Евангелие от иоанна 11. Толкование на Евангелие от Иоанна (Блаженный Феофилакт Болгарский)

Б. Болезнь Лазаря (11,1-4)

11,1 Теперь мы подходим к последнему великому чуду в служении Господа Иисуса. В некотором смысле это величайшее из всех чудес – воскрешение мертвого. Лазарь жил в небольшом селении Вифания, приблизительно в пяти километрах к востоку от Иерусалима. Также известно, что в Вифании жили Мария и Марфа, сестра ее. Пинк цитирует епископа Райла:

"Позвольте заметить, что присутствие избранных детей Божьих – то, что делает города и страны известными в глазах Божьих. В Новом Завете отмечено селение Марфы и Марии, в то время как Мемфис и Тибет не названы". (Arthur W. Pink, Exposition of the Gospel of John, III:12.)

11,2 Иоанн объясняет, что это была та Мария из Вифании, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Этот исключительный акт самозабвенной любви особо подчеркнут Святым Духом. Господь доволен, когда Его последователи готовы доказать свою любовь к Нему.

11,3 Когда Лазарь заболел, Господь Иисус был, очевидно, на восточном берегу реки Иордан. Сестры послали сказать Ему , что Лазарь, которого Он любит, болен. Есть нечто очень трогательное в том, как эти сестры поведали о случившемся Господу. Они сослались на Его любовь к их брату как на особый аргумент в пользу того, что Ему следует прийти и помочь.

11,4 Иисус сказал: "Эта болезнь не к смерти". Этим Он имел в виду не то, что Лазарь не может умереть, а что смерть не будет конечным результатом этой болезни. Лазарь умрет, но будет воскрешен из мертвых. Действительной целью болезни была слава Божья, да прославится чрез нее Сын Божий. Бог позволил этому случиться для того, чтобы Иисус пришел, воскресил Лазаря из мертвых и, таким образом, вновь проявил Себя как истинный Мессия. Люди прославят Бога за это великое чудо.

Мы не вправе предположить, что болезнь Лазаря была следствием какого-то особого греха в его жизни. Скорее он характеризуется как преданный ученик, которого Спаситель особо любил.

В. Путешествие Иисуса в Вифанию (11,5-16)

11,5 Когда болезнь входит в наши дома, мы не должны считать, что Бог прогневался на нас. Здесь болезнь была скорее связана с Его любовью, чем с гневом. "Господь, кого любит, того наказывает".

11,6-7 По идее, нам следовало бы рассуждать так: если Господь действительно любит этих трех верующих, Он оставит все и поспешит к их дому. Господь же, напротив, когда услышал новость, то пробыл два дня на том месте, где находился. Если Бог задерживается, это не значит, что Он отказывает нам.

Не отвечая на наши просьбы немедленно, Он, возможно, учит нас ждать, и если мы ждем терпеливо, то обнаружим, что Он отвечает на наши просьбы намного более изумительным образом, чем мы когда-либо могли предположить. Даже любовь к Марфе, Марии и Лазарю не могла заставить Христа действовать раньше определенного времени. Все Его поступки были подчинены воле Его Отца и соответствовали Божественному расписанию.

По прошествии двух дней, кажущихся потерянным временем, Господь Иисус предложил ученикам пойти опять в Иудею.

11,8 Ученики еще очень хорошо помнили, что иудеи искали побить Христа камнями, после того как Он даровал зрение слепому. Они с удивлением возразили, что ради собственной безопасности Ему даже думать не следует о походе в Иудею.

11,9 Иисус ответил им следующее: как правило, люди могут работать в течение двенадцати часов в день, пока светло. В это время человек не подвергается опасности споткнуться или упасть, потому что он видит, куда идет и что делает. Свет этого мира, или дневной свет, предохраняет его от преткновения и случайной смерти. Духовное значение слов Господа таково: Господь Иисус до конца повиновался воле Божьей. Поэтому не следовало опасаться, что Его смогут лишить жизни до назначенного срока. Он будет храним до тех пор, пока Его дело не будет исполнено. В каком-то смысле это истинно для каждого верующего. Если мы живем в тесном общении с Господом и исполняем Его волю, нет никакой силы на земле, способной лишить нас жизни прежде времени, определенного Богом.

11,10 Человек, который ходит ночью, не доверяется Богу, а действует по собственной воле. Такой человек легко спотыкается, потому что не имеет Божественного руководства, которое освещало бы его путь.

11,11 Господь говорил о смерти Лазаря как о сне . Однако следует заметить, что в НЗ слово "сон" никогда не используется применительно к душе, а только к телу. Священное Писание не учит, что душа умершего находится в состоянии сна. Душа верующего уходит, чтобы пребывать с Христом, что несравненно лучше.

Здесь Господь Иисус проявил Свое всеведение. Он знал, что Лазарь уже умер, хотя Ему сообщили, что Лазарь болен. Он знал, потому что Он – Бог.

Любой человек может разбудить другого от физического сна, но только Господь мог пробудить Лазаря от смерти. Здесь Иисус выразил Свое намерение совершить именно это.

11,12 Его ученики не поняли слов Господа о сне. Они не могли представить, что Он говорит о смерти. Возможно, они полагали, что сон свидетельствует о выздоровлении, и заключили, что если Лазарь смог крепко уснуть, значит, кризис миновал и он выздоровеет. В стихе также может подразумеваться, что если физический сон – единственная проблема Лазаря, то нет необходимости идти в Вифанию, чтобы помочь ему. Возможно, ученики были напуганы угрожавшей им опасностью и ухватились за этот предлог, чтобы не идти к дому Марии и Марфы.

11,13-14 Здесь ясно сказано, что, говоря о сне, Иисус имел в виду смерть, но Его ученики не поняли это. Не может быть никакого недоразумения.

Иисус прямо объявил Своим ученикам: "Лазарь умер". Как спокойно ученики восприняли новость! Они не спросили Господа: "Откуда Ты знаешь?" Он говорил с полной уверенностью, и они не подвергали сомнению Его знание.

11,16 Фома полагал, что если Господь Иисус пойдет в те места, Его убьют иудеи. Он был уверен, что они также будут убиты, если пойдут с Иисусом. Но даже пребывая в унылом и подавленном состоянии, он убеждал учеников сопровождать Иисуса. Его слова иллюстрируют не великую веру или смелость, а уныние.

Г. Иисус: воскресение и жизнь (11,17-27)

11,17-18 Четырехдневное пребывание Лазаря в могиле доказывало, что он действительно мертв. Заметьте, как Святой Дух все предусмотрел, чтобы показать, что воскрешение Лазаря было действительно чудом. Лазарь, должно быть, умер вскоре после того, как посыльные ушли на поиски Иисуса. Иисус находился в Вифаваре, расположенной в дне пути от Вифании. Узнав о болезни Лазаря, Иисус еще два дня оставался на месте. Затем путешествие в Вифанию заняло еще сутки.

Вот и объяснение четырем дням, которые Лазарь провел в могиле.

Как было упомянуто выше, Вифания располагалась приблизительно в двух милях (пятнадцати стадиях) на восток от Иерусалима.

11,19 Близость Вифании к Иерусалиму дала возможность многим из иудеев прийти к Марфе и Марии утешать их в печали. Они даже не предполагали, что в скором времени их утешения будут совершенно не нужными, так как этот дом траура превратится в дом великой радости.

11,20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему. Встреча состоялась за пределами селения. Не сказано, почему Мария осталась дома. Возможно, она не слышала сообщения о прибытии Иисуса. А может, была парализована горем или просто ожидала, пребывая в духе молитвы и упования. Чувствовала ли она, благодаря своей близости к Господу, что должно было произойти? Мы не знаем.

11,21 Вера Марфы в то, что Иисус мог бы предотвратить смерть Лазаря, была истинной верой. Но несовершенной. Марфа думала, что Иисус мог бы сделать это только в том случае, если бы Сам был с ними. Она не понимала, что Он может исцелить человека на расстоянии, и даже не допускала мысли, что Он может оживить мертвого. Часто в минуты горя мы поступаем подобно Марфе. Мы думаем, что если изобретут тот или иной препарат или лекарство, то наши любимые близкие не умрут. Но все находится в руках Господа, и без Его позволения с нашими близкими ничто не случится.

11,22 Снова воссияла вера этой преданной сестры. Она не знала, как Господь Иисус поможет, но верила, что Он сделает это. Она была уверена, что Бог даст Ему то, что Он попросит, и эта кажущаяся трагедия обернется чем-то хорошим. Но даже теперь она не смела предположить, что ее брат воскреснет из мертвых. Слово "попросить", которое использует Марфа, обычно применяли при описании людей, умоляющих Создателя или молящихся Ему. Из этого становится ясным, что Марфа еще не признала Божественность Господа Иисуса. Она поняла, что Он великий и необычный Человек, но, вероятно, не больший, чем пророки древности.

11,23 Чтобы вознести ее веру к большим высотам, Господь Иисус сделал потрясающее заявление, что Лазарь воскреснет снова. Замечательно видеть, как Господь беседует с этой опечаленной женщиной, шаг за шагом направляя ее к вере в Него как Сына Божьего.

11,24 Марфа понимала, что однажды Лазарь воскреснет из мертвых, но совсем не предполагала, что это может случиться в этот же день. Она верила в воскресение из мертвых и считала, что это случится в тот, как она назвала, "последний день".

11,25 Следующее заявление Господа равносильно словам: "Ты не понимаешь Меня, Марфа. Я не имею в виду, что Лазарь воскреснет в последний день. Я есмь Бог, и в Моей власти воскресение и жизнь . Я могу поднять Лазаря из мертвых прямо сейчас, и сделаю это".

Господь уже тогда предвкушал время, когда все истинные верующие будут воскрешены. Это случится, когда Господь Иисус придет во второй раз, чтобы забрать Свой народ домой, на небеса. Тогда будет две группы верующих. Будут те, которые умерли в вере, и те, которые будут живыми в момент Его возвращения. К первым Он придет как Воскресение , а ко вторым – как Жизнь . О первой группе говорится в последней части стиха 25: "Верующий в Меня, если и умрет, оживет". Это означает, что те верующие, которые умерли до пришествия Христа, воскреснут из мертвых.

Беркитт замечает:

"О любовь, ты сильнее смерти! Могила не может разделить Христа и Его друзей. Другие друзья сопровождают нас до края могилы, а затем оставляют. Но ни жизнь, ни смерть не могут отделить от любви Христовой". (Burkitt, более полных данных нет.)

Бенгель комментирует: "Это прекрасно гармонирует с Божественным порядком, согласно которому никто и никогда не будет считаться умершим, пока существует Князь Жизни".

11,26 О второй группе людей сказано в стихе 26. Те, кто будет жить во время пришествия Спасителя и верить в Него, никогда не умрут. Они изменятся вдруг, в мгновение ока и придут домой на небеса с теми, кто воскрес из мертвых. Какие драгоценные истины открылись нам в результате смерти Лазаря! Бог превращает горечь в сладость и придает красоту пеплу. Затем Господь, чтобы испытать веру Марфы, задал ей важный вопрос: "Веришь ли сему?"

11,27 Вера Марфы ярко вспыхнула в блеске полдня. Она признала, что Иисус есть Христос, Сын Божий, Который, как предсказывали пророки, должен был прийти в мир. Следует заметить, что она сделала это признание прежде , чем Иисус воскресил ее брата из мертвых, а не после того!

Д. Иисус плачет у могилы Лазаря (11,28-37)

11,28-29 Сразу же после этого признания Марфа помчалась назад в селение и сообщила Марии весть, от которой захватывало дух: "Учитель здесь и зовет тебя". Создатель вселенной и Спаситель мира прибыл в Вифанию и призывал ее. Точно так же происходит и сегодня. Эта же замечательная Личность стоит и призывает людей словами Евангелия. Каждому звучит призыв открыть дверь своего сердца и впустить Спасителя. Мария ответила сразу же. Она не тратила впустую время, но поспешно встала и пошла к Иисусу.

11,30-31 Иисус встретил Марфу и Марию за пределами селения Вифания. Иудеи не знали, что Он был близко, так как то, о чем Марфа сказала Марии, было известно только им. Вполне естественно, они полагали, что Мария отправилась на гроб – плакать там.

11,32 Мария же пала к ногам Спасителя. Возможно, это был акт поклонения, а может, она была просто переполнена горем. Подобно Марфе, она высказала сожаление о том, что Иисуса не было в Вифании, – тогда бы их брат не умер.

11,33 Видя скорбь Марии и ее друзей, Иисус Сам восскорбел духом и возмутился. Несомненно, Он думал о всех тех страданиях, печалях и смерти, которые вошли в мир в результате грехопадения человека. Это причиняло Ему внутреннее страдание.

11,34 Господь, конечно, знал, где погребен Лазарь, но задал вопрос, чтобы разбудить ожидание, поддержать веру и призвать людей к дальнейшему сотрудничеству. Без сомнения, плакальщики со всей серьезностью и искренним желанием повели Господа к могиле.

11,35 Стих 35 самый короткий в английской Библии. (Самый короткий стих в греческом НЗ находится на противоположной стороне эмоционального спектра: "Всегда радуйтесь" (Pantote chairete , 1 Фес. 5,16). Это один из трех случаев, описанных в НЗ, где сказано о том, что Господь плачет. (Он плакал, скорбя об Иерусалиме, а также в саду Гефсиманском.) То, что Иисус плакал, свидетельствовало о Его истинной человеческой природе. Он проливал настоящие слезы скорби, наблюдая среди людей ужасающие последствия греха. То, что Иисус плакал в присутствии смерти, говорит о том, что для христиан вполне естественно плакать, когда их любимые умирают. Однако христиане не скорбят, как другие, не имеющие никакой надежды.

11,36 Слезы Сына Человеческого были для иудеев свидетельством Его любви к Лазарю. Конечно, иудеи были правы. Но Иисус любил также и их глубокой бессмертной любовью, а многие из них не сумели этого понять.

11,37 Снова присутствие Господа Иисуса вызвало у людей вопросы. Некоторые из них узнали в Нем Того, Кто отверз очи слепому. Они задались вопросом, почему Он не мог сделать так, чтобы и Лазарь не умер. Конечно, Он мог бы так сделать, но вместо этого Он собирался совершить более значительное чудо, которое принесет великую надежду верующим душам.

Е. Седьмое чудо: воскрешение Лазаря (11,38-44)

11,38 Скорее всего, могилой Лазаря была пещера под землей, в которую можно спуститься по лестнице или по высеченным ступенькам. На входе в пещеру лежал камень. Пещера отличалась от могилы Господа Иисуса тем, что последняя была вырублена в скале, и человек мог спокойно войти в нее, не поднимаясь вверх и не спускаясь.

11,39 Иисус приказал присутствующим отнять камень от входа в могилу. Он мог бы сделать это Сам, только произнеся слово. Однако обычно Бог не делает для людей то, что они могут сделать сами. Марфе стало жутко при мысли о том, что откроют могилу. Она знала, что тело ее брата находилось там четыре дня, и боялась, что оно начало разлагаться. Очевидно, тело Лазаря не пытались забальзамировать. Его погребли в день смерти – такова была традиция того времени. Важен тот факт, что Лазарь находился в могиле четыре дня, что совершенно исключало вероятность состояния сна или обморока.

Все иудеи знали, что он мертв. Его воскрешение можно объяснить только чудом.

11,40 Не ясно, когда Иисус произнес слова этого стиха. В стихе 23 Он сказал, что брат ее воскреснет. Но слова, сказанные здесь, были сутью того, что Он сказал ей перед этим. Обратите внимание на порядок слов в этом стихе: "...будешь веровать, увидишь..." Это как если бы Господь Иисус сказал: "Если только будете верить, вы увидите, что Я сотворю чудо, которое под силу одному Богу. Вы увидите славу Божью, явленную во Мне. Но сначала вы должны веровать, а затем увидите".

11,41 Итак, отняли камень от могилы. Перед совершением чуда Иисус поблагодарил Своего Отца за то, что Тот услышал Его молитву. В этой главе не упоминается о какой-либо молитве Господа Иисуса, предшествующей чуду. Но Он, бесспорно, говорил со Своим Отцом в течение всего этого периода и молился, чтобы имя Божье прославилось в воскресении Лазаря. Здесь Он поблагодарил Отца в ожидании предстоящего события.

11,42 Иисус молился внятно, чтобы народ поверил, что Отец послал Его и сказал Ему, что делать и говорить, и что Он всегда действует в абсолютном подчинении Богу Отцу. Здесь снова подчеркивается полное единение Бога Отца и Господа Иисуса Христа.

11,43 Это один из немногих случаев в НЗ, где сказано, что Господь Иисус воззвал громким голосом. Некоторые полагают, что если бы Он не назвал Лазаря по имени, то все мертвые встали бы из могил!

11,44 Как вышел Лазарь? Одни думают, что он вышел из могилы спотыкаясь; другие полагают, что он полз на четвереньках; некоторые указывают, что его тело было туго обвито по рукам и ногам погребальными пеленами и он не мог выйти самостоятельно.

Они предполагают, что его тело вышло из могилы по воздуху и ноги коснулись земли только перед Господом Иисусом. То, что лицо его было обвязано платком, еще раз доказывает, что он был мертв. Никто не мог бы жить в течение четырех дней с лицом, обвязанным такой тканью. И опять Господь привлек к участию людей, приказав им развязать Лазаря и дать ему возможность идти. Только Христос может воскресить из мертвых, но Он поручает нам убрать камни преткновения и распутать непроницаемые погребальные пелены предубеждений и суеверий.

Ж. Вера и неверие иудеев (11,45-57)

11,45-46 Для многих присутствующих это чудо стало безошибочным свидетельством Божественности Господа Иисуса Христа, и они уверовали в Него. Кто, как не Бог, мог бы вызвать тело из могилы после того, как оно пролежало мертвым в течение четырех дней?

Но влияние чуда на жизнь человека зависит от его морального состояния. Сердце злое, мятежное и неверующее не поверит даже тогда, когда увидит, что кто-то воскрес из мертвых.

Так и здесь. Некоторые из иудеев, бывшие свидетелями чуда, не желали принять Господа Иисуса как своего Мессию, несмотря на столь бесспорное доказательство. Они пошли сообщить фарисеям, что случилось в Вифании.

Может быть, они известили фарисеев, чтобы и те уверовали в Иисуса? Скорее всего, они поступили так для того, чтобы еще больше настроить фарисеев против Господа и побудить их убить Его.

11,47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали официальный совет, чтобы обсудить, какие действия нужно предпринять. Вопрос "что нам делать?" – означает: "Как мы собираемся отреагировать на это? Почему мы так медлим с действием? Этот Человек творит много чудес, а мы ничего не делаем, чтобы остановить Его". Этими словами иудейские начальники осуждали самих себя. Они признавали, что Господь Иисус явил много чудес. Почему тогда они не уверовали в Него? Они не хотели верить, потому что предпочли свои грехи Спасителю.

Райл хорошо говорит:

"Это изумительное признание. Даже самые ярые враги Господа признают, что наш Господь творил чудеса, и много чудес. Можем ли мы сомневаться, что они отрицали бы истинность Его чудес, если бы могли? Но они, кажется, не пытаются этого делать. Они были внимательными свидетелями слишком многих, слишком массовых чудес, чтобы сметь отрицать их. Пусть современные безбожники и скептики потрудятся объяснить, как перед лицом этого факта они могут говорить о чудесах нашего Господа как о жульничестве и обмане? Если фарисеи, которые жили во времена нашего Господа и из кожи вон лезли, чтобы помешать Его делам, никогда не отваживались обсуждать то, что Он творил чудеса, то абсурдно начинать отрицать Его чудеса теперь, спустя целых восемнадцать столетий". (J. C. Ryle, Expository Thoughts on the Gospel, St. John, II:295.)

11,48 Начальники чувствовали, что больше не могут бездействовать. Если они не вмешаются, то множество людей, увлеченных чудесами Иисуса, встанет на Его сторону. Если они таким образом подтвердят, что Иисус их Царь, это повлечет неприятности с Римом. Римляне подумают, что Иисус явился, чтобы свергнуть их владычество; тогда они придут и накажут иудеев.

Выражение "и овладеют и местом нашим и народом" означает, что римляне уничтожат храм и рассеют иудеев.

Именно это случилось в 70 г. н. э. – не потому, однако, что иудеи приняли Господа, а, скорее, потому, что они отвергли Его.

Ф. Б. Мейер хорошо сказал по этому поводу:

"Христианство подвергает опасности бизнес, подрывает выгодные, но вредные отрасли, похищает клиентов у святынь дьявола, нападает на сферу его законных интересов и переворачивает мир вверх дном. Это утомительная, раздражающая, уничтожающая прибыль вещь". (Meyer, Tried , p. 112.)

11,49-50 Каиафа был первосвященником в период с 26 по 36 год нашей эры. Он председательствовал на религиозном суде над Господом и присутствовал, когда Петр и Иоанн предстали перед синедрионом (Деяния, 4,6). Он не веровал в Господа Иисуса, несмотря на слова, которые здесь произнес.

Каиафа считал, что первосвященники и фарисеи ошибаются, думая, что иудеи умрут из-за Иисуса. Он предсказывал, что скорее Иисус умрет за иудейский народ. Он сказал, что было бы лучше, чтобы один Иисус умер за людей, нежели чтобы весь народ имел неприятности от римлян. Звучит почти так, как будто Каиафа действительно понимал причину прихода Иисуса в мир. Можно было бы подумать, что Каиафа принимал Иисуса как Искупителя грешников, что является центральной доктриной христианства. Но, к сожалению, это не так. Все, что он сказал, было истинно, но сам он не верил в Иисуса как Спасителя его души.

11,51-52 Здесь объясняется, почему Каиафа сказал именно это. Сие же он сказал не от себя, то есть это решение исходило не от него. Он говорил это не по своей собственной воле. Скорее, произнесенные им слова были даны ему Богом и имели более глубокий смысл, чем он осознавал. Это было Божественное пророчество о том, что Иисус умрет за народ израильский. Оно было дано Каиафе, потому что он был первосвященником на тот год. Бог говорил через него из-за его религиозной деятельности, а не личной праведности, так как он был грешник.

Согласно пророчеству Каиафы, Господь умрет не только за народ израильский, но чтобы и рассеянных чад Божьих собрать воедино. Некоторые думают, что Каиафа имел в виду иудеев, рассеянных по всей земле, но, скорее всего, он подразумевал язычников, которые уверуют в Христа через проповедь Евангелия.

11,53-54 Фарисеев не убедило чудо в Вифании. Напротив, они еще больше озлобились против Сына Божьего. С этого дня они с еще большей решимостью положили убить Его.

Принимая во внимание возросшую враждебность иудеев, Господь Иисус пошел в город, называемый Ефраим. Мы не знаем сегодня, где был расположен Ефраим; можно только предположить, что он находился в тихом, изолированном месте близ пустыни.

11,55 Сообщение о приближении Пасхи иудейской напоминает нам о том, что приближается завершение служения Господа. Именно в эту самую Пасху Он должен быть распят. Людям полагалось прийти в Иерусалим пред Пасхою, чтобы очиститься. Например, если иудей прикасался к мертвому телу, ему необходимо было совершить определенный ритуал очищения от церемониальной нечистоты. Это очищение состояло из различного типа омовений и приношений. Вся трагедия заключалась в том, что таким образом иудеи стремились очиститься сами, но при этом планировали убить пасхального Агнца. Какое ужасное проявление зла в сердце человека!

11,56-57 Когда люди собрались в храме, они стали думать о Человеке по имени Иисус, Который жил в их стране и творил чудеса. Началось обсуждение, придет ли Он на праздник. Некоторые думали, что не придет по причине, указанной в стихе 57.

От первосвященников и фарисеев поступило официальное приказание арестовать Иисуса. Всякому, кто узнает Его местонахождение, приказано уведомить власти, дабы взять Его и приговорить к смерти.

01 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра её.
02 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими.
03 Сёстры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
04 Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий.
05 Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря.
06 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
07 После этого сказал ученикам: пойдём опять в Иудею.
08 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда?
09 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днём, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдём к нему.
16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдём и мы умрём с ним.
17 Иисус, придя, нашёл, что он уже четыре дня в гробе.
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их [в] [печали] о брате их.
20 Марфа, услышав, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовёт тебя.
29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
30 Иисус ещё не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали её, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там.
32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
33 Иисус, когда увидел её плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
35 Иисус прослезился.
36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
41 Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвёл очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идёт.
45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
46 А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.
47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ,
52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
53 С этого дня положили убить Его.
54 Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошёл оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.
55 Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.
56 Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придёт ли Он на праздник?
57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
8 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там.
32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
35 Иисус прослезился.
36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
46 А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.
47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
53 С этого дня положили убить Его.
54 Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.
55 Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.
56 Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?
57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

Д. Великие знамение в Вифании (11:1-44)

Чудо из чудес, совершенное в присутствии множества людей, а именно - воскрешение из мертвых Лазаря, послужило неопровержимым доказательством в пользу великого притязания Иисуса: "Я есмь воскресение и жизнь".

Смерть - это самое страшное последствие человеческого греха (Рим. 5:12; Иак. 1:15). Физическая смерть несет в себе предостережение свыше относительно того, к чему ведет грех в духовной сфере. Ибо, подобно тому, как эта смерть обрывает жизнь и разделяет людей, смерть духовная отделяет их от Бога и означает потерю ими той жизни, которая возможна только в Боге (Иоан. 1:4). Иисус приходил на землю для того, чтобы дать людям воистину полную жизнь ("жизнь с избытком"; 10:10). Отвержение Его ведет к потере вечной жизни (3:36) и к обретению конечной судьбы в "смерти второй", которая есть вечное пребывание в озере огненном (Откр. 20:14-15).

Иоан. 11:1-2 . О Лазаре в Новом Завете говорится только здесь и в главе 12. Вифания (11:18) располагалась на восточном склоне Елеонской горы. Некоторые сведения о двух сестрах Марии и Марфе - находим у евангелиста Луки (Лук. 10:38-42).

Мария же… была та, которая помазала (позднее) Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Иоанн, вероятно, исходил из того, что его читатели уже знали кое-что о Марии (Мар. 14:3-9).

Иоан. 11:3 . Посылая к Иисусу с печальной вестью, сестры, по-видимому, рассчитывали на то, что по своей любви к Лазарю Он сразу же придет в Вифанию.

Иоан. 11:4 . Однако Иисус, услышав то, не отправился в путь немедленно (стих 6). Не по недостатку любви к Лазарю (стих 5) и не из страха перед иудеями. Он, как всегда, ожидал нужного момента - в соответствии с планами Отца. Ибо знал, что болезнь Лазаря не к смерти, но к прославлению Отца и Сына (9:3; сравните 5:21,23; 7:18). Акт воскрешения умершего, в котором во всей полноте явила себя Божественная сила, послужил последней причиной Его собственной смерти (11:50-53), которая в конечном счете привела к истинной славе Его (17:1).

Иоан. 11:5-6 . Итак, узнав о болезни Своего друга, Иисус, хотя и любил всех троих (Марфу и сестру ее и Лазаря), оставался еще два дня на том месте, где находился.

Не исключено, что Лазарь был уже мертв, когда весть о его болезни дошла до Иисуса (стих 39).

Иоан. 11:7-10 . Ученики Иисуса сознавали, насколько опасным было для их Учителя появление в Иудее (10:31). И попытались удержать Его. Он же, отвечая им в завуалированной форме, отклонил их тревоги. Он говорил как будто бы о земном, но применительно к духовному. Ибо говорил о "хождении" при физическом свете (или в отсутствие его) и одновременно - о "хождении" (т. е. о жизни изо дня в день) по воле Божией. Такое хождение безопасно. Опасна жизнь ("хождение") во тьме (в сфере зла).

До тех пор, пока сам Он следует воле и плану Отца, ничего не может случиться с Ним прежде назначенного Им срока. Применительно к людям того времени эти слова Христа надо рассматривать как призыв к ним: пользуйтесь необычайной возможностью, представившейся вам, - не уходите от Света, пока Он находится в этом мире (1:4-7; 3:19; 8:12; 9:5).

Иоан. 11:11-12 . Затем Иисус сказал: Лазарь, друг наш, уснул. (Заметим, что слову "друг" в Писаниях придается особый духовный смысл; 15:13-14; Иак. 2:23.) Относительно слова "уснул". Христос говорит о физической смерти Лазаря. Смерть христиан нередко приравнивается в Новом Завете к сну (к примеру, Деян. 7:60).

Но приравнивается потому, что тела их подобны телам спящих, а не в смысле "бессознательного сна" их душ. Ученики, однако, неправильно поняли Иисуса и подумали, что Он говорит, будто Лазарь вовсе не умер, а уснул обычным сном (11:13), и, значит, можно рассчитывать на его выздоровление: если уснул, то выздоровеет.

Иоан. 11:13-15 . То есть, как это нередко наблюдаем во всех Евангелиях, Иисус говорил об одном, а ученики воспринимали Его слова совершенно в ином смысле. Дальнейшие Его слова: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там - при первом прочтении приводят в недоумение. Однако вдумаемся; ведь если бы Иисус был там, то, по всей вероятности, не дал бы Лазарю умереть, а если бы Лазарь не умер, то ученики Иисуса (равно как и все читатели Евангелия в последующие века) не получили бы уникальной возможности укрепить свою веру посредством несравненного чуда его воскрешения. Итак, смерть Лазаря совершилась, дабы они уверовали.

Иоан. 11:16 . Фому часто называют "сомневающимся" или "неверным" (записанное в 20:24-25). (Кстати, его второе имя - Близнец - в переводе с греческого в сущности означает: "человек двоящейся природы, неустойчивых мыслей".) Тут он берет на себя своеобразную "инициативу" и призывает учеников идти с Иисусом в Иудею, где всем им несомненно угрожает опасность, чтобы всем вместе умереть. Апостол Христа, Фома, однако, не вполне доверял Ему, Его чудесной силе, и не понимал искупительного назначения Его смерти, а потому в словах его пойдем и мы умрем с Ним звучит скрытая ирония.

Иоан. 11:17 . По-видимому, Лазарь умер вскоре после того, как посланец Марфы отправился с известием о его болезни к Иисусу. Иисус находился тогда от Вифании примерно на расстоянии одного дня пути. По причине жаркого климата Палестины покойников, возможно, погребали в день смерти (стих 39).

Иоан. 11:18-19 . То обстоятельство, что Вифания… была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (т. е. в трех примерно километрах), объясняет, почему многие из Иудеев (иерусалимских) оказались свидетелями этого величайшего чуда (стих 45:46). И оно же подготавливает читателя к приближающемуся завершению событий именно здесь, в "вечном городе".

Напомним об обычае, существовавшем в Иудее: каждого умершего евреи оплакивали на протяжении долгого времени, которое считалось временем утешения осиротевших близких.

Иоан. 11:20-22 . Марфа, человек более активный, чем Мария, склонная к созерцательности и размышлениям, поспешила навстречу Иисусу, услышавши, что Он идет. (сравните описание характера этих сестер в Лук. 10:39-42.) Первые же слова Марфы, обращенные ко Христу, были в сущности исповеданием ее веры в Него. Она действительно верила, что Иисус мог исцелить ее брата, если бы был в нужный момент рядом с ним. В ее словах не чувствуется никакого упрека за то, что Иисус пришел поздно - ведь брат ее умер еще до того, как вестник явился к Иисусу.

В ее словах: Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог - как будто бы звучит надежда на воскрешение Лазаря. Однако сказанное ею далее (стих 24), а затем у гроба брата (стих 39), по-видимому, опровергает такое толкование ее слов в стихе 22; их, возможно, следует рассматривать как выражение Марфой уверенности в том, что Отец Небесный благоволит к Иисусу.

Иоан. 11:23-24 . Воскреснет брат твой. С этого обещания Иисуса начинается Его беседа с Марфою. Судя по ее ответу (стих 24), она все-таки не думала о немедленном воскрешении Лазаря, но верила в его конечное воскресение, в последний день.

Иоан. 11:25-26 . Я есмь воскресение и жизнь - это пятое из великих откровений Иисуса, начинающихся со слов "Я есмь". Воскресение и жизнь будущего века действуют уже теперь, потому что Иисус всегда Господин жизни (1:4). Его слова о жизни и смерти могут показаться парадоксальными лишь на первый взгляд. Ведь смерть верующего есть начало его новой жизни.

И еще: самое качество его земной жизни таково, что в ней - залог его духовного бессмертия; именно в этом смысле сказано Господом, что верующий… не умрет вовек. Он будет жить вечно (3:16; 5:24; 10:28), и его физическая смерть - это только "пребывание во сне" его тела до тех пор, пока оно не воскреснет к новой жизни. В момент смерти верующего духовная часть его "я", т. е. его душа, уходит к Богу (2-Кор. 5:6,8; Фил. 1:23).

Иоан. 11:27 . Опять следует исповедание Марфой ее веры в Иисуса Христа. Она выражает полное согласие со всем, что сказано Им по поводу вечной жизни, которую имеют верующие в Него. В три вещи относительно Иисуса веровала Марфа: а) Он есть Христос (Мессия); б) Он - Сын Божий (что, собственно, соответствует одному из титулов Мессии - Иоан. 1:49; Пс. 2:7) и в) Он есть грядущий в мир. Итак, у Марфы не было сомнения в том, что Иисус - это Мессия, Который пришел в мир во исполнение воли Божией. Однако при всей горячности ее исповедания мы не улавливаем и намека со стороны Марфы на ожидание ею чуда воскрешения брата ее Лазаря.

Иоан. 11:28-30 . Затем Марфа пошла к Марии и сказала ей: Учитель здесь и зовет тебя. Видимо, Иисус хотел поговорить с Марией наедине, может быть, с тем, чтобы утешить ее и в чем-то наставить. Слово Учитель звучит в этом тексте необычно, поскольку "учить" женщин не было в обычае иудейских раввинов (4:1-42).

Иоан. 11:31-32 . Однако частная беседа с Учителем не состоялась. Ибо за Марией, которая поспешно встала и вышла из дома, последовали все "утешители". Подойдя к Иисусу, Мария пала к ногам Его и обратилась к Нему с теми же словами, что и ее сестра (Иоан. 11:21): если бы Ты был здесь, несчастья не произошло бы.

Иоан. 11:33-34 . В отличие от греческих богов, известных в древнем мире своим величественным бесстрастием, Иисус был Личностью высокоэмоциональною, что свидетельствует о Его реальной близости к людям. Вот и теперь, видя плачущую Марию и Иудеев плачущих, Он и Сам восскорбел духом и возмутился.

"Возмутился", судя по английскому переводу Библии, значит "разволновался, огорчился". Однако "восскорбел духом" соответствует греческому "вознегодовал". Почему же вознегодовал Иисус? По мнению некоторых исследователей Писания, гнев Его вызвало маловерие людей, безутешно плакавших об умершем в присутствии Дающего жизнь. Лучшим представляется другое объяснение: гнев Иисуса был вызван деятельностью сатаны, который несет людям, порабощенным грехом, страдания и смерть (8:44; Евр. 2:14-15).

Иоан. 11:35-37 . Из греческого текста следует, что Иисус заплакал беззвучно, в отличие от громогласно плакавших и причитавших людей. Он плакал над трагическими последствиями греха, которые теперь заявляли о себе в этой маленькой, частной трагедии. Он плакал потому, что любил Лазаря. Но некоторые, пожалуй, заключили, что слезы Его свидетельствуют о бессилии, и не без сарказма осведомлялись: не мог ли сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

Иоан. 11:38-39 . Эти разговоры были неприятны Господу (по-русски передано как опять скорбя внутренне; сравните с "восскорбел духом" в стихе 33). Глубоко опечаленный, Он приходит ко гробу.

"Гробами" в Палестине обычно служили пещеры, вырубленные в мягких известняковых скалах. Ко входу в такую пещеру приваливали большой камень.

Остановившись у гроба Лазаря, Иисус повелел: отвалите камень. Ситуация создалась драматическая. Толпа замерла в ожидании. Мария только плакала, а Марфа запротестовала, что, мол, через четыре дня после погребения тело несомненно начало разлагаться,

Иоан. 11:40 . Иисус напомнил Марфе о Своем обещании (стихи 25-26 сравните со стихом 4). Если она будет веровать в то, что Он есть воскресение и жизнь, и доверится данному ей обещанию, то Бог явит славу Свою.

Иоан. 11:41-42 . По мере того, как камень отодвигали от входа в пещеру, напряжение в толпе нарастало. Что Иисус собирается делать? А Он лишь возблагодарил Отца Небесного за то, что Отец услышал Его. Он знал, что, являя людям любовь и силу Отца, Он исполняет волю Его. Он открыто воздал славу Ему - не с тем, чтобы прославиться как Чудотворцу, но с тем, чтобы люди увидели в Нем Сына Небесного Отца, во всем Отцу послушного. Ответ на просьбу Иисуса ясно показал бы людям, что Он действительно послан Отцом (сравните с молитвою Илии в 3-Цар. 18:37).

Иоан. 11:43-44 . Ранее Иисус сказал, что наступит момент, когда мертвые, услышав Его голос, выйдут из могил (5:28); говорил Он и о Своих овцах, которые знают Его голос (10:16,27). И вот теперь, после краткой молитвы, Он воззвал громким голосом… Всего три слова произнес Он: Лазарь! иди вон. (Блаженный Августин как-то заметил, что если бы Иисус не произнес в тот момент имени Лазаря, то из своих могил вышли бы все мертвые.) И тут же Лазарь вышел… обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Судя по этой детали, потребовалось особое действие Божией силы, чтобы Лазарь смог подняться и идти. Иисус велел людям "развязать его" - не с тем только, чтобы дать ему свободу действий, но и для того, чтобы люди могли убедиться, что перед ними не призрак, а живой человек.

Это событие не только чудесно, но и символично, ибо представляет Сына Божиего, дающего жизнь. В момент восхищения Церкви (1-Фес. 4:16) Он совершит этот физический акт по отношению к новозаветным святым, а во второе Свое пришествие - по отношению к святым Ветхого Завета (Дан. 12:2) и святым времени Великой скорби (Откр. 20:4,6). Но голос Его звучит и в настоящее время, ибо Он постоянно "вызывает" к духовной жизни тех, которые пока еще духовно мертвы. И многие из тех, кто "мертвы" по грехам своим и преступлениям, услышав голос Его, начинают верить и силою Божией переходят от смерти в жизнь вечную (Еф. 2:1-10).

Е. Заговор с целью убить Иисуса (11:45-57)

Иоан. 11:45-47а . Откровения Иисуса о Себе всегда вызывали двойственную реакцию. Совершенное Им чудо воскрешения Лазаря не оставляло сомнений в правоте Его притязаний. Так думали многие из Иудеев. И думавшие так уверовали в Него. Но некоторые лишь пришли в замешательство и отправились к недругам Христа, фарисеям, чтобы сообщить им о случившемся. А оно было столь невероятно, что первосвященники и фарисеи тут же собрали совет (синедрион), чтобы обсудить, что им делать дальше. Они, несомненно, считали, что Иисус владеет тайным искусством волшебства, и, пользуясь им, соблазняет народ.

Иоан. 11:47б-48 . То, что фарисеи применяли до сих пор в борьбе против Иисуса, оказалось совершенно неэффективным. Официальное выражение неодобрения, изгнания Иисуса из синагог и за пределы городов, наконец, попытки публичного опровержения Его учения - все это не прекратило распространения Его влияния на людей. Священниками и законниками овладел страх: если все уверуют в новоявленного Мессию, то возможна вспышка бунта в народе, в результате чего они могут лишиться власти (так как придут римляне и овладеют местом нашим - т. е. храмом - и народом).

Иоан. 11:49-50 . В тот год первосвященником был Каиафа (18:13-14,24,28). Когда-то первосвященник оставался на своем посту пожизненно, но с приходом римлян был установлен новый порядок: завоеватели боялись сосредоточения столь большой власти в руках одного человека. Они стали назначать первосвященников по своему усмотрению. Каиафа находился на этом посту с 18 по 36 годы. Высокомерно прозвучали слова Каиафы, обращенные к членам синедриона: Вы ничего не знаете (или: "что вы понимаете!"). Он представил дело так, будто Иисус угрожает благополучию всего народа.

Не лучше ли, продолжал Каиафа, принести в жертву одного человека, чем выйти из доверия у римлян, которые при подавлении мятежа могут уничтожить весь народ (11:48). Время показало, что отвержение Иисуса не разрешило и этой проблемы. Следуя за лжепастырями, иудеи подняли восстание против римлян (в 66-70 гг.); в результате был разрушен храм, погибло великое множество людей, и народ утратил последние остатки своей политической независимости.

Иоан. 11:51-53 . По внушению Святого Духа Иоанн улавливает в словах Каиафы то, что было скрыто от него самого. Каиафа, будучи… первосвященником, указал на Иисуса как на последнего жертвенного агнца, произнеся неосознанное им пророчество. Он говорил о необходимости убить Иисуса, однако, Бог вложил в его слова иной смысл, и они прозвучали как слова о заместительной смерти Христа. Своей смертью Иисусу предстояло упразднить ветхозаветную систему жертвоприношений - через исполнение символов ее и прообразов. Он действительно умер за народ, но не только за израильский, а за "народ" этого мира, "создав из двух" (евреев и язычников) одно новое "тело" (Еф. 2:14-18; 3:6).

Итак, синедрион решил предать Иисуса смерти.

Иоан. 11:54 . Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а, оставив Вифанию, пошел… в… небольшой городок Ефраим, расположенный километрах в 20 на север от Иерусалима. В Ефраиме Он мог отдохнуть с учениками Своими и, в случае необходимости, скрыться в находившейся поблизости Иудейской пустыне.

Иоан. 11:55-57 . Еврейские паломники со всех сторон сходились в Иерусалим на праздник Пасхи, и многие искали Иисуса. Прежде (2:13-25), приходя на празднества, Он учил народ во дворах храма. Придет ли Он на сей раз? На этот случай первосвященники… и фарисеи дали приказание, что, если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

ВОСКРЕШЕНИЕ В ВИФАНИИ

Рассказ о воскрешении Лазаря предшествует повествованию о смерти Иисуса и Его воскресении из мертвых. Один рассказ просто-напросто не может не читаться на фоне другого, поэтому каждый читатель, хочет он того или нет, но естественно сопоставляет их в своем сознании. Тем более что в обоих случаях перед нами одна и та же картина, один и тот же пейзаж: гробница, устроенная в пещере, камень, которым завален вход, погребальные пелены, сударь (или сударион) - платок с головы умершего и так далее. Иными словами, в чисто зрительном плане обе сцены чрезвычайно похожи одна на другую. Но именно эта внешняя схожесть двух событий подчеркивает, насколько они различны по самой своей сути.

Лазарь умирает и затем возвращается Иисусом к жизни. Он воскресает таким, каким он был прежде, живет еще лет десять или чуть больше, чтобы вновь умереть, как умирают все. Воскресение Лазаря - это возвращение к прежней жизни. Воскресение же Иисуса - это шаг в жизнь новую, ибо Иисус, по словам апостола Павла, «воскреснув из мертвых, не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:9). Смысл одного события становится ясен именно на фоне другого. Шаг к новой, вечной и не имеющей конца жизни, который делает Иисус, видится более отчетливо и ярко при сопоставлении с возвращением души в тело и человека к его прежней жизни, что имеет место в случае с Лазарем. Погребальные пелены и плат с головы Иисуса остаются в гробнице как свидетели Его воскресения. Воскрешенный из мертвых Лазарь выходит из пещеры, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платом».

Необходимо обратить внимание и на диалог между Иисусом и Его учениками в самом начале этого рассказа. «После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! Давно ли Иудеи искали побить тебя камнями, и Ты опять пойдешь туда?.. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним» (ст. 7-8, 16). Апостол Фома пессимист, но он горячо любит своего Учителя и готов принять смерть вместе с Ним. Эти три стиха - своего рода пролог к тому рассказу о неверии Фомы, где речь пойдет о том, как Фома не поверил ученикам Иисуса, что они видели Воскресшего.

В этом плане весьма интересна еще одна реплика Фомы в Евангелии от Иоанна. В ответ на слова Иисуса: «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» - Фома восклицает: «Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» (Ин. 14:5-6). Эти слова Фомы подчеркивают: он не знает, что будет с Учителем дальше, и тем не менее готов следовать за Ним - не ради какой-то цели, а потому что не может не быть со Христом, не может оставить Того, Кого полюбил и Кому полностью доверяет. И когда в 11-й главе Фома говорит: «Пойдем и мы умрем с Ним», - мы понимаем, что своим пессимистически настроенным сердцем он уже понял, что дорога эта закончится Голгофой, смертью Учителя и, возможно, учеников, но все равно готов идти за Иисусом по этой дороге.

Слова апостола Фомы «Пойдем и мы умрем с Ним» сопоставимы с восклицанием Павла в его Послании к Филиппийцам: «...и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил., 1:20- 21). Павлу все равно, жить или умереть, главное - быть с Христом, не изменять Ему. О том же говорит и Фома в 11 -й главе Евангелия от Иоанна.

Необходимо обратить внимание и на следующее. Несмотря на предостережение учеников: «...давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» - Иисус зовет учеников пойти с Ним к умершему Лазарю: «...но пойдем к нему». Как призыв, как лозунг, как символ веры звучит здесь это слово - «пойдем». Иначе говоря, забудем о собственной безопасности и поспешим на помощь тому, кто в ней нуждается. Вот о чем говорит здесь Иисус. Вот что главное. […]

Теперь - о Марии и Марфе. Иисус приходит в Вифанию, и Марфа спешит Ему навстречу со словами: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и те¬перь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Иисус говорит ей, что брат воскреснет, на что Марфа отвечает: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (ст. 21-24). Марфа дважды произносит слово «знаю». Религия для Марфы - это сакральное знание, знание о том, что будет, что было бы, знание требований и рекомендаций и т.д. Так и мы знаем, что и как нужно сделать в церкви - поставить свечку, заказать ту или иную службу, совершить ту или иную молитву... Но Иисус говорит Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». И в ответ на эти слова Марфа - после упорного «знаю, знаю» - вдруг восклицает: «Верую!» В этот момент осуществляется удивительный прорыв от сакрального знания к живой вере. А вера - это абсолютное доверие Тому, Кого любишь. С сакрального знания Иисус ориентирует Марфу - а вместе с ней и нас - на Самого Себя, на Свою Личность. Как говорит митрополит Сурожский Антоний, «вера есть встреча со Христом». И главное для христиан - живая, реальная встреча с Иисусом, Который находится среди нас. Тогда происходит именно переориентация с сакрального знания о том, что нам следует делать, какими путями двигаться, - на Него, на Его Личность. Это очень важно понять, потому что нередко в центре нашей религиозности оказываются какие-то правила, установления, принципы, та или иная система взглядов и т.д., но не Христос. Именно об этом говорит Марфе Иисус: думай не о последнем дне, а прислушайся к тому, что говорю тебе Я. Нигде, наверное, нет столь пронзительного свидетельства, как в этом тексте, в разговоре Иисуса с Марфой.

Если Марфа идет к Спасителю со своим «знаю», то Мария просто несет ему свое горе. В отличие от Марфы, она просто погружается в отчаянье. Вспомним, что говорится об этих двух сестрах в 10-й главе Евангелия от Луки: хлопотливая Марфа сумела прорваться сквозь свое отчаянье и поверить Христу, а созерцательная Мария, которая сидела у ног Иисусовых, слушая Его слово, сделать этого не смогла. Речь идет, скорее всего, о том, что активность, деятельность - необходимый компонент веры. Человек, который бездействует, оказывается несостоятельным и в области веры. Вот почему апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва». У того, кто сидит сложа руки, вера слабеет. Даже чудесная, чистая Мария в этом эпизоде бессильна в своей вере, возможно, из-за своей созерцательности. «Ога et labora » - «молись и трудись» - эти слова святого Бенедикта как бы дополняют евангельский текст.

И наконец последнее, на чем хотелось бы остановить внимание. Одиннадцатая глава, от начала до конца, показывает нам, что Иисус идет на смерть. В двух первых стихах говорится о Лазаре, который «был болен», и о его сестрах Марфе и Марии. «Мария же... была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими». Здесь упоминается история, которая будет рассказана ниже, в 12-й главе Евангелия от Иоанна. Но эта история есть также и у синоптиков, поэтому мы знаем ее в разных вариантах. Мария помазала ноги Иисусу, когда ее стали упрекать, Спаситель воскликнул: «Оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего». Таким образом, само упоминание о помазании напоминает нам о погребении Иисуса, день которого уже близок.

Далее ученики напоминают Иисусу, что в Иудее Его собираются побить камнями (ст. 7-8). Это уже второе упоминание о предстоящей смерти. В 16-м стихе Фома восклицает: «Пойдем и мы умрем с Ним». В конце главы рассказывается, что случившееся с Лазарем обсуждается в Иерусалиме. Каиафа, бывший «на тот год первосвященником», говорит: «Вы... не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей...» (ст. 50). И снова здесь речь идет о смерти Иисуса. […]

Но главное состоит в том, что из 11-й главы ясно, что Иисус идет на смерть сознательно и добровольно и этим уже побеждает смерть. Тема смерти Иисуса проходит в этой главе красной нитью: упоминание о помазании Марией, о возможном побитии камнями, восклицание Фомы, восклицание Каиафы «не подумайте, что лучше» и так далее... И на фоне всего этого - слова Иисуса: «Я есмь Воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (ст. 25-26). Идя на смерть, Он выглядит победителем. Это вселяет в нас уверенность, что Христос победит и мы победим вместе с Ним.

Источник: о. Георгий ЧИСТЯКОВ из книги «Свет во тьме светит» Размышления о Евангелии от Иоанна.

ТАЙНЫ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ

Это событие описано только у евангелиста Иоанна. Вспомним воскрешение дочери Иаира (Мф.9: 23-25; Мк.5:35-43; Лк.8: 49-56). Тогда Господь говорит, что девица не умерла, она спит (Лк.8:52); находится в состоянии комы, или летаргического сна, или даже глубокого обычного сна. Господь берет ее за руку и пробуждает, возвращает к жизни. В случае с Лазарем евангелист Иоанн специально подчеркивает, что это событие другого порядка. Его нельзя трактовать иначе, как полное воскрешение полностью мертвого человека. «Уже смердит» говорят Господу, «ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин.11:39).

Значительная часть благочестивых иудеев эпохи Второго Храма верила в телесное воскресение, его ожидали, но оно предполагалось в будущем. А в повседневности древний восточный мир и особенно Иудею характеризует ужас перед гниением, распадом, физическими подробностями смерти: на труп не смотрят, к мертвому не прикасаются. Вся та красота панихиды, отпевания, погребения, к которой привыкли православные люди, не существовала для них. Можно себе представить, какой священный ужас вызывали у иудея того времени слова «Вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком» (Ин.11:44). На это нельзя смотреть! А Господь говорит: «Развяжите его, пусть идет».

Что касается мыслящих людей эллинистического мира, они не только не верили в воскресение мертвых, но и считали, что оно не нужно. Как бы ни предавались они самым утонченным телесным удовольствиям, разврату, обжорству, ношению необыкновенной одежды, они не ценили телесную жизнь. И это совпадало с вульгарно-платоническим представлением, что тело - это тюрьма и могила. Задача человека при жизни с точки зрения расхожего греко-римского мировозрения состоит в том, чтобы достичь бесстрастия, умереть достойно, освободиться от тела и никогда в него не возвращаться. Римляне к факту распада тела относились спокойно, но идея в это тело вернуться казалась им просто глупой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: