Демьян Бедный (Придворов Ефим Алексеевич). Биография

Демьян Бедный — поэт, писатель СССР, попавший в опалу при .

Творчество Демьяна Бедного несколько противоречиво. Он, будучи талантливым от природы, вынужден был идти на поводу системы.

Демьян Бедный неслучайно взял себе этот псевдоним, отказавшись от своего родного имени Ефим Придворов, поскольку он хотел подчеркнуть свое самое простое происхождение: сын чернорабочего.

Он родился в Херсонской области в 1883 году, прошёл обычное обучение для бедняков того времени в сельской школе, а затем обучался на военного фельдшера и поступил в Петербургский университет. И это уже необычно для бедняка, но именно своим живым умом, тягой к знаниям и врожденным талантом отличался этот писатель и поэт.

Первые уверенные шаги

Уже с 1912 года он уверенно начал свою литературную биографию, его творчество попало на страницы ведущих на то время большевистских изданий. Из-под пера писателя с живым умом и выразительной речью выходили песни, басни, сатирические фельетоны, стихи. Одной из первых знаменитых стала поэма «Про землю, про волю, про рабочую долю», которая была опубликована как раз в год революции 1917. Затем последовали аналогичные по тематике поэмы, например, «Главная улица». Он смело заявил о себе на литературной и политической арене в 20-ые годы. Большевикам, да и простому народу, настолько пришлось по вкусу его творчество, что всерьез проводилась полемика о необходимости взять поэзию Демьяна Бедного за образец всего советского литературного творчества. О популярности говорит этот факт, что даже появился город, который был назван в честь поэта. Довольно известное поселение в Пензенской области (Спасск), было переименовано в Беднодемьяновск, историческое название города вернулось лишь в 2005 году по указу президента России.

Восхищение талантом

Даже такие ближайшие соратники и, по большому счёту конкуренты, как , отзывались о творчестве и Демьяна, как о прекрасно написанных, удивительных своей точностью произведениях. Уже в 1918 году, то есть практически через год после революции, новое правительство выделило поэту огромную квартиру не где-нибудь, а в большом Кремлевском дворце, куда он перевёз жену и детей, даже няню для них и тёщу. У Бедного была настоящая страсть к литературе, самообразованию, он собрал потрясающую библиотеку, которой с удовольствием пользовался и сам Сталин. Еще до того, как Сталин в полной мере захватил власть в свои руки, Бедный подружился с ним, найдя в его лице соратника и понимающего человека. Стоит сказать заранее, что такая доверительная дружба и хорошие отношения сохранились не навсегда. Когда власть полностью сосредоточилась в руках Сталина, он принялся активно пересматривать и зачищать свое окружение, и в опалу попал в сам Демьян.

Взлеты и падения

Во многом опала со стороны власти и самого Сталина стала результатом мрачности общественных устоев того времени, восхваления, доносов, откровенных кляуз. Собственно, жертвой системы стал и сам Демьян Бедный, хотя в своих поэмах он вынужден было восхвалять власть на все лады.

Сталин характеризовался подозрительностью, особенно усилилась эта черта, когда он стал у руля огромного государства. Повсюду были доносчики и откровенные клеветники. Так, существует мнение, что к Демьяну Бедному, который всегда был острым на язык, впрочем, как и любой поэт, был приставлен осведомитель, который слушал, о чём говорит первый поэт государства и доносил вождю. При этом слова Демьяна многократно перевирали, искажали, и зачастую они обретали совершенно противоположный смысл. Например, как-то он обедал вместе со Сталиным и, придя домой, заявил, что ему очень понравился десерт из клубники. Но Сталину донесли это совсем в ином свете. Дескать, возомнивший себя великим поэт недоволен, что Сталину подают такие блюда, в то время как люди в стране голодают.

Доподлинно неизвестно, насколько верил Сталин таким и кляузам, ведь он прекрасно понимал, что людьми в его окружении движет страха, а доносы становятся обычным делом. Однако факт остается фактом, уже с конца 20-ых годов Сталин стал планомерно делать всё, чтобы Демьян Бедный хорошо прочувствовал опалу и травлю.

Отношение к власти

Нельзя сказать, что Бедный был абсолютно невинной овечкой, которую клеймили позором завистники и клеветники по указке Сталина. Нельзя не признать его литературный талант, умение четко, кратко и ясно излагать мысли, создавать безупречные по стихотворной форме произведения, ироничные. Однако он был не из таких людей, которые способны идти против системы.

Опала началась с самого начала 30-ых годов, когда Сталин прямо осудил произведения Демьяна бедного, заметив, что поэт клевещет на СССР и представляет его в искаженном свете, не соответствующем действительности.

Газеты практически перестали его печатать, Бедный по своей привычке всё ещё пытался достучаться до Сталина и доказать, что травля, возникшая вокруг него, абсолютно напрасна. Однако на апелляцию к первому лицу государства поэт получил ещё большую отповедь, когда в своем письме Иосиф Сталин прямо заявлял, что Демьян, взяв удачный старт, превратился в критикана, который преподносит народы СССР и их прошлое в совершенно искаженном свете.

Писатель был вынужден начать писать хвалебные и даже восторженные опусы власти и большевикам, восхваляя каждый их шаг. Например, одна из известных и трагических историй нашей страны — это снос храма Христа Спасителя в Москве, который осуществился 5 декабря 1931 года. Конечно, это было одно из самых центральных событий в жизни страны, поскольку Храм был символом веры, и такой решительный шаг означал твёрдые убеждения верхушки порвать с религиозным в прошлом. Демьян Бедный сочинил восторженную поэму относительно этого трагического события, сравнив храм с сором, от которого необходимо избавляться. Далее были не менее восторженные поэмы, критикующие крещение Руси и другие факты. Однако такое рвение не только не помогло поэту вернуть расположение властей, но и усугубило положение.

Последние годы жизни

Апофеозом преследований стало исключение в 1938 году поэта из партии, это сопровождалось унизительной формулировкой «моральное разложение». Материальное положение поэта сильно пошатнулась, но еще хуже было его моральное состояние. Вскоре началась Вторая Мировая Война и Бедный, понимая всю трагедию жизни своей родины, несколько отвлекся от преследовавших его личных неудач, он вновь сосредоточился на творчестве, сменил псевдоним на Демьян Боевой. Он создавал свои поэмы, восхваляющие героизм народа, солдат, не переставая при этом упоминать о величайших заслугах Сталина. К сожалению, маятнику судьбы так и не удалось качнуться в обратном направлении. После окончания войны травля продолжилась, хотя Демьян возлагал большие надежды на послевоенный период, характеризовавшийся обновлением страны, светлыми надеждами на достойное будущее.

Поняв, что ожидания его больше не оправдаются, поэт потерял смысл жизни и скоропостижно умер 25 мая 1945 года. Даже после смерти его произведения, которые он еще не успел издать при жизни, были в буквальном смысле разгромлены литературной критикой. Но некоторое послабление пришло после смерти Сталина. В 1956 году Демьян Бедный был восстановлен в КПСС посмертно, к его поэзии вновь возродился интерес. Город, названный его именем, не переименовали, это случилось только после распада СССР.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Бедный, Демьян (настоящие имя и фамилия – Ефим Алексеевич Придворов) – коммунистический поэт (13.4 1883, деревня Губовка Херсонской губ. – 25.5.1945, Москва). Родился в семье крестьянина, служившего церковным сторожем в Елизаветграде (ныне Кировоград) и ранние годы провёл не в селе, а в этом городе. Ненависть к матери, постоянно его избивавшей, рано породила в душе мальчика озлобленность на жизнь.

В 1896-1900 учился в военно-фельдшерской школе в Киеве, а в 1904-08 на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, для поступления в который ему лично позволил сдать экстерном гимназические экзамены великий князь Константин Константинович (поэт и куратор военно-учебных заведений). Основываясь на этом факте, тщеславный Демьян позже распространял слухи, что он – незаконный сын этого члена императорской фамилии.

Первые стихи Демьяна вышли в свет в 1899. В 1912 он вступил в РСДРП , с того же времени начал публиковаться в партийных газетах «Звезда» и «Правда». В 1913 появился сборник Басни . Сам Ленин из-за границы призывал большевиков пестовать «талантливого стихотворца».

«Пролетарский поэт» Демьян Бедный

Бедный писал псевдонародные политические стишки, имевшие во время революции острый агитационный характер. Благодаря примитивному содержанию и легкодоступной форме они приобрели широкую известность в народе. После революции Бедный среди прочего активно занимался циничной антирелигиозной пропагандой, низость которой заклеймил Сергей Есенин в стихотворении «Послание "евангелисту" Демьяну ».

Бедный жил в Кремле, рядом с квартирами большевицких вождей, в стихах постоянно превозносил Ленина и Троцкого . В ответ и Троцкий славословил Демьяна («это не поэт, приблизившийся к революции, снизошедший до неё, принявший её; это большевик поэтического рода оружия»). Для разъездов по стране Бедному в 1918 выделили особый личный вагон, позже – и автомобиль «Форд». В первое советское десятилетие тираж его книг превысил два миллиона. Как говорят, он лично присутствовал при расстреле и сожжении тела Фанни Каплан .

1923 года ВЦИК наградил Демьяна орденом Красного Знамени. Это было первое награждение литератора боевым орденом. О бездарной поэзии Бедного написали несколько хвалебных книг коммунистические «критики», а наркомпросс Луначарский приравнивал его по дарованию к Максиму Горькому .

Во время внутрипартийной борьбы 1926 -1930 годов Демьян угодливо поддерживал линию Сталина , бывшего в ней явным фаворитом. В 1929 он лично выезжал помогать проведению коллективизации в Тамбовской губернии.

Иосиф Сталин и Писатели. Демьян Бедный, 1 серия

Однако в конце 1930 исключительное положение Бедного в литературе пошатнулось. 6 декабря 1930 года Секретариат ЦК ВКП(б) специальным постановлением осудил стихотворные фельетоны Демьяна «Слезай с печки» и «Без пощады», опубликованные в «Правде», заявив «за последнее время в фельетонах т. Демьяна Бедного стали появляться фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании "России" и "русского"». Главная, не упомянутая в постановлении, причина критики, видимо, состояла в том, что последний фельетон упоминал восстания в СССР и покушения на Сталина, несмотря на запрет обсуждать подобные темы как «ложные слухи».

Демьян немедленно обратился с жалобой к Сталину, но получил от него в ответ довольно резкое письмо (от 12.12.1930). Чтобы заслужить прощение, баснописец стал писать еще более низменные славословия Вождю и коммунизму, но его продолжали критиковать. В 1934 Бедного еще избрали в президиум правления Союза писателей , но на Первом съезде Союза в том же году обвинили в политической отсталости. Вскоре подверглось резким нападкам либретто Бедного для комической оперы Богатыри (1936). В преддверии близящейся войны с фашистской Германией Сталин уже вовсю заигрывал с русскими патриотическими чувствами. Демьяна вновь обвинили в клеветническом истолковании русской истории и сатирическом искажении событий, связанных с крещением Руси , и в 1938 исключили из партии и Союза писателей «за моральное разложение».

Во время Второй мировой войны Бедный писал антинемецкие басни и памфлеты; однако так и не сумел полностью вернуть себе прежнее положение. Партийное постановление от 24.2.1952 (уже после смерти Демьяна) подвергло идейному разгрому издания его книг 1950 и 1951 гг. за «грубейшие политические искажения», возникшие прежде всего потому, что в эти издания были включены первоначальные варианты произведений Бедного вместо поздних, политически переработанных. Тем не менее советское литературоведение и позже продолжало отводить Бедному почетное место на своих страницах.

Улица Демьяна Бедного

Улица Демьяна Бедного

Имя Демьяна Бедного со 2 октября 1970 года носит улица в Калининском районе, идущая от проспекта Луначарского до Суздальского проспекта.

Демьян Бедный – псевдоним Ефима Алексеевича Придворова (1883–1945). Он считается одним из зачинателей поэзии социалистического реализма.

Многие годы жизни Ефима Придворова прошли в городе на Неве. Он закончил историко-филологический факультет Петербургского университета, где впервые прозвучали его стихотворные опусы – басни, сказки, эпиграммы. Псевдоним Демьян Бедный поэт взял себе из своего же стихотворения «О Демьяне Бедном, мужике вредном». После его опубликования в большевистской газете «Звезда» в 1911 году автора в издательстве и типографии стали встречать словами «Демьян Бедный пришел!» Прозвище настолько прилипло к нему, что Ефиму Придворову ничего не оставалось делать, как взять его в качестве литературного псевдонима. Под ним он и вошел в историю советской литературы. Главным образом как автор стихотворных повестей и фельетонов на злободневную тему, в которых он высмеивал врагов советской власти.

Сегодня из всего творческого наследия Демьяна Бедного хорошо известна лишь строка: «Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты» из песни «Как родная мать меня провожала…».

Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. - С.-Пб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ . Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д. 2009 .


Смотреть что такое "улица Демьяна Бедного" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Демьяна Бедного. Улица Демьяна Бедного название улиц в различных населённых пунктах государств бывшего СССР. Россия Улица Демьяна Бедного улица во Владимире. Улица Демьяна Бедного… … Википедия

    У этого топонима есть и другие значения, см. Улица Демьяна Бедного … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Улица Демьяна Бедного. Улица Демьяна Бедного Москва … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Улица Демьяна Бедного. Улица Демьяна Бедного Липецк Общая информацияЛипецкЛипецкая областьРоссия … Википедия

    Улица Демьяна Бедного: Демьяна Бедного улица в Калининграде. Демьяна Бедного улица в Краматорске. Демьяна Бедного улица в Липецке. Демьяна Бедного улица в Москве. Демьяна Бедного улица в Санкт Петербурге. Демьяна Бедного улица в Туле … Википедия

    Название населённых пунктов: Россия Демьяна Бедного посёлок в Славгородском районе Алтайского края. Демьяна Бедного деревня в Шадринском районе Курганской области. См. также Улица Демьяна Бедного … Википедия

    Улица Демьяна Бедного Общая информацияРоссия Округ Правобережный Исторический район Сокольское Протяжённость 660 м Список улиц Липецка Улица Демьяна Бедно … Википедия

    Эта улица находится в жилмассиве, возникшем севернее Му ринского ручья. Проходит от проспекта Луначарского до Суздальского проспекта. Имя ей присвоено в 1970 году. Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов, 1883 1945) русский советский поэт.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    ДЕМЬЯНА БЕДНОГО улица - Эта улица находится в жилмассиве, возникшем севернее Муринского ручья. Проходит от проспекта Луначарского до Суздальского проспекта. Имя ей присвоено в 1970 году. Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов, 1883 1945) русский советский поэт … Почему так названы?

    Улица Салтыкова Щедрина Липецк Общая информацияЛипецкЛипецкая областьРоссия Страна Россия Регион … Википедия

Книги

  • Демьян Бедный. Избранное , Демьян Бедный . Демьян Бедный (1883-1945) - выдающийся советский поэт, его литературное наследие чрезвычайно богато и разнообразно. В настоящее издание вошли избранные произведения Демьяна… Издатель: Государственное издательство художественной литературы ,
  • Про землю, про волю, про рабочую долю , Демьян Бедный . В книгу вошли избранные произведения советского поэта Демьяна Бедного. Среди них стихотворения из циклов "Ленин", "Стройка", "За нашу советскую родину!", "Так было", "Напутях к Октябрю",… Серия: Школьная библиотека Издатель:

Демьян Бедный - один из зачинателей советской литературы, творческий путь его неразрывно связан с историей русского рабочего революционного движения. Всё своё дарование Демьян Бедный посвятил народу. Свой стих, юмор, беспощадную сатиру он отдал Родине, советской стране, воспевая ее победы и достижения, беспощадно разя врагов и в период гражданской войны, и в эпоху социалистического строительства, и в Великую Отечественную войну.

Ефим Алексеевич Придворов (таково настоящее имя поэта) родился в 1883 году в бедной крестьянской семье на Херсонщине: детство его прошло в обстановке страшной нищеты. Зарабатывая на жизнь, мальчик ходил в пастушонках, читал псалтырь по покойникам, составлял прошения односельчанам.

В 1886 году отцу удалось определить его на казенный счет в военно-фельдшерскую школу. Здесь он познакомился с произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова. К этому периоду относятся первые литературные опыты Придворова, которые свидетельствовали о его стремлении продолжить поэтические традиции русской классической литературы. Отбыв военную службу, в 1904 году Е. Придворов поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета и сразу попадает в новую для него среду революционно настроенного студенчества.

Политическое самосознание его пробуждает революция 1905 года. В это время и начинается политическое и творческое формирование поэта. В литературу Е. Придворов входит как поэт-лирик. Большое влияние на него оказывает поэт-народоволец П.Ф. Якубович-Мельшин, руководивший тогда стихотворным отделом журнала «Русское богатство», в котором в 1909-1910 годах Е. Придворов и печатает свои стихи. Первые произведения поэта («С тревогой жуткою», «Под новый год») развивали характерные темы и мотивы гражданской поэзии 80-х годов. Но уже в этих ранних стихах Е. Придворова чувствуется внутренняя страстность, общественный пафос, которые так характерны для последующего творчества Д. Бедного. Он ищет и новые формы поэтического выражения, опираясь на традиции гражданской лирики Некрасова и устного народного творчества. Этот период идейных и творческих исканий поэта завершается в 1911 году. «Дав уже раньше значительный уклон в сторону марксизма, - писал Демьян Бедный в автобиографии, - в 1911 году я стал печататься в большевистской - славной памяти - «Звезде». Мои перепутья сходились к одной дороге. Идейная сумятица кончалась. В начале 1912 года я был уже Демьяном Бедным».

В 1911 году в «Звезде» было опубликовано стихотворение «О Демьяне Бедном, мужике вредном», в котором поэт звал тружеников к восстанию. Стихотворение сразу делается всенародно известным, имя героя стало псевдонимом поэта. С возникновением «Правды» и до последних дней своей жизни Демьян Бедный печатается на её страницах. В 1912 году в первом номере газеты публикуется его стихотворение, отразившее глубокую веру народа в победу новой революции:

Полна страданий наших чаша,
Слились в одно и кровь и пот.
Но не угасла сила наша:
Она растет, она растет!
Кошмарный сон - былые беды,
В лучах зари - грядущий бой.
Бойцы в предчувствии победы
Кипят отвагой молодой.

В «Звезде» и «Правде» поэзия Бедного обрела идейную четкость, революционную силу звучания, поэтическую ясность. Работа в газете обусловила и своеобразие стиля поэта. Революционная лирика органически сочетается в его творчестве с сатирой Основным поэтическим жанром Д. Бедного становится басня.

Выразив социалистические устремления пролетариата, Демьян Бедный отразил в своем творчестве интересы всех трудящихся. Его поэзия становится подлинно народной. Это определяет внутреннее единство его творчества при всем многообразии тематики. Обращаясь к народным массам, Демьян Бедный широко пользуется фольклорными образами песенной и сказочной народной традиции. Поэт откликается на все события общественной жизни страны. Он разоблачает либералов, ликвидаторов, меньшевиков, клеймит всех предателей революций («Кашевары», «Рыболовы», «Пес» и другие). В эти годы формируются эстетические взгляды Демьяна Бедного. Основа их - ленинский принцип партийности. Демьян Бедный говорит о великом значении традиций революционных демократов для развития передовой русской общественной мысли, борется с веховскими тенденциями в искусстве и эстетике. Выступая за создание революционного, подлинна демократического искусства, он резко клеймит декадентов за отрыв от народа, от жизни, говорит о реакционном смысле декадентских эстетических теорий.

С Горького, Маяковского и Демьяна Бедного начинается новый этап развития русской революционной сатиры. Развивая традиции Крылова, Некрасова, Курочкина, Демьян Бедный новаторски преобразует жанр басни, сатирического стихотворного фельетона. Басня Д. Бедного стала политической, публицистической басней, вбирающей в себя черты фельетона, памфлета, революционной прокламации. Новый смысл и новое назначение в баснях бедного приобретают традиционные басенные приемы. Басенная дидактическая концовка превращается у него в революционный призыв, актуальный политический лозунг. Особое значение приобрели в его басне эпиграфы, заимствованные из газет, политических документов, хроники рабочего движения. Он политически конкретизировал басню, публицистически заострял ее. Глубоко народная по своей форме басня Д. Бедного играла огромную роль в воспитании политического сознания широких слоев народа.

В стихах Бедного 1914-1917 годов отразился народный протест против империалистической войны и политики Временного правительства («Барыня», «Приказано, да правды не сказано» и другие). Выступая по свежим следам политических событий, поэт-большевик едко высмеивает меньшевиков, кадетов, контрреволюционных заговорщиков.

Размах революционных событий, многообразие задач революционного искусства - все это определило разнообразие жанров поэзии Д. Бедного и характер его поэтических средств. Теперь поэт пишет и памфлеты, и песни, и частушки, и эпиграммы. Обращается он и к большой повествовательной форме. В 1917 году Д. Бедный публикует повесть в стихах «Про землю, про волю, про рабочую долю». Повесть, являясь очень значительным произведением пролетарской поэзии, как бы подводила итог всему дооктябрьскому творчеству поэта. На широком историческом фоне последовательно изображены события от начала империалистической войны до дня Октябрьской революции. Рассказывая о судьбах деревенского паренька Ивана и его подруги, поэт сумел убедительно показать, как идеи большевизма проникают в народные массы, овладевают ими.

Повесть - своеобразная, героико-сатирическая эпопея революции. Повествование о революционных событиях эпохи сочетается в ней с конкретной злободневной сатирой на врагов, документированным политическим памфлетом.

Стремясь сделать повесть максимально доступной народу, Д. Бедный ориентируется на народную поэтическую традицию и традиции Некрасова. Стихия устной народной поэзии чувствуется здесь во всем - но зключенных в повесть песнях, частушках, поговорках, прибаутках, в композиционной структуре частей поэмы.

Поэзия Д. Бедного этих лет, сочетавшая пафос революционной борьбы с острой политической сатирой, была очень близка по своей направленности поэзии В. Маяковского.

После Великого Октября все творческие замыслы Д. Бедного связаны с судьбами революции. Страстная заинтересованность в победе новых революционных сил отличает все выступления поэта.

В период гражданской войны творчество поэта приобретает огромную популярность у рабочих, крестьян, красноармейцев. Актуальное значение имели его лирико-патетические стихи (сборник «В огненном кольце», 1918). Но героическая лирика вновь органически сочеталась у Д. Бедного с сатирой. Красноармейские песни («Проводы») и сатира на белогвардейцев («Манифест барона фон Врангеля»), шуточные стихи («Танька-Ванька»), антирелигиозные поэмы («Земля обетованная», «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна»), подписи к революционным плакатам и сатирические эпиграммы - так разнообразно проявлялось дарование поэта.

Сатира Д. Бедного этих лет очень близка щедринской сатире по принципам построения сатирического образа, характеру использования гротеска, гиперболы, иронии. Сатирическая сила песен, частушек, эпиграмм Бедного, направленных против «иуденичей», «деник-воинов», «баронов-врангелей», «генералов Шкуро» и другого контрреволюционного «воронья», была огромна. Смех его, усиленный комически снижающей грубоватостью, разил врага.

Основой сатиры Д. Бедного был высокий пафос. Стихи «пафосные» занимают в творчестве поэта тех лет особенно большое место.

Наиболее значительным произведением Д. Бедного первых лет революции явилась его поэма «Главная Улица» (1922), написанная к пятой годовщине Октября. В ней создан обобщенный образ революционного народа. Поэма исполнена романтического пафоса победоносной борьбы пролетариата: Движутся, движутся, движутся, движутся, В цепи железными звеньями нижутся, Поступью гулкою грозно идут,

Грозно идут,
Идут,
Идут,
На последний всемирный редут!..

Эта поэма - гимн в честь революции, в честь революционного народа. В 1923 году, во время празднования пятилетия Красной Армии, Д. Бедный одним из первых советских писателей был награжден орденом Красного Знамени.

В литературной борьбе 20-30-х годов Д. Бедный отстаивал принципы партийности и народности искусства («Обида», «О соловье», «Бил бы лбом»), постоянно подчеркивая значение для развития современного искусства традиций русского реализма. «Только враги или недоумки, - говорил Бедный в беседе с молодыми писателями в 1931 году, - могут уверять нас, что изучение классических творческих приемов есть уход от современности».

В годы восстановления и социалистической реконструкции народного хозяйства Д. Бедный пишет об успехах и достижениях строителей нового мира. Как и в годы гражданской войны, в его творчестве и в этот период сочетается пафосная героическая лирика и сатира, утверждение нового и отрицание старого. Он воспевает смычку города и деревни, героический труд простых советских людей («Труд», «Памяти селькора Григория Малиновского»). В центре внимания поэта - воспитание социалистического сознания советских людей. Значительное место в его творчестве занимает и «дипломатика» - сатирические произведения на темы международной жизни. Целевую направленность этих стихотворений очень хорошо передает заглавие одного из них - «На помощь Чичерину». Поэт своими стихами помогает народу разобраться в темной дипломатической игре политиканов Запада и Америки, организовывавших антисоветские заговоры («Другу милому», «Сатирический диалог с Чемберленом» и другие).

Социалистическое строительство во всех областях хозяйственной и культурной жизни, рождение нового творческого отношения к труду и новых подлинно человеческих взаимоотношений - вот что становится «средоточием дум» поэта.

В годы Великой Отечественной войны Д. Бедный вновь на боевом посту, он вновь, как и в годы гражданской войны, «надел колчан и меч и застегнул броню и латы». Стихи его печатаются в «Правде», «Красной звезде», в армейских газетах и журналах, появляются на массовых боевых плакатах, в «Окнах ТАСС» Д. Бедный выступает с патриотической лирикой., сатирическими баснями, песнями. Обращается он и к героической повести («Орлята»). В самые тяжелые для страны дни, когда гитлеровцы подходили к Москве, он пишет стихотворение «Я верю в свой народ», проникнутое непоколебимым оптимизмом: Пусть приняла борьба опасный оборот. Пусть немцы тешатся фашистскою химерой, Мы отразим врагов. Я верю в свой народ Несокрушимою тысячелетней верой.

Ключевые слова: Демьян Бедный,критика на творчество Демьяна Бедного,критика на стихи Демьяна Бедного,анализ стихов Демьяна Бедного,скачать критику,скачать анализ,скачать бесплатно,русская литература 20 века

Бедный Демьян - псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича Придворова.

Демьян Бедный (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов) - русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель.

Демьян Бедный Биография

Родился в 1883 в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губ., в крестьянской семье (из военнопоселенцев). До 7 лет жил в Елизаветграде у отца (сторожа церкви духовного училища), потом до 13 лет у матери в деревне, в обстановке ужасающей нужды, разврата и зверства. Эти тяжелые годы дали Бедному хорошее знакомство с жизнью деревни, особенно с ее теневыми сторонами. Когда Бедному было 14 лет, отец определил его на казенный счет в закрытую военно-фельдшерскую школу. Здесь мальчик пристрастился к чтению: познакомился с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Никитиным. Здесь же имели место первые литературные опыты (сатирические стихи на школьные темы).

По окончании школы отбыл воинскую повинность, затем выдержал экзамен на аттестат зрелости и в 1904 поступил в Петербургский университет. Школа и солдатчина воспитали Бедного в строго-монархическом, национальном и религиозном духе. Студенческие волнения и события первой революции ошеломили Демьяна, но лишь с началом реакции он понемногу начинает разбираться в происходящем вокруг и проникается революционным настроением. Бедный сблизился с поэтом П. Ф. Якубовичем и через него с редакционной группой журнала «Русское Богатство», т. е. с революционно-демократическими и народническими кругами.

В январе 1909 Д. Б. дебютировал в «Русском Богатстве» стихотворением за подписью Е. Придворова.

В декабре 1910, с основанием легальной большевистской газеты «Звезда», Бедный стал сотрудничать в ней - сперва под своей фамилией, а затем под псевдонимом Демьяна Бедного, сблизился с большевистским авангардом рабочего движения и вступил в большевистскую партию. В 1912 он участвовал в основании газеты «Правда» и деятельно сотрудничал в ней, причем привлек сочувственное внимание В. И. Ленина.

В 1913 Бедный был арестован. В годы империалистской войны Бедный был мобилизован и попал на фронт. Изредка его вещи появлялись в журн. «Современный Мир» и в разных провинциальных изданиях. После Февральской революции Бедный сотрудничает в «Правде» и др. большевистских газетах. После Октябрьской Революции посещает все фронты гражданской войны, выступает на фабриках и заводах. В апреле 1923 Реввоенсовет Республики и ВЦИК наградили Бедного за его революционно-боевые заслуги орденом Красного Знамени.

С января 1925 состоит членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Идеология Бедного - идеология крестьянина, перешедшего на точку зрения пролетариата.

Стихи Бедного периода «Русского Богатства» по содержанию и форме - обычные для того времени революционно-демократические стихи. Но участие в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения превратили Бедного в «большевика поэтического рода оружия» (Троцкий), в пионера пролетарской поэзии. Тематика Бедного охватывает все стороны революционной борьбы пролетариата и крестьянства за последние 15 лет. Необычайное умение быстро и сильно реагировать на общественные события придало произведениям Бедного значение своеобразной художественной летописи революции. Дореволюционные стихи говорят о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне и т. д. В период Временного правительства Бедный борется с оборончеством, разоблачает войну, пропагандирует власть советов. Красная армия находит в Бедном своего художника-агитатора. Он откликался боевыми призывами на все крупные фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался «к обманутым братьям в белогвардейские окопы». Одновременно отмечал недостатки советского строительства.

Особое место в его творчестве занимает тема: колебания крестьянства в революции (поэмы «Красноармейцы», «Мужики», «Царь Андрон» и др.). Весьма обширно антирелигиозное творчество: в большинстве произведений этого цикла автор говорит об обмане и лицемерии духовенства («Отцы духовные, их помыслы греховные»), в поэме же «Новый завет без изъяна» Бедный идет дальше и путем пародирования евангелия разоблачает его внутренние противоречия. Нэп вызвал Бедного на борьбу как с паническим неприятием нэпа, так и с капитуляцией перед новой буржуазией. Многочисленны также отклики на события внутрипартийной жизни (партдискуссии и т. д.).

Жанры, которыми пользуется Бедный, крайне разнообразны. Преобладают чисто-агитационные стихотворения, часто переходящие в патетическую лирику («В огненном кольце» и др.). Реже встречается лирика интимная («Печаль», «Снежинки»), тоже социально направленная. Прибегает Бедный и к эпосу: хронике («Про землю, про волю, про рабочую долю»), абстрактному сюжетному эпосу («Главная улица») и конкретному сюжетному эпосу («О Митьке бегунце и об его конце», «Клятва Зайнет» и др.). Особенно часто пользуется жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом.

В эпоху «Звезды» и «Правды» и империалистской войны основным жанром стала басня, превращенная им в острое орудие политической борьбы (кроме оригинальных басен, Бедный принадлежит перевод басен Эзопа). Разнообразию жанров соответствует и разнообразие стилистических приемов: Бедный пользуется и классическими метрами, и свободным стихом, и приемами фольклора. Характерно для него снижение сюжета и стиля, - прием, тесно связанный с ориентацией на широкую массовую аудиторию. Бедный любит пародировать «высокий стиль» (следует отметить бытовую трактовку евангелия в «Новом завете»). Основной источник технических новшеств стиха - фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек и т. д.

Популярность Бедного чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экземплярах и имели широкий и действенный отклик в массах. По данным красноармейских библиотек Бедный самый читаемый автор. Некоторые стихи стали популярными народными песнями («Проводы» и др.). Несмотря на сочувственные отзывы печати о первых произведениях Бедного, официальная критика после революции лишь поздно обратилась к изучению его творчества. Начало серьезной критической литературе о Бедном положено лишь в 20-х гг. К. Радеком (1921) и Л. Сосновским (1923). Отдельные произведения неоднократно издавались брошюрами и книжками.

В 1923 изд-во «Крокодил» выпустило «Собрание сочинений» Бедного в одном томе, со статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского. ГИЗ выпускает «Собрание сочинений» в 10 томах, под редакцией и с примечаниями Л. Сосновского и Г. Лелевича. Издательством Народов СССР выпущена книжка избранных стихотворений Бедного на нем. яз. в переводе И. Русса. Укр. изд. «Книгоспiлка» выпустило «Новый завет без изъяна» в переводе О. Вараввы. Биографические сведения имеются в брошюре Л. Войтоловского «Демьян Бедный», М., 1925, и в статье К. Еремеева (в однотомном собрании сочинений).

С началом Великой Отечественной войны публикации возобновились, сначала под псевдонимом Д. Боевой, потом к концу войны, под первоначальным псевдонимом. В «военных» стихах и баснях Бедный полностью противоречил своим произведениям, написанным в 1930-х годах, призывал братьев «помянуть старину», утверждал, что верит «в свой народ» и при этом продолжал восхвалять Сталина. Новые «стихи» Демьяна так и остались незамеченными. Не сумел он вернуть и прежнее положение, и расположение вождя.

Последнее критическое партийное постановление, касающееся поэта, вышло уже посмертно: 24 февраля 1952 года были подвергнуты идейному разгрому издания Д. Бедного 1950 и 1951 годы за «грубейшие политические искажения»: в эти издания были включены первоначальные варианты произведений Бедного вместо поздних, политически переработанных. В 1956 году Демьян Бедный был посмертно восстановлен в КПСС.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: