Фавориты Игоря Старого: Прекраса (Ольга), Свенельд. Свенельд, князь древлянский



Arsenij .... написал вчера в 17:38

И так, расследуется убийство Игоря Рюриковича, национальность – русич, профессия – витязь, должность – Князь Киевский.

Что говорит нам об этом «Повесть временных лет»?

Князь Игорь с большой дружиной ушел собирать дань – это факт. Но скоро дружина начала жаловаться на то что воины дружины «воеводы» Свенельда насобирали дани больше чем непосредственно княжеские дружинники. Вообще интересно что этим возмутились именно дружинники, не сам князь: Почему это воевода собирает дани больше чем он – Князь Киевский? Ведь собирают они дань с одной и той же кормовой базы, и если одному – больше, то другому – меньше. Или воевода считает себя круче Князя? Судя по дружинникам – так и есть.

Тоже кстати интересный момент:

Со всей княжеской дружиной древляне бы не справились, она вполне на равных с Восточно-Римской империей воевала. Значит князь взял не всю дружину, а именно - её малую часть, а остальную отправил в Киев (с их слов мы эту историю и узнаем).

В принципе можно предположить что князю не очень хотелось делиться собранной данью со всеми дружинниками, тк доли у всех получились бы более чем скромные. Но тут два аргумента:

А) Уж больно беспечен князь Игорь отправляющийся к древлянам с небольшим отрядом, в других войнах он таких глупостей не делал, а был он опытным воином.

Б) Дружинники, отправленные в Киев, больно уж легко отказались от соучастия в разделе дани.

Древляне (по тексту «Повести») решают что он с них с живых не слезет и убивают его, то есть убийство якобы изначально древлянами и не задумывалось, а было следствием жадности князя Игоря. Но последующие события заставляют меня в этом усомниться.

Ну убили князя, с кем не бывает, но немедленно посылать сватов к его вдовице это уже сверх-наглость, другого слова не подберешь. Но обо всем по порядку.

В Киев возвращается большая дружина Игоря с данью. Кто её возглавляет? Не Свенельд ли? Иначе как бы воины Игоря узнали что Свенельдичи насобирали больше?

Им естественно задают вопрос: «А где Князь?!?!»

На что воевода отвечает: «А он это… по дороге отстал… дела там у него какие-то…вроде дань с древлян дособирать хотел… обещал потом догнать.»

Но когда до Киева дошли черные вести о убийстве Игоря, а потом и послы от древлян, то по логике уже косые взгляды должны были быть обращены на дружину. Лет за 200-300 до описываемых событий среди народов Приднепровья ещё вполне был распространен обычай «соумирающих». То есть со смертью князя на тот свет отправлялись не только его кони, жены и наложницы, но и верные дружинники не желающие пережить смерть своего Князя, которого не смогли уберечь в бою.

Я конечно не настаиваю на таких обычаях в просвещенном 10-м веке и не предлагаю им побросаться на мечи, чтобы встретиться с Князем в Светлом Ирии, но тем не менее честь витязей фактически бросивших князя и не отомстивших за него - нарушена. Однако никто не описывает никаких выяснений отношений на этот счет, хотя бы по отношению к воеводам. Да и княгиня Ольга за князем в Ирий не отправляется, что странно.

Древляне тоже ведут себя своеобразно. Их сватовство к ещё не окончившей траур Ольге – это явно не просто желание князя Мала залезть в Ольгину кровать. Древляне явно считают себя победителями и хотят узаконить этот статус приобретением всего имущества побежденного: и жены, и Киева. То есть древляне сознательно хотят быть первыми в иерархии славянских общин (племен), отодвинуть влиятельных полян. Косвенные подтверждения – это то сколько сил и времени потребовалось Киеву чтобы потом подчинить древлян и взять Искоростень.

То есть они не забитые данники, доведенные поборами до отчаяния и восстания. Они сильный конкурент полян, который изначально задумывал убийство Игоря, а тут подвернулся удачный случай. Я правда подозреваю что случай был не совсем случайным, и Игорь оказался в древлянских землях с малой дружиной вполне запланировано, и древляне об этом знали.

Тогда в эту версию более менее укладываются странная доверчивость или сверхнаглость древлян. Они спокойно посылают послов в Киев когда страсти ещё не остыли и дружинники теоретически хотят смыть свой позор кровью древлян, да ещё и с издевательским предложением. Послов вполне естественно - убивают. Так эти чудаки ещё и второе посольство посылают, которое сжигают в бане! Либо у древлян что-то с логикой, либо они имели устные гарантии от кого-то в киевских верхах. Но этот «кто-то» не предоставил им той поддержки, которую обещал.

Вообще, рассмотрение всех возможных «женщин на тоне» (ну разве что кроме королевы Христины, но у неё другой профиль) подсказывает что даже рядом с умной женщиной всегда стоит фаворит-мужчина. Из отечественных примеров: Василий Голицын при царице Софье, череда выдающихся фаворитов при Елизавете и Екатерине итд. Даже королева-девственница вроде бы этого была не чужда, хоть платонически.

Так что думаю и Ольга, будучи относительно молодой женщиной возглавившей государство в кризисной ситуации, опиралась на кого то из властных сподвижников мужа.

А что мы собственно знаем о Свенельде?

Второй человек в княжестве после Игоря. Год рождения неизвестен. Но если рассудить по логике:

Свенельд жил нереально долго по тем временам и до самого конца принимал участие в походах. Воевал вместе с Игорем, но пережил и его сыновей и некоторых его внуков. Это в те годы, когда 40-летние считались долгожителями. То есть он либо родич Дункана Маклауда, либо к моменту смерти Игоря он был очень молод, хотя храбр, умен и влиятелен. Вряд ли ему даже больше 25 лет было на тот момент. Так что он вполне мог закрутить роман с Ольгой, хотя их отношения могли оставаться в основном и платоническими, то есть на чистом расчете. Свенельду достаточно теневой власти, если он захватит Киевский стол, то не будет легитимен. Помните историю Аскольда: «Он княжеского рода, а Вы – не княжеского.» И это сможет сказать любой киевский боярин для обоснования своей непокорности. Так что вариант регентства при малолетнем Святославе вполне устраивает Свенельда.

А Ольге нужны мечи Свенельда чтобы защитить себя и сына, и для этого она пойдет на всё. Это же не фэнтези где принцессы и воительницы мечами машут так что только тролли в стороны разлетаются. От неё в битве толку мало, наоборот защищать нужно постоянно. Так что налицо совпадение интересов.

А вообще вся эта история с отделившейся и попавшей в засаду малой дружиной, с вернувшейся в киев как нив чем не бывало большой дружиной не напоминает ли до деталей гибель и князя Святослава Храброго?

Тема конечно заезженная, но поясню свою мысль. Из Болгарии и Киев возвращается войско Святослава, которое только что и вполне успешно вничью сыграло с пожалуй сильнейшей на тот момент армией Европы – ромейской. Далее, князь отдает Свенельду всю дань и войско, а сам с небольшим отрядом без объяснения причин отправляется опасными путями (заранее якобы зная о печенежской засаде) в Киев отдельно. Если уж речь шла о сохранении дани от разграбления, то всякие отвлекающие маневры бессмысленны. На объединенное войско Святослав тогда не рискнул бы напасть не то что какой то печенежский хан, а любой воитель Европы. Человек неоднократно побеждавший Восточный Рим, Хазарский Каганат, Булгарию и Болгарию, воинственных ясов и касогов имел такую славу что связываться с ним – себе дороже.

Версия о том что Куря мстил за честь печенегов мне кажется не очень убедительной. Просто нельзя на печенегов переносить менталитет русичей, причем былинных. Набеговый менталитет совершенно иной, там правит прагматизм: не стыдно нападать на более слабого, не стыдно убегать от более сильного. Кто такой Куря – тоже малопонятно, но допустим что один из печенежских ханов. Для войска Святослава – это не угроза вообще, он таких плевком разгонял. Хазария или Византия – куда более крутые противники, но были им побеждены. Куря вполне понимает, что если просто встретится с войском Святослава, то шансов у него никаких, о нем и его печенегах будут говорить только в прошедшем времени. А какой же он хан если приведет своё племя на гарантированную бойню? Другой разговор, если Куря точно знал что Святослав идет даже не с малой дружиной, а с отрядом ближайших телохранителей и побратимов. Тут есть шанс справиться. Но откуда Куря так хорошо знает каким путем пойдет Святослав и сколько с ним будет людей?

Византийцы и болгары об этом ему сказать не могли, тк Святослав перед ними не отчитывается. Путь и численность войск знал только человек занимающийся в войске Святослава военным планированием. Опять упираемся в фигуру воеводы Свенельда.

Какой у него был мотив? Да простой, Святослав возмужал и более не нуждается в наставниках. Раньше было легко сплавить его в походы или охоты и рулить государственными делами, или подсказывать ещё молодому князю «правильные» решения. Но после отступления из Болгарии Святослав мог испытывать сильную горечь и решительно поругаться со Свенельдом, стать более своенравным и упрямым. Вот и пришлось подрезать Соколу крылья.

Что произошло в пути - трудно сказать, всё известно опять же со слов Свенельда вернувшегося в Киев с богатствами и взявшего шефство уже над сыновьями Святослава.

Но будем близки к тексту «Повести»:

Войско разделилось, небольшой отряд телохранителей и друзей Святослава был фактически брошен в пути. С бОльшими силами Святослава печенеги бы просто не связались, слишком уж велики были бы потери даже если повезет победить.

Куря был заранее осведомлен о пути и численности воинов Святослава, например воеводой Претичем, тот с печенегами давно на дружеской ноге. Куря понадобился по двум причинам:

Во-первых, авторитета Свенельда хватило чтобы увести большинство воинов, возможно они и не знали что бросают князя, а просто выполняют приказ командира. Но натравить воинов на Святослава даже ему было не под силу, несмотря на то что отступление поколебало авторитет непобедимого князя в дружине. К тому же если в убийстве будут участвовать только его Свенельдичи, то в Киев прибудет масса живых свидетелей и соучастников убийства, информация всё равно просочится.

А во-вторых, Свенельд, свалив грязную работу на Курю (как раньше на древлян), может с чистой совестью клясться на чем угодно, что на нем «нет княжеской крови, что он как и все скорбит, что готов отмщевать неразумным печенегам» итд.

А он спокойно говорит: «А это… отстал по дороге… говорил что догонит… дела у него какие то там».

Временно такое объяснение могло всех устроить, хотя второй раз смотрится уже подозрительно. Но что самое интересное, Святослав зимует в Приднепровье, то есть уже пора бы сыновьям начать волноваться и посылать поисково-спасательную экспедицию. Тем более что днепровские пороги от Киева не так и далеко, не Болгария и не Поволжье.

Однако никто на помощь Святославу не спешит.

Свенельд тем временем набивается в наставники сыновьям Святослава. О его реальной власти говорит следующий эпизод «Повести»:

И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: "Смотри, этого ты и хотел!".

То есть Свенельд при молодом князе Киевском опять реально рулит политикой, хотя годы берут своё и хватка немного ослабла.
Расследуется убийство князя Игоря Рюриковича - Средневековый детектив


Участие в войнах: Поход на древлян. Походы Святослава. Междоусобные войны.
Участие в сражениях: Преслав

(Sveneld) Киевский воевода X века

Имя его связано с целым рядом событий на Руси во второй половине X века, и летопись неоднократно называет Свенельда в числе соратников и друзей великих князей Игоря , Святослава и Ярополка .

Первое упоминание о Свенельде относится к 945 году. В этом году князь Игорь предпринял свой последний поход на древлян. Перед началом этого несчастного похода дружина Игоря упрекала князя, что он неравномерно распределил между дружинами богатства: «Отроки Свенельда, — указывает князю дружина, — оделися оружием и одеты, а мы наги; пойди, княже, с нами в дань, да и ты добудеши и мы». Желая удовлетворить недовольных дружинников, князь и предпринял новый поход на древлян за данью.Свенельд разбогател, вероятно, благодаря тому, что по поручению князя собирал дань с подвластных племен. Не желавших добровольно платить он усмирял оружием. Он известен также действиями против угличей, приводя их под власть великого князя. Свенельд выдержал трудную и долгую борьбу с ними — три года стоял он под их городом Пересеченом и затем с большим трудом взял его.

Богатство и знатность Свенельда сделали его не последним человеком в Киеве, а после смерти князя Игоря он становится одним из советников княгини Ольги, одним из воспитателей малолетнего Святослава и воеводой города.

Под его непосредственным командованием по приказу княгини Ольги киевская рать отомстила древлянам за смерть Игоря.

Когда великий князь Святослав Игоревич вырос, Свенельд оставался ближайшим дружинником князя и его соратником в походах, но к управлению княжеством он более не допускался. Византийские летописцы пишут имя Свенельда иначе — Сфенкел — и связывают его с рассказами о борьбе Святослава Игоревича с греками.

Он с небольшой дружиной бился против императора Иоанна Цимисхия под стенами Преславы и, прорвавшись через врагов, значительно превосходивших его отряд, ушел в Доростол к Святославу. Он бился против врагов под стенами Доростола и заключил вместе со своим князем договор, дававший право русским людям на свободное возвращение из Болгарии в Киев. Свенельд лишь с немногими дружинниками из всего войска Святослава возвратился на Русь. Вся остальная рать во главе с доблестным князем пала от рук печенегов. По другой версии Свенельд был послан Святославом в Киев за подмогой, а затем не стал дожидаться его возвращения, стал пробиваться через пороги и погиб от рук печенегов.
После смерти Святослава остались три малолетних князя — Ярополк, Олег и Владимир . Около каждого князя был опекун из числа старых дружинников отца. Свенельд остался при княжиче Ярополке.

Между опекунами-дружинниками вскоре стали возникать споры. Одним из поводов стало право на сбор древлянской дани, которое принадлежало Свенельду. Но после смерти Святослава древлянским князем стал Олег, и Свенельд был лишен этого права, что, конечно же, ущемляло его личные интересы.

В 975 году сын Свенельда Лют охотился на земле древлянского князя. В то же время охотился в том же лесу и сам древлянский князь, который, узнав, что Лют — сын Свенельда , убил его. Оповещенный об этом, отец Люта стал непрестанно побуждать своего князя к походу на Олега. Два года, однако, братья не вступали в открытую вражду. Но в 977 году полки Ярополка и Олега сошлись. Олег, не выдержав натиска, бежал к городу Овручу и во время бегства упал под мост в болото, где и погиб. Узнав о смерти брата, которой он не желал, Ярополк обвинил Свенельда в том, что он стал причиной гибели Олега. О дальнейшей судьбе Свенельда ничего не известно, возможно, что князь, раздраженный на Свенельда, удалил его от себя, и старый воин незаметно для современников сошел в могилу.

#фаворит #история #историяроссии #свенельд

Сын Рюрика Игорь Старый, как его иногда называют, буквально вырос на руках своего «дядьки» и соправителя Олега и стал самостоятельным киевским князем только после его смерти. Если верить летописным свидетельствам, то в 882 г. ему было 3 или 4 года. Игорь получил киевский престол по наследному праву, но вопреки околоисторическому расхожему мнению никогда не находился в чьей-либо тени. Все уже было решено за него еще до начала его правления. Личную власть в Киеве он получил согласно летописной традиции уже взрослым человеком, и от него требовалось только поддерживать сложившийся порядок. Когда через несколько десятилетий после смерти Олега Игорь на правах «друга-захватчика» посетит Константинополь (в 941 г.), то услышит от византийского императора предложение «взять ту дань, что обычно брал Олег, с добавлением».

Это значит, что ужас, который наводили дружинники Олега на византийцев, был настолько силен, что сохранился и много лет спустя после его визита. Кроме того, сам Игорь зарекомендовал себя настолько хорошим воином, что даже непомерная «плата за мир», навязанная Олегом в качестве обязательного условия дружбы и сотрудничества, не казалась императору слишком высокой. Постоянно воюя с хазарами, византийцами и буртасами, Игорь практически не бывал дома и нуждался в надежной опоре, верных людях, которые могли бы «присмотреть» за государством в его отсутствие и собрать необходимую дань с подвластных народов. Эти же люди после его гибели, вызванной непомерной жадностью, а точнее, вынужденной погоней за средствами, и должны были встать у руля Киевской Руси до совершеннолетия его малолетнего сына Святослава.

Такими надежными сподвижниками стали самые близкие для Игоря люди - жена Ольга и ее брат (по другим источникам, младший дядя) Свенельд, служивший у него воеводой. Не слишком давно покоренные соседние племена бунтовали.

Постоянные войны, которые вел Игорь Старый, требовали материальных и человеческих ресурсов. Это вынуждало князя идти на поводу у дружины и не могло закончиться хорошо.

Поэтому политика, проводимая доверенными лицами киевского правителя, с одной стороны, укрепляла их личную власть, а с другой стороны, должна была привести и к укреплению государства в целом.

Прекраса (Ольга) (894 - 969)

Верная спутница киевского князя, известная из источников под именем княгини Ольги, происходила из города Пскова, из уважаемой, но небогатой варяжской семьи. Источники упоминают, что с Игорем Ольга познакомилась у реки, где она, переодетая в мужскую одежду, была перевозчиком. Называют и славянское имя девушки - Прекраса, которое, возможно, являлось обычным для тех времен прозвищем. Былинный образ девицы-богатырши, с одной стороны, говорит о недюжинной предприимчивости будущей княгини и некоторой авантюристической жилке в ее характере. С другой стороны, показывает сложное материальное положение ее семьи, в которой дочь не имела возможности «сидеть в тереме за прялкой», а должна была помогать родным зарабатывать на жизнь. Конечно, это свидетельствует и о превосходной физической подготовке, и об умении постоять за себя (в случае необходимости).
Некоторые источники утверждают, что Ольга происходила не из варяжского рода, а из семьи болгарских правителей. Эти сведения, хотя и разделяются частью исследователей, но на самом деле могут также говорить только о наличии славянского компонента в ее родословной. По одним летописям, свадьба Игоря и Ольги произошла в 903 г., по другим - много позднее; известно только, что одним из сватов выступал знаменитый Олег, высоко оценивший ум, красоту и проницательность княжеской невесты. Известно, что, кроме будущего киевского князя Святослава, у Игоря Старого и Ольги были еще несколько детей. Некоторые данные указывают на то, что у Игоря было несколько жен (по языческой традиции), но Ольгу он любил больше всех, и именно она оставалась в качестве местоблюстительницы управлять государством, когда Игорь пропадал в бесчисленных завоевательских походах.
Имя Ольги упоминается в дворцовых книгах византийских императоров, которые перечисляют европейских правителей того времени. Русско-византийский договор 944 г. называет Ольгу «правительницей русов» и владычицей их земель. Это показывает, каким влиянием пользовалась Ольга как в русской земле, так и в Византии. Через год после своего появления в Византии Игорь трагически погиб от рук древлян. Сама гибель его, связанная в источнике с алчностью русского князя, обусловлена постоянным ведением завоевательских и оборонительных походов, которые осуществлял Игорь.

Более того, он был, как представляется ряду исследователей, вынужден идти на поводу у дружины, требовавшей дополнительных средств, и поэтому отправился к древлянам за повторной данью. Дружина обеспечивала князю и государству безопасность и регулярный сбор налогов с покоренных земель. Взамен этого она ожидала привилегий и дополнительного, увеличенного содержания, иначе, «возроптав», по норманнскому обычаю могла уйти к тому, кто предоставил бы ей лучшие условия. Разумеется, древляне не видели иного выхода, кроме физического устранения князя. Кроме того, в этом воинственном и сильном народе еще сильна была память о прежних вольностях, и потому его вождями был придуман беспроигрышный ход: к убитой горем Ольге, оставшейся с малолетним сыном на руках, прислали древлянских старейшин-сватов с требованием выйти замуж за древлянского князя Мала. Был ли древлянский вождь лично повинен в гибели киевского князя, об этом источник умалчивает.

В случае согласия Ольги (или киевских старейшин) как полагали древляне, их народ получил бы независимость и власть над всей территорией Киевской Руси. Ольга и ее советники по заслугам оценили древлянскую хитрость. Убийц князя Игоря следовало наказать, да так, чтобы надолго отбить и у них, и у любых других «сепаратистов» желание противостоять власти киевских правителей. Отсюда и берет начало легенда о «кровожадности Ольги». Нет, это была хорошо спланированная акция по устрашению, намного превосходившая тот ущерб, который нанесли древляне Киевской Руси. Кроме того, так как во время этих карательных операций погибли практически все древлянские старейшины (т. е. лучшие и умнейшие представители этого народа), в древлянской земле буквально не осталось тех, кто в дальнейшем смог бы придумать и осуществить какой-либо достойный по силе и хитрости акт возмездия. Это было целенаправленное уничтожение самых авторитетных и достойных соперников, а оставшиеся, частично обращенные в рабство, были слишком слабы и напуганы для того, чтобы задумываться о мести. Ряд исследователей считают, что первая месть Ольги (захоронение в ладье древлянских послов) имеет свой исток в древнем норманнском погребальном обряде и явно доказывает варяжское происхождение правительницы Киева. Ее иноземное происхождение выдает и полное пренебрежение к родовым законам гостеприимства в трех основных случаях легендарной мести: убийства сватов, посланных древлянами, в ладье и бане, а также на поминальной тризне по Игорю, когда захмелевшие безоружные гости были перебиты киевскими дружинниками. После этих жестоких, но решительных поступков авторитет первой русской княгини вознесся на небывалую высоту. То, что ей безоговорочно повиновалась дружина Игоря, является свидетельством признания Ольги полноправной преемницей киевского князя. Она заслужила почет и уважение и как верная жена, отомстившая за любимого мужа, и как государственная деятельница, остроумным и надежным, но крайне бесчеловечным способом избавившая государство от мятежников.

Летопись сообщает, что через год, в 946 г., Ольга лично возглавила поход на древлян, с тем чтобы окончательно подчинить Киеву их мятежную землю. Некоторые исследователи связывают это с ритуальным годичным поминовением убитого князя Игоря.

После своего сокрушительного поражения в бою уцелевшая древлянская аристократия затворилась в своей столице, приготовившись выдержать долгую осаду. Тем временем Ольга использовала предоставившуюся возможность для того, чтобы пройти «вдоль и поперек» древлянскую землю. Властью своей она установила единые для всей киевской земли правила сбора дани и налогов и сформировала административные округа с преданными ей людьми, тем самым показав свою справедливость. Основанные ею села и крепости (погосты) служили укреплению государства и развитию торговли, а сборы, получаемые с них, пополняли ее личную казну. В источниках не указано, что репрессии киевской княгини затронули простых древлян, охотников, рыболовов и землепашцев. Гнев ее касался представителей родовой аристократии, хранившей верность докняжеской независимости. По возвращении из этого похода Ольга предприняла еще одну попытку взять приступом столицу древлян - город-крепость Искоростень. Но здесь ее ждала неудача. А долгая осада измотала бы утомленных походом дружинников и не факт, что закончилась бы их легкой победой. Отступить же после стольких затраченных усилий Ольга не могла. Военная хитрость и холодный расчет в очередной раз сослужили ей хорошую службу. Считается, что приведенный в летописи пример о взятой с древлян дани в виде живых птиц первоначально использовался еще древнегреческими историками. В таком случае начитанность Ольги имела еще и практическое значение. Превращенные в живые зажигательные снаряды, птицы ринулись в город, сея разрушения и панику среди его жителей. Деревянная крепость древлян выгорела за считанные часы. Это стало полным поражением мятежного народа и триумфом киевской княгини, с богатой добычей и толпой пленных вернувшейся из опасного похода.
Следующие три года Ольга провела в «устроении» своего государства. Летопись упоминает каменные города, церкви и терема, построенные княгиней в разных частях страны. История ее жизни является примером подчинения личного интереса государственному, личного счастья - благополучию страны. Рано возмужавший сын ее Святослав словно бы наследовал судьбу своего отца, проводя в походах свое основное время. Управлять Киевским государством приходилось княгине Ольге. Но государственные интересы требовали не только сохранять и приумножать имеющиеся ресурсы, но и достойно представлять державу за рубежом. Христианские правители Европы не могли не презирать государство язычников и соответственно рассматривать его как более или менее легкую добычу, рассчитывая на покорение дикого и неграмотного народа, жившего на зависть богато и спокойно. Успешный государь того времени, равный среди равных, должен был быть христианином. Ольга и ее советники это понимали. Киевская княгиня, по некоторым данным, уже к тому времени была христианкой. Об этом в том числе свидетельствуют и наличие в ее свите священника Григория, упомянутого в византийской дворцовой книге, и постройка ею церквей, и богатые дары церкви Святого Николая, возведенной над могилой убитого Олегом Аскольда. Было ли принятие Ольгой христианской веры делом глубоко личным - для водворения мира в душе или исключительно политическим, сказать трудно. Но определенно известны ее попытки обратить «к истинной вере» собственного сына Свято слава. Попытки эти не увенчались успехом. Удачливый и бесстрашный воин, он только отмахивался от ее уговоров и был по-своему прав: его закаленная в боях дружина состояла из неисправимых язычников. Уже позднее чуть не погибли послы епископа Адальберта, призванные в страну для того, чтобы распространить христианство в Киевской Руси. Поэтому политический акт принятия общепризнанной в Европе веры Ольга взяла на себя. С этой целью в 955 г. состоялась ее поездка в Константинополь, организованная для того, чтобы закрепить международный авторитет Киевской Руси.

Немногие знают, что в те времена новообращенному государю-христианину или рыцарю полагались богатые подарки (в случае Ольги - от византийского императора) и прощение грехов как прошлых, так и будущих (речь не шла о тяжких преступлениях). Кроме того, им были обеспечены покровительство и помощь европейских государей и византийского императора.

Поскольку с Византией еще со времен Рюрика и Олега отношения у Киевской Руси были весьма неоднозначными, наладить их под благовидным предлогом крещения великой княгини представлялось весьма уместным. К слову сказать, византийский император давно подумывал о присоединении к своей державе, постоянно нуждавшейся в дополнительных источниках дохода, богатого Киевского княжества, в которое столько раз уходила немалая доля его казны. Недвусмысленное предложение о браке (уже который раз по расчету и против ее воли) Ольге помогла отклонить врожденная хитрость. На ее родовом гербе можно было бы написать: «Соглашайся, но поступай по-своему». Этот основополагающий дипломатический принцип лег в основу ее государственной стратегии. Тем более, что при византийском дворе положение почетного гостя порой легко нивелировалось до участи знатного пленника, заложника, а то и узника. И далеко не каждый знатный посетитель, вошедший в императорский дворец, выходил оттуда на следующий день (если вообще выходил). Предложение Ольги о предварительном крещении император воспринял как ничего не значащую уступку и даже вызвался сам быть крестным отцом прелестной язычницы. Их будущее бракосочетание сулило ему немалые выгоды, а дальнейшая судьба киевской княгини мало кого волновала. Она могла навеки исчезнуть на женской половине императорского дворца, могла быть незаметно пострижена в монахини; имелись и не столь гуманные варианты, весьма распространенные в те времена. Но Ольга по достоинству оценила факт публичности крещения и последующего сватовства императора и постаралась максимально использовать это. Ведь на пышном торжестве крещения присутствовали посланники европейских государей, высшие церковные иерархи, цвет аристократии цивилизованных стран. И когда обнадеженный предстоящей женитьбой император Византии, богато наградив новообращенную крестницу дарами и комплиментами, предложил ей свои руку и сердце, ничуть не сомневаясь в положительном ответе (в силу тех или иных причин), то со знаменитым остроумием ему ответили, что с дочерью, даже крестной, брак быть заключен не может. Это противно всем религиозным и человеческим законам. Такого коварного удара император не ожидал. Но культура средневекового публичного диспута требовала от него «сохранить лицо» в присутствии стольких важных особ, и император был вынужден подчиниться обычаю. Ольга благополучно вернулась домой, в очередной раз отстояв престиж и независимость своего государства. И только византийский летописец отметил ее «неблагодарность».
После этого Ольга спокойно прожила еще тринадцать лет. В ее жизни не было больших потрясений. Она по-прежнему занималась укреплением и устроением Киевской Руси, а ее сын Святослав, как когда-то муж Игорь, пропадал в походах, оставив на нее малолетних детей и державу.
В 961 г. она осуществила еще одну безуспешную попытку пригласить в Киев христианских миссионеров. Однако время для крещения Руси еще не наступило. Разногласия в вопросах веры и стремление расширить пределы государственных границ побудили Святослава поселиться отдельно, оставив столицу, и его новой резиденцией стал город Переяславец. Поглощенный войной с болгарами, он едва успел прогнать осадившие однажды Киев печенежские орды. Ольга и дети Святослава затворились в Киеве, приготовившись выдержать осаду. Это потрясение тяжело сказалось на здоровье княгини, и она оставила сына в Киеве, предчувствуя печальный исход своей болезни. Ольга скончалась летом 969 г. и была похоронена любящим сыном по христианскому обряду. Исторические памятники великой княгине находятся во Пскове, который она повелела украсить каменными строениями, в белорусском городе Коростене и Киеве. Псковская набережная и старинный мост в этом же городе до сих пор носят ее имя.

Свенельд (? - 980)

Воевода Свенельд, безусловно, был фаворитом киевского князя Игоря, настолько сильным было его влияние и при этом правителе, и при его преемниках - князьях Святославе и Ярополке. Согласно историческим источникам Свенельд, варяг по рождению, приходился родственником княгине Ольге и в полной мере воспользовался предоставленным ему правом оказывать влияние на ее супруга. В ранней истории Киевской Руси имя Свенельда практически не встречается. Во время правления Олега Свенельд, по-видимому, участвует в походах против мятежных соседей киевлян - древлян и уличей. Поскольку летопись изображает его прославленным воеводой, фаворит князя должен был по устоявшейся традиции быть настоящим богатырем и при этом обладать недюжинной боевой смекалкой. Воеводу Икмора, вместе с которым Свенельд в 941 г. участвовал в походе на Константинополь, византийская летопись рисует именно таким. Свенельд пользовался большим доверием Игоря, для которого он собирал полюдье среди непокорных древлян. Судя по тому, что у воеводы была своя дружина (т. е. он сам содержал ее), его авторитет был не ниже, чем у киевского князя, а среди своей дружины - безусловно, выше. Так, своих ратников согласно летописи Свенельд обеспечил так, что они были одеты лучше, чем воины Игоря, и оружие у них было выше классом.

Конечно, выполняя волю киевского князя, и фаворит, и его дружина не забывали о личной пользе и, скорее всего, вели себя как захватчики на чужой территории, не брезгуя порой и откровенным грабежом.

Игорь ничего не спросил со Свенельда, а предпочел второй раз взять дань с одних и тех же древлян, чтобы не ссориться с фаворитом и сохранить свой престиж в личном войске. Это свидетельствует, по мнению исследователей, как о высоком авторитете Свенельда, так и о том, что древлянская земля не была отдана ему в «кормление», иначе миролюбивый киевский князь нашел бы другой источник дохода для своей дружины. В то время основным источником пополнения княжеской казны были полюдье и завоевательские походы; древляне были одним из немногих подвластных племен Киевской Руси, и с помощью этой «золотой жилы» и обеспечивал себя фаворит. Игоря и Свенельда связывали не только государственные интересы. Это было своего рода боевое братство, так как верный воевода сопровождал князя во всех крупных походах: на Византию в 941 г., в Закавказье в 943 - 944 гг. и на усмирение древлянских племен в 944 г. Правда, во время «второго побора» Игоря Свенельд уже достиг Киева и не мог находиться рядом с князем в момент его гибели. Тем не менее именно фаворита некоторые историки считают косвенно повинным в гибели киевского князя. Развивая эту мысль, можно предположить, что после смерти Олега Игорь был единственным, кто стоял между государственной властью и Свенельдом. После гибели Игоря верный воевода и воспитатель малолетнего Святослава Асмуд возникают рядом с княгиней Ольгой. Они сопровождают ее во время наказания древлян, в византийской поездке. Можно предположить, что именно благодаря Свенельду и Асмуду молодой Святослав постигал воинское мастерство. Воевода сопутствует молодому князю во всех походах (на хазар, ясов и касогов, болгар), выступает его верным помощником и советчиком. Он является воспитателем малолетних сыновей киевского правителя - Ярополка, Олега-младшего и Владимира, отдавая предпочтение Ярополку как будущему наследнику первой руки. Тем не менее, сопровождая Святослава в его последнем походе на греков в 971 г., из которого киевский князь уже не вернется, фаворит предупреждает его об опасности выбранного пути возвращения и оставляет своего воспитанника и повелителя, отправившись другой дорогой и благополучно достигнув Киева. Святослав, как известно, потеряв в бою значительную часть воинов, погиб в битве с печенегами. Трон в Киеве занимает его старший сын Ярополк, а при нем - его бессменный «дядька» Свенельд. Ведущую роль при киевских князьях фаворит распространяет и на своих сыновей - Люта и Мстишу. Лют, пользуясь влиянием своего уважаемого отца, по-прежнему продолжает охотиться на бывших древлянских территориях, несмотря на то что они по завещанию Святослава отданы во владение его сыну - Олегу-младшему. И всем это видится в порядке вещей. Во всяком случае недовольных голосов не было слышно. Можно объяснить привилегированное положение воеводы Свенельда его беспримерными удачливостью и чутьем, военной смекалкой и практической хваткой, умением оказаться в нужном месте в нужное время и др. Историки объясняют это проще - молодое Киевское государство во многом несло на себе отпечаток былых родовых и семейных традиций. И отношения среди варяжской аристократии, князя и его воевод во многом носили патриархальный характер, а не строились по иерархическому принципу «хозяина и слуги». Пребывание представителей элиты на данной территории носило условно-временный характер, особенно в первом - втором поколениях.

Старшие по возрасту воеводы, бывшие к тому же дальними родственниками князя, как бы опекали его, направляли его политику, пусть и не без выгоды для себя, в необходимое русло. Их сыновья росли вмес те с молодым князем, в их отношениях присутствовали некий дух товарищества и в то же время чувство соперничества.

Но четвертое поколение князей выросло однако в условиях более или менее сформировавшейся иерархии, когда каждая данная территория уже принадлежала им по наследству, и они требовали от своих сверстников-товарищей и дружинников соблюдения положенной субординации. Поэтому Олег-младший, сын Святослава, застигнув Люта охотящимся на своей древлянской земле, убил его за проявленную дерзость. И с подобным ничего сделать было нельзя. Наступило новое время со своими законами, и к этому следовало привыкнуть. Свенельд же не оставил убийство сына безнаказанным. Не в его правилах было отступать от устоявшихся традиций. И дело не в том, что Люту негде было охотиться. Издавна Свенельд считал себя вправе вольно чувствовать себя на княжеских землях, так как он и его дружина обеспечили эту территорию князьям. И за пренебрежение к этим принципам Олег жестоко поплатился. С коварством испытанного воина Свенельд развязал братоубийственную войну, натравив на Олега его родного брата Ярополка, как гласит летопись, в 977 г. Он хорошо знал цену братской любви русских князей.

Это при нем согласно летописи язычник Святослав казнил за христианскую веру своего единокровного брата Глеба. И Олег погиб от руки своего брата Ярополка. Прямой вины Свенельда и в этом случае не наблюдается. Известно, что молодой Святославич упал с коня в ров и погиб в нем во время нападения Ярополка. Но «рука Свенельда» направляла Ярополка во время братоубийственной схватки. Фаворит остался доволен: его сын был отомщен равной «ценой крови», что, в принципе, тогда было немыслимо. Через некоторое время упоминания о Свенельде окончательно исчезают из исторических документов. Скорее всего, он умер через несколько лет - примерно в 980-х гг. Второй его сын также не фигурирует в источниках. Не обладая воинской доблестью, авторитетом и хитростью отца, он растворился в числе рядовых дружинников, ничем не проявив себя с государственной точки зрения.

Юлия Матюхина. Фавориты правителей России

Свенельд Свенельд - воевода Х века, служивший трем киевским князьям - Игорю Рюриковичу, Святославу Игоревичу и Ярополку Святославовичу. При бездеятельном и робком Игоре Свенельд играл выдающуюся роль, заменяя князя во всех военных предприятиях и, между прочим, при сборе дани. Он вел продолжительную войну с угличанами, окончившуюся полным их покорением. Свенельд был очень богат; его дружина не знала ни в чем недостатка. По словам летописца, княжеские дружинники упрекали Игоря в том, что Свенельдова дружина "одета и вооружена", а они ходят "наги и безоружны". Эти попреки побудили Игоря пойти за данью в Древлянскую землю, где он был убит. При Святославе Свенельд участвовал в походах на болгар и греков. После смерти Святослава киевский великокняжеский столь занял старший его сын Ярополк, при котором Свенельд сделался близким человеком. По наущению Свенельда Ярополк предпринял поход против своего брата Олега Древлянского, которому Свенельд мстил за убийство сына Свенельдова, Люта. Дальнейших упоминаний о Свенельде в летописи нет.

Биографический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Свенельд" в других словарях:

    Воевода варяжского происхождения X века в Киевской Руси. Возможно, имя Свенельда содержит в себе указание на его скандинавское или балтское происхождение. В новгородских летописях имя передано в виде Свентельд, варианты записи имени в разных… … Википедия

    - (? после 977) воевода князей Игоря и Святослава Игоревича, советник Ярополка Святославича, участник походов против древлян, в Византию, Закавказье … Большой Энциклопедический словарь

    - (? после 977), воевода князей Игоря и Святослава Игоревича, советник Ярополка Святославича, участник походов против древлян, в Византию, Закавказье. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    - (? после 977), воевода князей Игоря и Святослава Игоревича, советник Ярополка Святославича, участник походов против древлян, в Византию, Закавказье. * * * СВЕНЕЛЬД СВЕНЕЛЬД (умер после 977), древнерусский воевода 10 века, варяг по происхождению … Энциклопедический словарь

    Киевский воевода X века. Является довольно видным деятелем на первых страницах русской истории. Имя его связано с целым рядом событий на Руси во второй половине X века, и летопись неоднократно называет С. в числе сотрудников, соратников и друзей… … Большая биографическая энциклопедия

    Древнерусский воевода 10 в., норманн (варяг) по происхождению. При Игоре (См. Игорь) участвовал в покорении уличей, в войнах с Византией (941, 944) и в походе в Закавказье (943 944). В 946 С. руководил походом против древлян. Участвовал… … Большая советская энциклопедия

    Древнерус. воевода 10 в., норманн (варяг) по происхождению. При Игоре участвовал в покорении уличей, в войнах с Византией (941, 944) и в походе в Закавказье (943 944). В 946 С. руководил карательным походом против древлян. Участвовал во всех… … Советская историческая энциклопедия

    М., имя собств., др. русск. Свѣналдъ, Свѣнелдъ (Пов. врем. лет, 944 г.). Из др. сканд. Sveinaldr, согласно Томсену (Urspr. 149) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Воевода X в., служивший трем киевским князьям Игорю Рюриковичу, Святославу Игоревичу и Ярополку Святославовичу. При бездеятельном и робком Игоре С. играл выдающуюся роль, заменяя князя во всех военных предприятиях и, между прочим, при сборе дани … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Свенельд - воевода. По происхождению варяг. Соратник кн. Святослава Игоревича во всех воен. походах. Иницировал конфликт между вел. кн. Ярополком Святославовичем и его братом древлянским кн. Олегом. После смерти Олега С. впал в немилость … Словарь полководцев

Книги

  • Викинг. Исторический путеводитель по эпохе князя Владимира , Цветков Сергей Эдуардович. Исторический подарочный путеводитель известного историка С. Э. Цветкова - это увлекательный исторический комментарий к фильму `Викинг`, который освещает один из важнейших и наиболее…

  СВЕНЕЛЬД - воевода варяжского происхождения X века в Древнерусском государстве, соправитель Святослава Игоревича .

Возможно, имя Свенельда содержит в себе указание на его скандинавское или балтское происхождение. В новгородских летописях имя передано в виде Свентельд, варианты записи имени в разных летописях всегда зависят от формы, в которой имя представлено в летописном тексте русско-византийского договора 971 года.

При Святославе Свенельд был одним из наиболее приближенных воевод, участвовал в походах князя на Болгарию и Византию. Некоторые его отождествляют со Сфенкелом из "Истории" Льва Диакона, названным "третьим по достоинству после Сфендослава " (вторым был Икмор), он же Свангел Скилицы, считавшийся им, однако, вторым в войске русов. В 971 году Сфенкел/Свангел, возглавляя семитысячную дружину, защищал Преслав, а после его падения прорвался в Доростол к Святославу. Однако под Доростолом по византийским источникам он был убит, а Свенельд ещё не раз встречается на страницах русских летописей. Свенельд упомянут наряду со Святославом в договоре Руси и Византии 971 года, который был заключён после гибели Сфенкела/Свангела.

В 972 году он отговаривал Святослава идти в Киев через днепровские пороги, зная, что там устроили засаду печенеги, предлагал путь "на конях". Свенельд отправился конным путем через юго-восточные земли Руси и благополучно вернулся в Киев, а князь отправился по Днепру и в битве на порогах с печенежским ханом Курей погиб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: