Диктант по русскому языку для 3 его. Диктанты по русскому языку на тему весна (3 класс)

Сборник

текстов контрольных

диктантов

по русскому языку.

3 класс

Сентябрь

Входной диктант

по теме: «Подарки школе»

(3 класс – 1 четверть)

Подарки школе.

Первого сентября ребята принесли в школу подарки. Шурик принес горшочки с кактусами. Валя поставила на стол учительницы букет цветов. Летом она помогала дедушке за ними ухаживать. Катя побывала на море. Она привезла морскую раковину. Самый интересный подарок сделал Азамат. Он гостил летом в городе Астане. Азамат собрал открытки и сделал альбом о столице нашей Родины.

(55 слов)

Октябрь

Контрольный диктант

по теме: Повторение изученного во 2-ом классе.

(3 класс – 1 четверть)

Природа осенью.

Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась сухими листьями. В морозные дни листья жёсткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на осине. Ветер несёт листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем к реке. Она выпрямилась и стала шире. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно речки. Природа ждёт прихода зимы.

(56 слов)

Слова с сочетаниями чк, жи-ши;

Слова из словаря – 6 слова.

Грамматическое задание.

Выпишите из диктанта существительные во множественном числе и

образуйте форму единственного числа.

Определите род существительных.

1 вариант – Земля, хвост, скатерть, зелёные, дождь, окно, крыльцо;

2 вариант – Ветер, осина, зеркало, погода, объявление, золотые, берег.

Октябрь

Контрольный диктант

по теме: « Состав слова. Словообразование».

(3 класс – 1 четверть)

Скоро зима.

Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья

сбросили листья. Они пожелтели от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит. Иногда от дерева к дереву перелетают птицы. Протяжно и грустно свистит рябчик. Лес угрюм.

Но скоро он станет иным. Весь посветлеет, оденется в снежный убор. На белой скатерти отпечатается цепочка следов. Они о многом расскажут человеку.

(57 слов)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне;

Слова с проверяемыми согласными в корне;

Слова с приставками;

Слова с предлогами;

Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща.

Грамматическое задание.

    Выписать из текста слова с приставками.

    Списать, раскрывая скобки, выделить приставки

Лодка (от)плыла (от)берега. Солнце (за)шло (за)тучу. (До)ночлега мы (до)брались ночью.

    Разобрать слова по составу.

Подорожник, беговая, столик, заморозки.

Ноябрь

Контрольный диктант

по теме: « Части речи. Имя существительное».

(3 класс – 2 четверть)

Зимой.

Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли серые дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался иней. Он белой пылью осел на куст. В доме трещала печь. Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма.

Группой шли женщины к проруби. Над крутым обрывом разместилась беседка. Ступеньки поседели от инея. Мы взяли лопаты и расчистили дорожку. Показалось зимнее солнце.

Природа ожила.

(59 слов)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне;

Слова с проверяемыми согласными в корне;

Слова с приставками;

Слова с предлогами;

Слова из словаря;

Грамматическое задание.

1.Выпишите имена существительные в Р.п. и Д.п.

2. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, определите падеж имен существительных.

Тихо в л.су. Падают ле.кие листья. Ш.лестит под н.гами сухая л.ства.

Декабрь

Контрольный диктант

по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных».

(3 класс – 2 четверть)

Снежное чудо.

Всё небо и воздух были полны снежинок. Они летели и падали. Снег покрывал чёрную грязь, лежал на крыше, на крыльце.

Таня подставила ладонь, снежинки на ладонь упали. Но Таня не успевала их разглядеть. Снежинки быстро таяли на ладони. Тогда девочка надела варежку и смогла рассмотреть каждую.

Снежинки были неповторимы. Это настоящее снежное чудо. Дома Таня нарисовала снежинки в альбоме.

(59 слов)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне;

Слова с проверяемыми согласными в корне;

Слова с приставками;

Слова с предлогами;

Слова с сочетаниями жи-ши, чу;

Слова с мягким знаком;

Слова из словаря;

Существительные с безударными падежными окончаниями.

Грамматическое задание.

1 . Найти все существительные в П.п. Обозначить склонение этих существительных и выделить окончание.

2 .Морфологический разбор существительных:

1 вариант – у ольхи; 2 вариант – кукушки.

Январь

Контрольный диктант

по теме: «Имя прилагательное».

(3 класс – 3 четверть)

Чудесный пейзаж.

Около берёзовой рощи был низенький холмик. На нём росла

ольха. У этой ольхи мы с друзьями любили отдыхать. Нам открывался

чудесный пейзаж. Ветер гнал волны по мягкой травке, как по поверхности воды. Мы часто видели, как по широкой пустоши пробегал заяц. Иногда мелькал рыжий хвост лисички. Из тесной норки показалась мордочка мышки. Мы смотрели на красивый полёт ласточки.

(64 слова)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне;

Слова с проверяемыми согласными в корне;

Слова с приставками;

Слова с предлогами;

Слова с мягким знаком;

Слова из словаря;

Грамматическое задание.

1.К данным именам существительным подберите по 3 имени прилагательных, которые обозначают разные признаки.

Образец: берег (какой? по форме) – обрывистый, пологий, крутой

1 вариант: кольцо (какое? по материалу)- …

яблоко (какое? по цвету)-…

комната (какая? по размеру)-…

2 вариант: ягода (какая? по вкусу)-…

стол (какой? по форме и размеру)-…

цветок (какой? по месту,где он растет)-…

2. Замени выделенные слова именами прилагательными. Напиши словосочетания, определи род имен прилагательных

1 вариант: платье из шелка , ящик для почты , растение в теплице , сок вишни .

2 вариант: небо осенью , парк в городе , вагон для багажа , долька апельсина .

Февраль

Контрольный диктант

по теме: «Глагол».

(3 класс – 3 четверть)

Зима.

Земля покрылась белым ковром. Ранним утром я и мой товарищ отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам.

Вокруг стояли деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит мягкий снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке сосновой рощи. Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его осветил стройные деревья.

(67 слов)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне;

Слова с проверяемыми согласными в корне;

Слова с приставками;

Слова с предлогами;

Слова с шипящими на конце;

Слова с мягким знаком;

Слова из словаря;

Существительные с безударными падежными окончаниями;

Прилагательные с безударными падежными окончаниями.

Грамматическое задание.

1.Определить время, число, род глаголов:

1 вариант – стучит, осветила; 2 вариант – лежат, заиграл

2.Подобрать синоним к каждому глаголу:

1 вариант – увидеть - …, сообразить - …, вынимать;

2 вариант – спешить - …, бояться - …, грустить - ….

Март

Контрольный диктант

по теме: «Изученные части речи».

(3 класс – 3 четверть)

Зимняя дорога.

Мы выехали из села перед восходом солнца. На горизонте алела заря. Дорога в соседнюю деревню была гладкой.

По сторонам дороги тянулись широкие поля. Они были покрыты снежной скатертью. Снег лежал лёгкой пеленой. За узкой речкой тёмной стеной возвышался лес. Мы въехали в сосновую рощу.

Со всех сторон нас обступают сосны с могучими стволами. Тяжёлая шапка снега падает с макушки высокой сосны.

Скоро покажутся избы.

(65 слов)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне;

Слова с проверяемыми согласными в корне;

Слова с приставками;

Слова с предлогами;

Слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща;

Слова с мягким знаком;

Слова из словаря;

Существительные с безударными падежными окончаниями;

Прилагательные с безударными падежными окончаниями.

Грамматическое задание.

1. Морфологический разбор прилагательного:

1 вариант – (в)сосновую (рощу); 2 вариант - (за) узкой (речкой).

2. Спишите, подчеркните личные местоимения.

1. Не хв.ли себя сам, пусть тебя другие похвалят.

2. Не тот х.зяин з.мли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за плугом ходит.

3. Сделайте синтаксический разбор.

1 вариант: 1 предложение

2 вариант: 4 предложения

Апрель

Контрольный диктант

Диктант № 1 по теме «Предложение».

Осень в лесу.

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)

Задание. 1 вариант : Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.

2 вариант : Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.

Диктант № 2 за I четверть.

Осенний лес.

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Ряб­чики пролетели в лесную чащу. (41 слово)

Задание. Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.

2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении.

Диктант № 3 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Снежные фигурки.

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хо­рош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елоч­ку. (58 слов)

Задание. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму. Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.

Диктант № 4 за II четверть.

Праздничный лес.

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

Задание. Выписать 2 слова: первое- на правописание парной согласной в корне, второе- на правописание непроизносимой согласной; рядом с каждым словом написать проверочное.

1 вариант : Выделить грамматическую основу в 1 предложении. Разобрать по составу слово чудесная .

2 вариант : Выделить грамматическую основу в 5 предложении. Разобрать по составу слово еловые.

Диктант № 5 по теме «Правописание суффиксов и приставок».

Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добыва­ла насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащи­ла букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)

Задание. Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму. Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её.

Диктант № 6 за III четверть.

Поездка в деревню.

Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколь­ко хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд. Поезд остановился.Я вижу мою бабушку. На ее лицо радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторо­нам дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню. (63 слова)

Задание. 1 вариант: Выполнить разбор 7 предложения. Разобрать слово бабушка по составу.

2 вариант: Выполнить разбор 9 предложения. Разобрать слово поезд по составу.

Диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».

Ранняя весна.

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солн­це. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудес­ные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появи­лась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резви­лись счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной! (58 слов)

Задание. Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький.

2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.

Диктант № 8 по теме «Местоимение».

Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскры­лись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово).

Задание. Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.

1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.

2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения

Годовой диктант.

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя ка­пель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков по­бежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев чер­вячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли. (64 слова)

Задание. 1 вариант: Выполнить разбор 3 предложения. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении.

2 вариант: Выполнить разбор 4 предложения. Разобрать по составу слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении.

Пришло время обратиться к третьему классу. Надеюсь, потренировавшись на представленных текстах и заданиях к ним, ваш ребенок принесет из школы заслуженную пятерку!

Диктанты для 3 класса с заданиями

Контрольный диктант по теме: « Предложение. Слово и его лексическое значение»

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. Слова для справок: с броси ли, рябчи к.

Грамматические задания

  1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

  1. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

  1. *. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»

Ноябрь.

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Грамматические задания

  1. Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант — свист

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»

Чудесная ёлка

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята ре шили украсить её. Они повеси ли на лесную красавицу ягоды ря бины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили ко чан капусты. Утро м над ёлкой кружила сь стайка птиц. Вечеро м прибежали два зайца. Они угощали сь вкусным ужино м.

Грамматические задания

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

  1. *К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -….., выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант по теме: «Правописание слов с безударными гласными, с парными звонкими и глухими согласными и с непроизносимым согласным звуком в корне».

Снеговик

Стоит чудесный зимни й день. Пада ет лёгкий пушистый снег. Деревья о деты в белые шубки. Спит пруд под ледя ной корко й. На земле лежит толстый снежный по кров . Ребята выбежа ли на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки с делали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из уго льков. Радостно и весело всем!

Грамматические задания

  1. Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

  1. Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

На рыбалке

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Дале ко выехали рыбаки. С делали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловило сь много.

Грамматические задания

  1. Укажите части речи …

1 вариант — в первом предложении

2 вариант — в десятом предложении

  1. Подчеркните в тексте собственные имена существительные
  2. * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»

На речке

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей . У берегов тихо шуршал камыш. В ег о зарослях каждую весну строи ли свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Грамматические задания

  1. Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения (У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант — 9 предложения (Рано утром мать выводила их на берег)

  1. Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения (Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения (Малыши щипали нежную травку)

  1. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
    2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Шаги весны

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались про светы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом про талины становились шире и длиннее . Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Грамматические задания

  1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант — во второй части текста

  1. Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

  1. * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -….., широкое шоссе — …

2 вариант Сладкое яблоко — …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по теме«Местоимение. Глагол»

Весна

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылете ли из улья. Вот под кустиком они увиде ли синий цветочек. Это была синяя фи алка. Она открыла свою чаше чку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант — 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

  1. Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант — во множественном числе (6)

  1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться — …, видеть -…

Контрольный диктант

СБОРНИК ДИКТАНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА

Контрольный диктант по теме: « Изменение имён существительных по падежам». (3 класс - 1 четверть)

Природа осенью.

Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась

сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие и пухлые. В морозные

дни листья жёсткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на

осине. Ветер несёт листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем

к реке. Она выпрямилась и стала шире. От холода в ней пропал во-

дяной цвет. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно

речки. Смолкли птичьи голоса. Природа ждёт прихода зимы. (73 слова)

Слова с проверяемыми согласными в корне - 6 слов;

Слова с приставками - 9 слов;

Слова с предлогами - 11 слов;

Слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща - 2 слова;

Слова из словаря - 6 слова.

Грамматическое задание.

Выпишите из диктанта существительные во множественном числе и

образуйте форму единственного числа.

Определите род существительных.

1 вариант - Земля, хвост, скатерть, зелёные, дождь, окно, крыльцо;

2 вариант - Ветер, осина, зеркало, погода, объявление, золотые, берег.

Лес осенью

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают с берёз лёгкие жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись серебряные нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. Тишь стоит кругом!

Задания.

1.Выпишите в три столбика существительные (по склонениям).

2.Укажите род и падеж существительных. Выделите в них окончания.

3.Разберите по членам предложения третье предложение. Укажите части речи. Определите падеж существительных.

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

Начало лета

Длинный день летом, как никогда в году. Красочно садится солнце. Долго тлеет зарево заката.

Леса, покрытые нежными светло-зелёными листьями, становятся красивыми и привлекательными.

В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет. Кукует кукушка, среди кустарников, растущих вблизи водоёмов, поёт соловей. Слышится звонкая песнь дрозда.

Появляются детёныши у многих пушных зверей.

В поле и на лугу в ясные дни много насекомых. Рано утром просыпаются пчёлы.

(70 слов.)

Задания:

1. Выпиши глаголы. Напиши к ним вопросы, на которые они отвечают.

2. Укажи, каким членом предложения служит каждый глагол.

3. Выпиши слова с двойными согласными. Раздели их для переноса.

4. Подчеркни в словах сочетания чк, чн.

5. К слову появляются напиши проверочное слово. Поставь ударение.

6. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

7. Подчеркни слова, в которых есть разделительный мягкий знак.

Диктант №2 Скоро будет ненастье

Утром на небе виднеются багровые лучи. Туманы после рассвета не исчезают. Превращаются в низкие слоистые облака.

Перед ненастьем хорошо видны яркие лучи, которые стрелами расходятся из-за облаков, закрывающих солнце.

Дым из труб и от костра стелется понизу. Днём и ночью температура воздуха почти не меняется. Отчетливо слышны вокруг звуки.

Утром появляется радуга. Соль становится влажной. Рыба не клюёт.

(61 слово.)

Слова для справок: закрывающих, превращаются.

Задания:

1. Выпиши глаголы вместе с существительными, к которым они относятся.

2. Поставь вопросы. Укажи время глаголов.

3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Раздели слова на слоги.

4. Подчеркни в словах известные орфограммы.

Контрольный диктант по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных». (3 класс - 2 четверть)

Зимой.

Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли мягкие серые

дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый

иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещала печь.

Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма к речке.

Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом

Разместилась старая беседка. Ступеньки её поседели от инея. Мы взяли

Лопаты и расчистили дорожку к беседке. Показалось зимнее солнце.

Природа ожила.

(70 слов)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне - 14 слов;

Слова с проверяемыми согласными в корне - 4 слова;

Слова с приставками - 13 слов;

Слова с предлогами - 9 слов;

Слова с мягким знаком - 7 слов;

Слова из словаря - 6 слов;

Существительные с безударными падежными окончаниями - 9 слов;

Прилагательные с безударными падежными окончаниями - 6 слов.

Грамматическое задание.

Найдите существительные в Р.п. и Д.п. Обозначьте орфограмму.

Проверочный диктант по теме: «Имя прилагательное».

(3 класс - 3 четверть)

Зима.

Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой

товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все

дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам.

Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы

и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий

снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке боль-

шой сосновой рощи. Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его

осветил стройные деревья.

(73 слова)

Проверяются умения писать слова с орфограммами:

Слова с безударными гласными в корне - 17 слов;

Слова с проверяемыми согласными в корне - 5 слова;

Слова с приставками - 6 слов;

Слова с предлогами - 8 слов;

Слова с шипящими на конце - 2 слова;

Слова с мягким знаком - 8 слов;

Слова из словаря - 3 слова.

Существительные с безударными падежными окончаниями - 10 слов;

Прилагательные с безударными падежными окончаниями - 7 слов.

Грамматическое задание.

Подчеркнуть все прилагательные;

Морфологический разбор прилагательного:

1 вариант - снежным (ковром); 2 вариант - (по) лесным (полянам);

Вставить пропущенные окончания, определить падеж прилагательного:

1 вариант - из соседн… села, по звёздн… небу, в здоров… теле,

рыж… лисицу, по широк… долине;

вариант - до поздн… вечера, к весенн… севу, в мехов… полушубке,

рыж… белку, к березов… роще.

Проверяются умения:

Определять падежи имен прилагательных;

Распознавать падежи имён прилагательных;

Писать безударные падежные окончания прилагательных;

Делать морфологический разбор прилагательного.

Распознавать существительные в Р.п. и Д.п.

Писать безударные падежные окончания.

Проверочный диктант

диктанты по четвертям для 3 класса

Входной диктант №1

Хлеб.

Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.

д иктант за 1 четверть

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (41 слово)

Грамматические задания:

Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.

2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении

Диктант за 2 четверть

Чудесная ёлка.

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

Грамматические задания:

1.Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

2.Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

*К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -….., выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Диктант за 3 четверть

пЕРВЫЕ ДНИ ВЕСНЫ

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.

Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.
1 вариант: узкий ручей - ...; старательный ученик - ...;
2 вариант: трусливый мальчик - ...; высокий куст - ...

Диктант за 4 четверть

РАННЯЯ ВЕСНА

Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово)

Грамматическое задание:

Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.

1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.

2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: