Дрожжин весеннее царство. Стихотворения классиков о весне

В дошкольном возрасте у детей проявляется определенный интерес к стихам . Ведь все первые рассказы и сказки они слышат от своих родителей также в стихах. И это, можно сказать, неспроста, так как речь, произнесенная в форме стихов значительно отличается от разговорной. Она является более выразительной, наполненной яркими образами, красочной и эмоциональной. Ребенок без труда усваивает легкие формы и четкий ритм стиха , запоминает его и рассказывает с удовольствием наизусть. Мы подготовили для вас выборку одних из самых лучших стихов о весне русских поэтов ,которые легко сможет выучить наизусть и ребенок дошкольного возраста.

Стихи помогают тренировать мозг малыша и развивать его интеллект,а тематические стихотворения о весне помогут ребенку ярче понять смену зимнего периода на теплые,солнечные весенние дни. Стихи завлекают детей, они с большим удовольствием их запоминают и читают, но больше всего любят стихи о природе, о самой прекрасной и любимой поре года – весне. Для ребенка весна – это игра красок окружающего мира, бескрайнее синее небо, золотое солнце, ласкающие морские волны, зеленая мягкая и ароматная трава по которой так и хочется пробежаться босиком. Замечательные стихи о весне русских поэтов ,которые вы найдете в конце статьи,вобрали в себя лучшие характеристики этого времени года.

Бесспорно, стихи прекрасно развивают речь и память ребенка, помогают ему легче и веселее познать окружающий мир, особенно если это стихи о природе и животных. Стихи в форме загадок способствуют развитию логического мышления, а стихи – считалки обучают счету.

Если же заглянуть еще глубже, то можно увидеть, что стихи оказывают влияние на развитие ритмического слуха , который является важным компонентом музыкального слуха. Кстати эти компоненты неплохо развивают у детей и математические способности.

Уже к трем годам, благодаря стихам, ребенок вполне может научиться выступать на публике. Потом этот навык может пригодиться ему в школьной и последующей жизни.

Когда же все-таки необходимо приучать ребенка к стихам?
Первые рифмы малыш запоминает уже тогда, когда мама поет ему колыбельные или рассказывает какие нибудь потешки.

Классические стихи о весне русских поэтов представляют собой зарифмованные строки. Поэтому малыш, повторяя их, поневоле начинает говорить полными предложениями. Такой момент очень важен, так как в быту дети ленятся разговаривать и ограничиваются одним или двумя словами.

Раньше уже говорилось про память, но хочется добавить, что, заучивая стихи, дети задействуют механизмы долговременной памяти, которая у них остается до конца жизни. Память, наподобие мускулатуры, также может развиваться. Ведь развивается же малыш физически, чтобы стать в дальнейшем здоровым и крепким. То же происходит и с памятью. Поэтому начинать развивать ее нужно с самого раннего возраста.

Частое повторение стихов еще помогает выработать правильное произношение. Ведь чтобы соблюсти рифму и форму необходимо выговаривать слова полностью. Для этого существует множество различных скороговорок, которые необходимо заучивать с малышом, чтобы в будущем избежать дефектов речи.

Учим вместе с ребёнком красивые стихи о весне русских поэтов.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин


Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне Низовке, Тверской губернии. О своей жизни он очень хорошо рассказал сам, когда стал уже писателем, в своих стихах и в своей автобиографии.

Маленький мальчик из бедной крестьянской семьи, он бегал с ребятишками по берегу Волги, ходил в лес по грибы и ягоды, радовался солнцу, цветам. Зимой, в холод, мёрз в убогой одежонке. Вот он идёт первый раз с матерью в школу к дьячку, робко стоит у двери, а дьячок экзаменует его и потом сажает в последний ряд, где сидят самые бедные ученики. Долгими зимними вечерами лежит он на печке в бабушкиной избе, смотрит, как девушки прядут пряжу, слушает песни, сказки, рассказы каких-нибудь прохожих людей. Больше всего нравились ему песни. И позднее он не раз вспоминал, как часто потихоньку от всех убегал на огород и, сидя под развесистой черёмухой, сочинял и пел свои песни-сказки.

Всего две зимы проучился Дрожжин в школе. Когда ему пошёл двенадцатый год, родители отправили его на заработки в Петербург. Он поступил «мальчиком» в трактир - прислуживал посетителям, мыл посуду, полы.

Проходили годы. Дрожжин сменил немало профессий, жил в разных городах, всегда очень бедствовал. Учиться дальше ему не пришлось, но он много читал, полюбил стихи Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Никитина и особенно Некрасова.

После нескольких лет жизни в городе Дрожжин навсегда вернулся в родную деревню. В свободные от тяжелого крестьянского труда минуты он писал свои песни-стихи. Дрожжин старался писать так, чтобы стихи похожи были на народные песни, чтобы были понятны всем.

Первое его стихотворение, «Песня про горе добра-молодца», появилось в печати, когда Дрожжину было двадцать пять лет. К этому времени он познакомился и подружился с писателями, которые помогли ему издать первый сборник стихов. О чём он писал? Об этом он сам лучше всего сказал в одном из своих стихотворений:


Я для песни задушевной

Взял лесов зелёных шёпот,

А у Волги в жар полдневный

Тёмных струй подслушал ропот;

Взял у осени ненастье,

У народа взял я счастье

И глубокое страданье...


В последние годы своей жизни поэт-крестьянин с радостью приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Новые песни стал писать Дрожжин:


Прошли века неволи злой

Великого народа,

И долгожданная свобода

Из мрака ясною зарёй

Взошла над русскою землёй.

ПРИВЕТ

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

ПЕРВАЯ БОРОЗДА

Вышел внук на пашню к деду

В рубашонке, босиком.

Улыбнулся и промолвил:

Здравствуй, дедушка Пахом!

Ты, я вижу, притомился,

Научи меня пахать,

Как зимой, в избе, бывало,

Что ж, изволь, коли охота

И силёнка есть в руках,

Поучися, будь помощник

Деду старому в трудах! -

И Пахом к сохе с любовью

Внука за руку подвёл;

Внук тихонько бороздою

За лошадкою пошёл...

Бодро, весело лошадка

Выступает впереди,

А у пахаря-то сердце

Так и прыгает в груди.

«Вот, - он думает, - вспашу я

Эту полосу, потом

Из кошницы дед засеет

Золотым её зерном;

Уродится рожь густая;

А весною - благодать,

Как начнёт она по зорькам

Жёлтый колос наливать;

Уберётся васильками,

Словно море, зашумит,

Выйдут жницы на полоску,

Серп на солнце заблестит.

Мы приедем на телеге

И из связанных снопов

На гумне намечем много

Золотых тогда скирдов!»

Долго издали на внука

Смотрит дедушка седой

И любуется глубоко

Проведённой бороздой.


В КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬЕ

Детство золотое,

Грустно ты прошло!

Предо мной родное,

Милое село.

В ожиданье лета,

С рожью и травой,

Спит оно, одето

Снежной пеленой.

Из-за туч уныло

Солнышко глядит,

Ветер легкокрылый

Жалобно шумит.

Улицей гуляет

Дедушка-мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз;

Ходит, бородою

Белою трясёт,

Топает ногою,

Только треск идёт,

Иль на окна дышит

Закоптелых хат

Да узоры пишет,

Глядя на ребят...

Вот изба родная

В том селе стоит;

На печи больная

Бабушка лежит,

Охает, вздыхает,

В сердце грусть храня;

Полночь наступает,

Не видать огня.

Бабушка в кручине

С вечера без сна:

О родимом сыне

Думает она.

ВЕСЕННЕЕ ЦАРСТВО

Вернулось царство вешних дней:

Звенит по камушкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

Смолою пахнет от лесов,

Краснея, почки лепестков

Вздохнули вдруг,

И миллионами цветов

Покрылся луг.

Настала чудная пора!

Свалилась с плеч моих гора

Гнетущих бед,

Я на работу со двора

Иду чем свет.

Железо землю бороздит,

А солнце весело глядит

В сиянье дня

И всё ласкает и живит

Вокруг меня.

Из норки чёрный жук ползёт,

И сеть прозрачную плетёт

Себе паук,

Летит пчела и издаёт

Протяжный звук.

На распустившийся цветок

Садится пёстрый мотылёк,

Качаясь в нём,

Пока не тронет ветерок

Его крылом.

Лошадка весело межой

Идёт, а солнце, за горой

Кончая день,

Уже бросает над землёй

Ночную тень.

Пора на отдых! В деревнях

Зажглись огни, на небесах

Взошла луна,

Покой на вспаханных полях

И тишина.


В ЗАСУХУ

Печаль и скука одолела,

Несносный жар меня томит,

Вчера одно село сгорело,

Сегодня лес горит!

Воды на Волге по колено,

Не свищет больше пароход,

С полей давно убрали сено,

И жатва настаёт.

Сосед мой ходит озабочен:

Надежды нет на урожай,

Оброк за целый год не плочен,

Хоть в гроб ложись да умирай!

Его хозяйка нездорова,

И просит хлеба детвора;

За долг последнюю корову

Кулак уводит со двора.

Бедняк глядит унылым взором

Вокруг себя, сам чуть живой,

И кулаку с немым укором

Вослед качает головой.

Тени вечера сгущаются,

Воздух влажен и душист,

И росою умывается

На деревьях каждый лист.

Птицы в гнёзда схоронилися,

И у берега реки,

Чуть мерцая, засветилися

По деревне огоньки.

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

С. Дрожжин

Вот уж снег последний в поле тает.

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

A. Толстой

ДОМ ВЕСНЫ

Среди травы

Густой и влажной

Дом поднялся

Многоэтажный.

Тут есть балконы и беседки,

Столовые на каждой ветке

И спальни посреди сучков,

Но нет замков

И нет крючков.

Открытый солнцу и ветрам,

Дом ждет гостей из дальних стран.

А вот и первые жильцы:

Сороки, иволги, скворцы...

B. Данько

Тексты для пересказа

ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ

Еще вчера на окраине города или в деревне летали только вороны да галки. А сегодня среди них появились крылатые гости - грачи. Ростом они с ворону, но одеты не в серые, а в сине-черные перья.

По Г. Скребицкому

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(«Сказка о царе Салтане...»)

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Вот пошел он к синему морю;

Видит, - море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку...

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

(«Сказка о золотом петушке»)

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»


Его за руку взяла

И в шатер свой... (увела).

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул... (со спицы).

(«Сказка о золотом петушке»)

Остров на море лежит,

Град на острове... (стоит).

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный... (дом).

(«Сказка о царе Салтане...»)

С первого щелка

Прыгнул поп... (до потолка).

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

В руки яблочко взяла,

К алым губкам... (поднесла).

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение... (волкам).

(«Сказка о мертвой царевне...»)

ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Загадки


Мы учим детишек

Природу любить,

Стариков уважать.

(Учитель)

Н. Новоторцева

А летом в комнате лежит.

Как только осень настает,

Меня он за руку берет.

(Портфель)

В. Берестов

Стихи


В ШКОЛУ

Листья желтые летят,

День стоит веселый.

Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы.

Вы идете в первый раз

В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят

На пустой террасе.

Наш веселый детский сад

Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,

Речку в дальнем поле...

Мы ведь тоже через год

Будем с вами в школе.

3. Александрова

КАК БЫ ЖИЛИ МЫ БЕЗ КНИГ?

Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг.

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых новостей...

Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.

С. Михалков

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста,

Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу».

Не надо ждать,

В. Берестов

Я спрятала кукол,

Играть не хочу,

Мне некогда очень -

Я буквы учу!

Из них я сама

Составляю слова.

Сама прочитала

«Дрова» и «трава».

«Дрова на дворе

И трава на лугу».

Н. Найденова

ШКОЛЬНИКУ НА ПАМЯТЬ

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь -

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

С. Михалков


ПЕРВОКЛАССНИКАМ

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтеры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы -

Все когда-то в первый раз

Приходили в первый класс.

Все ходили в первый класс, -

Ваша очередь сейчас.

Год за годом промелькнет,

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога!

Л. Дьяконов

МАЛЬЧИКИ В КАФТАНЧИКАХ

Живут в коробках мальчики,

Одетые в кафтанчики.

Синий, желтый, голубой

Дружат с небом и водой

И с веселым солнцем

За моим оконцем.

Черный дружит с тенью,

А зеленый - с елью.

Красят, красят мой альбом

И короче с каждым днем.

Кто же эти мальчики,

Одетые в кафтанчики?

(Карандаши)

Е. Шкловский

СКОРО В ШКОЛУ

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть.

А если человеку шесть,

И ранец есть, и форма есть,

И счетных палочек не счесть,

То, значит, он (вернее, я),

То, значит, он (вернее, я),

Он в школу собирается.

И. Токмакова

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле.

Промокашка и тетрадь,

Ручка есть, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно.

И букварь - приятель наш.

С. Маршак

Текст для пересказа

ПОСЛЕ ШКОЛЫ

Пришла Настя после школы. Одна бабушка была дома. Настя села у стола, взяла книгу и прочитала сказку. Бабушка была рада. Она сказала: «Будешь книги читать - будешь много знать».

Г. Горецкий, В. Кирюшкин, А. Шанько

Загадки

Любим нос везде совать:

И чертить, и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами.

(Карандаши)

Крошки-птички

Сели в ряд

И словечки говорят.

(Буквы)

Открыть свою тайну любому готова,

Но ты от нее не услышишь ни слова.

(Книга)

Это что тут за зверек

Ходит вдоль и поперек?

В краске выпачканный нос,

Деревянный длинный хвост.

(Кисточка)

На черном поле -

Скок-поскок -

Зайчик-белячок.

(Доска и мел)

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Я б такой исполнил танец!..

Но нельзя, я школьный...

(ранец).

Пальчиковая гимнастика

«В ШКОЛУ»

Н. Ншцева

Пословицы и поговорки

Ученье свет, а неученье тьма.

Без муки нет науки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: