Библия онлайн. Библия онлайн Послание к коринфянам глава 5

5:1 Вопрос о приходе с жезлом власти был неслучайным: Павлу предстояло обличить собрание в гораздо более серьёзном согрешении по сравнению с соперничеством (Лев.18:8):

Есть верный слух. Павел подчеркивает мысль, что хотя и слухом до него дошло беззаконие сие, но прежде, чем делать замечание собранию, Павел слух этот проверил (убедился в том, что он - верный) и не стал строить обвинения на не проверенной информации.

что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего.
Решать проблему такого блудодеяния, которое осуждали даже в распущенном греко-римском обществе - следовало незамедлительно, в таких случаях иногда по любви - не понимают, приходится и власть употреблять.
Вместо почитания своего отца, этот блудник осквернил ложе своего отца, подобно Рувиму вступив в преступную связь. (1 Пар 5:1) Хотя Моисеев закон был отменен, но принципы нравственного поведения для христиан остались те же.
Именно из-за этого греха и все собрание подвергалось опасности заразиться вирусом вседозволенности в нравственном отношении и предаться порочным страстям и желаниям. (например, что произошло позднее с Асийскими собраниями, укоренившими учение Николаитов, Откр 2,3 гл)

5:2 И вы возгордились . Но основная проблема этого собрания – даже не в самом блуднике. А в том, что собрание нормально и вполне лояльно отнеслось к данному явлению, так сказать, «проявили милосердие к брату», с пониманием отнеслись к его потребностям, чем и гордились, что не поспешили осуждать брата.
Удивительно для коринфян гордиться собою и тем, что они из себя представляют - в том числе, и как собрание в целом - при том, что они попустительствуют грешнику творить зло.
Женевская : Скорее всего, в этом собрании нашли какие-то «лазейки» к учению, допускавшие это распутство, тогда как на них лежала обязанность проявить твердость и отлучить нарушителя («дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело»)

Им требовалось принять необходимые меры, чтобы очистить собрание от "язвы": подобно тому, как прокаженный, изымался из среды общества Израилева (Лев 13 гл), собранию, то есть, начальствующим - необходимо было подвергнуть блудника такой процедуре: посадить "на карантин" для спасения всего общества от "заразы" и - ради спасения самого заболевшего. В этом и только в этом способе возможно было спасти верующих от плохого примера.

Возможно, процедура отлучения согрешившего, пораженного проказой в обществе Израилевом - это прообраз на процедуру отлучения от Церкви и общения тех не раскаивающихся грешников, кто может появиться в собрании. Во все дни, пока этот брат или сестра ведут образ жизни мирского человека, не раскаиваются в согрешениях, во все дни они должны считаться нечистыми.



5:3 -5 А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас
Для принятия решения Павлу не обязательно было присутствовать лично, чтобы учесть обстоятельства делающего такое. Павлу было достаточно того, что его поведение - не есть доброе в глазах Божиих.
(Иногда есть необходимость вникать в суть обстоятельств, а иногда такой нужды и нет, если кто -то совершает действия, явно противоречащие Писанию, но при этом не желает ничего менять и ничем не желает жертвовать ради того, чтобы исправить положение)

Павел, понимая, что сами они не видят ни способа решения этой проблемы, ни, похоже, самой проблемы - принял по делу блудника волевое решение на правах наставника в уверенности, что такое же решение принял бы Иисус Христос, будучи на земле:

во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом

Павел повелел (именно повелел, а не попросил и не увещевал) сделать следующее: сделавшего такое дело…предать сатане..
Что это означает?
Чтобы очистить грешника, его необходимо было "вывести за стан": разместить его вне собрания, "посадить на карантин".
Благодаря такой процедуре возможно было сохранить собрание от дурного примера и спасти грешника.
Положение грешника вне стана - побуждало его обратиться к Богу, что невозможно было бы, если бы все водили с ним хороводы и вели себя так, словно ничего не случилось. Только так сам "прокаженный" (согрешивший) мог увидеть свой грех, что на нем "проказа" и сделать выводы.

предать сатане - это исключение из рядов собрания, что означает отрезать грешника от тела Христова (всего собрания) ради исцеления грешника. Оставшись без благодати - согрешивший был предоставлен тьме внешней (владениям сатаны) для того, чтобы иметь возможность в полной мере испытать на себе последствия согрешения и губительную силу этого греха.
Ведь, потеряв связь с соверующими, он мог и в материальном плане пострадать (в собрании старались поддерживать друг друга), и не к кому бы стало обращаться за помощью в случае чего, и в эмоциональном плане - было бы тяжело, поскольку человек не чувствует себя хорошо, когда все друзья и близкие люди отворачиваются от него по причине того, что им неприятно с ним общаться.

Только таким образом можно было спасти беззаконника от того, чтобы он окончательно умер для Бога. В крайне стесненных условиях этот грешник поймет, что его "забава" ничего не стоит ради того, чтобы можно было оставить Бога и Христа Его - ради неё или же - он окончательно отсеется, как не поддающийся исправлению.

С какой целью это следовало делать? Павел показал две причины:
1) во измождение плоти
Другими словами - для уничтожения греховной, плотской части христианина.
Согрешившему следовало преодолеть свои плотские наклонности, справиться с собой и перестать согрешать. Отлучение от собрания и жизнь вне благословений Бога во владениях сатаны как нельзя лучше способствовала тому, чтобы он смог сориентироваться и понять, что же ему дороже на самом деле: мачеха или Бог, жизнь во грехе или благочестие пред Богом.

Оставляя его в собрании - соверующие не давали ему возможности это понять и сделать свой искренний выбор.
2) чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа
Только так поступая, возможно было спасти дух этого христианина, покорившегося на тот момент зову порочной плоти.

Но это было возможно только при условии, если согрешивший сам осознает, что он неправ пред Богом и пожелает исправить путь свой: дух христианина должен был взять верх над пагубным желанием плоти, ибо только в таком варианте осознания и раскаяния – возможно было достичь спасения и с чистой совестью предстать пред Иисусом Христом в его день.

У такого приговора две цели: спасти, прежде всего, согрешившего и сохранить чистоту собрания, чтобы из-за такого христианина имя Божье не хулилось у язычников. Судя по второму письму Павла, этот метод воздействия на живущего во грехе был применён собранием и оказался действенным: со временем блудник раскаялся в своём грехе и смог вернуться в собрание, его дух был спасён через метод отлучения от Церкви (2Кор.2:5-11) Однако не следует ожидать, что непременно все отлучённые от Церкви - становятся на путь раскаяния и возвращения к Богу.

5:6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
До тех пор, пока у них в собрании такие дела - в порядке вещей, радоваться духовному росту своему - нет никакого смысла.
Вместо того, чтобы хвастать своими достижениями, собранию следовало бы позаботиться о спасении грешника.

Плохой пример заразителен для всего собрания и потому - крайне опасен: как немного закваски со временем неизбежно заквашивает всё тесто, так и один такой «христианин» может «заквасить» всё собрание, испортив его усыплением бдительности к борьбе с пороками.
Вспомним, что помазание святым духом само по себе не делает праведником никого. Если не следовать указаниям святого духа и не исполнять требования Божьи - со временем и дар различения добра от зла будет христианином утерян.

5:7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
Христиане Коринфа должны вспомнить о том, что Иисус Христос - Пасха для каждого христианина, он умер для того, чтобы христиане имели возможность очистить старое «заквашенное тесто» от закваски (из ветхого порочного человека - стать новым, праведным).
Иисус Христос - символ нового «теста», пресного, не прокисающего (не подверженного порче).
И такими -«бесквасными» - должны стать и те, кто выбрал путь по следам Христа, то есть, христиане Коринфа - в том числе.

5:8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
Павел расширяет понятие «закваски» для случая в Коринфе: он имеет ввиду не только избавление от блудника - «малой закваски» для всего собрания, но и «закваску» порока, сидящую в каждом христианине, от которой каждому необходимо избавляться.
Павел поясняет, что же означает сия «закваска»: это порок и лукавство в христианине.
В аналогии Пасхи Ветхого Завета на Христа Павел показал собранию необходимость становиться чистыми опресноками самим, чтобы иметь участие в пасхальной жертве Христовой и не «квасить» всё собрание своими пороками.

5:9 Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками;
Очень важный момент: начиная с этих слов, Павел проводит различие между отношением Бога к тем, кто согрешает, не являясь при этом христианином - и между согрешающим христианином.
Христиане должны усвоить это различие и подражать Богу в отношении к грешникам мирским и грешникам христианского собрания.

5:10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего].
Поскольку христианин живёт в нечестивом мире, само собой разумеется, что он не имеет возможности не сталкиваться и не общаться с представителями мира сего.
Факт, что приходится общаться с блудниками мира - это не грех, ибо в мире надо проповедовать и привлекать ко Христу всех, кого можно привлечь. Выйдя из мира и уединившись, к примеру, в скитах - это сделать будет невозможно.

5:11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
Опасность для собрания прежде всего исходит от внутренних, так как от внешних христианин, понятное дело, старается держаться подальше, хотя и проповедует им и относится к ним доброжелательно.
Если же христианин, находясь в собрании, как ни в чём ни бывало ведёт греховный образ жизни, ничуть не раскаивается в этом или думает, что раскаивается, но даже не планирует переставать грешить - к нему совсем другое отношение : такие не раскаивающиеся грешники - это горькие корни, если их вовремя не выдернуть из среды собрания, они могут причинить большой вред. (Евр 12:15)

Как же грешник собрания сможет понять, что его поведение неправильное, и что ему необходимо исправиться, - если к нему продолжать относиться относиться так, словно он ничего плохого не делает?

С таким "горьким корнем" Павел советует даже и не есть вместе:
совместное принятие пищи подразумевает тесное общение, поэтому Павел говорит о том, чтобы христиане не попадались на эту удочку, если их блудник позовет чаю попить.
Так Павел описывает отлучение от Церкви христианина, живущего во грехе, но самостоятельно не планирующего покидать христианское собрание, в котором ему хорошо и уютно:
в целях ограждения собрания от плохого влияния согрешающего и с целью спасения самого грешника - следует прекратить с ним всякое общение, иначе он так никогда и не поймёт, что с ним что-то не в порядке и нужно что-то в своей жизни менять.

В случае, если выдернуть горький корень не представляется возможным из среды собрания, например, вред идет от начальствующих собрания, причем, от самого верха ("Иерусалима-Содома"), к примеру, то важно в этом случае следовать примеру Христа: беречься закваски фарисейской и саддукейской: в том, что они говорят по закону Иеговы и в согласии со словом Бога - слушать их, но по делам же их - не поступать (принцип Мтф.23:2,3).
Беречься фарисейской и саддукейской закваски возможно, если также избегать тесного общения с ними, не входить в круг их доверенных лиц.

5:12,13 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
Понять этот принцип суда внутренних и внешних помогает аналогия на древний Израиль. Тех, кто был подзаконен Ветхому завету судили внутренние. В Израиле это были старейшины городов и главы колен, судьи (во времена судей), цари и князья. Внешних, же язычников, внутренние никак не судили, их судил Иегова. Например, случай с Ионой, посланного в Ниневию объявлять суд Божий показывает как это происходило в случае с внешними.

Внешние - это мирские, все, кто вне собрания Божьего народе, все, кто не является христианином и не считает себя таковым. Поведение внешних не попадает в ведение Церкви:

Внешних же судит Бог,
они вне закона Бога живут, вне закона Своего Бог и будет судить их, ибо видит их сердца и знает их обстоятельства.

Внутренние - это члены христианского собрания. Кто, зная закон Божий, нарушает его, тот сам себя и обрекает на то, чтобы быть осуждённым по закону Бога, то есть, в собрании.

Корректировать поведение внутренних, обличать их и побуждать переставать грешить - эта обязанность лежит на христианском собрании и его старейшинах (1Пет.5:5)
И поскольку в Коринфе некому, похоже, было взять на себя ответственность по решению проблемы с блудником, Павел, как имеющий полномочия от Бога - апостол и наставник собрания - указал им, как решаются подобные проблемы:
Итак, извергните развращенного из среды вас - отлучением от Церкви на период, пока согрешающий не раскается и не исправит своё поведение.

5:1 некто вместо жены имеет жену отца своего. У нас нет возможности определить, умер ли отец этого человека и действительно ли он женился на своей мачехе. Ясно, однако, что такая половая связь является кровосмесительным союзом, определенно осуждаемым в Лев. 18,8. Хотя греко-римское общество в дни Павла относилось с терпимостью ко многим проявлениям распутства, но даже язычники осуждали такое кровосмешение.

5:2 И вы возгордились. Основная проблема - не грех отдельного человека, а неспособность коринфской церкви справиться с ним; они даже извлекают повод для самодовольства из своей терпимости (ст. 6). Возможно, среди коринфян развилось учение, допускавшее подобный разврат, тогда как на них лежала обязанность проявить твердость и отлучить нарушителя ("дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело").

5:3-5 Хотя Павел не присутствует в коринфской общине, он уже решил вынести пророческий приговор грешнику. Апостол фактически дает указание общине отлучить нарушителя от общения ("предать сатане"). Цель такого приговора - спасти согрешившего, но она может быть достигнута, только если его плотские наклонности будут преодолены ("во измождение плоти"). Согласно одному из толкований (2 Кор. 2,5-11), этот человек раскаялся в своем грехе.

5:6 хвалиться. См. ком. к 1,29; 5,2.

закваска. Небольшая часть теста, которой дали перебродить. При перемешивании ее с тестом весь замес становится квасным. Перед праздником Пасхи израильтяне должны были удалять из своих домов все квасное, потому что оно было символом порчи и разложения (Исх. 12,15). И наоборот, опресноки, хлеб из незаквашенного, пресного теста считали символом чистоты.

5:7 так как вы бесквасны. Т.е. чисты. Павел дает это важное определение, дабы поддержать дух коринфян; в основополагаемом смысле они уже очищены (см. ком. к 1,2).

Пасха наша, Христос. Т.е. как пасхальный Агнец. Апостол развивает дальше эти образы, указывая, что пасхальная жертва, как тень будущих благ (Евр. 10,1), была ожиданием последнего ее исполнения в смерти Христа.

5:8 станем праздновать. Завершающий, особенно замечательный ход рассуждений Павла - параллель, проводимая им между праздником Опресноков и жизнью в чистоте, которой должны придерживаться христиане.

5:9-11 Из этих стихов ясно, что до этого послания Павел уже посылал в Коринф письмо (до нас не дошедшее), в котором наставлял коринфян отделиться от верующих, ведущих порочный образ жизни. Коринфяне либо неправильно поняли, будто Павел имел в виду полное отделение от мира, либо пытались отклонить его указание под предлогом, что оно неразумно. Теперь апостол пользуется случаем разъяснить, что он имел в виду тех, кто называется братом (ст. 11), но чья жизнь вопиюще противоречит исповедуемой им вере. Предписание подвергнуть таковых остракизму ("с таким даже и не есть вместе") относится, в первую очередь, к общинной жизни и, вероятно, не означает, что следует избегать всяких личных контактов с ними (ср. 2 Фес. 3,15: "вразумляйте, как брата").

5:12-13 Цитируя часто повторяющееся во Второзаконии (напр., 17,7) указание истребить или изгнать порочного из среды Израиля, Павел проводит важную параллель между ветхозаветной общиной и христианской Церковью (10,1-11). Церковь должна проявлять строгость в своей среде, но поведение нехристиан не подпадает под ее ведение. Даже Павел, несмотря на свой авторитет апостола, не судит внешних. Это исключительное право Бога.

Следующий отрывок, который мы будем изучать – 1 послание к Коринфянам 5 глава, где, начиная с первого стиха, описывается блуд, происходивший в Коринфской церкви.

1 Коринфянам 5:1-5:
«Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего . И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, ».

Где был совершен такой блуд? Павел говорит: «У вас». Это произошло у христиан. Следовательно, верующий человек может быть способен на такое блудодеяние, какое не практиковалось даже у язычников. У меня возникает вопрос: «Будут ли спасены эти «верующие» люди, практиковавшие такой блуд, если они не раскаются в том, что совершали?» Это скорее риторический вопрос, ответ на который Павел дал своей реакцией на подобные вещи. Давайте снова прочтем эти слова:

1 Коринфянам 5:4-5:
«В собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа ».

Павел призвал предать человека, совершившего такой блуд, сатане, чтобы через «измождение плоти» привести грешника к покаянию: «Чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». Иными словами, если будет сокрушена плоть этого человека – его ветхая природа, и он раскается, тогда его дух – он сам, будет спасен в день Господень. Следовательно, если «измождение плоти» не произойдет и человек не покается, тогда его дух не будет спасен в день Господень. Павел, чтобы не допустить такого исхода, призывает «предать сатане во измождение плоти», чтобы сокрушить ветхого человека. Но раскаются ли те люди, которые практиковали блуд и подобные грехи? В своем втором послании к Коринфской церкви Павел снова касается темы сексуальной аморальности. Вот что он говорит:

2 Коринфянам 12:21:
«Ибо я опасаюсь,… чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали ».

В тексте говорится, что это был не один человек, но многие , которые жили в нечистоте, блудодеянии и непотребстве. Очевидно, что многие из этих людей НЕ покаялись в своих грехах, и неизвестно, хотели ли они вообще это сделать.

Я хотел бы, чтобы вы обратили внимание на несколько вещей, касающихся этих людей. Их поступки не были грехом, который верующий человек, оступившись, совершил. Это не было «эпизодическим» грехом, но, согласно библейскому повествованию, это было их образом жизни. Они регулярно практиковали эти греховные вещи. Господь назвал таких людей «делающими беззаконие» (Мф. 7:23). Если они не раскаются в своих грехах, будут ли открытыми для них двери Царства Небесного и будет ли Царь ожидать, чтобы приветствовать их только потому, что они однажды поверили в Него? Ответ: «Нет». Господь будет скорее изгонять «делающих беззаконие», нежели приветствовать их.

Матфея 7:21-23:
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ».

Павел, в отличие от тех, кто сегодня предпочитает не замечать эту реальность, не игнорировал этого. Он был опечален тем, что Коринфская церковь, которая, по сути, была спящей, гордилась происходящим в ней, вместо того, чтобы дисциплинировать людей, практикующих блуд, чтобы «дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа».

III. Беспорядки в церкви (главы 5-6)

В духе любви, однако, сознавая необходимость водворить порядок в среде коринфян Павел переходит к обсуждению ряда неблаговидных обстоятельств в церкви, включая неспособность коринфян наставить на путь истины брата их, поступавшего аморально (глава 5), разрешать споры между членами церкви в угодном Богу духе (6:1-11) и поддерживать чистоту в личной жизни (6:12-20).

А. Неумение наставить грешника и вразумить его (глава 5)

Гордыня противостоит любви, потому что ведет к себялюбию, тогда как любовь озабочена нуждами других. Гордость, присущая коринфянам, не только разъединяла их, но и порождала равнодушное с их стороны отношение к отсутствию дисциплины в церкви, нежелание восстановить ее.

1-Кор. 5:1 . Дело касалось некоего коринфского христианина, который вместо жены имеет жену отца своего, а это было запрещено не только Ветхим Заветом (Лев. 18:8; Втор. 22:22), но и римским государственным правом. То обстоятельство, что Павел ничего не говорит о необходимости наказать и женщину, по-видимому, означает, что она не была христианкой.

1-Кор. 5:2 . Сложившееся постыдное положение, однако, не беспокоило коринфян. Они, напротив, еще более возгордились, что в их среде имеет место такой необычный случай, тогда как, мысля по-божески, должны были бы плакать об этом брате (сравните 12:26; Гал. 6:1-2) и в порядке дисциплины исключить его из общины, пока не покается (Матф. 18:15-17).

1-Кор. 5:3-5 . Но поскольку они бездействовали, действовать должен был Павел. Властью, данной ему как апостолу, он принял решение относительно виновного и предложил церкви осуществить принятое им решение на следующем же собрании. И это было проявлением силы, о чем Павел упоминал ранее (4:20-21; как бы он стал "испытывать силу возгордившихся", апостол не уточняет). Человека, вступившего в кровосмесительную связь, Павел решил… предать сатане во измождение плоти - очевидно, с тем, чтобы угасли его плотские страсти, т. е. в конечном счете - ради его очищения. Заметим, что в англ.

Библии сказано не "во измождение", а "для разрушения" (по-гречески - сильно звучащее слово олетрон; существительное того же корня - олетреутоу находим в этом послании в 10:10, где по-русски оно передано как "истребитель", а по-английски - как "ангел разрушения", который нес людям смерть). Между прочим, в этом послании к коринфянам, апостол упоминает и такую дисциплинарную меру, которая ведет к физической смерти (11:30); при этом в конечном счете преследуется та же цель - сохранение личности, т. е. духовное спасение (11:32; сравните 1-Тим. 1:20; 1-Иоан. 5:16).

Создается впечатление, что Павел предлагал исключить упомянутого человека из церковной общины, символизируя таким образом его выведение из-под Божией защиты, которой он до этого пользовался (сравните Иов. 1:12); тем самым он был бы выброшен в мир (1-Иоан. 5:19), где сатана обрек бы его физической смерти. Этот случай послужил бы таким образом горьким уроком в двух отношениях: он напомнил бы как о высокой цене, которую приходится платить за эгоистическое равнодушие, так и о том, что в Божием храме необходимо соблюдать святость (1-Кор. 3:17; 6:19).

1-Кор. 5:6 . Конечно же, коринфяне не имели извинения в своем высокомерном поведении. Павел напоминает хорошо известную им истину, о которой, однако, они позабыли в своей практической жизни: малая закваска квасит все тесто. Даже и небольшая болезнь может в конце-концов умертвить все тело. Помня об этом принципе, необходимо соблюдать дисциплину в церкви.

1-Кор. 5:7-8 . Как древние евреи должны были в дни Опресноков удалять из своих домов все квасное (Исх. 12:15-20; 13:1-10), так и грех, символом которого служила закваска, должен был быть удален из Божиего дома, т. е. из поместной церкви - в ее Праздник опресноков, который для христиан не прекращается (в переносном смысле) никогда, ибо Христос через свою смерть на кресте сделался для них Пасхальным Агнцем (Пасха наша Христос; сравните Иоан. 1:29; Евр. 10:10) навсегда. И эта истина с особой силой заявляет о себе, когда в память этого великого жертвенного акта празднуется Господня вечеря, в которой - квинтэссенция христианского братства. Вероятно, Павел имел, в частности, в виду лишить нераскаявшегося грешника права участвовать в этой вечере.

1-Кор. 5:9-10 . В одном из писем, посланных коринфянам ранее, Павел писал им, чтобы не общались с блудниками. Однако они решили, что апостол имел в виду лишь грешников вне церкви. Павел указывает им на абсурдность такого понимания - ведь им тогда надлежало бы выйти из мира. Павел, конечно, не исповедывал идею монашества.

1-Кор. 5:11 . Что он в действительности имел в виду, так это применение дисциплинарных мер именно к тому, кто, отождествляя себя с церковью, будучи братом или называя себя таковым, продолжал жить греховной жизнью. Другим членам церкви следовало прервать общение с ним, и в этом должна была состоять мера воздействия по отношению к такому человеку.

Он, конечно, терял и право участия в совместной трапезе верующих, т. е. в вечере Господней. Возможно, подразумевалось и лишение его каких-то иных форм общения с братьями. Но едва ли ему запрещалось посещать собрания христиан, ведь именно в процессе церковной службы могло в нем пробудиться сознание собственной греховности и желание покаяться (14:24-25).

1-Кор. 5:12-13 . Апостол заявляет, что не его дело - судить людей за пределами церкви (обратите, к примеру, внимание на то, что он ничего не говорит в 5:1 по поводу женщины, замешанной в прелюбодеянии); тем менее это дело коринфян. А вот ответственность за поддержание порядка в пределах церкви лежит на них. Последняя фраза 12 стиха в англ. тексте звучит так: "Не следует ли вам судить тех, которые в церкви?"

Тех же, кто в мире, будет судить Бог (сравните Деян. 17:31). Церковь пусть наказывает, исключая из числа членов, таких людей, которые и после своего обращения продолжают жить во грехе, чуждые покаяния.

Б. Неумение разрешать споры между верующими (6:1-11).

Переходя к другому роду неустройств, охвативших коринфскую церковь, Павел продолжает тему суда и осуждения. Те же вялость и равнодушие, с каким отнеслись коринфяне к безнравственному поведению своего брата, проявились и в случаях личных споров между верующими, которых церковь отказалась рассудить. И тут давал о себе знать дух разделения, поразивший их общину.

Прибегая к вводной фразе "Разве не знаете", апостол указывает на ряд истин, знание которых в первую очередь должно было помешать возникновению болезненных проблем. В этой главе Павел шесть раз употребляет эту фразу с небольшими вариациями. (Интересно отметить, что во всех других книгах Нового Завета она встречается всего три раза.) Но в 1-Кор. Павел ставил этот вопрос и прежде (3:16; 5:6); дважды - все с той же целью задаст он его и позднее (9:13,24). Давая им понять, что им следовало бы знать о таких вещах, Павел, должно быть, больно задевал самолюбие коринфян, которые превозносились своею мудростью и знаниями.

. Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.

Обвиняет всех вообще, чтобы не предались беспечности, считая себя чуждыми сего греха, но напротив, старались исправить его, как бесчестие общее. И не сказал: бесстыдно совершается, но: «есть верный слух» . Если же запрещено даже допускать до слуха такое преступление, не гораздо ли более бесстыдно совершать оное? Тем более "у вас" , которые удостоены духовных тайн: и далее, усиливая обвинение, говорит: «какого не слышно даже у язычников» , не сказал: бывает, но: «не слышно. Что некто вместо жены имеет жену отца своего» . Не сказал: мачеху, но «жену отца своего» , чтобы напоминанием об отце сделать удар сильнейшим. Далее, стыдясь произнести имя прелюбодеяния, употребил выражение более благопристойное "иметь" .

. И вы возгордились.

Гордитесь учением того блудника, ибо он был мудр. Заметь мудрость апостола: он нигде не обращает своего слова к блуднику, как человеку бесчестному и недостойному того, чтобы выводить его на среду, но говорит с другими, как об общем преступлении.

. Вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

Следовало бы, говорит, плакать, потому что на всю распространилось поношение; следовало бы слезно молиться, как о болезни и заразе, «дабы изъят был из среды вас» , то есть да отсечется от вас, как зло общественное. Опять и здесь не упомянул о имени блудника, но сказал «сделавший такое дело» .

. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас.

Заметь негодование. Не позволяет дожидаться своего прибытия и потом уже связать блудника, но спешит остановить зло, заразу, прежде, нежели оно распространится на все тело Церкви. «Присутствуя у вас духом» сказал для того, чтобы понудить их к произнесению приговора и вместе устрашить тем, что он знает, как они будут судить там, и что дух, то есть дар прозрения, откроет ему все, что они ни сделают. Словами «уже решил, как бы находясь у вас» не позволяет им предпринимать что-либо другое; ибо я, говорит, произнес приговор и иначе быть не должно.

. Сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом.

Чтобы не показаться гордым, и их принимает в сообщники: ибо говорит: «в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа» , то есть так, чтобы собрание было составлено не по обычаю человеческому, но по Богу; чтобы Сам Христос собрал вас, во имя Которого и собираетесь вы. Между тем, апостол поставил над ними и дух свой, чтобы они не удостоили блудника прощения, но судили справедливо, как в присутствии апостола.

. Силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане.

Смысл двоякий. Или такой: Христос может дать вам такую благодать, что вы будете в состоянии предать блудника сатане, или такой: и Сам Христос вместе с вами произнесет осуждение на блудника. И не сказал: отдал, но: «предать» , прикровенно отверзая для него двери покаяния. И здесь опять не упомянул имени.

. Во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

То есть предать для того, чтобы сатана изнурил его болезнью. Ибо, поскольку похоть рождается от пресыщения тела, то апостол хочет наказать это тело, чтобы дух, то есть душа была спасена. Не так, впрочем, это должно понимать, будто бы спасалась одна только душа, но должно признавать, что при спасении души спасется и тело. А некоторые под "духом" разумеют дар духовный и объясняют так: чтобы дар духа сохранился у него целым и не отступил от него, как нечестивца. Такой приговор выражает более попечение, нежели наказание. Весьма кстати напомнил о дне суда, чтобы коринфяне, убоявшись, предложили врачевание, а блудник с таким же расположением принял оное. Полагает предел действиям диавола, подобно тому, как было с Иовом, то есть позволяет ему касаться только тела, а не души.

. Нечем вам хвалиться.

Намекает, что они сами не допускали блудника до раскаяния, ибо похвалились им; а он был из числа их мудрецов.

. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?

И о вас, говорит, а не о нем только забочусь я; ибо зло, если оставить оное без внимания, может заразить и остальные члены Церкви. Закваска, сама в себе малая, заквашивает все тесто и прелагает оное в саму себя: так и сего человека увлечет за собой многих других.

. Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны.

То есть изгоните сего блудника, или, лучше, прогоните и всех других нечестивцев (ибо «старой закваской» называет всякое зло). В греческом тексте сказано не просто «очистите» (καθάρατε ), но: «вычистите» (έκκαθάρατε ), то есть совершенно очистите, да будете тестом новым, не имеющим примеси зла. «Так как вы бесквасны» , вместо: как и должно быть вам бесквасными, то есть чуждыми старого зла, которое при раскаянии оказывается и кислым и горьким.

. Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

Упомянув о бесквасных хлебах, опресноках, которые употребляемы были в пищу на Пасху, и объяснив аллегорически, что означают бесквасные хлебы, именно – жизнь, непричастную зла, теперь аллегорически объясняет саму Пасху и говорит, что наша Пасха есть Христос, закланный за нас. Итак, мы должны заботиться о бесквасных хлебах, то есть о жизни, чистой от всякого зла.

. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства.

Показывает, что всякое время для христиан есть время праздника, по преизбытку сообщенных им даров. Ибо для того Сын Божий сделался человеком и был заклан, чтобы ты праздновал, – не закваской ветхого Адама, и не жизнью, полной зла, или, что хуже, лукавства, ибо зол всякий, кто делает злое, а лукав тот, кто делает его с затаенной и коварной мыслью.

. Но с опресноками чистоты и истины.

То есть провождая жизнь беспорочную или чистую в противоположность порочной, и истинную, то есть нелицемерную, без всякого коварства, в противоположность лукавству. Или: в слове "истины" можешь разуметь противопоставление ветхозаветным образам, которые не были истиной; ибо требуется, чтобы христианин был выше ветхозаветных образов. Или еще: под «чистотой» можешь разуметь чистоту в деятельности, а под «истиной» правильность в созерцании.

. Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками.

В каком послании? В этом же самом. Ибо, когда выше сказал: «очистите старую закваску» , намекая на соблудившего, как было показано, то из сих слов уже видно было, что не должно смешиваться с блудниками. Но поскольку могли думать, будто должно удаляться от всех блудников, даже и от тех, которые были между эллинами, объясняет, о каких блудниках говорит.

. Впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего .

Слово "вообще" употребил для выражения общеизвестности предмета. А смысл такой: впрочем, я не запрещаю сообщаться вообще с блудниками мира, то есть с эллинами, иначе вы должны бы были искать другой вселенной. В самом деле, когда в одном с вами городе живет так много эллинов, то как возможно не сообщаться с ними?

. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, (ή πόρνος ), или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

Видишь, не один только был блудник, но и другие, и не один порок, а различные. Но каким образом брат может быть вместе и идолослужителем? Как некогда самаряне только вполовину были благочестивы, так случилось и с коринфянами, то есть некоторые из них держались еще идолов. Сверх сего апостол приготовляется говорить о тех, которые ели идоложертвенное. Хорошо сказал: «называясь братом»; ибо всякий, кто виновен в выше исчисленных грехах, носит только имя брата, а на самом деле не есть брат. Слово ή πόρνος можно принимать в смысле союза разделительного (ή ), подобно как в следующих за ним выражениях, но можно принимать и за глагол «оставаться» (ή ), так если кто, называясь братом, остается (υπάρχη ), блудником и т.д. «С таким даже и не есть вместе» , чтобы он признал себя скверным по причине греха и удержался от него.

1Кор.5:12–13 . Не (ουχί ) внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог.

Некоторые после частицы ουχί «не, нет» ставят точку; затем следующие слова читают без вопроса, таким образом: внутренних вы судите. То есть апостол, сказав выше: «что мне судить и внешних» , теперь присовокупил: ουχί – нет, то есть не мое дело судить их. Но другие читают соединительно и с вопросом: «не внутренних ли вы судите?» – то есть не христиан ли вы должны судить? Внешних же ожидает Страшный Суд Божий, от которого избавятся внутренние, если получат суд от вас.

. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Привел на память изречение ветхозаветное (см. ), желая показать, что уже прежде угодно было законодателю, чтобы люди нечестивые отсекаемы были от общества. Словами «из среды вас» показывает, что более для них будет пользы, если извергнут от себя нечестивого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: