите, какие чередования наблюдаются в следующих случаях: а) дом- дома - домовик; б) следы – след; в) подыграть – подпись г) пасти- пастбище; д) зло – злить; е) честь – честный; ж) ходить – хожу; з) морозы – морозить; и) стол – о столе. Какие из этих чередований относятся к фонетическим позиционным? Подберите аналогичные примеры фонетических позиционных и фонетических непозиционных чередований.

№4. Затранскрибируйте текст. Установите возможные фонетические позиционные и непозиционные чередования: Снег валил до полуночи, рушился мрак над ущельями, а потом стало тихо, и месяц взошёл молодой… Этот мир, он и движим и жив испокон превращеньями, то незримой, то явной, бесчисленной их чередой (Ю. Левитанский).

№6 . Докажите, что для чередований [с’]/[ш] и [д‘]/[ж] в парах носить – ношу, ходить – хожу есть исключения и, следовательно, эти чередования относятся к фонетическим непозиционным.

№7 . Покажите, какими разными звуками может быть представлена фонема /з/ (в предлоге без ). Укажите основной вариант данной фонемы, её вариации, варианты.

№8. Затранскрибируйте слова и определите, каким рядом позиционно чередующихся звуков представлены Фонемы <э>, <о>, <а>: бег, бегом, беготня; ход, ходил, ходоки; грозы, гроза, грозовой; злость, мудрость; запись, записать, записывать.

№9. Какие фонемы и в каких позициях нейтрализуются в примерах задания 3?

№10. Подберите примеры, иллюстрирующие нейтрализацию фонем: <б> <п>; <и> <э>; <э> <о>; <д> <д’>.

№11. Затранскрибируйте слова. Обозначьте сильные и слабые позиции для гласных фонем: домовик, медонос, золотой, заводной, подписка, рассказ, доброта, юность, копировщик, вата, поле , строгий. Подберите проверки для гласных звуков в слабой позиции. Представителями каких гласных фонем они являются?

№12 . Затранскрибируйте слова. Обозначьте сильные и слабые позиции согласных фонем по звонкости-глухости. Подберите фонемные проверки: краб, след, гроз, долог, ястреб, кос (краткое прилагательное), ловкий, кошка, деревяшка, косьба, резьба, вперемежку, подпись, отзвук, отпрыгнуть, бессердечный, беззвучный, рассмешить, разбить.

№13 . Запишите слова в фонетической транскрипции, обозначив сильные и слабые позиции для согласных фонем по твёрдости-мягкости: слон, конь, горка, горько, козлик, песня, вместе, с Витей, гонщик, кабанчик, винтик, разница, съёмный, разветвление . Подберите проверки для фонем в слабой позиции.

№14 . Какие гиперфонемы есть в перечисленных ниже словах: акварель, багровый , левкой, бирюза, жена, склоняться, вдруг, воск, став, свет, везде ?

№15. Приведите примеры слов, в которых есть гиперфонемы: <а/о>; <и/э>; <а/о/э>; <а/о/э/и>; <с/з>; <г/к>; <с’/з’>; <т’/д’>; <с/c’/з/з’>.

№16. Выполните фонематическую транскрипцию слов: молод, летел, показ, прозаик, пробыть, загадка, тихий, кресло, море, подыграть, мыться, керосин , ослеп, снабдить, шкаф, восторг, асфальт, здесь.

№19. Пользуясь материалами параграфа и выполненных упражнений, выпишите в тетрадь и запомните проверки для морфем: а) приставок по-, за-, под-, пере-, роз-; б) суффиксов

-ость-, -чик-, -от-, -изн- ; в) окончаний имён существительных разных типов склонения, имён прилагательных, личных окончаний глаголов; г) суффикса инфинитива -ть и постфикса -сь возвратных глаголов.

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звук выступает в своём основном виде, когда он не подвергается позиционно обусловленным изменениям.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения .
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией . Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

· под ударением: [дом] – [дам] - [о] ≠ [а].

· без ударения: [да ма´] -дома´- [да ла´] -дала´ – [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

· под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] – [э] ≠[a].

· без ударения: [м’ич’о´м]- мечо ´ м - [м’ич’о´м]- мячо ´ м - [и] = [и].

· А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

[лы´жы], [в _лу´жу], [н’и´т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

ОРФоэпия. Фонетика. Графика. Классификация звуков, транскрипция

ОРФоэпия как раздел науки о языке.. орфоэпические нормы русского языка.. словесное и логическое ударение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Акцентология
Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, за

Звуки речи
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении

Для обозначений звуков используются следующие знаки
1. Чтобы отличить звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки – . [а], [о], [л]. В квадратные скобки заключается и весь транскрибируе

Гласные и согласные звуки
В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При обр

Гласные и согласные звуки
1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально. Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть

Согласные звуки
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных

Звонкие и глухие согласные звуки
В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и: [б], [в], [г

Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е. Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, наприм

Звуки речи и буквы. Алфавит
Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке наз

Звуки речи и буквы
1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные. Гласных букв 10:

Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы: – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные– это звуки

Способ образования согласных
Согласные– это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согл

Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.

Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме? В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-м

Место образования согласных
Согласные различаются не только по уже известным вам признакам: · глухость-звонкость, · твердость-мягкость, · способ образования: смычка-щель. Важен последний, ч

Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюд

Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом. Выучи список: [c] и [ш] →[ш:] – сшить

Упрощение групп согласных
Выучи список: вств – [ств]: здравствуй, чувствовать здн – [зн]: поздно здц - [сц]: под уздцы лнц - [нц]: солнце

Буквы и звуки
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэ

Ударение
Словесное ударение – это выделение большей силой голоса и длительностью произнесения одного из слогов в слове. В русском языке ударение с в о б о д н о е (р а з н о м е

Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове. В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с больше

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей
1. Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда па

Произношение гласных
1. Гласные под ударением произносятся отчетливо: бор – [бор], сад – [сат]. 2. В безударном положении гласные звуки, ка

Произношение согласных
1. Согласные, парные по глухости-звонкости, могут менять свое качество в зависимости от положения в слове. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются, т.е. произно

Произношение сочетаний согласных
1. Сочетания сж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как долгие твердые согласные [ж], [ш]: сжать – [ж]ать, везший – ве[ш]ий, н

Произношение окончаний -ого -его
В окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий мужского и среднего рода на месте буквы г произносится звук [в]: доброго – добро[в

Произношение заимствованных слов
1. Перед буквой е во многих заимствованных словах согласные [д], [т], [з], [с], [н], [р] произносятся твердо: антенна – ан[тэ]нна, модель – мо[дэ]

Некоторые акцентологические нормы современного русского языка
1. У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова

Анализируя позицию согласной фонемы, следует помнить, что сильная позиция – это позиция различения, т.е. позиция, в которой обе фонемы, парные по определенному признаку, могут реализовываться, сохраняя свою различительную способность. Позиция <т> перед <о> является сильной позицией по участию голоса и шума, т.к. в данной позиции может выступать парная ей по глухости/звонкости <д>, например: <то>м - <до>м. В позиции же абсолютного конца слова <т> будет находиться в слабой позиции по данному признаку, т.к. в этой позиции невозможно противопоставление фонем <д> - <т>. Однако фонема <т> в позиции абсолютного конца слова оказывается в сильной позиции по твердости/мягкости, т.к. в абсолютном конце слова могут реализовываться как твердая фонема <т 1 >, так и парная ей мягкая фонема <т’ 1 >: <т 1 > <сут 1 >,<сут’ 1 >. Отсутствие в определенной позиции одного из членов пары фонем позволяет рассматривать позицию как слабую, поскольку в ней фонема теряет различительную способность.

Примечание: Сильные и слабые позиции определяются только для фонем, парных по определенному признаку.

Позиция, являющаяся слабой по признаку глухости/звонкости, но сильной по признаку наличия/отсутствия палатализации, обозначается индексом 1 .

Позиция, слабая по признаку твердости/мягкости, но сильная по признаку участия голоса и шума, обозначается индексом 2 .

Позиция согласных фонем, слабая одновременно и по глухости/звонкости, и по твердости/мягкости, обозначается индексом 3 .

По глухости/звонкости

Парные по глухости/звонкости фонемы четко различаются в позиции перед любой гласной фонемой, перед сонорной фонемой и перед сильными фонемами <в> - <в’>. В этих позициях парные согласные фонемы выполняют сигнификативную функцию, т.е. сохраняют способность различать звуковые оболочки слов, словоформ и морфем, например: а́м - <з>а́м; <к>о́лос - <г>о́лос. Данные позиции являются сильными позициями фонем, противопоставленных по глухости/звонкости.

В позиции абсолютного конца слова фонемы, парные по глухости/звонкости, теряют различительную способность, перестают выполнять сигнификативную функцию, т.к. в этой позиции не могут выступать звонкие согласные фонемы, например: до́<г>а – до́<к>а но до́<к 1 >. Позицией нейтрализации, т.е. неразличения шумных звонких/глухих, является также позиция перед любой шумной фонемой, кроме <в> - <в’>. В позиции перед шумными звонкими согласными могут выступать только шумные звонкие звуки, в позиции перед шумными глухими – только шумные глухие, например: у́<з>ок - у́<с 1 >ко; поя<с>о́к – поя<с 1 >ки́. Следовательно, фонемы <з> и <с> утрачивают различительную способность, заменяясь одной слабой фонемой <с 1 >.

Сведения о позициях фонем обобщим при помощи таблицы.

Сильные и слабые позиции согласных фонем

По твердости/мягкости

В сильной позиции могут выступать обе фонемы, парные по признаку твердости/мягкости, сохраняя смыслоразличительную способность. Например, в позиции перед гласной фонемой: <лу́к> - <л’у́к>. Следует отметить, что сильной по твердости/мягкости является и позиция перед <е>, т.к. в этой позиции могут выступать в корневых морфемах как мягкие, так и твердые фонемы, например: <ме́>тр (учитель, наставник) - <м’е́>тр. В позиции абсолютного конца слова, где не различаются глухие/звонкие фонемы, могут выступать как твердые, так мягкие фонемы, парные по данному признаку, например: кро́<фı> -кро́<ф’ı>. Перед заднеязычной фонемой сохраняют свою различительную способность переднеязычные и губные фонемы, имеющие пары по твердости/мягкости, например: Се<рг’>е́й - се<р’г’>е́ ; пле́<т 1 к>а – ся́<т’ı-к>а; со́<пı к>а - сы́<п’ıк>а.

В слабой позиции по твердости/мягкости нейтрализуется из оппозиции фонем по данному признаку, фонемы утрачивают различительную способность. Например, в позиции перед зубной или небно-зубной переднеязычной фонемой может выступать только твердая губная фонема: <п 2 р’>иве́т; о<п 2 р>о́с. В позиции перед твердой переднеязычной фонемой реализуются только твердые зубные фонемы: <з 2 на́л> - <с 2 -на́м’и>. В данной позиции не различаются твердые и мягкие переднеязычные.

Сведения о сильных и слабых позициях согласных фонем, парных по признаку твердости/мягкости, можно представить в виде таблицы:

Сильные позиции по твердости/мягкости Слабые позиции по твердости/мягкости
1. Перед гласной фонемой, в том числе перед фонемой <е> <да́>ма - <д’а́>дя; <со́>к - <с’о́>к; интер<не́>т - <н’е́>т 1. Позиция любой согласной фонемы перед фонемой в пределах одной морфемы (в этой позиции могут выступать только мягкие согласные фонемы): <р’jа´н αı>
2. В абсолютном конце слова пло́<т 1 >- пло́́<т’ 1 >; мо́<л> - мо́<л’> 2. Губные фонемы перед переднеязычными (могут выступать только твердые губные) <п 2 р>а́во; <п 2 р’>еде́л
3. Переднеязычные фонемы перед заднеязычными сте́<нк>а - Сте́<н’к>а; ва́<рк>а - Ва́<р’- к>а 3. Переднеязычные зубные фонемы перед зубными и небно-зубными (перед мягкими фонемами выступают только мягкие аллофоны фонем, перед твердыми фонемами – только твердые аллофоны): <з 2 л’и́т’>; < с 2 л’и́т’>; <з 2 ло́j>; <с 2 ло́j>. Исключение: фонемы <л> - <л’>; <н> - <н’> (см.: «Сильные позиции по твердости/мягкости», № 6)
4. Губные фонемы перед заднеязычными со́<п 1 к>а - сы́<п’ 1 -к>а; ста́<ф 1 к>а - ста́<ф’ 1 -к>а 4. Небно-зубные <р> - <р’> перед губно-зубными и переднеязычными (могут выступать только твердые аллофоны фонем): <р 2 в’о́т 1 >; <р 2 ва́л>
5. Переднеязычные фонемы перед губно-губными фонемами <см>о́й - во<с’м>о́й; то́<рб>а - гу<р’б>а́ 5. Губные согласные фонемы перед губными: <р’и́ф 2 мα 1 > (Им.п.); <р’и́ф 2 м’α 1 > (Д.п., Пр.п.)
6. Фонемы <л> и <л’> перед любой согласной фонемой, кроме ко́<лб>а - па<л’б>а́; по<лк>а́- по́<л’к>а; по́<лн>ый - во́<л’н>ый 6. Заднеязычные фонемы перед любой согласной фонемой: <к 2 ну́т 1 >, <мок 2 н’ α 1 т 1 >
7. Фонемы <н> и <н’> перед фонемами <ж> и <ш> пла<нш>е́т - ме́<н’ш>е; ма<нж>е́т - де<н’ж>а́та

Примечание: Более подробно о слабых позициях согласных по твердости/мягкости см.: Аванесов Р.И.Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956, с. 175-182.

Фонема может находиться в сильной позиции одновременно по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Эта позиция называется абсолютно сильной, например, позиция перед гласной фонемой: <до́>м - <то́>м; <до́>м - и<д’о́>м. Есть позиции, в которых различается глухость/звонкость у парных фонем, но не различается твердость/мягкость, например: <с 2 р>а́зу - <з 2 р>а́зы. В определенных положениях фонема сохраняет способность дифференцироваться от парных по твердости/мягкости, но выступает в слабой позиции по глухости/звонкости, например, в позиции абсолютного конца слова: кро́<ф ı > - кро́<ф’ ı >, шка́<ф ı > - ве́р<ф’ ı >. Абсолютно слабые фонемы выступают в позициях, в которых утрачиваются противопоставления как по глухости/звонкости, так и по твердости/мягкости. Например, шумные переднеязычные зубные в позиции перед шумными переднеязычными зубными и небно-зубными не различаются с парными им по глухости/звонкости и по твердости/мягкости фонемами: <с 3 т>о́н. Фонема <с 3 > находится в абсолютно слабой позиции, т.к. перед шумным глухим согласным может выступать только шумный глухой, а перед твердым зубным согласным в составе корня употребляется только твердый зубной, т.е. нет различения <с>- <з>; <с> - <с’>.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: