Как правильно читать акафист, чтение акафистов или канонов дома. Что такое акафист и когда его читают

Акафист Пресвятой Богородицы представлен двадцати пятью строфами, каждая строфа означает написание хвалебной песни. Хвалебные песни располагаются в определенном порядке, согласно буквам греческого алфавита. Двадцать пять песен включают в себя тринадцать кондаков и двенадцать икосов.

Кондак в переводе с греческого языка означает слово «домик», «палочка, на которую наматывали свиток». Кондак воплощает в себе краткую песнь, которая излагает сжатое содержание христианского праздника или хвалебную оду святому. Чтение кондака всегда заканчивается хвалой бога, «Аллилуйя».

Икос в переводе с греческого языка означает слово «дом». Икос представляет собой пространную песню, дающую объяснение сущности праздничного события. По этой причине икос никогда не читается самостоятельно, а только вместе с кондаком. Икос обязательно заканчивается чтением восклицания «Радуйся». Все икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак.

За чтением каждого кондака непременно следует чтение икоса, который разделен на две части. В первой части развивается какая-либо определенная тема. Вторая часть содержит двенадцать строк, каждая строка начинается со слова «радуйся» и содержит песню-хвалу.

Двадцать пятая строфа церковно-богослужебного акафиста или тринадцатый кондак считается обращением-молитвой к тому, кого прославляют в акафисте, и читается три раза подряд. После акафиста следует чтение . Акафист Пресвятой Богородице поется один раз в году в пятой седмицы Великого поста. Иначе этот день «Суббота акафиста».

Можно ли читать акафист дома? Конечно. Ведь чтение акафиста относится к келейным, то есть домашним молитвам. Поэтому их можно читать, даже не получая на то благословления священника. Перед чтением акафиста необходимо прочитать все предначинательные молитвы (как утренние или вечерние молитвы). Затем читается сам акафист, трижды тринадцатый кондак, первый икос и первый кондак. После этого читается Ангелу-Хранителю.

Видео по теме

Источники:

  • как правильно читать акафист

Молитва для православного человека является не просто и не только религиозным долгом, это, прежде всего, нравственная потребность человеческой души в диалоге с Богом, Божией Матерью, ангелами или святыми. Молитва - это обращение мысли, чувств к вечности, один из духовно-нравственных подвигов православного христианина.

В течение календарного года православная Церковь определяет особенные дни, в которые человек должен с большим усердием обращаться к Богу, стремиться к духовному совершенствованию. Эти периоды именуются святыми постами. При этом пост является не просто от определенной пищи, но заключается в стремлении человека быть лучше, упражнении своей личности в духовных подвигах, в том числе и молитве.


В настоящее время существует мнение о необоснованности в пост. Акафистом именуются определенные молитвенные произведения, состоящие из 12-ти кондаков и икосов, в которых находятся молитвенные обращения к Богу, Богородице, тому или иному святому, выраженные в возвышенной радостной форме. Акафист - одно из самых радостных и торжественных молитвословий в православной Церкви. Неслучайно именно в акафистных произведениях человек обращается, например, к Божией Матери восторженным приветствием: "Радуйся...".


Приверженцы мнения о запрете чтения в пост ссылаются как раз на то, что спасительное воздержание это особое строгое время, в которое даже и молитвословия должны быть аскетичными. Некоторые люди считают, что в пост душе христианина не позволительно читать молитвословия такого "радостного характера". Вместо этого, считают они, положены определенные молитвы покаянного содержания. Однако мировоззрение чуждо православной традиции.


Церковь обращает особое внимание на то, что пост - это время покаяния. Поэтому покаянные молитвословия, аскетичные каноны вполне уместны. При этом, следуя евангельским словам Христа, Церковь не налагает на человека обязанность во время воздержания ходить с грустными лицами, печалиться и всем видом показывать как строго человек . Для православного человека время поста (время покаяния) особый радостный период в жизни. Исходя из этого, если у человека появляется молитвенный настрой с чувством радостного трепета от , то этот факт не может восприниматься православием негативно. Акафист - это молитвенное произведение, несущее в себе глубокий духовный смысл. Акафисты помогают человеку сосредоточиться на одной из важных составляющих поста - молитве.


Таким образом, запрет на чтение акафистов во время поста не соответствует православной практике и несет в себе несколько неправильное понимание спасительного воздержания. Кроме того, сама богослужебная практика Церкви, церковный устав в определенные дни предписывает совершение чтения акафиста в пост. В частности, имеется в виду пятая суббота Великого поста - время, когда в православных храмах совершается чтение на распев акафиста Пресвятой Богородице. Этот день именуется в богослужебном уставе Субботой Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы). Это чинопоследование появилось в Церкви более тысячи лет назад.


Также необходимо упомянуть и о практике чтения акафиста Страстям Господним. Начиная с вечера второго воскресенья Великого поста во многих православных храмах совершается особое великопостное богослужение воспоминания страданий Христовых (таких богослужения всего четыре). Особое место в этой службе занимает чтение акафиста Страстям Христовым.

Смерть близкого человека всегда становится тяжелым душевным потрясением. Нередко люди, никогда прежде не задумывавшиеся о вере, именно в такой ситуации впервые начинают молиться.

Молитва – это не только утешение для оставшихся в живых, но и помощь умершему в загробной жизни. По словам святого Иоанна Златоуста, молитвы значат несравненно больше, чем рыдания и пышные гробницы.

Когда посещать кладбище

Для молитвы об умерших – в том числе и на кладбище – установлены определенные дни. Это мясопустная суббота (предпоследняя суббота перед Великим постом), (на 2-й, 3-й, 4-й неделях Великого поста и накануне праздника Святой Троицы) и Радоница (вторник на 2-й неделе после Пасхи). Погибших на войне поминают в последнюю субботу перед днем св. Дмитрия Солунского, который отмечают 8 ноября. Вопреки распространенному заблуждению, посещать кладбище в день Пасхи не следует.

Кроме того, молиться за усопшего следует на 9-й и 40-й дни после смерти, а впоследствии – в годовщину смерти и день памяти святого, чье имя он носил.

Молитве на кладбище должна предшествовать молитва в храме, присутствие на богослужении, желательно – исповедь и причащение. Перед началом богослужение следует подать записку «Об », где указывается имя покойного.

Посещая кладбище, не следует устраивать на могиле поминальную трапезу, оставлять там еду и тем более – вино или водку, это

Многовековая церковная культура хранит в своих кладезях множество жанров песнопений, среди которых особое место занимает акафист.

Акафисты переведены на множество языков: греческий, румынский, сербский, польский, чешский и другие.

Правила прочтения акафиста святым

Что такое акафист? Это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам.

Акафист – это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам

Хвалебная песнь включает в себя из 25 песен, разделенных на две группы:

  1. Кондаки - 13 произведений, воплощающие в своих строках краткое содержание праздника или хвалебную оду святому, его чтение всегда заканчивается хвалой «алилуййя»;
  2. Икосы - 12 произведений, объясняющие суть праздничного события, всегда заканчивающиеся возгласом «радуйся».

Не каждый христианин понимает, как правильно читать акафист.

Внимание! Послабление делается лишь для беременных женщин и немощных людей - им разрешено читать его сидя, в крайнем случае - лежа.

  1. В переводе с древнегреческого языка означает «неседальное пение». Поэтому торжественный гимн исполняется всегда в положении стоя.
  2. По благословению священника его можно читать как в стенах храма, так и дома.
  3. Перед его произнесением читаются предначинательные молитвы, именно они произносятся перед началом основных молитв.
  4. После их прочтения читают акафист и молитву.
Важно! Торжественную песнь разрешено возносить в любые дни, кроме великопостных.

Зачем читают

Акафист Царице Небесной состоит из 25 строф, расположенных в определенном порядке. Он поется лишь единожды - в субботу пятой седмицы Великого поста.

Обычно Богородицу просят:

  • о даровании исцеления в тяжелых болезнях;
  • об избавлении от наркомании и алкоголизма;
  • о помощи в воспитании детей;
  • о родоспоможении;
  • о победе над врагами и прочих важных моментах земного жития.

Акафист Царице Небесной поется лишь единожды - в субботу пятой седмицы Великого поста

Хвалебная песнь Божиим угодникам читается:

  • при всяких скорбях, нуждах;
  • при переезде в новый дом;
  • об избавлении от греховной напасти;
  • при тяжелом материальном положении;
  • в прочих трудных жизненных обстоятельствах.

Некоторые православные акафисты:

Важно! Перед первым самостоятельным прочтением акафиста рекомендуется прослушать его в церкви или в аудиозаписи. Тем самым будет понятно: с какой интонацией произносится гимн, где правильно ставить ударение, какая громкость и звучание должны быть у песнопения.

Сила акафиста

  • хвалебная ода поется в те моменты, когда на душе молитвенника очень тяжело, тем самым священная песнь наполняет ее радостью, счастьем и гармонией;
  • при самостоятельном регулярном чтении молитвенник сполна понимает всю сущность бытия и то, в чем заключается вера Господня;
  • если чтец в чем-то сомневается и у него нет возможности посоветоваться с клириком, то после совершения хвалебной песни сомнения пропадут сами собой и человек станет уверенным в себе и своих силах христианином;
  • акафист может исцелить как физические, так и духовные недуги - главное, иметь твердую веру в помощь с Небес.

Водосвятный молебен с акафистом

Молебен - это особое богослужение, в котором умоляют Небо ниспослать молитвеннику милость и возносят благодарение за полученные просимые блага.

Водосвятный молебен

Внимание! Водосвятными называются те молебны , в которые включен чин освящения воды. По его окончании читается акафист Отцу Небесному, Богородице, святым, архангелам, ангелам.

Вода освящается особым чином:

  1. Для водосвятия на стол посреди храма устанавливается чаша, наполненная водой, Распятие и Евангелие, зажигаются свечи.
  2. Клирик начинает чтение псалмов, тропарей, совершается крещение и каждение воды.
  3. По окончании молебна те из прихожан, кто заказывал его служение, получают святую воду для пития с верой и молитвой, одновременно прося у Бога прощения грехов и избавление от недугов себя и своих близких.

Освященная вода идентична по составу и происхождению самой обычной воде (водопроводной, колодезной, речной), но в процессе водосвятия и после совершения молебного чтения она чудесным образом приобретает благодатные и исцеляющие свойства.

Она является спасительной для верующего человека.

Совет! По традиции освященную воду принято употреблять натощак.

Как подавать записки для молебна

  1. Для того, чтобы батюшка помолился вместе с самим молитвенником на молебне, необходимо подать в церковную лавку записку с именами тех, за кого будет возноситься молитва.
  2. Каждое имя следует вписывать в родительном падеже (отвечать на вопрос кого? - Иоанна, Нины, младенца Сергия, отроковицы Екатерины).
  3. Имена следует указывать те, что даны человеку в Таинстве Крещения, написание их должно быть церковным (например, Дмитрия - Димитрия, Ивана - Иоанна, Татьяны - Татианы).
  4. Фамилию, родство, гражданство - писать не нужно, можно лишь указать нужду - болящего, воина, путешественника.
  5. На одном бланке нужно указать не более 10 имен, но если есть желание помолиться за большее количество человек, то следует подать несколько записок.

Читайте статьи о православии:

Акафист - это составленное с особой тщательностью хвалебное молитвословие, вырабатывающее у православного христианина навыки каждодневной молитвы.

Совет! Перед началом чтения хвалебного гимна важно сконцентрироваться на молитве, быть искренним, внимательным, молитвенником, а слова акафиста возносить с сердечным покаянием.

Акафист поможет человеку привыкнуть к молитве как к главной части богослужения, именно поэтому акафист читается в православных храмах как соборная молитва.

Акафист - это форма церковной поэзии.

Православный человек не представляет свою жизнь без молитвенного обращения к Богу, неотъемлемой частью богослужения является чтение акафиста. Духовные правила без обращения к акафистному песнопению представить невозможно. Акафисты присутствуют во всех православных молитвословах, они звучат на службах в храме, верующие читают их дома.

Непосвящённому человеку слово Акафист, википедия определяет, как перевод греческого термина в значении «неседальное пение» гимна, хвалебного песнопения стоя. Исключение предоставляется для заболевших и пожилых людей.

Немного истории появления акафистного пения

Акафисты читаются во славу Христа, Матушки Пресвятой Богородицы и святых угодников.

Все церковные гимны являются аналогией главного Великого хвалебного песнопения к Богородице, которое было написано в седьмом веке в Константинополе, неизвестным автором. По церковному преданию, патриарх города Константинополя Сергий, взяв икону Пресвятой Богородицы, совершил обход городских стен с торжественным песнопением. Богородица спасла город от осаждавших племён аваров. Много раз Пресвятая Богородица защищала Константинополь и его жителей от бед.

Состоит этот акафист из 2 частей:

  • Первая часть содержит рассказ о событиях, происходящих при жизни Царицы Небесной и детстве Христа.
  • Вторая раскрывает основное учение Церкви о воплощении Бога и спасении рода человеческого.

Структура акафиста Богородице:

  • Первая строфа называется «кукулий» , что может означать «капюшон», который накрывает строфы.
  • За ней идут 12 больших строф и 12 малых, точное название, которыхикосы.
  • В икосе содержатся 12 приветствий к Богоматери, которые начинаются словом – «радуйся».

Икосы имеют сходный ритмический рисунок, состоящий из ударных и безударных слогов.

В тексте применяются многочисленные приёмы поэтики и античной риторики.

Акафист Богородице является вершиной духовной поэзии, и отличается художественной изысканностью.

Акафистное пение на Руси

На Руси акафисты распространились к концу четырнадцатого столетия. В конце девятнадцатого, начале двадцатого веков Русская Православная Церковь одобрила к печати сто пятьдесят восемь духовных гимнов.

После революции наступило время церковных гонений, и чтение акафистов происходило во время самостоятельных домашних без присутствия священнослужителей.

Всплеск акафистографии приходится в конец двадцатого, начало двадцать первого века. Ежегодно пишутся от сорока до пятидесяти новых акафистов на церковнославянском языке и более сотни на греческом и новогреческом, чешском, словацком, сербском, английском французском и других языках.

Что такое акафист и когда его читают

Современные Хвалебные песнопения представляют 25 песен, разделенных на две группы:

  • Кондаки , состоящие из 13 произведений, кратко повествуют о празднике или содержат хвалебную песнь святому. Их чтение заканчивается хвалебным словом «аллилуйя».
  • Икосы представляют 12 произведений, раскрывающие суть праздничного Богослужения, заканчивающиеся возгласом «радуйся».

К хвалебной оде обращаются в моменты, когда душа молящегося, пребывает в тягостном состоянии. Священное песнопение наполняет молящегося человека, счастьем, гармонией и радостью.

Оно помогает исцелить физические и духовные недуги.

Правила прочтения акафиста

Очень важно православному человеку знать о том, как правильно обращаться к прочтению акафиста.

Перед первым самостоятельным прочтением акафиста нужно прослушать его во время службы в церкви или обратиться к аудиозаписи.

Это позволит понять:

  • правильность интонации произносимого гимна, постановки ударение;
  • громкости;
  • силы звучания.

Следует обратиться за благословением священнослужителя.

Торжественную песнь можно возносить в любой день, кроме великопостных.

Акафисты святым или образам Божией Матери читаются в дни празднования, накануне паломничества по святым местам, когда нужно принести поблагодарить за полученную помощь или принести просьбу о помощи, когда хочется воздать молитву.

В церкви возносятся акафисты каждый день, в честь великих праздников, святых и ангелов.

  • Понедельник — служится гимн Ангелу Хранителю или Архангелу Михаилу.
  • Вторник — звучит акафист в честь Иоанна Крестителя.
  • Среда — взносится Великая песнь Иисусу Сладчайшему.
  • Четверг – святителю Николаю.
  • Пятница – Кресту Господню Животворящему.
  • Суббота – Матушке, Царице Небесной.
  • Воскресенье – в честь Воскресения Христова.

В нужде житейской можно произносить акафист любому святому угоднику:

  • при скорбях, нуждах;
  • при заселении в новый дом;
  • о защите от напасти греховной;
  • при сложном материальном положении.

​ Акафисты ликам Божией Матери

Акафист в честь . Чудесным образом Богородица подаёт от иконы исцеление раковых заболеваний, избавление от оккультизма, помощь родителям в поиске пропавших детей и в избавлении от прельщений нашего времени.

Перед иконой «Воспитание» . Благодатная помощь Богородицы изливалась на родителей, которые молятся пред ликом о судьбе своих детей.

Читающим Матушке Богородице перед ликом «Млекопитательница» даётся помощь в родах и опекании младенцев.

Песнь Царицы Небесной перед образом «Неопалимая Купина» . Молящимся посылается защита от пожара, помощь невинно осуждённым и покровительство семейному благополучию.

Акафестное обращение к образу «Неупиваемая Чаша» избавляет от пьянства, наркомании и курения.

помогает победить недруги, оказывает покровительство православным бракам, исцеляет недуги и болезни глаз.

Акафист иконе Покрова Царицы Небесной повествует о событии, которое произошло в Константинопале конце десятого века. Блаженный Андрей, молясь во Влахернском храме, удостоились видения Матери Божьей в окружении ангелов и Великих Святых. Пречистая Богородица раскинула над миром омофор и покрыла верных христиан. Праздник Покрова и икона очень почитается на Руси.

Через чтение акафиста в честь , которая находится на Афоне, Пресвятая Богородица подавала мгновенное избавление от недугов.

Гимн в честь образа «Утоли моя печали» , которая известна верующим с семнадцатого века, изображена Божия Матерь, прислушивается к молитвам верующих. Летописи сохранили много случаев помощи людям, от образа «Утоли моя печали»

Торжественное песнопение в честь образа «Умягчение злых сердец» нужно читать на примирение враждующих и удалении сердечной злобы. Семь мечей в руках Богородицы символизируют то горе, которое выпало Богодице в своей земной жизни.

Акафист в честь лика «Целительница» помогает в исцелении от недугов.

Молитвенные гимны, написанные святым, Благоугодившим Богу читаются при всякой нужде и скорби.

В православной церкви прихожанин сможет встретить чудотворные изображения святых, которые помогают в разных жизненных ситуациях и приобрести икону для домашнего чтения акафиста святым угодникам.

Архангел Михаил поставлен Господом над девятью Ангелами. Матушка Пресвятая Богородица и Архистратиг Михаил на Руси прославляются как особые заступники за русские города. Чтение акафиста в честь Архангела Михаила помогает в бедах, во время скорби и нужде. Кроме этого, Архангелу Михаилу обращаются в молитве при посещении нового дома.

Ангел Хранитель человеку даётся Богом от рождения на всю жизнь. Он охраняет от напастей и бед, может предостеречь от грехов. Акафист Ангелу Хранителю поможет в исцелении от болезни.

Акафист Святому Великрмученнику Предтече Иоанну произносят о даровании покаяния.

В стародавние времена на Руси Святому угоднику молились о защите посевов, даровании плодородии.

Акафист Святейшиму князю Великому Александру Невскому читают во время военных бедствий, просят защиты от врагов иноверцев.

Гимн мученику святому Вонифатию воздают для избавления от недуга чревоугодия и пьянства.

Торжественное обращение святым мученикам Авиву Гурию, Самону, произносят, прося покровительства о защите семейного очага.

Акафист в честь Великомученика Георгия Победоносца или Егория Храброго , покровителя Руси, защитника государственности, военной мощи, читается в скорби и разной напасти. Святой Великомученик Георгий - защищает стада домашнего скота и от нападения диких зверей.

Акафист Благоверному Святому князю великому Даниилу , чудотворцу, который возвысил Москву и создал почин для объединения России в единую державу, произносится при разных нуждах.

Гимн Святому Божьему пророку Илии исполняется при сложных жизненных обстоятельствах.

Акафист Праведному Святому Иоанну Кронштадскому возносят с просьбой о помощи в учёбе.

Акафист Чудотворцу молятся при поиске украденного, прося защиту от воров и обидчиков.

Хвалебная песнь Блаженной Святой Ксении Петербургской поётся в избавление от болезней, бед и скорбей.

Акафистное обращение к Святителю Николаю , самому почитаемому на Руси и получивший от Бога дар чудотворения, возносится в разных бедах, при опасности в пути по морю и по суше.

Чтение акафиста Чудотворцу, Богоносному и Преподобному Серафиму Саровскому, утешителю и целителю, помогает всем просящим в любой скорби.

К молитвенному акафисту преподобному чудотворцу Сергию Радонежскому прибегают для получения смирения и усмирения гордыни.

Акафист Святому Целителю Великомученику Пантелеймону произносится для избавления от болезней.

Акафистное песнопение Святому Мученику страстотерпцу Царю Николаю способен исцелять недуги.

Молитва мученикам Киприану и Святой Устинии читают для прогнания лукавых духов мучающих людей и губящих животных. Акафистное обращение к святым спасёт от вреда, нанесённого колдунами, экстрасенсами и злыми людьми.

Акафист святым апостолу Петру и апостолу Павлу, Великим просветителям Православия, кладут для умножения веры.

Акафистное обращение к преподобной Святой Матроне Московской защитит в житейских обстоятельствах и принесёт исцеление в болезни.

Святитель и Чудотворец Святой Угодник Митрофан Воронежский особо придёт на помощь родителям, чьи дети оказались неустроенные в жизни.

Пошлёт обильное врачевание, поможет в унынии и грусти, утешит в печали.

Святой Екатерине на Руси молились девушки и просили хороших женихов. Молитва святой помогает в трудных родах.

Святые праведные Богоотец Иоаким и Анна до старости несли неплодство. По благословению Бога они произвели на свет Пресвятую Богородицу.

Им читают акафист при супружеском бесплодии. На Руси святым клали молитву перед началом страды, просили покровительство посевов и урожая.

Акафестная песнь Святителю Чудотворцу Спиридону Тримифунтскому

Святой Спиридону Тримифутскому имел способность изгонять бесов, исцелять душевные хвори, тяжёлые заболевания и воскрешать безвременно умерших. Даром особого плана, святого чудотворца, Спиридона Тримифутского было осуществление власти над стихиями.

Гимн Спиридону Тримифутскому, произнесённый с чистым сердцем поможет:

  • Решить квартирный вопрос.
  • Улучшить материальное положение.
  • Получить благословение и помощь, в какой-либо нужде.

Тримифунтский происходил из крестьянской семьи и занимался пастушьим делом, в память этих биографических данных на чудотворных ликах Святого представляют в шапке, которую в ту пору носили пастухи. Целитель обладал светлой душой и здравым умом.

Для совершения молебна необходимо Тримифунтскому:

  • Приобрести в лавке храма изображение Спиридона.
  • Сформулировать своё прошение чётко.

Обратиться к святому Тримифунтскому можно как мысленно, так и вслух.

(61 голос : 4.79 из 5 )

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица,чтобыпоказаться людям постящимися»
().
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»
().
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»
().
«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами»
().

Справка: В пятую субботу Великого Поста на богослужении в храме читается акафист Божией Матери, а также при совершении Пассии – Акафист Божественным Страстям Христовым.

Обычно против чтения акафистов в пост выдвигают 2 аргумента:
— возглас «радуйся» не соответствует настроению поста;
— в храме в пост обычно акафисты не читают.
Однако оба эти возражения не выдерживают вдумчивой критики. Церковный Устав как раз именно на Великий Пост .
Вопрос задаётся прихожанами о домашнем чтении, а не об общественном храмовом богослужении.

Есть мнение, что Акафисты читать в пост нельзя. Думаю, это предрассудок. Мы помним, что именно в посту совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Интересно, что у нас этот акафист поют лишь один раз (на пятой седмице), а греки еженедельно. То есть, например, у греков именно пост считается самым приоритетным временем для Акафистов.

Не вижу логики запрещать чтение и пение Акафистов. Ладно, не будем петь в храме, где по преимуществу в дни Поста исполняются покаянные песнопения, но дома читать Акафисты считаю возможным.

протоиерей Владимир Головин, г. Болгар

Можно ли читать акафист в пост? — Мы об этом говорили много раз. Акафисты — это область молитв, которая появилась в истории Церкви довольно-таки поздно, где-то с IX–X вв., т.е. 1000 лет не было формы такой молитвы. Потом эта молитва появилась, но уже сложилась уставная структура богослужения — храмовая, и поэтому акафист является келейной (домашней) молитвой, не храмовой. Но в храме за богослужением акафист читается — по просьбе верующих, по желанию настоятеля, а обязательно — только один раз в год, в пятую субботу Великого Поста. Вот и ответ: говорит, именно в пост читать и надо!

протоиерей Николай Агафонов:

— Некоторые священники говорят, что в пост лучше не читать акафисты, так как там все время звучит: «радуйся!» — и это сбивает с покаянного постового лада… Другие же, напротив, считают, что акафисты не мешают проведению поста. А вы что скажете?

— Акафист — это не уставная служба. Об акафистах в пост в Уставе ничего не сказано. Чтение акафистов — это просто благочестивый обычай. Некоторые думают: раз в церкви в Великий Пост акафисты не читают, то и дома читать нельзя. Но это не так.

священник Стефан Домусчи:

Хотя в народном сознании действительно существует определенное смущение по поводу чтения акафистов в пост, ничем в действительности оно не обосновано. Чтение акафиста в пост, как и в любое другое время, регламентируется только желанием самого молящегося.

Среди многообразия жанров церковной гимнографии есть один, который заслуживает особого внимания уже потому, что неразрывно связан с богослужениями в честь церковных праздников, столь любимых всеми, и дней памяти различных святых. Речь пойдёт об акафистах — благодарственном пении в честь угодников Божиих или событий библейской истории. Постараемся разобраться, что такое акафисты и какова их история.

Особенности данного жанра

Само это слово переводится с греческого как «неседальная песнь», то есть песнопение, которое предписывается исполнять стоя. Разумеется, невозможно даже представить, чтобы в православном храме кому-то пришло в голову сидя исполнять, например, акафист Николаю Чудотворцу. Но дело в том, что название это пришло к нам из первых веков христианства, а в те далёкие годы порядок богослужений был иной. У старообрядцев этот термин звучит иначе — они говорят «акафисто».

Говоря о том, что такое акафисты в их современной форме, нельзя не подчеркнуть их главное отличие от древних кондаков — наличие «хайретизмов». Так именуются многократные повторения хвалебных эпитетов, сопровождающихся восклицанием: «радуйся!» Например, акафист Богородице в русском переводе содержит такие слова: «Радуйся, та, через которую радость воссияла; радуйся, та, через которую снято с нас древнее проклятие!» и так далее. Это существенная черта, придающая данной форме неповторимое своеобразие. Если мы рассмотрим акафист Николаю Чудотворцу, то увидим точно такую же картину.

Структурные требования

В соответствии с установившейся традицией, акафист содержит в себе двадцать пять песен, причём их расположение соответствует порядку букв греческого алфавита. Среди них тринадцать «кондаков» — кратких хвалебных славословий — и двенадцать «икосов» — длинных, пространных стихов. Каждый кондак завершается словом «Аллилуйя», что в переводе с древнееврейского означает: «Хвалите Бога». В конце каждого икоса стоит восклицание: «Радуйся!»

Акафист Николаю Чудотворцу, например, содержит в завершении каждого из кондаков фразу: «Радуйся, Николай, великий чудотворец!», а его икосы начинаясь со слова «Радуйся!» и перечисляют все благие качества души святого, а также богоугодные деяния, им свершённые. Кроме того, характерной композиционной особенностью жанра является ещё и непременное условие заканчивать каждый икос теми же словами, что стоят в конце первого кондака, а все последующие кондаки завершать восклицанием «Аллилуйя». Иллюстрацией этому правилу также может послужить акафист Николаю Чудотворцу, ну или любой другой из их огромного перечня.

Некоторые исторические сведения

В течение достаточно продолжительного времени русская православная гимнография знала лишь акафист Богородице, и только по отношению к нему употреблялся интересующий нас термин. Он был известен также под названием «Великий». Именно его форма послужила схемой для создания всех последующих произведений подобного рода. Этот акафист Божьей Матери, по мнению исследователей, был написан не позднее VI века, и его авторство приписывается святому Роману Сладкопевцу, что, впрочем, не имеет документальных подтверждений.

Можно лишь с полной уверенностью говорить о том, что время создания его занимает период между третьим и четвёртым Вселенскими соборами. Доказательством тому может служить достоверно известная дата сочинения зачина «Взбранной Воеводе…» — 626 год. Эта часть произведения носит также название «проимий», что в переводе на русский означает «капюшон», или, по-церковному, «кукулий».

Отражение реальных событий

Позднее были написаны многочисленные хвалебные гимны, такие как акафист Николаю Чудотворцу, Пресвятой Троице и многие другие, но особенность первого из них, созданного в прославление Божьей Матери, состоит в том, что его проимий (вводная часть) является позднейшим добавлением, связанным с важным историческим событием — осадой в 626 году Константинополя славянами и их союзниками аварами.

Царица Небесная чудесным образом избавила столицу Византии от смертельной опасности, в честь чего и была добавлен, к ранее созданному акафисту новая вступительная часть. Впоследствии нередко акафисты святым писались в связи с определёнными историческими событиями или яркими фактами из их земной жизни. Это являлось частью традиции написания. Иначе говоря, что такое акафисты, как не отражение реальной действительности, отделённой от нас временным интервалом?

Византийские патриархи-поэты

Написание гимнов, в основу которых была положена Богородичная схема, специалисты относят к завершению византийской эпохи. Позднейшие произведения этого жанра связывают с именами Константинопольских Патриархов Исидора Вухираса и Филофея Коккина. Написанные ими акафисты получили широкое распространение в славянских землях. Среди них один из самых известных — акафист Николаю Чудотворцу. Кроме того, в православных храмах часто звучат также написанные ими хвалебные гимны: Иоанну Предтече, архистратигу Михаилу, Кресту Господню и многие другие.

Гимнографическое творчество новейших времён

В России написание акафистов получило широкое распространение в XIX веке. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что к началу 1901 года духовное ведомство разрешило к опубликованию сто пятьдесят восемь сочинений этого жанра, и более трёхсот отвергло. В наши дни, когда после долгих десятилетий богоборчества православная церковь вновь занимает подобающее ей место в обществе, также наблюдается творческий подъём в этой области. Ежегодно из-под пера церковных авторов появляется не менее сорока новых сочинений. Этот жанр становится любим среди новообращённых членов церкви, хотя многие из них впервые узнают, что такое акафисты.

Говоря об использовании произведений этого жанра в богослужебной практике, следует отметить, что в Церковном Уставе отмечается лишь один — Великий акафист, о котором шла речь выше. Он читается в пятую Великопостную субботу. В этот день свершается праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Прочие же акафисты принято включать в молебны и иные различные богослужения. Также церковью благословляется их чтение дома во время келейных молитв.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: