Цветок на земле платонов читать. Рассказ «Цветок на земле

Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днем спит, и ночью спит, а утром, когда просыпается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет. — Дедушка, ты не спи, ты уж выспался, — сказал нынче утром Афоня дедушке. — Не буду, Афонюшка, я не буду, — ответил дед. — Я лежать буду и на тебя глядеть. — А зачем ты глаза закрываешь и со мной ничего не говоришь? — спросил тогда Афоня. — Нынче я не буду глаза смежать, — обещал дедушка Тит. — Нынче я на свет буду смотреть. — А отчего ты спишь, а я нет? — Мне годов много, Афонюшка... Мне без трех девяносто будет, глаза уж сами жмурятся. — А тебе ведь темно спать, — говорил Афоня. — На дворе солнце горит, там трава растет, а ты спишь, ничего не видишь. — Да я уж все видел, Афонюшка. — А отчего у тебя глаза белые и слезы в них плачут? — Они выцвели, Афонюшка, они от света выцвели и слабые стали; мне глядеть ведь долго пришлось. Афоня осмотрел деда, какой он есть. В бороде деда были хлебные крошки, и там жил еще один комарик. Афоня встал на лавку, выбрал все крошки из бороды у деда, а комарика прогнал оттуда — пусть живет отдельно. Руки дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали. Афоня поглядел в глаза деду. Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, и в каждом глазу светилась большая капля слезы. — Не спи, дедушка! — попросил Афоня. Но дедушка уже спал. Мать подсадила его, сонного, на печку, укрыла одеялом и ушла работать. Афоня же остался один в избе, и опять ему скучно стало. Он ходил вокруг деревянного стола, смотрел на мух, которые окружили на полу хлебную крошку, упавшую из бороды деда, и ели ее; потом Афоня подходил к печке, слушал, как дышит там спящий дед, смотрел через окно на пустую улицу и снова ходил вокруг стола, не зная, что делать. — Мамы нету, папы нет, дедушка спит, — говорил Афоня сам себе. Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть. — Проснись, дедушка, — просил Афоня. — Ты спишь? — А? Нету, я не сплю, — ответил дедушка Тит с печки. — Ты думаешь? — спрашивал Афоня. — А? Я тут, Афоня, я тут. — Ты думаешь там? — А? Нету, я все обдумал, Афонюшка, я смолоду думал. — Дедушка Тит, а ты все знаешь? — Все, Афоня, я все знаю. — А что это, дедушка? — А чего тебе, Афонюшка? — А что это все? — А я уж позабыл, Афоня. — Проснись, дедушка, скажи мне про все! — А? — произнес дедушка Тит. — Дедушка Тит! Дедушка Тит! — звал Афоня. — Ты вспомни! Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи. Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся. А дед спал и только шептал тихо во сне неслышные слова. Афоня уморился его будить и сам уснул возле деда, прильнув к его доброй знакомой груди, пахнувшей теплой землею. Очнувшись от сна, Афоня увидел, что дед глядит глазами и не спит. — Вставай, дедушка, — сказал Афоня. А дед опять закрыл лаза и уснул. Афоня подумал, что дед тогда не спит, когда он спит; и он захотел никогда не спать, чтобы подкараулить деда, когда он совсем проснется. И Афоня стал ожидать. Часы-ходики тикали, и колесики их поскрипывали и напевали, баюкая деда. Афоня тогда слез с печи и остановил маятник у часов. В избе стало тихо. Слышно стало, как отбивает косу косарь за рекой и тонко звенит мошка под потолком. Дедушка Тит очнулся и спросил: — Ты чего, Афоня? Что-то шумно так стало? Это ты шумел? — А ты не спи! — сказал Афоня. — Ты скажи мне про все! А то ты спишь и спишь, а потом умрешь, мама говорит — тебе недолго осталось; кто мне тогда скажет про все? — Обожди, дай мне квасу испить, — произнес дед и слез с печи. — Ты опомнился? — спросил Афоня. — Опомнился, — ответил дед. — Пойдем сейчас белый свет пытать. Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже. Дед повел Афоню полевой дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, травы и цветы. Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок. — Это я сам знаю! — протяжно сказал Афоня. — А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про все! А этот цвет растет, он не все! Дедушка Тит задумался и осерчал на внука. — Тут самое главное тебе и есть!.. Ты видишь — песок мертвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый прах. Понял теперь? — Нет, дедушка Тит, — сказал Афоня. — Тут понятного нету. — Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый? А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. — А трава и рожь тоже главное делают? — спросил Афоня. — Одинаково, — сказал дедушка Тит. — А мы с тобой? — И мы с тобой. Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. А этот вот желтый цвет на лекарство идет, его и в аптеке берут. Ты бы нарвал их да снес. Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его, или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством. Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет. — Теперь я сам знаю про все! — сказал Афоня. — Иди домой, дедушка, ты опять, должно, спать захотел: у тебя глаза белые... Ты спи, а когда умрешь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты, дедушка, не бойся! Дед Тит ничего не сказал. Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошел опять в избу на печку. А маленький Афоня остался один в поле. Он собрал желтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнес в аптеку, на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. Он принес его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком. — Спасибо тебе, Афонюшка, — сказал дед. — А цветы тебе ничего не сказывали, из чего они в мертвом песке живут? — Не сказывали, — ответил Афоня. — Ты вон сколько живешь, и то не знаешь. А говорил, что знаешь про все. Ты не знаешь. — Правда твоя, — согласился дед. — Они молча живут, надо у них допытаться, — сказал Афоня. — Чего все цветы молчат, а сами знают? Дед кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий на земле. А потом дедушка спрятал гребешок за пазуху и опять заснул.

Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днем спит, и ночью спит, а утром, когда просыпается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет.

– Дедушка, ты не спи, ты уж выспался, – сказал нынче утром Афоня дедушке.

– Не буду, Афонюшка, я не буду, – ответил дед. – Я лежать буду и на тебя глядеть.

– А зачем ты глаза закрываешь и со мной ничего не говоришь? – спросил тогда Афоня.

– Нынче я не буду глаза смежать, – обещал дедушка Тит. – Нынче я на свет буду смотреть.

– А отчего ты спишь, а я нет?

– Мне годов много, Афонюшка… Мне без трех девяносто будет, глаза уж сами жмурятся.

– А тебе ведь темно спать, – говорил Афоня. – На дворе солнце горит, там трава растет, а ты спишь, ничего не видишь.

– Да я уж все видел, Афонюшка.

– А отчего у тебя глаза белые и слезы в них плачут?

– Они выцвели, Афонюшка, они от света выцвели и слабые стали; мне глядеть ведь долго пришлось.

Афоня осмотрел деда, какой он есть. В бороде деда были хлебные крошки, и там жил еще один комарик. Афоня встал на лавку, выбрал все крошки из бороды у деда, а комарика прогнал оттуда – пусть живет отдельно. Руки дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали.

Афоня поглядел в глаза деду. Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, и в каждом глазу светилась большая капля слезы.

– Не спи, дедушка! – попросил Афоня.

Но дедушка уже спал. Мать подсадила его, сонного, на печку, укрыла одеялом и ушла работать. Афоня же остался один в избе, и опять ему скучно стало. Он ходил вокруг деревянного стола, смотрел на мух, которые окружили на полу хлебную крошку, упавшую из бороды деда, и ели ее; потом Афоня подходил к печке, слушал, как дышит там спящий дед, смотрел через окно на пустую улицу и снова ходил вокруг стола, не зная, что делать.

– Мамы нету, папы нет, дедушка спит, – говорил Афоня сам себе.

Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть.

– Проснись, дедушка, – просил Афоня. – Ты спишь?

– А? Нету, я не сплю, – ответил дедушка Тит с печки.

– Ты думаешь? – спрашивал Афоня.

– А? Я тут, Афоня, я тут.

– Ты думаешь там?

– А? Нету, я все обдумал, Афонюшка, я смолоду думал.

– Дедушка Тит, а ты все знаешь?

– Все, Афоня, я все знаю.

– А что это, дедушка?

– А чего тебе, Афонюшка?

– А что это все?

– А я уж позабыл, Афоня.

– Проснись, дедушка, скажи мне про все!

– А? – произнес дедушка Тит.

– Дедушка Тит! Дедушка Тит! – звал Афоня. – Ты вспомни!

Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи.

Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся. А дед спал и только шептал тихо во сне неслышные слова. Афоня уморился его будить и сам уснул возле деда, прильнув к его доброй знакомой груди, пахнувшей теплой землею.

Очнувшись от сна, Афоня увидел, что дед глядит глазами и не спит.

– Вставай, дедушка, – сказал Афоня. А дед опять закрыл глаза и уснул.

Афоня подумал, что дед тогда не спит, когда он спит; и он захотел никогда не спать, чтобы подкараулить деда, когда он совсем проснется.

И Афоня стал ожидать. Часы-ходики тикали, и колесики их поскрипывали и напевали, баюкая деда.

Афоня тогда слез с печи и остановил маятник у часов. В избе стало тихо. Слышно стало, как отбивает косу косарь за рекой и тонко звенит мошка под потолком.

Дедушка Тит очнулся и спросил:

– Ты чего, Афоня? Что-то шумно так стало? Это ты шумел?

– А ты не спи! – сказал Афоня. – Ты скажи мне про все! А то ты спишь и спишь, а потом умрешь, мама говорит – тебе недолго осталось; кто мне тогда скажет про все?

– Обожди, дай мне квасу испить, – произнес дед и слез с печи.

– Ты опомнился? – спросил Афоня.

– Опомнился, – ответил дед. – Пойдем сейчас белый свет пытать.

Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу.

Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже.

Дед повел Афоню полевой дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, травы и цветы. Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.

– Это я сам знаю! – протяжно сказал Афоня. – А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про все! А этот цвет растет, он не все!

Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.

– Тут самое главное тебе и есть!.. Ты видишь – песок мертвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый прах. Понял теперь?

– Нет, дедушка Тит, – сказал Афоня. – Тут понятного нету.

– Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый? А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь.

– А трава и рожь тоже главное делают? – спросил Афоня.

– Одинаково, – сказал дедушка Тит.

– А мы с тобой?

– И мы с тобой. Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. А этот вот желтый цвет на лекарство идет, его и в аптеке берут. Ты бы нарвал их да снес. Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его, или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.

Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

– Теперь я сам знаю про все! – сказал Афоня. – Иди домой, дедушка, ты опять, должно, спать захотел: у тебя глаза белые… Ты спи, а когда умрешь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты, дедушка, не бойся!

Дед Тит ничего не сказал. Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошел опять в избу на печку.

А маленький Афоня остался один в поле. Он собрал желтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнес в аптеку, на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. Он принес его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком.

– Спасибо тебе, Афонюшка, – сказал дед. – А цветы тебе ничего не сказывали, из чего они в мертвом песке живут?

– Не сказывали, – ответил Афоня. – Ты вон сколько живешь, и то не знаешь. А говорил, что знаешь про все. Ты не знаешь.

– Правда твоя, – согласился дед.

– Они молча живут, надо у них допытаться, – сказал Афоня. – Чего все цветы молчат, а сами знают?

Дед кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий на земле. А потом дедушка спрятал гребешок за пазуху и опять заснул.

Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днем спит, и ночью спит, а утром, когда просыпается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет.

Дедушка, ты не спи, ты уж выспался, - сказал нынче утром Афоня дедушке.

Не буду, Афонюшка, я не буду, - ответил дед. - Я лежать буду и на тебя глядеть.

А зачем ты глаза закрываешь и со мной ничего не говоришь? - спросил тогда Афоня.

Нынче я не буду глаза смежать, - обещал дедушка Тит. - Нынче я на свет буду смотреть.

- А отчего ты спишь, а я нет?

Мне годов много, Афонюшка… Мне без трёх девяносто будет, глаза уж сами хмурятся.

А тебе ведь темно спать, - говорил Афоня. - На дворе солнце горит, там трава растёт, а ты спишь - ничего не видишь.

Да я уж все видел, Афонюшка.

А отчего у тебя глаза белые и слезы в них плачут?

Они выцвели, Афонюшка, они от света выцвели и слабые стали, мне глядеть ведь долго пришлось.

Афоня осмотрел деда, какой он есть. В бороде у деда были хлебные крошки, и там жил ещё один комарик. Афоня встал на лавку, выбрал все крошки из бороды у деда, а комарика прогнал оттуда - пусть он живет отдельно. Руки у дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые чёрные жилы, эти руки много земли испахали.

Афоня поглядел в глаза деду. Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, и в каждом глазу светилась большая капля слезы.

Не спи, дедушка! - попросил Афоня.

Но дедушка уже спал. Мать подсадила его, сонного, на печку, укрыла одеялом и ушла работать. Афоня же остался один в избе, и опять ему скучно стало. Он ходил вокруг деревянного стола, смотрел на мух, которые окружили на полу хлебную крошку, упавшую из бороды деда, и ели ее; потом Афоня подходил к печке, слушал, как дышит там спящий дед, смотрел через окно на пустую улицу и снова ходил вкруг стола, не зная, что делать.

Мамы нету, папы нету, дедушка спит, - говорил Афоня сам себе.

Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно; тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть.

Проснись, дедушка, - просил Афоня. - Ты спишь?

А? Нету, я не сплю, - отвечал дедушка Тит с печки.

Ты думаешь? - спрашивал Афоня.

А? Я тут, Афоня, я тут.

Ты думаешь там?

А? Нету, я все обдумал, Афонюшка, я смолоду думал.

Дедушка Тит, а ты все знаешь?

Все, Афоня, я все знаю.

А что это, дедушка?

А чего тебе, Афонюшка?

А что это все?

А я уж позабыл, Афоня.

Проснись, дедушка, скажи мне про все!

А? - произнес дедушка Тит.

Дедушка Тит! Дедушка Тит! - звал Афоня. - Ты вспомни!

Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи.

Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся. А дед спал и только шептал тихо во сне неслышные слова. Афоня уморился его будить и сам уснул возле деда, прильнув к его доброй знакомой груди, пахнувшей тёплой землею.

Очнувшись от сна, Афоня увидел, что дед глядит глазами и не спит.

Вставай, дедушка! - сказал Афоня.

А дед опять закрыл глаза и уснул.

Афоня подумал, что дед тогда не спит, когда он спит; и он захотел никогда не спать, чтобы подкараулить деда, когда он совсем проснётся.

И Афоня стал ожидать. Часы-ходики тикали, и колесики их поскрипывали и напевали, баюкая деда.

Афоня тогда слез с печи и остановил маятник у часов. В избе стало тихо. Слышно стало, как отбивает косу косарь за рекой и тонко звенит мошка под потолком.

Дедушка Тит очнулся и спросил:

Ты чего, Афоня? Что-то шумно так стало? Это ты шумел?

А ты не спи! - сказал Афоня. - Ты скажи мне про все! А то ты спишь и спишь, а потом умрёшь, мама говорит - тебе недолго осталось; кто мне тогда скажет про все?

Обожди, дай мне квасу испить, - произнёс дед и слез с печи.

Ты опомнился? - спросил Афоня.

Опомнился, - ответил дед. - Пойдем сейчас белый свет пытать.

Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу.

Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже.

Дед повёл Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, травы и цветы. Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.

Это я сам знаю! - протяжно сказал Афоня. - А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про все! А этот цвет растёт, он не все!

Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.

Тут самое главное тебе и есть!.. Ты видишь: песок мёртвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый прах. Понял теперь?

Нет, дедушка Тит, - сказал Афоня, - тут понятного нету.

Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый?.. А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берётся. Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

А трава и рожь тоже главное делают? - спросил Афоня.

Одинаково, - сказал дедушка Тит.

А мы с тобой?

И мы с тобой. Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. А этот вот жёлтый цвет на лекарство идёт, его и в аптеке берут. Ты бы нарвал их да снес. Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.

Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

Теперь я сам знаю про все! - сказал Афоня. - Иди домой, дедушка, ты опять, должно, спать захотел: у тебя глаза белые… Ты спи, а когда умрёшь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты, дедушка, не бойся!

Дед Тит ничего не сказал. Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошел спать в избу на печку.

А маленький Афоня остался один в поле. Он собрал жёлтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнес в аптеку на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. Он принес его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком.

Спасибо тебе, Афонюшка, - сказал дед. - А цветы тебе ничего не сказывали, из чего они в мертвом песке живут?

Не сказывали, - ответил Афоня. - Ты вон сколько живёшь, и то не знаешь. А говорил, что знаешь про все. Ты не знаешь.

Правда твоя, - согласился дед.

Они молча живут, надо у них допытаться, - сказал Афоня. - Чего все цветы молчат, а сами знают?

Дед кротко улыбнулся и погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий на земле. А потом дедушка спрятал гребешок за пазуху и опять заснул.

Рассказ предложил наш читатель,
который не представился.

Художественное произведение «Цветок на земле» было написано замечательным советским писателем и публицистом Андреем Платоновым. В молодости этому известному прозаику приходилось много трудиться, чтобы спасти от голода десять младших братьев и сестёр. Годы, проведённые Платоновым в большой семье, навсегда оставили в его сердце особенную любовь к детям. Став прозаиком, писатель посвятил более 20 рассказов и сказок самым маленьким читателям. Не исключением является и произведение «Цветок на земле», созданное в 1949 году. Несмотря на то, что главным героем рассказа выступает ребёнок, проблемы, которые ставит Андрей Платонов, очень серьёзные и взрослые.

Среди советских писателей XX века считалось популярным такое литературное направление, как критический реализм. Его главная особенность - стремление автора достоверно изобразить жизненную ситуацию и сосредоточить внимание на проблемах, которые встречаются в нашей действительности. Платонов придерживался этого литературного направления при написании своих знаменитых повестей, поэтому его творения проникнуты истинными реалиями повседневной жизни советского народа. Произведение «Цветок на земле» относится к жанру рассказа, так как имеет небольшой объем, а изложение автора ведется в повествовательной форме.

Стиль Андрея Платонова обладает ярко выраженной оригинальностью, которая проявляется в наслаивании нарушений языковых норм. Необычность манеры написания произведений вызывающе отличает прозаика от иных советских писателей. Некоторые критики даже называли стиль Платонова « косноязычным» ; впрочем, его тексты не смотрятся безграмотными. Нарушения норм создают особенный эффект, помогающий читателю лучше воспринимать рассказ, погружаться в его атмосферу. Учитывая, что основными действующими лицами произведений Платонова являются простые работящие люди, «негладкий» стиль повествования прозаика полностью соответствует его мыслям.

Линейная композиция рассказа «Цветок на земле» не отличается сложностью. События, описанные в произведении, происходят в течение нескольких часов и изложены в хронологической последовательности. Автор будто бы поэтапно изображает, как протекают часы жизни ребёнка, отец которого находится на войне, а мать «с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме». Создаётся ощущение, что повествование ведётся от лица самого мальчика, так правдиво и простодушно описана жизненная ситуация.

Произведение имеет однолинейный сюжет, который вращается вокруг двух героев: мальчика Афони и его дедушки Тита. Они присутствуют во всех эпизодах рассказа и являются единственными персонажами, представленными читателям. Их художественные образы вызывают симпатию; автор показывает любовь этих героев друг к другу, подчеркивает силу их характеров. Привлекает доброта и любознательность Афони, а также мудрость его дедушки. Показывая своему внуку голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого песка, Тит даёт ему ценнейший урок: «Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь». В рассуждениях деда заключено множество идей: о целесообразности всего сущего, даже маленького «жалконького» цветка; о важности труда в жизни человека; о неизбежности смерти. Осознав услышанное, Афоня с вдохновением задумывается о том, как подарить любимому дедушке бессмертие. Эта наивная детская мысль только вызывает у Тита «невидимую» улыбку.

В своём произведении «Цветок на земле» А. Платонов раскрывае такие проблемы, как забота к близким и милосердие, противопоставление жизни и смерти, а также роль труда в становлении личности. На примере доброго, простодушного и любознательного Афони писатель показывает, каким должен быть настоящий человек.

Рассказы А. Платонова знакомят с реальностью простых советских людей. Нельзя не проникнуться судьбами героев, каждый из которых живёт в своём прекрасном и яростном мире. Рассказ «Цветок на земле» позволяет читателю погрузиться в раздумья о том, что же есть «самое главное на свете».

  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова
  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова
  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова

Тема урока: «А. П. Платонов « Цветок на земле »».

Цели урока:
- подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру;

- учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Вызвать желание обсудить прочитанное;
- продолжить выработку умения развивать свои мысли посредством беседы, диспута, ответов на вопросы, выражать логическое отношение к происходящему.
Основная идея урока:
Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.
Задачи урока:

    Формирование навыка выразительного чтения и умение давать характеристику герою;

    Развивать навыки грамотной устной речи учащихся, её обогащения за счёт словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; умение работать с текстом; развивать эстетический вкус; творческое воображение, внимание и память;

    Воспитание доброго, внимательного, заботливого отношения к пожилым людям.

Тип урока: урок совершенствования знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно – поисковые.

Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, самостоятельная, индивидуальная.

Средства обучения: рассказ, беседа, дискуссия, учебник.

Оборудование: портрет А. Платонова, эпиграф записан на доске, карточки – опоры, мультимедийное оборудование, презентация.

Учебно-методический комплекс: курс «Литературное чтение». Родная речь: Учебник для 3 кл.: В 2 кн. Ч. 1 – 2/Сост. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. / М.: Просвещение, 2013.

Ход урока:

    Организационный момент.

Психологический настрой на работу, на коллективное творчество.

«Здравствуйте, это не только приветствие, но и пожелание здоровья. Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь присутствующим и ощутите тепло всех, кто сегодня в нашем классе.

II . Актуализация знаний учащихся. Вступительное слово учителя.

1.- Знаете, ребята, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: континентов, островов, древних цивилизаций, звёзд, различных законов природы, новых видов растений и многого другого… Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, что на долю современного человека ничего и не осталось.
- А вы как думаете, может быть, есть ещё тайны, которые предстоит раскрыть?
- Интересно, а в вашей жизни случались открытия, пусть маленькие, но очень важные именно для вас?
- Поделитесь своими открытиями с нами.
(дети рассказывают о своих маленьких открытиях)
- Я очень рада, что вы оказались внимательными и любознательными, ведь именно такие люди могут открыть что-то очень важное и для себя, и для окружающих.
- А как Вы думаете, какое открытие мы сегодня сможем сделать, обсудив сказку А. Платонова «Цветок на земле»?

(дети высказывают свои предположения)

(Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе. Учитель должен подвести детей к этой мысли).
-Чтобы совершить открытие, какую цель должны поставить перед собой мы, читатели?

(Быть внимательными чтецами)

Ребята, Платонов – уникальный писатель, который умеет всматриваться в то, что многим незаметно. И не только совершает открытие для себя, но и помогает читателю совершить открытие.
- Вы уже внимательно прочитали сказку «Цветок на земле», и сегодня на уроке мы постараемся понять, о каком открытии идёт в ней речь.
- Итак, о чём эта сказка?
Я вам предлагаю четыре варианта ответа на этот вопрос. Внимание на экран! (Приложение № 1)

Какое открытие Вы сделали для себя, просмотрев эту информацию?

(Обсуждение)
2 . Речевая разминка. Работа над смыслом пословиц.

(Пословицы напечатаны на листочках) Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

1. И старость не страшна, коли молодые помогут.

2)Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

4) Не смейся над старым, и сам будешь стар.

Какое второе открытие Мы сделали, объяснив эти пословицы?

Как эти пословицы связаны с нашей темой?

3. Проверка домашнего задания:

Цель – развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова “Цветок на земле”. Как вы понимаете название?

О чём, по-вашему, рассказ?

Кто герои рассказа?

Какие могут быть события в рассказе с таким названием?

4. Физкультминутка.

Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске.

Уточняют свои предположения о героях, теме, содержании.

- “Глаза жмурятся”. Как вы это понимаете? (Сужаются веки)

А “Глаза смежать”. Как это? (Закрывать)

Идёт выполнение этих действий вместе.

5. Словарная работа.

Объясните значения устаревших слов. Соедините стрелками.

Самостоятельная работа уч-ся по карточкам в группах.

нынче устали

глаза смежать теперь, сейчас

уморились закрывать

испить рассердился

осерчал попить, выпить

Проверка задания на интерактивной доске.

Какие еще слова у вас вызвали затруднения? (задайте вопросы другим группам).

III . Работа над новым материалом

Работа с текстом во время чтения.

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

1) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?

Сколько лет было деду Титу?

Сколько лет было Афоне?

Отчего у деда глаза слабые стали?

2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? (Без интереса)

Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.

3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? (Ходил, не зная, что делать)

4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (Диалог)

Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.

Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?

А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?

Будет ли Афоня будить деда дальше?

5) - Как заснул Афоня возле деда?

Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.

Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?

6) - Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда)

Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? (“Белый свет пытать”)

Как вы это понимаете? (Изучать). Пытать – быть пытливым, любознательным.

Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?

7) - Что значит осерчал?

О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?

Прочитайте эти главные слова в тексте.

Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?

А как это дедушка будет жить опять из своего праха?

Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?

8) - Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?

Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?

IV. Работа с текстом после чтения.

Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”)

1. Определение главной мысли рассказа.

Определите, какая же главная мысль рассказа.

(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)

Тема, идея.

2. Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.

Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

Как вы думаете, что это? (План)

Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

    На печи рядом с дедом.

    Скучно Афоне жить на свете.

    Дед Тит.

    Опять скучно жить на свете.

    Пошли “белый свет пытать”.

    Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

    Проснулся ненадолго.

    Гребешок для деда.

Прочитайте план. Проверяем все у себя.

Ребята, а сейчас возьмите, пожалуйста, оценочные листы и оцените, себя.

3. Беседа по содержанию текста в целом.

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании текста, развитии событий, о героях. Какое открытие они сделали на уроке.

-Представьте, что вы и есть цветок, растущий из земли. Покажите, как он растет. Запись «Вальс цветов»

V . Обобщение. Работа в группах

Назовите еще раз всех героев произведения.

Рассказ героя по плану.

План характеристики героя.

    Имя героя, его место жительства.

    Действия и поступки, совершаемые героем.

    Внешность и характер героя.

    Ваше отношение к герою.

1- группа. Афоня

Внимательный

Заботливый

Вдумчивый

Упорный

Настойчивый

Любознательный

Добрый

2- группа. Дед Тит

старый

большие руки

добрая грудь, пахнувшая теплой Землей

пахарь

много земли испахал

святой труженик

советчик

учитель

3-группа. Цветок

Терпеливо растущий

Жалконький

Живой

Тело сделал из мертвого праха (то, что осталось от умершего тела; пыль)

Самый святой труженик

Счастливые

С добрыми лицами

Дышащие чистым духом в белый свет

VI . Итог урока

Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)

10. Рефлексия.

Какие чувства вызывает у вас этот цветок? (уважение).
- Итак, о чём же эта сказка? Какой скрытый смысл открывается читателю произведения А. Платонова?
- Давайте вернёмся к тем маленьким секретам, которые вы записали в свои тетради. Изменилось ли ваше мнение после нашего разговора? Почему?
(дети формулируют свой вариант ответа: « Об открытии новой, незнакомой жизни, нового незнакомого существа»)

Заключительное слово учителя.

- Ребята, любое живое существо на земле – цветок, человек заслуживает того, чтобы окружающие его услышали, поняли, посочувствовали. Понять другого – значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства, « приоткрыть» своё сердце. А просто ли это? Понять другого – не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, надо совершить поступок. Именно умение понять другого вызывает уважение окружающих и за это можно уважать себя.

Итоги урока, домашнее задание, выставление оценок.

Удалось ли нам на уроке сделать новые открытия?

    Понятие труд - одно из ключевых в рассказе.

Вывод: Труд помогает преодолеть препятствия, выжить в этом мире и цветку и людям. Труд превращает мертвое в живое.

    Кто помог понять эту истину Афоне? (дед)

    Значит, старшее поколение передает новому поколению свои знания, свой опыт, свою мудрость - взращивает семена. Молодое поколение впитывает всё, набирается мудрости. А чтобы семена дали крепкие ростки необходим труд.

    Какую главную мысль хочет донести до читателей автор?

Внук-продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнуках.

Как вы думаете, почему А.П. Платонов именно так назвал свой рассказ?

Цветок-ребёнок, который также тянется к жизни, к знаниям, к мудрости.

Афоня, как цветок от солнца, зарядился от деда любовью к земле, к людям, к жизни и работе.

Он вырастет настоящим человеком, так как у него крепкие, здоровые корни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: