Характеристика, особенности и анализ стихотворения Есенина «Русь советская. Анализ стихотворения С.А

1924 годом датируется триптих С. Есенина «Русь советская, «Русь бесприютная», «Русь уходящая», развивающий мотив прощания с деревянной деревней, с избяной Россией.
Драматическая, но с оптимистической концовкой, элегия «Русь советская ». В ней повествуется о событиях, происходящих на просторах великой страны («Тут ураган прошел. / Нас мало уцелело» — начальная строфа произведения), утверждается любовь к Родине — России — несмотря ни на что. Стихотворение заканчивается в стиле В. Маяковского — плакатно, броско, как лозунг. В концовке нет ни одного традиционного есенинского усложненного образа, стиль повествования — прозрачный, простой, точный в смысловом отношении:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Однако вместе с этой общественно значимой ситуацией — «любить или не любить» ставшую советской Родину — в стихотворении показывается взаимоотношение поэта с родной, изменившейся деревней, «осоветившейся», свыкающейся с изменениями. Поэт через восемь лет возвращается «в край осиротелый», где все оказывается не таким, как раньше: нет отчего дома, знакомых, некому «шляпой поклониться». Самым ярким об разом-деталью, возникающим в сознании одинокого, отверженного «скандального поэта», настроенного не враждебно к новому, но глубоко обиженного, задетого за живое, становятся слова — «В своей стране я словно иностранец». «Иностранец» тем более расстроен, что его именно таким, чужим воспринимают в родном селе.
В последних строфах стихотворения автор признается в любви к Родине. Наряду с любовью к родной земле поэт ставит любовь к поэзии, раскрывает мотив рыцарской верности искусству: оказывается, его одиночество скрасит оставленная лира — символ творчества. Так, в стихотворении параллельно развиваются темы Родины и поэзии. Уверенность в том, что жизнь прожита не зря, крепнет. Ободрившись и воскреснув душой, герой-автор берет более высокую ноту: элегический пафос вытесняется одическим. И третий мотив звучит в конце произведения — мотив веры в молодое поколение, его лучшее будущее: «Цветите, юные, и здоровейте телом! ».
Вторая часть триптиха — «Русь бесприютная » — строится на сюжете о жизни отверженных обществом детей — беспризорников — и дополняет картину, показанную в «Руси советской». Поэт адресует стихи бесприютным детям — будущему страны, в которых, возможно, гибнут Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Некрасов, тем детям, что ночуют в случайно найденных обогреваемых местах.
В «Руси уходящей » поэт продолжает раскрывать тему раскола общества, ведет речь о том, что и сам он пока еще «не вписался» в новую жизнь. Дважды повторяется в стихотворении рефрен «Знать, оттого так хочется и мне, / Задрав штаны, / Бежать за комсомолом». Впервые в этом стихотворении С. Есенин открыто заявил о своей послеоктябрьской раздвоенности афористическими строками:

Остался в прошлом я одной ногою.
Стремясь догнать стальную рать.
Скольжу и падаю другою.

Анализ стихотворения С.А. Есенина

«Русь советская».

Середина 20-х – время подведения итогов революции, гражданской войны, восстановления народного хозяйства, усиления влияния вводимых порядков. Со свержением царизма жизнь повсюду изменилась, установленное общественно-политическое устройство открыло ранее недоступные возможности гражданам новой страны – Советского Союза. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение, конечно же, и в поэзии С.А. Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина», др. Одним из произведений, написанных в этот период, стала «Русь советская» (1924 год).

По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.

В первой части (1 – 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:

Что родина?

Вторая часть (10 – 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного – признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.

В третьей части (15 – 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт здесь показан истинным гражданином – цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением – приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… – и тем уже доволен…»

В четвертой части (19 – 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения – квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель – служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.

Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального – образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине». Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир лирического героя – основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.

«Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» - это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др. Также С.А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера). Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?»)

и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»). Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.

С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.

Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского, а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.

Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, «сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия». Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт «живого» и «железного». Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший («приемлю все»), воспринимал «чужую юность» как сильного врага.

Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется выделить стихотворение « » , написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.

Само название - «Русь советская» - звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения - человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье «Памяти Есенина» Юрий Анненков, «творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и - сломалась». Действительно, лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой. Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина - «В хате», «С добрым утром!», «Берёза».

Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни» , «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись» , «хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп» . Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны.

Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна» , а его «поэзия здесь больше не нужна» , и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:

Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?

Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».

Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен» .

А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита» . Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом» , а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю» , но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.

Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать
Всем существом в поэте

Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».

Элегия под названием «Русь советская» была написана Есениным в 1924 году, как и две остальные части триптиха - «Русь бесприютная» и «Русь уходящая». Это стихотворение драматично, однако в его концовке читатель найдет оптимистические ноты. В нем поэт рассказывает о тех событиях, которые происходили на просторах великой страны. Произведение завершается подобно стихотворениям Маяковского. В его краткой концовке нет ни одного образа, свойственного традиционному есенинскому творчеству. В те времена было очень модным воспевать новый политический строй, идеализировать его. И Есенин не стал исключением.

Основные мотивы произведения

Подготавливая анализ стихотворения Есенина «Русь советская», необходимо отметить: это произведение выпадает из общего ряда написанных в этот период стихотворений Есенина. Поэт признает, что новый политический строй необходим, однако при этом делает это как бы мимоходом. Для него данная необходимость не является первостепенной. Основной мотив стихотворения - это одиночество лирического героя, его ненужность в новую эпоху.

Поэтический талант Есенина во многом питался его чувством любви к родному краю. В анализе стихотворения Есенина «Русь советская» можно упомянуть, что произведение отражает неумолимость хода времени, которое Есенин ощущал гораздо острее многих своих современников. В заглавии произведения поэт совместил разные понятия. Его «Голубая Русь» превратилась в «Русь советскую». Заветное слово, которое означает родину поэта, употребляется теперь в горько-ироничном смысле. Таким образом, выразительность заглавия обеспечивается поэтом за счет применения оксюморона: предмету приписываются те свойства, которые несовместимы с ним. Затем следует парадоксальное единство этих признаков с указанным предметом, что и вызывает ощущение иронии, особое понимание данного явления.

Первые строфы: тоскливое настроение

Произведение поэт начинает с приема метафоры «Тот ураган прошел…». Местоимение, употребленное поэтом, дается без дополнительного, конкретизирующего слова. Произведение начинается с описания одиночества лирического героя. Он «осиротел» в родном краю. Особенно выразительным является сравнение мельницы с птицей, оставшейся с одним крылом. Еще больше значимость эпитета «единственный» подчеркнута с помощью обратного порядка слов. Вид мельницы наводит тоску, а образ птицы может ассоциироваться с народным образом птицы-вестника. Это сравнение школьник может упомянуть, проводя анализ стихотворения Есенина «Русь советская». В этой же строфе читатель может найти еще один несовместимый образ - «грустная радость». Эти слова имеют противоположное значение, однако создают смысловое единство. Еще больше нагнетается тоскливое настроение в следующей строфе. Здесь с помощью ключевых слов образуется перекрестная рифма: «не знаком» - «дом», «забыли» - «пыли».

Анализ стихотворения Есенина «Русь советская» показывает, что в первых трех строфах произведения можно отметить ряд слов, в которых присутствуют отделяемые приставки. Они несут значение законченности действия, и благодаря этому еще больше усиливается ощущение безысходности, охватившее лирического героя.

Противопоставление одиночества и «кипящей» жизни

В четвертой строфе покинутости поэта противопоставляется «кипящая» жизнь, которая полна суеты. Слово «сновать» в первую очередь вызывает ассоциации с понятием толпы или же безликой массы людей. Ощущение одиночества усиливается еще больше с помощью отрицательной частицы «ни» и местоимения «некому». Пятая строфа содержит в себе эмоциональное восклицание: «Что родина? Ужели это сны?» В данном случае стилистический вариант слова «неужели» Есенин применяет для передачи эмоционального отношения лирического героя к положению вещей.

Анализ стихотворения С. Есенина «Русь советская» показывает, что следующая строфа начинается с восклицания «И это я!». Здесь два раза появляется местоимение «я». Впервые в этом месте появляется глагол будущего времени. Мир есенинского произведения меняется, теперь начинает понемногу звучать тема славы и памяти. Поэт совмещает просторечное слово «баба» с высоким «пиит». И это еще больше усиливает напряжение, ощущение надлома.

Седьмая и восьмая строфы: голос разума, отрезвляющий лирического героя

Однако седьмая строфа начинается с «но» - этим думы лирического героя как бы обрываются. Школьник может сделать акцент на этом, проводя анализ стихотворения Есенина «Русь советская» по плану. Трезвый разум заставляет его опомниться. Поэт понимает, что «тот вечерний несказанный свет», который горел в его родном доме когда-то, уже потух. Вместо него «новый свет горит». В этой части произведения выстраивается некий синонимический ряд: «советская», «новый», «другой». Снова дает о себе знать голос разума, который напоминает поэту о том, что он стал «немного отцветать». Два раза повторяется эпитет «другие». Это местоимение становится прилагательным с очень емким значением. Словом «другие» Есенин называет тех своих современников, которые сделали выбор в пользу революции, восторженно ее воспевали. Они утратили творческую самобытность, положив ее на алтарь служения новой идеологии. Диктатура заставила поэтов носить притворную маску преданности «великому» делу революции. Но у Есенина маска эта не могла срастись с истинным лицом.

Десятая строфа: утрата соборности

На глазах у поэта погибает прежняя Русь. Раньше простой народ объединялся верой в Бога. Деревенский храм для поэта всегда был частичкой родного дома. Именно поэтому в произведении присутствует печальное сравнение: «У волости, как в церковь, собрались». Поэт создает достаточно сложный образ с помощью приема метонимии. Ведь воскресенье является светлым христианским днем, и в русском народе была жива традиция собираться в воскресенье на церковную службу. Но теперь все поменялось, и целью собрания теперь уже не является божественная литургия.

Своеобразно и лексическое наполнение этой строфы. Здесь можно встретить метафорический эпитет «корявый» в значении «неискусный», «некрасивый». А также «немытый», который является синонимом предыдущего эпитета. Есть также и просторечная форма «жись», помогающая читателю более ярко представить сцену деревенской жизни, в которую врываются события новой и во многом непонятной эпохи.

Одиннадцатая строфа: описания пейзажа

Здесь впервые встречается уже привычная для есенинского творчества лексика: «вечер», «закат», «ноги босые». Ощущение времени теряется - сколько бы лет ни прошло, и какие бы эпохи ни сменяли друг друга, природа останется в своем прежнем спокойствии. Оттого что в природе все гармонично, а людям этот мир недоступен, у лирического героя и появляется ощущение грусти. В этой строфе отдельно стоит отметить оригинальную рифму «позолотой» - «ворота».

«Отставание» лирического героя от эпохи

В двенадцатой строфе ироничный тон создается с помощью сочетания высокого слова «лик» и определения «сонный». Также употребляется поэтом и разговорная форма причастия «морщиня».

Слово «агитка» в словаре Ушакова обозначается с пометой «пренебрежительное». Этому понятию дается следующее определение: «Агиткой называется произведение искусства, в котором преобладает агитационный элемент. Нередко это делается в ущерб художественности». Таким образом, в четырнадцатой строфе имеется два неологизма. Слово «комсомол» также является для Есенина необычным и новым. Об этом также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Сергея Есенина «Русь советская».

Следующая строфа отличается неодобрительным возгласом лирического героя: «Какого ж я рожна…» Здесь же встречается и разговорный глагол «орать». Есенину кажется, что он отстает от нового времени. И горькое восклицание подчеркивает его согласие смириться с текущим положением вещей.

Семнадцатая строфа начинается со слов «Приемлю все…». Поэт подчеркивает, что для него самой большой ценностью является поэтическое творчество. В предпоследней строфе Есенин использует прием антитезы, противопоставляя жизнь и смерть. При этом на одном полюсе оказывается «Я» лирического героя, а на другом - «вы». С помощью союза «а» строфа оказывается разделенной на две части. Впечатление еще больше усиливается с помощью риторических восклицаний девятнадцатой строфы: «Цветите, юные! И здоровейте телом!» Тон становится еще более патетическим.

Главной строфой произведения является заключительная - это необходимо отметить, завершая анализ стихотворения «Русь советская». Здесь обилие шипящих делает звучание строфы похожим на шепот. Ведь речь идет об очень личных для поэта вещах - Родина для Есенина достойна того, чтобы воспевать ее, хотя и любовь к ней у поэта двойственна. Вопреки большинству тех, кто придерживался концепции интернационализма, Есенин утверждает, что для него главной ценностью остается Родина.

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Здесь даже мельница – бревенчатая птица

С крылом единственным – стоит, глаза смежив.

Я никому здесь не знаком,

А те, что помнили, давно забыли.

И там, где был когда-то отчий дом,

Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

А жизнь кипит.

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят думы:

Что родина?

Ужели это сны?

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть с какой далекой стороны.

Я, гражданин села,

Которое лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского скандального пиита.

«Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин.

Они, пожалуй, будут интересней –

Уж не село, а вся земля им мать».

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались.

Корявыми немытыми речами

Они свою обсуживают «жись».

Уж вечер. Жидкой позолотой

Закат обрызгал серые поля,

И ноги босые, как телки под ворота,

Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным,

В воспоминаниях морщиня лоб,

Рассказывает важно о Буденном,

О том, как красные отбили Перекоп.

«Уж мы его – и этак, и разэтак, —

Буржуя энтого…которого…в Крыму…»

И клены морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму.

С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Прости, родной приют.

Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен,

Пускай меня сегодня не поют –

Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,

Ни матери, ни другу, ни жене.

Лишь только мне она свои вверяла звуки

И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, –

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

В 1924 г. Есенин первым среди литераторов того времени затронул в своих стихах тему судьбы “родных обителей” с точки зрения вновь обретенного взгляда на мир. Первым таким произведением стало стихотворение “Возвращение на Родину”, в котором звучит глубокая тоска и печаль от необратимо наступающих перемен в жизни родины и странное чувство незримой пропасти, которая пролегла между лирическим героем и “новой” деревней.

С огромной, почти эпической силой эта тема прозвучала в написанном тогда же стихотворении “Русь советская”. Это одно из самых глубоких и совершенных созданий позднего Есенина.

Само название “Русь советская” уже говорит о сложности восприятия Есениным тогдашнего уклада жизни. Слово “Русь” напоминает о многовековых традициях русского народа, о его вере, о сложном и славном историческом пути родной страны. А прилагательное “советская” звучит как антитеза, это слово говорит уже о новом строе, не имеющим ничего общего с Русью, православной Русью.

В первой же строке стихотворения звучит мотив революции, которую автор сравнивает с ураганом. Такое сравнение достаточно традиционно в русской литературе. В первом четверостишии просматривается параллель с Пушкиным, с его стихотворением “Вновь я посетил…”

…Вновь я посетил тот уголок земли,

Где я провел изгнанником два года незаметных,

Как здесь, так и в “Руси советской” звучит мотив утраченного дома. В третьем стихе Есенин использует метафору “край осиротелый”, чтобы подчеркнуть опустошенность, которую лирический герой ощутил, вернувшись в родную деревню. И действительно, эпитет “осиротелый” как нельзя лучше подходит к описанию теперешней России. Речь идет не столько об осиротевших семьях, сколько о потере исторической государственности, веры, сердечной теплоты. Здесь можно также услышать и библейский мотив блудного сына, который вернулся на родину после долгих лет странствий. Но, в отличие от библейского героя, лирический герой стихотворения не находит в родном краю прощения и радушной встречи. Наоборот, он ощущает здесь одиночество и отчужденность:

Той грустной радостью, что я остался жив?

Оксюморон “грустная радость” еще более усиливает печальную интонацию этих строк. Во второй строфе появляется образ мельницы как символа родины, символа русской деревни. Эту мельницу автор сравнивает с птицей “с крылом единственным”. Здесь слышится мотив ущербности. Как птица, неспособная летать, теряет смысл жизни, так и мельница в “новой” деревне утратила свое назначение.

В третьей строфе мотив сгоревшего дома, мотив пепелища перекликается со стихотворением Пушкина “Два чувства дивно близки нам…” Строки Есенина во многом автобиографичны. Известно, что в 1922 г. дом родителей Есенина сгорел. Но здесь пепелище на месте отчего дома олицетворяет скорее крушение старого мира, старого уклада жизни на фоне нового миропорядка.

В начале четвертой строфы “ломается” стихотворная строка. Автор выносит поэтическую мысль “А жизнь кипит…” в отдельную строку, после которой следует пауза. Здесь в глаза бросается антитеза, основанная на контрасте между суетой жизни и раздумьем лирического героя. Также звучит мотив изгнанника в родной стране. “Ни в чьих глазах” лирический герой не находит любви и понимания.

Первые 4 строфы можно назвать вступительной частью стихотворения. Главная начинается с рассуждения лирического героя. “Что Родина?” Автор выделяет этот риторический вопрос в отдельную строку, чтобы подчеркнуть его значимость. Продолжает развиваться мотив отчужденности лирического героя в родном краю. При этом лирический герой называет себя “пилигрим угрюмый”, говорит, что “в своей стране … словно иностранец”. Интересно сравнение “пилигрим”, т.е. паломник, странник, который отрекся от мирской жизни ради веры, который живет в своем, особенном мире, и люди часто его не понимают. Лирический герой, вопреки всему, верит в свою родину, в свое отечество и не может принять новой “веры”.

Ирония и боль слышатся в шестой строфе стихотворения. Первая строка выделена как риторическое восклицание. Здесь автор опять использует антитезу, совмещая в одной строфе совершенно разные по стилю слова: “баба” и “пиит”. И все это работает на усиление того болезненного чувства, которое испытывает герой. Здесь начинает звучать тема поэта и его страны.

Далее слышится мотив разлада между умом и сердцем лирического героя. Умом он понимает произошедшие перемены и верит: будущее — за молодым поколением. Но сердце отказывается принимать “новую” жизнь, чувствует лишь боль. Очень необычно, что сравнительно молодой человек
(в момент написания стихотворения Есенину было 29 лет) уступает дорогу другому поколению:

Уже ты стал немного отцветать,

Другие юноши поют другие песни.

Они, пожалуй, будут интересней —

Уж не село, а вся земля им мать.

Здесь появляется мотив завершенности жизни. В следующей строфе можно заметить прямую перекличку с уже упомянутым стихотворением “Возвращение на родину”:

И вот сестра разводит,

Раскрыв, как Библию, пузатый “Капитал”,

О Марксе, Энгельсе…

Ни при какой погоде

Я этих книг, конечно, не читал.

Эти строки в каком-то смысле объясняют фразу: ”Язык сограждан стал мне как чужой”.

Далее в стихотворении появляется эпический элемент — сюжетные картинки, с помощью которых автор изображает жизнь “новой” деревни. Для придания красочности и правдоподобия этим картинкам поэт включает слова деревенского обихода, такие, как “жись”, “буржуя энтого” и т.д. Сравнивая собрания у волости с воскресным посещением церкви, поэт поднимает проблему попранной веры.

Прием олицетворения, с помощью которого создается образ природы, был характерен и для юного Есенина. Но теперь поэт использует такие эпитеты, как “жидкий”, “босые”, сравнивает тополя с ногами тёлок. Всё это создает весьма приземленный образ деревенской природы, созвучный настроению стихотворения.

Пятнадцатая строфа стихотворения является его кульминацией.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Это крик души. Здесь размышления о родной стране достигают своего апогея, герой до конца сознает свою ненужность в “новом” мире, поняв, какая непроходимая пропасть лежит теперь между ним и воспетым им когда-то русским народом. С помощью ассонанса (страна — рожна — ора л — нужна ) автор выделяет это четверостишие.

Заключительная часть стихотворения начинается с инверсии и повтора (Приемлю все // как есть все принимаю). Этот прием автор применяет для усиления логического ударения, подчеркивая готовность следовать горькому, но неизбежному жребию, “готов идти по выбитым следам”.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам, —

в этих строках выражена двойственность мироощущения поэта. Он готов смириться с новым укладом жизни, но свой дар не может приспособить к нему.

В предпоследней строфе завершается мотив смирения, примирения с действительностью. И герой желает молодому поколению: “Цветите, юные! И здоровейте телом!” Автор использует одно и то же слово для создания различных образов (“отцветать” — “цветите”), тем самым создавая своеобразную перекличку: («…Я стал… отцветать» — «Цветите, юные…»).

Герой желает молодому поколению здороветь именно телом. Не потому ли, что “здороветь” душой под распеваемые “агитки” очень трудно?

Последние две строки этого четверостишия завершают тему одиночества, сближая ее с темой вечного.

Можно заметить, что в стихотворении присутствуют разные ритмы: сначала это лирическая интонация, затем почти частушка, и в заключение — опять лирическая интонация. И лишь в последней строфе на смену этой интонации, вполне соответствующей мотиву смирения, приходит твёрдое патетическое признание, как бы вопреки всему, о чем говорилось прежде. Эта строфа написана четким, торжественным ямбом. Эти строки утверждают одно: Русь жива. Советская- это лишь одна из форм существования великой, духовно неиссякаемой страны, которую Есенин всегда воспевал в своем творчестве.

4. Как завершается работа? Если заключительная часть сочинения кажется вам недостаточно полной, расширьте ее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: