Иисус навин кто он. Иисус навин в библии

Иисус Навин (Иехошуа бин-Нун) – наследник Моисея, лично назначенный им (Втор. 31:1 – 8; 34:9), харизматический вождь израильтян в период завоевания ими Ханаана после выхода из Египта. Имя «Иехошуа» означает Яхве-спасение. Это имя, родственное по смыслу именам «Осия» и «Исайя», носило несколько ветхозаветных лиц. По повелению Божию оно было дано и Тому, Кто явился истинным Спасителем мира (Лк. 1:31). Иисуса Навина избрали предводителем израильского войска еще в пустыне. Из двенадцати лазутчиков, побывавших по приказу Моисея в Ханаане, только Иисус и Халев верили, что израильтяне смогут с Божьей помощью завоевать эту страну. Бог наградил их за веру. Из всех родившихся в Египте евреев лишь они двое вошли в Ханаан. Иисус Навин происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя Осии, но переименован был Моисеем в Иисуса в знак того, что он спасет народ от бедствий странствования в пустыне и введет в Землю Обетованную. Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он своей храбростью избавил народ от нападения амаликитян (Исх. 17) и затем в течение всего странствования был главным помощником Моисея, пока к нему не перешла вся власть. Книга Чисел (13 – 14) и книга Иисуса Навина (10:6 – 14) говорят, что, подобно воинам, чьи подвиги описывает книга Судей, преданность Иисуса военному ремеслу носила религиозный характер. До установления монархии Давида институт «священной войны» был одним из столпов общественной и религиозной жизни Израиля; война была делом добровольцев, освященным религией. Подобно воинам из книги Судей, Иисус Навин был вдохновенным бойцом, надеющимся, что и Сам Яхве сражается за Израиль.

Книга Иисуса Навина как историческое свидетельство.

Книга Иисуса Навина названа так по имени главного ее героя – ефремлянина Иисуса Навина. Некоторые древние экзегеты считали самого Иисуса автором книги, носящей его имя, но теперь большинство библеистов вернулись к мнению бл. Феодорита, который утверждал, что эта книга «написана кем-то другим, жившим позднее» (Толкование на Ис Нав). Она помещена вслед за Пятикнижием Моисея, и расположена в теснейшей связи с ним и составлена как бы в роли его продолжения, так что некоторые ученые критики (Дильман) прямо относят его к этой группе библейских книг, которую они вследствие этого называют Шестикнижием. Здесь рассказывается история перехода евреев через Иордан и последовавшего затем завоевания Ханаана. Важнейшие моменты этой истории связаны с непосредственным вмешательством Яхве в ход событий. Через Иордан евреи переходят, как по суху, потому что Яхве остановил его течение и вся вода стала стеной, обнажив дно реки. Неприступные стены Иерихонской крепости сами падают от трубных звуков и громких криков осаждающих. Победа следует за победой, пока, наконец, весь Ханаан не оказывается в руках евреев. Казалось бы, со стороны Яхве все условия завета выполнены: он отдал евреям не только самую страну обетованную ("обещанную"), но и все имущество ее жителей. Люди, однако, продолжают нарушать завет. После смерти Иисуса Навина евреи были верны Яхве только до тех пор, пока были живы люди, помнившие историю завоевания Ханаана.

Книга Иисуса Навина делится на три части: первая (1 – 12) посвящена падению Иерихона, Завету в Сихеме и двум основным военным походам Иисуса Навина; вторая (13 – 21:42) говорит о разделе св. земли между коленами; третья (21,43 – 24,36) повествует о последних днях жизни Иисуса Навина. Основанная на ранних сказаниях, книга была составлена в тот период, когда ханаанское население уже смешалось с израильским и когда народ, обличаемый пророками, раскаялся в уступках язычеству. Требование Второзакония – бескомпромиссно относиться к идолопоклонству – определяет характер всей книги Иисуса Навина. Она изображает заселение Палестины в виде «браней Господних», при которых исход сражений решает не столько мужество воинов, сколько небесная помощь. Стены Иерихона рушатся от звука труб, на хананеев падает каменный град, останавливается солнце. Походы Иисуса Навина представлены как триумфальный захват всей земли с последующим разделом ее между коленами. Однако книга Судей (особенно 1:3) рисует иную картину. Израильтяне лишь медленно и с трудом просачиваются в некоторые области. Они продолжают жить бок о бок с ханаанеями, заключают с ними браки и союзы – откуда постоянная угроза языческого влияния (Суд. 3:5-6). Связь между коленами лишена прочности. Большинство из них действует на свой страх и риск. Заметим, что и сама книга Иисуса Навина говорит в основном о двух его военных кампаниях – против коалиции южных аморрейских городов и северных ханаанских. Освоение различных областей осуществлялось посредством завоевания или мирного проникновения или заключения союзов с тогдашними владельцами страны. Историческая роль Иисуса Навина в занятии Палестины с момента перехода через Иордан до собрания в Сихеме не подвергается сомнению. Принимая 1250 год за приблизительную дату Исхода, можно наметить следующую хронологию: вступление южных групп около 1250 года, занятие центральной Палестины группами, пришедшими из-за Иордана – начиная с 1225 года, экспансия северных групп около 1200 года до Р. Х.

Духовный смысл книги определяется двумя основными положениями: подобно исходу, утверждение Израиля в Ханаане было промыслительным деянием Божиим. Воля Господня заключалась в том, чтобы отдать эту землю ветхозаветной Церкви при условии ее верности Творцу. Дар Божий не легко получить тем, кто остается пассивным. Израиль должен был собрать все свои силы, чтобы одолеть стоящие на его пути препятствия. В этом призыве к активности, без которой дар Божий останется недосягаемым, св. Отцы видели прообраз вхождения в Царство Божие, которое требует "усилий" (Мф. 11:12). Знамения, сопровождавшие покорение св. земли, означают небесную поддержку тем, кто борется. Вот пример прекрасной, но несколько искусственной аллегории древнего учителя Церкви Оригена, отбрасывающей буквальное, историческое значение текста. Смерть Моисея трактуется как смерть ветхозаветной религии, уступившей свое место истинной религии – христианству, символизируемому новым предводителем, Иисусом Навином, который есть прообраз Иисуса Христа: «Теперь мы должны рассказать о смерти Моисея. Ибо если мы не понимаем, что означает смерть Моисея, то мы не сможем постичь и что значит власть Иисуса (Навина), то есть Иисуса (Христа). Если вы вспомните падение Иерусалима, запустение алтарей, прекращение жертвоприношений, всесожжении и возлияний, отсутствие священников, первосвященников, угасание служения левитов – когда вы увидите, что всему этому приходит конец, тогда говорите, что Моисей, раб Господень, скончался... Но когда вы видите обращение язычников к вере, строительство церквей, не алтари, окропленные кровью животных, но алтари, освященные кровью Христа, когда вы видите, что священники и левиты приносят в жертву не кровь быков и козлов, но Слово Божие благодатью Святого Духа, тогда скажите, что пришел на смену Моисею не Иисус, сын Навин, но Иисус, Сын Божий».

Иисус Навин как вождь и полководец Израиля.

Иисус Навин не был ни пророком, ни священником, но в то же время он представлен в Библии как наследник Моисея. В его задачу входило сплотить израильтян (или основную часть их) к моменту вступления их в западный Ханаан. Бог говорит ему: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой...» (1:7). Иисус Навин требует, чтобы колена Рувима, Гада и часть колена Манассии, осевшие в Заиорданье, приняли участие в общем походе. Впоследствии эти колена проявляли стремление к религиозному и гражданскому сепаратизму. Еще до перехода Иордана Иисус отправляет лазутчиков в Иерихон – первый крупный город, стоящий на его пути. Их прячет у себя блудница Раав (Рахава) – представительница тех хананеев, которые приняли веру Израиля и впоследствии остались жить с народом Яхве (ср. Евр. 11:31). Раав вышла замуж за израильтянина, и из ее рода произошел царь Давид. Эта женщина – одна из четырех иноплеменниц, упомянутых в родословии Иисуса Христа (Мф. 1:5). Переправа через Иордан описана как чудо, подобное переходу через Чермное море. «И как только, – говорит Иисус Навин, – стопы ног священников, несущих Ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною» (3:13). И действительно, русло Иордана внезапно обнажилось «на большое расстояние». Святитель Кирилл Иерусалимский (Огласительные слова, Х, 11) указывал на прообразовательный смысл перехода народа Божия через Иордан. Река, служившая как бы священным рубежом земли обетованной, стала символом, связанным с новозаветными событиями. Св. Иоанн Предтеча сделал покаянное омовение (крещение) в иорданских водах знаком приготовления к приходу Царства Божия. Поход на Иерихон совершился из Галгала, первого религиозного центра израильтян. Там впервые на св. земле была отпразднована Пасха, и там, в знак закрепления верности Завету, Иисус Навин приказал совершить обряд обрезания, которым в пустыне стали пренебрегать.

Иерихон был одним из древнейших городов мира (первые жители переселились в нем более 7 тысяч лет назад). Он был разрушен неизвестными завоевателями около 2000 года до Р. Х. От времен Иисуса Навина в городе мало что сохранилось. В этом видят свидетельство его упадка к эпохе завоевания израильтянами. Отсюда «страх» иерихонцев перед нашествием. В окрестностях Иерихона Иисусу является таинственный «вождь воинства Господня». Это видение указывает, что Бог будет сопутствовать Израилю. Иерихон – город греха – должен пасть не от руки человека, а чудесным образом. Ангел повелевает Иисусу Навину, чтобы левиты обошли стены крепости с Ковчегом и трубили в трубы. Вождь выполняет повеление. На седьмой день, когда израильтяне обошли вокруг Иерихона семь раз и издали страшный крик, стены рухнули. Воины ринулись внутрь и полностью уничтожили город и всех его жителей. После Иерихона был разрушен город Гай (8), неизвестный по другим источникам город на востоке от Вефиля. Слово «гай» означает развалины. Некоторые археологи отождествляют историю его захвата с разрушением Вефиля, о падении которого Ис. Нав. не говорит. По данным раскопок, Вефиль был сожжен в конце XIII века.

После падения Иерихона основная масса израильтян сосредоточивается в Заиорданье и центральной, наименее населенной части Палестины. Религиозным центром Иисус Навин делает город Сихем, у гор Гевал и Гаризим. Проникновение в этот район происходит мирным путем. Некоторые историки полагают, что вокруг Сихема уже жили евреи. Именно здесь сооружается обще израильский жертвенник и сюда из Галгала переносят Ковчег (позднее святыня была перенесена в Силом; см. Ис. Нав. 18:1). В Сихеме складывается традиция возобновления Завета, описанная во Второзаконии (27 – 28). Вероятно, она была связана с необходимостью поддерживать религиозное единство разобщенных колен. Согласно Ис. Нав. 8:32, вождь велел начертать уставы Закона на каменных плитах в память о возобновлении Завета. Жители соседнего с Сихемом Гаваона, прибегнув к хитрости, сумели заключить с израильтянами союз. Они утаили, что живут в ближней области, и израильтяне, поверив им, нарушили свое правило, поклявшись жить с ними в мире. Позднее, когда обман раскрылся, гаваониты стали вассалами Израиля. Раскопки показали, что Гаваон и после Иисуса Навина сохранял свое положение богатого торгового города. Договор гаваонитов с израильтянами встревожил царей южной Палестины. Пятеро из них составляют коалицию во главе с царем Иерусалима и двигают войска на Гаваон. Гаваониты посылают гонцов к Иисусу и просят помощи. Быстрым ночным маршем Иисус ведет своих воинов к Гаваону и наносит сокрушительный удар армии аморреев.

Это сражение было воспето в древнеизраильских былинах, которые не дошли до нашего времени. Но отголоски их сохранились в книге Иисуса Навина. Там сказано о каменном граде, побившем аморреев, и остановившемся солнце. Автор книги приводит цитату из древнего эпоса (10:13). По мнению одних толкователей, слова Иисуса, обращенные к солнцу и луне, означали призыв к светилам "замереть", "остановиться" (евр. дам`ам), взирая на подвиги воинов Божиих (ср. Аввак. 3:11). Другие экзегеты считают, что здесь мы имеем дело с поэтическим образом, которыми насыщены древние гимны (ср. "звезды сражались с неба" Суд. 5:20). Могло ли в данном случае произойти реальное чудо? Естественно, что все силы природы находятся в руках Божиих, но, с другой стороны, Иисус, начавший бой в предрассветном сумраке, едва ли нуждался для победы в продлении дня. Битва при Гаваоне, скорее всего, описана языком героического эпоса со свойственными ему гиперболами, с помощью которых автор мог выразить основную мысль: Бог содействовал победе Иисуса. Вторым ударом израильтяне отразили натиск галилейской коалиции, во главе с царем Асора (евр. Хазор). Враги были разбиты у озера Мером, к северу от Генисарета, но победа была не столь полная, как рассказывает книга Иисуса Навина. Вскоре асорский царь восстановил свое могущество и на некоторое время (при Деворе и Вараке) подчинил себе северо-израильские колена.

Перед смертью Иисус Навин, как и Моисей, вновь потребовал от собрания старейшин Израиля принять решение и окончательно выбрать: склониться ли на сторону богов Ханаана или всецело посвятить себя единому Богу. Собрание выразило свою готовность хранить верность Богу, что и было торжественно засвидетельствовано в Сихеме. С тех пор такие собрания происходили в окрестностях города постоянно. Сихем стал центром формирования североизраильской Моисеевой традиции. Сказание о походах Иисуса Навина заканчивается словами: «И успокоилась земля от войны» (11:23). Но, как поясняет апостол, дело Иисуса Навина не было завершено. «Ибо, если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне» (Евр. 4:8). Этот другой день, день благословенного «покоя», полноты обетования Божия, предрекается в Псалме 94:11. Знаменательно, что Иисус Навин не оставил после себя преемника для всего Израиля. Единственным Властителем и Царем должен был быть отныне только Господь. Но такая свободная Теократия (Боговластие), действующая без принуждения, оказалась непосильной для народа. Об этом свидетельствует книга Судей.

Вопрос допустимости «священных войн».

Книга Иисуса Навина повествует о Священной войне Израильских колен против жителей Ханаана. Описания военных действий и бескомпромиссность израильтян по отношению к хананейским городам поражают своей жестокостью. Все жители и все имущество ханаанских городов предаются заклятию и подвергаются тотальному уничтожению. «В тот же день взял Иисус Макед, и поразил его мечом, и Царя его, и предал заклятию их, и все дышащее, что находилось в нем – никого не оставил, кто бы уцелел…» (Нав. 10:28). Вполне обоснованным может быть мнение, что события, описанные в книге, меньше всего соответствуют духу еврейской религии. Каковы же причины жестокости израильских колен по отношению к туземному населению?

Оценивая действия израильтян, нужно учитывать тот факт, что Израиль воевал не только и не столько за свои национальные интересы, а вел Священную войну против самых развращенных и морально деградировавших народов. Суть религии Ханаана составляли так называемые вакхические культы, при которых практиковались самые крайние виды извращений и разнузданности. Некоторые участники праздничных оргий опивались возбуждающими похоть напитками и, доходя до блудного исступления, совершали самооскопление. Духам, которым поклонялись хананеи, обычным было приносить в жертву детей. Огромное число обгорелых детских скелетов, зарытых в землю, замурованных в стенах и фундаментах, было обнаружено при раскопках в Ханаане. В местах культового поклонения практиковалась храмовая проституция.

Израильтяне явились своего рода очистительной и карательной бурей, ворвавшейся в тлетворную атмосферу суеверий и извращенности. Израиль смотрел на свои войны как на Священные войны Яхве, призванные искоренить с лица Земли Обетованной ханаанские мерзости. Это убеждение подкреплялось поразительными успехами, которые на первых порах сопровождали евреев. Особенный интерес и значение во всеобщей атмосфере беспощадной войны приобретают те исключения, о которых повествуется в книге Иисуса Навина. Хананеянке Раави была обещана милость. Возможно, что Раав (Рахав), упомянутая в родословной Евангелия от Матфея (Мф. 1:5), является той самой хананеянкой времен Иисуса Навина. В этом случае она стала праматерью израильского царя и пророка Давида, и праматерью Мессии Христа. Иисус Навин пощадил также и жителей Гаваона. С помощью хитрости они смогли заключить договор с Израилем.

Из книги Иисуса Навина и последующих библейских книг становиться очевидным, что завоевание Ханаана не стало тотальным истреблением хананеев. По всей вероятности евреи первоначально захватили лишь крупные центры и в течение столетий постепенно овладевали землей, ассимилируя местное население. Некоторые исследователи считают, что имело место крупномасштабное вхождение представителей других народов в из­раильскую общину. Учитывая всю сложность происхождения израильского народа, отмечают резкое увеличение его численности, которое, по его мнению, должно рассматриваться как нечто большее, чем биологический прирост. Биологические законы не допускают, чтобы семьдесят мужчин: (потомков сыновей Иакова) произвели столь большое потомство в рассматриваемый период. Считается, что во время исхода израильтяне представляли собой смешанный народ, толпу беглых рабов различного происхождения. Среди еврейских имен мы встречаем имена египетские. Жена Моисея была мадианитянкой, племя которой присоединилось к израильтянам в походе на Ханаан (Чис. 10); потомки мадианитян (кенеяне) продолжали жить среди народа Божия (Суд. 1:16). Халев, один из героев, и Гофониил, один из судей, были кенезеянами, представителями отличной от ветви Иакова, - ветви идумеян (Нав. 14; Суд. 3:9). В пустыне к израильтянам присоединилось большое количество людей, которые приняли закон Моисея и ассимилировались с народом Божиим.

Во времена Иисуса Навина израильтяне иногда следовали языческому обычаю войны на истребление («заклятие», «херем»), ссылаясь при этом на Бога. С точки зрения пророческого учения и Евангелия это ссылки были формой ложно понятого богословского тезиса, который приписывал Богу человеческие страсти. Вероятно, жестокие обычаи тех времен объясняются примитивным состоянием нравственности, что подтверждает и некое происхождение в развитии самого профетизма: если пророк Елисей вдохновлял Ииуя на насильственный переворот, то век спустя пророк Осия осуждает учиненное им насилие 1:4.

Заключение. Иисус Навин – вождь Израиля.

Иисус Навин возглавил израильтян, когда они, наконец, перешли Иордан и вступили в Ханаан с востока (около 1230 года до Р. Х.). Прямо перед ними находился укрепленный город Иерихон. Им предстояло овладеть землей, обещанной им Богом. Ханаан в те времена был разделен на множество мелких независимых государств, каждое из которых образовалось вокруг укрепленного города – резиденции правителя. Первой задачей Иисуса Навина было взять Иерихон, занимавший важное стратегическое положение. Как показывают современные раскопки, Иерихон уже к тому времени был необычно древним городом.

Внимательное прочтение текстов Священного Писания Ветхого Завета одновременно с изучением других источников привело ученых к признанию того факта, что завоевание Израилем Ханаана не осуществлялось по единому, детальному и заранее продуманному плану. Ханаанские земли завоевывались постепенно, посредством перехода местных жителей на сторону израильской армии. Это относительно мирный процесс, который длился несколько столетий и достиг апогея в период царствования Давида. До этого большая часть городов, окруженных крепостными стенами, находились в руках ханаанцев. Даже если эти города и захватывались – как, например, Хазор (Ис. Нав. 11), - израильтяне не использовали их в военных целях; первым подобным случаем стал захват Давидом Иерусалима. Тем не менее, в этот период часто происходили неизбежные военные столкновения с местным населением и воинственно настроенными конкурентами, такими как народ Мадиана. Судя по описаниям (Нав. 10 – 11), военные кампании Иисуса Навина представляли собой вылазки мобильных воинских соединений, которые продвигались в западном направлении и в случае необходимости объединялись для обеспечения военного перевеса в сражениях на открытых пространствах между городами-крепостями.

Иисус Навин победил ханаанейских царей, разрушил важнейшие города страны и множества мест, где хананеи отправляли свой религиозный культ. Хотя завоевание еще не было завершено, евреи уже могли начать заселение страны. Различные территории были распределены по жребию между израильскими коленами. Евреи так никогда и не добились полного успеха. В стране оставались постоянно беспокоившие их враги, а сами израильтяне очень часто перенимали образ жизни хананеев и поклонялись их божествам. Впрочем, евреям удалось одержать еще несколько выдающихся побед (как, например, победы, одержанные коленом Иуды) и они повсеместно переходили к оседлой жизни. Ханаан превратился в землю Израильскую.

Приложение. Краткий комментарий к Ветхому Завету. / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. С. 1887. Крывелев И. А. Книга о Библии. Научно-популярные очерки. / И. А. Крывелев. - [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

См.: Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. / А. Мень. – М., 2000.Т. I. § 26;Приложение. Краткий комментарий к Ветхому Завету. / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. С. 1887.

Приложение. Краткий комментарий к Ветхому Завету. / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. С. 1888.

Цит. по Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. / И. Мейендорф. – Клин: Христианская жизнь, 2001. - [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Библейская энциклопедия / пер. Российского библейского общества. – М.: Российское Библейское Общество, 2002. С. 320.

Всемирная энциклопедия: Мифология / Гл. ред. М. В. Адамчик: гл. науч. ред. В. В. Адамчик. – Минск: Современный литератор, 2004. С. 329.

Библейская энциклопедия / пер. Российского библейского общества. – М.: Российское Библейское Общество, 2002. С. 321.

Иерей Максим Мищенко

Иисус Навин

Иисус Навин (евр. Йехошуа Бин-Нун):

1) сын Навина из колена Ефрема; вместо прежнего имени - Осия Моисей дал ему имя Иисус (Чис 13:9,17) . Во время странствования по пустыне Моисей поручил И.Н., к-рый был еще юношей (Исх 33:11) , командование войском во время сражения с амаликитянами. Иисус разбил врагов, причем Моисей во время битвы, поддерживаемый Аароном и Ором, молил Бога о победе с жезлом Божьим в руке (Исх 17:8-16) . В ст. 14 рассказывается о том, что И.Н. должен будет сделать в будущем. В Исх 24:13 сказано, что И.Н. с юных лет был служителем Моисея (Чис 11:28) . Он находился на нек-ром удалении от Моисея, когда тот, проведя на горе 40 дней и ночей, спускался к народу (Исх 32:17) . Позднее И.Н. стал служителем при скинии (Исх 33:11) . В Чис 11:28 он с чрезмерным рвением просил Моисея запретить Елдаду и Модаду пророчествовать в стане. И.Н. был в числе соглядатаев, посланных в Ханаан (Чис 13:9) . Когда большинство из них, вернувшись, говорило о невозможности завоевать эту землю, Халев, а затем и И.Н. опровергли это мнение, за что народ, к-рому они хотели придать мужества, чуть не побил их камнями (Чис 14:1,6-10) . Поэтому из всех израильтян, к-рым в то время было более 20 лет, Господь допустил в землю обетованную только Халева и И.Н. Ко времени второго исчисления народа лишь из числа тех, кто входил в первое исчисление (Чис 26:65) , живы были Моисей, Халев и И.Н. Теперь Господь называет И.Н. преемником Моисея, к-рый удостоверяет это возложением рук (см. Возложение рук) на И.Н. (Чис 27:16-23; ср. Втор 3:28; 31:7,8,23) . Уже в Чис 34:17 говорится о том, что Господь поставил И.Н. вместе с первосвященником Елеазаром во главе тех, кому было поручено делить землю Ханаанскую. После смерти Моисея израильтяне повиновались И.Н. как его преемнику (Втор 34:9) ;
2) см. Книга Иисуса Навина повествует о деяниях И.Н. в то время, когда он был предводителем Израиля. После смерти Моисея Господь повелевает И.Н. готовиться к переходу через Иордан и дает ему соотв. указания (Нав 1) . Переход через реку стал возможен благодаря чуду. В тот момент, когда священники, несшие ковчег завета, ступили в воду, река (выше по течению) остановилась (Нав 3) . По наставлению Господа И.Н. повелел взять из Иордана на память о свершившемся чуде двенадцать камней, из к-рых затем был сооружен памятник в Галгале. Другие двенадцать камней были поставлены посреди Иордана на том месте, где стояли священники, несшие ковчег завета (Нав 4) ;
3) при завоевании Ханаана И.Н. проявил себя талантливым полководцем, послушным Богу и исполняющим Его волю. Так, Иерихон пал благодаря совершенному Богом чуду (Нав 5:13 - 6:26; Евр 11:30) . Но случались и неудачи. В наказание за то, что Ахан украл часть заклятой добычи, Израиль потерпел жестокое поражение от малочисл. жителей Гая. Захватить Гай израильтянам удалось лишь после того, как Господь указал виновного, и тот был побит камнями (Нав 7; 8) . Сам И.Н. несет ответственность за то, что заключил союз с гаваонитянами, не вопросив предварит. об этом Господа (Нав 9) . Победив в битве при Гаваоне (Нав 10) , во время к-рой (вновь благодаря чуду) остановились солнце и луна (ст. 12-14), израильтяне завоевали юж. часть Ханаана. Сев. часть страны досталась им после победы при водах Меромских и захвата Асора (Хацора) (Нав 11) . Но это не означало, что Израиль стал хозяином всей страны - многие области все еще находились в руках хананеев. Поэтому при разделе Ханаана, проведенном И.Н., многие тер. выделялись только в будущее владение (Нав 13:1-7) . И в этой ситуации И.Н. проявил себя человеком, облеченным доверием народа и заслужившим всеобщее почитание. После завершения раздела земли израильтяне дали ему в наследств. владение, как он и просил, город Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой (Нав 19:49,50) ;
4) в конце жизни И.Н. собрал колена Израиля в Сихеме. В своей речи он напомнил израильтянам о всех благодеяних Господа и призвал их верой и правдой служить Богу. В этот день он заключил с народом завет и дал ему "постановления и закон". Об этом он написал в книге Закона Божьего и во свидет-во заключ. завета положил большой камень под дуб, к-рый рос возле святилища Господня. И.Н. умер в возрасте 110 лет и был погребен в Фамнаф-Сараи (Нав 24) .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Иисус Навин" в других словарях:

    - (евр. jehošua, «бог [Яхве] помощь», предполагается тождество имени Иисус с именем Jašuia, известным по дипломатической переписке из египетского архива Эль Амарны 14 в. до н. э.; Nun патронимическая форма от имени отца Иисуса), в ветхозаветной… … Энциклопедия мифологии

    В Ветхом Завете помощник и преемник Моисея, руководивший завоеванием Ханаана израильскими племенами, а также возглавлявший израильтян в сражении с амаликитянами в Рефидиме. Он сочетал качества полководца и пророка. Именно Иисусу Навину… … Исторический словарь

    В Библии слуга и сподвижник Моисея … Большой Энциклопедический словарь

    Это статья о человеке. О книге см. Книга Иисуса Навина. Иисус Навин יְהוֹשֻׁעַ בֶן נוּן … Википедия

    В Библии помощник и преемник Моисея. Руководил переходом евреев через р. Иордан, завоеванием Ханаана и разделом его земель среди еврейских племён. * * * ИИСУС НАВИН ИИСУС НАВИН, в Библии сподвижник Моисея (см. МОИСЕЙ (пророк)) , его преемник,… … Энциклопедический словарь

    Иисус Навин - Взятие Иерихона. Фреска в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. 432 440 гг. Взятие Иерихона. Фреска в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. 432 440 гг. Иисус Навин в Ветхом Завете помощник и преемник Моисея, руководивший завоеванием Ханаана… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Иисус Навин - – преемника Моисея в деле руководительства еврейских народов во время завоевания земли Ханаанской. И. Навин происходил из колена Ефремова и был сыном Нуна, или Навина. Уже при жизни Моисея он был видным деятелем в среде еврейского народа;… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Иисус Навин - ИИСУ́С НАВИ́Н (евр. Иегошуа – Бог [Яхве] – помощь, эллинизированное Иисус – спаситель), согласно библейскому преданию, помощник и преемник Моисея. Руководил переходом евреев через р. Иордан, завоеванием Ханаана и разделом его… … Биографический словарь

    Согласно библейским преданиям, слуга и сподвижник Моисея (См. Моисей). Книга И. Н. является шестой в каноне Ветхого завета и многими исследователями по стилистическим признакам объединяется с предшествующими пятью книгами в… … Большая советская энциклопедия

Иисус Навин
[Еврейское Йехошуа Бин-Нун ]:
а) сын Навина из колена Ефрема; вместо прежнего имени – Осия Моисей дал ему имя Иисус (Чис 13:9,17 ). Во время странствования по пустыне Моисей поручил Иисусу Навину, который был еще юношей (Исх 33:11 ), командование войском во время сражения с амаликитянами. Иисус разбил врагов, причем Моисей во время битвы, поддерживаемый Аароном и Ором, молил Бога о победе с жезлом Божьим в руке (Исх 17:8-16 ). В стихе 14 рассказывается о том, что Иисус Навин должен будет сделать в будущем. В Исх 24:13 сказано, что Иисус Навин с юных лет был служителем Моисея (Чис 11:28 ). Он находился на некотором удалении от Моисея, когда тот, проведя на горе 40 дней и ночей, спускался к народу (Исх 32:17 ). Позднее Иисус Навин стал служителем при скинии (Исх 33:11 ). В Чис 11:28 он с чрезмерным рвением просил Моисея запретить Елдаду и Модаду пророчествовать в стане. Иисус Навин был в числе соглядатаев, посланных в Ханаан (Чис 13:9 ). Когда большинство из них, вернувшись, говорило о невозможности завоевать эту землю, Халев (стих 31), а затем и Иисус Навин опровергли это мнение, за что народ, которому они хотели придать мужества, чуть не побил их камнями (Чис 14:1,6-10 ). Поэтому из всех израильтян, которым в то время было более 20 лет, Господь допустил в землю обетованную только Халева и Иисус Навин (стих 30). Ко времени второго исчисления народа лишь из числа тех, кто входил в первое исчисление (Чис 26:65 ), живы были Моисей, Халев и Иисус Навин. Теперь Господь называет Иисуса Навина преемником Моисея, который удостоверяет это → возложением рук на Иисуса Навина (Чис 27:16-23 ; сравните Втор 3:28 ; Втор 31:7,8,23 ). Уже в Чис 34:17 говорится о том, что Господь поставил Иисуса Навина вместе с первосвященником Елеазаром во главе тех, кому было поручено делить землю Ханаанскую. После смерти Моисея израильтяне повиновались Иисусу Навину как его преемнику (Втор 34:9 );
б) → Книга Иисуса Навина повествует о деяниях Иисуса Навина в то время, когда он был предводителем Израиля. После смерти Моисея Господь повелевает Иисусу Навину готовиться к переходу через Иордан и дает ему соответственные указания (Нав 1). Переход через реку стал возможен благодаря чуду. В тот момент, когда священники, несшие ковчег завета, ступили в воду, река (выше по течению) остановилась (Нав 3). По наставлению Господа Иисус Навин повелел взять из Иордана на память о свершившемся чуде двенадцать камней, из которых затем был сооружен памятник в Галгале. Другие двенадцать камней были поставлены посреди Иордана на том месте, где стояли священники, несшие ковчег завета (Нав 4);
в) при завоевании Ханаана Иисус Навин проявил себя талантливым полководцем, послушным Богу и исполняющим Его волю. Так, Иерихон пал благодаря совершенному Богом чуду (Нав 5:13 – Нав 6:26 ; Евр 11:30 ). Но случались и неудачи. В наказание за то, что Ахан украл часть заклятой добычи, Израиль потерпел жестокое поражение от малочисленных жителей Гая. Захватить Гай израильтянам удалось лишь после того, как Господь указал виновного, и тот был побит камнями (Нав 7:1 ; Нав 8:1 ). Сам Иисус Навин несет ответственность за то, что заключил союз с гаваонитянами, не вопросив предварительно об этом Господа (Нав 9). Победив в битве при Гаваоне (Нав 10), во время которой (вновь благодаря чуду) остановились солнце и луна (стихи 12-14), израильтяне завоевали южную часть Ханаана. Сев. часть страны досталась им после победы при водах Меромских и захвата Асора (Хацора) (Нав 11). Но это не означало, что Израиль стал хозяином всей страны – многие области все еще находились в руках хананеев. Поэтому при разделе Ханаана, проведенном Иисусом Навином, многие территории выделялись только в будущее владение (Нав 13:1-7 ). И в этой ситуации Иисус Навин проявил себя человеком, облеченным доверием народа и заслужившим всеобщее почитание. После завершения раздела земли израильтяне дали ему в наследственное владение, как он и просил, город Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой (Нав 19:49,50 );
г) в конце жизни Иисус Навин собрал колена Израиля в Сихеме. В своей речи он напомнил израильтянам о всех благодеяних Господа и призвал их верой и правдой служить Богу. В этот день он заключил с народом завет и дал ему «постановления и закон». Об этом он написал в книге Закона Божьего и во свидетельство заключенного завета положил большой камень под дуб, который рос возле святилища Господня. Иисус Навин умер в возрасте 110 лет и был погребен в Фамнаф-Сараи (Нав 24).

Иисус Навин (евр. jehosua, « [Яхве]-помощь», предполагается тождество имени Иисус с именем Jasuia, известным по дипломатической переписке из египетского архива Эль-Амарны 14 в. до н. э.; Nun - патронимическая форма от имени отца Иисуса), в ветхозаветной традиции помощник и преемник , руководивший завоеваниями Ханаана ; главный персонаж книги Иисуса Навина (см. рис.: здесь будет изображение). Происходил из колена и первоначально носил имя Осия (евр. hosua, форма, без имени вначале соответствующая имени jehosua). Сначала Иисус Навин описывается как «юноша - помощник высшего ранга» (евр. naar, сравни угаритское nr, служитель высшего ранга), «служитель» (mesaret) Моисея (Исх. 24, 13; Чис. 11, 28). Руководимые Иисусом Навином израильтяне, вышедшие из пустыни Син, побеждают амаликитян в Рефидиме (при покровительстве Моисея, держащего в руках жезл Яхве; положение жезла в конечном счёте и предрешает исход битвы; Исх. 17, 8-13). Моисей называет Осию, сына Навина, Иисусом (Чис. 13, 17) и посылает вместе с другими мужами (всего двенадцать человек по числу колен Израиля, см. Двенадцать сыновей ) осмотреть землю Ханаанскую. После осмотра только Иисус Навин и Халев, сын Иефонниин, говорят Моисею, что очень хороша, за что все остальные хотят побить их камнями. Однако Яхве осуждает всех, кроме Иисуса Навина и Халева, на странствование и в пустыне (14). По повелению Яхве Моисей ставит Иисуса Навина «пред Елеазаром священником и пред всем обществом» (27, 19). После смерти Моисея Яхве внушает Иисусу Навину, чтобы он стал тверд и мужествен, хранил и исполнял закон Моисея (Нав. 1, 1-9). Под водительством Иисуса Навина израильтяне приходят к берегам Иордана. Яхве сообщает Иисусу Навину, что начнет прославлять его, как прежде прославлял Моисея. Первым знамением покровительства Иисусу Навину со стороны Яхве становится переход через Иордан. Когда священники, несущие ковчег завета, входят в реку, в ней останавливается и весь народ переходит на другой берег. После этого Иисус Навин изготовляет острые ножи и обрезает сынов Израиля, родившихся в пустыне на из Египта. С выходом израильтян из пустыни перестает падать с , и они начинают питаться плодами земли ханаанской. По слову Яхве Иисус Навин велит семи священникам нести семь труб перед ковчегом завета, обходя Иерихон в течение семи дней осады города; на седьмой день Иисус говорит народу, что Яхве передал город сынам израилевым, и «как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом, и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания» (6, 19). Все, что было в городе, - «и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [все] истребили мечом» (6, 20), пощадив только семью блудницы, которая укрыла лазутчиков, посланных Иисусом Навином в Иерихон перед началом осады. Все сокровища города помещаются в святилище, и израильтянам предписывается остеречься брать из заклятого. Когда израильтяне терпят поражение от жителей Гая, Иисус Навин разрывает на себе одежды, падает ниц перед ковчегом завета и лежит до самого вечера, пока Яхве не открывает ему, что Израиль согрешил. Иисус Навин изобличает ослушника, которым оказывается Ахан, взявший из заклятого прекрасную одежду, серебро и золото. После как Ахан признается в своем преступлении, его вместе с семьей побивают камнями и сжигают огнем в долине Ахор, сохранившей это название и позже (один из характерных для первых глав книги Иисус Навин образец этиологического предания, объясняющего происхождение места и его названия). По слову Яхве Иисус Навин посылает ночью войско к Гаю, устраивает засаду, окружает город и, выманив войско за городские пределы, истребляет все население, а Гая вешает на дереве. На Гевал Иисус Навин устраивает жертвенник, выбивает на камне список с закона Моисеева и читает его текст перед собранием Израиля (главы 7-8). Племя евеев Иисус Навин наказывает, повелев им рубить дрова и черпать воду для жертвенника Яхве, что они продолжали делать и в последующие времена (другой образец этиологического предания). Пять аморейских царей, которые выступили против Гаваона, заключившего мир с Иисусом Навином, Яхве предает в руки Иисуса Навина и бросает на них с неба камни; по молитве Иисуса Навина, воззвавшего к Яхве, на время битвы останавливаются и . Деятельности Иисуса Навина приписывается завоевание всех главных городов Ханаана в результате войн с народами, часть которых (хетты и др.), по историческим данным, в это время не жила в Ханаане. Разделив ханаанейскую землю (19, 49-50), Иисус Навин умирает в возрасте 110 ; его хоронят на горе Ефремовой.
Вопреки иудаистической и христианской традициям, приписывавшим составление книги Иисуса Навина её , в 1-й половине 20 в. ряд учёных (Альт и другие) высказали мнение, что первые главы книги представляют собой собрание разнородных этиологических преданий, связанных с именем Иисуса Навина значительно позднее (ок. 8-6 вв. до н. э.). При этом обращалось внимание на то, что проникновение израильских племён в Ханаан могло происходить мирным путём, а не в результате кровавых войн и завоеваний, приписываемых Иисусу Навину Однако в последние десятилетия (начиная с исследований Олбрайта) удельный вес этиологических легенд в книге Иисуса Навина признаётся менее значительным. Указывается, что во 2-й половине 13 в. до н. э. (в период, к которому может быть отнесён реальный конец исхода), по археологическим данным, многие ханаанские города были насильственно разрушены. Поэтому часть книги может по содержанию (а по мнению ряда исследователей, и по форме, поскольку некоторые её части представляют собой запись древних эпических песен) оказаться более близкой ко времени лежащих в её основе исторических событий (завоевание Ханаана теми коленами Израиля, которые пришли из Египта); в этом случае составление древнейших частей книги относят ко времени ок. 900 до н. э. (что на три века позднее лежащих в её основе реальных событий). Вопрос о соотношении мифопоэтических элементов (чудо с расступившейся водой Иордана, каменный град, обрушившийся с неба, обвалившаяся от звука труб стена Иерихона, остановившиеся

Иисус Навин является одной из центральных фигур в и . Согласно книгам , и Книге Иисуса Навина, он был помощником Моисея и стал лидером израильских племен после смерти Моисея. Его звали Осия, сын Навина, из колена Ефремова. Моисей дал ему имя Иисус. Согласно Библии, Иисус Навин родился в Египте еще до исхода.

Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин был одним из двенадцати соглядатаев Израиля, посланных Моисеем осматривать землю Ханаанскую. В книге Чисел сказано, что после смерти Моисея Иисус, сын Навина, повел израильские племена на Ханаан. Согласно библейской хронологии, Иисус жил в конце бронзового века и умер в возрасте 110 лет.

Роль Иисуса Навина в Исходе.

Иисус Навин был главной фигурой в событиях исхода. Он был выбран Моисеем в качестве командующим в походе против Амаликитян, в котором одержал победу. Позже Иисус Навин сопровождал Моисея, когда тот восходил на библейскую гору Синай для общения с Богом. Иисус Навин был вместе с Моисеем, когда тот спустился с горы и увидел израильтян вокруг Золотого Тельца.

Позже, Иисус Навин был одним из двенадцати шпионов, посланные Моисеем, чтобы исследовать землю Ханаанскую. Только он и Халев по возвращению сообщили, что в силах будут завоевать землю, остальные же сокрушались, что силы Ханаана слишком велики (Книга Числа, глава 14 ).

Согласно книге Иисуса Навина, Бог повелел ему продолжить дело Моисея и передать народу во владение землю, которую Бог пообещал еще их отцам.

Первая часть книги Иисуса Навина охватывает период, когда Иисус Навин вел завоевания Ханаана.

Завоевания Ханаана

Первой победой Иисуса Навина стала . Затем Иисус Навин послал несколько человек на разведку в Гай с восточной стороны Вефиля. Возвратившись, разведчики сказали, что Гай можно взять малыми силами и нет смысла посылать туда всю армию. Однако жители Гая победили отряд Навина, убив при этом 36 человек. Виной тому был грех одного из израильтян, который совершил кражу и, тем самым, навлек на народ гнев Господа. Виновный был побит камнями. После чего была одержана долгожданная победа над Гаем.

Израильтяне под предводительством Иисуса Навина столкнулись с альянсом пяти Аморейских царей, которые объединились, чтобы противостоять народу Израиля. В сражении Навина против альянса царей Сам Господь был на стороне Израиля – он метал с неба огромные камни. Более того, согласно Библии, Иисус Навин остановил солнце на небосводе, чтобы враги не смогли сбежать под покровом ночи. С помощью Господа Иисус Навин смог завоевать большую часть земли Ханаанской.

Смерть Иисуса Навина.

Когда Иисус Навин был «стар и в летах преклонных», то созвал старейшин и начальников Израиля, и призывал их не ассимилироваться с местными племенами, потому что это может привести их к измене Богу. На общем собрании он простился с народом, увещевая их быть верными своему Богу. Вскоре после этого он умер в возрасте 110 лет и был похоронен на горе Ефремовой.

Историчность образа Иисуса Навина.

Считается, что текст Книги Чисел и Исход, повествующий об Иисусе Навине, был более поздней вставкой, а потому историчность Иисуса Навина до сих пор вызывает много споров. Многие историки отрицают реальное существование Иисуса Навина, считая его легендарной фигурой.

Кэролин Пресслер, к примеру, считает, что Книга Иисуса Навина важна, в первую очередь, как богословское рассуждение, но не имеет исторической ценности.

Внутренние свидетельства в книге Иисуса Навина, и повторное использование фразы ‘в этот день’ говорит о том, что события либо были записаны по прошествии времени, либо и вовсе выдуманы.

Таким образом, большинство ученых сегодня согласны, что большая часть повествования о завоевании земли Ханаана в книге Иисуса Навина лишена исторической подлинности.

Взгляды на образ Иисуса Навина.

В Еврейской раввинистической литературе Иисус Навин описывается как верный, скромный, достойный и мудрый человек. Библейские стихи иллюстрируют эти качества и их вознаграждение.

В христианстве Иисус Навин — тот, кто привел Израиль в Ханаан. Среди ранних отцов Церкви, Иисус Навин является прообразом Иисуса Христа.

Иисус Навин также пользуется уважением среди мусульман. Согласно Исламской традиции, он был одним из двух шпионов, посланных Моисеем на разведку в земли Ханаанские. Мусульмане также признают Иисуса Навина лидерам израильтян после смерти Моисея. Образ Иисуса Навина играет важную роль в Исламской литературе, поэтому он чрезвычайно важен для тех, кто занимается сравнительным религиоведением. При этом, Иисус Навин не упоминается по имени в Коране.

Иисус Навин упоминается во многих литературных произведениях, к примеру, в «Божественной комедии» Данте. Георг Фридрих Гендель написал ораторию ИИСУС НАВИН.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: