Сегодня речь пойдет вовсе не о тиграх, львах и медведях. Вы что-то слышали о креветке, способной переломать вам кости? А о взрывающихся насекомых-камикадзе? Ниже вы найдете 25 занимательных примеров самых причудливых механизмов самообороны в дикой природе.
Neoclinus blanchardi
Эти рыбы способны разевать свою зубастую пасть до невероятных размеров, пытаясь таким образом отпугнуть хищников. Кроме того, они часто пользуются таким приемом во время борьбы за территорию.
Креветка-богомол
Сила этой креветки такова, что она запросто способна пробить стекло аквариума. Образовавшаяся в результате ударная волна способна парализовать всех животных, находящихся в радиусе ее действия.
Малазийские муравьи-камикадзе
При серьезной опасности малазийские муравьи семейства Saundersi Camponotus поступают как настоящие камикадзе – они взрывают свое тело, разбрызгивая по сторонам яд, заполняющий их челюстные железы.
Жук-бомбардир
В случае угрозы, жук-бомбардир буквально выстреливает горячей жидкостью, тем самым отпугивая большинство хищников.
Комодский варан
Вараны – жуткие существа. В их пасти царит настоящий ад из смертельно опасных бактерий, процветающих в язвах и ранах на разодранных деснах этого хищника. Достаточно одного укуса этого животного, чтобы его жертва медленно, но верно, отправилась в мир иной.
Морской огурец
Несмотря на свое довольно безобидное название, морской огурец обладает довольно серьезным защитным механизмом. В случае опасности эти животные способны сжиматься и резко выстреливать во врага частью своих внутренностей, сбивая хищников с толку.
Волосатая лягушка
Эти лягушки способны ломать собственные кости, которые затем отмирают и используются лягушками в качестве когтей.
Потто
В случае опасности это пушистый африканский примат способен превращаться в маленький таран, прижимая голову к груди и нанося врагам удары верхней частью спины.
Дикобраз
Шипы дикобраза зачастую достигают размеров половины его туловища (35 сантиметров). Помимо очевидного защитного средства, дикобраз также способен создавать при помощи своих игл звуки, похожие на те, что издают гремучие змеи, тем самым отпугивая врагов.
Термиты Французской Гвианы
У старых особей этого вида термитов на шее вырастают особые наросты. Любой хищник, съевший таких термитов, будет мгновенно парализован и отравлен.
Motyxia Millipede
Это маленькое существо на самом деле настоящая пилюля с цианидом. В случае опасности эта многоножка начинает выделять цианид из всех своих пор.
Опоссум
Опоссумы – мастера прикидываться мертвыми. В случае опасности эти животные откидываются на спину, раскрывают пасть и пускают пену изо рта. Поскольку большинство хищников не любит падаль, опоссумов предпочитают обходить стороной.
Скунс
Защитный прием скунсов известен всем. Скунсы – мастера портить воздух, по этой причине у них почти нет природных врагов, поскольку мало какой хищник сможет выдержать столь неприятный запах.
Сони
Этот вид грызунов способен отбрасывать свои хвосты в случае нападения. Это довольно странная черта среди млекопитающих. К сожалению, в отличие от ящериц, сони не умеют отращивать обратно отброшенные хвосты.
Глупыш
В случае опасности птенцы этих птиц способны постоять за себя, обрушивая на врагов потоки рвотной массы маслянистой консистенции с неприятным запахом тухлой рыбы. Эта густая масса склеивает перья хищных птиц, лишая их способности летать и держаться на воде.
Сизоворонка
Птенцы этого вида тоже практикуют рвоту в случае опасности, однако в этом случае они обмазывают себя рвотной массой, чтобы выглядеть как можно менее аппетитно в глазах хищников. Кроме того, их родители издали чуют запах рвоты и успевают возвратиться к гнезду, чтобы защитить выводок.
Испанский иглистый тритон
В случае опасности, эти тритоны способны протыкать ребрами свою шкуру и выделять яд. Благодаря прекрасной иммунной системе, кожа этих земноводных восстанавливается удивительно быстро.
Гриф-индейка
В случае опасности, эта птица также применяет рвоту, отвратительный запах содержимого ее желудка отпугивает врагов, а сама птица становится легче и начинает бежать быстрее.
Жабовидная ящерица
В случае опасности эта ящерица начинает брызгать кровью из своих глаз. Обычно зона поражения составляет до полутора метров.
Миксина
В случае опасности, это существо выделяет огромное количество слизи, которая забивает жабры хищников, удушая их и позволяя животному скрыться.
Пьявица красногрудая
Краб-боксер
Этот вид крабов иногда носит на себе настоящих актиний. Актинии обладают серьезным жалом, таким образом, хищники, угрожающие крабу, получают не только увесистый удар, но и серьезный укус.
Человек
У человека тоже существует масса защитных механизмов, одним из которых является щекотка. Самые уязвимые места обычно самые чувствительные в отношении щекотки. Когда кто-то или что-то щекочет нас, гипоталамус нашего мозга активизируется, вынуждая нас сражаться не на жизнь, а на смерть.
Колорадский жук
Это самый настоящий супержук! Он сумел приспособиться к ядовитым веществам, вырабатываемым картофелем, которые повреждают пищеварительные системы других насекомых.
Носач
Помимо огромного носа, эти обезьяны славятся тем, что в случае опасности у них возникает эрекция, и самцы начинают трясти своими пенисами, дабы устрашить противника.
21.12.2016
Как велик на сегодняшний день мир животных, которые заселяют нашу планету. как известно, всего на земле около полутора миллиона разных животных, среди которых не только микроскопические организмы, но и большие хищники. Очень много животных, которых природа не наградила особенностями для защиты от врагов. Именно такие животные имеют удивительные способы если не защитить себя, то хоть отпугнуть врага, ведь они могут выделять неприятный запах, или же даже оставлять части своего тела (кусочек хвоста или ногу), также могут менять окраску, из-за чего остаются практически незамеченными, или вообще притворятся мертвыми.Если подробнее рассматривать все виды такого отпугивания от соперника, можно узнать для себя достаточного много всего интересного.
1. Защитная окраска.
2. Сезонная окраска.
3.Расчленяющая окраска.
4. Отпугивающая окраска.
5. Мимикрия.
6. Меняющаяся окраска.
7. Защитная форма.
8. Устрашающая поза.
9. Замирание.
Выберите еще статьи из выпадаюшего списка:
Очень часто окраска множества животных имеет сходство с окружающей средой. Это очень заметно, если рассматривать животные, которые живут в пустыне — например ящерици или же змеи имеют окраску, которая по цвету точно такая как и вся почва, что их окружает, а животные, которые живут в снегах белого цвета. Но не всегда тип окраски именно такой, такой цвет окружающей среды. Чаще всего животные имеют цвет деревьев, как например бабочка — ленточница. Часто цвет может быть и такой, как и природные зоны в которых живут животные, например лягушка, кузнечек, ящерица, которым характерная зелёная окраска.
Много животных, которые имеют защитную окраску могут её менять в зависимости от сезона. К таким относятся: песцы, куропатки, ласка, горностай, заяц-беляк. Песцы и куропатки имеют бурую окраску летом, и соответственно — белую зимой. Вот у ласки зимою полностью белая шерсть, у зайца-беляка только остаются тёмные кончики ушей, а у горностая кисточка на хвостике.
Расчлиняющей называют окраску, которая не соответствует форме животного, имеет очень яркую окраску с множеством разных пятен и полосочек, самое главное, что эта окраска полностью подходит окружающей среде. Она как-бы на первый взгляд расчлиняет тело. Такой тип окраски имеют жирафа и зебра. Также и габонская гадюка. Их тело практически незаметное в окружающей среде.
Животные с такой достаточно яркой окраской очень заметны в окружающй среде. Обычно, такие животные нигде и не прячутся, поскольку незачем. Чаще всего такие животные или же не сьедобные, или вообще ядовитые. А окраска — это способ предупредить, что они опасны. Такая окраска в основном совмещает много очень ярких цветов. Такой тип окраски имеют не только насекомые, но и огненные саламандры и древолазы.
Мимикрия — это сходство совершенно разных животных. Например в южноамериканских стаях несьедобных птиц, если внимательно посмотреть, можно встретить вполне сьедобную бабочку, которая совершенно подходит по цвету и практически незамеченная. Среди насекомых часто встречаются бабочки — стеклянницы, которые в первого взгляда очень похожи на шершней. Мухи-серфиды вообще практически невозможно отличить от ос.
Некоторых животных природа наградила уникальной возможностью — менять свой цвет в любой обстановке. Именно к таким животным пренадлежит древесная ящерица, или же хамелеон. Это животне мгновенно маскируется под любой цвет окружающего фона.
Некоторые животные очень похожи на предметы окружающей среды. Например такая рыба, как морской клоун, который благодоря своей окраске теряется в водорослях.
Природа практически всех животных наградила силой или же каким-то особым способом, чтобы отпугнуть врага, но есть животные, которые ничего этого не умеют, и вот тогда им на помощь приходят устрашающие позы, которые они могут сотворить. Например, ящерица ушастая кругоголовка раскрывает рот, на сколько это возможно, расставляет наги до предела и растягивает складки, которые у неё вокруг ушей. При этом, когда складки растягиваются, они наливаются кровью и в дуете со ртом создают впечатления огромной пасти. Также интересная устрашающая поза и у кобры.
Также очень распостраненная поза среди животных — поза полной неподвижности. Именно так, увидев врага застывает на месте заяц или же олень.
Материал по теме:
|
|
|
|
|
|
|
Нет такой вещи, которую человек не смог бы использовать в целях уничтожения ближнего своего. Любые подручные средства, любые научные достижения — всё это можно адаптировать для столь важной и необходимой цели. Что уж говорить о том, что изначально ассоциируется с опасностью — . Да. На заре своей истории, да и значительно позже, человечество активно использовало животных в качестве оружия на войне . И если о некоторых фактах знают практически все, то другие станут для вас забавным открытием. Да, забыл предупредить. Защитникам животных лучше сразу присесть на что-то прохладное и удобное, поскольку приведённая информация может им не понравится, мягко говоря. Итак.
Энтомологическое оружие
Никто не любит насекомых. Ну кроме жителей Азии, которые могут схарчить абсолютно всё. Но именно те качества, за которые мы этих многоногих тварей и не любим, и помогли им стать весьма эффективным оружием. Собственно, как обстоит дело. Энтомологическое оружие работает по трём направлениям:
Первое — в сочетании с оружием бактериологическим, как фактор переноски. Самый известный случай — эпидемия «Чёрной смерти», которая, по некоторым данным, была вызвана масштабным распространением крыс, специально зараженных чумными блохами. А началось всё это на окраине Малой Азии в районе города Кафа (нынешняя Феодосия). Да, масштабные мировые проблемы из-за Крыма возникают уже не в первый раз.
Также чумных блох в качестве оружия на войне активно использовали Японцы во время Второй Мировой, чтобы слегка проредить население Китая. Весьма успешно, причём.
Второе — как способ уничтожения продовольственных запасов и сельского хозяйства. Дистанционно управляемая саранча — почему бы и нет. К счастью, на практике это воплотить ещё но получилось. Но в далёком 1944 году, на полях Франкфурта произошел масштабный выброс всем нам хорошо известного Колорадского жука. Дело в том, что нацисты планировали использовать этого эффективного уничтожителя паслёновых культур для подрыва сельского хозяйства противника, однако не срослось, лабораторию разбомбили и жучки счастливо вырвались на свободу.
Третье — непосредственное выведение из строя живой силы противника. наблюдается у двух процентов человечества, что делает пчёл весьма эффективными в качестве оружия на войне . Да и всем остальным укусы не доставят особого удовольствия и подорвут боевой дух. Но забрасывать противника осиными гнёздами это примитивно. В конце двадцатого века американцы активно разрабатывали особые бомбы, которые покрывают площадь пчелиными феромонами, пробуждающими в них агрессию. То есть пчёлы слетаются со многих квадратных километров только для того, чтобы ужалить пораженный объект. К счастью, нихрена у них не получилось.
Птицы
Почему бы не использовать в качестве оружия то, что может летать и даже чему-то обучаться? Идея вроде бы логичная, поэтому птиц также активно использовали в качестве оружия на войне . И если обученные соколы и ястребы показали себя крайне эффективными в качестве перехватчиков «голубиной почты» , то другие проекты пришлось закрыть. Но информация о них сохранилась.
Голуби-перехватчики . В начале войны, когда об управляемых ракетах можно было только мечтать, некоторым британским специалистам пришла в голову «гениальная» идея — обучить голубей распознавать движение целей на экране, помещать их в ракету ПВО и запускать. Птички будут находить самолёт противника и обеспечивать наводку путём клевания экрана в нужных точках. Назвали это всё Project Pigeon и приступили к обучению голубей. Но потом военные вспомнили, что тупее голубя птицу ещё поискать надо и проект был свёрнут из-за «непрактичности». Не смогли они использовать «Птицу мира» в военных целях, ой не смогли.
Куриные бомбы . В 1954 году у британских военных возникла ещё одна «гениальная идея». Риск расширения «Советского блока» был большим, а ядерное оружие у Великобритании уже было. Идея пришла сама собой — заложить на потенциально опасной территории ядерные заряды, чтобы потом, если что, подорвать их… Но вот беда — в северных областях зимой холодно, поэтому электронная начинка бомб замерзала бы, что делало невозможным подрыв.
И вот тут пришла очередь настоящего «технологического» прорыва. Куры в инкубаторах отлично живут в крайне тесном пространстве, но при этом кушают, какают и выделяют тепло. Внутрь бомбы помещалась курица с запасом провизии на несколько месяцев. Птичка согревала электронную начинку своим теплом, бомба не теряла боеспособности. Полагаю, что периодически планировалось бомбы раскапывать и менять птичек. К счастью, здравый смысл снова возобладал и кур не стали использовать в качестве оружия на войне .
Млекопитающие
Про собак, используемых в качестве оружия на войне , знают все. Про боевых дельфинов — тоже. Но вот про другие интересные военные разработки известно немногим. Итак.
Бомбы из летучих мышей
Идея гениальна. К каждой мышке крепится небольшая напалмовая бомбочка. Мышек плотно упаковывают в авиационную бомбу, которую сбрасывают над территорией противника. В нескольких километрах над землёй она раскрывается, охуевшие мыши судорожно ищут где бы спрятаться. Но по приземлению запал воспламеняется и мышка превращается в летающий комок горящего напалма. Обезумевшее животное поджигает всё на своём пути.
Планировали это использовать во Второй Мировой на Тихоокеанском фронте, поскольку у японцев дома делались преимущественно из дерева и бумаги. Проект закрыли, поскольку средства были нужнее для разработки ядерного оружия. И я даже не знаю, больше повезло японцам от этого или таки меньше.
Мыши-сапёры
Разминирование территории — огромная проблема. Танки с минными тралами помогают только на разведанных полях, а если мины закладывались хаотично, с целью случайного уничтожения личного состава? Как их вообще можно обнаружить? Именно для этого и решили создать специальных генетически модифицированных мышей, которые бы вынюхивали мины. Но вес мыши слишком мал, чтобы активировать взрыватель. Так как же мышь должна была сообщать сапёру о наличии рядом мины? Писком, запахом или маленьким флажком «DANDER! MINES!»?
Супер-шимпанзе
А вот это звучит настолько нелепо, что напоминает какой-то сценарий из фильма про «альтернативную историю». В 1910 году, на конгрессе биологов в Граце выступал русский учёный Илья Иванов. Мужик работал над проблемами искусственного осеменения, добился неплохих результатов и существенного увеличения эффективности процесса. Так вот. Он выступал за принципиальную возможность скрещивания человека и шимпанзе. Полученный гибрид должен был обладать повышенной силой и выносливостью, а также интеллектом значительно выше обезьяньего, поэтому мог бы использоваться в качестве оружия на войне .
Вернувшись домой, учёный получил разрешение на свои исследования и даже кое-какие средства. Было проведено несколько экспериментов, в ходе которых самку шимпанзе осеменяли человеческой спермой. Гусары, молчать — методом искусственного оплодотворения. Ничего не получилось. Планировался обратный опыт — с самцом шимпанзе и женщиной, но политический ветер переменился, Иванова вызвали в НКВД, серьёзно поговорили и отправили в лагерь, где товарищ и помер от туберкулёза. И всё бы ничего, но в желтой прессе до сих пор проскакивают сообщения о странных обезьянах, которые могли быть результатом подобных экспериментов. Но до «восстания планеты обезьян» в реальности ещё очень и очень далеко.
Встреча с естественным врагом обычно заканчивается гибелью животного, поэтому в процессе эволюции выживали только особи, обладающие эффективными способами защиты. Как животные защищаются от врагов, какими защитными приспособлениями они обзавелись в борьбе за выживание?
Защищаются животные по-разному. Одни стремительно убегают, другие искусно прячутся или маскируются, третьи обороняются. Всё зависит от размера животного, его образа жизни и органов защиты, которыми его наделила матушка-природа. Ниже приводятся самые интересные способы защиты.
Как животные защищаются, убегая от врагов
Заяц, убегая, развивает скорость до 70км/час, но это не рекорд. Сайгаки, газели и антилопы способны бежать от опасности со скоростью 80км/час. Причем некоторые животные способны во время бега совершать сверхдальние прыжки: например, косуля – до шести метров длину, а антилопа импала – до 11 метров в длину и до 3 метров в высоту.
Как животные защищаются, прячась от врагов
Нора – это самое надежное убежище животного, но некоторые звери, например лиса или бобр, «догадались», что лучше, если из неё будет два удаленных друг от друга выхода. А у бобра вход и выход в его «хатку» вообще под водой.
То же самое касается и таких, казалось бы, открытых убежищ, как птичьи гнезда. Так кайенский стриж вьёт гнездо в виде трубки. Одно отверстие в таком гнезде – это широкий и заметный, но тупиковый «вход» для «чужих», а второе – маленький и незаметный вход для самого стрижа.
Как животные защищаются, маскируясь
Настоящие мастера маскировки – это насекомые. Так сидящего на кусте или дереве богомола отличить от сучочка или листика не могут даже острые глаза птиц. Некоторые насекомые даже имитируют движениями своего тела вибрацию растений от ветра.
Окраска поверхности тела многих животных совпадает с основными цветами их обычной среды обитания, она, как это принято говорить, покровительственная. Именно с целью маскировки происходит и сезонная линька некоторых живущих в северном полушарии животных, например, зайцев.
Как животные защищаются, обороняясь
Обороняются животные кто чем может: зубами, когтями (волки, кошачьи, медведи),рогами, копытами (лоси, олени), иглами (ежи, дикобразы) и даже хвостами (морской кот). Но особенно интересны животные, применяющие для защиты вырабатываемые их организмом химические вещества.
Обычная божья коровка при атаке на неё или от испуга выпускает множество капелек неприятно пахнущей ярко-желтой жидкости, называемой хиненон. Птицам запах хиненона не нравится, они принимают его за яд и, схватив божью коровку, тут же её выпускают.
Южные жуки-бомбардиры во время опасности выделяют жидкость, которая на воздухе моментально испаряется с легким «взрывом», образуя при этом облачко. Жук способен проделать этот «фокус» несколько раз подряд и череда таких неожиданных «взрывов очень часто врагов отпугивает.
Некоторые виды кобр (плюющаяся индийская, африканская черношейная и ошейниковая) защищаются тем, что снайперски «плюют» ядом в глаза врага. Причем черношейная кобра может проделать эту операцию до двадцати раз подряд.
Как защищается от врагов скунс
Легендарное обороняющееся при помощи химических выделений животное – это североамериканский скунс. Обороняясь, он поворачивается к нападающему задом, поднимает хвост и поливает врага очень неприятно пахнущими выделениями анальных желез.
Выделения эти буквально отпугивают своим запахом агрессора и, попав на какую-либо поверхность, очень долго сохраняют свой запах. Североамериканские автомобилисты по нескольку месяцев не могут отмыть попавшие под химическую атаку скунса машины.
Некоторые животные защищаются от врагов, принимая угрожающий вид, оставляя в лапах напавшего части своего тела или даже притворяясь мертвыми. Способов защиты множество, а об их эффективности может свидетельствовать то, что использующий их представитель фауны ещё не исчез из списков животного мира нашей планеты.
Кто не спрятался – я не виноват.
(из детской считалки)
Этап 1-й “Формулирование темы”
(актуализация познавательной деятельности)
Учитель: На расчищенной от травы площадке бурого цвета ученые к колышкам привязали по 10 богомолов трёх цветов – бурых, жёлтых, зелёных. За время опыта птицами были уничтожены 6 жёлтых, 5 зелёных и только 2 бурых богомола. Почему так получилось?
Учащиеся: Выжили те богомолы, у которых окраска тела совпадала с цветом фона.
Учитель: Что удалось выяснить при помощи описанного опыта?
Учащиеся:Как животные приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Рис.1. Богомол бурой окраски
В итоге учитель и учащиеся формулируют тему урока: “Способы защиты у животных”.
Этапы 2-3-й “Работа с текстом и создание карточек - сорбонок”
(изучение новой информации)
Учитель: Для изучения информации о способах защиты, которые существуют в животном мире, ознакомьтесь со следующим текстом и выпишите названия обнаруженных вами приспособлений у животных.
- изучить содержание текста;
- выписать основные способы защиты у животных;
- создать на основе выписанного материала карточки с указанием этих способов.
Учитель выдаёт тексты (один на пару), фломастеры, 10 картонок, сделанных в виде карточек. Работа осуществляется парами. Через 15-20 мин. каждая пара должна представить свой набор карточек, с которым будет связана её дальнейшая работа.
Пояснение. Карточки - сорбонки – небольшие картонки (10х10 см), на лицевой стороне которых пишется понятие, а на обороте – соответствующее понятию определение или пример, поясняющий его; предназначены для активной тренировки по терминам. Кроме детей, набор карточек должен иметь и учитель, чтобы показывать ту или иную карточку при контроле по теме, чтобы дети смогли проверить себя на ошибки самостоятельно.
Текст
ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ СЪЕДЕННЫМ
Ни одно животное не хочет добровольно попасть в лапы хищника. Чтобы не быть съеденными, животные имеют целый набор средств защиты - от рогов и шипов до химического оружия. Сюда же относится быстрое бегство и простые хитрости.
1. СПАСЕНИЕ БЕГСТВОМ
Большинство животных имеют огромное преимущество перед растениями в том, что могут убежать или улететь от тех, кто хочет их съесть. Кто быстро бегает и ноги длинные имеет, те убегают от хищника. Скорость - хорошая защита. Животные, пасущиеся стадом, при нападении хищника разбегаются в разные стороны, приводя того в замешательство и выигрывая время.
Мелкие животные не могут спастись бегством от более быстрых хищников. Они прячутся: кто в норки, кто в густых зарослях скрывается, а кому-то далеко ходить не надо - дом на спине, твердый, не всем хищникам по зубам. Многих животных спасает маскировочный костюм под цвет травы, листьев, где они обитают. Некоторые маскируются не только цветом, но и формой тела, похожей на палочку, веточку, листочек. Встанут в позу и замрут. Попробуй, отличи!
3. ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ
Для животных, не способных убежать или спрятаться от хищников, остается третий тип защиты: несъедобность или ядовитость. Однако к тому времени, когда хищник поймет, что его жертва несъедобна или ядовита, он уже укусит ее. Чтобы этого не случилось, многие ядовитые животные имеют яркую окраску, которая предостерегает хищников (поэтому они не прячутся и не убегают). Они знают, что их никто не тронет - невкусные они. Вот и предостерегают они своей окраской: “Не троньте нас, мы невкусные!”. Отдельные животные используют свое химическое оружие более активно: они выстреливают резко пахнущие вещества прямо в глаза хищнику.
4. ДОСПЕХИ
Есть животные, которые способны активно себя защищать с помощью особых выростов их тела:
- кто оделся в колючую шубку, тот при опасности превращается в недоступный шар: с какой стороны ни сунься - уколешься;
- другим для самообороны служат рога или “каменные рубахи” - панцири;
- хорошим оружием служит и жало - один раз познакомившись с жалом, обидчик уже не рискнет напасть на такое животное.
Некоторые виды бабочек имеют на крыльях небольшие пятна, похожие на глаза. Раскроет такая бабочка свои крылья перед птицей, и птица, которая только что пыталась клюнуть бабочку, в испуге улетает. Чего же она напугалась? Огромных “глаз”, взглянувших на нее в упор с крыльев бабочки. Многие ящерицы, чтобы спастись, оставляют в зубах хищника свой хвост. Он продолжает изгибаться, отвлекая нападающего, в то время как ящерицы и след простыл. Со временем у нее отрастает новый хвост.
Чтобы отразить нападение, животные часто громко свистят, шипят, бьют хвостом, встают на задние лапы, чтобы казаться больше, чем есть на самом деле. Если же угрозы не останавливают врага, многие животные притворяются мертвыми: внезапно переворачиваются на спину, раскрыв пасть, и после 2-3-х судорог остаются лежать в полной неподвижности. Столь неожиданный оборот чаще всего приводит хищника в недоумение, особенно если он употребляет в пищу добычу, им самим убитую, а не падаль. При этом животное-обманщик осторожно подглядывает, не отошел ли враг и нельзя ли обратиться к менее рискованному приему - быстро уползти в безопасное убежище.
Последнее средство, к которому прибегают животные для защиты, - подражание другим видам, ядовитым, вредным или неприятным на вкус, так что их враги, введенные в заблуждение, оставляют их в покое. Например, некоторые безобидные мухи оделись в такие же наряды, как пчелы и осы. Эти маскарадные костюмы и спасают их. Хищник, знакомый с жалом настоящих ос и пчел, не станет трогать и мух - подражателей.
НО все эти хитрости и премудрости не всегда спасают жертву от хищника: а иначе и быть не может! Для того они и жертвы, чтобы служить пищей для хищников.
В итоге карточки могут получиться следующие:
Этап 4-й “Распознание примеров: работа с карточками”
(применение полученных знаний)
Учитель:Разложите перед собой ваши карточки. Послушайте несколько примеров и постарайтесь определить, о каких приспособлениях идёт речь в каждом случае. Когда выберите ответ, отвечайте поднятием карточки. Каждая пара должна поднять только одну карточку, поэтому сначала посоветуйтесь друг с другом, а затем давайте ответ.
Примечание: чтение карточек можно сопровождать показом рисунков, иллюстрирующих текст.
Пример 1 . В Южной Америке обитает 10 видов ленивцев – строго древесных животных. В противоположность всем остальным млекопитающим, мех ленивцев на туловище направлен не со спины к брюху, а, наоборот, с брюха к спине. На рыхлом, похожем на сено меху часто поселяются водоросли, придающие меху животного зелёный цвет.
Ответ: Окраска - помогает ленивцу скрываться в листве.
Пример 2. Североамериканский скунс в минуту опасности способен выбросить струю дурно пахнущей жидкости на 3 м с поразительной точностью. Она может временно ослепить нападающего и определенно отучит его от повторного нападения на скунса.
Ответ: Запах.
Пример 3. Вдольпобережья австралийской провинции Квинсленд и около Сиднея обитает очень опасный осьминог. Хотя его размеры редко превышают 12 см, он может убить 10 человек.
Ответ: Яд (варианты, предложенные детьми, могут быть и другими).
Пример 4. Гусеницы бабочки пяденицы, уцепившись за ветку задними парами ног и отгибая остальную часть тела под углом к ней, уподобляются сучку.
Ответ: Форма тела.
Пример 5. Животные в минуту опасности нередко прибегают к разным уловкам: особенно часто это делают птицы – притворяясь ранеными, они отвлекают хищников от гнезд. Даже такие крупные животные как слоны способны обмануть хищников – они тоже притворяются, только мертвыми. Однажды в джунглях Индии поймали дикого слона. Его привязали цепями. Вдруг слон упал на землю. Охотники старались его растолкать, но он лежал неподвижно. Они решили, что слон умер, сняли с него цепи и ушли. Слон вскочил на ноги и бросился бежать.
Ответ: Поведение.
Этап 5-й “Игра “Динозавр”
(закрепление полученных знаний)
Учитель: На болоте стоит несколько домиков, в которых “живут” участники игры. От домиков до единственной кочки на болоте тянутся тропинки, по которым небезопасно ходить и бегать, потому что неподалеку расположился динозавр. Он готов съесть любого, кто окажется на кочке. Для этого ему нужно всего лишь 3 раза сказать: “Я тебя съем, я тебя съем, я тебя съем”.
Чтобы тот, кто оказался на кочке, не был съеден динозавром, нужно всем, кто имеет свой домик, позвать его к себе: “Иди в мой дом!” Правда, домик настолько мал, что тот, кто пригласил попавшего в беду товарища, вынужден покинуть свое жилище. Он бежит на кочку, и каждый зовет его к себе. Чтобы сохранить жизнь друг другу, все участники игры должны быть предельно внимательны, быстры и подвижны.
Игра закончится, если динозавр успеет трижды произнести: “Я тебя съем!”, прежде чем убегающий сможет скрыться в одном из домиков. Она может закончиться и тогда, когда никто не задержится на кочке, и динозавр “умрет с голоду”.
Примечание:
- группы играющих меняются, так что все дети могут принять активное участие в игре;
- домики обозначаются на полу либо мелом, либо листом бумаги так, чтобы расстояние между кочкой и любым из домиков было одинаковым;
- заняв места в домиках и на кочке, участники ждут сигнала ведущего, после чего "динозавр" громко сообщает о своих намерениях;
- роль "динозавра" может играть учитель;
- игра может быть использована как способ укрепления дружеских отношений между детьми.
Этап 6-й “Подведение итогов”
Учитель: Сформулируем вывод по уроку: “Приспособленность – способность организмов противостоять изменениям условий окружающей среды благодаря особенностям своего строения или поведения”.
Технологическая карта занятия
Тема занятия | Способы защиты у животных |
Планируемый результат | Школьники знакомятся с приспособлениями для защиты от врагов, существующими в мире животных. |
Личная значимость изучаемого материала для школьников | Умение предъявлять результаты своей работы. Формирование чувства успеха. Знания о животных могут пригодиться в жизни, интересные факты можно рассказать друзьям, родителям. |
План занятия |
|
Методы обучения | Частично поисковый: “Почему мир природы многообразен и все приспособлены к условиям жизни?” |
Форма организации учебной деятельности | Парная деятельность, практическая работа (создание карточек), подвижная игра с дидактической направленностью. |
Приемы деятельности учителя | Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, организация игровой деятельности. |
Развитие умений учащихся | Работать в паре, слушать товарищей, проявлять терпение, тренировать рефлексы (игра “Динозавр”). |
Основные понятия и термины | Защитные приспособления |
Источники информации |
|
Оценки за занятие | Каждому правильно поднявшему карточки при выполнении задания на этапе 4; всем – похвала. |