Каким предстает мир природы в лирике Б. Мир природы в лирике Б.Л

Пастернак – это не только фамилия интереснейшего поэта начала 20-го века, но и название травы, которая растет не только в России, но и во всем мире. Может быть, именно поэтому мир природы в стихотворениях этого поэта так завораживает и удивляет. Может быть, поэт чувствовал, что это совпадение названий – человек и трава – не случайно? Сказать наверняка, было так или нет, нельзя, но предположение кажется интересным. Во всяком случае, природа в описании Пастернака практически неотделима от человека – в ней все дышит, думает, любит и гневается, в общем, живет по понятным нам законам. Природа в творчестве поэта – не фон, но действующее лицо, персонаж вполне одухотворенный.

Да, очень интересна роль природы в творчестве Пастернака. Вот, например, в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» она чудесным образом оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего нас мира, а как воплощенная поэзия:

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке…

Как и в поэзии, природа существует у Пастернака и в музыке:

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Упоминание музыканта Шопена неслучайно, так как сам Пастернак очень серьезно и профессионально занимался музыкой. Он знал все тонкости музыкального искусства.

Также мне нравится и другое стихотворение поэта – «Марбург». В нем природа действительно представляет собой живого человека, который ведет с лирическим героем безмолвную беседу.

Стихотворение начинается с того, что герой делает предложение любимой, но получает отказ. Пристыженный, непомнящий себя, он выходит на улицу. И здесь его встречает мир, который, по мнению юноши, все знает:

… и улицы лоб

Был смугл, и на небо глядел исподлобья

Булыжник, и ветер, как лодочник, греб

По липам. И все это были подобья.

Такого отношения к природе вы не найдете ни у одного поэта! Как ловко Пастернак очеловечивает окружающий мир, призывая его в свидетели своей жизни, делая его соучастником.

Природа в стихах поэта не является отражением внутренних состояний человека. Она, как мудрый старик, живет своей жизнью, лишь наблюдая за тем, как в постоянной суете копошатся люди. И Пастернак одушевляет не только птиц, деревья, грозы и булыжники, но и крыши, улицы городов. Все вокруг лирического героя дышит жизнью. И это как нельзя хорошо показывает стихотворение «Марбург».

Очень часто поэт для характеристики природы использует прием сравнения, но иногда он обращается и к классическому приему одушевления, как, например, в следующих строках:

Ведь ночи играть садятся в шахматы

Со мною на лунном паркетном полу…

И тополь – король. Я играю с бессонницей.

И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.

Природы становится для Пастернака высшим мерилом красоты, и если любимая женщина сравнивается с явлениями природы, то значит она – само совершенство. Так, в стихотворении «Никого не будет в доме…» наряд героини описывается следующим образом: «В чем-то впрямь из тех материй Из которых хлопья шьют». Или в другом, не менее известном «Любить иных тяжелый крест…», любимая сравнивается с весной: «Ты из семьи таких основ Твой смысл, как воздух, бескорыстен». Но особенно замечателен образ женщины в стихотворении «Свидание». Он как бы переплетен с природой тончайшими нитями, и нет уже шва, нельзя разделить это целое гармоничное создание:

Деревья и ограды

Уходят вдаль, во мглу.

Одна средь снегопада

Стоишь ты на углу.

Снег на ресницах влажен,

В твоих глазах тоска,

И весь твой облик слажен

Из одного куска…

Мир природы в лирике Пастернака – высший мир. Он соединяется с вселенной, с Космосом, способствует рождению Поэзии, Любви, Добра, Гармонии.

Лирический герой Пастернака постоянно обращается к природе. И понимание лирического героя было бы неполным без понимания значения природы в поэзии Пастернака. Лихачев Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго”. // Новый мир. 1988, №1. писал: "Начиная с детских воспоминаний и до последний дней, он [Пастернак] всегда видел мир в своей поэзии, лирической и традиционной прозе, в красках и линиях".

В изображении природы с особой силой проявился стихийно-игровой дар Б. Пастернака, тяготеющего к моментальной и бурной смене впечатлений, сплетению разнокачественных образов и ассоциаций. В природе, как ее видит поэт, преобладает беспорядок, свежий хаос, наплыв безудержных влечений, хлещущих через край. Это скорее беспрестанная игра, веселая и дерзкая: воздух "шипучкой играет от горечи тополя"; во время снегопада "крадучись, играя в прятки, // Сходит небо с чердака"; на море, поднятые ветром "барашки грязные играли"; "сколько надо отваги // Чтоб играть на века, // Как играют овраги, // Как играет река" ("После дождя", "Снег идет", "Вакханалия").

Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты: "вырывается весна нахрапом", "за окнами давка, толпится листва", "сад тормошится", "рушится степь". У Пастернака, при отсутствии наружного сходства, очеловечиваются сами действия, повадки природы - своенравной, бесчинной, неугомонной ("Небо в бездне поводов, // Чтоб набедокурить" - "Звезды летом", 1922).

Любимые пастернаковские образы - мелкие дробные части природы: ветки, почки, капли, льдинки, звезды, градинки, снежные капельки, стручки гороха, все, что сыплется, брызжет, катится, шевелится, трепещет, воплощая неусыпное кипение жизни ("Ты в ветре, веткой пробующем.", "Душистою веткою машучи.", "Определение поэзии", "Давай ронять слова. "). Безусловное первенство в русской поэзии принадлежит Пастернаку по таким мотивам, как дождь и ливень ("После дождя", "Дождь", "Лето", "Счастье", "Имелось" и др. - всего 15 стихотворений), гроза ("Июльская гроза", "Гроза моментальная навек", "Наша гроза", "Приближенье грозы" и др. - 14 стихотворений). Этим наглядно выражается представление поэта о том, что "кипящее белыми воплями // Мирозданье - лишь страсти разряды, // Человеческим сердцем накопленной" ("Определение творчества", 1922): дождь и гроза, в соответствии с древними мифологическими представлениями, знаменуют страстное, оплодотворяющее соединение земли и неба, их священный брак.

Отсюда же и тяга поэта к образам сада и соловья с их предельным напряжением жизненных сил, рвущихся наружу цветением и пением - "всей дрожью жилок" ("Как бронзовой золой жаровень.", 1913; "Плачущий сад", 1922; "Ты в ветре, веткой пробующем.", 1922; "Здесь прошелся загадки таинственный ноготь.", 1923; "Во всем мне хочется дойти.", 1956).

По количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам, Пастернак также занимает первое место в русской поэзии. Как никто, он чувствителен к смене дней, к продленному мгновенью - "и дольше века длится день"; характерны для него "сезонные" и "суточные" названия, приурочивающие пейзаж к определенному моменту времени ("После дождя", "Зазимки", "Единственные дни", "Кремль в буран конца 1918 года", "Январь 1919 года", "Февраль. Достать чернил и плакать.", "Март", "Июль", "Август"). Хотя "зимних" стихотворений у Пастернака больше, чем "летних" (18 и 12), именно последние резче выделяют его на фоне преобладающих зимне-осенних мотивов русской поэзии (так, на 139 стихотворений, посвященных зиме, и 170 - осени, лишь 41 - лету). Тонкая поэтическая интуиция тепла, жара, по летнему распаренного и "растрепанного" состояния природы ("В лесу", "Лето", "Летний день", "Когда разгуляется" и др.) сказалась и в стихах, посвященных Югу, Кавказу, Грузии ("Мчались звезды. В море мылись мысы.", "Волны", "Пока мы по Кавказу лазаем.", "Путевые записки"). Выделяет Пастернака и его сравнительно редкое в отечественной поэзии пристрастие к морю, к этому "допотопному простору", единственному, чему "не дано примелькаться" ("Девятьсот пятый год", "Тема", "Вариации" и др.).

Новое у Пастернака - и те образные ряды, с которыми он сопрягает природу, впуская ее в будничность и простоту повседневной жизни: вьюга "вяжет из хлопьев чулок", "пыль глотала дождь в пилюлях", "сто слепящих фотографий ночью снял на память гром", "зари вишневый клей" и пр. ("храм", "ладан"), "животных" у С. Есенина ("теленок", "лягушка"), "физиологических" у В. Маяковского (звезды - "плевочки", солнце - "ранка", небо - "распухшая мякоть").

Одна из своеобразнейших черт пастернаковского видения природы - стремление определить через нее сущность поэзии и вдохновения ("это - щелканье сдавленных льдинок", "внезапные, как вздох, моря", "ты - лето с местом в третьем классе" - "Определение поэзии", 1922; "Так начинают. Года в два.", 1922; "Поэзия", 1922; "Про эти стихи", 1920; "Весна", 1921-1923; "Определение творчества"; "Давай ронять слова"; "Во всем мне хочется дойти. "). С другой стороны, поэтичность и словотворчество заложены в самой сути природы и составляют еще один устойчивой метафорический ряд ("исписанный инеем двор", ливень кропает "акростих, // Пуская в рифму пузыри", "нив алфавиты" - "Двор", 1917; "Поэзия"; "Любимая, - молвы слащавой.", 1931; "Зима приближается", 1943).

Состояние человека, состояние его души почти всегда передается опять-таки через природу:

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.

Через состояние природы можно понять любовь лирического героя, таким образом, тема природы присутствует и в любовной лирике Пастернака. Природа у Пастернака наделена чувствами: она любит, страдает, переживает, радуется. Природа у Пастернака постоянно движется, ее жизнь динамична: "активность, изменчивость и динамичность вторгающейся в поэзию действительности - действительности действующей, - подчеркивается поэтом постоянно". Связь природы и человека очень часто подчеркивается Пастернаком, он считал, что человек - это часть природы. Кроме того, любовь к самой природе видна во всем творчестве Пастернака. Лирический герой Пастернака любуется, восхищается природой всегда, "а иногда не человек глядит на нее, а сама природа смотрит на человека". Поэт должен жить и творить во имя природы, это его назначение:

Особый вопрос - природа и Бог - связь природы и Господа постоянно подчеркивается Пастернаком, природа имеет божественное начало:

Надо сказать, что у Пастернака тема природы связана и с другими общими вопросами, например, с историей: часто описание природы имеет историческое значение или дается в историческом контексте. Очень важный мотив - мотив революции - связан у Пастернака с темой природы. Основной символ революции у Пастернака - метель ("Кремль в буран конца 1918 года"). Революцию у Пастернака символизирует и поезд, несущийся навстречу природе, незыблемому началу.

Все описания природы у Пастернака всегда детализированы и подробны - это, я думаю, ясно из ранее приведенных отрывков.

Многие стихотворения о природе у Пастернака написаны о прошлом, это воспоминания, не утерявшие своей красоты и свежести. Практически все стихотворения этой темы - это мгновенные зарисовки, поэт старается запечатлеть именно нужный ему момент - талант художника дает о себе знать. Через все творчество Пастернака проходит ощущение волшебства, чуда природы, поэт благодарит небо за свою жизнь и возможность созерцать природу.

лирический герой поэзия пастернак

Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав “Центрифуги” – футуристической поэтической группировки, которая довольно сдержанно относилась к отрицанию культуры прошлого. Но уже второй сборник “Поверх барьеров” (1916) отразил своеобразие пастернаковского голоса среди молодых авангардистов. Своеобразие это состояло, прежде всего, в философском осознании единства человека и мира, где трудно отделить искусство от жизни, человека от природы. Единство человека и природы в лирике Б. Пастернака проявляется прежде всего в том, как он о них говорит. Речь поэта развертывается одновременно в двух ракурсах: человеческом и природном:

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Листвою черною горит.

В этом стихотворении процесс наступления весны как бы накладывается на процесс творчества: воссоздается сам момент рождения стихотворения. И это понятно: весеннее обновление природы является одновременно обновлением души. Очень важно стихотворение “Сестра моя – жизнь…”, давшее название третьей книге поэта. В нем наиболее отчетливо выражено следствие пастернаковского восприятия природы – смещение традиционной иерархии, ощущение равенства всех предметов и существ в ней:

Оно грандиозней Святого писанья

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение является концентрированным выражением мироощущения поэта: равенство человека и жизни, человека и мира, мира и жизни приводит к тому, что природа перестает быть к человеку равнодушной: здесь “солнце, садясь, соболезнует мне”.

Поэтому природа активно вовлекается Б. Пастернаком в человеческую историю. В стихах 1915-1917 годов появляются “бастующие небеса” и кавалерийские следы на льду – в память о 1905 годе, дух “солдатских бунтов и зарниц” проносится по воздуху, тучи уподобляются рекрутам и военнопленным:

Шли пыльным рынком тучи, Как рекруты, за хутор, поутру, Брели не час, не век, Как пленные австрийцы…

Явления природы приобретают признаки из мира общественных бурь и классовых столкновений. Такое проникновение исторической действительности в природное царство было для Б. Пастернака естественным явлением, потому что природу он видел глазами современного горожанина, который берет с собой на прогулку, наряду с житейской повседневностью, еще и свои политические ассоциации, вовлекая луга и рощи в круг событий, среди которых протекает его жизнь.

Стихи Б. Пастернака вобрали в себя не только личные переживания, но и большое психологическое и философское содержание. Им присуще обостренное чувство жизни, они охватывают Вселенную, время, вечность, переживание чуда творчества. Одна из важнейших особенностей поэтического миропонимания Б. Пастернака – принципиальное соположение природы и человека как равноправных участников мироздания.

(No Ratings Yet)

Человек и природа в поэзии Пастернака

Другие сочинения по теме:

  1. Тема поэта и поэзии является одной из основных в творчестве Бориса Пастернака. Для него труд творческой личности носит благородный и...
  2. Эпиграф к сочинению: “Его грудь заполнена природой до краев. Кажется, уже с первым своим дыханием он вдохнул, втянул ее всю...
  3. Николай Винграновский родился в городе Первомайске на Николаевщине в крестьянской семье. С детства ощущается сильная связь с окружающей его красотой...
  4. Когда-то Марина Цветаева в пылу полемики воскликнула: “Где человек до конца понявший Пастернака?” И сама же пояснила: “Пастернак – это...
  5. Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит...
  6. Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она...
  7. Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу детства поэта. Его отец был...
  8. Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе...
  9. Он начал печататься в 1913 г. в Центрифуге – так называлась ассоциация “умеренных” ученых футуристов. В течение нескольких лет он...
  10. Б. Пастернак – один из самых сложных поэтов рубежа XIX-XX веков. Его произведения отмечены остротой чувства, яркостью образов и метафор,...
  11. Борис Пастернак родился и возрастал в семье, атмосфера которой была наполнена творчеством. Отец – Леонид Пастернак – академик живописи, мать...
  12. Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина. Это Сочинение по одной из наиболее популярных проблем ЕГЭ. Рассматривая взаимоотношения природы и человека,...
  13. Сочинение на тему: “Человек и природа” Человек и природа Современный мир железа и бетона мало чем напоминает существование человека в...

Анализ метафор в произведении Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца"

За последние тридцать лет были выведены новые, в чём-то отличные критерии классификации слов и свободных словосочетаний с метафорическим содержанием. Однако все они основаны на семантической двойственности метафоры как единице языка...

Біографія та творчий шлях С.О. Єсеніна

Поезія Єсеніна... Чудовий, прекрасний, неповторний світ! Світ, який близький і зрозумілий усім, Єсенін - справжній поет Росії, поет, який до вершин своєї майстерності піднявся з глибин народного життя...

Жизнь и творчество С.А. Есенина

Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем, Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни...

Комічне у творі Б. Шоу "Дім, де розбиваються серця"

У філологічної та естетичної літературі засоби та прийоми комічного досить часто перетинаються. Розглядають такі види комічного як гумор, сатира, гротеск, іронія, карикатура, пародія тощо...

Лирика Лермонтова

Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова - тема одиночества. Обычно мы сравниваем это с мрачной эпохой, в которую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушных людей”...

Б.Л. Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве в семье известного художника. С детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература. С тринадцати лет занимался музыкальным сочинительством, изучал теорию композиции...

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

Многие поэты-современники, критики и исследователи творчества Пастернака отмечали слабость ранних стихов Пастернака, одновременно признавая "новизну" и "исключительную…талантливость” книги в целом. Сам же Пастернак скажет о том...

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

Наибольшей точностью самовыражения обладает лирическая поэзия. Лирический герой, выдуманный и отстраненный, на самом деле оказывается самым адекватным, самым ясным самовыражением поэта. Поэт пишет как бы не о себе и в то же время - именно о себе...

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

Лирический герой Пастернака постоянно обращается к природе. И понимание лирического героя было бы неполным без понимания значения природы в поэзии Пастернака. Лихачев Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго”...

Пастернак Б.Л. и его роман "Доктор Живаго"

«Доктор Живаго» - роман о потере идеала и о попытке обрести его заново, «напоминание о свете и гармонии в условиях мглы и вихря». Интересен взгляд Г. Гачева на роман Пастернака, - он рассматривает проблему и сюжет романа...

"Сестра моя - жизнь"(1922) - лучший поэтический сборник Пастернака. Он включает в себя стихотворения, создававшиеся летом 1917 года, в частности такие шедевры, как "Памяти Демона", "Про эти стихи"...

Природа и человек в лирике Пастернака

В 1923 году выходит четвертая книга Б. Пастернака "Темы и вариации", фактически вобравшая в себя то, что по каким-либо причинам не вошло в предыдущий сборник. Ведущей и здесь продолжает оставаться тема любви...

Тема Родины в "Слове о полку Игореве" и в повести Е.И. Носова "Усвятские шлемоносцы"

Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом...

Экспрессия звука в поэзии Б. Пастернака

На протяжении своего творческого и жизненного пути Пастернак испытывал влияние двух стихий - музыки и живописи, чему способствовала среды, в которой рос и воспитывался поэт. Пастернака по полному праву можно назвать художником слова...

Стихи Пастернака всегда динамичны, красочны, живописны, природа и стихия в них присутствуют естественно, ненавязчиво. Природа занимает место в поэзии Пастернака по праву, она в ней такая же живая, как сам лирический герой. Именно поэтому у Бориса Леонидовича дождь "усмехнулся черемухе", ветер раскачивает лес,"жалуясь и плача", росинки "смеются и вырваться силятся", вода "трудилась", стрижи "торжествовали".

Собственные чувства поэт переживает и проживает на фоне природы, вместе с природой, он с ней един. Поэтому почти в каждом стихотворении есть упоминание о природном явлении, о дожде, снеге, ветре, солнечном луче, дереве.

Возьмем одно из самых известных и любимых стихотворений Пастернака " Никого не будет в доме..." Оно стало особенно популярным после того, как композитор Таривердиев написал музыку на эти слова, стихотворение превратилось в песню. Уже начало стихотворения парадоксально: "Никого не будет в доме, кроме сумерек. " Сумерки, явление природы, выступают здесь в роли "кого-то", они будто одушевлены.

Такими же одушевленными кажутся зимний день, снежные комья, крыши, иней:

"Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой,

Только крыши, снег и, кроме

Крыш и снега,— никого.

И опять зачертит иней..."

Каждый скажет, что это стихотворение - объяснение в любви, осторожное, трепетное, нежное. Но все эти эмоции, оттенки автору помогла создать природа, которая легко и красиво вошла в стихотворение, создала тонкую прочувствованную атмосферу.

Еще одно знаменитое стихотворение Пастернака - "Февраль". И опять о природе написано ярко, сочно, неожиданно: "грохочущая слякоть весною черною горит." Сразу создается настроение, понимаешь, что призыв автора "достать чернил и плакать " - блеф, ирония,что на самом деле сердце предчувствует скорую весну и хочется творить.

И уже возникают картины весны, так оптимистично перекликающиеся с картинами русских живописцев о весне: "Март" Левитана, "Грачи прилетели" Саврасова:

"Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт..."

А вот картины поздней весны, написанные поэтом также эмоционально, страстно, будто бы с использованием красок и холста, а не слов и бумаги:

"Как бронзовой золой жаровень,

Жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень

Миры расцветшие висят."

Сколько в этом четверостишии необычных словосочетаний, метафор, тропов: и бронзовая зола жаровень и сыплет жуками, и сонный сад, и то, что сад сыплет, как будто бы он живой, и расцветшие миры - то есть цветущие деревья. На этом автор не останавливается, затем "тополь обветшало-серый завесил лунную межу".

И далее - каждая строка загадочна, слова сказаны так, что не могут не запомниться: "пруд - как явленная тайна", "шепчет яблони прибой", "сад висит постройкой свайной", сад "держит небо пред собой". Наверное, многие из нас видели цветущий сад, но смогли бы мы найти такие слова, чтобы описать увиденное? Очень часто о пруде говорят "таинственный пруд", но "пруд - как явленная тайна" звучит куда интереснее и содержит еще больше таинственности и мистики.

А вот стихотворение "Август", в нем автор также описывает свои чувства, любовь, и фоном опять же выступает природа. Даже, скорее, не фоном, а свидетелем, союзником, сочувствующим другом. И опять все явления природы здесь живые, наделены способностями чувствовать, думать, действовать как люди:

"Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою

Соседний лес, дома поселка,

Мою постель, подушку мокрую

И край стены за книжной полкой."

Вот настоящая поэзия, где поэт - наравне со всем миром и природа - равна ему. Он не сомневается, что может сказать о лесе "имбирно-красный", "горевший, как печатный пряник". И образ леса явственно, отчетливо встает перед глазами читателя.

Вместе с поэтом и мы переживаем его эмоции, его чувства: да, у нас тоже бывали похожие чувства, мы видели похожие картины и пейзажи, так же смотрели на снег и на деревья, но не знали, как выразить это, как описать. Борис Пастернак подсказал нам нужные слова, те, что могут на самом деле проникать в суть. Недаром очень часто многие из нас повторяют его строчки: "Во всем мне хочется дойти до самой сути".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: