Евангелие от иоанна 21 глава. Большая христианская библиотека

21:3 иду ловить рыбу. Эти слова могут указывать на то, что Петр, отрекшись от Господа, полагал, что в связи с этим он утратил привилегию быть Его свидетелем.

и не поймали в ту ночь ничего. Обстоятельства данного события напоминают чудесную рыбную ловлю, связанную с призванием Петра и других учеников (Лк. 5,4-11).

21:4 но ученики не узнали, что это Иисус. См. ком. к 20,14.

21:7 ученик, которого любил Иисус. См. ком. к 13,23.

21:9 видят разложенный огонь, и на нем лежащую рыбу и хлеб. Не сказано, откуда взялись эти продукты. Возможно, их появление было составной частью чуда, хотя в тексте Евангелия об этом не говорится.

21:11 большими рыбами, которых было сто пятьдесят три. Сделано много предположений относительно значения этого числа. Единого мнения не существует.

21:14 в третий раз. Не вообще в третий раз, а в третий раз перед группой апостолов (ср. 20,19-23.24-28).

21:15 Симон Ионин. Точно так же Иисус назвал Петра, когда обращался к нему торжественным заявлением в ответно сделанное Петром исповедание (Мф. 16,17).

любишь ли ты Меня больше, нежели они? Заданный Иисусом вопрос можно переводить по-разному: "Любишь ли ты Меня больше, чем любят Меня эти люди?"; "Любишь ли ты Меня больше, чем этих людей?"; "Любишь ли ты Меня больше, чем эти вещи (сеть и рыбу)?"

В третьем вопросе, в отличие от двух первых, Иисус использует другой греческий глагол со значением "любить", а Петр во всех своих ответах произносит именно это слово. Некоторые комментаторы полагают, что смена глагола свидетельствует и об изменении смысла задаваемого вопроса.

паси агнцев Моих. "Мои агнцы" и "Мои овцы" - то же, что "Моя церковь" (ср. 10,14.26.27; Мф. 18,18). Когда Петр пишет "сопастырям" (1 Пет. 5,1.2), умоляя их: "Пасите Божие стадо, какое у вас", - он показывает, что слова Иисуса глубоко запали в его сердце.

21:17 в третий раз. Петр опечалился не потому, что Иисус несколько перефразировал Свой третий вопрос, но потому, что три вопроса о его любви к Иисусу напомнили ему о том, как в недавнем прошлом он трижды отрекся от своего Господа. Однако Иисус дал Петру возможность исповедать свою любовь и подтвердил его призвание на служение Господу. И поэтому Петр называет Иисуса "Пастыреначальником" (1 Пет. 5,4).

21:19 какою смертью. Согласно древнему преданию, Петр принял мученическую смерть, будучи распят на кресте вниз головой.

иди за Мною. Иисус повторяет Свой первоначальный призыв, с которым Он обратился к апостолам (ср. 21,22; Мф. 4,19; Лк. 5,27). Петр восстанавливается в апостольском служении, которое было поставлено под сомнение его отречением от Иисуса.

21:20 ученика, которого любил Иисус. См. ком. к 13,23. Последующее описание, если соотнести его с 13,23-25, не оставляет сомнения в том, что этим учеником был Иоанн, сын Зеведея.

21:21 а он что? Петр задает вопрос, не имеющий отношения к делу, и Иисус говорит ему то, что относится не только непосредственно к Петру, но к каждому верующему: "...что тебе до того? Ты иди за Мною".

21:24 Сей ученик и свидетельствует. Описавший эти события, и есть тот, кто обозначен в этом Евангелии как ученик, которого любил Иисус (13,23).

знаем. Это письменное свидетельство современника, который, несомненно, хорошо знал Иоанна лично. Поэтому все Евангелие, включая гл. 21, было почти немедленно после написания принято Церковью в качестве канонического.

21:25 самому миру не вместить бы. Эта гипербола ясно показывает, что каждому из евангельских авторов приходилось из обилия материалов отбирать самое важное.

. После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. ...

Посем явися паки Иисус ученикам [Своим, востав от мертвых], на мори Тивериадстем. ...

. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. ...

Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. ...

Спрашивает об этом одного только Петра, как старейшего из числа учеников. А зачем Он спрашивает о том, о чем знает, – скажем после.

. ...Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Глагола ему: паси агнцы Моя.

Агнцами Своими называет учеников, как Пастырь их; дальше Он называет их и овцами. Итак, Иисус Христос требует от Петра, как доказательства любви к Себе, попечения об учениках, и желает, чтобы душу свою, которую Петр обещал положить за Него, положил за учеников.

. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола Ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Оскорбе [же] Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя? и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя.

Трижды спрашивая об одном и том же и трижды одно и то же повелевая, хочет показать, что Он весьма высоко ставит предстоятельство среди учеников и считает его важнее всякого другого служения. Но Петр, смутившись троекратным вопросом и предположив, что ему только кажется, что он любит Иисуса Христа, а на самом деле не любит, подобно тому как и прежде ему казалось, что он никогда не отречется от Иисуса Христа, а, однако, отрекся, – Петр, смущенный этим, опечалился и испугался. Прежнее испытание сделало теперь его более умеренным и благоразумным. Теперь он выставляет свидетелем Самого Иисуса Христа, как знающего все прежде, чем оно исполнится, – и говорит: «Ты вся веси» и настоящее, и будущее, как Бог, – Ты знаешь, что я люблю Тебя теперь всей душой. Больше ничего Петр не говорит теперь, так как не может знать будущего и так как немного прежде, высказав противоречие, он уже изобличен был в том, что напрасно он так сильно уверен в себе. Агнцами и овцами названы ученики по своему незлобию и готовности быть принесенными в жертву, – сначала – агнцами, как менее совершенные, а затем – овцами, как более совершенные. Итак, возвращает Петру право пасти верующих, так как он прежде горькими слезами смыл пятно отречения, а теперь вместо троекратного отречения произнес троекратное исповедание и, таким образом, прежде делом, а теперь словом исправил падение, бывшее на словах. Затем Иисус Христос приточно предсказывает Петру и род смерти его, именно что и он умрет на кресте, показывая этим, что все то, что Он сказал Петру, сказал не потому, что не знал того, о чем спрашивал, и не потому, что не верил ему.

. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел;...

Аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси:...

Когда ты был более несовершенным, находясь под законом Моисеевым, тогда ты делал, что хотел, и жил, как хотел.

. ...а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь.

Егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши.

А когда ты сделаешься мужем совершенным и достигнешь меры возраста духовного (), находясь под совершенным законом евангельским, то прострешь руки свои на кресте и другой прибьет тебя гвоздями, и поведет на смерть, куда не хочет идти твоя природа, хотя ты и решаешься идти. Душа по природе сострадает телу и, услышав о смерти, отвращается от нее. Так премудро устроил к нашей же пользе, чтобы во время несчастий люди не лишали себя жизни, – как об этом уже было сказано. Если даже теперь, когда душа наша сильно страдает при разлучении с телом, враг нас часто склоняет к самоубийству, то конечно, многие еще скорее прибегали бы к самоубийству, если бы и этого не было.

. Сказал же это, давая разуметь, какою Петр прославит Бога. ...

Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога. ...

Смерть мученическая служит славой не только для умирающего ученика, но и для Бога, – для умирающего, потому что он умирает за Бога, а для Бога, потому что Он имеет такого ученика.

. ...И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

И сия рек, глагола ему: иди по Мне.

Этим опять показывает Петру, что Он снова зовет его к апостольству или: «иди по Мне» , т.е. будь готов претерпеть одинаковую со Мною на кресте.

. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус...

Обращься же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вслед идуща,...

идущего позади Петра; случилось так, что Иоанн в это время шел ближе всех к Петру.

. ...и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

Иже и возлеже на вечери на перси Его и рече: Господи, кто есть предаяй Тя?

Это было во время Тайной Вечери. Евангелист упоминает о возлежании на Тайной Вечери и вопросе, чтобы показать, насколько Петр сделался смелым, раскаявшись в своем отречении. Во время Тайной Вечери он не осмелился спросить Господа и воспользовался для этого помощью возлюбленного ученика, а теперь он смело спрашивает о самом возлюбленном ученике.

. Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

Сего видев Петр, глагола Иисусови: Господи, сей же что?

А он не последует за Тобою? Не пойдет по одному с нами пути смерти? Не одинаковой с нами смерти подвергнется? Петр понял, какое значение имели слова: «иди по Мне» и, сильно любя Иоанна, хотел, чтобы и он сподобился такой же смерти; но так как Иоанн не осмелился спросить Спасителя, то спрашивает сам Петр и таким образом отплачивает Иоанну за прежнюю услугу. Что же ? Не обращая внимания на частную взаимную их любовь и научая не допытываться больше того, что нужно знать, Иисус Христос показывает, что им предопределена неодинаковая участь (Когда Петр услышал (толкуют некоторые), что он умрет за Иисуса Христа, то сказал: а что же Иоанн? Разве и он умрет? Иисус Христос, конечно, не отрицал этого, потому что всякий, кто родился, тот и умрет, а только сказал: если бы Я пожелал, чтобы Иоанн оставался до самой кончины мира и тогда свидетельствовал обо Мне, что тебе до того? На этом основании некоторые говорят, что Иоанн живет, и во времена антихриста вместе с Илией и Енохом будет убит за проповедь об Иисусе Христе. А если показывается его гробница, то что же из этого? Он живым вошел в нее и оттуда был взят подобно Илии и Еноху. Евангелист же опровергает ложное мнение тех, которые предполагают, что этот ученик Христов не умрет, так как действительно ложно такое предположение, что Иоанн бессмертен. Енох и Илия, хотя не умерли, однако они смертны; так и этот ученик, хотя не умер, но умрет еще. Ложно, значит, не то, что Иоанн не умер, а ложно предположение, что он бессмертен. Другие же утверждают, что Иоанн умер, и выражение: «аще хощу, да той пребывает, Дóндеже прииду» – понимают в таком смысле, что Иоанн должен остаться в Иудее до тех пор, пока придет против иудеев, чтобы поразить их руками римлян, – и что, поэтому, Петру должно было расстаться с Иоанном, чтобы проповедовать в разных местах для большей пользы. Итак, мы привели здесь все мнения, чтобы интересующиеся этим предметом могли знать все. Кроме того, те, которые говорят, что Иоанн умер, передают это таким образом: выкопали, говорят, яму и обложили кругом камнями; затем опустили его туда и закрыли. Спустя несколько дней осмотрели эту яму и не нашли его; но так как все-таки его положили туда, то и говорят, что он умер).

. Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?...

Глагола ему Иисус: Аще хощу, да той пребывает, Дóндеже прииду, что к тебе?...

Если Я хочу, чтобы он остался в живых, до второго Моего пришествия, что тебе до того?

Ты иди за Мною.

Ты по Мне гряди.

Ты думай о своей смерти, не доискиваясь того, какая ожидает Иоанна.

. И пронеслось это слово между братиями,...

Изыде же слово се в братию,...

Какое же это слово?

. ...что ученик тот не умрет. ...

Яко ученик той не умрет. ...

Вероятно, и другие слышали то, что было сказано Петру. Пронеслось между братьями слово это, т.е. что Иоанн не умрет, – хотя они заблуждались и не поняли цели этих слов. Затем евангелист исправляет такую ложную молву.

. ...Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?

И не рече ему Иисус, яко не умрет, но: Аще хощу тому пребывати, Дóндеже прииду, что к тебе?

А эти слова вовсе не означают того, что Иоанн не умрет, но имеют совершенно другую цель, как выше было сказано. Какое же остается основание у тех, которые продолжают утверждать, что Иоанн не умер, когда сам же он ясно говорит, что предполагающие это заблуждаются.

. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Сей есть ученик свидетелствуяй о сих, иже и написа сия: и вем, яко истинно есть свидетелство его.

Я сам, как очевидец, знаю, что свидетельство это истинно. Очевидно, что и другие знали это. Итак, Иоанн, вполне уверенный в истине того, о чем он свидетельствовал, как бы так говорит: я знаю, что некоторым это может показаться подозрительным потому именно, что об этом нет упоминания у других евангелистов.

. Многое и другое сотворил Иисус;...

Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус,...

То же самое евангелист и прежде сказал о чудесах Иисуса Христа.

. ...но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Яже Аще бы по единому писана Быша , ни самому мню [всему] миру вместити пишемых книг. Аминь.

Не вместил бы этих книг мир и по другой причине, именно не вследствие множества написанных книг, а вследствие величия того, что в них написано. Это речь гиперболическая, указывающая на великое множество дел, совершенных Господом. Гиперболой очень часто пользуются и писатели и ораторы, когда хотят изобразить величие какого-либо предмета. Сам евангелист, прибавив слово "мню" , ослабил несколько гиперболу и усилил веру в то, что могло бы показаться невероятным, показывая, что он сказал так по причине великого множества дел, совершенных Господом. Весьма много и других дел совершил , как всемогущий, потому что для Него легче было делать, чем для нас говорить; но евангелисты записали только более полезное и более необходимое для веры и благочестия, в том предположении, что неверующий записанному не поверил бы, если бы и больше было записано, а для принимающего с верой все записанное не будет никакой необходимости в большем. О, если бы и нам оказаться совершенными слугами Всесовершенной Троицы и окончить свою жизнь доброй кончиной во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

V. Эпилог (глава 21)

При написании этой главы Иоанн преследовал следующие цели: а) показать, как Иисус "восстановил" Петра после его падения; б) исправить серьезную ошибку в представлениях о втором пришествии Господа. Из этой главы можно также почерпнуть дополнительные сведения о самом авторе. Некоторые богословы видят в 21 главе известный "спад" - по сравнению с "высоким звучанием" двадцатой главы, и на этом основании делают вывод, что она была дописана неким анонимным автором. Однако языковые и словарные особенности текста опровергают такое мнение.

Не говоря уж о том, что и в других книгах Священного Писания имеются "дополнения", следующие за главами наивысшего (как но смыслу, так и но форме) звучания (например, 16 глава Послания Римлянам, написанная после сказанного в 15:33). А потому и 21 глава не должна рассматриваться как лишенная ценности или нарушающая гармонию книги в целом.

А. Явление Иисуса "при море" (21:1-14)

Иоан. 21:1-3 . Ангел обещал ученикам, что Иисус встретит их в Галилее (Матф. 28:7). Для Господа важно было засвидетельствовать ученикам о Своем воскресении, являясь им в разных местах и в разное время (Деян. 1:3). (Море Тивериадское - это другое название Галилейского моря - комментарий на Иоан. 6:1.) Находясь в Иерусалиме, апостолы пережили бурные события; необычайные чувства и впечатления стремительно сменяли друг друга.

Тут и торжественный вход Иисуса в Иерусалим, и их неослабевавшая, несмотря ни на что, надежда, что Он вот-вот установит новое царство, и предательство одного из составлявших тесный их кружок, и арест Иисуса, и опасность, которой подвергались они сами, и отречение Петра, и распятие Учителя! А затем воскресение Его, и явления Господа им, апостолам. Понятно, что все это привело их в крайнее замешательство, и они плохо представляли себе, что ожидает их в будущем.

Петр пока что вернулся к привычному ему рыболовецкому промыслу, видимо, не вполне осознав значение того, о чем у Иоанна записано в 20:22. К тому же ему надо было кормить свою семью, да и сознание падения своего, отрекшегося от Господа, надо думать, все еще подавляло его. Но другие по-прежнему, вероятно, видели в нем "лидера" (это заметно, в частности, из того, что, вот, Петр высказывает намерение отправиться ловить рыбу, и шестеро учеников присоединяются к нему). Кратко говорит Иоанн об их неудаче, в отсутствие Иисуса (сравните 15:5), и затем - о грандиозном улове с Его помощью. Эта сцена как бы определяет направление их жизненного пути в дальнейшем.

Иоан. 21:4-6 . Когда Иисус явился им утром, стоя на берегу… ученики не узнали Его - то ли за дальностью расстояния, то ли потому, что еще не вполне рассвело. Между тем, Он окликнул их: дети! есть ли у вас какая пища? (подразумевая, поймали ли они что). Возможно, повинуясь Его авторитетно прозвучавшему совету, они забросили сеть по правую сторону лодки, и едва вытащили ее - таким необычайно большим оказался улов (стих 11). Это чудо, столь напомнившее им совершенное Иисусом прежде (Лук. 5:1-11), помогло ученикам узнать Его, а также осознать, что Он подает им великие знамения после Своего воскресения.

Иоан. 21:7-9 . Первым узнавшим и осознавшим был Иоанн, который сказал: Это Господь. Последовала немедленная реакция со стороны Петра: он бросился в воду и поплыл к берегу. Поступок для него, горячего и импульсивного, характерный, и психологическая эта деталь лишний раз говорит о достоверности Иоаннова свидетельства. Обращает на себя внимание и такая подробность: когда ученики… вышли на сушу, то завтрак, состоявший из рыбы и хлеба, уже поджидал их на огне.

Иоан. 21:10-11 . В упоминании о больших рыбах, числом 153, видели многообразные аллегории и символы. Но Иоанн скорее всего приводит эту цифру как некую конкретную деталь в подтверждение факта, действительно имевшего место. Ведь для группы рыбаков это было обычным делом - подсчитывать улов, чтобы затем поровну поделить его между собой. И если отсюда и можно извлечь духовный урок, то лишь тот, что усилия следующих воле Божией Богом благословляются.

Иоан. 21:12-14 . Когда Иисус предложил им разделить с Ним трапезу, никто из учеников не решился спросить Его: "кто Ты?", хотя в душе каждый уже знал, что это Господь. То обстоятельство, что как Мария, так и ученики, шедшие в Еммаус (Лук. 24:13-35), не сразу узнали воскресшего Господа, возможно, говорит о том, что внешне Он по воскресении Своем как-то изменился, но в то же время не настолько, чтобы это не дало ученикам осознать, что являвшийся им был Иисусом.

Совместный их завтрак на берегу Галилейского озера произвел на семерых апостолов неизгладимое впечатление. Годы спустя Петр в проповеди своей скажет о себе как о свидетеле, заслуживающем полного доверия, ибо он ел и пил с Иисусом Христом по воскресении Его (Деян. 10:41). В стихе 14 Иоанн имеет в виду, что это было третье из описанных им явлений Христа ученикам (о двух других читаем в 20:19,24).

Б. Иисус прощает Петра и вновь приближает его к Себе (21:15-23)

Иоан. 21:15-17 . Недавно, так же вот сидя у костра (18:18,25), Петр отрекся от Иисуса. Теперь, у другого костра, Господь публично восстанавливает его в правах апостола. Заметим, что, трижды обращаясь к Петру, Христос называет его так, как назвал при первой их встрече: Симон Ионин! (1:42). Он обращается к нему с вопросом: любишь ли ты Меня больше, нежели они?

Под "они", конечно, подразумевались другие ученики, но, "противопоставляя" Петра им, Господь лишь напоминал ему о неоднократных его горячих заверениях в любви и самоуверенных заявлениях, что, если и все другие оставили бы Иисуса, он никогда не оставит Его (Матф. 26:33,35; Лук. 22:33; Иоан. 13:37). Троекратное повторение Иисусом одного и того же вопроса и трижды повторенное Им поручение апостолу "соответствуют" троекратному отречению Петра (18:17,25,27). Трижды же повторяет он теперь, что любит Господа (21:15-17).

Как высоко ни стоял бы человек, он никогда не застрахован от падения (1-Кор. 10:12). Но Бог в милости Своей прощает кающегося. Убедиться в этом в тот момент было очень важно апостолам - ведь Церковь, которой предстояло возникнуть, ожидали такие жестокие гонения, что и возглавляющие ее поколеблются в чувствах своих и верности Христу.

Итак, трижды поручил Иисус Петру: паси агнцев (овец) Моих (стих 15, 16, 17). Некоторые католики делают на этом основании вывод, что Петр был поставлен Христом в особое, превосходящее остальных апостолов, положение, однако, суждение это не правомочно, особенно в сопоставлении со словами самого Петра в 1-Пет. 5:2.

Заметим, что в греческом тексте слова "любишь" и "паси" переданы в каждом из трех случаев не одними и теми же глаголами; "любишь" как, агапе, агапе и филео, что могло бы быть переведено как "любишь ли Меня, сознавая Мои высокие достоинства" и "питаешь ли ко Мне сердечную склонность?"; "паси" (боске, поимайне, боске) по-гречески звучит как "заботься", "питай", "опекай".

Трудно, хотя и возможно, проследить в этой связи некие духовные нюансы, но большинство богословов рассматривает их как нюансы стилистические. В любом случае обращает на себя внимание, что в ответ на вопросы Господа, Петр, получивший горький урок, уже не заверяет Его в беззаветной преданности; но слова его, пронизанные глубоким чувством, - кратки, а тон - смиренен.

Иоан. 21:18-19 . Здесь Своим торжественным вступлением Истинно, истинно говорю тебе (толкование на 1:51) Иисус предваряет предсказание о будущем распятии Петра. В преклонном возрасте Петр был привязан ко кресту, который он нес к месту своей казни, и руки его "простерты", т. е. вытянуты были по перекладине его. Покорностью словам Иисуса иди за Мною, звучащим для каждого христианина, от начала до конца определяется жизнь верующего. Как Иисус подчинился воле Отца Небесного, так и последователи Его должны подчиняться воле Господа, куда бы ни вела их она - на крестные муки или через иные нелегкие переживания.

Иоан. 21:20-23 . Узнав о Божией воле относительно своего будущею, Петр поинтересовался, а какое будущее ожидает друга его Иоанна, т. е. ученика, которого любил Иисус. Господь строго возразил Петру: не следует ему любопытствовать о Божией воле в отношении другою человека (что тебе до того? ты иди за Мною).

Как ответ и им тоже могут быть приняты эти слова Христа теми верующими, которые, чрезмерно желая проникнуть в тайное воли Божией, небрежны порой к воле Его, ясно им открытой. Божии планы в отношении христиан отнюдь не одинаковы, и нечасто нам понятно, какими соображениями руководствуется Бог. Поэтому нам, как и Петру, просто следует "идти за Ним".

Христос замечает Петру, что, если по воле Его Иоанну предстояло бы прожить и до второго Его пришествия на землю, то и тогда не дело Петра интересоваться, как и почему. Иоанн оговаривается затем, что слова Господа о нем породили в среде верующих ошибочное представление, будто он, Иоанн, не умрет. Евангелист объясняет, что именно подразумевал Иисус. Любопытно, что, завершая свое повествование, Иоанн приводит слова Христа о Его возвращении на землю.

Конечно же, Иисус ничего не сказал о времени Своего второго пришествия. Ложный слух, пронесшийся между учениками, возник от того, что слова Иисуса относительно Иоанна они поняли неправильно. Это не может не настораживать христиан, которым следует глубоко вдумываться в слово Божие, чтобы избегать неверных толкований того, что им обещано.

В. Заключительные слова Иоанна (21:24-25)

Иоан. 21:24-25 . Четвертое Евангелие завершается отождествлением автора его с "любимым учеником" Иисуса Христа (толкование на "Авторство" во Вступлении).

Слова "о сем" и "сие" во фразе свидетельствует о сем и написал сие, по всей видимости, относятся к Евангелию в целом. Слова же и знаем, что истинно свидетельство его, скорее всего, были вписаны не Иоанном, а кем-то другим. Возможно, они выражали мнение членов Ефесской церкви или первоапостольской Церкви в целом. Во всяком случае поддержка свидетельству Иоанна была выражена верующими из того поколения, которому изложенные евангелистом факты были известны лучше, чем кому бы то ни было после них.

Заключительный стих о том, что самому миру не вместить бы… книг, в которых было бы написано все, сделанное Иисусом, на первый взгляд может показаться литературной гиперболой. Но ведь и в самом деле в Евангелиях отражена лишь небольшая часть того, что Христос сказал и явил миру. Кто-то подсчитал, что на прочтение вслух записанных в Евангелиях слов Иисуса ушло бы… всего три часа. Не следует ли и из этого, что описание всего сказанного и сделанного Сыном Божиим за три года, тем более за все время пребывания Его в теле, действительно получилось бы бесконечным!

После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу.

Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища?

Они отвечали Ему: нет.

Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?

Петр

Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз:

Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?

Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?» Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что́ тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»

Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:

2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море.

У Геннисаретского озера. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

8 А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою.

9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь.

13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

Иисус и чудесный улов рыбы. Художник Г. Доре

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?

24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: