Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, аксинья испытывала. Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, аксинья испытывала Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью аксинья

Алгоритм постановки запятой при обстоятельствах, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом

Например: «Артамоновы жили ни с кем не знакомясь». Деепричастный оборот не обособляется, так как образует с глаголом-сказуемым смысловое единство («Артамоновы жили» без деепричастного оборота не имеет смысла). Другой пример: «Отправляясь на экскурсию, ребята запаслись всем необходимым». Деепричастный оборот обособляется, так как не образует со сказуемым тесного смыслового единства. Сравните: «Лошади шли не торопясь» одиночное деепричастие не обособляется, так как стоит после глагола и отвечает на вопрос «как». В примере: «Не торопясь, мы направились к морю». Здесь одиночное деепричастие стоит перед глаголом-сказуемым и обособляется.

Алгоритм постановки знаков препинания при оборотах с союзом «как»:

Например: «Наш сад как проходной двор» (А. П. Чехов). Оборот с «как» в данном случае не обособляется, так как союз «как» присоединяет именное сказуемое; то же наблюдается в предложении: «Дождь льет как из ведра», где сравнительный оборот приближается к фразеологизму.

Далеко от Москвы

1. Лыжники двинулись в путь еще на рассвете, быстро скользя по яркой лунной дорожке, змеившейся на льду реки. 2. Звезды быстро гасли, уходя в глубину неба. 3. Здесь трасса отдалялась от реки, минуя цепь тесно сдвинувшихся сопок. Подходя к ним, инженеры увидели большую птицу – она парила низко над поляной, делая странные резкие виражи. 4. Чуть приметный серый зверек метался по поляне из стороны в сторону, страшась плывущей по снегу тени своего преследователя. 5.Инженеры поднимались на сопку, оставляя за

собой елочки следов на снегу. Перевалив через гребень, Алексей, шедший впереди, оттолкнулся, чтобы скатиться по склону. Сугроб вдруг провалился под ним. (…) 6. Лыжи остались на ногах, он кое-как снял их и, с силой втыкая в снег, стал пробиваться сквозь сугроб, ища выхода. 7. Он полежал немного, прислушиваясь к гулким толчкам сердца, и заставил себя успокоиться. Не торопясь, оттер заледеневшее лицо и опять принялся разгребать снег. Барахтаясь в нем, он упрямо полз вперед, останавливался на секунду, отдыхал и снова полз.

В. Ажаев «Далеко от Москвы».

(134 слова)

История моего современника

Я невольно взглянул на вершину утеса, стоявшего на нашей стороне, у поворота Лены. До сих пор это место казалось каким-то темным жерлом, откуда все еще продолжали выползать туманы. Теперь над ними, в вышине, на остроконечной вершине каменного утеса, внезапно как будто вспыхнула и засветилась верхушка сосны и несколько уже обнаженных лиственниц. Прорвавшись откуда-то из-за горы противоположного берега, первый луч еще не взошедшего для нас солнца уже коснулся этого каменного выступа и группы деревьев, выросших в его расселинах. Над холодными синими тенями нашей щели они стояли, как будто в облаках, и тихо сияли, радуясь первой ласке утра. Все мы молча смотрели на эту вершину, как будто боясь спугнуть торжественно-тихую радость одинокого камня и кучки лиственниц. Мальчик стоял неподвижно, держась за рукав деда. Его глаза были расширены, бледное лицо оживилось и засветилось восторгом.

В. Короленко «История моего современника».

(131 слово)

Родник

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

И. А. Бунин

Белые одежды

Придя в институт пораньше, он сел в своем кабинете у окна и, чувствуя частые сильные удары сердца, как будто выпил несколько чашек крепкого кофе, минут двадцать следил за асфальтовой дорожкой, ведущей к входу. Прошли, беседуя, Анна Богумиловна и Анжела. Прошел с портфелем новый – московский – доцент. С теннисным мячом в руке прошел Краснов, издалека похожий на громоздкого, чуть сутулого первобытного человека, ищущего коренья. И вот показалась она – в знакомой вязаной кофточке, маленькая, полная тайны. Почти пробежала, о чем-то мечтая, влекомая какой-то манящей целью. И Федор Иванович, загремев стулом, оставив распахнутой дверь, вылетел в коридор и там сразу принял независимый вид. Опустив голову, как бы размышляя о чем-то, он прошел половину коридора, и тут Елена Владимировна из-за угла налетела на него, толкнула обеими руками.

В. Дудинцев «Белые одежды».

Из африканского дневника

Наш путь лежит в Кисеньи. Дорога удивительно живописна. Здесь, так же, как и в Южной Уганде, все склоны гор освоены. Плотность населения очень высокая – сто двадцать человек на квадратный километр. Мы это ощущали на остановках. Стоит выйти из машины, тотчас вокруг нас собирается толпа – человек сорок-пятьдесят. Живописно одетые женщины, в ярких тканях, с ношей на голове. Когда они останавливаются, то поклажу не снимают. Мне часто приходилось наблюдать, как две, три женщины стоят с полными кувшинами на голове и подолгу весело судачат, словно и нет никакой тяжести. Африканца, несущего что-нибудь в руках, встретишь очень редко. Я вспоминаю историю, когда Владимир Владимирович послал мальчика на почту за маркой, тот вскоре вернулся, неся на голове камень. Оказывается, он положил марку на голову, а чтобы она не улетела, придавил ее большим камнем. Особенно интересно наблюдать за дорогой в базарный день. Вереницы африканцев несут на рынок разные плоды и вещи на продажу. Вот горшечник связал пять горшков стопой между тремя шестами, водрузил средний на голову и несет. Женщины и мальчишки несут корзины с маниокой, ананасами. Огромная гроздь бананов может лежать просто на голове без всякой тары. Большие горшки с банановым пивом несут, чуть наклонив горловину вперед. Когда горшок опустеет, горловину наклонят вниз, как знак того, что пива нет.

А. Капица «Из африканского дневника».

Макар Чудра

Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей… Наш котелок тихо закипает.

Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима. (…)

Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.

Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков.

М. Горький «Макар Чудра».

Война и мир

В лесу было жарко, ветру не слышно было. Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листочками, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала зеленая, первая трава и лиловые цветы. На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корою, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично расположенными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него.

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Все было полно, тенисто и густо, и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми, молодыми побегами. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной зелени, млел, чуть колыхаясь, в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя – ничего не было видно.

Л. Толстой «Война и мир».

Галантные слоны

Во время выступления слоны проделывают немало интересного. Балансируют, стоя на шарах. Осторожно переступая, передвигаются на этих шарах. Удерживают равновесие, стоя двумя ногами на буме, одной ногой – на маленькой вращающейся тумбе. Поднимаются на задние ноги, как лошадь на дыбы, исполняют стойку на передних ногах, вскинув свое тяжелое тело вверх. Играют в футбол: пододвигают мяч к себе хоботом и бьют ногой. Танцуют: ритмично переступают или вертятся на месте – так сказать, вальсируют. Музицируют: ударяют хоботом по барабану, трясут маракасы-погремушки.

Но это лишь часть выступления. На манеже демонстрируются различные совместные действия слонов и танцовщиц-акробаток. Во время танцев артистки садятся на согнутые дугой хоботы, и слоны, удерживая своих партнерш, вальсируют с ними или равномерно раскачивают их.

К. Ганешин «Галантные слоны».

Белые одежды

Небо рыжело все ярче, потом начали выступать, прорвались розовые лебединые клики зари, и от этого все темнее, синее становилась замороженная земля. Выйдя из парка, он взял чуть правее – туда, где были бескрайние картофельные поля пригородного совхоза. Темнота уходящей ночи и глубокое оцепенение заморозка окружили его, преградили дорогу. Никого здесь не было, народ спал, не зная, что урожай уже погиб на семьдесят процентов. Конечно, вместо убитой за полчаса ботвы со временем пойдет новая, но лучшие месяцы роста будут потеряны. Повернув назад, Федор Иванович зашагал по мощеной дороге к городу. Когда свернул к трубам, в спину ему ударили первые радостные винно-розовые лучи. Утренние звуки, просыпаясь, бодро вступали в пробуждающий силы хор. В разных концах парка послышалось карканье первых грачей – словно ломающиеся голоса мальчиков-подростков, играющих в футбол. Вдали в Учхозе возник частый пистолетный треск – завели пускач трактора. С реки прилетел низкий короткий возглас парохода и повторился еще несколько раз.

М. Дудинцев «Белые одежды».

На охоте весной

Место тяги было недалеко над речкой в мелком осиннике. Подъехав к лесу, Левин слез и провел Облонского на угол мшистой и топкой полянки, уже освободившейся от снега. Сам он вернулся на другой край к двойняшке-березке и, прислонив ружье к развилине сухого нижнего сучка, снял кафтан, перепоясался и попробовал свободу движения рук. Старая Ласка, ходившая за ним следом, села осторожно против него и насторожила уши. Солнце спускалось за крупный лес, и на свете зари березки, рассыпанные по осиннику, отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми, готовыми лопнуть почками.

Из частого леса, где оставался еще снег, чуть слышно текла извилистыми ручейками вода. Мелкие птицы щебетали, изредка перелетая с дерева на дерево. В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от роста травы. Ястреб, неспешно махая крыльями, пролетел высоко над дальним лесом. Недалеко заухал филин, и Ласка, вздрогнув, стала прислушиваться.

Л. Толстой «Анна Каренина».

Зимородок

В последнюю летнюю ночь, после жаркого бездождья, приглушенно рокоча, играя багровыми сполохами, без ветра проплыла из-за Дона туча-великан и разразилась грозовым ливнем. Утро нового дня проснулось по-летнему теплым, но по-осеннему туманным. На каждой травинке, на листьях деревьев, на сосновых иглах и кончиках шишек повисли тяжелые чистые капли. И, не спускаясь к лужам, пили воду тех капель лесные птицы, тихонько перекликаясь друг с другом.

Тих был лес, и тиха вода в маленькой речке: ни рыбешка не плеснет, ни утка не крякнет. Серой беззвучной тенью опустилась у берега цапля, защебетали в никлых тростниках касатки, но ничего не изменилось от этого на сонной реке. Однако тяжелая сонливость, висевшая над берегами, мгновенно пропала, как только просвистел зимородок, усевшись на низеньком лодочном столбике. В сероватом полумраке рассвета из всего его пестрого оперения выделялись только белые пятнышки позади глаз, а ярко-оранжевая грудка, синие крылья и голубая спинка выглядели тускло-серыми, словно отсырели от густого тумана. Посидев на столбике, зимородок перелетел на другой берег, потом вернулся и замер на ольховой веточке, склоненной к речной струе. Что-то не ладилось в такое утро с охотой, и птица то и дело приседала в нетерпении, вздергивая хвостишко, перелетала с места на место, но, не высмотрев верной добычи, будто задремала на том же столбике.

А солнце уже поднялось за туманом, разогнало белесую мглу, и его первый луч сразу преобразил мир, вернув ему все краски, да еще добавив к ним сверкание искр в дождевых каплях.

Л. Семаго «Зимородок».

(173 слова)

Искусство и тайна Фредерика Рюйша

Петр I интересовался анатомией, много раз присутствовал при вскрытиях в Московском анатомическом театре и научился «методически разлагать человеческие тела» и производить некоторые хирургические операции.

Когда Петр в 1716 году снова приехал в Голландию, он встретил Фредерика Рюйша уже как своего старого учителя, с интересом рассматривал новые коллекции и, наконец, после переговоров купил все собрание.

После продажи своей коллекции Рюйш, несмотря на преклонный возраст, продолжал работу: создал новую большую коллекцию и в 1724 году издал ее каталог с посвящением Петру I, рассчитывая, по-видимому, что Россия купит и это собрание. Надежде не суждено было сбыться, потому что Петр вскоре умер. Тогда Рюйш издал новый каталог, посвятив его теперь уже Парижской академии наук, однако и она не купила коллекции. Умер Фредерик Рюйш в возрасте 93 лет. После его смерти коллекции препаратов были проданы на аукционе и рассеялись так, что уже в середине прошлого века в западно-европейских музеях попадались только единичные экземпляры.

Потомкам осталось только собрание, купленное Россией. Оно содержало более двух тысяч препаратов по эмбриологии и анатомии человека. Собрание это было для своего времени необычайно богатым и считалось одним из лучших в Европе.

Сначала все привезенное из Голландии размещалось в Летнем дворце, так же как и отечественные коллекции, перевезенные раньше из Москвы. Первый русский исторический и естественно-научный музей, как известно, получил название Кунсткамеры.

В. Раздан «Искусство и тайна Фредерика Рюйша».

В тундре

Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в темную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.

Побелело море, зашумело непогодой. Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося соленые брызги. А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагроможденного на отмелях льда. Точно титаны в тяжелой схватке накидали эти гигантские обломки.

Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. Ветер гудит между красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зеленых ветвей. Сдержанная угроза угрюмо слышится в этом ровном глухом шуме, и мертвой тоской веет от дикого безлюдья. Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. Еще ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его темной чаще.

А. Серафимович «На льдине».

Бабушка

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в моей памяти, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она – темная, но светилась изнутри, – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком. Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

М. Горький «Детство».

(162 слова)

После выздоровления

Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему притронуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.

Несколько дней Аксинья провела в ожидании, что вот-вот появится Григорий, но потом узнала от заходивших к хозяину соседей, что война не кончилась, что многие казаки из Новороссийска уехали морем в Крым, а те, которые остались, пошли в Красную Армию и на рудники.

К концу недели Аксинья решила твердо идти домой, а тут вскоре нашелся ей и попутчик. Как- то вечером в хату, не постучавшись, вошел маленький сутулый старичок. Он молча поклонился, стал расстегивать мешковато сидевшую на нем грязную, распоротую по швам английскую шинель.

«Ты что же это, добрый человек, «здравствуйте» не сказал, а на жительство располагаешься?» – спросил хозяин, с изумлением разглядывая незваного гостя.

А тот проворно снял шинель, встряхнул ее у порога, бережно повесил на крюк и, поглаживая

коротко остриженную, седую бородку, улыбнулся.

М. Шолохов «Тихий Дон».

Эпизод из челюскинской эпохи

В это время в Ванкарем прилетел Бабушкин. Его перелет был по-настоящему отважным. Нам сообщили по радио, что летит Бабушкин. Часа через полтора над Ванкаремом появился самолет – маленькая машинка. В бинокль мы рассмотрели двух человек, сидящих открыто, без всякой кабины. Потом заметили, что одна лыжа у самолета висит, как лапа у подстреленного гуся. Лыжа висит, машина идет на посадку. Испугались: зацепится, разобьется. И ведь не прыгнешь вверх, не поправишь. Ждем с замиранием сердца. Машина сделала круг, самолет подходит к аэродрому для посадки. Видим, лыжа поднялась. Оказывается, механизация была там на веревочках. Машина села, вылезают Бабушкин и Валавин – его механик. У Бабушкина отморожен нос. Валавин здоров – он не держал штурвал и мог все время закрываться. Но особенно нас взволновал не нос Бабушкина, а нос самолета. При выгрузке Челюскина этот самолет уронили, раздавили ему нос, чинили, опять роняли, опять чинили. В результате он весь в заплатках, окрашен другой краской, почти фиолетовой. Стойки, поддерживающие плоскости, тоже переломаны и перевязаны веревочкой, шасси прикреплены веревкой. И вот на такой машине в полярных условиях Бабушкин рискнул полететь. Даже при его опыте, а Бабушкин – один из лучших полярных летчиков, было большой отвагой полететь на таком самолете. Но он полетел, чтобы помочь нам в Ванкареме починить самолеты.

Г. Ушаков «Эпизод из челюскинской эпохи».

Поговорим на языке всех культур

Культурология не просто знание, это особый способ бытия: посреди культур, на перекрестке культур. И потому так существенно, что культуролог очищает ту культуру, к которой принадлежит по рождению и языку, от фетишистского самообожествления. Если другие специалисты так или иначе живут и действуют внутри определенной культуры, бессознательно принимая на себя ее определения, то культуролог делает предметом определения самое культуру и тем самым выходит за ее предел. Этим достигается терапевтическое воздействие культурологии на сознание людей, одержимых навязчивыми идеями и комплексами – навязанными той или иной культурой. Обнажая условность каждой из них, культурология приближает нас к безусловному.

И все же культуролог никогда не может, да и не должен вполне освободиться от своей культуры, той, внутри которой сформирован его интеллект и язык. Задача скорее в другом: стать представителем Культуры в своей культуре, внести в нее всечеловеческий масштаб и вместе с тем возлюбить ту малость, частичность, условность, которая составляет ее удел в царстве культур. Быть может, только возвращаясь из странствия по культурам, освоив множественную систему их ценностных координат, можно вполне оценить прелесть и неповторимость своей собственной культуры, которая уже не пленяет культурологов, как тюрьма, а светит ему, как покинутый и обретенный дом. Он вырвался из ее цепей и теперь возвращается в ее объятия. То, что изнутри подавляло и теснило, извне, свободному сознанию, представляется желанной, обжитой теснотой домашнего рая.

М. Эпштейн «Поговорим на языке всех культур».

В море

Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.

Челкаш сильным ударом руля вытолкнул лодку в полосу воды между барками, она быстро поплыла по скользкой воде, и вода под ударами весел загоралась голубоватым фосфорическим сиянием, длинная лента его, мягко сверкая, вилась за кормой.

Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов… Вдруг она вырвалась из толпы, и море – бесконечное, могучее, – развернулось перед ними, уходя в синюю даль, где из вод его вздымались в небо горы облаков. Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые… Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много и они всегда будут так равнодушно всползать на небо, задавшись злой целью не позволять ему никогда больше блестеть над сонным морем миллионами своих золотых очей – разноцветных звезд, живых и мечтательно сияющих, возбуждая высокие желания в людях, которым дорог их чистый блеск.

М. Горький «Челкаш».

(191 слово)

Россия

Люблю тебя, моя Россия,

за ясный свет твоих очей,

Одною общею судьбою

навеки связанный с тобой,

горжусь, как матерью, тобою,

благословляющей на бой.

В минуту горя, в час разлуки

целую мысленно всегда

твои натруженные руки

в часы бессменного труда.

В глухую ночь грозы военной

и в светлый полдень торжества

несу в себе, как дар бесценный,

огонь великого родства…

Люблю тебя с твоей тайгою,

воспетым трижды камышом,

с великой Волгою-рекою,

с могучим, быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

одним широким словом: «Русь».

Но я пою и славлю ныне

не твой ромашковый покой,

я славлю Русь как героиню,

как землю гордости людской.

С. Васильев

1

Шатер из цветущих деревьев

Мне грустную тайну открыл,

О том, что краса опадает

Потоком лиловых светил.

Не птиц умирающих перья

Плывут над тропою любви –

Склоненные ветви роняют

Весну на ладони мои.

Весну твоих уст и запястий,

Весну твоих глаз и чела,

Как будто ты вся невесомо

Сквозь пальцы мои протекла.

И в розовом ветре осталась,

Как горестный запах духов,

Лишь грустная белая тайна

Разбросанных всюду цветов.

А. Гаврилов

2

У наших зим особенная прелесть:

Под вечер успокоится пурга

И хлынет свет, как будто загорелись

Закатом подожженные снега.

Сидит ворона на дубу жар-птицей,

Стоят оградой терема леса,

И кажется: вот-вот начнут твориться,

Как в мудрой русской сказке, чудеса.

Н. Рыленков (38 слов)

3

Еще утрами черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день, – мы выпьем боль

Широкий мир нам вновь раскроет

С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг. Последний меткий

И первый проблеск утра,

как стекло.

Мой милый друг, и все-таки,

как быстро,

Как быстро наше время протекло!..

В воспоминаньях мы тужить

не будем,

Зачем туманить грустью ясность

Свой добрый век мы прожили

И для людей.

Г. Суворов

Встречи с первой капелью

На следующий день теплым дыханием стала дышать весна, и оттаяли все цветки на земле, и согрелись начавшие набухать почки, повеселела присмиревшая птичура. Вышел день мягкий, туманный и полусонный. Словно весна, положив все силы для последнего натиска, превозмогла холод, свалила и теперь сама лежала в полудремоте, отдыхала. В эти теплые дни в голых, серых лугах желтыми пухляками зацвела ива. В жаркий майский день она стоит, окруженная тонким ароматом и гудением пчел. Если сфотографировать ее цветки против солнечного света, то длинные ресницы-тычинки с желтыми головками получаются в виде прозрачного сияния, окружающего темное сердечко.

А какие в эту пору вечера в неодетом лесу! Приходишь перед зарей на вырубку, садишься на пенек под березой, и первое, что поражает, – тишина. Только вечерней зарей в весеннем лесу начинаешь понимать, что такое настоящая тишина, ибо то, что мы обычно принимаем за нее, есть постоянный и привычный шум. Он как фон радиоволн и помех в наушниках, на который не обращаешь внимания, улавливая нужный писк сигнала.

Тишина весеннего неодетого леса живет, она наполнена голосами птичек, шорохом подсыхающей листвы и капели, неведомо откуда возникающих на голых березовых ветвях.

В. Петров «Встречи с первой капелью».

(171 слово)

Квартира Пушкина на Арбате

Решение об организации мемориального отдела московского Пушкинского музея было принято Моссоветом в 1972 году, и жизнь скромного особняка близ Смоленской площади изменилась. Получали новые квартиры десятки семей, густо населявших оба этажа. Началось исследование здания, подвергшегося за многие десятилетия искажениям и перестройкам. К счастью, капитальные стены полностью сохранились. Внимательное изучение планов и чертежей начала XIX века, сохранившихся деталей фасада помогло архитекторам вернуть зданию прежний облик, с большой точностью восстановить габариты комнат, балкон, украшения на окнах, расположение дверных проемов, печей.

Одновременно разрабатывались чертежи музейного оборудования, размещались заказы на реставрацию мебели, на шитье занавесей и драпировок и так далее. Словом, особняк переживал свое второе рождение. Однако то, что на бумаге укладывалось в две-три строчки («скоро сказка сказывается…»), в жизни потребовало многих лет напряженного труда, неустанных усилий людей разных специальностей и всевозможных профессий.

Очень своевременной оказалась находка московского инженера-физика С. К. Романюка: в 1979 году он разыскал в Центральном историческом архиве Москвы «Маклерскую книгу Пречистенской части маклера Анисима Хлебникова, 1831 года» (см. «Наука и жизнь», №6, 1979). Записанные в ней условия найма арбатской квартиры скреплены собственноручной подписью Пушкина. Документ помог уточнить и осмыслить ряд важнейших деталей.

Из него следовало, что Пушкин, заботясь о том, чтобы его первая семейная квартира была просторной и удобной, нанимает 23 января 1831 года дом «каменный двухэтажный с антресолями и к оному принадлежащими людскими службами».

Н. Волович «Квартира Пушкина на Арбате».

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Тихий Дон» М.А. Шолохов

Туманным утром Аксинья впервые после выздоровления вышла на крыльцо и долго стояла, опьянѐнная бражной сладостью свежего весеннего воздуха. Преодолевая тошноту и головокружение, она дошла до колодца в саду, поставила ведро, присела на колодезный сруб.

Иным, чудесно обновлѐнным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями - всѐ казалось ей невиданно красивым, всѐ цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем.

Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил еѐ холодной синевой; запах прелой соломы и оттаявшего чернозѐма был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ; незамысловатая песенка жаворонка, донѐсшаяся откуда-то из туманной степи, разбудила в ней неосознанную грусть. Это она - услышанная на чужбине песенка - заставила учащѐнно забиться Аксиньино сердце и выжала из глаз две скупые слезинки...

Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, всѐ оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налѐтом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле...

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

Определите жанр произведения.

2

3

Эмоциональной доминантой данного фрагмента становится ощущение надежды, радости. Как называется такая идейноэмоциональная настроенность произведения?

4

Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5

Какой изобразительный приѐм, основанный на сопоставлении одного явления с другим, позволяет писателю выделить наиболее существенные, значимые признаки явления («будто осиянное солнцем»)?

6

Как называется вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии («всѐ цвело густыми и нежными красками»)?

7

Какое средство художественной выразительности позволяет передать субъективное эмоционально-экспрессивное отношение персонажа к окружающим его явлениям внешнего мира («нежными красками», «холодной синевой»)?

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«Тройка» Н.А. Некрасов

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу -

Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных как ночь;

Пробивается легкий пушок,

Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

Поживешь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка...

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, - появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдешь ты тяжелый свой путь,

Бесполезно угасшую силу

И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки, -

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой...

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

Каким термином принято называть описание внешности лирической героини?

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается лѐгкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

11

Укажите номер строки, в которой использована костюмная деталь, характерная для замужней женщины из крестьянской семьи.

12

Какой тип композиции использует поэт?

13

Из приведѐнного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приѐмов, использованных поэтом в последних четырѐх строках данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) умолчание

2) гипербола

3) сравнение

14

Определите стихотворный размер.

8. Какой ассоциативный фон создаёт песня жаворонка в романе «Тихий Дон»?

В своём ответе на вопрос покажите, что в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» жаворонок прежде всего олицетворяет мирную, спокойную жизнь.

Вспомните, что в романе трели этой маленькой степной птички обычно противопоставлены звукам боя, что позволяет автору произведения использовать красоту пения жаворонка в создании антитезы «война - мирный земледельческий труд».

С пением жаворонка связано начало сельскохозяйственных работ, поэтому этот образ воплощает тоску воюющих казаков по мирной жизни, их желание представить себя в семейном кругу, в русле налаженной крестьянской жизни.

Образ жаворонка часто используется в красочных сравнениях (казаки, идущие толпой, как богомольцы, сравниваются со стайкой птиц, звенящей в голубом разливе небес).

В предложенном вам фрагменте жаворонок не только олицетворяет собой мирную жизнь, но и самое дорогое и близкое для человека - его родину.

Таким образом, неприметная маленькая птичка становится для героини символом любимого далёкого края, а его незамысловатая песенка - источником воспоминаний, позвавших едва оправившуюся от тифа Аксинью в дорогу.

9. В каких произведениях русской литературы обновление человека совпадает с наступлением весны и как они соотносятся с сюжетом обновления в романе М. А. Шолохова?

Прежде чем приступить к формированию развёрнутого суждения на заданную тему, укажите, что весна всегда связывалась с обновлением и воскресением для новой жизни. Приведите примеры, когда в произведении намеренно создавалась сюжетная ситуация, в которой мир открывается герою в своих новых проявлениях именно весной.

Вспомните историю весенней встречи Андрея Болконского со старым дубом, когда на героя Л. Н. Толстого «вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему». Отметьте, что именно тогда Андрей принимает важное решение «чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Вспомните «обновление» Родиона Раскольникова, для которого весной открылась дорога к будущему, дорога к новой жизни. Покажите, что это воскресение, перерождение у Ф М. Достоевского связано с евангельскими аллюзиями.

Подводя итоги своим наблюдениям, отметьте, что во всех вышеперечисленных произведениях создана единая сюжетная ситуация: «обновлению» человека предшествовала тяжёлая болезнь (физическая, духовная, нравственная), в структуризации этой ситуации и использован приём психологического параллелизма.

15. Какова функциональная значимость портрета лирической героини в стихотворении Н. А. Некрасова «Тройка»?

Прежде чем приступить к ответу на вопрос задания, вспомните, какие функции выполняет портрет в произведении. Выявите функциональную значимость портрета лирической героини Н.А. Некрасова (констатирующая, изобразительная, смыслообразующая, характерологическая и другие функции). Представьте ассоциативные портретные черты (цвет волос, лица, деталь костюма и т.д.), отметьте их связь с композиционным построением произведения. Заметьте, что портрет органично «вплетён» в сюжет, появляясь в нём фрагментарно в различных знаковых подробностях. Подчеркните, что функции портрета состоят не только в идентификации лирической героини, но и в опосредованном раскрытии её характера и душевных движений (с внешним динамизмом связано движение чувств, их разнообразные проявления).

В заключении сделайте вывод о том, что Н.А. Некрасов, создавая портрет, отбирает максимально ёмкие в смысловом и эстетическом отношении черты, которые призваны подчеркнуть самое важное во внешнем облике лирической героини и рассказать самое важное о её характере, образе жизни, душевной борьбе, судьбе.

16. В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чём они сопоставимы с некрасовскими?

Отвечая на поставленный в задании вопрос, вспомните, что мотив дороги является одним из традиционных мотивов русской лирики. Покажите, что актуальность его долгое время поддерживалась целым рядом российских реалий (необычайной протяжённостью отечественных дорог, неустроенностью дорожного быта, готовностью русского человека к дорожной искренности и открытости и т.д.).

Объясните, что самыми ранними дорожными стихотворениями XIX века считаются послания поэта-романтика К. Н. Батюшкова и ироничные стихи П.А. Вяземского. Отметьте, что дорожные мотивы обнаруживаются в лирике А.С. Пушкина («Бесы»), М. Ю. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу...», «Родина»), Ф. И. Тютчева («Через ливонские я проезжал поля...»), И.З. Сурикова («В степи»), Л. Н. Трефолева («Ямщик») и др.

Выявите основные мотивы дорожной лирики (дорожные неурядицы, пробуждающие поэтическое воображение, ироничный взгляд на «путешествующего», дорожная скука, безропотный народ в нищей стране, безысходность и бессмысленность всей русской жизни и т.д.).

Подводя итоги, отметьте, что стихотворение Н.А. Некрасова органично вписывается в общий контекст дорожной лирики. Выражаемые в нём художественные смыслы характеризовали важнейшие особенности русской жизни и национального характера.

17.1 Являются ли две первые реплики городничего («Ревизор» Н. В. Гоголя) экспозицией комедии (С. С. Данилов, С. Н. Дурылин) или её завязкой (В. Б. Шкловский)?

Приступая к написанию сочинения, вспомните известное высказывание В. И. Немировича-Данченко о «Ревизоре»: «Самые замечательные мастера театра не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах...»

Отметьте, что экспозиция в драматическом произведении заметно отличается от экспозиции в произведении эпическом. Поскольку это сцены, предшествующие действию, экспозиция часто сливается с действием и не имеет такого самоценного характера, как в эпике.

Проанализируйте предложенный вам фрагмент в контексте специфических особенностей драматического произведения. В итоге вы убедитесь в том, что первые реплики городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренепритнейшее известие. К нам едет ревизор» - можно рассматривать как экспозицию, сливающуюся с завязкой комедии.

Вспомните слова В. Г. Белинского, полагающего, что основная тема комедии - страх перед разоблачением. Покажите, что функция первых пятнадцати слов - ввести эту основную тему, тему страха перед надвигающимся возмездием. Этот страх определяет действия героев, обнаруживает сущность их характеров.

Подчеркните, что в первых пяти печатных строках комедии автор четыре раза повторил слово, которое он вынес в заглавие своего произведения. Это слово - «ревизор» - призвано заполнить пространство сознания героев комедии, взбудоражить их фантазию, подтолкнуть их к объединению и самозащите.

Таким образом, реплику городничего можно считать полифункциональной экспозицией, сливающейся с завязкой комедии.

17.2 Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: «Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Потчева».

Продумывая план сочинения, вспомните, какую характеристику дал Ф. И. Тютчеву его знаменитый соотечественник А. А. Фет (по его мнению, поэтическая мысль в лирике Ф. И. Тютчева является отражением красоты философской мысли).

Рассмотрите известные вам стихотворения Ф. И. Тютчева в контексте приведённого высказывания и докажите, что предметом изображения в лирике знаменитого поэта становятся размышления лирического героя о вечных вопросах бытия.

Отметьте, что философскую основу мировоззрения Ф. И. Тютчева составляет его особое отношение к природе. Объясните, почему его лирику называют натурфилософской, охарактеризуйте суть его пантеизма. Для анализа лучше всего использовать стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Природа сфинкс. И тем она верней...», «Полдень», «Есть в осени первоначальной...» и др.

Представьте любовную лирику, докажите, что интимные переживания лирического героя органически сплетены с философскими размышлениями о жизни и смерти, личности и обществе, роке и судьбе. Отметьте актуальность ведущих мотивов (катастрофичность бытия и одиночества). В качестве доказательства обратитесь к анализу произведений, составивших «денисьевский цикл».

Рассмотрите, как решается проблема «невыразимого», объясните характер философского пессимизма Ф. И. Тютчева и покажите, каковы способы его преодоления. Охарактеризуйте ведущие понятия («сочувствие» и «благодать», которые даются человеку). Используйте тексты известных произведений - «Silentium!», «Нам не дано предугадать...» и др.

Объясните смысл философского обобщения в стихотворении «Умом Россию не понять...», покажите ею символический смысл.

В заключении отметьте, что художественная модель мира и человека в поэзии Ф. И. Тютчева по праву может быть названа философской.

17.3 Разделяете ли вы мнение зарубежных исследователей о том, что важнейшими ценностными ориентирами героев А. И. Солженицына («Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича») представляются труд, семья, природа?

Приступая к формированию развёрнутого суждения на заданную тему, вспомните бытующее в литературоведении мнение о том, что мировоззренческая позиция А. И. Солженицына нашла отражение в особом осознании русского национального характера. Покажите, что главными составляющими его являются сила духа, неиссякаемое долготерпение, способность к жизнеутверждению, глубокая внутренняя вера.

Проанализируйте образы Матрёны и Шухова в аспекте обозначенной в задании проблемы. Покажите, что отношение к труду является у А. И. Солженицына мерилом оценки человека, основой его психологической характеристики. Труд для Шухова - это жизнь. Для него, выросшего в атмосфере повседневного труда, даже подневольный лагерный труд становится не просто средством выживания, но и источником духовного удовлетворения. Далее отметьте, что душевное просветление как итог тяжёлого крестьянского труда придаёт высокий смысл существованию Матрёны.

Рассмотрите роль семьи и природы в системе ценностных координат героев А. И. Солженицына. На примере рассказа «Один день Ивана Денисовича» покажите важность семьи как главной животворящей среды, без которой жизнь в лагере была бы невозможна.

Убедитесь в том, что природа во многом формирует характер человека и в таком подходе отчётливо проявляется философская мысль автора о погружённости русской души в природу. Покажите, что вся жизнь Матрёны проходит в единстве с природой. Вспомните, каким существенным моментом является созерцание Шуховым красоты Вселенной в краткие мгновения между делами, думами о работе, о семье. Отметьте, что автор настойчиво подчёркивает крестьянскую привычку своего героя жить и работать в зависимости от естественного природного цикла, связанного с солнцем.

Сделайте вывод о том, что такая система ценностей обусловлена литературной традицией и ментальностью русского народа, она позволяет главным героям произведений А. И. Солженицына жить не по лжи, сохранить своё человеческое достоинство, создать вокруг себя особый мир, который сияет отражённым светом их русской души.

Григорий ушел на дойну, Аксинья изменила ему не легко, но1бездумно с господским сыном - офицером Евгением Листницким. После того как Григорий избил разлучника, Аксинья все же возвращается к Евгению.

Такова еще не преодоленная тогдашняя правда жизни. Даже позор не уничтожает любви. Но Евгений женится.

Аксинья принуждена была покинуть барский дом. Она вернулась к мужу, Степану.

Идет гражданская война. Возвращается Григорий. Изменилась жизнь. Снова встречаются любящие в из-


менившемся мире. Глаза людей начали видеть то, что они раньше не видели. Появился пейзаж, увиденный человеком.

«Григорий перевел взгляд с лица Аксиньи на Дон. Затопленные водой бледноствольные тополя качали нагими ветвями, а вербы, опушенные цветом - девичьими сережками, пышно вздымались над водой, как легчайшие диковинные зеленые облака. С легкой досадой и огорчением в голосе Григорий спросил: - Что же?.. Неужели нам с тобой и погутарить не об чем? Что же ты молчишь?..»

Аксинья отвечает:

« - Деревцо-то - оно один раз в году цветет».

Но в искусстве единая весна любви многократна.

Люди встречаются вновь иными, обогащенными. Есть выражение «простой человек». Но ведь простой человек - большой человек, потому что простой человек своими руками строит жизнь. Рассказать про простого человека, сделать его не орнаментом, внимательно пересмотреть его любовь, да не давая ее второй, подсобной, полушутливой линии, - это очень трудно.

Сходили леса и вырастали заново, падали и вырастали города, покамест простой человек был описан в истинной своей сложности.

Описан не оправданным в своих винах, потому что простой человек - великий человек; он за все отвечает.

Ведь он умеет видеть догорающий в небе дымный пламень созвездий и узнать в небе звезды, приблизив их, сделав их как будто обстановкой великого человеческого жилья.

Аксинья стареет. Но дело не только в молодости человека, но и в том, с какой силой и чистотой он воспринимает мир.

Если бы люди умели слышать! Как быстро менялась бы жизнь.

Через горы трупов, через преступления идут вперед люди. Революция растит не только тех, кто с нею. Она - как воздух, как ветер, которым дышат все.

Мелехов не мог уехать с белыми из России, потому что он изменен революцией. Любовь его все вырастает, становится выше, человечнее.

Уже и Аксинья иначе видит свою соперницу Наталью; уже может сказать, что, когда Григорий вернется, он сам выберет из двух женщин одну, которую любит.


Женщины в детях, рожденных от другой, видят лицо любимого. Сперва это увидела Наталья, тогда, когда Аксинья была у Листницких, потом Аксинья увидела в Натальиных детях детей Григория, узнала его в них.

Они начали забывать себя в своей новой любви.

Нужно достичь не незнания себя, а забвения себя, то есть надо иметь что забыть.

Отсутствие самосознания, которое, по словам Толстого, было свойственно Каратаеву, бесполезно.

Важно то состояние, тот восторг восприятия мира, которого достиг Левин, узнав, что Кити его любит, то состояние, с которым Катюша Маслова отказалась от Нехлюдова, то боевое вдохновение, с которым сражался в последний раз Хаджи-Мурат.

Долгий путь был у Аксиньи и у Григория Мелехова. Они трижды или четырежды встречались в своей любви. Первая любовь была как бы случайна. Ее сам Мелехов называл историей, а это слово для казака - ирония.

Вторая любовь была драмой, уходом из станицы - надо было бросать хозяйство, - но та любовь была опровергнута изменой Аксиньи.

Но третья любовь, которая пришла после долгих лет жертв и долгих поисков, дала людям новое нахождение мира. Вот это и была та любовь, которую не нашли герои Хемингуэя.

Эта любовь не отрывиста, в ее словах не перехватывает дыхание.

О новом видении

Когда это совершилось, люди стали как будто даже обыкновенное: Аксинья Астахова начала пахать с семьей Мелеховых.

Но жизнь изменилась в ее восприятии.

Григорий Мелехов болел, а потом выздоровел. Болезнь иногда обновляет человека, и выпуклыми, вымытыми, обостренными, свежими возвращаются ощущения. Потом болела Аксинья и тоже выздоровела. Григорий болел малярией, Аксинья - сыпным тифом. Болезни у них разные.

Шолохову надо было показать с различной событийной мотивировкой такое положение, в котором оба любящих перед концом романа ощущают мир обновленным.

Выздоравливает как бы сам мир. Человек народа стал героем. Раскрыта сложная красота жизни в романе, который не скрывает ни жестокости, ни грязи, ни запаха пота.


Выздоровевшая Аксинья как будто переселяется в иную вселенную; это дается долгим расчлененным описанием.

«Иным, чудесно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями - все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем».

Сам мир, то, что называют прозаически «действительностью», стал предметом эстетического наслаждения. Вещи хочется ласково потрогать.

«Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле...»

Завершение реального восхождения по ступеням любви состоит в том, что Григорий Мелехов своим путем, с мотивировкой его собственного выздоровления попадает в новый мир, в котором он как бы может встретиться с Аксиньей.

«Григорий долго смотрел в окно, задумчиво улыбаясь, поглаживая костлявыми пальцами усы. Такой славной зимы он как будто еще никогда не видел. Все казалось ему необычным, исполненным новизны и значения. У него после болезни словно обострилось зрение, и он стал обнаруживать новые предметы в окружающей его обстановке и находить перемены в тех, что были знакомы ему издавна.

Неожиданно в характере Григория появились ранее не свойственные ему любопытство и интерес ко всему происходившему в хуторе и в хозяйстве. Все в жизни обретало для него какой-то новый, сокровенный смысл, все привлекало внимание. На вновь явившийся ему мир он смотрел чуточку удивленными глазами, и с губ его подолгу не сходила простодушная, детская улыбка, странно изменявшая суровый облик лица, выражение звероватых


глаз, смягчавшая жестокие складки в углах рта. Иногда он рассматривал какой-нибудь с детства известный ему предмет хозяйственного обихода, напряженно шевеля бровями, и с таким видом, словно был человеком, недавно прибывшим из чужой, далекой страны, видевшим все это впервые. Ильинична была несказанно удивлена однажды, застав его разглядывавшим со всех сторон прялку. Как только она вошла в комнату, Григорий отошел от прялки, слегка смутившись».

В этом новом мире и люди, не перенесшие болезнь, - сестра Мелехова, мать Мелехова, его дети, - по-новому относятся друг к другу.

Мир остается трагичным, потому что Мелехов изолирован.

Григорий нашел новое качество любви и мира, но любимая его гибнет. Герой осматривается.

Шолохов описывает мир, который увидел Мелехов, так: «В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».

В кино пытались - и правильно отказались от попытки передать эту картину. Черное солнце в кино как будто показать легко: черное солнце - это негатив. При техническом умении мы можем дать черное солнце и реальных людей. Но нужно понять, что такое поэтический образ.

Черное солнце показано на черном небе. Черное сияет на черном, хотя этого и не может быть. Поэтический образ словесен; он построен столкновением мыслей. Черное - здесь не только цвет, это все то, что связано со смертью. Черное сверкание, черный свет в то же время противопоставлены смерти, хотя в ней существуют.

Художественный образ не однажды к случаю сделанное сравнение или сближение понятий; в эстетическом переживании импульс, данный новым видением, разнообразно повторяется в новой, созданной художником замкнутости, создавая внутри себя новые неравенства и в то же время подготовляя новые сцепления.

Художественный образ (троп) не фиксация сходства или смежности понятия, а овладение сущностью представления через организацию сближения понятий, указания на их сходство или смежность.


Этим объясняется кажущаяся противоречивость образа, которая в то же время так сильно впечатляет.

Образ не противоречив; он трагически постигаем именно в силу своей противоречивости - движения.

В кино, если бы стала такая задача, его аналогом была бы система нескольких несовпадающих моментов видения.

Вообще нечто подобное явлению одного искусства в другом искусстве можно отразить только иным способом, но способом, тоже создающим систему замкнутых противоречий, ведущих к художественному познанию.

Возвращаясь к роману Шолохова, можно сказать, что образная система 4-й книги романа, продолжая стиль писателя, становится сложнее, динамичнее, не переставая быть характеристичной.

Роман кончается не катастрофой героя, не смертью героини, не гибелью почти всей семьи Мелеховых, а новым познанием нами мира.

Мир познается нами в его движении - в снятии старых отношений.

СЛОВА ПЕРЕД КОНЦОМ КНИГИ

Как всегда, хочешь начать всю работу сначала. Конец книги - начало другой: разделы мнимы. Хотел бы сейчас написать о том, о чем говорил непростительно мало - о современной прозе, нашей и западной.

Знание сегодняшней западной прозы придется дополнить пониманием современного зарубежного кино, использовав отодвинутый, но не отброшенный опыт кинематографиста.

Сделаю большое и необходимое отступление. Можно спросить: как в книге о прозе использовать опыт кинематографии, не создаст ли это пестроту, правомерно ли перенесение законов одного искусства на другое?

Вопрос этот сводится к тому, насколько изолирована сама литература как искусство слова, нет ли у искусств соподчинений.

Деления искусств не условны, но не окончательны; они взаимодействуют, будучи обусловлены общим ходом человеческого мироощущения.


Мифы, созданные в слове, переходят в скульптуру и живопись, они в своем классическом периоде использовали смысловые построения и греческой мифологии, и мифологии христианства. И наоборот.

Мы не понимаем до конца Данте, когда нам не хватает, хотя бы приблизительных, знаний геральдики.

Описанием рисунков геральдики, точнее - пользованием их кодом, их сигналами Данте наполняет 17-ю песнь «Ада» и 27-ю песнь.

В разговоре 8-й песни «Чистилища» Висконти, жалуясь на свою судьбу, говорит об эмблемах рода пизанских Висконти и Висконти миланских.

В 16-й песне «Рая», говоря о судьбе Флоренции, Данте пользуется в течение четырех терцин описанием древних гербов.

Геральдика входит в «Божественную комедию» как смысловой элемент, как подсобная система сигналов.

Данте жил не только во время появления нового литературного стиля, но и в эпоху перелома итальянской живописи; он был другом и советчиком живописцев и пользовался не только материалом слова, но и образами и символами живописи.

Описание зверей, влекущих за собой колесницу Беатриче, не только цитирование Иезекииля, но и связано так же, как и описание одежд женщин, принимающих участие в сцене, с христианской символикой.

Образы же пророчества Иезекииля являются, вероятно, цитацией древних изваяний «Земли Халдейской» (гл. I). Еще ближе образы «Рая» «Божественной комедии» связаны, вероятно, с росписью итальянских соборов.

Фрески не существуют сами по себе, а рассчитаны на последовательность рассматривания - архитектура руководит восприятием мотивов живописного сюжета, определяя и значение элементов, и порядок их сопоставления.

Не только космогонические представления, но и архитектурные представления изображены в разделе «Рай», 14-я песнь начата так:

В округлой чаше от каймы к средине

Спешит вода иль изнутри к кайме,

Смущенная извне иль в сердцевине...

Цветные, друг друга повторяющие радуги и это описание напоминают нам о церковных куполах.


Связь поэзии и прозы с живописью - явление не только искусства Италии. Член-корреспондент Академии наук Д. С. Лихачев на материале русских «Житий святых» блистательно показал, как символика фрески переносилась на символику словесного описания, причем зрительный образ оставался ведущим.

В стихотворении Пушкина «Пророк» появляется ангел Иезекииля: это ангел вдохновенья; он пересекает путь поэта, изменяя сущность восприятия, возвращая поэту мир в новом видении, в новом слушании и потому в новом понимании.

Невнятность метафор, неполное их завершение в современной прозе и кино связаны с ведущим значением эпизода, с многократным и нарочито многозначным его сопоставлением. Ступени сравнений, ступени ассоциаций как бы заменяют связь событий.

Сюжет с завязкой и разрешением сейчас не является главным в построении произведения.

«Сладкая жизнь» Феллини сталкивает самые разнообразные пласты Италии. Столкновения темны и невнятны.

Ключевой образ дан в начале: древнее изваяние Христа с распростертыми руками пролетает, транспортируемое вертолетом, над городом.

Женщины, которых пророк называл блудницами, загорают на крышах высотных зданий, распростертые руки изваяния, неподвижные и лишенные воли, проходят над ними не благословляющей тенью.

Лестницы, идущие вокруг куполов, заброшенные залы замков, улицы смешаны вместе. Люди ищут сладости жизни.

О сладости нового стиля, о новом вкусе мироздания, о преодолении аскетизма писали современники Данте, но ныне слово «сладость» стало иронией.

Небо грозно исполосовано прожекторами, как были исполосованы ступени ада серными вспышками.

Профессор, влюбленный в жизнь, решается убить своих детей, чтобы избавить их от страха перед этим сладостным миром.

«Восемь с половиной» продолжает страх предыдущей ленты. Конца в ней нет, название иронично, как выражение «ни два ни полтора».

Ключевым образом в этом фильме является сцена, когда из копоти подземного туннеля для автомобилей


человек вырывается в небо, а друзья ловят его и на канате тащат обратно к земле.

«Сладкая жизнь» кончалась странным и скорбным образом чудовища, отхаркнутого морем.

Мир «Восьми с половиной» многократен и страшен целиком.

Любовь стала игрою, заказанной и неинтересной, мир, окружающий художника, как будто весь им построен и весь пародиен.

Картина снята о том, как человек не может построить сюжет и не может развязаться с миром.

Он новый Ной, но без ковчега и без Арарата.

В гибнущем мире кинорежиссер строит великую ракету для того, чтобы уйти в пространства вселенной, но это только макет ракеты. Вселенная недостигаема, потому что здесь, в ленте, она непостижима.

Художник бежит от репортеров, от директора и даже лезет под стол так, как прятался от доктора безумный герой «Записок сумасшедшего» Гоголя.

Художник приходит на старые свои дороги, к старым произведениям, к актерам цирка и пытается спастись в одеждах прошлого.

Невнятность и неразрешенность, отсутствие катарсиса (разрешения) задается в начале произведения.

В «Красной пустыне» Микеланджело Антониони на экране, как бы перебивая надписи, возникают шершаво-красные столбы: они строятся, перестраиваются, за ними слышится песня, как будто счастливая, противоречащая красной шершавости изображения.

Это основная ситуация фильма.

Работает завод, трубы дышат желтыми облаками, испуская смерть; земля превратилась в красную пустыню: умирают деревья, умирает трава, отравлена вода.

На заводе забастовка.

Все видно смутно, так как смутны покрытые серной пылью стекла домов. Все нарочито невнятно. Женщина рассказывает больному ребенку не в первый раз сказку или повесть о поющем острове: на острове живет девочка. Сказка похожа на «Алые паруса» Грина, но на корабле, подошедшем к острову, никого нет. Корабль подошел, сам переменил курс и сам ушел.

Образ корабля повторяется много раз. Человек, который любит героиню, уезжает и хочет взять ее с собой, но она не может оставить ребенка. Место, куда уехал чело-


век, не показано. Он уезжает как бы в никуда, хотя и заключает контракты с рабочими. Потом человек возвращается, сходится с женщиной, но от этого она становится только неверной женой - счастья нет.

Героиня уходит в гавань. В гавани стоит ржавеющий пароход, он на приколе, на нем живет матрос-турок. Героиня и турок не понимают друг друга. Фильм кончается тем, что завод дышит желтым паром и к заводу, как в начале фильма, пришла женщина с сыном.

Круг замкнулся.

На этом кольце нанизаны соотнесенные образы: люди живут, но никуда не идут и не доходят даже до смерти.

Мир невнятен, мир потерял соприкосновение частей. Любовь - не любовь, стёкла не прозрачны, и даже вожделение исчезло.

Новая проза и новое кино содержат в себе элементы анализа действительности, но они никуда не идут.

Между тем нехорошо любоваться отчаянием.

Если заключиться в своей собственной душе, то она заболевает, потому что она существует только в соотнесенности с миром.

Человек посылает сигналы, строит системы кодов для того, чтобы разгадать ответы, он строит свой мир, исследуя мир действительности.

Я много блуждал, видел паруса разных цветов, видел берега и льды; сделал много кругов в тумане.

Когда-то я говорил, что в искусстве не существуют ни вещи, ни ощущения, ни эмоции, а существуют только отношения.

Зачем повторять старые пути.

Надо помнить, что существует нечто, называемое нами Вселенной; она ширится, и мы приближаемся к пониманию того, что такое время и пространство.

Не надо любоваться незнанием и квалификацией оттенков сомнений.

Повести о прозе - это повести о путях.


Похожая информация.


«Правильная речь» - Нулевое окончание. Денди. Названия животных. Норма литературного языка. Сочетаемость собирательных числительных. Род сложносокращенных слов. А.П.Чехов. Склонение числительных. Эпиграфы урока. Морфология и культура речи. Образование степеней сравнения прилагательных. Важнейшие качества хорошей речи. Слова.

«Культура русской речи» - Надо постоянно самосовершенствоваться, пополнять словарный запас, узнавать все новые и новые слова. Речь постоянно обогащалась новыми словами, фразами, афоризмами. С течением времени культура речи изменялась, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Именно на произведениях классиков понимаешь всю красоту и силу слов.

«Проблемы экологии русского языка» - Этикет речевого общения. Экология языка. Функции языка. Хорошая речь должна быть правильной. Номинативная функция языка. Сознание человека. Причины кризисного состояния языка. Аккумулятивная функция языка. Культурные условия. Культура общения в современном мире. Коммуникативная функция. Глубокое знание родного языка.

«Проблемы культуры речи» - Великое русское слово. Конференция. Викторина. Гимн о русском языке. Словом можно убить. Русская речь. Русский язык. Русские пословицы и поговорки. Давайте говорить на русском языке. Толстой. Анкета. Елена Потехина. Мужество. Заповеди речевого поведения. Тургенев. Эзоп.

«Грамотная речь» - Неправильное словоупотребление. Приложение. Ошибки в ударении. Акция «Охранная грамота». Образовательный уровень. Тайны родного языка. Охранная грамота. Богатые возможности образовательной среды. Остановите журналиста. Источники общения. Варваризмы. Жаргонизмы. Словесный мусор. Языковые ошибки. Интернет.


Гласные в личных окончаниях глаголов 1. Поставить глагол в инфинитив 2. Спряжение глаголов Глаголы I спряженияГлаголы II спряжения - 4 глагола на…АТЬ (гнать, держать, дышать, слышать) - 7 глаголов на…ЕТЬ (видеть, обидеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, смотреть) - все глаголы на…ИТЬ (кроме брить, стелить) - Брить - Стелить - Все остальные глаголы - Имеют окончание: -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, - ЕТЕ, -УТ(-ЮТ) Имеют окончание: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, - ИТЕ, -АТ(-ЯТ) Н.ф. блистать 3л. Ед.ч.-блещутН.ф.любить 3л. Ед.ч. - любят
























Тест 9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? опт..мизм,г..рящий,разв..вающийся(флаг) г..ристый(холм),ч..стоплотный,интелл..ктуальный неприск..сновенный,неисс..каемый,препод..ватель посв..тить(фонарём),р..скошный,водор..сли




Тест 11. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 11. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? зан..маться,превр..щение,выч..слительный зан..маться,превр..щение,выч..слительный угн..татель,упр..стить,оч..ровать угн..татель,упр..стить,оч..ровать подп..рать,дир..жёрский,з..ря подп..рать,дир..жёрский,з..ря об..яние,предл..жить,фест..вальный об..яние,предл..жить,фест..вальный




Тест 13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? разв..вать(ум),р..цензия,зап..реться разв..вать(ум),р..цензия,зап..реться доб..ваться(успехов),д..кларация,перест..лать доб..ваться(успехов),д..кларация,перест..лать выч..слить,д..апазон,изб..рательный выч..слить,д..апазон,изб..рательный экз..наменовать,асф..льтированный,похв..ла экз..наменовать,асф..льтированный,похв..ла




Тест 15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? оз..рение,п..ссемистический,просв..щение оз..рение,п..ссемистический,просв..щение коп..шащийся,бл..стательно,б..седа коп..шащийся,бл..стательно,б..седа опр..вдать,ср..жение,неук..снительно опр..вдать,ср..жение,неук..снительно погл..щение,св..щенный,прот..птать погл..щение,св..щенный,прот..птать




Тест 17. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 17. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? к..нонада,прик..сновение,сл..боватый к..нонада,прик..сновение,сл..боватый сл..паться,подм..гнуть,ук..ризненно сл..паться,подм..гнуть,ук..ризненно п..лисадник,разг..реться,ар..мат п..лисадник,разг..реться,ар..мат разж..гать,опт..мист,изм..нения разж..гать,опт..мист,изм..нения




Тест 19. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 19. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? р..стовщик,предпол..жить,т..ропливый р..стовщик,предпол..жить,т..ропливый отт..чить,напр..гаться,насл..ждаться отт..чить,напр..гаться,насл..ждаться обн..мать,т..лант,ун..верситетский обн..мать,т..лант,ун..верситетский тр..нслировать,г..сударство,соч..нение тр..нслировать,г..сударство,соч..нение




Вставить пропущенные буквы и знаки препинания Безумно насл…ждаясь вернувшейся к ней жизнью Аксинья испытывала огромное желание ко всему прик…снуться руками, все огл…деть. Ей х…телось потрогать поч…рневший от сырости смородиновый куст, пр…жат…ся щекой к ветке яблони покрытой сизым бархатным налетом хотелось перешагнуть через разруше…ое прясло и пойти по грязи бе…дорожно туда где за ш…роким логом сказачно зелено сливаясь с тума…ой далью озимое поле.


Самопроверка Безумно наслАждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикОснуться руками, все оглЯдеть. Ей хОтелось потрогать почЕрневший от сырости смородиновый куст, прИжатЬся щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатным налетом, хотелось перешагнуть через разрушеННое прясло и пойти по грязи беЗдорожно, туда, где за шИроким логом сказачно зелено, сливаясь с тумаННой далью озимое поле.




Проверь себя 1. Сфера применения Используется в художественных произведениях 2. Задачи речи Нарисовать живую картину; изобразить то, о чем рассказывается; передать читателю чувства (эмоции), которые испытывает автор 3. Стилевые черты Высказывание обычно бывает конкретным, образным, эмоциональным 4. Языковые средства - Конкретные слова: не птицы, а грачи, скворцы, ласточки; не сказал, а напомнил, предупредил, посоветовал; - Слова в переносном значении: море огней, спит земля; - Эмоционально -оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: березка, ключик, звездочка, серенький; б) с суффиксами – ОВАТ-(- ЕВАТ-): сладковатый, синеватый. - Глаголы совершенного вида с приставкой со значением действия (зацвел сад). - Глаголы настоящего времени вместо прошедшего (Ходил я за грибами. Вдруг вижу…) - Предложения вопросительные, побудительные. - Предложения восклицательные. - Предложения с однородными членами.


Продолжение таблицы 5.Использование изобразительно- выразительных средств Используются изобразительно- выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола, аллегория, ирония, литота, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, антитеза, градация, инверсия, эллипсис и др. 6.Эстетическая функция художественного стиля Создание художественных поэтических образов, эмоционально-эстетическое воздействие.


Анализ текста Солдаты, скорее всего (не)знали про то что красота сп…сет мир, но что такое красота оба они, в общем, знали. Среди гор они чу…ствовали красоту (красоту мес…ности) – слишком хорошо она их пугала. Из горной т…снины выпрыгнул вдруг ручей. Еще более наст…рожила обоих п…ляна окрашенн(н)ая со…нцем до осл…пля…щей желт…зны. Рубахин шел первым, более опытный. Куда вдруг делись горы? Залитое со…нцем пространство напоминало Рубахину о счас…ливом детстве (которого (не)было). Особн…ком стояли над травой гордые южные деревья (он не знал их названий). Но более всего в…лновала равнинн(н)ую душу эта высокая трава дышавщая под несильным ветром. - Стой-ка, Вов. Не спеши,- предупреждает негромко Рубахин. Быть на незнакомом открытом месте – все равно что быть на мушке. И прежде чем выйти из густого кустарника Вовка(стрелок) вскидывает свой карабин и с особой медлительностью в…дет им слева направо используя …птический прицел как б…нокль. Он затаил дыхание. Он огл…дывает столь щедрое со…нцем пространство. (В.С.Маканин)


Проверь себя Солдаты, скорее всего не знали про то, что красота спАсет мир, но что такое красота, оба они, в общем, знали. Среди гор они чуВствовали красоту (красоту месТности) – слишком хорошо она их пугала. Из горной тЕснины выпрыгнул вдруг ручей. Еще более настОрожила обоих пОляна, окрашеННая соЛнцем до ослЕпляЮщей желтИзны. Рубахин шел первым, более опытный. Куда вдруг делись горы? Залитое соЛнцем пространство напоминало Рубахину о счасТливом детстве (которого не было). ОсобнЯком стояли над травой гордые южные деревья (он не знал их названий). Но более всего волновала равниННую душу эта высокая трава, дышавшая под несильным ветром. - Стой-ка, Вов. Не спеши,- предупреждает негромко Рубахин. Быть на незнакомом открытом месте – все равно что быть на мушке. И прежде чем выйти из густого кустарника, Вовка-стрелок вскидывает свой карабин и с особой медлительностью вЕдет им слева направо, используя Оптический прицел как бИнокль. Он затаил дыхание. Он оглЯдывает столь щедрое соЛнцем пространство. (В.С.Маканин)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: