Какие животные обитают в лесах — названия, фото и описание. Животные леса для детей На кого охотятся лисы




















1 из 19

Презентация на тему: Животные леса

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Бурый медведь Крупный наземный хищник. Длина тела до 2 м, средняя масса – 150 кг. Тело массивное, слегка вытянутое, на коротких, но толстых пятипалых стопоходящих ногах. Голова широкая с короткой мордой. Уши небольшие. Окраска меха от буровато-палевой до темно-бурой. На груди иногда бывает небольшое беловатое пятно. Бурый медведь широко распространен по всей лесной зоне Европы, Азии и Северной Америки. В нашей стране он проживает в северной половине европейской части, в Сибири, на Кавказе.

№ слайда 4

Описание слайда:

Лисица Хищник средних размеров. Длина тела 60-90 см, хвоста 40-60 см, масса самцов достигает 6-10 кг, самок 5-6 кг. Тело стройное, удлиненное, ноги сравнительно короткие, хвост пушистый. Мордочка вытянутая, заостроненная. Уши высокие, остроконечные. Окраска тела разнообразна: от красновато-оранжевой до желто-серой, грудь и кончик хвоста белые. Обитает на различных участках леса, но предпочитает опушки смешанного леса, старые вырубки и гари, берега лесных рек и озер.

№ слайда 5

Описание слайда:

Обыкновенная белка Типичный лесной зверек длина тела 20-30 см, масса до 1 кг. Тело удлиненное с пушистым хвостом, длина которого лишь ненамного меньше длины туловища. На концах ушей кисточки. У северных мех летом рыжий, а зимой светло-серый; после осенний линьки мех становится гуще. Белка обитает в тайге, смешанных и широколиственных лесах. Летом активна в утренние и вечерние часы, а зимой – в течение всего дня. В особенно морозные дни на кормежку не выходит. Ведет древесный образ жизни.

№ слайда 6

Описание слайда:

Благородный олень Этот величественный лесной житель очень скромен – лишь на рассвете и на закате он выходит на лужайку, чтобы пощипать свежей травы. В брачный период благородный олень становиться задиристым и даже опасным: самцы устраивают настоящие поединки, сражаясь за самку

№ слайда 7

Описание слайда:

Обыкновенный еж Небольшой зверек, длина его тела около 30 см, масса 700-800 г. Тело грузное, на коротких ногах, сверху и с боков покрыто иглами и шерстью. Морда вытянутая и заостренная. В окраске преобладают бурые и серовато-бурые тона. Панцирь из игл окрашен в буроватый цвет и испещрен беловатыми штрихами. Распространен обыкновенный еж в Европе и на Дальнем Востоке. Он обитает в смешанных и лиственных лесах, предпочитает опушки, вырубки, заросли кустарников. Этот зверек ведет одиночный сумеречный образ жизни: днем спит, свернувшись в клубок, а ночью бродит в поисках корма. Питается еж дождевыми червями, жуками, мышевидными грызунами, птицами, их яйцами и птенцами.

№ слайда 8

Описание слайда:

Заяц-беляк Длина тела 40-75 см, масса от 2,5 до 5,5 кг. Голова относительно большая, широкая, с тупой закругленной мордой, уши длинные; глаза расположены по бокам головы и широко расставлены, задние ноги длиннее передних. Окраска тела летом бурая или рыжевато-бурая, зимой – белая. Кончики ушей черные круглый год.Заяц-беляк широко распространен в лесной зоне Восточной Европы, Азии и Северной Америки.

№ слайда 9

Описание слайда:

Волк Крупный зверь с относительно высокими и сильными ногами; морда вытянутая, уши остроконечные. Длина тела 105-160 см, хвоста 35-50 см, масса достигает 32-50 кг. Окраска обычно серая с рыжеватым оттенком. Волосяной покров грубый, но густой, брюхо и лапы несколько светлее туловища.Волк широко распространен на территории нашей страны. Волк предпочитает разреженные лесные массивы. Везде охотится за крупной добычей: дикими копытными (кабан, лось, и др.), домашними животными. Успешно ловит зайцев, мелких грызунов, птиц, поедает падаль.

№ слайда 10

Описание слайда:

Барсук Это хищник средней величины. Длина его тела 60-80 см, хвоста 15-30 см, масса летом составляет 6-10 кг, осенью 16-17 кг. Туловище массивное, коренастое и приземистое. Барсуки широко распространенны на территории России, за исключением северной части Сибири. Он живет в смешанных лесах, предпочитая опушки, лесные овраги, перелески. Деятелен он ночью, двигается шагом или мелкой рысью, опустив голову вниз. День проводит в норе. Питаются барсуки как растительной, так и животной пищей. Барсуки живут парами, у них появляются 2-6 детеныша. Врагами барсуков являются волки и рыси.

№ слайда 11

Описание слайда:

Енотовидная собака Длина тела 65-80 см, хвоста 15-25 см.тело удлиненное, на коротких лапах, голова небольшая с короткой острой мордой. По бокам головы удлиненные волоски, образующие «баки»; уши маленькие. Окраска меха буровато-серая, на морде рисунок в виде черной маски. Вдоль спины темная полоса. Шерсть длинная и пушистая. Обитает она в смешанных лесах с густым подлеском, предпочитает перелески, пологие склоны, заболоченные долины рек. Обычно селиться в старых норах барсуков и лисиц, часто использует различные естественные убежища. Она активна ночью, но иногда активна днем, быстро бегает, хорошо плавает. Питается разнообразной пищей: мелкими грызунами, рыбой, насекомыми, растениями и ягодами.

№ слайда 12

Описание слайда:

Лось Один из самых крупных зверей нашей страны. Длина тела самца 2,5-3 м, хвоста 12-13 см, высота в холке до 2,35 м, масса 300-400 кг. Самки насколько меньше, их масса достигает 200 кг. Голова большая, горбоносая, с подвижной верхней губой, нависающей над нижней. Уши большие, подвижные, глаза маленькие. Шерсть длинная, густая, ее окраска темно-бурая, ноги светлые. Лось – предпочитает молодые леса, зарастающие гари и лесосеки, расположенные среди участков старого леса, а также пойменные леса с густыми зарослями ивняка вблизи лесных болот и водоемов, богатых водно-болотной растительностью. Очень ловок в движениях, может проходить любые топкие болота.

№ слайда 13

Описание слайда:

Рысь Крупная кошка, имеет длину тела 82-105 см, короткий словно обрубленный хвост, пышные «бакенбарды» и кисточки на ушах. Туловище короткое, на длинных сильных лапах с широкими мохнатыми лапами, мех палево-серый или рыжеватый. Спина, бока и ноги покрыты темными пятнами. Рысь живет в темнохвойных и смешанных лесах. она ловко лазает по деревьям, скалам, способна далеко плавать, ведет ночной образ жизни. Пищей ей служат мыши, полевки, зайцы, лисицы, олени, птицы из числа куриных. Добычу обнаруживает с помощью обоняния и слуха. Жертвами ее чаще всего становятся слабые и больные животные, поэтому рысь считается регулятором численности зайцев, мышевидных грызунов, и других животных.

Описание слайда:

Иволга Иволга размером несколько крупнее скворца. Оперение самца ярко-желтое, крылья и хвост – черные. Самка окрашена более тускло; сверху она зеленовато-серая, а низ ее тела желтовато-белый, с редкими продольными бурыми пестринами. Иволга обитает в широколиственных и смешанных лесах, рощах, парках, но везде очень скрытна, держится в густой кроне деревьев. Птица перелетная, зимует в Центральной и Южной Африке, на Мадагаскаре и в Индии. Прилетает иволга на места гнездования поздней весной, в начале лета. Гнездиться в верхних частях крон березы, дуба, реже в кроне сосны.

№ слайда 16

Описание слайда:

Тетерева Довольно крупная птица, масса самца до 1,5кг, самки до 900г. Оперение самца черное, крайние перья хвоста лирообразно загнуты. Над глазами ярко-красные брови. Тетерка буровато-рыжая с черным рисунком (рябью). Тетерев обитает в смешанных и хвойных лесах с вырубками и полянами. Это оседлая птица. Большую часть жизни тетерева проводят на земле, хотя зимой почти всегда кормятся на деревьях: березе, ольхе, липе. Весной они токуют группами на лесных полянах, просеках, опушках, а не редко и на полях.

№ слайда 17

Описание слайда:

Большой пестрый дятел Верхняя часть тела дятла черная, а низ белый с охристым оттенком. Темя и затылок у самок черные, а у самцов на затылке красное пятно. На крыльях много белых пятен. Перья хвоста упругие; ноги короткие, с обращенными назад двумя пальцами – все это помогает дятлу передвигаться вертикально по стволу.Большой пестрый дятел населяет различные типы леса, предпочитая хвойные и смешанные леса. Встречается в парках и садах.

Описание слайда:

Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Образовательные:

1. Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

2. Согласование числительных с существительным

3. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

2. Способствовать развитию просодической стороны речи.

3. Способствовать развитию фонематического восприятия.

4. Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Посылка, бумажные макеты героев сказки «Теремок», игровое поле,

Демонстрационный материал:рисунки частей животных. Предварительная работа: 1. Чтение сказки «Теремок» 2. Рассматривание иллюстраций о животных 3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент: - Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними кивком головы. Сегодня мы получили посылку, давайте вместе посмотрим, что в ней. (Открываем посылку, а в ней конверты с загадками.)

1. Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки(мышь)

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой(медведь)

3.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный(волк)

4.Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?(заяц)

5. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней(лиса)

6.Скачет зеленая зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка(лягушка)

Дети отгадывают загадки и берут персонажей сказки «Теремок»

2. Сообщение темы занятия

Из какой сказки эти герои? Теремок. - Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад. Раз – два – три – сказка оживи. (выкладывается игровое поле Теремка) 3.Расширение словаря по теме.

ЛОГОПЕД: Стоит в поле теремок Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:

РЕБЕНОК: -Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?

ЛОГОПЕД: - Пущу, если ребята скажут где в лесу живет волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж. (Волк живет в логове. Лиса живет в норе. И т.д.) - Вошла мышка и стала там жить.

4. Согласование существительных с числительными

ЛОГОПЕД: Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала: РЕБЁНОК: - ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 1, 2, 32 (1 лось, лиса и т.д.) - Вошла лягушка и стала там жить.

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково. (Мышь-мышка, заяц…, ёж…, белка…, волк…, лиса…, медведь…, лось…., кабан…) - Вошёл зайчик и стал там жить.

6. Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

И колючий брат-ежонок.

7.Образование притяжательных прилагательных

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает: РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты.(Уши зайца – заячьи, волка – волчьи и т.д. (по картинкам)) - Вошла лисичка и стала там жить.

8. Употребление сложных прилагательных

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова.

Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У белки рыжий хвост – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый,

У лося длинные ноги – длинноногий. - Вошел волк и стал там жить.

9. Образование существительных с суффиксом –ищ Работа над просодикой речи

ЛОГОПЕД: Теперь садимся тише, тише – Притихнем в норках словно мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где искать – не знал. Увидел теремок и прорычал: РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пустите меня к себе. ЛОГОПЕД: пущу, если ребята скажут у кого что?

У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,

У медведицы лапы, у…

У зайчихи уши…

У лисицы хвост…

у лосихи рога…

у ежихи когти…

у волчицы зубы…

Вошёл медведь в теремок и стал там жить.

10 .Составление рассказа-описания

ЛОГОПЕД: Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать? Давайте расскажем о медведе поподробнее по плану-схеме

Дети рассказывают рассказ-описание цепочкой.

Медведь дикое животное.

Медведь живет в берлоге.

У медведя детёныши – медвежата.

Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.

11. Итог занятия

Дружно и весело стали жить наши герои в своём теремке. Понравилась вам сказка?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки,соболь, норка, крот, берлога, шатун.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ СЕМЬЮ:
Медведь, медведица, медвежонок.
Заяц, зайчиха, зайчонок…

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ:
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Серый, зубастый, страшный - …
Хитрая, пушистая, рыжая - …

НАЗЫВАТЬ МАМУ:
Медвежонок у медведицы,
лисенок у …,
зайчонок у …

КТО ГДЕ ЖИВЁТ:
В норе живет – лиса.
В берлоге - …
В логове - …
В дупле - …

КОМУ ЧТО ДАДИМ:
Мясо – волку,
малину -…,
мёд - …,
морковку - …,
орехи - …

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛУ:
Охотится - …
Крадется - …
Воет - …
Кусается - …
Скачет - …
Хитрит - …
Переваливается - …

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Волк (какой?) -….
Лиса (какая?) - …
Ёж (какой?)- …

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Медведь (что делает?) - …
Лиса (что делает?) - …
Заяц (что делает?) - …

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
След – волчий, лисий, заячий…
Уши – медвежьи, заячьи, беличьи…
Голова – лосиная, ежиная, волчья, лисья…

ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК:
Ходит - переходит, отходит, обходит, проходит, входит, заходит, сходит, находит, уходит, подходит, доходит, приходит, выходит, переходит.

СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ.
Как называется?
Где живет?
Какое у него жилище?
Какой внешний вид?
Какие повадки?
Чем питается?
Как добывает пищу?
Какие у него враги?
Как защищается?
Как зовут детеныша?





Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.
Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.

Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.


УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ».

Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою - в беленькой. (Заяц)

Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
И в рыжей шубке - летом. (Белка)

Чем кормится белка? (шишками, орехами).

Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф - хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)

Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у.,.» (Волк)

Какую пищу ест волк? (мясо - ловит мышей, зайцев, овец).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)

Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).

Марина Ровина
«Дикие животные нашего леса». Конспект ОД в старшей группе

Цель : Систематизация и углубление представление о диких животных родного края .

Задачи :

1. Образовательные. Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные » , умения дифференцировать дикие и домашние животные . Упражнять в умении называть детенышей животных , в правильном назывании жилища; учить отвечать полными предложениями. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные » .

2. Развивающие. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь, расширять знания детей о животном мире .

3. Воспитательные. Формирование интереса к природе, понимания поведения и повадок животных . Воспитания коммуникативных навыков, инициативности, навыков сотрудничества.

Методы и приемы.

Игровое упражнение «Собрались все дети в круг» , погружение в тему занятия, отгадывание загадок, беседа с детьми, рассказы детей, просмотр слайдов на тему «Животные и их жилища » . «Как кричат дикие животные , физкультминутка, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика «У лисы в лесу глухом…» , постановка проблемы и ее решения : «Надо ли оставлять дикое животное жить в домашних условиях?», игровое упражнение с Лесовиком, Дидактическая игра «Найди детеныша» , «Кто где живет» , «Чей хвост чья голова» , «Угостим лесных зверей» ,рассказ, разъяснение.

Интеграция образовательных областей :

Социально – коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа :

Взаимодействие с родителями и детьми, дома составить рассказ о животном и рассказать детям .

Материалы и оборудование :

Компьютер, интерактивная доска, презентация показ диких животных (лиса, медведь, белка, волк, еж, заяц, насекомых и птиц, декорация (деревья, елки, рисунки с изображением диких животных , шишки, корзина, желуди, грибы, искуственный снег, мягкие игрушки белка, еж). Помещение –компьютерный класс, музыкальный зал.

Ход занятия.

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель. Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

Воспитатель.

Ребята, давайте повторим наше правило :

Каждый день всегда, везде

В деятельности и в игре,

Смело четко говорим

И тихонечко сидим (дети садятся) .

Воспитатель. Ребята сегодня мы поговорим о животных . Место, где живет животное , называется его средой обитания. Если ее уничтожить, то животное погибнет . Почти везде : на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах обитают живые существа.

А какие вам известны живые существа? Ответы детей (дикие животные , птицы, насекомые, рыбы) .

У нас сегодня необычное задание (интересная работа) . Я сама не буду показывать вам картинки. Картинки будут появляться на экране. Но появятся они только в том случае, если вы отгадаете загадки про животных . Отгадывание загадок про животных ?

Просмотр слайдов на тему : «Животные и их жилища » .

(Дети называют и просматривают слайды)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. Медведь

Дети. Рассказ ребенка о медведе. Медведь большой, сильный,

Коричневый. У него длинные когти, сильные лапы и теплый мех. Цвет шубы медведь не меняет. Медведь зимует в берлоге, вход в берлогу зимой завален ветками и засыпан снегом. Только весной медведь просыпается. В холодную зиму медведь спит крепко, а в оттепель чутко. Питается медведь овсом, рыбой, муравьями, жуками, а еще он большой сладкоежка любит мед и ягоды.

Воспитатель. А как называют дом медведя?

Дети. Берлога.

Воспитатель. Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?

Посмотрите на экран.

(дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем)

Воспитатель. Вот так медведь спит в своей берлоге.

Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

Дети. Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

Воспитатель. Всю зиму спит медведь в берлоге.

Воспитатель. Рассмотрите медведя. Какой он, большой какие у него лапы?

Воспитатель. Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснется.

Послушайте как кричит медведь (слушают голос животного ) .

Познакомимся еще с одним жителем леса .

Воспитатель. Эту хитрую плутовку,

Знают здешние леса .

Кто наводит страх на зайцев?

Это рыжая. Лиса

Дети. Рассказ ребенка о лисе. (Ребенок имитируют походку лисы)

У лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки, остренька мордочка, конечно, большой и пушистый роскошный хвост, которым она пользуется при резких поворотах как рулем, заметает следы, а еще хвост ей служит покрывалом, когда она спит. У лисы чувствительный нос, при помощи которого она находит себе пищу. Лиса не меняет своей шубки она зимой и летом рыжая. Лиса очень хитрая. Живет лиса в глубокой норе с несколькими выходами на случай опасности.

Воспитатель. Молодцы. Рассмотрите лису, какая она, какой у неё хвост?

Воспитатель. Под кусточком лисий дом.

Как называется дом лисички?

Дети. Нора.

Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная Послушайте как кричит лиса. (слушают голос животного ) .

Воспитатель. Молодцы.

Кто на ветке шишку грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет

И в дупле орехи прячет? Белка

Дети. Рассказ ребенка о белке. (Ребенок имитируют походку белки)

Белка маленького роста, у нее большой и пушистый хвост, который помогает ей прыгать с ветки на ветку, на ушках у нее кисточки, на лапках острые коготки, которые помогают ей цепляться за ветки, еще у нее острые зубки. Белка от мороза прячется в дупле и хвостиком вход закрывает. Белка готовит корм на зиму, его она прячет в гнездо дупла деревьев, она сушит грибы, ягоды, шишки, орехи. Осенью белка, становится серебристо-серой, такая окраска помогает ей скрываться от врагов).

Воспитатель. Рассмотрите белку. Какая она, Какие у неё ушки и хвост, где живет белка. Как называется ее домик?

Воспитатель. Почему белка так высоко дом свой делает?

Дети. Чтобы другие звери не достали. Послушайте как кричит белка. (слушают голос животного ) .

Воспитатель.

У бедняжки нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора. Заяц.

Дети. Рассказ ребенка о зайце. (Ребенок имитируют походку зайца)

Зимой у зайца белая шуба, а весной он меняет её на серую. У него длинные уши и быстрые ноги которые спасают его от врагов маленький пушистый хвост. Нет у зайца дома, под кусточком поспал и убежал. Питается заяц молодыми ветками деревьев, капусту, морковь. Заяц к зиме запасов не готовит, он находит себе пищу и зимой. Заяц путает следы, чтобы спастись от врагов.

Воспитатель. У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки - дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик?

Воспитатель. Давайте рассмотрим зайку. Какой он, какие у него ушки, ноги.

Воспитатель. Вспомните, какую шубу носит заяц зимой, и на какую меняет её весной?

Воспитатель

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Дети. Рассказ ребенка о ежике. (Ребенок имитируют повадки ежа) .

Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. Ежик темно-серого цвета, на теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые. Ежик живет в норе, и запасов на зиму не делает. Зимой ежик спит, а весной просыпается. Питается ежик грибами, ягодами корешками, а вот яблоки на спине носит чтобы спасаться от клещей которые очень беспокоят ежиков. А яблоки выделяют яблочную кислоту которой очень бояться насекомые.

Ежик (просмотр слайда) .

Воспитатель. Какая шубка у ежик? Зачем еж сворачивается в клубок? (Дети, спасаются, от врагов) . Послушайте как кричит ежик. (слушают голос животного ) .

Воспитатель.

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. Волк.

Дети. Рассказ ребенка о волке. (Ребенок имитируют повадки волка) .

Волк сильный, смелый, умный. Всегда ходит в серой шубке. У волка длинный и протяжный вой. Волки живут стаями, дом называется логово. Их не зря называют санитарами – ведь, как правило, их жертвами становятся старые , больные или неопытные животные . Чаще всего волки охотятся на копытных животных . Когда мало пищи, волки едят лягушек, ящериц и жуков. Кроме мясной пищи волки охотно поедают фрукты, ягоды грибы, траву и листья. Волки очень выносливые они могут прожить без еды около двух недель.

О волке известно немало пословиц и поговорок : «Волка ноги кормят» , «С волками жить – по-волчьи выть» , «Волков бояться – в лес не ходить» , «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит» .

Воспитатель. Посмотрите, у волка тоже есть дом, какой он? Его дом называется «логово» .

Вы рассмотрели всех животных . Скажите, что у них общего?

Дети. У всех животных есть голова , морда, туловище, лапы или копыта, хвост. Тело животных покрыто шерстью .

Воспитатель. Тело всех ли животных покрыто шерстью ?

Дети. У ежа иголки.

Воспитатель. Назовите всех животных , которых мы рассматривали и скажите, какие это животные ? (заяц, волк, медведь, лиса. Белка) .

Чем дикие животные отличаются от домашних?

Дети. Дикие животные живут в лесу и сами себе ищут еду, жилище. А домашние живут рядом с человеком, который их кормит и ухаживает за ними.

Каких еще диких животных вы знаете которые живут в наших лесах ? (Кабан, лось, барсук олень) .

Воспитатель. Какие изменения в жизни животных происходят весной ?

Дети. Медведь просыпается и выходит из берлоги. Лиса чистит, ремонтирует старую нору или строит новую. Белка приводит в порядок гнездо или ищет новое дупло. Волчица ищет укромное место для своих детишек.

Воспитатель. Ребята давайте с вами прогуляемся по лесной тропинки.

Физкультминутка

По тропинке мы пошли

Шишку нашли, подняли,

Подняли, белке бросили в дупло.

Опять пошли, заячьи следы нашли,

Вот мы шли, желуди нашли

Ой ребята посмотрите куда мы с вами попали? (В лес) . Встречает сторож леса старичок Лесовичек .

Проходите ребята рад видеть вас. Я старичок Лесовичок сторож леса . У меня в гостях нужно быть внимательными и осторожными и слушать взрослых, чтобы не попасть в беду. У меня есть для вас стихотворение загадка, вам нужно отгадать (добавить названия детеныша) .

Воспитатель. Послушайте, какое стихотворение расскажет вам старичок Лесовичок . Вы будете ему помогать. (да)

Игровое упражнение с Лесовиком (чтение стихотворения) .

Как-то днем, простой тропой, Звери шли на водопой :

За мамой зайчихой прыгал….

Дети. Зайчонок.

Воспитатель. За мамой волчицей топал…

Дети. Волчонок.

Воспитатель. За мамой лисицей крался….

Дети. Лисенок.

Воспитатель. За мамой медведицей шел …

Дети. Медвежонок.

Воспитатель. За мамой бельчихой скакал….

Дети. Бельчонок.

Воспитатель. За мамой ежихой плелся ….

Дети. Ежонок.

Лесовичок : Молодцы ребята справились с загадкой.

Воспитатель. Кого вы сейчас называли?

Дети. Детенышей животных .

Проблемная ситуация. Ребята, Лесовичок встретил своего знакомого охотника. Он ему рассказал, что когда он был на охоте и увидел на дороге слабого маленького серого волчонка. Взял его домой, лечил и кормил. И теперь, когда волчонок окреп, он мог бы его отнести в лес, но ему стало его жалко. Ведь он привык к нему и не хочет с ним расставаться. «Пусть поживет у меня дома» - сказал охотник.

Ребята, что делать? Оставить волчонка или отпустить в лес?

Дети. Отпустить в лес. Оставить, он уже привык к нему. Волчонку будет плохо без мамы. Волчонок дикое животное и должен жить в лесу. Мы вернемся к этому вопросу в конце занятия.

Лесовичок : Я хочу проверить ваши знания, на сколько хорошо вы знаете о диких животных .

Игра : "Кто, где живет?"

В : Соединим линией дикого животного с его жилищем .

Д : Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.

Воспитатель : Молодцы и с этим заданием вы справились.

Игра : «Чей хвост»

В : Соединим линией дикого животного голову с его хвостом.

Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.

В лесу бегает злой волк Нахмурить брови

Вдруг не стало волка Поднять брови (удивление)

Это мишка косолапый прогнал злого волка Подмигнуть правым глазом (радость)

Воспитатель. В окружающем нас мире живут разнообразные животные . Они разные по величине, окраске, передвигаются разными способами : бегают, ползают, летают.

Игра «Четвертый лишний»

Картины с изображением зверей птиц и насекомых). Кто здесь лишний?

Дети. Звери, птицы, насекомые.

Игра : «Угостим лесных зверей» .

Давайте, вспомним чем любят полакомиться лесные звери.

Мясо- Волку, лисе, медведю и т. д.

Овощи - …

Фрукты - …

Грибы - …

Ягоды - …

Воспитатель : Каждый из вас угостит животного его любимой едой .

Итог занятия :

Воспитатель. Мы сегодня много говорили, о каких животных ? Ребята, что мы посоветуем охотнику? Оставить волчонка или отпустить на волю?

Ответы детей.

Воспитатель. Я считаю, что дикие животные обязательно должны находиться в той среде обитания, где они родились.

Нуждаются ли дикие животные в нашей помощи ?

М. Пришвин писал : «Мы хозяева нашей природы , и она для нас кладовая солнца. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В горах, в лесах разные ценные животные - будем охранять леса и горы . Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, горы, а человеку нужна родина и охранять природу - значит охранять родину!»

Лесовичек : Молодцы ребята вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями, которые я вам предложил. Ребята для вас я приготовил маленькие подарки, перед вами две корзины : Солнышко Радости и Солнышко Грусти. Возьмите такое солнышко, какое у вас настроение.

Я очень рад, что у вас у всех хорошее настроение, и это солнышко радости пусть всегда будет вместе с вами. А сейчас давайте мы с вами попрощаемся ребята.

Лесовичек : Да новых встреч.

А сейчас мы отправляемся домой по нашей лесной тропинке .

Ой, шишки с елки посыпались. Кто же это шишками бросается?

Дети : Белочка.

Белочка – белочка! Пойдем с нами?

Белочка отвечает : «Не могу, дел много! Мне нужно орешков, грибочков, да побольше. Чтобы зимой не было голодно, сказала белка и поскакала по веточкам».

Ребята, давайте поможем белочке собрать по больше грибов и ягод.

Речь пойдёт не о кунице как таковой, а обо всех представителях семейства куньих, в которое входят: куница, соболь, горностай, ласка, норка, выдра, хорёк. Из-за своих шкур эти животные тайги являются наиболее востребованными при охоте. Мясо их не употребляют в пищу, его дают разве что собакам, и цену имеет только их мех. У куниц сложное поведение и развитая на уровне трехлетнего ребенка моторика лап. Любят заниматься гимнастикой. Детеныши куницы проводят почти все время в играх. Во время игр издают воркование. Живут куницы до 20 лет. Питаются грызунами, мелкими птицами и птичьими яйцами. Во время охоты куница переламывает жертве позвонки шеи, сворачивает язычок в трубочку и пьет кровь из еще живой жертвы.

Соболь активен в сумерки, ночью, но часто охотится и днём. Индивидуальный охотничий участок соболя - от 150 - 200 га до 1500 - 2000 га, иногда и больше. Границы индивидуального участка метятся секретом анальных желез. Охотно питается растительной пищей. Любимая пища - кедровые орехи , рябина, голубика. Охотно поедает ягоды брусники, черники, черёмухи, шиповника, смородины. Гнездовые убежища - в дуплах поваленных и стоящих деревьев, в каменных россыпях, под корнями.

Охота на куньих является главным видом деятельности профессиональных охотников-промысловиков. Охотятся с помощью различных самоловов, в основном кулёмок, плашек, капканов. Зачастую используют приваду - в виде мертвой птицы, например.

Заяц

Чаще всего в северных лесах преобладают популяции зайца-беляка, и совсем редко встречается европейский заяц - заяц-русак. Заяц-русак отличается от своего северного коллеги тем, что не меняет окрас меха зимой.

В норме беляки ведут одиночный территориальный образ жизни, занимая индивидуальные участки в 3—30 га. На большей части ареала это оседлый зверь, и его перемещения ограничиваются сезонной сменой кормовых угодий. По осени и зимой характерны сезонные переселения в леса; весной — к открытым местам, где появляется первая трава.

Преимущественно сумеречное и ночное животное леса. Наиболее активен в предутренние и предвечерние часы. Обычно кормёжка (жировка) начинается с заходом солнца и заканчивается к рассвету, но летом ночного времени не хватает, и зайцы кормятся по утрам. Растительноядное лесное животное. Летом в тундре зайцы, спасаясь от гнуса, переходят на дневное питание. В оттепель, снегопад и дождливую погоду беляк часто вообще не выходит на кормёжку. В такие дни потери энергии частично восполняет копрофагией (поеданием экскрементов). Зимой в сильные морозы заяц роет в снегу норы 0,5—1,5 м длиной, в которых может проводить целый день и покидать лишь при опасности. Роя нору, беляк уплотняет снег, а не выбрасывает его наружу.

С места лёжки к месту кормёжки зайцы бегают по одному и тому же маршруту, особенно зимой. При этом они натаптывают тропы, которыми обычно пользуются несколько зверьков. Зимой по хорошо натоптанной тропе может идти даже человек без лыж. Идя на лёжку, заяц обычно передвигается длинными прыжками и путает следы, делая т. н. «вздвойки» (возвращения по своему следу) и «сметки» (большие прыжки в сторону от следа).

Росомаха

Весьма хитрый и наглый зверь. Ведёт одиночный образ жизни. Довольно дерзок в своём поведении и, в то же время, весьма осторожен. Встретить его в лесу не так просто. Логово росомаха устраивает под вывороченными корнями, в расселинах скал и других укромных местах, кормиться выходит в сумерки. В отличие от большинства куньих, ведущих оседлый образ жизни, росомаха постоянно кочует в поисках добычи по своему индивидуальному участку, занимающему до 1500—2000 кв.км. Благодаря мощным лапам, длинным когтям и хвосту, играющему роль балансира, росомаха легко лазает по деревьям. Обладает острым зрением, слухом и обонянием. Издаёт звуки, похожие на лисье тявканье, но более грубые.

Росомаха с добытой куропаткой Детёныши росомахи

Росомаха всеядна, не брезгует полакомиться падалью, также любит доедать остатки после трапезы более крупных животных тайги, например, медведя. В основном охотится на зайца-беляка, тетеревов, рябчиков, куропаток, грызунов. Иногда охотится на более крупных животных, например, телят лося, раненых или больных животных. Нередко разоряет зимовья охотников и похищает добычу из капканов. Летом поедает птичьи яйца, личинок ос, ягоды и мёд. Ловит рыбу - у полыней или во время нереста, охотно подбирает снулую рыбу. Охотится на птиц, хватая их на земле, когда те спят или сидят на гнёздах. Является санитаром, уничтожая слабых и больных животных. Может напасть на человека, если загнана в угол.

Росомахи, как и рыси, хорошо приручаемые животные, в неволе живут до 17 лет, в дикой природе - около 12.

Бобр

Ещё одно животное леса, обитает повсеместно. Места обитаения - поймы рек . Бобр — крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Бобр обладает красивым мехом, который состоит из грубых остевых волос и очень густой шелковистой подпуши. Окраска меха - от светло-каштановой до тёмно-бурой, иногда чёрная. Хвост и конечности чёрные. Является объектом промысловой охоты, в первую очередь, из-за меха, также употребляется в пищу мясо борба. В анальной области находятся парные железы, жировики и непосредственно сама бобровая струя, которая и выделяет сильно пахнущий секрет.

Запах бобровой струи служит ориентиром другим бобрам о границе территории бобрового поселения, он уникален, как отпечатки пальцев. Секрет жировиков, используемый совместно со струёй, позволяет дольше сохранять бобровую метку в «рабочем» состоянии благодаря маслянистой структуре, которая испаряется намного дольше секрета бобровой струи. Вследствие интенсивной добычи к началу XX века бобр на большей части ареала оказался практически истреблён.

Живут бобры поодиночке или семьями. Полная семья состоит из 5—8 особей: семейной пары и молодых бобров — приплода прошлого и текущего годов. Семейный участок иногда занимается семьёй в течении многих поколений. Небольшой водоём занимает одна семья или холостой бобр. На более крупных водоёмах длина семейного участка вдоль берега составляет от 0,3 до 2,9 км. От воды бобры редко удаляются более чем на 200 м. Между собой бобры общаются с помощью пахучих меток, поз, ударов хвостом по воде и криков, напоминающих свист. При опасности плывущий бобр громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Хлопок служит для всех бобров в пределах слышимости сигналом тревоги. Активны бобры ночью и в сумерках.

Живут бобры в норах или хатках. Вход в жилище бобра для безопасности всегда располагается под водой. Норы бобры роют в крутых и обрывистых берегах; они представляют собой сложный лабиринт с 4—5 входами. Стены и потолок норы старательно разравниваются и утрамбовываются. Жилая камера внутри норы устраивается на глубине не более 1 м. Ширина жилой камеры немногим более метра, высота — 40—50 сантиметров. Хатки строятся в местах, где рытьё норы невозможно, — на пологих и низких заболоченных берегах и на отмелях.

Бобры строго растительноядны. Питаются они корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями.

Выхухоль

Вот кто-кто, а выхухоль действительно является самым редким животным тайги. Находится на грани исчезновения, занесена в Красную книгу России. Встретить её на берегах таёжных водоёмов практически нереально. Водится в основном в южной тайге и смешанных лесах Европы. Относительно крупный зверь: тело длиной 18 - 22 см, хвост - такой же, масса до 520 г. Выхухоли практически слепы, но обладают развитым обонянием и осязанием. Чаще всего предпочитают селиться в замкнутых пойменных водоёмах. Большую часть года зверьки живут в норах с одним выходом. Выход находится под водой. Основная часть хода расположена над уровнем воды.

Летом выхухоли живут поодиночке, парами или семьями, а зимой в одной норе могут жить до 12—13 зверьков разного пола и возраста. Каждый зверёк имеет временно посещаемые норы, расположенные на расстоянии 25—30 м одна от другой. Такое расстояние выхухоль проплывает вдоль соединительной траншеи за нормальный срок её пребывания под водой — за 1 минуту. По земной поверхности выхухоль не может быстро передвигаться и становится жертвой хищников.

На грань исчезновения выхухоль в России привели такие факторы, как вырубка пойменных лесов, загрязнение водоёмов, где обитают животные, осушение пойменных угодий, что ухудшает условия для добычи корма и защиты, строительство плотин и дамб, а также застройка на берегах водоёмов, создание водохранилищ, выпас скота вблизи водоёмов.

В настоящее время выхухоль удается сохранить благодаря специальным методам и нетрадиционным организационным формам, а именно - созданию специализированных охотничьих хозяйств, главный принцип деятельности которых - рациональное использование и охрана этих животных. К естественным факторам, отрицательно влияющим на её численность, относятся длительные зимние паводки и высокое половодье.

Белка

Одно из самых милых животных северных лесов. На вид совершенно игрушечная, белка привлекает внимание детей. Белка не опасна для человека, разве что может поцарапать, если почувствует опасность для потомства. Одной из широко известных отличительных особенностей многих белок является их способность запасать на зиму орехи. Некоторые виды закапывают орехи в землю, другие прячут их в дуплах деревьев. Как полагают учёные, плохая память некоторых видов белок, в частности, серой, помогает сохранять леса, так как они закапывают орехи в землю и забывают про них, а из проросших семян появляются новые деревья. Белка является источником ценного меха. Является объектом промысловой охоты. Шкурка белки стоит в пределах 50 - 100 р.

В отличие от зайцев или оленей, белки не способны усваивать клетчатку и поэтому в основном питаются растительностью, богатой белками, углеводами и жирами. Самым тяжёлым временем для белок является ранняя весна, когда зарытые семена начинают прорастать и более не могут служить в качестве пищи, а новые ещё не поспели. Несмотря на широко распространённое мнение, белки всеядны: кроме орехов, семян, плодов, грибов и зелёной растительности они также употребляют в пищу насекомых, яйца и даже небольших птиц, млекопитающих и лягушек. Очень часто эта пища заменяет белкам орехи в тропических странах.

Белки часто точат свои зубы о ветки деревьев, но не в состоянии отличить ветки от электрических проводов. В США белки дважды в истории становились причиной понижения биржевого индекса высоких технологий NASDAQ и вызвали каскадное отключение электричества в Алабамском университете.

Белечье мясо можно употреблять в пищу, если добывать белок петлями во время выживания в тайге. В старые времена аборигены Северного Урала , народ манси из мелкокалиберной винтовки стреляли белкам прямо в глаз - для того, чтобы не портить шкурку.

Бурундук

Ещё один грызун, напоминающий белку, и не зря напоминающий, ведь бурундуки и белки - из одного семейства. В зависимости от вида, вес бурундуков может составлять от 30 до 120 г, а размер - от 5 до 15 см при длине хвоста от 7 до 12 см. Отличительным признаком всех видов являются пять тёмных полосок вдоль спины, разделённых белыми или серыми полосками. Бурундук, как и белка, древесный житель. На открытых местах и в чистом высокоствольном лесу без подлеска из молодой поросли и кустарников он никогда не живёт. Особенно любит бурундук места, заваленные буреломом и валежником, где удобно прятаться.

Грызёт орех Бурундучонок

На зиму бурундуки засыпают не так крепко, как, например, суслики или сурки. Они просыпаются среди зимы, подкрепляются немного, а затем снова засыпают. Бурундуки очень любят тепло и ясную погоду и в начале весны, когда ещё довольно прохладно, бывают совсем не такими, какими мы привыкли их видеть в хорошие летние дни. Обычно веселые, резвые и подвижные, зверьки в первые дни весны проводят на воздухе всего два-три часа в день и не отходят далеко от своих норок, а, взбираясь на ветки деревьев, объедают почки где-нибудь поблизости. Вялые и малоподвижные, они любят в это время забираться на верхушки ещё голых деревьев и тихо сидеть там часами, греясь в лучах весеннего солнца.

При приближении человека бурундук издает отрывистое «цыканье» или свист. Пока человек ещё далеко, свист этот слышится сравнительно редко и чередуется с продолжительным молчанием, причем зверек садится на задние лапки и внимательно осматривает приближающегося. Только подпустив к себе человека или его собаку шагов на 20—30, бурундук бросается бежать. На бегу он уже часто повторяет тревожный сигнал так, что издали можно по свисту узнать, сидит бурундук на месте или бежит. У бурундука много врагов, главным образом, среди мелких хищных зверей и хищных птиц. Но иногда его преследуют и такие крупные хищники, как медведь.

Ёж

Тоже весьма забавный представитель животного мира леса. Обыкновенный ёж населяет самые разнообразные места, избегая обширных болот и сплошных хвойных массивов. Предпочитает опушки, перелески, небольшие поляны, поймы рек. Он вполне может жить рядом с человеком. Обыкновенный ёж - это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. При помощи длинных средних пальцев на ногах ежи ухаживают за своими колючками. Грудь животные вылизывают языком. В природе эти животные живут 3 - 5 лет, в неволе могут доживать до 8 - 10 лет.

Обыкновенные ежи - довольно быстрые животные для своих размеров. Они способны бегать со скоростью до 3 м/с, хорошо умеют плавать и прыгать.

Ёжи всеядны, основу их питания составляют взрослые насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. В естественных условиях на позвоночных нападает редко, чаще всего жертвами ежа становятся оцепеневшие рептилии и амфибии. Из растений может поедать ягоды и фрукты.

Ёж может быть переносчиком таких заболеваний, как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллёз, лептоспироз, бешенство. На них в больших количествах водятся клещи и блохи. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку их колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен избавиться.

На ежей необычно слабо действуют многие сильные яды: мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота. Они довольно устойчивы к яду гадюк. Широко распространённое мнение, что ежи накалывают на иголки пищу, является ошибочным.

Полевая мышь

Чаще мыши роют глубокие норы, в которых строят гнёзда из травы. В зависимости от вида, мыши могут быть активны днём или ночью. Они питаются корнями, семенами, ягодами, орехами и насекомыми. Могут быть переносчиками возбудителей клещевого энцефалита, туляремии, риккетсиоза, лихорадки Ку и других заболеваний. Мясо пригодно для употребления в пищу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: