Должностная инструкция главного конструктора. Главный конструктор II

Режиссёр Владимир Семаков Автор
сценария Анатолий Галиев В главных
ролях Борис Невзоров
Юрий Каюров
Оператор Сергей Гаврилов Композитор Игорь Ефремов Кинокомпания Свердловская киностудия Длительность 135 мин. Страна СССР СССР Язык русский Год 1980 IMDb ID 5497990

«Гла́вный констру́ктор» - советский двухсерийный художественный телефильм режиссёра Владимира Семакова . Создан по мотивам повести Якова Резника «Сотворение брони» и реальных событий, связанных с созданием танка Т-34 на Харьковском паровозостроительном заводе. Премьера телефильма состоялась 5 октября 1980 года по первой программе ЦТ.

Сюжет [ | ]

Зима 1940 года, идёт Финская война . До начала Великой Отечественной войны оставалось 16 месяцев. Страна остро нуждалась в современном и надежном вооружении, поскольку боевые машины, состоящие в тот момент на вооружении в СССР, уже давно безнадёжно устарели.

На одном из ленинградских военных заводов начальником конструкторского бюро недавно назначили молодого конструктора Михаила Кошкина, ранее работавшего директором кондитерского комбината. Приняв КБ, ему передали все наработки негодного проекта среднего танка старого конструктора Семён Семёновича. Во время испытаний танк вязнет в болоте. Всю ответственность за провал Кошкин перед главой комиссии, заместителем наркома Рагозиным, берёт на себя. Во время тяжёлого разговора о конфликте с бывшим главным конструктором Семён Семёновичем, тот ему честно говорит «у меня нет права на ошибку, а у тебя есть». Но у Кошкина есть свой проект среднего танка, который он и воплощает, перейдя на Южный завод .
Были созданы две демонстрационные машины, но из заявки на показ новых танков в Кремле их вычеркивает замнаркома Рагозин, вспоминая первую встречу с Кошкиным в болоте. Одновременно Рагозин присылает три месяца на завод опытного танкиста, воевавшего в Испании, майора Гаевого с приказом «всё проверять».

Чтобы доказать совершенство своего танка Т-34, Кошкин принимает решение зимой идти 1500 км своим ходом в Москву, убеждая в этом директора завода и втайне от Гаевого. При этом в Москве Т-34 поддерживает заместитель главы Наркомата вооружений. Два танка Т-34 и гусеничный тягач «техничка» идут по бездорожью.

Получив доклад, Рагозин приказывает Гаевому перехватить танки и вернуть их на завод, одновременно вызывая в Москву с документацией директора завода и начальника производства. На полпути Гаевой всё-таки перехватывает танки на железнодорожном переезде, но после переговоров разрешает вместе с ним идти дальше, но только до первой поломки. Вскоре помощники Кошкина подначивают Гаевого нерешительностью в принятии самостоятельных решений и он не выдерживает - садится за рычаги танка и начинает проверять его в зимнем поле. Влетев в овраг, Гаевой ломает фрикцион и получает травму головы, но восхищается новой машиной. Колонна идёт дальше, Кошкин простудился и еле держится на ногах, в результате чего Гаевой принимает решение вести колонну сам.

17 марта колонна прибывает в Москву и Рагозин отправляет один Т-34 на испытательный полигон для проверки брони танка. Все пушечные снаряды рикошетят и Рогозин восхищенно благодарит Кошкина. На следующий день танк показывают в Кремле Сталину и утверждают.

Весна. На обратном пути Кошкин, чтобы добрать недостающие до заводских испытаний 3000 км , предлагает команде идти обратно в Харьков по весенней распутице своим ходом…

Исторические события [ | ]

Фильм основан на реальных событиях.

В декабре 1936 года начальником танкового КБ Харьковского паровозостроительного завода (с 1937 года - «завод № 183») назначен М. И. Кошкин - человек с большим опытом организационной работы. Быстро разобравшись в сложной производственной ситуации, Кошкин поставил задачу: сохранив сотрудников и не оставляя работ по улучшению конструкции танков, выпускаемых серийно, создать танк нового поколения: «Работать не вдогонку, а на обгон! В конструировании использовать не аналог, а тенденцию. Внедрить такой новый танк, который был бы длительное время перспективным и не требовал существенных изменений».
Под руководством М. И. Кошкина в конце 1930-х годов созданы опытные средние танки А-20 (колёсно-гусеничный), А-32 (гусеничный) и на его базе - легендарный Т-34 (гусеничный, с дизель-мотором В-2). В апреле 1939 года М. Кошкин назначен главным конструктором завода № 183. 19 декабря 1939 года Комитет обороны СССР принял на вооружение РККА танк А-34 (Т-34), изготовленный заводом № 183. Были созданы две демонстрационные машины. Но к концу февраля 1940 года ни одна машина не прошла необходимый пробег. Стало очевидно, что завершить весь объём испытаний до правительственного показа, назначенного на март, не удастся. Без этого танки не могли быть допущены к демонстрации. Тогда возникла идея перегнать оба танка А-34 (Т-34) из Харькова в Москву своим ходом и набрать таким образом необходимый километраж. На специальном заседании парткома завода ответственным исполнителем пробега был назначен М. Кошкин. Пройдя тяжёлый заснеженный путь, оба танка прибыли в Москву, отлично прошли испытания, а затем также своим ходом возвратились в Харьков. 31 марта 1940 года танк Т-34 утверждён к серийному производству на заводах Харькова и Сталинграда. Пробег двух танков Харьков - Москва - Харьков стоил Кошкину жизни: Михаил Ильич сильно простудился в пути, получил осложнения, и 26 сентября 1940 года его не стало.

Съёмочная группа [ | ]

В ролях [ | ]

Актёр Роль
Борис Невзоров Кошкин Михаил Ильич Кошкин Михаил Ильич главный конструктор
Юрий Каюров Рагозин Григорий Иванович Рагозин Григорий Иванович заместитель наркома
Николай Пеньков Гаевой Павел Иванович Гаевой Павел Иванович майор

I. Общие положения

1. Главный конструктор относится к категории руководителей.

2. На должность главного конструктора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж конструкторской работы на инженерно-технических и руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

3. Назначение на должность главного конструктора и освобождение от нее производится приказом директора предприятия.

4. Главный конструктор должен знать:

4.1. Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по конструкторской подготовке производства.

4.2. Профиль, специализацию и особенности организационно-технологической структуры предприятия.

4.3. Перспективы технического развития отрасли и предприятия.

4.4. Системы и методы проектирования.

4.5. Организацию конструкторской подготовки производства в отрасли и на предприятии.

4.6. Производственные мощности, технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации.

4.7. Порядок и методы планирования конструкторской подготовки производства.

4.8. Технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, условиям их монтажа и сдачи в эксплуатацию.

4.9. Методы проведения технических расчетов.

4.10. Основы технической эстетики, художественного конструирования и эргономики.

4.11. Стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению конструкторской документации.

4.12. Основы патентоведения, стандартизации и сертификации.

4.13. Системы автоматизированного проектирования.

4.14. Современные вычислительные и телекоммуникационные средства, включая средства копирования и размножения конструкторской документации.

4.15. Требования рациональной организации труда к проектно-конструкторским разработкам.

4.16. Отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей отрасли производства.

4.17. Передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции.

4.18. Основы экономики, организации производства, труда и управления.

4.19. Основы экологического законодательства.

4.20. Законодательство о труде.

4.21. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.22. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5. Главный конструктор непосредственно подчиняется главному инженеру.

6. На время отсутствия главного конструктора (командировка, отпуск, болезнь, отпуск пр.) его обязанности исполняет заместитель (при отсутствии такового - лицо, назначенное в установленном порядке), который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Главный конструктор:

1. Руководит созданием новых и модернизаций конструкций изделий (комплексов, машин, аппаратов, приборов, механизмов) действующего производства, обеспечивая их высокий технический уровень, конкурентно- и патентоспособность, соответствие современным достижениям науки и техники, требованиям технической эстетики и наиболее экономичной технологии производства.

2. Принимает меры по ускорению освоения в производстве перспективных конструкторских разработок, новейших материалов, широкому внедрению научно-технических достижений.

3. Организует разработку проектов новых опытных и промышленных установок, нестандартного оборудования и приспособлений в связи с реконструкцией объектов, автоматизацией производства и механизацией трудоемких процессов.

4. Проводит работу по повышению уровня квалификации, стандартизации и сертификации разрабатываемых конструкций изделий.

5. Обеспечивает соответствие новых и модернизированных конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям рациональной организации и охраны труда, нормам техники безопасности.

6. Руководит подготовкой технико-экономических обоснований эффективности новых конструкторских разработок, их преимуществ по сравнению с ранее изготовлявшимися.

7. Организует разработку перспективных и текущих планов внедрение и освоение новой техники, конструкторской подготовки производства, исследовательских и опытно-конструкторских работ, контролирует их выполнение.

8. Обеспечивает внедрение систем автоматизированного проектирования, своевременное составление, согласование и утверждение чертежей и другой технической документации, разрабатываемой конструкторскими подразделениями.

9. Совместно с заказчиками осуществляет разработку технических заданий на проектирование, обеспечивает защиту и согласование в установленном порядке разработанных эскизных, технических и рабочих проектов, представляет проектные решения на утверждение.

10. Организует хранение в соответствии с действующими правилами, размножение и своевременно обеспечение производства чертежами и другой конструкторской документацией.

11. Принимает меры по сокращению сроков освоения новой техники, стоимости и цикла конструкторской подготовки производства за счет внедрения прогрессивных методов проектирования, вычислительной и телекоммуникационной техники, передовых способов размножения технической документации, широкого использования в проектах стандартизированных и унифицированных деталей и сборочных единиц.

12. Осуществляет руководство исследовательскими и экспериментальными работами, проводимыми в подразделениях опытного производства.

13. Организует изготовление опытных продавцов, их экспериментальную проверку, отработку установочных партий и выпуск первых промышленных серий, добиваясь постоянного повышения качества и надежности изделий, уровня их технологичности, экологичности, снижения их себестоимости, трудоемкости и материалоемкости.

14. Участвует в монтаже, испытаниях, наладке и пуске новых конструкций изделий и их эксплуатацией.

15. Представляет на утверждение изменения, вносимые в техническую документацию по конструкторской подготовке производства.

16. Принимает участие в работе по аттестации изделий по категориям качества, разработке предложений по реконструкции, техническому перевооружению, интенсификации производства, повышению его эффективности, обеспечивает конструкторскую разработку принятых к внедрению рационализаторских предложений и изобретений.

17. Рассматривает и дает отзывы и заключения на наиболее сложные рационализаторские предложения, а также на проекты стандартов и другую конструкторскую документацию, поступающую на предприятие от сторонних организаций.

18. Организует работу по повышению квалификации работников, осуществляющих конструкторскую подготовку производства.

19. Руководит работниками отдела, направляет и координирует деятельность подчиненных ему подразделений.

III. Права

Главный конструктор имеет право:

1. Действовать от имени отдела, представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия, сторонними организациями по вопросам организации и проведения конструкторских работ.

2. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений предприятия и специалистов необходимую информацию.

3. Участвовать в подготовке проектов приказов, инструкций, указаний, а также смет, договоров и других документов, связанных с деятельностью отдела.

4. Взаимодействовать с руководителями всех структурных подразделений по вопросам организации и проведения конструкторских работ.

5. Давать руководителям структурных подразделений предприятия, специалистам указания, по вопросам ремонта, эксплуатации и содержания технологического оборудования.

6. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы; издавать за своей подписью распоряжения по предприятию по вопросам организации и проведения конструкторских работ.

7. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями предприятия а также иными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

IV. Ответственность

Главный конструктор несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

[Наименование должности]

________________________

________________________

[Наименование организации]

________________/[Ф.И.О.]/

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Главного конструктора проекта

  1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность главного конструктора проекта [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Главный конструктор проекта относится к категории руководителей, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Главный конструктор проекта подчиняется непосредственно руководителю Компании.

1.4. На должность главного конструктора проекта назначается лицо, имеющее:

  • высшее профессиональное образование по специальности «Проектирование зданий» или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности;
  • стаж работы по проектированию или научно-педагогической работы в соответствующей области знаний не менее 8 лет;
  • повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.

1.5. Главный конструктор проекта должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области градостроительной деятельности;
  • перспективы развития архитектурно-строительного проектирования;
  • организацию и планирование проектных и конструкторских работ;
  • методы проектирования и конструирования;
  • технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, условия их монтажа и технической эксплуатации, технологию производства;
  • Единую систему конструкторской документации и другие распорядительные документы по разработке и оформлению технической документации;
  • порядок составления технико-экономических обоснований и расчетов экономической эффективности проектно-конструкторских разработок;
  • требования организации труда к проектно-конструкторским разработкам;
  • основы технической эстетики и художественного конструирования;
  • методы проведения технических расчетов, оценки качества проектов и разработок;
  • виды современных технических средств проектирования и выполнения вычислительных работ, копирования и размножения конструкторской документации;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичных изделий;
  • основы стандартизации и сертификации;
  • основы патентоведения;
  • экономику, организацию труда, производства и управления;
  • авторское право;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда.

1.6. Главный конструктор проекта в своей деятельности руководствуется:

  • уставом компании;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • нормативными материалами по проектированию строительству и эксплуатации объектов.

1.7. В период временного отсутствия главного конструктора проекта, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Должностные обязанности

Главный конструктор проекта обязан выполнять следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет руководство разработкой комплексных проектов на всех стадиях и этапах выполнения работ, обеспечивая при этом их экономическую эффективность и конкурентоспособность, высокий технический уровень, эксплуатационные удобства, соответствие требованиям технической эстетики и наиболее экономичной технологии производства в условиях рыночной экономики.

2.2. Организует проведение необходимых исследований и экспериментальных работ, а также внедрение результатов законченных разработок, обеспечивает составление технико-экономических обоснований проектов, технических заданий и предложений на проектирование, их согласование с заказчиками, выдачу утвержденных технических заданий подразделениям-исполнителям, рассматривает, согласовывает и утверждает разрабатываемую ими техническую документацию.

2.3. Осуществляет техническое и методическое руководство проектированием, увязку всех частей проектов, координирует выполнение работ по всему комплексу проектов.

2.4. Непосредственно участвует в исследовании, проектировании и конструировании, разрабатывая разделы (части) проекта по своей специальности.

2.5. Обеспечивает соблюдение требований и нормативов по организации труда при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий, разработке технологических процессов и оборудования, охраны окружающей среды.

2.6. Осуществляет меры по сокращению сроков и стоимости проектных работ, а также объемов технической документации за счет применения прогрессивных методов проектирования, использования типовых и повторного применения экономичных типовых конструкций и деталей, стандартизованных и унифицированных деталей и узлов, а также вычислительной техники, передовых способов копирования и размножения технической документации.

2.7. Возглавляет работу по оценке надежности, долговечности, работоспособности, технологичности, материалоемкости комплекса, точности инженерных расчетов.

2.8. Обеспечивает комплектность технической документации, соответствие проекта техническим заданиям, соблюдение патентной чистоты и высокий уровень унификации, стандартизации и сертификации разрабатываемых изделий, соответствие принятого в проекте оборудования, комплектующих изделий и материалов действующим стандартам, техническим условиям, номенклатуре изделий, выпускаемых отечественной промышленностью, требованиям организации труда, нормам техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2.9. Организует экспериментальную проверку и исследование новых технических решений для обоснования выбранных параметров конструкций.

2.10. Обеспечивает составление технических описаний и инструкций по эксплуатации проектируемых изделий, а также технических условий, программ и методик проведения испытаний и другой конструкторской документации.

2.11. Руководит проведением испытаний создаваемых конструкций, их совершенствованием после испытаний и осуществляет авторский надзор при изготовлении опытных образцов (партий) на предприятиях-изготовителях.

2.12. Представляет на утверждение и защищает разработанные проекты перед руководством организации, вышестоящими органами, заказчиками и органами экспертизы.

2.13. Утверждает изменения, вносимые в комплексный проект, чертежи и другую конструкторскую документацию.

2.14. Подготавливает предложения по оформлению заявок на изобретения и открытия.

2.15. Изучает новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники с целью их использования при проектировании.

2.16. Руководит подготовкой отзывов и заключений на научно-техническую документацию, поступающую от сторонних организаций, на наиболее сложные рационализаторские предложения и изобретения, а также на проекты стандартов и технических условий.

В случае служебной необходимости главный конструктор проекта может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Главный конструктор проекта имеет право:

3.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководителя компании.

3.2. Распоряжаться вверенными ему финансовыми средствами и имуществом с соблюдением требований, определенных законодательными и нормативными правовыми актами, уставом организации.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Инициировать и проводить совещания по организационным и финансово-экономическим вопросам.

3.6. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

3.7. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований), соблюдения установленных норм, правил, инструкций, давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

3.8. Вносить на рассмотрение руководителя компании представления о приеме, перемещении и увольнении работников, о поощрении отличившихся работников и о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающим трудовую дисциплину.

3.9. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.10. Требовать от руководителя компании оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Главный конструктор проекта несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы главного конструктора проекта осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы главного конструктора проекта является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы главного конструктора проекта определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью главный конструктор проекта обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности главному конструктору проекта может выделяться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Главному конструктору проекта для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ____/____________/ «__» _______ 20__ г.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях » и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях », утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
(редакция от 15.05.2013)

Главный конструктор

Должностные обязанности. Руководит созданием новых и модернизацией конструкций изделий (комплексов, машин, аппаратов, приборов, механизмов) действующего производства, обеспечивая их высокий технический уровень, конкуренто- и патентоспособность, соответствие современным достижениям науки и техники, требованиям технической эстетики и наиболее экономичной технологии производства. Принимает меры по ускорению освоения в производстве перспективных конструкторских разработок, новейших материалов, широкому внедрению научно-технических достижений. Организует разработку проектов новых опытных и промышленных установок, нестандартного оборудования и приспособлений в связи с реконструкцией объектов, автоматизацией производства и механизацией трудоемких процессов. Проводит работу по повышению уровня унификации, стандартизации и сертификации разрабатываемых конструкций изделий. Обеспечивает соответствие новых и модернизированных конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям рациональной организации и охраны труда, нормам техники безопасности. Руководит подготовкой технико-экономических обоснований эффективности новых конструкторских разработок, их преимуществ по сравнению с ранее изготовлявшимися. Организует разработку перспективных и текущих планов внедрения и освоения новой техники, конструкторской подготовки производства, исследовательских и опытно-конструкторских работ, контролирует их выполнение. Обеспечивает внедрение систем автоматизированного проектирования, своевременное составление, согласование и утверждение чертежей и другой технической документации, разрабатываемой конструкторскими подразделениями. Совместно с заказчиками осуществляет разработку технических заданий на проектирование, обеспечивает защиту и согласование в установленном порядке разработанных эскизных, технических и рабочих проектов, представляет проектные решения на утверждение. Организует хранение в соответствии с действующими правилами, размножение и своевременное обеспечение производства чертежами и другой конструкторской документацией. Принимает меры по сокращению сроков освоения новой техники, стоимости и цикла конструкторской подготовки производства за счет внедрения прогрессивных методов проектирования, вычислительной и телекоммуникационной техники, передовых способов размножения технической документации, широкого использования в проектах стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц. Осуществляет руководство исследовательскими и экспериментальными работами, проводимыми в подразделениях опытного производства. Организует изготовление опытных образцов, их экспериментальную проверку, отработку установочных партий и выпуск первых промышленных серий, добиваясь постоянного повышения качества и надежности изделий, уровня их технологичности, экологичности, снижения их себестоимости, трудоемкости и материалоемкости. Участвует в монтаже, испытаниях, наладке и пуске новых конструкций изделий. Осуществляет авторский надзор за изготовлением изделий и их эксплуатацией. Представляет на утверждение изменения, вносимые в техническую документацию по конструкторской подготовке производства. Принимает участие в работе по аттестации изделий по категориям качества, разработке предложений по реконструкции, техническому перевооружению, интенсификации производства, повышению его эффективности, обеспечивает конструкторскую разработку принятых к внедрению рационализаторских предложений и изобретений. Рассматривает и дает отзывы и заключения на наиболее сложные рационализаторские предложения, а также на проекты стандартов и другую конструкторскую документацию, поступающую на предприятие от сторонних организаций. Организует работу по повышению квалификации работников, осуществляющих конструкторскую подготовку производства. Руководит работниками отдела, направляет и координирует деятельность подчиненных ему подразделений.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по конструкторской подготовке производства; профиль, специализацию и особенности организационно-технологической структуры предприятия; перспективы технического развития отрасли и предприятия; технологию производства продукции предприятия; системы и методы проектирования; организацию конструкторской подготовки производства в отрасли и на предприятии; производственные мощности, технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации; порядок и методы планирования конструкторской подготовки производства; технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, условиям их монтажа и сдачи в эксплуатацию; методы проведения технических расчетов; основы технической эстетики, художественного конструирования и эргономики; стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению конструкторской документации; основы патентоведения, стандартизации и сертификации; системы автоматизированного проектирования; современные вычислительные и телекоммуникационные средства, включая средства копирования и размножения конструкторской документации; требования рациональной организации труда к проектно-конструкторским разработкам; отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей отрасли производства; передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы экологического законодательства; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж конструкторской работы на инженерно-технических и руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

Главный конструктор

«Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет»

Оскар Уайльд, английский писатель

«Мне нечего предложить Вам, кроме крови, труда, пота и слез…»

Из речи У. Черчилля в палате общин воюющей Англии в мае 1940 г.

Став главным конструктором, Валерий Николаевич последовательно и настойчиво добивался признания, разработанного коллективами КБ и завода танка Т-72, не имевшего крупных конструктивных недостатков танка Т-64. Долгое время Венедиктов являлся сильнейшим раздражителем в Министерстве оборонной промышленности (министр С.А. Зверев) и даже ЦК КПСС (Секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов), к которым находился в оппозиции. На одном из заседаний коллегии министерства министр демонстрировал членам коллегии и приглашенным специалистам пухлые папки с письмами и обращениями к нему главного конструктора УКБТМ. «Всяких я видал главных конструкторов, но впервые вижу конструктора-писателя», - заключил министр. Далее последовали угрозы объявления выговора и даже снятия с должности. Венедиктов посмеивался, рассказывая об этом ближайшим соратникам: «Ну, пусть он объявит мне выговор. А я его в рамочку - и на стену: не каждый день сам министр выговор объявляет».

А Дмитрий Федорович Устинов даже не пытался скрывать свою неприязнь к уральскому танку, называя всех его сторонников «противниками».

В дневниковых записях А.А. Морозова приведены слова Устинова адресованные ему на совещании в ЦК КПСС в связи с низкой надежностью двигателя 5ТДФ: «Мы верили и пробивали дорогу этому двигателю, хотя он еще страдал многими недостатками, веря в заверения, что эти недостатки будут устранены с его пуском в серийное производство. Но прошло более 3-х лет, а дело практически не сдвинулось с мертвой точки и танк, по-настоящему, не поставлен на производство и не передан на вооружение в воинские части… Мы принимаем танк, который нам показывали, и отбиваем всех его противников, а Вы теперь даете пищу противникам своим отступлением».

Быть зачисленным в разряд противников всесильного Устинова хватало смелости не многим. Из литературных источников известно, что Д.Ф. Устинова не боялся только Георгий Филиппович Байдуков, один из первых Героев Советского Союза, легендарный летчик из экипажа В.П. Чкалова, генерал-полковник. В последний период своей трудовой жизни Байдуков занимал пост начальника 4-го Главного управления Министерства обороны - Главного управления вооружения Войск ПВО. Это он мог, обращаясь к Устинову, сказать: «Дима, если ты сегодня не согласишься с мнением военных, то имей в виду: завтра я подгоню бульдозеры и снесу все построенные под Москвой объекты!» После этих слов Дмитрий Федорович смягчился и изменил свою точку зрения .

Но этот случай исключение из правил поведения Устинова с подчиненными ему людьми. Генеральный директор ЦНПО «Вымпел» В.И. Марков (разработчик РЛС противоракетной и противокосмической обороны) вспоминал, как однажды его и Министра радиопромышленности СССР П.С. Плешакова вызвал к себе Устинов, недовольный ходом работ на объектах системы РЛС. Выслушав приглашенных, он произнёс: «…Вы, наверное, знаете, что мне, как секретарю ЦК, подчинен не только отдел оборонной промышленности, но и отдел административных и партийных органов, который курирует Комитет госбезопасности и прокуратуру. Не хотелось бы привлекать их к анализу ваших трудностей. Думаю, что Вы примите все меры для устранения имеющегося отставания». После такого жесткого разговора побледневший Петр Степанович вышел в приемную и сразу попросил у помощника секретаря ЦК Илларионова таблетку от сердца» .

А эти люди были не робкого десятка: П.С. Плешаков - генерал-полковник, В.И. Марков - генерал-лейтенант, участник ВОВ, командир партизанского отряда в Могилевской области.

На танковой вышке. Учебный центр Осиповичи. 1976 г. Заместитель Председателя ВПК при СМ СССР О.К. Кузьмин (второй слева), председатель государственной комиссии сравнительных испытаний танков Т-72, Т-80 и Т-64Б Ю.М. Потапов (четвертый слева), заместитель Министра оборонной промышленночти СССР Л.А. Воронин (шестой слева), главный конструктор УКБТМ В.Н. Венедиктов (седьмой слева)

Венедиктов прекрасно осознавал, что кроме решения многих технических проблем при создании нового основного боевого танка, ему предстоит противоборствовать Секретарю ЦК КПСС и Министру оборонной промышленности со всеми подведомственными им предприятиями и организациями.

Цена ошибки Венедиктова в осуществлении его планов и замыслов - жестокая расправа с ним репрессивного аппарата государства.

Он умел держать удар, как говорят боксеры, и умел отстаивать свои позиции. Непросто складывались поначалу его отношения с директором «Уралвагонзавода» И.Ф. Крутяковым, который был назначен на пост директора в конце 1968 года. Директор жестко поставил вопрос перед КБ о беспрекословном выполнении Постановления ЦК КПСС и СМ СССР о подготовке завода к серийному производству танка Т-64А и о запрете работ в КБ по созданию своего уральского танка. Это послужило причиной его конфликта с главным конструктором Л.Н. Карцевым, который был вынужден оставить Нижний Тагил и отбыть в Москву к месту нового назначения. Те же требования были предъявлены и к В.Н. Венедиктову, занявшему освободившийся пост главного конструктора.

Очевидцы вспоминают, как однажды в кабинет директора завода были созваны руководящие лица «Уралвагонзавода» и КБ. После сбора всех приглашенных И.Ф. Крутяков сделал жесткое заявление Венедиктову о запрещении проведения работ в УКБТМ, направленных против Д.Ф. Устинова. Одновременно директор потребовал предъявлять ему для личного просмотра всю секретную переписку КБ. Это был приказ. И он не обсуждался. Выйдя из кабинета Крутякова, один из заместителей Венедиктова спросил его, как же мы будем дальше работать?

«Какработали, так и будем работать», - был ответ. Он умел убеждать.

В.Н. Венедиктову присвоено звание генерал-майора-инженера. 1975 г.

Через несколько лет И.Ф. Крутяков стал убежденным сторонником танка Т-72, разработанного в КБ, и много сделал для принятия его на вооружение и организации серийного производства на УВЗ. Эта его деятельность была отмечена присуждением Ивану Федоровичу звания лауреата Государственной премии СССР.

После завершения в Туркмении войсковых испытаний «Объекта 172М» и «Объекта 219» в 1972 г. Иван Федорович Крутяков пригласил меня занять кресло в самолете рядом с собой. Во время полета от Ашхабада до Свердловска и далее поездки на директорской машине до моего дома он рассказывал мне о том, как сложно решается судьба тагильского танка. Уже перед самым началом второго этапа испытаний танков «172М» в Средней Азии к директору «Уралвагонзавода» со специальным поручением от секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова прилетел инструктор ЦК КПСС В.И. Подрезов. Запомнилась фраза, произнесенная в приватной беседе Подрезова с директором: «Дмитрий Федорович будет ОЧЕНЬ БЛАГОДАРЕН ВАМ, если на «Уралвагонзаводе» будет налажено серийное производство танков Т-64А».

Показ БТТ на Кубинке Министру обороны СССР 14 октября 1975 года. Слева направо: Главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии И.Г. Павловский, главный конструктор «Курганмашзавода» А.А. Благонравов, заместитель Начальника 6 ГУ МОП В.Г. Карпенко, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко, главный конструктор ОКБ «Волгоградского тракторного завода» А.В. Шабалин, главный конструктор КБ «Уралвагонзавода» В.Н. Венедиктов, Начальник 38 НИИ БТТ генерал-майор Г.В. Якубчик, заместитель Начальника 38 НИИ БТТ по тылу полковник Г.И Осухов, Начальник 3 управления НТК ГРАУ полковник В.Е. Литвиненко, заместитель Председателя НТК ГБТУ полковник П.И. Кириченко (крайний справа)

К чести (и мужеству) Ивана Федоровича, он не принял условий секретаря Центрального Комитета партии. За время первого этапа испытаний в Европейской части СССР директор прошел за танками след в след на своем автомобиле, тщательно сверяя результаты этих испытаний с такими же прошлого года, в которых участвовали харьковские танки.

«Это позволило мне основательно познать все положительные и отрицательные показатели танка Т-72 («Объекта 172М». - Прим Э.В.), сравнить их с аналогичными показателями танка мод. 434 харьковского конструкторского бюро «Завода им. Малышева» .

В дальнейшем, когда по поручению Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева была создана специальная комиссия под председательством прославленного Маршала СССР - Первого зам. Министра обороны СССР И.И. Якубовского, для принятия окончательного решения о выборе танка (украинского или тагильского) для организации его серийного производства на «Уралвагонзаводе», на директора оказывалось давление двух заместителей Министра оборонной промышленности с целью склонить его к варианту, предложенному Д.Ф. Устиновым.

И.Ф. Крутяков писал: «В мой адрес были сказаны угрожающие слова «Помни, что ты работаешь в системе Министерства оборонной промышленности». Я ответил, что я патриот и своего изделия, и завода и от этих убеждений не отступлю. Как выяснилось впоследствии, запугивающие слова, сказанные в мой адрес, оказались не пустым звуком, возымели действие на мою дальнейшую судьбу» .

И.Ф. Крутяков - директор крупнейшего танкового завода в мире, организовавший серийное производство лучшего танка конца XX столетия, не был награжден Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, а количество государственных наград, выделенных «наверху» для награждения лучших работников УВЗ и УКБТМ до обидного было скудным.

После перевода Л.Н. Карцева в центральный аппарат Министерства обороны, Валерий Николаевич Венедиктов с неуемной энергией занялся укреплением конструкторского бюро и приданием КБ статуса самостоятельного предприятия. Эпизод оказанного давления на него со стороны директора завода не был забыт.

Основной боевой танк Т-72Б

На базе маломощного и малочисленного конструкторского подразделения (отдел «520») и опытного производства КБ (цех «540») «Уралвагонзавода» он создал единую многопрофильную организацию высококвалифицированных специалистов - «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения». Превратил «УКБТМ» в современное самостоятельное предприятие, способное разрабатывать, изготавливать и испытывать бронетанковую технику и другие сложные машины. Сотрудники предприятия стали получать за свой труд достойные деньги. По профсоюзным путевкам многие семьи стали отдыхать в санаториях и домах отдыха. Все дети сотрудников предприятия были устроены в детские дошкольные учреждения. Появилась возможность полнее удовлетворять нуждающихся в получении нового жилья или расширении своей жилплощади. В отделе кадров стал проводиться отбор специалистов из числа желающих для устройства на работу, а в конструкторских отделах увеличился штат дипломированных специалистов - выпускников ВУЗов.

Весь дальнейший период работы всего коллектива «УКБТМ» под руководством нового главного конструктора связан с форсированной разработкой основных боевых танков второго и третьего поколений (по классификации ГАБ- ТУ МО), принятием их на вооружение, освоением в серийном производстве и непрерывным улучшением их боевых и технических характеристик.

Твердый характер, техническую эрудицию и бойцовские качества главного конструктора в это время знали все работники КБ, завода и отрасли.

Перед каждым отделом КБ были поставлены четкие, но, как казалось тогда, невыполнимые по срокам задачи, по созданию надежных, технологичных в серийном производстве, конкурентоспособных с лучшими мировыми образцами составных частей танка.

Железная воля главного заставляла осуществлять все намеченные планы.

В неравной борьбе с руководством Министерства оборонной промышленности, правительственными организациями и даже ЦК КПСС Венедиктов доказал преимущества уральского танка Т-72 по боевым, эксплуатационным характеристикам, надежности и стоимости в сравнении с танком Т-64А.

Совместно с руководством «Уралвагонзавода», учреждениями Министерства обороны СССР добился принятия на вооружение танка Т-72 в 1973 году и организации крупносерийного производства этого танка на УВЗ с 1974 года.

Валерий Николаевич организовал системный анализ результатов войсковой эксплуатации и крупных испытаний отечественных танков, проводившихся в 19701980-е годы.

Создал совершенную систему получения информации из мест эксплуатации танков о выявленных производственных и конструктивных недостатках и разработал методы их оперативного устранения.

Благодаря этому танк Т-72 стал самым надежным в мире и послужил базой для создания 11 модификаций танков.

С полной самоотдачей работали главный инженер В.Л. Балюк, заместители главного конструктора Л.А. Вайсбурд, Ю.А. Кипнис-Ковалев, В.М. Быстрицкий, В.П. Городецкий, В.К. Байдаков, Н.А. Молодняков, С.П. Загуровский, А.С. Шелгачев, Ю.В. Тэн, полковник В.Т. Юринов - представитель второго пополнения КБ выпусниками бронетанковой академии, начальник опытного цеха - Ю.В. Слукин, руководители среднего звена - начальники отделов, мастера, руководители общественных организаций, рабочие, испытатели, конструкторы.

Всего через 5 лет после принятия на вооружение танк Т-72 стал поступать на экспорт. В шесть стран была передана документация на лицензионное производство танка.

В конце XX века танки типа Т-72 находились на вооружении 35 стран мира, а к концу 2009 года число таких стран приблизилось к цифре 40.

«Танк Т-72 разошелся по миру, как автомат Калашникова», - сказал бывший Начальник ГАБТУ С.А. Маев, как бы подводя итог деятельности В.Н. Венедиктова на посту главного конструктора.

В 1998 году на Выставке вооружений в Ле Бурже танк Т-72 был признан самым лучшим и самым массовым танком второй половины XX века.

В середине 1980-х годов В.Н. Венедиктов провел коренную модернизацию танков Т-72.

Торжественная церемония награждения главного конструктора УКБТМ В.Н. Венедиктова Золотой звездой Героя Социалистического труда. 1976 г.

Наконец, он заложил основы конструкции современного основного боевого танка Т-90 и перспективного танка с уникальными боевыми и техническими характеристиками. Правильность принятых технических решений была подтверждена им в процессе натурных испытаний опытных образцов танков.

Впечатляло также развернутое производство на УВЗ инженерных машин на базе танка Т-72 (БРЭМ-1, МТУ-72 и шасси для ИМР-2М). Такого производства машин двойного назначения (гражданского и военного) одновременно с базовыми танками до этого времени отечественная промышленность не имела. Руководство работами по инженерным машинам Венедиктов возложил на своего заместителя Ю.В. Тэна.

Постановка на серийное производство танка Т-72 и инженерных машин вызвало революционные преобразования производства на «Уралвагонзаводе», обусловленные наращиванием мощностей, рассчитанных на резкое увеличение Государственного заказа на бронетехнику и с учетом потребностей рынка, также освоением большой номенклатуры изделий уникальных по сложности и точности изготовления деталей.

Потребовались полная реконструкция цехов механосборочного производства, создание новых цехов и участков, внедрение тысяч технологических новаций в производстве.

Наиболее крупные объемы строительства за 1969-79 гг. были связаны с созданием блока механических цехов I–IV очереди общей площадью 150 тыс. м2 .

В публикуемом очерке не преследовалась цель рассказать обо всех разработанных изделиях под руководством В.Н. Венедиктова.

На посту главного конструктора Валерий Николаевич руководил разработкой и созданием более 120 видов конструкций бронетанковой техники, инженерных машин на базе танковых шасси, комплектов УТС и др.

Когда началось серийное освоение танка Т-72, Венедиктов со всей энергией взялся за «отехнологичивание», а потом и непрерывное совершенствование танковых систем и узлов.

Никогда до него конструкторы не проводили столько времени в цехах серийного производства, помогая осваивать изготовление сложных деталей и узлов новых изделий.

Ведущие специалисты КБ по месяцу-два в году находились в войсковых частях, изучая особенности эксплуатации и боевого применения танков, выискивая недостатки конструкции.

Непременным участником ряда труднейших испытаний танков Т-72, Т-72А, Т-72Б в экстремальных климатических и дорожных условиях был и главный конструктор Валерий Николаевич Венедиктов.

Доклад В.Н. Венедиктова руководству Свердловского обкома КПСС о перспективах танка Т-72. Сидят за столом (слева направо): второй секретарь обкома Б.Н. Ельцин (первый), первый секретарь обкома Я.П. Рябов(второй), директор «Уралвагонзавода» И.Ф. Крутяков (четвертый)

Совещание в УКБТМ. Председательствует главнокомандующий Сухопутными войсками - заместитель Министра обороны Е.Ф. Ивановский. Докладывает главный конструктор танка Т-72 В.Н. Венедиктов

Имея плохое здоровье, неразвитую мускулатуру и субтильную фигуру, он умело водил танк Т-72 на заводском полигоне. Отмеченные им недостатки по размещению приборов, органов управления, светильников и т. п. устранялись после этого незамедлительно.

Все пожелания военнослужащих от рядового до генерала по любому поводу, касающемуся танков, выпускаемых УВЗ, обязательно тщательным образом прорабатывались в КБ и, как правило, через короткое время воплощались в новых более совершенных серийных конструкциях.

«Уралвагонзавод» всегда был главным поставщиком в войска бронетанковой техники, а УКБТМ - основным разработчиком технической документации на серийные танки, в т. ч. изготовляемым по лицензии и поставляемым на экспорт.

Все это накладывало особый отпечаток на стиль работы конструкторов УКБТМ, темп их работ, оперативность в принятии решений и ответственность.

Мы не могли себе позволить допускать стратегические ошибки в разработке конструкций систем и агрегатов и отрабатывать десятилетиями конструкцию танка, как это случилось с танками Т-64 и Т-80.

«Уралвагонзавод» насыщал войска танками в таких количествах, что последующая массовая доработка танков могла быть просто неприемлемой для завода и армии.

Начиная с Леонида Николаевича Карцева, все последующие главные конструкторы УКБТМ добиваются технического совершенствования серийных танков в процессе их эволюционного развития, внедряя составные части по мере их отладки, без остановки заводского конвейера с максимальным сохранением унифицированных узлов и деталей. «У нас должны быть серийные мозги», - неустанно говорил В.Н. Венедиктов.

До занятия поста главного конструктора в КБ была убогая экспериментальная база. Мотористы убедили Венедиктова в необходимости оснащения опытной базы первоочередными стендами: для испытаний воздухоочистителей (появилась также лаборатория приготовления пыли) и подогревателей, проведения аэродинамических исследований вентиляторной системы охлаждения с имитацией натурных условий на входе, выходе из рабочего колеса, также внутри улитки. При участии нашего предприятия в СКБ «Турбина» (г. Челябинск) был создан уникальный комплексный стенд, состоящий из натурного моторно-трансмиссионного отделения танка Т-72, на котором было выполнено около 100 сложнейших научно-исследовательских работ. В то время подобными стендами не располагало ни одно предприятие отрасли.

К нашим работам был подключен «Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского» (ЦАГИ). Больше внимания стал уделять нам ВНИИТМ.

Валерий Николаевич скрупулезно анализировал с привлечением большой группы исследователей и конструкторов результаты экспериментов и испытаний и всегда ставил новые задачи. Главное внимание он, все-таки, уделял натурным испытаниям.

В те годы была возможность проводить климатические, дорожные, высотные испытания танков в различных регионах СССР.

Валерий Николаевич был непременным участником многих испытаний. Этот физически слабый человек с расшатанной нервной системой имел стальную волю и редкую целеустремленность. Во время войсковых испытаний 15 танков «Объект 172М» в 1972 г. по маршруту протяженностью около 11000 км, его автомашина неотступно следовала за танками по пятам.

Президиум расширенной коллегии Министерства оборонной промышленности слушает доклад министра С.А. Зверева. В первом ряду слева: маршал артиллериии П.Н Кулешов, Ж.Я. Котин. Ведет коллегию Е.П. Шкурко, рядом П.В. Смирнов. Во втором ряду второй слева П.В. Финогенов

Из книги Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель пр. 705(705К) автора Автор неизвестен

М.Г.Русанов – Главный конструктор АПЛ пр.705 и 705К Б.В.Григорьев21 ноября 2000 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Михаила Георгиевича Русанова – Главного конструктора СПМБМ "Малахит" (СКБ-143), создателя высокоскоростной автоматизированной АПЛ малого водоизмещения

Из книги Учебник по ТРИЗ автора Гасанов А И

20.3. «Дебют». Главный конфликт этапа. Обстоятельства и ходы Дебют - это чаще всего детство, хотя бывают и случаи позднего включения человека в дело, которое становится делом всей своей жизни. Например, М. К. Чюрленис начал заниматься живописью уже в зрелом возрасте, будучи

Из книги Взлёт 2006 10 автора Автор неизвестен

20.4. «Миттельшпиль». Главный конфликт этапа. Обстоятельства, связанные с нахождением в системе. Ходы Миттельшпиль - важнейший этап деятельности. Он будет завершен только после того, как будет найдено принципиальное решение поставленной задачи, получены первые

Из книги Вернер фон Браун: человек, который продал Луну автора Пишкевич Деннис

Генеральный конструктор Сергей Михеев: «Скорость 500 км/ч доступна не только конвертоплану» Прокомментировать недавнюю демонстрацию в Фарнборо конвертоплана «Оспри» редакция нашего журнала попросила признанного эксперта в области вертолетостроения – Генерального

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 1. Пар, парус и броня автора Паркс Оскар

9 Советский Главный конструктор и спутник Я предполагаю, что, когда мы, наконец, доберемся до Луны, нам придется пройти через русскую таможню. Вернер фон Браун У каждого героя большой драмы должен быть двойник, в сравнении с которым более ярко проявляются его качества. Был

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 4. Его величество стандарт автора Паркс Оскар

Глава 16. Сэр Э.Дж. Рид, главный строитель флота в 1863-1870 гг. [До 1860 г. эта должность в британском Королевском флоте носила название Surveyor of the Navy («Инспектор Флота»), которое в 1860 г. в связи с бурным развитием новых технологий в кораблестроении было заменено на Chief Constructor («Главный

Из книги Главный конструктор В.Н. Венедиктов Жизнь, отданная танкам автора Баранов И. Н.

Глава 57. Сэр Уильям Уайт, главный строитель флота в 1886-1903 гг. Уильям Генри Уайт родился в Дрю-коттэдж 2 февраля 1845 г. Будучи допущенным в 1859 г. к вступительным экзаменам на казённую верфь он, когда выяснилось, что его рост не дотягивает до принятого стандарта, подложил в

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

Конструктор и политики История развития военной техники в СССР (России) содержит много печальных примеров некомпетентных решений, принятых высшим руководством страны в строительстве Вооруженных Сил, нанесших вред обороноспособности страны. Особенно много их отмечено

Из книги Такова торпедная жизнь автора Гусев Рудольф Александрович

Главный калибр Основа боевой мощи линейного корабля- его артиллерия.Наступательная тяжелая артиллерия линейного корабля обычно состоит из 8- 12 орудий крупного калибра. Корабль вооружен еще и другими, менее сильными орудиями, но их калибр в несколько раз меньше, чем

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

Из книги автора

§ 50. Главный распределительный щит Главный распределительный щит (ГРЩ) -центральный пункт, куда поступает электрическая энергия от источников (генераторов) и где она распределяется между различными группами потребителей на судне. ГРЩ выполняется в виде панели со

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: